0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Равноапостольный князь Владимир

Равноапостольный князь Владимир

Здравствуйте, дорогие дети и родители!

Не остались без следа слова бабушки, святой равноапостольной Ольги, в сердце князя Владимира. Хоть продолжал Владимир поклоняться языческим богам, приносить им жертвы, но что-то не давало ему покоя, что-то подсказывало о неверности выбранного пути.

Выбор веры князем Владимиром

Совершая походы на соседние племена, Владимир значительно увеличил размеры своего княжества. О могучем и богатом Киевском князе стало известно далеко за его пределами.

Тогда-то и зачастили в Киев разные проповедники, нахваливавшие свою веру. Приходили мусульмане, проповедники от римского папы и даже иудеи, утверждавшие, что их ветхозаветная вера самая истинная.

Приходил к нему из Константинополя Кирилл-философ и долго рассказывал о вере православной. Начав от сотворения мира, он повествовал о воплощении Христа, Его крестной смерти ради спасения людей, о воскресении и вознесении Его на небо, о Страшном Суде и муках, уготованных грешникам. За словами Кирилла чуялась какая-то великая правда, постичь которую Владимир пока не мог. Об этом же когда-то говорила с ним бабушка, но он слушал её вполуха, тогда гораздо интереснее были рассказы старшего дружинника.

Владимир задумался: какая же вера истинная? Созвав на другой день думных бояр, Владимир поделился с ними своими мыслями и сомнениями. Как узнать, кто из проповедников прав, чья вера истинна?

Бояре и старейшины ответили:

– Никто своё не бранит, а всегда хвалит. Чтобы узнать истину, пошли, княже, в разные страны послов. Пусть посмотрят, разузнают, кто и как служит своему Богу, и расскажут тебе.

Посланцы князя побывали во многих странах и наконец пришли в Константинополь. Императоры Василий и Константин весьма обрадовались их прибытию, потому что русские князья доставляли много хлопот Византии, и послов воинственного соседа постарались принять как можно лучше.

Патриарх надел драгоценнейшие святительские облачения и со многими епископами и священниками совершил в храме Святой Софии Божественную литургию. Посланцы русов были поставлены на такое место, откуда им удобно было всё видеть и слышать.

Во многих побывали они странах, разведали, во что веруют разные народы. Но ни в одной стране не видели они такой красоты, такого благолепия богослужений, как в Константинополе, нигде не слышали таких прекрасных песнопений.

Вскоре к князю Владимиру прибыл гонец от братьев-императоров Василия и Константина. В своей грамоте они умоляли прийти им на помощь, так как византийский военачальник Варда Фока поднял мятеж, объявил себя императором и маршем идёт на столицу империи.

В ответном письме Владимир обещал помочь с одним условием: императоры должны отдать мне в жены их сестру Анну.

Но после изгнания мятежников тщетно ждал князь Владимир невесту из Константинополя. Высокомерные и вероломные византийцы считали русских варварами. Избежав опасности, они и не подумали выполнять данное ими слово.

Предстояло добиваться своего силой. С большой дружиной святой Владимир подошёл к византийскому городу Херсонесу (современный Севастополь) и после недолгой осады взял его. Однако князь не позволил воинам разграбить город, что было в те времена обычным делом, а послал императорам грамоту. В ней он писал, что если Анна не прибудет к нему, то скоро русское войско увидят под Константинополем.

Императоры пошли на попятную. В ответной грамоте они писали, что не отдадут сестру за язычника. Если Владимир хочет иметь женой Анну, он должен отвергнуть язычество и принять христианство. Тогда Анна станет его супругой, а они будут пребывать с ним в любви.

Крещение князя Владимира

Быстрокрылой ласточкой полетело письмо князя в Константинополь. «Уже давно хочу креститься, – писал императорам князь. – С радостью принимаю ваше условие, посылайте епископа и священников. И возлюбленную невесту».

За несколько дней до прибытия Анны у Владимира так сильно разболелись глаза, что он ослеп. В княжеский терем созвали знахарей. Они прикладывали к глазам князя травы, шептали заговоры, но пользы от их лечения не было никакой.

Вскоре из Константинополя прибыл архиерей Михаил с принцессой Анной, со священниками и знатными боярами.

Крестился князь Владимир в церкви Святой Софии, стоявшей посреди Херсонеса. Дружинники под руки подвели слепого князя к купели, он вошёл в неё. И когда епископ Михаил, возложив на князя руки, трижды погрузил его в купель, совершилось чудо. Мутная пелена, затянувшая глаза князя, исчезла.

Крещение князя Владимира произошло в 988 году. А через несколько дней святой Владимир обвенчался с принцессой Анной. Заключив с Византией мир, благоверный князь освободил Херсонес и как свадебный выкуп (вено) послал братьям-императорам не один воз золота, дорогих мехов и оружия.

Крещение Руси

Теперь нужно было достойно увенчать начатое благое дело. Святой князь с епископом Михаилом и священниками отправился в Киев.

Целый день по Киеву разъезжали конные глашатаи, трубили в рога и зычно провозглашали:

– Завтра все жители Киева, от грудных младенцев до дряхлых стариков, должны собраться на берегу Днепра. Кто не явится в назначенный срок, будет противен Богу и князю.

Весь Киев собрался на днепровских берегах. Сняв одежды, мужчины в одном месте, а женщины в другом заходили в реку и трижды погружались в воду. Младенцев матери держали на руках. В это время, стоя у берега на специально устроенных мостках, священники читали над народом крещальные молитвы, призывали имя Святой Троицы и нарекали всем христианские имена. Так за один день был крещён стольный град Киев.

Сразу после своего крещения Владимир повелел разрушить идольские капища, а на их месте выстроить христианские храмы. Идола Перуна повалили, столкнули в глубокий Днепр и долго шли за ним вдоль берега, подталкивая баграми: идол, словно живое существо, всё норовил пристать к берегу.

На том месте, где стоял Перун, князь воздвиг церковь во имя Пресвятой Богородицы, позднее названную Десятинной. При её закладке святой Владимир сказал:

– От всего моего имения дарую десятую часть в эту церковь Пречистой Богородицы.

Желая просветить всю Русскую землю светом христианской веры, Владимир послал епископов и священников в Ростов и Суздаль, в Новгород и Псков, во все русские города крестить народ.

Неузнаваемо изменился Владимир. Стал он жить богоугодно, переменив все привычки и обычаи, привитые ему в язычестве. Во всякой добродетели был он наставляем честной супругой своей Анной.

Владимир Красное Солнышко

Он строил и украшал церкви и монастыри, подавал милостыню нищим, был милосерд к преступникам и каждый день на своём дворе накрывал столы для нищих и бедных.

Тем, кто по болезни или по немощи не мог дойти до княжеского двора, пищу и питье привозили домой.

Затем приблизилась блаженная кончина к святому Владимиру. За три года до этого преставилась супруга его, княгиня Анна. С тех скорбных дней, что провёл он у гроба своей дорогой супруги, стал благоверный князь изнемогать телом. Долго болел он. Перед кончиной совершил князь всё, что подобает доброму христианину, и предал свою праведную душу в руки Божии.

Так скончался святой великий князь Владимир, в крещении нареченный Василием. Тело его принесли в Десятинную церковь. Вокруг церкви собрались все киевляне, жители окрестных мест, плача и рыдая об усопшем, как о своём отце. Тело святого князя положили в мраморный гроб в созданной им церкви.

Благодарный русский народ назвал святого князя, который окружил Русскую землю заставами богатырскими, Владимиром Красное Солнышко.

Действительно, как земное солнце, просветил он родную землю светом христианской веры. По милости Божией не гаснет этот свет на протяжении многих столетий.

Толкования
Священного
Писания

Са­мом­не­ние – эта тон­кая стре­ла бе­со­вс­кая – тай­но уязв­ля­ет серд­це, и се­мя его тон­ко на­се­ва­ет­ся, так что ма­ло-по­ма­лу воз­рас­та­ет фа­ри­сей, а по­том пре­да­ет­ся и со­вер­шен­ной гор­ды­не, а сия – бе­со­вс­кой об­лас­ти.

Смот­ри­те па­че, не зак­рал­ся бы татс­кий по­мысл, что вы жи­ве­те луч­ше и вни­ма­тель­нее дру­гих; и оный так опа­сен, что, по ма­ко­во­му зер­ну ло­жась на серд­це, не уви­дишь, как воз­рас­тет до ис­по­ли­нс­ко­го фа­ри­сея и пре­даст со­вер­шен­ной гор­ды­не и да­лее. А пред Бо­гом луч­ше греш­ник с по­ка­я­ни­ем, не­же­ли пра­вед­ник с гор­дос­тию.

Вся­кий гор­дый при­лог и о се­бе мне­ние счи­тай не­ма­лым гре­хом, по­вер­гай се­бя пред Бо­гом, про­си про­ще­ния и по­мо­щи о из­бав­ле­нии от оно­го.

28 июля – память святого равноапостольного великого князя Владимира. Краткое и полное житие. Молитвы. Статьи. Проповеди. Видео

По при­гла­ше­нию кня­зя в Ки­ев при­хо­ди­ли про­по­вед­ни­ки из раз­ных стран: по­слы от бол­гар-му­суль­ман, жив­ших за Вол­гой, нем­цы-ла­ти­няне, иудеи и гре­ки. Князь рас­спра­ши­вал об их ве­ре, и каж­дый пред­ла­гал ему свою ве­ру. Но са­мое силь­ное впе­чат­ле­ние про­из­вел на него пра­во­слав­ный гре­че­ский про­по­вед­ник, ко­то­рый в за­клю­че­ние сво­ей бе­се­ды по­ка­зал ему кар­ти­ну Страш­но­го су­да. По со­ве­ту бо­яр Вла­ди­мир от­пра­вил де­сять муд­рых му­жей, чтобы ис­пы­тать на ме­сте, чья ве­ра луч­ше. Ко­гда эти рус­ские по­слы при­бы­ли в Кон­стан­ти­но­поль, то ве­ли­ко­ле­пие Со­фий­ско­го хра­ма, строй­ное пе­ние при­двор­ных пев­чих и тор­же­ствен­ность пат­ри­ар­шей служ­бы тро­ну­ли их до глу­би­ны ду­ши: «Мы не зна­ли, – го­во­ри­ли они по­том Вла­ди­ми­ру, – на зем­ле мы сто­я­ли или на небе». А бо­яре тут же ему за­ме­ти­ли: «Ес­ли бы ве­ра гре­че­ская не бы­ла луч­ше дру­гих вер, не при­ня­ла бы ее баб­ка твоя Оль­га – муд­рей­шая из лю­дей».Вла­ди­мир ре­шил кре­стить­ся, но не хо­тел под­чи­нять Русь гре­кам. По­это­му вско­ре по­сле воз­вра­ще­ния по­слов Вла­ди­мир по­шел вой­ной на гре­ков и взял Хер­со­нес. От­сю­да он от­пра­вил по­слов в Кон­стан­ти­но­поль к им­пе­ра­то­рам Ва­си­лию и Кон­стан­ти­ну с тре­бо­ва­ни­ем ру­ки сест­ры их, ца­рев­ны Ан­ны. Те от­ве­ча­ли ему, что ца­рев­на мо­жет быть же­ной толь­ко хри­сти­а­ни­на. То­гда Вла­ди­мир объ­явил, что же­ла­ет при­нять хри­сти­ан­скую ве­ру. Но преж­де, чем неве­ста при­бы­ла в Хер­со­нес, Вла­ди­мир был по­ра­жен сле­по­той.

Читать еще:  Евстафий Плакида: житие и биография святого, чем помогает и о чем молятся

В та­ком со­сто­я­нии, по­доб­но апо­сто­лу Пав­лу, он по­знал свою ду­хов­ную немощь и при­го­то­вил­ся к ве­ли­ко­му та­ин­ству воз­рож­де­ния. Ца­рев­на, при­быв­шая в Хер­со­нес, по­со­ве­то­ва­ла ему по­спе­шить с Кре­ще­ни­ем. Вла­ди­мир кре­стил­ся (988 г.) и был на­име­но­ван Ва­си­ли­ем. При вы­хо­де из ку­пе­ли он про­зрел ду­шев­ны­ми и те­лес­ны­ми оча­ми и в из­быт­ке ра­до­сти вос­клик­нул: «Те­перь я по­знал ис­тин­но­го Бо­га!»

Воз­вра­тив­шись в Ки­ев в со­про­вож­де­нии кор­сун­ских и гре­че­ских свя­щен­ни­ков, Вла­ди­мир преж­де все­го пред­ло­жил кре­стить­ся сво­им две­на­дца­ти сы­но­вьям, и они кре­сти­лись в од­ном ис­точ­ни­ке, из­вест­ном в Ки­е­ве под име­нем Кре­ща­ти­ка. Вслед за ни­ми кре­сти­лись мно­гие бо­яре. Меж­ду тем Вла­ди­мир при­сту­пил к ис­треб­ле­нию идо­лов, и глав­ный из них, идол Пе­рун, был при­вя­зан к кон­ско­му хво­сту, с по­ру­га­ни­ем со­вле­чен с го­ры и бро­шен в Днепр. За низ­вер­же­ни­ем идо­лов по­сле­до­ва­ло огла­ше­ние на­ро­да еван­гель­ской про­по­ве­дью. Хри­сти­ан­ские свя­щен­ни­ки со­би­ра­ли на­род и на­став­ля­ли его в свя­той ве­ре. На­ко­нец, свя­той Вла­ди­мир объ­явил в Ки­е­ве, чтобы все жи­те­ли, бо­га­тые и убо­гие, яви­лись в опре­де­лен­ный день на ре­ку для при­ня­тия Кре­ще­ния. Ки­ев­ляне спе­ши­ли ис­пол­нить во­лю кня­зя, рас­суж­дая так: «Ес­ли бы но­вая ве­ра не бы­ла луч­ше, то князь и бо­яре ее бы не при­ня­ли».

В на­зна­чен­ный день жи­те­ли Ки­е­ва со­бра­лись на бе­рег Дне­пра. Сю­да явил­ся сам Вла­ди­мир с хри­сти­ан­ски­ми свя­щен­ни­ка­ми. Все ки­ев­ляне во­шли в ре­ку, кто по шею, кто по грудь; взрос­лые дер­жа­ли на ру­ках мла­ден­цев; свя­щен­ни­ки на бе­ре­гу чи­та­ли мо­лит­вы, а свя­той Вла­ди­мир, объ­ятый вос­тор­гом, мо­лил­ся Бо­гу и по­ру­чал Ему се­бя и свой на­род.

По­сле Ки­е­ва и его окрест­но­стей свя­тая ве­ра бы­ла на­саж­де­на в Нов­го­ро­де. Пер­вый ки­ев­ский мит­ро­по­лит Ми­ха­ил в 990 г. при­был сю­да с ше­стью епи­ско­па­ми в со­про­вож­де­нии Доб­ры­ни, дя­ди свя­то­го Вла­ди­ми­ра. Сна­ча­ла нис­про­верг­ли идо­ла Пе­ру­на, как и в Ки­е­ве, вла­чи­ли по зем­ле и вверг­ли в ре­ку Вол­хов; по­сле это­го огла­ша­ли и кре­сти­ли на­род. Из Нов­го­ро­да мит­ро­по­лит Ми­ха­ил в со­про­вож­де­нии че­ты­рех епи­ско­пов и Доб­ры­ни при­был в Ро­стов и здесь кре­стил мно­гих, ру­ко­по­ло­жил пре­сви­те­ров и воз­двиг храм. Впро­чем, язы­че­ство дол­го дер­жа­лось в Ро­сто­ве, так что пер­вые два епи­ско­па Ро­стов­ские, свя­тые Фе­о­дор и Ила­ри­он, по­сле мно­гих уси­лий в борь­бе с язы­че­ством вы­нуж­де­ны бы­ли оста­вить свою ка­фед­ру. Для ис­ко­ре­не­ния язы­че­ства и утвер­жде­ния свя­той ве­ры мно­го здесь по­тру­ди­лись свя­тые епи­ско­пы Леон­тий и Ис­а­ия и пре­по­доб­ный Аврамий, ар­хи­манд­рит ос­но­ван­ной им Ро­стов­ской оби­те­ли.

В 992 го­ду свя­тая ве­ра бы­ла на­саж­де­на в Суз­даль­ском крае. Сю­да при­был свя­той князь Вла­ди­мир с дву­мя епи­ско­па­ми. Суз­даль­цы охот­но кре­сти­лись.

Два­дцать во­семь лет кня­жил свя­той Вла­ди­мир в зем­ле Рус­ской по­сле сво­е­го кре­ще­ния и трид­цать три го­да вос­се­дал на пре­сто­ле Ки­ев­ском; пре­ста­вил­ся же 15 июля 1015 го­да, но­чью, в се­ле Бе­ре­сто­ве. Те­ло свя­то­го кня­зя бы­ло по­ло­же­но в мра­мор­ную ра­ку, и, горь­ко опла­ки­ва­е­мый всем на­ро­дом, он был по­гре­бен в Де­ся­тин­ном хра­ме.

Де­ти свя­то­го Вла­ди­ми­ра, ко­то­рым он раз­дал уде­лы, за­бо­ти­лись о рас­про­стра­не­нии и утвер­жде­нии хри­сти­ан­ства в под­власт­ных ему об­ла­стях. Так в Х ве­ке, кро­ме Ки­е­ва, Нов­го­ро­да, Ро­сто­ва и Суз­да­ля свя­тая ве­ра бы­ла на­саж­де­на в го­ро­дах Му­ро­ме, По­лоц­ке, Вла­ди­ми­ре Во­лын­ском, Смо­лен­ске, Пско­ве, Луц­ке, Тму­та­ра­ка­ни и в зем­ле древ­лян­ской. Впо­след­ствии в пре­де­лах стра­ны вя­ти­чей (в даль­ней­шем Кур­ская, Ор­лов­ская, Туль­ская и Ка­луж­ская гу­бер­нии) мно­го по­тру­дил­ся для еван­гель­ской про­по­ве­ди пре­по­доб­ный Кук­ша, инок Пе­чер­ской оби­те­ли, ко­то­рый при­нял от языч­ни­ков му­че­ни­че­скую смерть.

Во­об­ще хри­сти­ан­ская ве­ра в пер­вое вре­мя рас­про­стра­ня­лась пре­иму­ще­ствен­но око­ло Ки­е­ва и по ве­ли­ко­му вод­но­му пу­ти от Ки­е­ва до Нов­го­ро­да. От Нов­го­ро­да она рас­про­стра­ни­лась по волж­ско­му пу­ти. Под вли­я­ни­ем пра­во­слав­ной ве­ры сла­вян­ские пле­ме­на ста­ли объ­еди­нять­ся в еди­ное го­су­дар­ство.

Успеш­но­му рас­про­стра­не­нию ве­ры Хри­сто­вой сре­ди рус­ско­го на­ро­да со­дей­ство­ва­ло в осо­бен­но­сти то, что она рас­про­стра­ня­лась боль­шей ча­стью мир­ны­ми сред­ства­ми – про­по­ве­дью, убеж­де­ни­ем (а не ог­нем и ме­чом, как это неред­ко де­ла­лось ри­мо-ка­то­ли­ка­ми) и, при­том, бла­го­да­ря тру­дам свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия, на род­ном сла­вян­ском язы­ке.

От рус­ских пра­во­слав­ная ве­ра Хри­сто­ва про­ник­ла в сре­ду ино­род­цев, жив­ших по со­сед­ству и на окра­и­нах Ру­си. Так, в X–XIII ве­ках на­ча­ли при­ни­мать кре­ще­ние неко­то­рые из фин­ских пле­мен (ижо­ра и ко­ре­ла), чудь, че­ре­ми­сы и во­тя­ки, ино­род­цы Во­ло­год­ско­го края и др. В на­ча­ле XIII ве­ка воз­двиг­нут был на бе­ре­гах Вол­ги и Оки Ниж­ний Нов­го­род как креп­кий оплот пра­во­сла­вия сре­ди ино­род­цев По­вол­жья и сред­ней по­ло­сы Рос­сии.

На за­па­де Рос­сии рас­про­стра­не­ние пра­во­слав­ной ве­ры встре­ти­лось с дру­гим силь­ным вли­я­ни­ем, ко­то­рое шло от ри­мо-ка­то­ли­че­ской церк­ви. В Фин­лян­дии про­по­ве­до­ва­ли ла­тин­ские мис­си­о­не­ры из Шве­ции. На юг от Фин­ско­го за­ли­ва сна­ча­ла утвер­ди­лось пра­во­сла­вие, но впо­след­ствии сю­да про­ник­ли ла­тин­ские мис­си­о­не­ры из Да­нии. В кон­це ХII ве­ка в Ли­во­нии ос­но­вал­ся ла­тин­ский ор­ден ме­че­нос­цев, ко­то­рый про­ти­во­дей­ство­вал и рус­ско­му вли­я­нию, и успе­хам пра­во­сла­вия. В Лит­ве пра­во­слав­ная ве­ра ста­ла рас­про­стра­нять­ся еще в XII ве­ке из со­сед­них рус­ских по­се­ле­ний. В XIII ве­ке, ко­гда ли­тов­ские кня­зья овла­де­ли рус­ски­ми го­ро­да­ми Но­во­груд­ком, Сло­ни­мом, Бре­стом, неко­то­рые из них при­ня­ли Кре­ще­ние.

Успе­хам свя­той ве­ры в осо­бен­но­сти спо­соб­ство­ва­ла в XIV ве­ке му­че­ни­че­ская кон­чи­на за нее трех при­двор­ных вель­мож ли­тов­ско­го кня­зя Оль­гер­да (сы­на Ге­ди­ми­на, ос­но­ва­те­ля Ли­тов­ско­го кня­же­ства), а имен­но – свя­тых Ан­то­ния, Иоан­на и Ев­ста­фия. Но в кон­це то­го же ве­ка Лит­ва и под­чи­нен­ная ей пра­во­слав­ная За­пад­ная Русь со­еди­ни­лись с ка­то­ли­че­ской Поль­шей. По­сле это­го боль­шие уси­лия Рим­ских пап на­прав­ля­ют­ся к то­му, чтобы, во-пер­вых, от­де­лить юго-за­пад­ные епар­хии от еди­ной Рос­сий­ской церк­ви, а во-вто­рых, вве­сти здесь так на­зы­ва­е­мую Ли­тов­скую унию.

МОЛИТВЫ

Тропарь равноапостольному князю Владимиру, во Святом Крещении Василию
глас 1
Я́ко нача́льнику Креще́ния/ и ко́реню ве́ры Боже́ственныя,/ и́долов разруши́телю,/ блаже́нне кня́же Васи́лие равноапо́стольне, вопие́м ти:/ сла́ва вразу́мльшему тя Христу́ Бо́гу,/ сла́ва освяти́вшему тя Креще́нием Свои́м,// сла́ва просвети́вшему тобо́ю всю страну́ Ру́сскую.

Перевод: Как зачинателю Крещения и началу веры Божественной, идолов разрушителю, блаженный равноапостольный князь Василий, взываем к тебе: «Слава вразумившему тебя Христу Богу, слава Освятившему тебя Крещением Своим, слава Просветившему тобой всю страну Русскую».

Ин тропарь равноапостольному князю Владимиру, во Святом Крещении Василию

глас 4
Уподо́бился еси́ купцу́, и́щущему до́бpаго би́сеpа,/ славнодеpжа́вный Влади́миpе,/ на высоте́ стола́ седя́ ма́теpе гpадо́в, богоспаса́емаго Ки́ева:/ испыту́я же и посыла́я к Ца́pскому гpа́ду/ уве́дети пpавосла́вную ве́pу,/ обpе́л еси́ бесце́нный би́сеp — Хpиста́,/ избpа́вшаго тя я́ко втоpа́го Па́вла,/ и оттpя́сшаго слепоту́ во святе́й купе́ли,/ душе́вную вку́пе и теле́сную./ Те́мже пpа́зднуем твое́ успе́ние,/ лю́дие твои́ су́ще:// моли́ спасти́ся держа́вы твоея́ Росси́йския нача́льником и мно́жеству владо́мых.

Перевод: Уподобился ты купцу, ищущему хороших жемчужин, славный властитель Владимир, восседая на высоком престоле матери городов, Богоспасаемого Киева: ибо испытывая и посылая в Царьград, узнать о православной вере, обрел ты бесценный жемчуг – Христа, избравшего тебя, как второго Павла; и, как он, стряхнул ты слепоту во святой купели, душевную, и вместе телесную. Потому мы, люди твои, празднуем твое успение; моли о спасении в державе твоей Российской начальствующих и множества ее граждан.

Кондак равноапостольному князю Владимиру, во Святом Крещении Василию

глас 8
Подо́бствовав вели́кому апо́столу Па́влу в седи́нах, всесла́вне Влади́мире,/ вся я́ко младе́нческая мудрова́ния, я́же о и́долех тща́ния оста́вль,/ я́ко муж соверше́нный украси́лся еси́ Боже́ственнаго Креще́ния багряни́цею./ И ны́не Спа́су Христу́ в весе́лии предстоя́,// моли́ спасти́ся держа́вы Росси́йския нача́льником и мно́жеству владо́мых.

Перевод: Подобно великому Апостолу Павлу, в зрелых летах, всеславный Владимир, как детскую забаву, все мудрования и усердие к идолам оставив, ты, как муж совершенный, украсился порфирою Божественного крещения. И ныне Спасителю Христу в радости предстоя, моли о спасении в державе Российской начальствующих и множества ее граждан.

Величание равноапостольному князю Владимиру, во Святом Крещении Василию

Велича́ем тя,/ святы́й равноапо́стольный кня́же Влади́мире,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ и́долы попра́вшаго// и всю Росси́йскую зе́млю святы́м Креще́нием просвети́вшаго.

Святой князь Владимир и Крещение Руси

https://pravoslavie.ru/38457.html

  • Путь к идеалам Святой Руси. Вспоминая святого князя
  • Святой равноапостольный великий князь Владимир
  • Александр Парменов. Равноапостольный князь Владимир. Часть 1: Начало княжения, усиление язычества
  • Александр Парменов. Равноапостольный князь Владимир. Часть 2: Крещение Руси
  • Дмитрий Рыбаков. Крещение Руси князем Владимиром как феномен древнерусской истории
  • Диакон Владимир Василик. Отражение дипломатии святого князя Владимира в древнерусской гимнографии
  • Дьякон Андрей Кураев. «Князь Владимир своим выбором спас Европу»
  • Алексей Константинович Светозарский. Рождение цивилизации, или Крещение Руси как поворотный момент нашей истории
  • Дмитрий Емец. Святой Владимир – Креститель Руси

Проповеди

  • Святитель Николай (Велимирович). Святой князь Владимир – Креститель русских
  • Святитель Иоанн (Максимович). В чем нравственная сила святого великого князя Владимира?
  • Митрополит Владимир (Сабодан). Подражайте вере их. Проповедь в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира
  • Архиепископ Аверкий (Таушев). Крещение Руси и заветы святого князя Владимира русскому народу
  • Протоиерей Андрей Ткачев. Выбор веры
Читать еще:  Святые Кирилл и Мефодий – житие и биография братьев, деятельность и учения, дни памяти

Владимирские храмы

  • Елена Лебедева. Московская церковь св. князя Владимира в Старых Садах
  • Михаил Дмитрук. Благословение святого князя Владимира

Принятия православия князем Владимиром

Тогда князь решил обратиться в веру, но какую именно принять, еще не знал.

Он созвал всех представителей вероисповедания:

  • ислама;
  • иудаизма;
  • католичества.

Но ни одно вероисповедание ему не подходило. И только после беседы с греческим философом он остановился на православии. Князь послал своих подданных в разные храмы различных вероисповеданий. Их впечатления были поразительными после посещения греческого храма. Они ощущали себя как на небе во время службы. Тогда князь твердо решил креститься в православную веру. Этому способствовало также та мысль, что его бабушка-княгиня Ольга избрала из всех религий именно православие.

По другой версии решение принять православие возникло у князя после намерения жениться на греческой царевне Анне. Та отказалась выходить за некрещеного. Есть предание, что незадолго до крещения Владимир ослеп. Анна, услышав об этом, повелела ему быстрее принять крещение. После совершения Таинства, в котором князь принял имя Василий, зрение вернулось к нему. Поэтому в тропаре Владимир называется «вторым Павлом», если сравнивать с апостолом, который тоже ослеп перед принятием веры.

После принятия православия жизнь князя изменилась полностью. Он отпустил всех своих бывших жен и наложниц. Рогнеде было предложено выбрать мужа, но она приняла монашество.

Владимир повенчался с Анной и имел одну жену до конца своей жизни. Он раскаялся в своих прежних грехах.

28 июля — память святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси

Святой равноапостольный великий князь Владимир, младший сын киевского князя Святослава, родился в 963 г.

Ему было тогда 6 лет, когда умерла воспитавшая его святая княгиня Ольга (память ее 11/24 июля), и отец отправил его княжить в Новгород, под опекой воеводы Добрыни, брата матери его княгини Малуши, носившей еще скандинавское имя Малхрида. Она была христианкой, и когда вел. князь Владимир, став христианином, основал в Киеве Десятинную церковь, она пожертвовала на нее свое имение, в котором родился Владимир.

Через три года после кончины матери, св. равноапостольной княгини Ольги, князь Святослав был убит в сражении с печенегами. Тогда воспитатели его сыновей начали между собой войну: воевали Киев, в котором начиналось христианство, и языческий Новгород. Новгород победил, и князь Владимир стал княжить в Киеве. А два старших брата его, Ярополк и Олег, были во время войны убиты, и князь Владимир всю жизнь оплакивал их смерть.

С 17 лет он стал править самостоятельно. Первые 6 лет своего княжения он провел в походах, предводительствуя дружиной лично и объединяя Русь. При нем все славянские племена от Карпат и Немана и города Городен (Гродно) до Белоозера, Оки и Волги стали составлять одно целое — Русскую землю и называться русскими. В благодарность за победу в Киеве поставили идолов языческих богов — Перуна и Белеса — и стали им приносить человеческие жертвы.

В древности идолов и жертвоприношений славяне не знали, а переняли их у других языческих народов, много позднее. Но какова же была в древности вера славян? Еще в VI в. греки говорят о них: «Единого Бога признают они владыкой всего мира». Он назывался Сварогом, что значит «голубое небо». Перун, Велес, Мать-Сыра Земля и другие, меньшие божества считались его детьми и назывались Сварожичами. Верили они и в бессмертие души, и в загробную жизнь. Все это делало их предрасположенными к христианству.

Несколько раз проникало оно в Русскую землю. В 860 г. русские напали в ладьях на Константинополь, но греки погрузили в море ризу Пресвятой Богородицы. Море взволновалось, и корабли руссов были разметаны, и они отступили. После этого они прислали в Константинополь посольство просить крещения. Это было первое крещение Руси.

В том же 860 г. св. Кирилл, просветитель славян, крестил в южнорусских степях 200 семейств. Он нашел у них Евангелие и Псалтирь своего же перевода. Для обращенных был послан митрополит Михаил, и князь руссов собрал народ и призвал его принять крещение. Старейшины соглашались, но потребовали чуда, а именно чтобы Евангелие было брошено в огонь и не сгорело. Евангелие было брошено, и чудо совершилось. Народ крестился. Это было второе крещение Руси. Третье произошло при св. княгине Ольге, к тому времени в Киеве было уже немало христиан и была церковь Св. пророка Илии. После кончины св. Ольги христианство временно заглохло, но ненадолго. Настали дни св. князя Владимира.

В то время Киев был большим торговым городом. Там встречались купцы со всего мира и проповедники всех вероисповеданий.

Послы Владимира, вернувшиеся из Византии, говорили ему, что, стоя в церкви, они не знали, «на земле они или на небе». Расположен был Киев на «великом водном пути из варяг в греки», то есть из Скандинавии в Грецию. И близость православной Греции сказывалась. Память о христианстве, недавно уничтоженном Святославом, была жива. По словам писателя XI в. Иакова Мниха, на молодого князя Владимира влиял и пример его великой бабки, равноапостольной княгини Ольги, «мудрейшей из людей», как ее называли современники; не мог не влиять и пример матери его, христианки княгини Малуши, и, наконец, героическая смерть свв. первомучеников Феодора и Иоанна (память их 12/25 июля).

В одной исландской саге говорится, что король Норвегии Олаф долго жил в молодости при дворе «конунга Гардарики Вольдемара» (Гардарикой, то есть страной городов, называлась у скандинавов Северо- Русь). Когда он возмужал, то покинул его для военных подвигов, по обычаю скандинавов того времени. Но среди моря небесный голос призвал его в Византию для познания истинного Бога. Там он крестился и на обратном пути был опять у Вольдемара и убеждал его принять христианство.

Исторически известно, что, вернувшись из похода христианином, король Олаф крестил свой народ. Тем не менее князь Владимир был язычником, держался языческих обычаев и имел пять жен. Что именно привело его ко Христу, как совершилось его обращение — это остается его духовной тайной, скрытой в глубине его сердца.

Проповедник XI в. митрополит Иларион в своем «Слове о Законе и Благодати», обращаясь к покойному уже вел. князю Владимиру, говорит так «Как ты уверовал? Как вселился в тебя разум, чтобы возлюбить невидимое и стремиться к небесному? Не видел ты апостола, который, придя в землю твою, преклонил сердце твое к смирению. Руководясь только твоим добрым сердцем и острым умом, ты постигнул, что Един есть Бог. Пришло к нему посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое Око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум: он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога. А особенно он всегда слышал о православной, христолюбивой и сильной вере земли Греческой, как чтут там Единого Бога в Троице и поклоняются Ему. Слыша все это, возгорелся он духом, и возжелал сердцем он быть христианином и обратить всю землю свою в христианство. »

О причине обращения св. Владимира ко Христу другой писатель XI в., прп. Нестор Летописец, говорит в своем житии свв. Бориса и Глеба так «Был князь в те годы, владевший всей землей Русской, именем Владимир. Был он правдив и милостив к нищим, сиротам и вдовицам, но верою язычник. Ему Бог преградил путь («слону некую наведе») и сделал его христианином, как некогда Плакиду. Так и этому Владимиру было явление Божие и сделало его христианином. Имя ему было дано Василий».

Память св. мученика Евстафия Плакиды, о котором говорит прп. Нестор, совершается 20 сентября (3 октября). Он был римским воеводой и жил при императоре Тите. Он был язычником и не знал закона Христова, но имел доброе сердце и делал много добрых дел, которые повелевает делать Христос. Однажды на охоте он погнался за оленем. Олень вбежал на скалу и остановился. Остановился в изумлении и Плакида: он увидел между рогами его распятого на Кресте Господа нашего Иисуса Христа и услышал голос: «Зачем ты гонишь Меня, Плакида?» Плакида упал от страха на землю и спросил: «Кто Ты, Господи, говорящий со мной?»

Господь ответил ему: «Я — Иисус Христос, Которого ты, не ведая, почитаешь. Твои добрые дела и милостыни дошли до Меня, и Я восхотел спасти тебя!» Плакида взмолился: «Господи, научи меня, что мне делать?» Видение уже скрылось, но Плакида услышал голос: «Иди к христианскому священнику, и он наставит тебя ко спасению!» Плакида крестился с женой и двумя сыновьями и получил имя Евстафий. При императоре Адриане все они скончались мученически. Нетленные мощи их почивают в Риме, в церкви их имени.

Прп. Нестор Летописец указывает прямо на то, что подобное явление было и св. князю Владимиру. Но подробности его остались неизвестны. Таким образом, по свидетельству писателей, живших вскоре после св. князя Владимира, причина обращения его глубоко духовна и осталась скрытой в его душе. Необыкновенно величествен и привлекателен образ его, даже в язычестве.

Между тем по воле Божией сами внешние события вели св. князя Владимира к осуществлению его желания.

Греческие императоры Константин и Василий (из Македонской династии) обратились к Владимиру с просьбой помочь им усмирить бунт воеводы Фоки. Владимир согласился, но поставил условием руку сестры их, царевны Анны, и присылку духовенства со священной утварью для крещения Руси. Императоры согласились, но, когда Владимир победил Фоку, обязательства своего не выполнили. Тогда Владимир взял Корсунь и этим заставил императоров исполнить обещание.

Читать еще:  Житие Пантелеймона целителя - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

Корсунь он вернул грекам как выкуп за невесту (древнерусское «вено»). Дружину свою он крестил и, согласно «Повести о Крещении Руси», крестился сам. Это было в 988 г. Летопись говорит, что перед крещением он ослеп и прозрел, когда вышел из купели. Но Иаков Мних (XI в.) пишет, что Владимир взял Корсунь уже будучи христианином и что крестился он в 987 г. в имении своем Васильеве (ныне г. Васильков).

Когда князь Владимир вернулся в Киев, то пришедшие с ним православные священники — родом, очевидно, болгары (Болгария была тогда подвластна Греции) — крестили киевлян при впадении речки, названной потом Крещатик, в Днепр. Они принесли с собой богослужебные книги, переведенные на славянский язык свв. равноапостольными просветителями славян Кириллом и Мефодием. С ними был митрополит Михаил (память его 30 сентября/13 октября). В Киеве, знавшем близко христианство, утвердилось оно быстро. На севере — в Новгороде, Ростове, Муроме — язычество держалось дольше и крепче, и много понадобилось усилий князьям и проповедникам, чтобы уничтожить его.

По мере того как Русь крестилась, идолы повсюду сокрушались. Князю Владимиру в год крещения Руси было 25 лет. Со всем пылом своей юности стал он осуществлять заветы Христовы, особенно о помощи бедным, больным и обездоленным. Помощь эту оказывали широко. По всей Руси бедных отыскивали и снабжали всем необходимым, больных лечили. Государство в княжение святого Владимира служило народу. В те времена это было чем-то неслыханным.

В древности на Руси не знали смертной казни. Она заменялась «пеней», то есть денежным штрафом. Святой Владимир утвердил этот обычай, говоря: «Боюсь греха». Обычай этот стал законом и вошел в Свод законов, составленный при сыне его великом князе Ярославе под названием «Русская Правда». Народ любил своего князя, прославлял его в своих песнях и былинах и называл Красным Солнышком. У себя вел. князь Владимир собирал старейшин народа из всех концов Руси на совещания и устраивал для них пиры. Память об этих пирах тоже сохранилась в былинах.

Он созидал новые города, как, например, Владимир-волынский, где до последнего времени существовал его дворец, Владимир в Суздальской земле и другие. Границы своих владений он укреплял против соседних языческих народов. Чтобы крепче связать Русь воедино, он посылал своих сыновей управлять отдельными городами: Ростовом, Муромом, Новгородом, Полоцком и другими. При нем влияние варягов стало ослабевать, а значение славян усиливаться.

В Киеве, на месте убиения свв, русских первомучеников Феодора и Иоанна, он воздвиг Десятинную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и давал на нее десятую часть своих доходов. Скончался св. равноапостольный князь Владимир 15 июля 1015 г. в любимом своем селе Берестове и был погребен в Десятинной церкви. Часть его святых мощей хранилась в Софийском соборе, созданном сыном его вел. князем Ярославом Мудрым.

Празднование св. Владимиру было установлено св. Александром Невским (память его 23 ноября/6 декабря) в середине XIII века. Церковное почитание на Руси св. князя началось значительно раньше: в «Слове о Законе и Благодати» святителя Илариона (+1053) святой князь назван «во владыках апостолом», «подобником» св. Константина и сравнивается его апостольское благовестие Русской земле с благовестием святых апостолов.

Святой равноапостольный князь Владимир, креститель Руси

День памяти: 28 июля

О чем молятся иконе князя Владимира
История крещения Руси князем Владимиром
Молитвы святому равноапостольному князю Владимиру
Акафист святому равноапостольному князю Владимиру
Величание
Видеофильм

О ЧЕМ ПРОСЯТ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА ПЕРЕД ЕГО ИКОНОЙ

Великому святому равноапостольному князю Владимира в первую очередь молятся о спасении нашей страны, о справедливом ее управлении со стороны властей, о том, чтобы народ обращался к вере.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

КНЯЗЬ ВЛАДИМИР — ИСТОРИЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ

В далеком 988 году произошло очень важное событие для нашей страны — она стала христианской. Крещение древней Руси произошло благодаря воле князя Владимира и именно из-за этого историки называют Владимира Великим, церковь чтит его святым равноапостольным, а народ дал ему имя князь Владимир Красное Солнышко.
Святой равноапостольный Великий князь Владимир Красное Солнышко (годы жизни 960—1015) был сыном Киевского князя Святослава. Его бабушкой была святая равноапостольная Великая княгиня Ольга.
На закате жизни князь — отец разделил Русскую землю следующим образом: его старший сын Ярополк стал править Киевом, средний сын Олег получил землю Древлянскую (современные Житомирская и запад Киевской областей), а младшему сыну, которого звали Владимиром, достался в наследство Новгород, но после смерти отца, князя Святослава, братья начали враждовать между собой. А результатом этой вражды стало то, что Владимир оказался единодержавным князем страны.

Князь Владимир был достаточно просвещенным человеком для того времени. Невзирая на то, что он был поклонником язычества, князь приглашал к себе проповедников разных религий для того, чтобы ближе узнать их веру.
Однажды у князя Владимира была интересная беседа с одним православным проповедником из Греции, который после разговора показал ему картину Страшного суда. Вскоре князь отправил несколько человек в те места, откуда прибыл этот проповедник, чтобы они подтвердили его слова. Когда русские послы приехали в Константинополь, то они были поражены красотой Софийского храма, пением хора, а великолепие патриаршей службы затронуло их сердца. Возвратившись домой, они удивили князя Владимира:

«Мы не понимали где мы стояли – на земле или на небе»

Кроме этого бояре говорили ему:

«Если бы греческая вера не была бы лучшей, то вряд ли бы ее приняла твоя мудрая бабушка, княгиня Ольга».

Князь Владимир принял решение креститься, но он не хотел, чтобы Русь оказалась в подчинении у Греции. Вскоре, после того, как его послы возвратились домой, князь начал войну с греками и взял город Херсонес. Из этого побежденного города, он отправил своих послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с просьбой руки их сестры, царевны Анны. В ответе было сказано, что их сестра может выйти замуж только за христианина, князь Владимир решает принять христианскую веру, но происходит страшное событие — князя постигло бедствие. Он потерял зрение.

Царевна Анна, приехав к Владимиру, сразу же предложила князю покреститься, надеясь, что Господь поможет ему исцелиться. И вот, во время крещения — Владимир снова обретает зрение. Такая радость нахлынула на него от всего произошедшего, сам на себе испытав чудо Божие, наконец он по-настоящему поверил во Христа:

«Теперь я узрел Бога Истинного!»

Приняли Крещение и многие дружинники князя, они тоже были сильно удивлены произошедшим чудом. Князь Владимир в святом Крещении получил имя Василий, в память святого Василия Великого. Там же в Херсонесе он был повенчан с царевной Анной. Построив в захваченном городе храм во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, Владимир, в виде свадебного подарка новым родственникам, отдал захваченный Херсонес Византии.

Обратно в Киев князь Владимир возвратился со своей супругой княгиней Анной, константинопольскими и херсонескими священнослужителями. С собой Владимир привез святые мощи Климента, епископа Римского и его ученика Фивы, а так же иконы, богослужебные книги, церковную утварь. После возвращения домой князь Владимир покрестил двенадцать своих сыновей, приняли Крещение и многие бояре. После этого князь начал искоренять язычество на Руси и уничтожать языческих идолов. Священники и крещеные бояре проповедовали горожанам Евангелие, буквально ходили по домам и разъясняли людям тщетность идолопоклонства. Также князь Владимир приказал строить христианские храмы там, где до этого стояли фигуры идолов. Не все было быстро и гладко, но Русь постепенно переходила к новой вере.

Вся история Русской Церкви неразрывно связана с именем святого равноапостольного князя Владимира.
Святитель Иларион говорил про Владимира:

«Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали».

Святой подвиг князя продолжали совершать и его потомки, которые управляли Русью в течение почти шестисот лет, от царя Ярослава Мудрого, который начал движение за независимость Русской Церкви — до царя Феодора Иоанновича (последнего из Рюриковичей). Во время его правления в 1589 году Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей.

В 1240 году при помощи и заступничестве святого Владимира, князь Александр Невский разгромил захватчиков — шведских крестоносцев. И в благодарность этому событию святым Александром Невским было установлено государственное празднование святому равноапостольному князю Владимиру.

Хотя еще в начале века Митрополит Иларион, святитель Киевский († 1053), в «Слове о законе и благодати«, произнесенном в день памяти святого князя Владимира, называл его похожим («подобником») на святого Константина и сравнивал его действия с благовестием святых апостолов.

ВЕЛИЧАНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

Величаем тя, святый равноапостольный княже Владимире, и чтим святую память твою, идолы поправшаго и всю Российскую землю святым Крещением просветившаго.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector