0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святой Иоанн Лествичник и лестница приоритетов

Святой Иоанн Лествичник и лестница приоритетов

В четвертое воскресенье Великого поста Православная Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника. О важности этого святого для Церкви, об актуальности его главного труда «Лествицы» и о том, стоит ли мирянину думать о монашеском подвиге «Фоме» рассказал епископ Якутский и Ленский Роман.

Нет мощей, но есть память

Житие преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского монастыря, не изобилует лишними подробностями. Он родился в Константинополе, получил хорошее образование, в шестнадцать лет принял постриг на Синае, был послушен своему духовному отцу авве Мартирию, после смерти последнего жил в уединении, через сорок лет был призван к игуменству в Синайской обители Неопалимой Купины, ныне известной как монастырь святой великомученицы Екатерины. Управлял обителью столь успешно в духовном отношении, что еще при жизни получи прозвание «нового Моисея». Незадолго до своей блаженной кончины, преподобный отошел от дел и вновь удалился в пустыню. Преставился ко Господу 30 марта, год точно не известен — то ли конец VI века, то ли середина VII.

Даже мощей преподобного не осталось. А память осталась, и какая!

Четвертая неделя Великого поста была посвящена этому святому сравнительно поздно — только в XIV веке, но это как раз свидетельствует в пользу того, что его слава великого подвижника и учителя благочестия не угасала со временем. Есть мнение, что установление празднования памяти святого именно в воскресенье связано с тем, что его хотели почтить совершением полной Божественной литургии, что было бы невозможно, если бы день его памяти (30 марта) выпадал на будний день Великого поста. Это значит, что из всех святых, память которых совершается в великопостный период, особо выделен был именно он.

Лестница приоритетов

Вероятно, именно трезвомыслие и рассудительность помогли преподобному Иоанну написать «Лествицу» — один из величайших аскетических трудов в истории Церкви. Намеренно избегаю словосочетания «памятник святоотеческой письменности». «Лествица» — не памятник. «Лествица» — руководство к действию. И, между прочим, это единственный не библейский и не богослужебный текст, чтение которого предусмотрено в богослужении. То есть эта книга, как минимум, может быть полезна всем верующим, а не только монахам, для которых она и писалась. Не теряет она актуальности и сегодня, хотя последний перевод ее был осуществлен во второй половине XIX века. Современному читателю этот язык может показаться тяжеловесным, но обратиться к тексту стоит!

Как известно, «Лествица» представляет собой последовательное изложение тридцати ступеней восхождения к Богу посредством устранения страстей и достижения добродетелей. Как ни странно, первые ступени описывают не основные принципы общечеловеческой морали (не лгать, не красть, не превозноситься) и даже не аскетические требования (против чревоугодия или многоспания), а описывают вполне монашеские этапы отречения от мира: от жития мирского, от житейских попечений, от родного дома («О странничестве»)…

Если мы задумаемся над этим, то поймем, что творение Иоанна Лествичника с первых слов предлагает христианину — любому, а не только монаху — верно расставить приоритеты. Осознание себя как часть мира вечного, а не преходящего, сосредоточение на своей внутренней жизни и своих отношениях с Богом — это первое, что происходит с человеком, услышавшим Божий призыв. У блаженного Августина есть прекрасные слова: «Если Бог будет на первом месте, все остальное будет на своих местах». Так вот, начало духовного пути — поставить Бога на первое место.

Читать еще:  Житие князя Даниила Московского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Разумеется, мирянин, который буквально начнет исполнять слова «Лествицы»: «Любовь Божия угашает любовь к родителям; а кто говорит, что он имеет ту и другую, обманывает сам себя, ибо сказано: никто же может двемя господинома работати (Мф. 6, 24)», — в конечном итоге становится нарушителем евангельского требования: «Бог заповедал: почитай отца и мать; и: — злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери; дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался» (Мф.15:5). Но ту же заповедь он может нарушить, восприняв буквально неоднократно повторенные слова Писания: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене». Это — тоже расстановка приоритетов. Связь с супругом прочнее связи с родителями. Служение Богу — значительнее служения сыновнего.

Узнать в себе монаха

Собственно говоря, кто такой монах и чем он отличается от мирянина? Он не женится? Но любой женатый человек когда-то жил вне брака, а благочестивым христианином уже был. Монах больше молится? Но любой христианин призван к непрестанной молитве.

Все просто — монах посвящает себя Богу и Церкви. Подобным образом посвящают друг другу себя люди, вступающие в брак. Целиком и полностью, безоговорочно, как уже было сказано — оставляя отца и мать.

Именно об этом тот же преподобный Иоанн писал в «Лествице»: «Свет для монахов – ангелы, а свет для всех людей – монашеская жизнь». Монашество — своего рода образец, икона, некий предел духовной жизни. По крайней мере, в идеале, а вернее — в норме. Другое дело, что большинство, в силу слабости, от нормы уклоняется.

Кстати, именно поэтому монашество обычно избирают в молодости, когда человек еще склонен к максимализму. В той или иной степени почти все верующие юноши и девушки проходят тягу к иноческому житию. И это очень полезная тяга — не только для тех, кто в дальнейшем этот путь для себя изберет (таковых будет немного), но и для будущих супругов, отцов и матерей, да просто порядочных людей. Человек понимает, что такое жить на пределе. Человек, прошедший стремление к монашеству с его беззаветным служением Богу и Церкви, в дальнейшем будет ориентироваться на эти бескорыстие и верность в своем служении супругу, ближним, детям, делу, Отечеству — в конечном итоге, в ближних он будет узнавать Бога.

Тем более, современное монашество гораздо более открыто к миру, чем те монахи, к которым обращался преподобный Иоанн. Сейчас, например, в значительно меньшей степени распространена такая форма монашеской жизни как отшельничество. Зато сейчас распространено ученое монашество, многие монахи занимаются миссионерской и просветительской работой, многие несут социальное служение и так далее. Не говоря уже о том, что сейчас существует такое немыслимое для прошедших веков явление как монах — приходской священник.

В какой-то степени сегодняшним монахам сложнее, чем их предшественникам. Сегодня тот, кто искреннее желает послужить Богу, точно так же должен отказаться от радостей мира (от греховного стяжания до добродетельного семейного счастья), но при этом не защищен от него ничем, кроме собственной воли: нет ни пустыни, ни высоких монастырских стен (в крупный городской монастырь, особенно представляющий культурную ценность, за день приходит значительно больше светских людей, чем вечером на дискотеку!).

Читать еще:  Онуфрий Великий: житие и биография святого, о чем молятся и в чем помогает

Так что форма монашества, как и условия жизни мирянина ныне не те, что в Византии времен Иоанна Лествичника. Но суть остается прежней. Вверх по лестнице: от отречения от мира до стяжания трех высших добродетелей — веры, надежды и любви.

Чудеса и помощь Иоанна Лествичника

Самым известным чудом является спасение во сне его ученика, инока Моисея. Молодой послушник должен был наносить земли в сад, но в самую знойную пору дня он прилег и заснул под каменным утесом. Святой Иоанн Лествичник в это время тоже отдыхал в кельи после молитвенного подвига. Во сне к Иоанну обратился почтенный муж и начал стыдить его, будто он спит, а его ученик находится в опасности. Преподобный проснулся и стал усиленно молиться о своем ученике.

Когда инок Моисей вернулся с послушания, то рассказал, что во сне он услышал, как Иоанн звал его. Пробудившись от сна, инок ушел из-под каменного утеса. В это время большой обломок угодил в то место, где вот только отдыхал молодой послушник. Так по молитве святого юноша остался цел.

Молитвы преподобному Иоанну Лествичнику

Тропарь святому Иоанну Лествичнику

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Иоанне отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак святому Иоанну Лествичнику

Плоды присноцветущия, от твоея книги принося учения премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих блаженне: лествица бо есть души возводящая от земли к небесней и пребывающей славе, верою чтущих тя.

Иконография

Иоанна Лествичника изображали двумя способами:

  • портретной иконой;
  • на иллюстрациях по сюжету «Лествицы».

На портретах видны индивидуальные черты лица старца:

  • аскетическая угловатость;
  • морщины на лбу;
  • длинная широкая борода;
  • залысины.

Одеяние святого отца:

  • хитон;
  • мантия;
  • схима с куколем;
  • аналав.

Его изображают с книгой, свитком или крестом в руках.

Иконы Иоанна Лествичника писали с 10 века. Портреты старца встречаются на фресках и страницах рукописей. На стенах греческих монастырей сохранились мозаики, на которых святой отец соседствует с преподобным Макарием Египетским. Образ Иоанна Лествичника включен в соборные иконы «Святых отцов Синая», «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий Севастийский». Изображения благочестивого монаха находятся в церквях Сербии, на Афоне, в Македонии.

Преподобного можно найти в системах росписи и на фресках в русских церквях: в Великом Новгороде, Пскове, Москве, Ростове, Переславле-Залесском.

В рукописях «Лествицы» автора изображали у подножия или наверху лестницы. Перед текстом помещали иллюстрацию со старцем, пишущим за столом книгу. Иногда его изображали проповедующим перед толпой братьев-монахов. В Синайском монастыре хранилась рукопись с иллюстрацией, изображающей Иоанна Лествичника и Иисуса Христа. На миниатюре преподобный вручает свою книгу Спасителю. Икона святого на вершине лестницы написана в Византии в 12 веке. На иконографическом изображении рядом с преподобным находится Христос в облачном сегменте и дарует ему благословение.

Иоанн Лествичник. История в картинках

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Память преподобного Иоанна Лествичника Церковь празднует 12 апреля, а также в 4-е воскресенье Великого поста, в 2021 году — 11 апреля.

Главным принципом жизни преподобного Иоанна, автора «Лествицы» — знаменитого духовного руководства для совершения иноческого жития, — была… умеренность. По своему смирению он даже аскетические подвиги совершал, не возлагая на себя ничего сверх положенного по уставу. И жизнеописание преподобного тоже очень «умеренное». Мы только можем догадываться, где и когда он родился, не знаем, где пребывают его мощи. Но несмотря на свою «умеренную» жизнь, преподобный Иоанн был строго последователен и даже непримирим в главном: в следовании по ступеням добродетелей, в восхождении ко Христу.

Читать еще:  Савва Сторожевский - житие и биография святого, мощи и источник, почитание, чудо, труды

По одной из версий, преподобный Иоанн ро­дил­ся в VI веке в Конс­тан­ти­но­поле. По достижении совершеннолетия, «весьма преуспев во внеш­ней премудрости», Иоанн оставил свой дом и стал монахом в одном из монастырей Си­­найс­кой горы.

После смерти своего наставника он про­должил свой подвиг в пещере у подножия Синая. Постоянно молился, днем обра­батывал огород, а по вечерам «сочинял книги, и это упражнение служило ему главным средством от уныния».

Однажды Иоанну явился ангел и сказал, что одному его уче­нику угрожает опасность. Преподобный тотчас же стал молиться. Вечером ученик вернулся с работы и рассказал, что днем, когда он, устав от зноя, прилег в тени утеса, ему послышалось, что Иоанн зовет его, он вскочил — и в это время огромный камень упал на то место, где он только что находился.

Иоанн не отказывал в совете никому, кто бы к нему ни обратился. Это по­­с­лужило поводом для некоторых обвинить его в гордости и многословии. Чтобы не вводить их в искушение, Иоанн наложил на себя обет молчания и безмолвствовал в течение года, так что даже завистники, оставшись без его руководства, просили подвижника не лишать их своего окормления.

После 40 лет отшельничества Иоанн стал игуменом монастыря Неопа­ли­мой Купины горы Синай (сейчас монастырь св. вмц. Екатерины). В это время по просьбе иноков обители, расположенной в двух днях пути, составить для них «руководство, как бы твердую лестницу, которая желающих возводит до Небесных врат», он написал «Лествицу».

«Лествица» преподобного Иоанна состоит из 30 глав-сту­пе­ней, каждая из которых соответствует определенной доб­ро­детели или пороку. Последней ступени у лестницы нет: конец восхождения — любовь, и «мы никогда не престанем преуспевать в ней, ни в настоящем, ни в будущем веке».

Незадолго до своей кончины Иоанн ус­­­т­ра­нился от управления мо­нас­тырем и удалился в свою пещеру у подножия Синая. Се­годня возле нее расположен храм в честь святого Иоанна Лествичника.

Память преподобного Церковь празднует 12 апреля, а также в 4-е воскресенье Ве­ликого поста. В память о святом в этот день в некоторых семьях пекут ма­лень­кие постные хлебцы — лествицы.

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Иоанне отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Плоды присноцветущия, от твоея книги принося учения премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих блаженне: лествица бо есть души возводящая от земли к небесней и пребывающей славе, верою чтущих тя.

Преподобный Иоанн Лествичник личным примером, непрестанными трудами, смирением и кротостью явил людям путь, ведущий в жизнь вечную. Кроме укрепляющего верующих жизнеописания подвижника сохранились его труды, признанными святыми отцами ценными в деле спасения. Основная мысль наставления святого в необходимости прилагать усилия и работать над собой, борясь со страстями и пороками, что повторяет слово Спаси.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector