0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Житие святителя Тихона Задонского

Житие святителя Тихона Задонского

Великий аскет, выдающийся писатель и богослов, горячий молитвенник – все это об одном человеке – о святителе Тихоне Задонском. Он жил и нес свое служение в XVIII веке, в совсем другой, отличной от нашей обстановке, среди людей, возможно, мало похожих на нас. Но и сегодня его творения продолжают зажигать сердца людей пламенем веры, и сегодня любая молитва, любое обращение к нему непременно находит отклик. С особой надеждой к святому обращаются с молитвой о врачевании душевных хворей: депрессии, пьянства, помешательства, беснования.

Тимофей Савельевич Соколовский (так звали святителя Тихона до принятия монашества) – родился в 1724 году в селе Короцко Валдайского уезда Новргородской губернии. Его отец – Савелий Соколов – служил псаломщиком в местном храме. Кстати, свою фамилию он получил во время учебы в духовной семинарии (такова была традиция тех лет), а по рождению носил фамилию Кириллов. Отец семейства умер, когда Тимофей был еще совсем ребенком. Оставшись без кормильца, вдова и сироты стали буквально нищими. Поэтому и будущий святитель с детства знал цену труду, цену хлебу.

Когда Тимофею исполнилось четырнадцать лет, мать привезла его в Новгород на учебу – она хотела, чтобы сын поступил в духовное училище. В этом ей помог старший сын, бывший в Новгороде причетником. Он взял брата к себе на содержание и походатайствовал о его зачислении в Новгородскую духовную славянскую школу при архиерейском доме. Большего бедная семья не могла дать своему ребенку. Но это оказалось и не нужно: Тимофей проявил такое прилежание и способность к наукам, что скоро его признали одним из лучших учеников школы. Собственно, и школа-то существовала еще совсем недолго, в 1740-м стараниями Новгородского епископа Амвросия она была преобразована в Духовную семинарию. Тимофей Соколовский, как наиболее способный ученик, был переведен туда и принят на казенное содержание.

Впрочем, «казенное содержание» совсем не означало беспечной сытой жизни: по тем временам это давало только право на бесплатное получение хлеба и кипятка. Но Тимофею было достаточно и этого – ведь главное, он получал возможность, не отягощая свою семью, учиться, постигать глубины Православной веры. А ведь учиться предстояло долго. Вообще же, в семинарии будущий святитель провел значительную часть своей жизни, сначала обучаясь (почти 14 лет – ведь в новой семинарии остро не хватало учителей), потом – преподавая греческий язык и богословие и возглавляя кафедру риторики.
Монашество

10 апреля 1758 года Тимофей был пострижен в монашество с именем Тихон. И уже через год ему пришлось покинуть ставший родным уже Новгород – по просьбе Тверского епископа Афанасия его назначили архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря и ректором Тверской духовной семинарии, учителем богословия и присутствующим в духовной консистории. В это время он стал архиереем – 13 мая 1761 года в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе он был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии. Но второй отрезок жизни в Новгороде оказался недолгим. Новое послушание, порученное священноначалием, позвало его в Санкт-Петербург — председательствовать в Петербургской Синодальной конторе. Оттуда владыка Тихон переместился дальше, в Воронеж, где в это время умер епископ Воронежский и Елецкий Иоанн, и на Воронежскую кафедру назначили епископа Тихона.

Получив серьезную власть и большие возможности, святитель Тихон наконец развернул деятельность, о которой, видимо, мечтал, и к которой шел всю жизнь. Раньше лишь по мере возможностей, данных ему преподаванием, он распространял среди мирян и духовенство истинные знания о Боге, побуждал их к чистой вере. Теперь же он мог писать и издавать богословские труды, проповедовать, наблюдать и помогать духовенству в служении. В первый же год своего святительского служения в Воронеже владыка Тихон написал краткое поучение «О седми Святых Тайнах». Затем последовал труд «Прибавление к должности священнической о тайне святаго покаяния». Это сочинение представляет особый интерес потому, что в нем святитель учит двум подходам в построении исповеди для мирян: чувствуя в человеке глубокое покаяние и сокрушение о своих грехах, священнослужитель должен ободрять и утешать его, напоминая о милости и прощении Божием, чтобы не допустить проникновения уныния в его сердце. В ином случае священнику нужно, напротив, напоминать человеку о суде, о по смертном воздаянии, чтобы пробудить в нем сожаление о грехах.

Святитель Тихон заботился как о духовном и интеллектуальном возрастании духовенства, так и о его защите от неправомерных наказаний. Он много проповедовал, в том числе специально для духовенства, вызвав для этого преподавателей из Славяно-Греко-Латинской академии, издавая книги и рассылая их по уездным городам епархии. Владыка постоянно участвовал в воспитании будущих архипастырей, открывая во всех городах славянские школы, а затем учредив два духовных училища в Острогожске и Ельце. В 1765 году его трудами Воронежская славяно-латинская школа была преобразована в духовную семинарию. В то же время архиерей первым запретил в своей епархии телесные наказания священнослужителей.
Мечта юности

Вероятно, с ранних лет святитель Тихон хотел уединенной иноческой жизни – постоянной молитвы, простого быта, тишины… Но он обладал множеством талантов и дарований, которые должны были найти свое применение в другой среде – в городе, в духовных школах, в деле воспитания и образования духовенства и укрепления Церкви Христовой. Поэтому Господь долгие годы не попускал ему исполнить свою мечту и уединиться для молитвы в тихой маленькой келье.

Но вот наступил момент, когда непрестанные заботы, дела, к которым владыка относился неизменно с большим усердием, подкосили его здоровье и истощили его силы. С ним стали случаться сердечные и нервные приступы, самая легкая хворь давала серьезные осложнения. В конце концов, недостаток сил стал сказываться на делах: святитель уже не мог уделять внимание всему, что этого требовало. Но владыка был чрезвычайно строг и взыскателен – прежде всего, к себе. Он не мог позволить себе занимать кафедру, зная, что не вполне соответствует тем высоким требованиям, который сам же предъявлял к этой должности. Поэтому он настойчиво просил разрешения удалиться на покой, которое и получил 17 декабря 1767 года. Ему назначили пенсию и разрешили поселиться там, где он захочет.

Читать еще:  Исаакий Далматский: житие и биография святого, чем помогает

Сначала владыа выбрал Толшевскую Спасо-Преображенскую обитель (в 40 верстах от Воронежа), но весной 1679-го из-за неподходящих его здоровью климатических условий переехал в Задонский монастырь.

Там владыка и провел оставшиеся годы своей жизни, получив из-за этого наименование «Задонский». Освободившись от трудов архипастырских, святитель, тем не менее, не давал себе отдыха. Он жил в аскетичной обстановке, употребляя самую простую пищу и беря на себя самые тяжелые работы (колка дров, заготовка сена и так далее). Строгий к себе, он был мягким и снисходительным к окружающим, хотя и обладал от природы горячим нравом. Говорят, что после строгого замечания, сделанного своему келейнику, он кланялся перед ним до земли и просил прощения.
Свет веры

Надо сказать, что в полной мере свое стремление к одиночеству святителю не удалось исполнить и находясь на покое. Келья его стала источником духовного просвещения для большого количества людей, которые стекались туда из разных мест и просили советов и молитв. Однако владыка ни в коем случае не тяготился этим. Он любил беседовать с простым народом, утешая людей в самых трудных ситуациях и даже помогая деньгами тем, кто в этом нуждался. Из монастырской слободы к нему часто приходили дети. Его уважали окрестные дворяне и помещики, считаясь с его мнением, когда он умирял их конфликты или ходатайствовал перед ними за крестьян. Все, что святитель получал в подарок и в качестве пенсии, шло на благотворительность.

Освободившись от большого числа хлопот, высвободив время, на покое святитель продолжал писать свои сочинения. Так появились лучшие его труды – «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве» (1776).

Рождественская литургия 1779 года стала последним в его жизни. После этого силы его крайне ослабли, но он продолжал работать: в 1782 году появилось его духовное завещание, в котором он воздавал Богу благодарность за все благодеяния к нему и выражал упование на милость в вечной жизни. А в следующем году его не стало. Случилось это 13 августа 1783 года. «Смерть его была столь спокойна, что как бы заснул». Похоронили владыку в Задонском Рождество-Богородицком монастыре.

К его мощам и ныне стекаются паломники. Его духовное наследие до сих пор помогает разным поколениям людей обрести свой путь к Богу. Его сочинения хранят в себе вековую мудрость, но и сейчас способны дать ответ на самый острый, злободневнй вопрос.

© Онлайн библиотека сайта Православие и мир, 2011–2021

«Сокровище духовное» и другие книги

По мнению теологов, на творчество Тихона Задонского повлиял немецкий пиетизм, а особенно книги Иоганна Арндта. «Сокровище духовное» в четырех томах Тихон Задонский начал писать после того, как оставил должность епископа. Кроме этой работы из-под пера святителя вышли и другие труды:

  • о принципах христианства;
  • письма келейные и посланные;
  • про евангельское учение;
  • нравоучительные слова;
  • проповеди епаршеских трудов.

Все творчество преподобного пронизано глубокой назидательной мудростью, приносящей спасение и приводящей к Богу. Творения Св. Тихона стали доступны мирянам с марта 1784 года, после решения Св. Синода.

В 1875 году было издано собрание всех работ чудотворца, представленных по хронологическому порядку их написания.

«Сокровище духовное» и другие книги

По мнению теологов, на творчество Тихона Задонского повлиял немецкий пиетизм, а особенно книги Иоганна Арндта. «Сокровище духовное» в четырех томах Тихон Задонский начал писать после того, как оставил должность епископа. Кроме этой работы из-под пера святителя вышли и другие труды:

  • о принципах христианства;
  • письма келейные и посланные;
  • про евангельское учение;
  • нравоучительные слова;
  • проповеди епаршеских трудов.

Все творчество преподобного пронизано глубокой назидательной мудростью, приносящей спасение и приводящей к Богу. Творения Св. Тихона стали доступны мирянам с марта 1784 года, после решения Св. Синода.

В 1875 году было издано собрание всех работ чудотворца, представленных по хронологическому порядку их написания.

Житие святителя Тихона Задонского

Житие святителя Тихона Задонского

26 августа вспоминается святой Церковью великий учитель и наставник – святитель Тихон Задонский

Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский, родился в 1724 г. в селе Короцке Валдайского уезда от дьячка. Отец его умер, когда он был еще ребенком, и семья осталась в самом бедственном положении. Когда св. Тихон подрос, мать решила было отдать его бездетному богатому ямщику, который полюбил мальчика. Но старший брат, который занял место отца, отговорил со словами:

— Я лучше с сумой пойду по миру, а брата не отдам в ямщики. Постараемся обучить его грамоте, тогда он может определиться в дьячки или пономари, — и начал учить его грамоте, затем отдал в духовное училище.

Тихон был очень одарен, получил прекрасное образование и стал учителем. Тогда он сам начал помогать своим родным. Родственники уговаривали его вступить в брак и стать священником, но он стремился постричься в монахи.

Следующие случаи еще больше расположили его к этому: быв на колокольне одного монастыря, Тихон оперся на перила, перила вдруг упали на землю, а его как будто кто — то оттолкнул назад, и он упал к колоколам полумертвым. Другой случай — разверзлись перед ним небеса, и он видел такой свет, что нельзя ни умом обнять, ни языком выразить.

Постриженный в монахи, Тихон скоро стал архимандритом и ректором семинарии, а затем и епископом на 37-м году своей жизни, — сначала викарием новгородским, а потом епископом Воронежским и Задонским. Святитель Тихон был в высшей степени примерным архипастырем. Его главным делом было исправление духовенства, так как между духовными лицами было много таких, которые не только не знали своих обязанностей, но даже не умели читать Евангелие и Апостол; он устроил Духовные училища, строго наблюдал, чтобы в консистории (Духовном управлении) не притесняли духовных лиц; сам был не столько судьей, карающим грех, сколько пастырем, заботившимся об исправлении виновного.

В пастве же он всячески старался возбуждать благочестие: повелел каждый праздник и воскресный день читать в храме поучения; сам составлял душеполезные книги и листы для народа, предписывал духовенству наблюдать за хождением народа в храм, внушал священникам удерживать народ от провождения праздников не по — христиански.

Св. Тихон уничтожил в Воронеже празднование так называемому Яриле, которое было перед Петровым постом и состояло в пьянстве и всяких безобразиях, — сам явился среди празднующего народа, убеждая оставить безобразное празднование.

Читать еще:  Пророчества Космы: предсказания святого о мире и современном человечестве, России

Он также прекратил у себя в епархии бесчинные увеселения на сырной неделе, или масленице. Мирил ссорившихся. Усиленные труды скоро надломили здоровье святителя, и он вынужден был отказаться от управления епархией и проводил жизнь в Задонском монастыре — в подвигах молитвы, поста, труда и смирения. Составил много душеполезных сочинений, любил беседовать с братией, народом, особенно же с детьми; все свое жалование употреблял на пособие бедным, ходатайствовал в судах за притесняемых, посещал больницы и темницы, вразумлял раскольников.

Он предсказал Александру 1 победу над Наполеоном. За три года указан был ему от Бога день смерти.

Скончался св. Тихон в 1783 году.

Через 63 года, при перестройке церкви, мощи его найдены нетленными; у гроба его совершилось множество чудес. Тогда в 1861 году Святейший Синод причислил его к лику святых, и мощи его были открыты и положены в раке в Задонском монастыре.

Жизнь в покое

Тяжелая работа в должности епископа расстроили здоровье преподобного Тихона Задонского. В 1767 г. он подал прошение на увольнение, свои последние годы провел в мирной монастырской жизни. В его распорядок дня входили продолжительные молитвы, чтения Священных Текстов, благотворительные деяния и составление полезных религиозных трудов. На сон Тихон отводил не более четырех-пяти часов в сутки.

Житие святителя Тихона, Задонского

Каждый день он приходил в храм, а дома часто приклонял колена перед изображениями святых и взывал о спасении всех существ. Когда святитель отправлялся в странствие по монастырским местам, он всегда брал с собою миниатюрный Псалтирь. Всю пенсию этот милосерднейший человек отдавал на нужды беднякам.

Свои долгом он считал посещение заключенных города Елец, где пытался утешить их и расположить к искреннему покаянию.

Его жизнь была проста, питался Тихон как обычный крестьянин. Садясь за стол, святитель вспоминал о нищих, голодных и тревожился о том, что не способен накормить каждого. Он обладал великой совестью и не стыдился глубоко кланяться тем, кого мог обидеть словом. Но всегда отвечал добром на оскорбление со стороны.

Святой Тихон был наделен даром видения будущего, он совершал чудеса и читал мысли своего собеседника.

Преподобный любил общение с простым народом, утешал несчастных и обездоленных, помогал финансами и вещами.

Святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец

(фрагменты проповеди Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Святогорского в день памяти святителя Тихона Задонского 26.08.2009 г.)

«Православия наставниче, благочестия учителю,

покаяния проповедниче, Златоустаго ревнителю, пастырю предобрый»

(из тропаря святому)

Почитание сего угодника Божия было ещё при его жизни, а молитвы святого — всегда действенны и слышимы Богом. Кроме того, после себя он оставил множество своих духовных чад, многие из которых прославились дарами чудотворения и прозорливости, а впоследствии и нетленными своими мощами почивали в Задонской обители. При её закрытии в советское время эти мощи его учеников, иссохшие, нетленные вилами погрузив на подводы, безбожники увезли их и закопали на задонском кладбище городском, предварительно разбивши мощи камнями.

Чудо, случившееся на праздник прославления святителя Тихона

После кончины святителя Тихона почитание его не прекращалось в Задонской обители, и постоянно много народа шло к нему на гробницу за утешением. И вот в 1860-е годы встал вопрос о его прославлении в лике святых.

Предполагалось, что к этому событию в Задонск съедется множество народа. И накануне прославления свершилось следующее чудо. Купцы задонские, рассудив между собою, что народа-то в город приедет множество, решили построить целую улицу гостиниц, где планировали за высокую плату сдавать номера приезжающим паломникам. И договорились между собой, что даже воду они будут продавать за деньги. И в городе была построена целая улица гостиниц.

В ряду с этими гостиницами на этой же улице стоял дом бедной вдовы. Она, не зная, чем бы ей послужить святителю Тихону, но искренне почитая угодника Божия, весь свой двор устлала соломой и купила несколько кадушек солёных огурцов. Чтобы приезжие на прославление святителя Тихона паломники хотя бы на соломе могли расположиться на отдых, и что-нибудь имели бы для трапезы, хотя бы хлеб с огурцами.

На прославление святителя Тихона собиралось множество народа. И вот, накануне праздника вдруг среди ясного неба ударила молния, от которой зажглись все гостиницы в городе Задонске. Новые здания загорались и пылали, как порох. Дом же вдовы, её двор, застланный полностью соломой, остались огню непричастны — там даже ни одна соломинка не затлелась. И остался среди двух рядов обгорелых гостиниц этот дом вдовы целым и невредимым, словно разоблачение нечистых замыслов горе-строителей.

И задонские купцы, видя таковое обличение от самого святителя Тихона и такое вразумление от Бога, принародно, на солее храма Задонского монастыря принесли покаяние. Они раскаялись в своём корыстолюбии и принесли покаяние за своё безумство, что память угодника Божия хотели в свою корысть и пользу обратить.

Крестный ход на праздник прославления святителя Тихона

Рака с мощами святителя Тихона Задонского. Современный вид

Как говорят очевидцы, до трёхсот тысяч народа было на прославлении святителя Тихона — так много, что больных по головам передавали, чтобы только их приложить к мощам святителя Тихона. Но, несмотря на это, за время праздника не было никакой давки, и ни один человек не пострадал, не умер, но было множество исцелённых. Крестный ход вокруг Задонского монастыря с мощами святителя Тихона шёл в продолжение нескольких часов. Продвигался он крайне медленно, поскольку народ по усердию к любимому им святителю, нёс с собою холсты полотна, истканного их труженическими руками, и бросал эти холсты на пути крестного хода. И набросали вокруг Задонского монастыря этих холстов до 6 метров в ширину и до метра толщины, так что духовенство шло, и ноги путались в холстах, потому и крестный ход продвигался чрезвычайно медленно.

С тех пор память святителя Тихона всегда собирала и собирает в Задонскую обитель множество народа.

Явление святителя Тихона в Великую Отечественную войну

Было явление святителя Тихона в недавнее время в Великую Отечественную войну. Жители города Ельца видели святителя Тихона, как явился он на городском кладбище у могилы блаженного старца Космы. Подойдя к гробнице и постучав по ней посохом, святитель сказал: «Вставай, брат Косма, пойдём город Елец и отечество наше защищать».

Читать еще:  Житие Феодосия Печерского - описание и история жизни, биография, чудеса и дни памяти святого

Мощи святителя Тихона в советский период были перенесены сначала в Орлов, когда был закрыт Задонский монастырь. В городе Орле они находились в кафедральном соборе, и в 1991 году торжественно были возвращены в город Задонск при открытии Задонской обители.

Возвращение мощей святителя Тихона в Задонск: воспоминания владыки Арсения

Господь судил мне участвовать в возвращении святых мощей святителя Тихона в город Задонск. Это, братья и сестры, было величайшее торжество. После безбожного советского периода истосковавшийся по церковным службам, по открытому исповедованию веры христианской верующий народ во множестве собрался в Задонск.

Задонская обитель в конце XIX века

Мы из своего села, взявши школьный автобус, вместе с 20-тью односельчанами поехали в Задонск. Ещё подъезжая за 20-30 км до Задонска, мы видели множество народа, которые пешком шли в этот город. Сколько могли, мы, конечно, людей в автобус посадили, подвезли, но огромное количество верующих продолжали свой путь пешком.

И когда приехали в монастырь, увидели, что в город транспорт не пропускают, а проехать можно было только по окружной дороге, настолько всё забито народом. Множество народа стояло на входе в город, толпы были по улице, ожидали, когда привезут мощи святителя Тихона, полно народу было и в монастыре, в соборном храме.

И вот принесли святителя Тихона. Народ стоял на крышах, в окнах домов, на сложенных на монастырской территории стройматериалах — обитель только открылась и в ней начинались строительно-ремонтные работы. Это было такое величайшее торжество, особое торжество, которое составляло особое впечатление и вызывало слёзы радости и умиления. Святитель Тихон Задонский возвращался в свою обитель, к своей пастве. И по сегодняшний день святитель Тихон Задонский мощами почивает в Задонской обители.

Святитель Тихон Задонский и Святогорская обитель

Икона с частицей мощей святителя Тихона

В нашей обители тоже хранится частица его святых мощей — в иконе, которая лежит в боковом приделе. Этот придел Успенского собора посвящён трём святителям Российским — Димитрию Ростовскому, Митрофану Воронежскому и Тихону Задонскому.

Трехсвятительский придел

Тропарь и кондак этим угодникам Божиим совместной им памяти был составлен святителем Иннокентием Херсонским, уроженцем города Ельца и почитателем святителя Тихона.

Портрет архимандрита Германа

А учреждён был здесь придел в честь святителя Тихона по следующей причине. В своё время наш настоятель, преподобный архимандрит Герман, путешествуя в Москву, в зимний период тяжко заболел в дороге, да так, что в Воронеже его уже на руках выносили из повозки, а сопровождавший его келейник уже думал, что преподобный Герман в обитель живым и не вернётся.

У мощей святителя Митрофана преподобный Герман получил некое облегчение в своей болезни, и велел ехать дальше. Но на пути в Задонск ему опять стало хуже. Так что в Задонск его вынесли на руках и хотели нести в келью гостиницы, но он сказал: «Несите меня в храм к святителю Тихону». Его принесли в храм. Преподобный попросил поставить его на ноги, и поддерживаемый под руки, он из последних сил, перекрестившись, встал на колени и положил земной поклон перед мощами святителя Тихона. И как говорил впоследствии сам отец Герман, «Когда я вставал от поклона, то вдруг почувствовал, что как будто какая-то сила пронизала меня. Поклон я ложил безнадёжно больным человеком, а встал абсолютно здоровым, полным сил и энергии. После молебна святителю Тихону пошёл пить чай к настоятелю Задонского монастыря. В Москву я совершил путь абсолютно здоровым, от моей болезни не осталось никакого следа». В благодарность о своём исцелении преподобный архимандрит Герман, наш настоятель, основал в левом приделе Свято-Успенского собора нашей обители престол, посвятивши его трём святителям — Димитрию Ростовскому, Митрофану Воронежскому и Тихону Задонскому. И мы видим большую икону в иконостасе, на которой изображены эти три святителя вместе.

Икона трех святителей из иконостаса Успенского собора

Непрекращающиеся чудеса исцелений

Множество, братья и сестры, чудес святитель Тихон и по сегодняшний день изливал и изливает.

Так, в Воронежской епархии существует давняя благочестивая традиция: 20 августа, в день памяти святителя Митрофана Воронежского, отслуживши Божественную литургию в праздник покровителя Воронежской епархии — святителя Митрофана, из кафедрального собора выходит крестный ход и следует в город Задонск.

От 20-го до 26-го августа (до дня памяти святителя Тихона) крестный ход пешком идёт 90 километров от села к селу, от храма к храму. При сельских храмах поставляются навесы, трапезы для паломников, люди ночуют в храмах, встречающихся на пути, и торжественный крестный ход по доброй древней дореволюционной традиции входит в город Задонск 25-го числа, накануне памяти святителя Тихона, где торжественно встречается братией Задонской обители и многочисленными паломниками.

Эта традиция, братья и сестры, существует в наше время, и люди, которые участвовали в крестных ходах, посвящённых святителю Митрофану и святителю Тихону, свидетельствовали, что во время крестного хода многие из них шли на крестный ход больными, а возвращались здоровыми. Исцелялись даже неисцелимые болезни, которые, казалось бы, и врачи уже отказались лечить и опустили руки.
(По материалам сайтов: Воронежская митрополия и Митрофано—­Тихоновский крестный ход).

«Мало почтить угодника Божия, только вспомнив его житие»: наставления владыки наместника

Святитель Тихон Задонский по сегодняшний день оставался и остаётся добрым пастырем своей пастве. И в сегодняшний день мы, братья и сестры, его паства, наставляемые его учениями, собрались в святых храмах почтить его святую память.

Но мало почтить угодника Божия, только вспомнив его житие. Если, братья и сестры, встретятся вам его труды богословские, пастырские, во множестве издающиеся в наше время, творения святителя Тихона Задонского, то постарайтесь купить эти книги и почитать. Это такие слова, что сами ложатся на душу, на сердце, переворачивают все наши помышления, все наши чувства изменяют на доброе. И, кроме того, читая творения святителя Тихона, им оставленные, мы, братья и сестры, как будто с самим святителем Тихоном будем беседовать. И вот эта беседа святителя Тихона, его наставления через его богословские труды, — пускай будут они для нас живым словом пастыря, спасающего наши души не столько своими богословскими творениями, не только примером жития своего, данного нам для подражания, но ещё, кроме того, своими молитвами в Небесном Царстве у престола Вседержителя. Аминь!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector