0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вячеслав Чешский

Согласно легенде чешский князь, дедушка Вячеслава, слыл язычником. Он по приглашению правителя соседней Моравии прибыл на званый прием, где гостю подали угощения на полу. Ошарашенному наглостью хозяина правителю Чехии Сватоплук объяснил, что в его доме, где чтится христианство, язычников принимают на уровне собак.

Интересен тот факт, что униженный князь не покинул прием, заинтересовавшись православием. Позже Вацлав Борживой с женой Людмилой приняли христианство, крещение проводил равноапостольный Мефодий.

По возвращении домой супруги начали активную деятельность по распространению христианства среди чехов:

  • строили храмы;
  • занимались благотворительностью;
  • обеспечивали всем приглашенных священников.

Это вызвало негодование среди последователей католицизма. После смерти отца, умершего в раннем возрасте и брата Спыгнева, на престол взошел Братислав, женой которого была ярая язычница Драгомира, они были родителями юного Вячеслава.

Почитание святого

У Вячеслава Чешского, как и у любого другого святителя, есть определенные даты для почитания. Многие считают, что почитать святого необходимо на его именины, однако это не так. В Русской православной церкви днем почитания считается 11 октября. Это день, когда князь был убит рукой собственного брата. Также день ангела празднуется 4 марта. Именно в этот период мощи святого были перенесены в Прагу.

ВЯЧЕСЛАВ ЧЕШСКИЙ

Св. Вячеслав Чешский, икона

Вячеслав (Винчеслав, чеш. Вацлав) Чешский (+ 929 или 935?), святой страстотерпец, чешский князь, сын кн. Вратислава и Драгомиры.

Воспитан бабкой св. княгиней Людмилой в духе благочестия и любви к славянскому обряду, отцом же – в латинской церкви. Получил прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия, святой Вячеслав владел славянским, латинским и греческим языками и был всесторонне образован.

Отец его, князь Вратислав погиб в 920 году в бою с уграми (венграми), и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол. До 924-925 был под опекой матери, Драгомиры, убившей его бабку Людмилу, боровшейся с аскетически-религиозными наклонностями сына, наконец, изгнанной им.

Как самостоятельный правитель Вячеслав проводил религиозно-аскетические идеалы эпохи как в личной жизни (собирал вокруг себя духовенство, мечтал о путешествии в Рим, монашестве и т.п.), так и в государственной (отказался от пыток и от смертной казни). Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии. Он перенес мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу, построил для них великолепный собор во имя святого Вита.

Недовольство части народа, особенно знати, образом жизни князя, его политикой, особенно внешней (он признал себя вассалом немецкого короля Генриха I Птицелова), облегчило его брату, удельному князю Болеславу I, государственный переворот.

28 сентября 935 [1] в г. Старом Болеславе на празднике св. Вячеслав был убит своим родным братом и его слугами у дверей храма. Над его сторонниками в Праге была учинена жестокая расправа. Судьба сына Вячеслава, Збраслава, неизвестна.

Под давлением народа, почитавшего Вячеслава как мученица, братоубийца перенес его мощи в Прагу, похоронил их в соборе святого Вита (перенесение мощей святого Вячеслава празднуется 4 марта).

Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии.

Св. Вячеслав Чешский, икона

Тотчас по смерти Вячеслава появляется в Чехии почитание его как первого чешского мученика-святого, уже в первую четверть XI в. проникший и в Киевскую Русь (жития Бориса и Глеба, богослужебный канон св. Вячеславу и т.п.). Появляются жития его: 1) латинские: «Crescente fide», Гумпольда, Лаврентия – все конца X в., и 2) церковно-славянские: одно оригинальное, первой половины X в., другое, найденное проф. Н. Никольским и изданное Обществом любителей древней письменности,– позднейшее, переработка Гумпольда, но с интересными добавлениями (оба – в русских рукописях, но с чехизмами). Возникает гимн «Svaty Vaclave, vévodo ceské zeme»; в гуситскую эпоху укореняется возникшее еще в XIII в. представление (неверное) о Вячеславе как национальном герое-борце против немцев.

Тропарь, глас 4

Днесь ангели с человеки радуются вкупе общим веселием. / Небо и земля светло ликуют в память ти, святе. И мы, грешнии, прилежно ти вопием: / помолись к Владыце о нас, избавити ны от напасти, видимых и невидимых враг, чтущих пресветлую ти память.

Ин тропарь, глас 1

Благочестиваго корене отрасль пречестная, / святый благоверный великий княже Вячеславе, / поборник быв Восточныя в Чехах Церкве / и прибежище теплое убогим и сирым, / яко вторый Авель, незлобиве претерпел еси смерть, / во главу усечен рукою брата пред враты церковными. / Темже и всели тя Христос, / яко исповедника правыя веры во обители Небесныя, / прослави всечестную память твою в словенских языцех / и дарова тя скораго помощника всем, почитающим тя. / Молися о людех твоих ко Господу, / да обратит их в лоно Православныя Церкве и спасет души наша.

Кондак, глас 1

С лики ангельскими предстоя, блаженне княже Вячеславе, / наслаждаешися Божественныя и неизреченныя доброты, / и оттуду благодетельныя дары почерп чудес, / всем притекающим верою под твою святыню / источаеши цельбам дарование.

Житие Св. Вячеслава князя чешского

Святой мученик, князь Чешский Вячеслав

Прими, святой, похвалу из окаянных
уст, не могут восхвалить тебя
по достоинству и моли милостивого
Бога даровать нам великую милость.

По смерти Борживоя (889) на княжеский престол взошел его старший сын Спитигнев.

Он продолжил добрую семейную традицию: завершил постройку храма Пречистой Богородицы в Праге, начатую еще Борживоем, заложил храм Петра и Павла в Будече, при котором вскоре возникла латинская школа. Но ранняя смерть оборвала его жизнь (905), и княжеский престол в Праге перешел к его младшему брату Вратиславу, во время правления которого христианство окончательно утвердилось в Чехии, причем в двух формах — славянской, наследованной от Кирилла и Мефодия и латинской.

В Праге Вратислав строит еще один храм, посвящая его святому великомученику Георгию, покровителю воинов. И это имеет свое объяснение: Чехия в этот период ведет упорную войну с венграми.

Вратислав и его супруга Драгомира имели четырех дочерей и двух сыновей: старшего, Вячеслава, родившегося в 907 году, и младшего, Болеслава. Как наследник престола, Вячеслав получил великолепное для своего времени образование. Княгиня Людмила хотела видеть во внуке своем истинного христианина и заботилась в первую очередь о его нравственном воспитании, тем более что отрок от природы был кроток, добр и целомудрен.

Под руководством духовника святой Людмилы юный Вячеслав изучил славянский язык. Видя успехи сына, отец отправил его в город Будеч, где он овладел латинским и греческими языками и другими науками. Своими познаниями юный князь удивлял даже учителей. Он был очень опытен в разумении книг церковных, вельможи даже сетовали, что тот, кто должен быть князем, «испорчен священниками и есть сущий монах».

После смерти Вратислава, Святой Вячеслав, испытывая любовь к монашеству, имел намерение отказаться от правления, но блаженная Людмила, скорбя о несчастиях отчизны и ревнуя об общем благе, уговорила Вячеслава вступить в управление княжеством. Благочестивый Вячеслав выполнил совет своей мудрой бабки, уступив при этом младшему брату Болеславу половину княжества.

Такой поворот событий не отвечал тщеславным замыслам Драгомиры, и она старалась всячески изолировать Вячеслава от священников и подчинить своему влиянию. Затаив до времени злобу, отыскивала средства отомстить своей свекрови. Ей удалось поселить семена вражды против Людмилы и Вячеслава в сердце младшего сына Болеслава.

Святая Людмила, видя внука воцарившимся, удалилась в Тетин, но и там настигла ее месть Драгомиры. Убийцы, посланные невесткой, ворвались в покои блаженной княгини и накинули петлю на старческую выю. Душа мученицы отлетела в небесные селения, и многими чудесами ознаменовал Господь ее праведность.

На долю молодого князя выпало много испытаний. Одолевали внешние и внутренние враги. В 922 году на Чехию совершил поход баварский князь Арнульф. Коварные вельможи, стали восстанавливать Вячеслава против матери, обвиняя ее в убийстве святой Людмилы. Вячеслав, поверив этим словам, отправил Драгомиру в Будеч. Но воспитанный своей святой бабкой в благочестии, он, помятуя евангельскую заповедь о почитании родителей, возвращает Драгомиру, молясь Богу: «Господи Боже мой, не вмени мне сего в грех». И с этих пор он всячески почитал свою мать, так что она радовалась благоволению его и доброте. В 924 году Вячеслав стал единовластным правителем страны. Одним из первых его действий было торжественное перенесение останков своей бабушки Святой Людмилы из Тетина в Прагу. Были возвращены на свои места приближенные Людмилы, в том числе и священники. Князь продолжал строить храмы, заботясь о духовном просвещении своего народа. Всем он делал добро: выдал замуж четырех своих сестер с богатым приданым, заботился о вдовах и сиротах, кормил увечных, выкупал пленных. И всюду прославилось имя доброго и праведного князя Вячеслава, устраивавшего по-христиански как дела семейные, так и дела государственные.

Благочестие Вячеслава подтверждает и такой случай. Однажды святой князь был приглашен императором Оттоном на сейм, но, будучи задержан в пути делами милосердия, явился после других, чем вызвал их неудовольствие. Но когда святой Вячеслав предстал перед лицом кесаря, тот с высоты престола своего увидел, что князя вводят в собрание ангелы и на челе его сияет золотой крест. Умиленный кесарь с особенным вниманием и лаской принял князя Вячеслава и предложил исполнить любую его просьбу. Тогда Вячеслав испросил себе у кесаря частицу мощей святого мученика Вита и, вернувшись в Прагу со священным даром, основал церковь во имя этого святого. Тогда же он перенес мощи и святой Людмилы в Прагу в храм святого Георгия, построенный отцом его.

Трудно перечислить все благочестивые подвиги милосердия и любви Христовой, которыми обогатил себя Вячеслав.

Он выкупал у язычников детей, чтобы, окрестив, посвятить на служение Богу. Часто по ночам занимался печением просфор или с верным старым слугой блаженным Подивоем, которому были открыты все тайные его милостыни, в зимнее ненастье босыми ногами шел на молитву в какой либо отдаленный монастырь. Когда Подивой не мог выносить холода, Вячеслав приветливо говорил ему: «Теперь зима, старче, ступай лучше по моим следам». И усердный слуга не только не чувствовал холода, но даже ноги у него горели от тепла. А святой Вячеслав, ступая первым по замерзшей земле, иногда до крови обдирал себе ноги.

Когда напал на княжество соседний князь Радислав с требованием уступить ему Богемию, и оба князя выступили на середину поля, а войска их стояли в безмолвном ожидании, внезапно увидел язычник светлый крест, сияющий перед лицом святого, ибо ангелам своим заповедал Господь охранять праведника в путях его. Тогда пал Радислав к ногам Вячеслава, прося себе прощения, и благодушно отпустил его святой князь.

За высокие добродетели Господь одарил святого Вячеслава даром прозорливости, и нередко предсказывал он будущее; так, благодаря божественному предвидению, он предотвратил готовившийся против него братом заговор и, воздавая хвалу Господу, дал обет основать церковь во имя мученика Вита. Получив благословение от епископа, он собрал строителей и сам начал на своих плечах носить известь и своими руками заложил и окончил церковь, в которой после освящения происходили многие чудеса и знамения. После этого блаженный Вячеслав хотел пойти в Рим к святому апостолу Петру, передав княжение своему брату, и там отречься от сего мира.

Болеслав, узнав о его желании пойти в Рим, стал еще яростней искать возможность погубить брата. Вячеслав был позван братом Болеславом в храм святых Косьмы и Дамиана. Во время ристалища один из придворных Болеслава предупредил, что брат хочет умертвить его. Но не хотел великодушный Вячеслав поверить злому умыслу, хотя и имел тайное предчувствие о смерти.

Вернувшись с вечери, князь Вячеслав помолился о себе, о народе о своем и погрузился в сон праведника, а на рассвете, едва услышав утренний звон, пошел в церковь. Во дворе настиг его Болеслав. Вячеслав, оглянувшись, с чистым сердцем сказал ему: «Добрый вчера был день, брат мой». Болеслав же распаленный яростью, выхватил из-под одежды меч и со словами: «Нынешний хочу тебе сделать лучше вчерашнего» — ударил брата по голове. Крепкий силами Вячеслав поверг помраченного на землю и сказал: «Что ты замыслил против меня, брат мой?» Но в эту минуту подбежал один из дружинников Болеслава и ударил Вячеслава мечом по руке. Видя вокруг явную измену, Вячеслав оставил поверженного брата и устремился в церковь, чтобы там искать спасения, но в самых дверях был настигнут убийцами и прободен мечами их в ребра. На церковном пороге, умирая, он воскликнул: «Господи! В руки Твои предаю дух мой!» Смерть блаженного князя последовала 28 сентября 935 года.

Три дня лежало тело Вячеслава в храме. Все это время не переставала истекать кровь из его ран, как бы у живого: не могли стереть ее ни со стены церковной, ни даже с одежды Болеслава, на которую она брызнула в минуту убийства, так что изумился весь народ этому свидетельству мученической крови, вопиющей от земли на небо, подобно Авелевой.

Смятенный князь Болеслав признал священника Павла погрести тело брата — и в час погребения еще больше потекла кровь. Многие чудеса и исцеления ознаменовали святость блаженного мученика Христова, который всегда пламенно желал пролить за Него кровь свою.

В ту самую ночь, когда под мечом брата пал Вячеслав, было чудное видение зятю его королю Датскому: во сне ему явился распятый Господь с таким словом: «Если хочешь получить прощение грехов своих, построй церковь во имя святого мученика Вячеслава». Король, пораженный таинственным явлением, воздвиг в своей земле первую церковь во имя святого мученика Вячеслава.

В ту же страшную ночь убийства у Болеслава родился сын, которого назвали странным именем Страхквас, что значит » страшный пир». Чувство раскаяния коснулось окаменевшего сердца Болеслава. Осознав тяжкий грех свой, он с плачем обратился к Богу, моля о прощении неповинно пролитой крови, и дал обет посвятить рожденного в эту ночь сына на служение Богу, а тело брата своего перенес в царственный град Прагу и положил в созданный святым при жизни церкви святого Вита по правую сторону алтаря в приделе Святых Апостолов. Это торжественное перенесение, празднуемое и поныне, свершилось четвертого марта.

Господь же упокоил душу блаженного мученика Вячеслава с праведными Своими в лоне Авраама, Исаака и Иакова.

Умер святой Вячеслав давно, сила же его, в которой по достоинству проявляется по всей вселенной милость Божия и слава святого, и доселе действует. Некие люди, арестованные по клевете и осужденные на смерть, взывали к святому Вячеславу: «Святой Божий мученик, если справедливо то, что говорят люди, и ты можешь умолить Вышнего Бога, помолись за меня, умирающего, чтобы я по твоим молитвам был избавлен от смерти и смог бы, окаянный получить прощение за тяжкие грехи до тех пор, пока буду жить». Никого не оставлял своей помощью святой Вячеслав.

Память святого мученика Вячеслава празднуется Церковью 4/17 марта 28/11 октября.

11 октября 2001 года Высокопреосвященнейший Христофор, Архиепископ Пражский и Чешских земель, передал в дар Русской Православной Церкви ковчежец с частицей мощей мощей святого мученика Вячеслава, который пребывает в Москве, на Подворье Православной Церкви Чешских землях и в Словакии, в храме свт. Николая в Котельниках.

Происходивший из династии Пршемысловичей князь Вацлав (Вячеслав) родился предположительно в 907 г. Дед Вацлава Борживой, правивший страной во второй половине IX в., был первым чешским князем, принявшим христианство. Произошло это при довольно необычных обстоятельствах. В те времена чешские земли граничили с Великой Моравией и, по некоторым источникам, были у нее в подчинении. Моравский правитель Сватоплук, уже будучи христианином, пригласил Борживоя в гости. Однако угощение для чешского князя и его дружины было подано не на столе, а на полу — как собакам. Удивление Борживоя перевесило его гнев, и он поинтересовался причиной этого оскорбления. Сватоплук ответил, что христианский князь не может сидеть за одним столом с язычником. Борживой задумался и захотел побольше узнать о христианстве. И в результате вместе со своей женой Людмилой принял крещение от равноапостольного Мефодия, просветителя славян, который находился в то время в Моравии.

Борживой и Людмила совершили многое для распространения христианства. Они строили церкви, приглашали из славянских стран священников, которые вели службы на славянском языке, занимались благотворительностью. Борживой умер достаточно молодым, в возрасте около 35 лет. Княжеский престол достался сначала старшему сыну Спытигневу, а после его смерти — младшему, Вратиславу (Братиславу), отцу св. Вацлава. Вратислав женился на княжне Драгомире, происходившей из знатного рода Стодоранов. Считается, что она была язычницей, но вряд ли князь-христианин мог заключить подобный брак. Скорее, Драгомира приняла христианство формально. Людмила и после смерти мужа пользовалась большим влиянием и любовью подданных. Фактически она оставалась правительницей при своем сыне Вратиславе, что крайне раздражало властолюбивую Драгомиру. Особенно если учесть, что воспитанием ее сыновей — Вацлава и Болеслава — занималась опять же Людмила.

Вратислав, как и его отец, умер рано (по некоторым сведениям, он погиб в 920 г. в бою с уграми), а Вацлав был еще слишком молод, чтобы самостоятельно править страной. Драгомира претендовала на роль регентши. По одним сведениям, Людмила оставила бразды правления за собой, по другим — напротив, добровольно уступила их невестке и удалилась в принадлежащую ей крепость Тетин. Так или иначе, Драгомира подослала к Людмиле наемных убийц. Людмила была задушена собственной вуалью. Впоследствии она была канонизирована как святая мученица и является небесной покровительницей Чехии.

Молодой князь Вацлав вырос в крепости Будеч, находящейся к западу от Праги, где воспитывался в духе христианства и готовился управлять страной. Его наставником был пресвитер Павел, ученик святителя Мефодия. Вацлав владел, помимо родного, славянского латинским, греческим и немецким языками и вообще был для своего времени очень образованным человеком. На момент вступления на престол в 925 г. ему исполнилось всего 18 лет. Принимая власть, Вацлав сказал, что хочет править так, чтобы в стране его был мир, чтобы судьи судили справедливо и чтобы народ жил по законам Божьим. Период правления князя Вацлава был временем значительного расцвета чешского государства. Он отличался необыкновенным благочестием, в тоже время государством правил разумно, справедливо и со всей ответственностью. Его считали усердным христианином, который освобождал заключенных, подавал милостыню бедным и утешал больных. Князь, как и его благочестивые дед и бабушка, заботился о христианском просвещении народа, строил новые храмы, украшал уже построенные. Известно, что он выкупал детей язычников, проданных в рабство, и воспитывал их в христианском духе.

Во времена князя Вацлава богослужение в стране шло на двух языках, он хотел, чтобы эти две богослужебные традиции соседствовали во взаимном уважении, чем нажил себе немало врагов. Немецкие священники восстановили против князя завистливых вельмож, среди которых были немало язычников. Вельможи в свою очередь умело воспользовались недовольством брата Болеслава и уговорили его занять престол, убив Вацлава.

Болеслав пригласил Вацлава к себе в крепость Стара Болеслав. Поводом послужили крестины его новорожденного сына. По другой версии, это был храмовый праздник в честь святых Космы и Дамиана, отмечаемый 27 сентября. После пира Болеслав набросился на Вацлава с мечом. Князь Вацлав оказался сильнее, и легко одержал верх. Не желая убивать собственного брата, он лишь оттолкнул его и хотел спрятаться в церкви. Однако у самых ворот его настигли двое убийц. Один из них пронзил князя копьем в тот момент, когда он схватился за дверное кольцо (этот момент изображен на одном из вариантов герба города Стара Болеслав).

Тело Вацлава несколько дней лежало на церковном дворе без погребения, что вызвало народное негодование. Его кровь, брызнувшую на дверь храма, долго не могли отмыть. Наконец князь был похоронен рядом с той самой церковью, где встретил свою смерть. Спустя три года Болеслав решил публично покаяться в убийстве брата. Тело Вацлава перевезли в Прагу и поместили в соборе св. Вита, в той ротонде, которая была построена по приказу самого Вацлава.

Практически сразу после смерти князь Вацлав был провозглашен «мартиром» — мучеником, страстотерпцем. Этим греческим словом называли человека, который своей собственной пролитой кровью присягнул на верность Христу.

Князь Вацлав почитается святым и в русской Православной Церкви, где он известен как Вячеслав Чешский. Его память отмечается по новому стилю 11 октября, а также 17 марта (день перенесения мощей в Прагу).

Вячеслав Чешский: житие и биография святого, дни памяти и почитание

Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Сентябрь

Житие святого Вячеслава, князя Чешского

Память 28 сентября

Святой Вячеслав происходил из княжеского рода, правившего в Чехии 1, и приходился внуком святой мученице Людмиле 2; его родители – Вратислав 3, князь Чешский и жена его Драгомира имели кроме него еще двух сыновей: Болеслава и Спытигнева и несколько дочерей; среди всех он выдавался своими дарованиями и добротой. Когда святой Вячеслав стал подрастать, отец его, по обычаю того времени, просил епископа и иереев со всем причтом церковным призвать на него благословение Божие. Епископ, отслужив литургию в церкви Пресвятой Богородицы и поставив затем отрока на ступени храма, благословил его такими словами:

– Господи Боже, Иисусе Христе, благослови сие отроча, якоже благословил еси праведных Твоих – Авраама, Исаака и Иакова и венчай его, якоже венчал еси правоверных царей, равноапостольных Константина и Елену.

С этого-то особенно времени Божией благодатию отрок стал расти и преуспевать. бабка его, святая Людмила, поручила одному священнику, своему духовнику, учить его славянской грамоте, которою святой очень скоро овладел вполне. Видя его успехи, отец отправил его в город Будеч учиться латинскому языку и другим наукам; во всем этом он преуспевал к удивлению учителей.

Но волею Божиею случилось, что князь Вратислав скоро умер 4 и святой Вячеслав, юный еще возрастом, вступил на родительский престол. Здесь, в сане правителя, выказал он в особенности свои дарования: вместе с своею матерью он старался об улучшении управления страны, заботился о своем семействе: видал замуж сестер своих в соседние княжества, наблюдал за воспитанием младших братьев, не упуская случая и самому расширить свои познания, так что скоро он изучил вполне не только славянскую и латинскую, но и греческую грамоту, превосходя в этом отношении всякого священника или даже епископа. Бог благословлял его деятельность, одаряя его премудростью. Он же усердно старался угодить Богу, заботился об убогих, кормил их, принимал странных по слову Евангельскому: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня» (Мф.25:35), почитал духовенство, строил и украшал церкви, ко всем относился с любовью, как к богатым, так и к бедным, и во всю недолговременную жизнь свою помышлял только о благом.

Но диавол, исконный враг рода человеческого, и теперь всячески старался посеять смуты: некоторые зломысленные вельможи захотели воспользоваться молодостью святого, так как по смерти отца своего он остался всего восемнадцати лет. И вот, сначала они стали восстанавливать князя Вячеслава против его матери, говоря, что она убила его бабку, святую Людмилу, и злоумышляет против него. Вячеслав сперва поверил этим словам и отправил свою мать в город Будеч, но скоро вспомнил слова Апостола Павла: «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием» (Ефес.6:2); вернул мать обратно в свой дом и с горькими слезами каялся, говоря:

– Господи боже мой, не вмени мне сего во грех, – и повторял слова Псалмопевца: «Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай» (Пс.24:7).

С этих пор он всячески почитал свою мать, так что она радовалась его благочестию и доброте: он питал увечных, заботился о вдовах и сиротах, выкупал пленных, всем делал добро, и всюду прославлялось имя доброго и праведного князя Вячеслава.

Злонамеренные вельможи, увидав, что их замыслы не удались вследствие разума и благонравия святого, стали возмущать против него брата его – Болеслава, который, как младший, должен был подчиняться Вячеславу. Они внушили Болеславу, будто князь Вячеслав со своими советниками и с матерью умышляют извести его, и советовали ему для спасения своей жизни убить святого князя и самому занять княжеский престол. Эти злобные советы соблазнителей смутили ум Болеслава и он стал помышлять о смерти своего брата, подобно тому, как почти сто лет спустя 5 Святополк Окаянный, желая быть единовластным в Русской земле, задумал избить братьев.

Желая исполнить свое преступное намерение, Болеслав пригласил брата к себе на освящение церкви, которое должно было произойти в воскресный день, с коим совпало тогда и празднование памяти святых Космы и Дамиана. Святой Вячеслав, приехав и отслушав святую литургию, хотел возвратиться обратно в Прагу 6, но Болеслав стал удерживать его, упрашивая не обидеть его отказом от угощения, которое он приготовил. Святой согласился остаться, хотя, когда он вышел на двор Болеславов, слуги предупреждали его о замыслах брата. Святой не поверил этому, возлагая всю свою надежду на Бога. Весь тот день они в радости провели вместе; а между тем ночью злодеи собрались во дворе одного из заговорщиков, по имени Гневысы, и вместе с Болеславом обдумывали, как бы им убить св. Вячеслава, и решили напасть на него, как только он встанет и пойдет к утрене, так как знали, что по благочестию своему святой не пропустит службы. И их предположения сбылись: лишь только раздался благовест к утрене, Вячеслав тотчас встал со словами:

– Слава Тебе, Господи Боже мой, яко дал еси свет и мне дожити до сего утра.

Затем он оделся и, умывшись, пошел в церковь; в воротах дома его догнал Болеслав. Святой, обернувшись, сказал:

– Здравствуй, брат; вчера хорошо…

Но не успел он докончить своей речи, как Болеслав, по наущению диавола, выхватил свой меч из ножен и ударил им брата по голове, со словами:

– Сегодня хочу тебя еще лучше угостить.

– Брат, что ты задумал?

И схватив его и повалив на землю, спросил:

– Брат мой, какое зло я сделал тебе?

Но тут подбежал один из заговорщиков и поразил святого в руку. Тогда он, оставив Болеслава, побежал к церкви. Заговорщики бросились за ним и двое из них – Честа и Тира – зарубили его в самых дверях церковных, а третий – Гневыса – пронзил его еще мечом в ребра. Блаженный испустил дух со словами:

– Господи, в руки Твои предаю дух мой.

По убиении князя злодеи стали избивать его дружину, грабить и изгонять всех тех, кого святой Вячеслав приютил в своем доме; заговорщик Тира стал советовать Болеславу напасть и на мать, чтобы сразу избавиться и от брата и от матери, но тот ответил, что это еще успеется, так как ей некуда скрыться.

Тело же святого Вячеслава заговорщики изрубили и бросили без погребения, только какой-то священник прикрыл его покрывалом. В то время мать святого, услышав о его убиении, бросилась искать его и, увидев изрубленные его останки, залилась горькими слезами. Она собрала все части его тела и, не смея отнести их к себе, тут же, на дворе священника это церкви, омыла, одела, и тогда его отнесли в церковь и положили там. Отдавши этот последний долг своему мученически погибшему сыну, мать святого Вячеслава, спасаясь от смерти, укрылась в стране хорватов 7, так что, когда Болеслав вздумал и к ней послать убийц, то они ее уже не могли найти.

Останки блаженного князя несколько времени еще находились в церкви, ожидая погребения, пока, наконец, позволили позвать священника, чтобы совершить отпевание святого мученика и похоронить его. А кровь его, пролитую в дверях церковных, как ни старались, никак не могли отмыть. По истечении же трех дней она сама исчезла чудесным образом 8.

Вскоре братоубийца Болеслав сознал свой тяжкий грех и горько плакал, раскаиваясь и говоря:

– Я согрешил, и грех мой и беззакония мои я знаю, Боже помоги мне грешному.

Он послал священников и своих приближенных перенести мощи святого Вячеслава в стольный град Прагу и их с честью положили по правую сторону алтаря в церкви святого Вита, которую создал сам святой.

1 Чехия занимает среднеевропейское плоскогорье, окруженное со всех почти сторон горами и орошаемое рекой Лабой (Эльбой) с ее притоками. В отдаленной древности эта страна была занята Кельтским народом – бойями, от которых она носит другое название – Богемии. Незадолго до Р.Х. бойи были изгнаны германцами, маркоманами, ведшими долгие войны с римлянами и окончательно исчезнувшими в половине V в.; вскоре после этого, вероятно, поселились в опустевшей стране славянские племена чехов, по которым и страна прозвалась Чехией. Когда святые братья, Кирилл и Мефодий, распространяли христианство в славянских странах – Моравии и Паннонии, тогда ими же были крещены и чехи, и у них введено было богослужение на славянском языке; христианство у чехов распространилось очень сильно и скоро у них появились святые подвижники; в православной церкви известны: блаженная Людмила, святой Вячеслав и преподобный Прокопий, живший уже в XI веке (память его празднуется 16 сентября). Но еще до крещения чехов святыми первоучителями славян появились в Чехии и немецкие миссионеры, которые стали распространять богослужение на латинском языке, а так как они при этом пользовались покровительством могущественных немецких государств, соседних с чехами, то им с течением времени удалось совершенно вытеснить славянское богослужение, которое уже в XI в. приходилось защищать святому Прокопию, хотя местами оно продолжало сохраняться и позже.

2 Память ее празднуется 16 сентября.

3 Вступил на княжеский чешский престол в последних годах IX в.

4 Князь Вратислав умер в 920 году по Р.Х.

6 Столица Чехии, находится на р. Влтаве, приток Лабы.

7 Славянское племя, живущее по берегу Адриатического моря и по рекам Саве и Драве, притокам Дуная, к югу от Чехии.

8 Мученическая кончина святого Вячеслава, князя чешского, произошла в 935 г., в 28 день сентября.

Читать еще:  Пророк Моисей: история жизни святого, чудеса и призвание Богом, дни памяти
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector