0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Житие Василия Кинешемского: познаем по порядку

Василий Кинешемский родился в 1876 году в городе Кинешме Костромской губернии. Он родился в семье священника. Его мать и отец были хорошими и благочестивыми людьми, именно им он обязан своим христианским воспитанием.

Чистый ум, сердце, а также молитва — это был смысл и цель земной жизни его родителей. Уже с детства родители хотели оградить своих детей от влияния мира. Пытались они это сделать, потому что знали, что вырваться из терний грехов и страстей уж очень тяжело, особенно когда корни уже слишком глубоко вросли.

На протяжении всей жизни мальчика его строение жизни было подобно монашескому. Тогда для ребенка было большой отрадой посетить нищих и странников.

Мальчика в миру звали Вениамином. Однажды, когда его принесли крестить, то к ним подошла старушка, после чего взглянув на мальчика, она сказала, что это будет великий человек. И действительно так и произошло. После того, как Вениамин окончил гимназию, он поступил в Киевскую духовную академию. В 1901 году он закончил ее со степенью кандидата богословия.

В миру Василия Кинешемского звали просто Вениамином. Фото: true-orthodox.narod.ru

После этого он был определен преподавателем в Воронежскую духовную семинарию. В это время он очень интересуется христианским подвигом, поэтому пишет диссертацию, после которой он получает степень магистра богословия.

В Воронеже Вениамин находится до 1910 года. Уже тогда он знал древние европейские языки, поэтому для того, чтобы более углубленно их изучить, он уезжает в Англию. С 1910 по 1911 год, он проживает в Лондоне. После того, как он вернулся в Россию, он становится преподавателем иностранных языков и всеобщей истории в Миргородской мужской гимназии.

Затем в 1914 году Вениамин решает приехать в Москву, и там устроится преподавателем латинского языка. Преподавательская деятельность настолько увлекла Вениамина, что он решил окончить педагогический институт. Но Господь распорядился немного иначе.

Василий Кинешемский — житие и биография, творчество и беседы, дни памяти и мощи

Святитель Василий (в миру Преображенский Вениамин Сергеевич) родился в 1876 году в г. Кинешма Костромской губернии (ныне Ивановской области).
Отец святителя Василия Кинешемского, протоиерей Сергий Александрович Преображенский, был сыном «дъячка Ярославской епархии, Любимского уезда, села Троицкого, что на болоте Александра Федорова Преображенского».
В 1869 году, будучи студентом выпускного класса Ярославской духовной семинарии, Сергей Александрович венчается с дочерью священника Костромской губернии Вознесенской церкви г. Кинешмы Павлой Капитоновной Херсонской.
Отец невесты, иерей Капитон Херсонский, служивший в этом храме с декабря 1836-го, скоропостижно скончался 22 ноября 1868 года. По существующей в то время традиции церковный приход, лишившийся настоятеля, переходил либо к сыну, либо к зятю.

Поэтому летом 1869 года Сергей Александрович Преображенский, закончив Ярославскую Духовную Семинарию по первому разряду, удостоившись звания студента семинарии с правом поступления в Духовную Академию, становится настоятелем Кинешемской Вознесенской церкви.
16 августа 1869 года он был рукоположен в сан священника к приходу Вознесенской церкви епископом Кинешемским Иоанафаном. И «с открытием при сей церкви женской общины состоял приходским священником, исполняя (в течение 19 лет) должность священника и духовника сей обители с 20 мая 1869 года». (Клировая ведомость по Вознесенской церкви за 1891 год).

Мать святителя Василия, Павла Капитоновна Херсонская, родилась 18 мая 1845 года. Она была четвертым ребенком в семье настоятеля Вознесенской церкви иерея Капитона Максимовича Херсонского и его жены Надежды Васильевны.
Павла Капитоновна получила домашнее воспитание и «была очень религиозной женщиной». Умерла она 19 ноября 1913 года и похоронена в Кинешме на Сретенском кладбище.

Преображенские жили на ул. Вознесенской рядом с храмом, где протоиерей Сергий служил настоятелем. В Кинешемском историческом музее хранится «Алфавитный список домовладельцев г. Кинешмы за 1888-1889 годы». Под номером 384 в нем значится: «Преображенская Павла Капитоновна — жена священника». Двухэтажный деревянный дом, окруженный садом и забором с высокими воротами, ещё помнят многие кинешемцы. Он был снесен в 60-е годы ХХ столетия. На его месте в настоящее время находится городская прокуратура.

В семье отца Сергия и матушки Павлы было несколько детей. В декабре 1869 года родилась дочь Валентина. В 1874 году на свет появилась Агния.
7 января 1876 года в день празднования Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна родился Вениамин, будущий святитель Василий, епископ Кинешемский. Запись в метрической книге Вознесенской церкви г. Кинешмы гласит, что 7 января 1876 г. родился младенец Вениамин. Родители ребенка: «Костромской губернии города Кинешмы Вознесенской церкви священник Сергей Александрович и законная жена его Павла Капитоновна Преображенские, оба православного вероисповедания». Обряд крещения новорожденного 11 января 1876 г. совершил «Кинешемского Успенского Собора священник Николай Реформатский с дьяконом кинешемской Вознесенской церкви Иоанном Розановым и дьячком сей церкви Петром Горским». Восприемниками Вениамина стали «плесский мещанин Николай Алексеевич Шведов и кинешемская мещанка девица Александра Авраамиевна Михайлова».

Читать еще:  Иов Многострадальный: житие и история святого, дни памяти

Дата рождения младшего Антонина — 12 апреля 1877 года.
Валентина Сергеевна Преображенская окончила курс учения в Кинешемском женском двухклассном училище, где преподавала её тётя по материнской линии — Вера Капитоновна Херсонская.
В апреле 1887 г. в возрасте 17 лет она бракосочеталась с Дмитрием Дмитриевичем Побединским 26-и лет. Жених на тот момент служил псаломщиком Николаевской церкви села Вичуга Кинешемского уезда Костромской епархии. С 23 апреля 1887 года Дмитрий Дмитриевич Побединский из псаломщиков села Вичуги переводится священником Кинешемской Вознесенской женской общины.
Известно о рождении в семье Побединских дочерей: Нины, Лидии и Софии. Другие сведения о семье Побединских пока не найдены.
Агния Сергеевна Преображенская училась в том же женском двухклассном училище, что и старшая сестра Валентина.
В 1901 году в возрасте 27 лет она венчалась с костромским мещанином Василием Григорьевичем Орловым.
Антонин, закончив Кинешемское Духовное училище, поступил в Костромскую Духовную семинарию. Учился он классом ниже Вениамина, находясь на попечении отца.

Вениамин в 1885-1890 гг. учился в Кинешемском Духовном училище, которое закончил по первому разряду с правом поступления в Духовную Семинарию без экзамена. В 1890 году поступил в Костромскую Духовную Семинарию. Вместе с ним на одном курсе учился Александр Поздеевский (будущий архиепископ Волоколамский, викарий Московской епархии Феодор). После блестящего окончания курса обучения Вениамин Сергеевич был направлен на казенный счет в Киевскую Духовную Академию. В 1900 г. заканчивает академию со степенью кандидата богословия, тема диссертации «Славяно-русский скитский Патерик».
В 1901-1902 гг. учился в Императорском Археологическом институте в Санкт-Петербурге.
До 1910 г. преподавал в Воронежской Духовной Семинарии историю и обличение русского раскола и местных сект, обличительное богословие и Священное Писание Нового Завета. В это время написал диссертацию «О скитском Патерике», за которую получил степень магистра богословия. В Воронежской мужской воскресной школе им. А.С.Пушкина преподавал русский язык, в Епархиальном женском училище – гражданскую историю, в частной женской гимназии М.П.Кожевниковой историю. Входил в состав Губернской ученой архивной комиссии и был членом совета Церковного историко-археологического комитета, в котором в 1907г. занимал должность хранителя музея, а в 1909-1910 заведующего музеем. Проживал по адресу: ул. Большая Дворянская, д.30. На этой же улице находилась Воронежская Духовная Семинария.

В 1910-1911 гг. для изучения европейской культуры ездил в Англию. В 1912 – 1913 гг. работал в Миргороде. В 1913 г. переехал в Москву и поступил в педагогический институт им. Павла Григорьевича Шелапутина, окончил который в 1915г. В «Известиях» института в книге V за 1915 г. была помещена работа В.С.Преображенского «Бой-Скауты. Книга выдержала за очень короткий срок два издания. В.С. Преображенского считают первым идеологом Русского скаутизма. По возвращении с 1914 г. преподавал латинский язык в одной из первых частных гимназий в Москве при Лютеранской церкви Петра и Павла.

Осенью 1918 г. вернулся в Кинешму, поступил псаломщиком в Вознесенскую церковь, в которой служил его отец. Вскоре В.С. Преображенский приступил к созданию в Кинешме и ее окрестностях православных кружков, основной целью которых было изучение Священного Писания. 16 июля 1920 г. в Костроме архиепископом Костромским и Галичским Серафимом (Мещеряковым) Преображенский был рукоположен во иерея целибатом, вскоре он принял монашеский постриг с именем Василий в честь Василия Великого.

19 сентября 1921 г. в Кинешме в Успенском соборе состоялась хиротония Василия во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии, в которой участвовали архиепископ Серафим (Мещеряков), епископ Юрьевcкий Иерофей (Померанцев) и епископ Нерехтский, викарий Костромской епархии, Севастиан (Вести). Став епископом, Василий вел аскетический образ жизни: поселился на окраине города в маленькой баньке, никакого имущества у него не было, спал на голом полу, положив под голову полено. Скрывая свой подвиг, принимал посетителей в канцелярии, устроенной в доме рядом с Вознесенской церковью. Помимо ежедневных церковных служб, во время которых епископ Василий обязательно проповедовал, он исповедовал, обходил дома нуждающихся, посещал монастыри и основанные им кружки по всей епархии. За короткий срок епископ

Читать еще:  Паисий Величковский - житие и биография старца, труды, письма и послания, почитание и дни памяти

Василий организовал новые кружки в Кинешме, Юрьевце, Вичуге и других городах и селах. Летом 1922 г. владыка благословил священникам, чьи храмы были захвачены обновленцами, не покидать своей паствы, совершать литургию на сельских площадях. Пример такого служения он подавал сам, и на эти службы сходились тысячи людей. В 1922 г. , когда в связи с разразившимся в Нижнем Поволжье голодом власти распорядились подбирать оставшихся без родителей детей и отправляли их по разным городам в детдома. Владыка устроил в доме своей прихожанки приют для девочек. В начале 1923 г. Иваново-Вознесенский архиепископ Иерофей (Померанцев) перешел в обновленческий раскол. 4 марта 1923 г. на эту кафедру был назначен епископ Василий.10 мая 1923 г. он был арестован, сослан в Зырянский край на 2 года. Отбывал срок в пос. Усть-Кулом на реке Вычегде в Коми АССР, куда были сосланы также священномученики: Казанский митрополит Кирилл (Смирнов) и Новоторжский епископ Феофил (Богоявленский), а также Петергофский епископ Николай (Ярушевич) и ещё несколько священников.

В мае 1925 г. епископ Василий вернулся в Кинешму. В начале 1926 г. власти предписали ему покинуть город. Вместе со своим келейником А. П. Чумаковым епископ уехал на его родину — в деревню Иоаннополь Галичского уезда Костромской губернии, где прожил около полугода. Затем поехал в Саров, был в Дивееве, оттуда отправился в Н. Новгород, где вместе с заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и сщмч. епископом Александром (Щукиным) участвовал в хиротонии иеромонаха Николая (Голубева) во епископа Ветлужского. Летом 1926 г. В. был назначен епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии. В 1926 — нач. 1927 г. на основе бесед, которые епископ Василий вел в созданных им религиозных кружках, он написал «Беседы на Евангелие от Марка» (М., 1996). В начале 1927 г. Владимирский епископ священноисповедник Афанасий (Сахаров), находившийся в то время под арестом, предлагал владыке принять во временное управление Владимирскую епархию. Однако управлявший в то время Русской Церковью ввиду ареста митрополита Сергия (Страгородского) архиепископ Серафим (Самойлович) назначил епископа Василия на Ивановскую кафедру.

Весной 1927 г. он был выслан в Кинешму, где прослужил несколько месяцев, пока власти вновь не потребовали, чтобы он уехал. В июне 1927 г. епископ приехал в Кострому, где прожил около года. В 1928 г. встречался в Ярославле с митрополитом священномучеником Агафангелом (Преображенским), который предложил ему остаться в Ярославле викарным архиереем. Епископ Василий отказался. В августе 1928 г. вернулся в Кинешму, через месяц был арестован, заключен в тюрьму Иваново-Вознесенска (совр. Иваново), где пробыл около полугода. Приговорен к 3 годам ссылки, наказание отбывал в дер. Малоречке Таборинского р-на Уральской обл. (совр. Свердловская обл.).

По окончании срока ссылки В. в сентябре 1932 г. поселился в Орле. В марте следующего года ОГПУ предприняло в Кинешме аресты духовенства и мирян, многие из которых знали В. 31 марта он был вызван в Орловское ОГПУ, арестован и отправлен в Кинешемскую тюрьму. Обвинен в создании «сети контрреволюционных кружков, ставивших своей задачей через религиозное антисоветское воспитание религиозных масс свержение существующего строя», и в июле 1933 г. приговорен к 5 годам ИТЛ. Отбывал срок в Волжском ИТЛ вблизи г. Рыбинска. После освобождения в январе 1938 г. некоторое время жил в Рыбинске, затем поселился в с. Котове Угличского района Ярославской обл., где служил в местном храме. 5 ноября 1943 г. Владыка вновь был арестован, заключен во внутреннюю тюрьму НКГБ в Ярославле, в январе 1944 г. переведен во внутреннюю тюрьму НКГБ в Москву, 13 июля — в Бутырскую тюрьму. В июле 1944 г. по обвинению в антисоветской деятельности приговорен к 5 годам ссылки. Скончался 13 августа 1945 года в селе Бирилюссы на реке Чулым Красноярского края.

В августе 1993 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил местное почитание священноисповедника. Общецерковное прославление святителя Василия состоялось на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ 2000 г.

Арх.: ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 798. Л. 33 об.- 34 об. (Клировая ведомость по Вознесенской ц. г. Кинешмы за 1891); Д. 824. Л. 30 об. (Клировая ведомость за 1893); Ф. 432. Оп. 1. Л. 294; Архив УФСБ РФ по Ивановской обл. Д. 7972-П; Д. 9139-П; ЦА ФСБ РФ. Д. Р-35561; Д. СО-28724; ГАИО.Ф.1155.Оп.8.Д.14,15,16,17. Метрические книги Вознесенской церкви г. Кинешма; Ф.155.Оп.1.Д.4,5,6. Метрические книги Вознесенской церкви г. Кинешма.

Читать еще:  Алексей Бортсурманский: житие и биография святого, дни памяти и мощи

Ист.: Разрядный список учеников Кинешемского ДУ // Костромские ЕВ. 1889. № 15. Ч. офиц. С. 190; Разрядный список учеников Кинешемского ДУ // Там же. 1890. № 15. Ч. офиц. С. 198. Памятные книжки Воронежской губернии 1901-1913 гг.

Лит.: Житие свт. Василия Кинешемского. М., 1994; Не предать забвению: Кн. памяти жертв полит. репрессий, связанных судьбами с Ярославской обл. Ярославль, 1994. Т. 2. С. 79; Дамаскин. Кн. 2. С. 204-240; он же. Жизнеописание свт. Василия, еп. Кинешемского // Василий (Преображенский), еп. Кинешемский, свт. Беседы на Евангелие от Марка. М., 1996. С. 3-40; Зонтиков Н. А. Костромская ДС: Вехи истории: К 250-летию со дня основания (1747-1997 гг. ). Кострома, 1997. С. 20; Федотов А. Ивановская епархия РПЦ в 1918-1993 гг. : Внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с гос-вом. Иваново, 1999. С. 3-11, 10-104; Александр (Могилёв), архиеп. Священномученик Никодим: Жизнь, отданная Богу и людям. Кострома, 2001. С. 55-56, 254-255.

Игум. Дамаскин (Орловский), Н. А. Зонтиков.
Дополнения С.Ю. Фокина.

Богословские труды

Проповеди владыки всегда находили отклик в душах самых разных людей, меняли их образ мышления и жизнь. Вдохновенная речь пастыря стучится и в сердца современных людей и сейчас со страниц книги «Беседы на Евангелие от Марка», которая вышла из-под пера епископа Василия, и считается лучшим его произведением. И несмотря на то что написана в первой половине прошлого века, до сих пор востребована православными читателями.

Трудно оценить глубину смысла Священного Писания без мудрого руководства со стороны опытного наставника. Епископ Кинешемский, всесторонне изучив и применив на практике многие постулаты православной веры, передает накопленный опыт и знания своим читателям. Евангелие он рассматривает как основу духовного, нравственного бытия человека, поэтому книга получилась как своеобразный самоучитель духовной жизни для верующих христиан.

Живя в условиях гонений, епископ Кинешемский не смог в полной мере реализовать себя в издательской, просветительской или другом виде церковной деятельности. Но он сделал намного большее, — отдал свою жизнь для укрепления Церкви, стал ее молитвенным заступником в неведомых обителях духовного мира.

Православные тексты

Согласно церковным правилам, отцу Василию молятся об укреплении веры в Христа и просят заступничества перед Господом. Святого старца прославляют за его деяния во славу Спасителя.

Тропарь

К святому обращаются с просьбой даровать Божественное учение и просветить умы духовным светом. Отца Василия просят, чтобы он молился Господу о спасении душ грешных.

«Пpавославия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / аpхиеpеев богодухновенное удобpение, Василие пpемудpе, / ученьми твоими вся пpосветил еси, / цевнице духовная. Моли Хpиста Бога // спастися душам нашим».

Ин тропарь

Святого проповедника молят помолиться на Небесах за Отечество. Верующие чтят святую память отца Василия.

«Новый исповедниче Церкве Российския, / Апостольских трудов подражателю, / веры правыя теплый проповедниче, / Писаний вдохновенный изъяснителю, / изгнания, темницы и скорби от безбожных претерпев, / царское священие, отче наш Василие, / и ныне предстоя Святей Троице, / молися за отечество твое и люди, / чтущия достойно святую память твою».

Кондак

В кондаке верующие прославляют мужество святителя Василия, а также его чистоту веры. Святой с Небес защищает христиан от духовной гибели.

«Мужество твое, святителю Христов Василие, возславим, / и чистоту веры превозносим, / и дару словес твоих удивляемся, / яко от небес приял еси Божественную благодать // наставляти и защищати стадо Христово».

Молитва

О, предобрый предстателю за погибающия во гресех и междоусобных бранех люди Российския земли, крепкий исповедниче Христов святителю отче Василие! Ты бо доблественне подвизался еси в жизни временней, Христа дерзновенно исповедал еси, и многия за Него муки претерпел еси, веру Православную соблюл еси даже до смерти. Умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, да подаст нам образ покаяния, да избавит нас от обольщения близ грядущего богоборца, и да сохранит нас от коварной сети его и от всех козней его в сокровенной пустыне Своего спасения. Ей, отче честный! Не посрами ны, притекающия ко твоей помощи, сотвори ны достойны прославляти на небесех со всеми святыми Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector