0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Житие святых Петра и Февронии Муромских

Однажды семью князя Павла, муромского самодержца, посетило горе: к его жене стал приходить змей, принимавший облик мужа. Когда дьявольский обман раскрылся, она рассказала обо всем супругу. Павел приказал ей хитростью разузнать тайну змеиной смерти. Выяснилось, что умереть змею суждено «от Петрова плеча и Агрикова меча».

Петр, помолившись, узнал место хранения меча и вонзил его в змея. Во время сражения диавольская кровь брызнула на Петра, и тут же его тело осквернилось язвами и струпьями.

Многие врачи и знахари безуспешно пытались вылечить князя. Предавшись Воле Божией, князь направил своего слугу на поиски лекаря. Юноша случайно оказался в доме, где жила девушка Феврония. Она была дочерью древолаза, знала свойства целебных растений и понимала язык животных, обладала даром прозорливости и исцеления. Узнав о княжеском горе, девушка велела слуге привезти князя к ней.

Прибыв в селение, Феврония осмотрела страдальца и пообещала его вылечить. В качестве оплаты за лечение она пожелала сочетаться браком с Петром. Князь пообещал взять ее в жены.

Читайте о святых:

Девица прозрела лукавство, велела князю пропариться в бане и смазать струпья мазью, но один из них оставить. Княжеское тело очистилось и Петр отправился домой. Вскоре его тело вновь было опоганено и он со стыдом вернулся к целительнице.

Она вылечила князя и в знак благодарности Петр на ней женился. Князья вернулись в Муром и пронесли светлое чувство любви через жизненные испытания и преграды.

Муромские бояре ценили своего правителя, но их горделивые жены невзлюбили простолюдинку. Вскоре их мужья потребовали от Петра, чтобы он отпустил восвояси новоявленную супругу, на что последовал отказ.

Святые Петр и Феврония Муромские были изгнаны из города. Но вскоре на Муром обрушился Гнев Божий, бояре разругались из-за желания властвовать, было пролито много крови. Муромские послы разыскали изгнанную пару и умолили их вернуться на княжение.

Супруги смиренно вернулись в город, управляли им справедливо, непрестанно пребывая в молитвенном труде, помогали нищим и обездоленным.

Житие Петра и Февронии Муромских: история

Петр и Феврония Муромские — супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы.

История жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228 году, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.

Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви — дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.

Прп. Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме блгв. Павла. Однажды в семье Павла случилась беда — по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча». Прознав об этом, кн. Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.

Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!»

Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, — большую награду. «Я хочу его вылечить, — без обиняков ответила Феврония, — но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.

Благодатная девица имела премудрость Св. отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Свящ. Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5: 26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди».

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

Читать еще:  Предсказания Лаврентия Черниговского: пророчества преподобного о последних временах и России

Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: «Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, — попросила княгиня. — Одинакова вода или одна слаще другой?» — «Одинакова», — отвечал тот. «Так и естество женское одинаково, — молвила Феврония. — Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Обличенный смутился и покаялся в душе.

Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. «Что теперь с нами будет?» — с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: «Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!» В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: «Да будут они утром большими деревьями». Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли «для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет» (Иов. 14: 7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блж. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.

Память блгв. Петру и Февронии отмечается 25 июня/8 июля.

Вы прочитали статью Житие Петра и Февронии Муромских. Возможно, Вам будет интересно:

ПЕТР И ФЕВРОНИЯ МУРОМСКИЕ. История вечной любви (2008)

Название: Петр и Феврония. История вечной любви
Год выхода: 2008
Жанр: Документальный
Режиссер: Артур Виденмеер
Выпущено: Студия Остров
Продолжительность: 25 минут

О фильме:
День семьи, любви и верности — так называется праздник, который 8 июля отмечается в нашей стране. По православному календарю это день святых Петра и Февронии Муромских — покровителей семьи и брака. История святых, чей брак является образцом христианского супружества. Второго сына Муромского князя Юрия Владимировича Петра в юности ранили отравленным мечом. Его тело покрылось язвами, и никто не мог его излечить. Во сне князю было видение — исцелить его может дочь бортника — крестьянка Феврония. Князь пообещал жениться на ней, если она его исцелит — так и случилось. В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час — 25 июня (по новому стилю — 8 июля) 1228 года. Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела похоронили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Сегодня тысячи людей приходят поклониться мощам Петра и Февронии и получают от них помощь. Десять лет назад в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме была замечена странная пара. На протяжении месяца они каждый день по много часов проводили на коленях перед мощами. Оказалось, что это супруги, и хотя им было уже по 50 лет, Бог не дал им детей, которых они так хотели. И случилось чудо: она забеременела! Их молитвы были услышаны, и в течение нескольких лет у них родилось пять детей!

В чем помогают святые Петр и Феврония?

Святые Петр и Феврония помогают, когда кажется не хватает сил, когда недостатки кажутся такими огромными, что кроме них ничего и не видно больше. Как в притче про муху на носу: муха-то маленькая, а, сев на нос, закрывает весь мир. Прогоните «муху» своего раздражения, нетерпеливости и обид и вам откроется мир добра и любви. Мир, который всегда начинается только с нас. С нашего первого шага.

Сегодня в среде молодых верующих принято собираться для чтения перед иконой благоверным супругам акафистов и молебнов. Молодые люди просят помощи в создании семьи. Случается, что половинки находят друг друга прямо на общей молитве. Такие случаи не единичны.

Святые мощи Петра и Февронии хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Они и по смерти неразлучны: по преданию, перед смертью оба приняли иночество и умерли в один день и час. Когда Петр (в иночестве Давид) уже чувствовал скорую кончину, он сообщил об этом Февронии (в иночестве Евфросинья) через посыльного. Но Феврония вышивала плат для усопших и не успевала окончить это последнее украшение. Тогда она передала Петру, чтоб тот подождал еще час. После завершения работы оба предали свою душу Богу и на том свете, верим, также неразлучны.

Житие святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским – жизнеописание, чудеса, мощи святых

  • Русское правописаніе
  • Россія
    • Календарь Русской Исторіи
    • Исторія Россіи
    • Монарх. государственность
    • Законы Россійской Имперіи
    • Высочайшіе Манифесты
    • Трактаты и конвенціи
    • Награды Россійской Имперіи
    • «Книга Русской Скорби»
    • Бѣлое Движеніе
    • Русская Литература
  • Русское Православіе
    • Православный Календарь
    • Библія (Сѵнод. переводъ)
    • Православное вѣроученіе
    • Церковное Право
    • Творенія св. отцовъ
    • Житія святыхъ
    • Богослужебные тексты
    • Правосл. молитвословъ
    • Исторія Русской Церкви
    • Церковная письменность
    • Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
  • Русское Зарубежье
    • Церковная письменность
    • «Церк. Вѣдомости» (1922-1930)
    • «Церковная Жизнь»
    • «Православная Русь»
    • «Православная Жизнь»
    • «Православный Путь»
    • «Китайскій Благовѣстникъ»
    • «Хлѣбъ Небесный»
    • «Православное Обозрѣніе»
    • «Владимірскій Вѣстникъ»
    • «Двуглавый Орелъ»
    • Листки еп. Александра (Милеанта)
    • Русская Литература
  • Проекты портала
    • Церковный календарь
    • Русская Библія
    • Осанна
    • Святоотеческое наслѣдіе
    • Наслѣдіе Святой Руси
    • Слово пастыря
    • Литературное наслѣдіе
  • Новости

Свт. Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Свт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей свт. Димитрія произошло 21 сентября 1752 г.; прославленіе — 22 апрѣля 1757 г.; перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Читать еще:  Житие Афанасия Великого - жизнь и труды, правила и творения, дни памяти

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ, НА РУССКОМЪ ЯЗЫКѢ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

День двадцать пятый.
Память святыхъ благовѣрныхъ князя Петра и княгини Февроніи, въ иночествѣ Давида и Евфросиніи, Муромскихъ чудотворцевъ.

С ей благочестивый князь Петръ [1] происходилъ изъ благочестиваго и святаго рода [2], воспитанъ былъ въ православной /с. 564/ вѣрѣ и цѣломудріи въ городѣ Муромѣ [3] и правилъ княжествомъ своимъ, во всемъ соблюдая строгую справедливость. Когда наступило время, онъ сочетался бракомъ съ благовѣрною княгинею Февроніею, которая также происходила изъ благочестиваго рода [4] и тщательно была наставлена въ благочестіи. Будучи, такимъ образомъ, оба святыми и праведными людьми, блаженные Петръ и Февронія любили чистоту и цѣломудріе и всегда были милостивыми, справедливыми и кроткими. Они избавляли отъ власти обижающихъ тѣхъ, кто подвергался обидамъ, достойно чтили лицъ иноческаго и священническаго званія, подавая имъ пособія, съ великимъ милосердіемъ относились къ бѣднымъ и усердно упражнялись въ постѣ и воздержаніи. Желая по слову Господа унаслѣдовать землю кроткихъ (Матѳ. 5, 5) и снискать себѣ вѣчное блаженство праведниковъ, они, кромѣ того, и во всемъ прочемъ весьма много угодили Христу своими добрыми дѣлами. Достигши затѣмъ маститой старости, блаженный Петръ впалъ въ тѣлесный недугъ и принялъ постриженіе, при чемъ въ иночествѣ ему дано было имя Давида. Послѣ сего, немного поболѣвъ, онъ съ твердою вѣрою преставился къ Богу въ Царство небесное. Точно также и святая княгиня Февронія, исполняя искреннее свое желаніе, постриглась въ иночество, получивъ въ иноческомъ званіи имя Евфросиніи и подобно супругу своему съ непоколебимою вѣрою и чистою совѣстію преставилась, предавши душу свою въ руцѣ Божіи [5]. Такимъ образомъ оба святые супруги унаслѣдовали землю кроткихъ, которой съ юныхъ лѣтъ такъ желали. Послѣ кончины блаженнаго князя Петра вольможи и бояре оплакивали его, какъ отца, горожане — какъ заступника своего и защитника, бѣдные, вдовы и неимущіе пропитанія — какъ своего кормителя и помощника. Честныя тѣла святыхъ князя и княгини съ торжествомъ /с. 565/ проводили всѣ жители города и похоронили ихъ въ одномъ гробѣ въ городѣ Муромѣ. Святые и до сего дня чрезъ честныя мощи свои совершаютъ во славу Божію чудеса тѣмъ, кто съ вѣрою обращается къ нимъ [6].

Тропа́рь, гла́съ 8:

Я ко благочести́ваго ко́рене пречестна́я о́трасль бы́лъ еси́, до́брѣ во благоче́стіи пожи́въ, блаже́нне Пе́тре, та́ко и съ супру́жницею твое́ю, прему́дрою Февро́ніею, въ мíрѣ Бо́гу угоди́вше и преподо́бныхъ житію́ сподо́бистеся. Съ ни́миже моли́теся Го́сподеви сохрани́ти безъ вре́да оте́чество ва́ше, да ва́съ непреста́нно почита́емъ.

Конда́къ, гла́съ 8:

М íра сего́ княже́ніе и сла́ву вре́менну помышля́я, сего́ ра́ди благоче́стно въ мíрѣ пожи́лъ еси́, Пе́тре, ку́пно и съ супру́жницею твое́ю прему́дрою Февро́ніею, ми́лостынею и моли́твами Бо́гу угоди́вше. Тѣ́мже, и по сме́рти неразлу́чно во гро́бѣ лежа́ще, исцѣле́ніе неви́димо подава́ете, и ны́нѣ Христу́ моли́теся сохрани́ти гра́дъ же и лю́ди, и́же ва́съ сла́вящихъ.

Примѣчанія:
[1] Святый Петръ-Давидъ, князь Муромскій, былъ вторымъ сыномъ муромскаго князя Юрія Владиміровича. Онъ сталъ княжить въ Муромѣ послѣ старшаго брата своего Владиміра Юрьевича, вступивъ въ управленіе княжествомъ 18 декабря 1203 года.
[2] Родоначальникъ муромскихъ князей, князь Константинъ Святославичъ причисленъ къ лику святыхъ; память его празднуется 21 мая.
[3] Муромъ въ древности былъ центромъ сѣверной Ростово-Суздальской области, нынѣ уѣздный городъ Владимірской губерніи.
[4] Есть преданіе, что сватая княгиня Февронія по происхожденію своему была простою поселянкою, дочерью «древолазца бортника» изъ деревни Ласковой, Рязанской губерніи.
[5] Святые князь Петръ и княгиня Февронія скончались въ одинъ день, 25 іюня 1228 года, а по мнѣнію преосвященнаго Филарета кончина ихъ падаетъ на 26 апрѣля того же года, причемъ 26 день апрѣля признается имъ за день ихъ кончины, а 26 іюня — за день открытія мощей. Прославленіе ихъ началось въ началѣ XVI вѣка, а на Московскомъ соборѣ 1547 года положено было мѣстно праздновать память ихъ. Впослѣдствіи (вѣроятно съ 1552 года) это празднованіе стало повсемѣстнымъ.
[6] «Блаженный Давидъ и Евфросинія, — говоритъ преосвященный Филаретъ, — въ жизни своей были образцомъ христіанскаго супружества, готовые на всѣ лишенія для евангельской заповѣди о нерушимомъ союзѣ. И нынѣ они молитвами своими низводятъ небесное благословеніе на вступающихъ въ бракъ. Такъ показываютъ многіе опыты загробной жизни ихъ».

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга десятая: Мѣсяцъ Іюнь.Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1913. — С. 563-565.

8 июля – память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев. Краткое и полное житие. Видео

Краткое житие

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой Рязанской губернии. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе с святой Февронией.

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.
Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества.

Своими молитвами они низводят небесное благословение на вступающих в брак.

Полное житие


Святой благоверный князь Петр (в иночестве Давид) и святая благоверная княгиня Феврония (в иночество Евфросиния) — русские православные святые, Муромские чудотворцы.

Читать еще:  Житие Беды Достопочтенного - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

История жизни святых князей Петра и Февронии — это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека.


История любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии». Согласно «Повести», супруги княжили в Муроме в конце 12 — начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой — тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.

В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил, поскольку Феврония была простолюдинкой: «Ну как это можно — князю дочь древолаза взять себе в жены!». Феврония исцелила князя, но поскольку дочь пчеловода прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь со стыдом снова вернулся к Февронии. Феврония вновь вылечила Петра, и уже тогда он женился на ней.

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Были ли у них дети — устное предание не донесло сведений об этом. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом — смысл и назначение его.

Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу — умереть одновременно.

Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в одном гробе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.

Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля).
Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Святые благоверные князья Петр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака. Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья. Они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми. И удостоены они такого прославления “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака. Значит каждый из тех кто подвизается в христианском браке и следует их примеру, может быть поставлен в этот ряд и может стяжать венец, которого удостоились святые Петр и Феврония Муромские.

Их мощи находятся в г. Муроме в Троицком женском монастыре. День памяти Муромских чудотворцев в дореволюционные времена был одним их главных общегородских праздников. В этот день в Муроме проходила ярмарка, в город стекалось множество окрестных жителей. Можно по праву сказать, что мощи святых князей являлись общегородской святыней и главным православным символом города.

В Москве находится чтимая икона святых князей Петра и Февронии с частицей мощей в храме Вознесения Господня на Большой Никитской («Малое Вознесение»), где каждое воскресенье в 17.00 им служится акафист.

В 2008 году при поддержке супруги российского президента Светланы Медведевой был учрежден новый праздник — День семьи, любви и верности, приходящийся на 8 июля – день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии. Праздник этот является частью забытой традиции нашего народа. Раньше в этот день совершались помолвки, а уже после окончания Петрова поста пары венчались в церкви. Символом праздника стала простая и близкая каждому ромашка — как символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности.

Тропарь, глас 8

Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, / добре во благочестии пожив, блаженне Петре, / тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею, / в мире Богу угодивше / и преподобных житию сподобистеся. / С нимиже молитеся Господеви / сохранити без вреда отечество ваше, / да вас непрестанно почитаем.

Кондак, глас 8

Мира сего княжение и славу временну помышляя,/ сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре,/ купно и с супружницею твоею, премудрою Феврониею,/ милостынею и молитвами Богу угодивше./ Темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще,/ исцеление невидимо подаваете,/ и ныне Христу молитеся,// сохранити град же и люди, иже вас славящих.


Молитва святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским


О велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели и хранители, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам молимся с упованием крепким: принесите за нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу Богу и испросите нам у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, душам и телесем здравие и вечное спасение.

Исходатайствуйте у Царя Небеснаго: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите Церкви святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся грады Российския от всякаго зла и вся правоверныя люди, к вам приходящия и мощем покланяющияся, осените благодатным действом благоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните.

Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите о нас приснии предстатели ко Господу и сподобите нас помощию вашею святою спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца, и Сына, и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector