0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мария Египетская – сокровище пустыни

Великим постом слова о Марии Египетской обязательно звучат в храмах. Как правило, говорится о ее обращении от греха, о долгом покаянии в пустыни. Но одно слово о ней запоминается как-то особенно, оно сродни хорошему иконописному образу. Это проповедь свмч. Серафима (Чичагова) «О призыве Божием». Наверное, не все знают об этом наставлении, поскольку имя Преподобной Марии не вынесено в его заглавие, но посвящено оно большей частью этой святой. И вот, в нем есть строка, емкая и глубокая, передающая суть ее истории и одновременно позволяющая увидеть известное, как будто, в первый раз, уже не как цепочку событий, а как истинное чудо, совершенное Богом. Вот что говорит свмч. Серафим: «…по прошествии 47 лет старец-инок Зосима однажды встретил ее в пустыне ночью, эту — из великих грешницвеликую праведницу…».

Обычно о преп. Марии Египетской говорят как о «помилованной» Богом, и это верно. Но так почувствовать и передать безмерность милосердия Божия удается не часто. Ведь что означают слова свмч. Серафима, что увидел он? — Да то, что прошлого Преподобной Марии просто нет… Нет блудницы. Есть величайшая святая! Та, что вошла в рай вместе с девами.

В отношении греха «долгопомнящими» являются только человеческая душа и человеческое суждение. Божия мера иная. Для Христа нет «оставивших Его» апостолов, нет «отрекшегося от Него» Петра, нет «сочувствовавшего избиению архидиакона Стефана» Павла, а есть лишь ученики и первоверховные апостолы Петр и Павел. Истинное прощение, то, которому и научает нас Господь, бывает полным, навсегда изглаживающим то, что было вчера. Оно-то и делает возможным переход кающегося человека в иное состояние; переход, который может показаться «немыслимым», «слишком щедрым» и едва ли не «мифическим» для души скупящейся: из великих грешницвеликая праведница! «Да как так?! Ведь она…» или: «Ладно, пусть она — святая, но какой страшный пример, однако!»

Да не покажется все это утрированием или сомнительным смещением акцентов. Однажды мне пришлось услышать в замечательной проповеди о моей святой слова неожиданные и, видимо, поспешные: «Сколько теперь в России таких вот «Марий Египетских»!» — «Сколько?» — хотелось спросить… Боль священника, принимающего сотни, если не тысячи исповедей и еще больше переживающего за тех, кто так и не доходит до аналоя, была понятна. Это был прорвавшийся наружу «крик». Но дело-то как раз в том, что «Марий Египетских» нет… Нет покаяния, способного вывести человека вот так, на сорок семь лет в пустыню за Иордан, поставить его на путь подвижнический, на путь крайней аскезы! И дело даже не в этом, а в том, что освятившаяся Мария, которую преп. Зосима называет «сокровищем», благословение которой он почитает для себя великой радостью и которую он страшится… не увидеть еще раз, не может быть «типизирована» даже в малой мере как «пример для неподражания». Почему? Именно потому, что уже нет ее прошлого.

Что поражает в ее житии? Совершенное бесстрастие, с которым она «отдает» Богу при свидетельстве исповедающего ее иерея свои грехи, сама ее исповедь, обращенная и к нам. (Христиане первых веков каялись открыто.) В ней нет ни малейшего оттенка самооправдания или, напротив, болезненности. Все совершенно, до конца, «до дна» осознанно, оплакано и изжито… Она лишь снимает с души прошлые страсти, чуть не погубившие ее, как «ветошь», которая… давно не властна над ней.

При этом покаяние Марии Египетской перед священником, то есть по правилам Церкви, не имеет ничего общего с равнодушием. Она еще раз глубоко переживает события почти полувековой давности. И преподобный Зосима с трепетом принимал исповедь… от святой.

И так, через слово свмч. Серафима (Чичагова), житие преп. Марии открывается как устроенное Богом дело спасения человека, начавшееся еще до его обращения, помимо его воли, через внешне, казалось бы, «случайные», обстоятельства, приведшие заблудившуюся душу к подножию Креста Господня.

Перед тем как помолиться пресвятой Марии, необходимо разобраться с тем, в чем именно она может помочь. Обращаться в молитвах к святой необходимо, чтобы попросить у нее истинного прощения за совершенные грешные поступки. Также молебен поможет обрести умиротворение, а также избавиться от чувства вины за совершенные греховные действия.

Читать еще:  Житие Феодосия Печерского - описание и история жизни, биография, чудеса и дни памяти святого

Далеко не каждый верующий человек знает, где находятся мощи Египетской Марии. В настоящее время найти их можно на территории современной Европы. Например, череп святой расположен во Флоренции в главном католическом храме.

Жизнь в пустыне

И только после этого Господь допустил великую грешницу к святыне. Приложившись к Животворящему Кресту, Мария услышала от иконы Богородицы повеление идти в пустыню за Иордан. Там в полном одиночестве женщина провела целых сорок лет. Она претерпевала голод, жару, жажду, ночной холод и страх диких зверей. Но самое большое искушение Мария перенесла от бесов. Они рисовали в ее воображении картины прежней распутной жизни, напоминали греховные песни и вкус вина. Подвижница горячо каялась и оплакивала свою распутную жизнь.

Когда на Марию нападало желание вернуться к прежним грехам, она зарывалась в песок и стояла там долгое время. Одежда на ней истлела от времени. Питалась она сначала хлебом, который взяла в Иерусалиме, а когда он закончился, то колючками и скудной растительностью пустыни. Только Господь знает, как она не умерла от голода и жажды.

Первая встреча с Зосимой

Спустя некоторое время иеромонах Зосима из Иорданского монастыря отправился в пустыню по обычаю во время Великого поста. И внезапно он увидел некое существо. Подумав, что это – подвижник, Зосима бросился догонять его, чтобы взять благословение. Но Мария спряталась за куст, крикнув ему, что она – женщина. Она попросила его бросить ей свою одежду. Зосима бросил ей плащ, она завернулась в него и вышла к нему. Старец попросил ее рассказать о себе. Мария долго не хотела ему поведать о своей распутной жизни, но наконец, согласилась и в подробностях рассказала о своих грехах. Но о своих подвигах в пустыне подвижница не захотела рассказывать. Она сказала только, что неграмотна, не умеет писать и читать. И, несмотря на это, Мария цитировала Священное Писание и святых отцов. Видимо, Ангел в пустыне читал ей Божественные книги.

Когда они молились, Мария поднялась на воздух и так стояла к ужасу Зосимы. Потом она предсказала старцу, что в следующий Великий пост он не сможет покинуть монастырь из-за болезни. Но в Великий Четверг через год она попросила его вернуться на это место, чтобы причастить ее Святых Таин. Он выполнил ее просьбу. Когда он пришел, то недоумевал, как же святая перейдет реку Иордан. Но тут он увидел, как она идет по реке как посуху.

Вторая встреча с Зосимой

Старец причастил ее, Мария попросила его вернуться на то же место ровно через год. И снова перешла реку как посуху. Когда Зосима вернулся туда же спустя год, он увидел святую уже умершей. Рядом на песке была надпись, относящаяся к нему с просьбой предать ее тело земле. Он удивился, вспомнив, что она не умеет писать. Потом он увидел большого льва, приближающегося к нему. Сначала он испугался, но понял, что лев не замечает его.

Лев подошел к телу святой и начал рыть могилу для нее. Старец похоронил в песке ее тело и вернулся в монастырь, где рассказал историю о святой. Это предание передавалось из уст в уста, а в седьмом веке его записал монах Софроний.

Мария Египетская

Преподобная Мария Египетская (V век)

Дни памяти: 1 апреля/ 14 апреля, в Неделю 5-ю Великого поста.

Преподобная Мария Египетская — одна из самых великих святых за всю историю христианства. Не много подвижников удостоены особой чести семидневного поминовения в покаянное время Великого поста перед Пасхой. И среди них только одна женщина — преподобная Мария. Необычна ее жизнь, необычен и путь ее обращения к Богу, исключителен ее духовный подвиг и его плоды. Ее житие на Руси было одним из любимых домашних чтений, а во время Великого поста оно еще и целиком прочитывалось в Церкви. С чем это связано? Судьба Марии Египетской — один из самых глубоких примеров покаяния и одновременно напоминание о неиссякаемой любви Бога к человеку.

Родилась святая в V веке в провинции Египта. Будучи еще двенадцати лет, Мария сбежала из дому и отправилась в столицу Александрию, с совершенно осознанным желанием нечистой, разгульной жизни.
В молодости будущая пустынница была очень красива, привлекала многих мужчин и очень полюбила разврат и блуд.
«Более семнадцати лет невозбранно предавалась я греху и совершала все безвозмездно. Я не брала денег не потому, что была богата. Я жила в нищете и зарабатывала пряжей», — расскажет о своем греховном прошлом сама преподобная.

Читать еще:  Житие князя Даниила Московского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Переломный момент, положивший конец этой безобразной жизни и начало новому житию, произошел в Иерусалиме. В те дни множество верующих отправлялись из Александрии в Святой Град, на поклонение Честному Кресту Господню. Среди них оказалась и Мария. Однако, ее мысли в те дни были весьма далеки от благочестия. Всю дорогу до Иерусалима, она провела, соблазняя паломников.

Сойдя на берег, Мария увидела, как толпа народа двинулась к храму Гроба Господня, и пошла вместе с ними, но не смогла войти в святое место. Какая-то невидимая сила отталкивала ее от ворот. Мария пыталась войти снова и снова, но вход для нее был закрыт.

Тогда и произошел полный переворот в душе великой грешницы. Мария в один момент осознала свою вину перед Богом, раскаялась и оставила прошлую жизнь. Над воротами был образ Богоматери с младенцем. К Ней будущая преподобная и обратилась со слезами и горячей молитвой. Мария просила Пресвятую деву позволить ей поклониться святыне, обещала изменить свою жизнь навсегда. После этой молитвы, вход открылся, и раскаявшаяся грешница смогла войти в храм без препятствий.

С этого дня начался ее путь к святости. Если прежде она всей душой отдавалась греху, то теперь безоглядно устремилась к покаянию. Исповедавшись и причастившись, Мария, не откладывая, направилась в пустыню за Иордан. Когда она шла туда, пошатываясь, с заплаканным лицом, какой-то человек подал ей милостыню — три монеты, на которые Мария купила три хлеба. Ими она, чудесным образом, питалась долгие годы. Всего святая провела в пустыне 47 лет.

Первые 17 лет преподобной матери пришлось напряженно бороться со страстями и искушениями. Ровно столько же времени, сколько прежде она жила во власти греха. Как рассказывала Мария, незадолго до своей кончины, все эти годы ее навязчиво преследовали мысли о прошлых пороках. Когда она ела, вспоминала роскошные трапезы. Когда пила воду, хотела вина. То и дело в ее душе, против воли, пробуждались прежние нечистые страсти.

Но Мария не сдавалась. Каждый раз, когда приходило искушение, она начинала молиться Богу, и, сколько бы искушение не длилось, в конце концов, молитва побеждала, и в душе преподобной наступал мир.
Так святая подвижница провела 17 лет из 47, выдержав бессчетное множество тяжелейших искушений и ни разу им не поддавшись. Наконец, в награду за эти подвиги, Бог послал ей полное бесстрастие и явную святость еще при жизни.

Свидетелем ее святости стал старец Зосима, единственный человек, которого Мария встретила за полвека своего отшельничества.

Со встречей этих двух святых, связано еще одно чудо. Как повествует житие, однажды, иеромонах Зосима молился у себя в келье и подумал о том, не является ли он самым лучшим иноком своего времени. Ответ на это дал ему ангел. Внезапно появившись перед монахом, небесный воин велел ему идти в обитель на берегу Иордана и обещал, что там Зосима встретит подвижников, которые намного превосходят его строгостью жизни.

В этом палестинском монастыре иноки действительно жили по очень строгому уставу. Ежегодно, во время Великого поста, они отправлялись в пустыню, почти не взяв с собой пищи, и подвизались там несколько недель, каждый поодиночке. Благодаря этой традиции, священник Зосима и познакомился с преподобной матерью Марией, а после ее смерти, открыл людям историю этой великой подвижницы.

Встреча их произошла в самой глубине пустыни за Иорданом. Зосима шел уже почти три недели по безлюдной, выжженной солнцем земле, и неожиданно во время молитвы, заметил чью-то тень. Обернувшись, он увидел кого-то со странным внешним видом. Тело этого человека исхудало до костей и почернело на солнце, что свидетельствовало о многих годах, проведенных им в пустыне.
Зосима сразу догадался, что это какой-то неведомый подвижник и захотел попросить у него благословение. Заметив монаха, отшельница бросилась бежать и издалека крикнула старцу, что она женщина, и просит Зосиму дать ей какой-нибудь плащ. Причем, к удивлению инока, женщина назвала его по имени. Еще больше старец удивился позднее, когда попросил пустынницу помолиться, и увидел, как она поднялась над землей и во время молитвы парила в воздухе.

Читать еще:  Праведные Иоаким и Анна - житие, описание и история жизни, чудеса и дни памяти святых

Из разговора с преподобной, Зосима узнал всю историю ее покаяния и духовного преображения. Кроме явного чудотворства святой, его поразило, что, рассказывая о своей жизни, она много цитировала Библию. Притом что, как выяснилось, никогда ее не читала, а «Слово Божие всетворческое» дало ей это знание.
Когда они расставались, подвижница попросила старца через год, в Страстной Четверг, прийти к реке Иордан и причастить ее Святых Христовых Таин. Зосима обещал.

В день их следующей встречи, старец стал свидетелем нового чуда преподобной. Когда он ждал ее на берегу со Святыми Дарами в руках, он увидел, как Мария вышла из пустыни, приблизилась к реке и, перекрестившись, пошла по воде. Таким образом, она и оказалась на другом берегу, рядом с Зосимой.
Вместе они помолились. Мария причастилась, а после, попросила инока прийти еще на одну встречу с ней. В будущий Великий Пост. В то самое место, где они увиделись впервые.

Когда через год Зосима пришел в назначенное место, он увидел Марию, лежащую на песке бездыханной. Ее мощи были нетленными. Возле головы преподобной, он прочел надпись, где была просьба похоронить ее здесь же, в песке. В надписи указывалась и дата смерти подвижницы.
Это был тот самый день, когда она причастилась, из чего старец заключил, что после их прошлой встречи, Мария мгновенно перенеслась вглубь пустыни, на расстояние пути, который Зосима проделал за три недели. И здесь она мирно отошла ко Господу.

Как оказалось, преображенный святостью человек способен повелевать материей и пространством. Эта та самая сила веры, о которой говорится в Евангелии. Похоронив преподобную, Зосима вернулся в монастырь и рассказал братии историю великой подвижницы.

Около двухсот лет, ее житие передавалось устно среди насельников обители. Наконец, в седьмом веке оно было записано преподобным Софронием Иерусалимским, известным агиографом, богословом и песнописцем.

Православная Церковь очень почитает преподобную Марию Египетскую, так как в ней во всей полноте явилась преображающая сила покаяния. Кроме дня ее кончины 1 (14) апреля, памяти этой святой посвящена целая (пятая) неделя Великого поста.
Перед иконой преподобной Марии Египетской молятся об избавлении от дурных страстей и пагубных привычек: к примеру, просят помощи в избавлении от наркомании, пьянства. К ней обращаются с покаянием за совершенный аборт.
Женщины молятся Марии Египетской, прося святую помощь с правильным выбором в жизни, сохранить целомудрие, даровать скромность и христианскую мудрость.Кроме того, молятся Марии Египетской о защите от дурного сглаза и порчи. Также ее просят даровать силы, чтобы уменьшить последствия своего дурного поступка. При этом священники особо отмечают: только начав на деле исправлять свои ошибки и заглаживать свою вину или нанесенную обиду, человек может получить у этой святой помощь в получении прощения.

Молитва Преподобной Марии Египетской:
Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякого зла, в час же разлучения души и тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь; и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Молитва преподобной Марии Египетской

Молитву к святой возносят, чтобы получить помощь в очищении грехов и наставлении на праведный путь. Она содержит краткое описание ее пути и глубокое покаяние перед Всевышним. В храмах в период Великого поста покаянную молитву читают на протяжении 5–7 часов, что становится испытанием для каждого присутствующего. Она требует коленопреклонения и искреннего раскаяния в своих грехах.

В домашних условиях читать молитву рекомендуют перед ликом святой, с чистым сердцем и намерениями.

Мария Египетская – почитаемый образ в православном мире. Она показала истинную победу над грехом путем покаяния и телесной аскезы. Еще при жизни она смогла вознестись духовно, что больше делало ее похожей на ангела, а не на существо из плоти и крови.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector