0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Биография Валентина Амфитеатрова

Валентин Николаевич Амфитеатров — представитель старинного рода, давшего Русской Церкви известных священнослужителей. Эту славную фамилию носили святитель Филарет, митрополит Киевский, а также Антоний, архиепископ Казанский и Свияжский. В семье его родного брата протоиерея Николая Гавриловича родился мальчик, которого назвали Валентином.

Ранние годы

В возрасте 11 лет юноша поступил учиться в Орловскую духовную семинарию. За год до окончания учёбы он перевелся в семинарию города Киева. С 1854 по 1858 год Валентин Николаевич продолжил получение образования в Московской духовной академии. Много читающий и знающий несколько языков молодой человек надеялся получить назначение на служение в одну из столичных духовных школ, чтобы продолжать саморазвитие вблизи православных святынь и обширных книжных хранилищ. Но в связи с отсутствием вакантных мест в Москве, молодой богослов получил назначение в Калужскую духовную семинарию.

Калужский период

В возрасте 24 лет Валентин Амфитеатров женится на Елизавете Ивановне Чупровой — сестре одного из своих учеников и дочери священнослужителя одного из храмов в городе Мосальске. Венчание состоялось в июле 1860 г., а через два месяца богослов принял священный сан. Первым местом его духовного служения стал калужский Благовещенский храм. Также в течение года священник в работе епархиального управления.

Через 4 года отец Валентин получил назначение на должность благочинного церкви во имя Живоначальной Троицы в уездном городе Лихвин Калужской губернии. В это же время он преподавал Закон Божий в местном училище. В 1866 г. Валентин Николаевич был возведён в сан протоиерея. А через 5 лет усердная деятельность священнослужителя была замечена и вознаграждена переводом в Москву.

Московские годы

По приезде в Москву в 1871 г. Валентин Амфитеатров получил должность учителя законов в учительской семинарии. Затем в течение 8 лет в такой же должности он проработал в государственном реальном училище.

В 1874 отец Валентин был назначен настоятелем храма Святых равноапостольных Константина и Елены. Небольшая церковь, считающаяся приходской, находилась на территории Кремля в его юго-восточной части. Из-за малого количества в округе жилых помещений в приходе было мало прихожан.

Интересно! Благодаря усердному служению, доброте и силе Духа, протоиерея Валентина количество прихожан значительно увеличилось. В маленький храм приходили люди не только из близлежащих районов, и, но из отдалённых уголков города.

В течение 18 лет духовный свет батюшки осенял людей, приходящих в Константиновскую церковь со своими печалями и трудностями.

В 1892 г. Валентина Николаевича без его согласия перевели в Архангельский собор Московского Кремля. У нового настоятеля, строго следящим за соблюдением во время богослужения всех церковных традиций и правил, с клиросом собора возник конфликт, который вскоре был разрешён. Но эти события значительно подорвали физическое здоровье проповедника.

Вслед за отцом Валентином в новый приход перешли многие его духовные дети из Константиновского прихода. Особое внимание проповедник уделял бедным и нуждающимся в помощи людям. На эти деяния он выделял собственные средства и призывал на помощь влиятельных и богатых прихожан, которым указывал нуждающихся людей. Все общающиеся с батюшкой люди говорили, что Господом ему ниспослан дар прозорливости и провидения.

Интересно! Высокие духовные качества известного московского проповедника отмечал его современник Иоанн Кронштадтский. Он указывал, приезжающим к нему москвичам, что в их городе есть отец Валентин.

Последние годы

Душевные переживания и упорная напряжённая работа привели к ухудшению здоровья священника. Из-за болезни ног он стал реже проводить службы. В декабре 1901 г. Валентин Николаевич в сопровождении дочери посещал столицу, чтобы попросить освободить его от должности настоятеля Архангельского собора и назначить в небольшой храм, в котором он мог бы иногда проводить службы. Но весной следующего года батюшка полностью лишился зрения, что сделало невозможным продолжения его церковного служения.

Несмотря на развивающуюся физическую немощь, вокруг проповедника продолжали собираться его духовные чада. Сначала он принимал людей в съёмной московской квартире, а затем в доме дочери в подмосковном Очаково. С 1906 г. у отца Валентина начались частые головные боли, бессонница и сердечные приступы. Земной путь протоиерея Валентина Амфитеатрова завершился 20 июля 1908 г.

Почитаемый в народе батюшка был погребён 23 июля, после совершения высшим московским духовенством заупокойной литургии и панихиды, на Ваганьковском кладбище в Москве возле могилы своей супруги, почившей в 1880 г.

Протоиерей Валентин Амфитеатров

Отец Валентин Амфитетаров с женой Елизаветой Ивановной и сыном Александром

На территории Ваганьковского кладбища города Москвы захоронен один из наиболее почитаемых московских подвижников благочестия предреволюционных лет – протоиерей Валентин Николаевич Амфитеатров (1836-1908), известный как замечательный проповедник, праведник, явивший ещё при жизни полученные от Бога дары прозрения, исцеления и старчества.

Народное почитание места захоронения протоиерея Валентина началось сразу после его кончины 20 июля (2 августа по новому стилю) 1908 года.

Похороны протоиерея Валентина Амфитеатрова. Часть процессии у храма святителя Николая Мирликийского на Щепах

Ещё до революции был издан ряд печатных работ, рассказывающих о благочестивой жизни отца Валентина и о посмертных чудесах по молитвам этому праведнику, которого прозвали в народе «московским утешителем». Издания были утверждены Санкт-Петербургским Духовным комитетом по цензуре. Подготовку материалов осуществляла духовная дочь пастыря Анна Ивановна Зерцалова, позже расстрелянная и впоследствии прославленная в лике святых новомучеников на Архиерейском Соборе 2000 года.

На могилу праведника всегда приходили люди, испрашивающие у него молитвенного заступничества.

Чтобы прекратить почитание протоиерея Валентина, богоборческие власти старались всеми силами уничтожить его могилу. Зимой 1941 года на участке с местом его захоронения на Ваганьковском кладбище была устроена братская могила военнослужащих из числа умиравших в госпиталях, раненых в битве под Москвой.

Позже на этом месте сделали мемориал.

Мемориал воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны

Однако почитатели отца Валентина всё равно продолжали приходить сюда.

В 1980-е годы приходом храма Воскресения Словущего была восстановлена традиция в памятные дни отца Валентина служить панихиды у его могилы на 21-м участке Ваганьковского кладбища.

К 1990 году родственниками протоиерея Валентина совместно с общиной храма был установлен памятный крест и цветник. Эта могила была создана с учётом свободного места, приближённого к месту истинного захоронения, рядом с воинским мемориалом, без нарушения его внешней архитектуры. Крест был освящён и стал местом паломничества многочисленных верующих.В 1998 году на территории воинского мемориала, рядом с символической могилой, которую ранее народ избрал для поминовения протоиерея Валентина, группой почитателей был установлен деревянный крест.

В настоящее время панихиды по приснопамятному протоиерею Валентину совершаются именно на этом месте не только в памятные даты, но и каждое воскресенье при неизменно большом стечении народа.



Многочисленные случаи помощи, получаемые по молитвам отцу Валентину уже в наши дни, описаны в многих статьях, брошюрах и книгах.

Согласно данным некоторых из этих публикаций, вопрос о возможной канонизации протоиерея Валентина Амфитеатрова в лике местночтимых святых был положительно решен на Синодальной комиссии по канонизации святых в 1998 году.

Из книги «Канонизация святых в XX веке / Комиссия Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации святых». – Москва, Издательство Сретенского монастыря, 1999 год

В последние годы по благословению настоятеля ваганьковского прихода игумена Петра (Еремеева) сложилась традиция служить панихиды у могилы отца Валентина не только в памятные дни, но и каждое воскресенье после Божественной литургии.

В июле 2018 года, накануне 110-летия со дня преставления отца Валентина, по инициативе настоятеля храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище игумена Петра (Еремеева) сотрудники Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ после георадиолокационных исследований пластов земли и обработки полученных данных пришли к убедительному выводу о присутствии на участке, где по историческим сведениям был погребён отец Валентин и его близкие, на глубине более 3-х метров от поверхности, трёх дореволюционных погребений.

Это даёт основания считать, что честные останки протоиерея Валентина Амфитеатрова почивают здесь, у деревянного креста.

Таким образом, существует перспектива обретения останков праведника после его прославления в лике местночтимых святых.

Наследники отца Валентина поддерживают инициативу его прославления и обретения мощей.

Учитывая благочестивую подвижническую жизнь пастыря, широкое народное почитание, многочисленные случаи помощи, получаемые верующими по его молитвам, как при его жизни, так и после кончины, священноначалию Московской епархии в июне 2019 года было направлено ходатайство на предмет возможного прославления протоиерея Валентина Амфитеатрова в лике праведных как местночтимого святого Московской епархии.

A post shared by СВЯЩЕННОЕ ВАГАНЬКОВО (@vagankovo) on Apr 18, 2019 at 9:33am PDT

С марта 2019 года приход храма Воскресения Словущего дополнительно вёдет сбор информации о случаях помощи по молитвам протоиерею Валентину Амфитеатрову.

Приводим некоторые из них.

«Игумену Петру (Еремееву), настоятелю храма Воскресения Словущего.

Ваше Высокопреподобие, уважаемый отец Пётр!

Хотела бы поделиться с Вами свидетельством случая проявления прозорливости протоиерея Валентина Николаевича Амфитеатрова, глубокая вера и почитание которого, как чудотворца, передалась по роду от моей прапрабабушки Сахаровой Прасковьи Григорьевны (1846-1906) не только её детям, внукам и правнукам, но и прапрапраправнукам, родившимся уже в XXI веке.

Читать еще:  Святитель Феофан Затворник – житие и труды, мысли и советы

Без благословения отца Валентина в нашей семье не начинаются никакие дела. На его могиле или дома, мысленно мы обращаемся к нему за помощью, советом и благословением. Многие чудеса происходили на моих глазах, и я счастлива, что моя семья имеет такого покровителя, как батюшка Валентин.

Моя мама Анна Петровна, в замужестве Фирсова (1917-2006), из рода Климановых-Сахаровых, знала духовную дочь батюшки Анну Ивановну Зерцалову, с которой в детские годы изучала Закон Божий.

В книге новомученицы Анны «Никто не погибнет со мной» (изд. 2016 г., стр. 291) и в книге о жизнеописании протоиерея В.Н. Амфитеатрова «Я плакал о всяком печальном» (изд. 2005 г. и 2006 г., стр. 232-233) приводится рассказ о провидении батюшки во время его земной жизни. Этот рассказ касается родного дяди моей мамы – Климанова Михаила Алексеевича. Его жена Пелагея Алексеевна (до замужества Миронова) осталась круглой сиротой после смерти матери от чахотки и воспитывалась со своей сестрой в чужой семье вдовы Прасковьи Александровны Смирновой.

Вдова жила бедно и, чтобы как то прожить с двумя девочками, бралась за всякую работу. Единственное своё богатство – один выигрышный билет майского розыгрыша – она отдала на особое хранение отцу Валентину, у которого пользовалась благорасположением.

Но настал день, когда она осталась без работы и без денег. Прасковья Александровна решила продать этот билет перед выигрышем подороже. Придя к батюшке, она попросила благословение на продажу билета, на что батюшка ей ответил отказом и даже запретил думать об этом. С большими сомнениями Прасковья Смирнова всё же послушалась отца Валентина и через некоторое время выиграла очень большую (особенно по тем временам) сумму денег – 75 тысяч рублей, из которых смогла дать приёмной дочери Пелагее «хорошее» приданое и выдать её замуж за Михаила Алексеевича Климанова.

В браке с Михаилом Климановым Пелагея, несмотря на больное сердце, родила шестерых детей.

Я поддерживаю тесное общение с прямыми потомками Михаила Алексеевича и Пелагеи Алексеевны, которые, как и весь многочисленный род Климановых-Сахаровых, надеются, что протоиерей Валентин Амфитеатров будет причислен к лику святых. У всех нас сохранилось много примеров чудес, совершённых батюшкой во время земной жизни и после его блаженной кончины.

С уважением, Шилова Елена Александровна, 1947 года рождения».

«Я узнала в церкви на Ваганьковском кладбище, что собираются письма об отце Валентине и поэтому пишу Вам.

Вся моя семья часто бывает на могиле отца Валентина со своими бедами и болезнями, и всегда незримо получает помощь и благодать. Сильно болели дети, лежали в больницах на операциях, и по молитвам отцу Валентину мы всегда получали помощь и утешение.

Муж мой, Николай Петрович, ныне умерший, был большим почитателем великого пастыря.

Когда он был маленький, с ним случился детский приступ, он был без сознания несколько часов, врачи не знали, что делать. А бабушка положила ребенку на головку портрет батюшки и со слезами молила о помощи. И через некоторое время ребенок открыл глаза и сел в кровати. Все видели, что исцеление было чудесным.

Всякий раз, когда я бываю на могиле о. Валентина, там множество народа, везде свечи и цветы. Каждый приезжает со своим горем, и все по вере получают помощь и утешение.

Елена Алексеевна, пенсионерка, город Москва».

Впервые имя отца Валентина я услышала в доме моих друзей в 1960 году.

Хозяин дома лично знал его и много рассказывал о чудесах, совершаемых им, о помощи, оказываемой им людям и лично ему в трудные минуты их жизни. Я не очень поверила всему сказанному.

Но в 1964 году на мою долю выпало много неприятностей, в основном, личного характера. Мне было очень тяжело, порой просто не хотелось жить. Друзья утешали, помогали, но на душе оставались беспокойство и тоска.

И вот однажды я была на Ваганьковском кладбище (не помню по какому поводу) и вдруг вспомнила рассказанное мне об отце Валентине; стала искать могилку батюшки и вскоре нашла ее. Хорошо помню чувство, которое овладело мною, когда я впервые очутилась у могилы. Было ощущение, что кто-то невидимо стоит рядом. Я почему-то была уверена, что это батюшка, и мысленно обратилась к нему в своей печали. Помню, даже плакала. Но когда возвращалась домой, вдруг почувствовала какое-то облегчение, на душе появилось спокойствие. И то, что ранее казалось трагичным, вдруг стало каким-то пустячным и даже не заслуживающим внимания. И на окружающий меня мир я стала смотреть иными глазами. Жизнь потекла для меня в обычном русле, и вскоре я про все позабыла.

В 1970 году тяжело заболела моя мать. Врачи готовили меня к самому худшему. Я вновь обратилась к батюшке, и совершенно неожиданно появился очень хороший доктор, с которым я начала выводить маму из тяжелого состояния. Совершилось чудо! Болезнь стала отступать, мама выздоровела, прожила после этого еще десять лет и умерла в 85-летнем возрасте.

И еще один случай. У моей знакомой Лиды дочь в течение двух лет не могла поступить в институт. Все это время я активно принимала участие в её поступлении, но увы! Мать девочки была в отчаянии. Я решилась тогда рассказать матери об отце Валентине, привела её к могиле. После этого она приходила самостоятельно. В результате девочка поступила в институт.

Я очень часто обращаюсь к батюшке, прихожу на могилку со своими горестями, заботами и сомнениями, и всегда ухожу умиротворенной. По моему глубокому убеждению, это место святое.

Могила Валентина находится на Ваганьковском кладбище

После смерти святой Валентин, как сейчас его принято называть, творит чудеса. На его могиле всегда много народу, все несут цветы. Люди приходят со своими скорбями и просьбами.

Молитва о помощи к батюшке — это обращение людей своими словами со своими проблемами.

Не обязательно знать, как просить, делайте это просто от души, но главное верить в то, что батюшка обязательно поможет.

Нет никакого правила как просить, важно сделать это от души и с чистым сердцем.

Все, кто приходит на могилу к батюшке — все он помогает

Считается, что у батюшки 2 могилы. Если кто не знает, как пройти на это место, предлагаем вашему внимаю карту, как лучше его найти.

На фото указано место расположения чудотворной могилы, а также улицу и как проехать

Необходимо проехать до станции «1905 года». Далее идти пешком до Ваганьковского кладбища, после чего увидите указатели до самой могилы святого.

На фото также можно удостовериться, что неспроста люди говорят о двух могилах, ведь точно не известно на каком из этих мест, похоронен сам батюшка.

На одном месте находится крест, а на другом — место народного почитания — чудотворная могила.

Всю свою жизнь настоятель Архангельского собора параллельно служению Господу занимался писательской деятельностью. Работать над своими рукописями он не переставал даже будучи незрячим. При жизни в тираж вышло только две его работы:

  • «Библейская история Ветхого и Нового Завета»;
  • «Очерки из библейской истории Ветхого Завета».

Еще три труда были опубликованы уже после смерти Валентина Николаевича:

  • сборник проповедей «Воскресные Евангелия»;
  • духовные поучения «Великий Пост»;
  • «Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском соборе в 1899-1902 гг.».

Однако рукописей, вышедших из-под пера Амфитеатрова, было больше. К сожалению, они сгорели во время пожара в его очаковской квартире.

Книга Валентина Амфитеатрова «Очерки из библейской истории Ветхого Завета»

Все тайны чудесной могилы батюшки Амфитеатрова

Есть на Ваганьковском кладбище место, где в любую погоду многолюдно. На участке №21, где находится воинское захоронение, лежат и останки отца Валентина (Амфитеатрова), одной из самых загадочных персон в истории страны и церкви

Есть на Ваганьковском кладбище место, где в любую погоду многолюдно. На участке №21, где находится воинское захоронение, лежат и останки отца Валентина (Амфитеатрова), одной из самых загадочных персон в истории страны и церкви. Верующие считают его святым, которого могут просить все и обо всем.

Могилы отца Валентина

Отец Валентин (Амфитеат­ров), которого в народе называют просто батюшка, жил в конце XIX века, служил в московском храме и был необыкновенным, отзывчивым человеком. Настолько, что во всех концах Москвы люди знали: если тебе что-то очень нужно – совет, помощь или доброе слово, иди к отцу Валентину.

Говорят, когда к Иоанну Кронштадтскому приезжали паломники из Первопрестольной, тот отсылал их обратно: «У вас в Москве отец Валентин есть, к нему обращайтесь». По легенде, незадолго до смерти батюшка оставил предсказание: всех, кто придет на его могилку и попросит о помощи, он услышит и исполнит просьбу, не успеет человек отойти.

Так люди и идут – уже больше ста лет. Хотя точное место захоронения отца Валентина никому не известно. В годы репрессий могилу сровняли с землей, а позже устроили на этом месте братскую могилу, чтобы прекратить паломничество к отцу Валентину. Говорят, батюшка предвидел это и перед смертью просил похоронить себя как можно глубже. Хотя могилка, про которую говорил Амфитеатров, все же есть. Даже две. Они находятся на территории мемориального комплекса буквально в метре друг от друга. У обеих всегда очереди. На одной стоит белый каменный крест, у его подножия горят поминальные свечи и лампады, лежат записочки с просьбами, обращенными к батюшке, стоят живые цветы.

Читать еще:  Апостол Фома: биография и житие, дни памяти, дело, почитание

Внизу табличка с надписью «Протоиерей Амфитеатров Валентин Николаевич. 1836–1908». Люди молятся, держатся за белый крест. Потом подходят к другой могилке, над которой возвышается крест деревянный. Снова молятся, держатся, но уже за оградку – у подножия креста висит табличка «Просьба крест руками не трогать. Давайте вместе сохраним могилу батюшки». Пожилая женщина в платке истово прижимается к распятию головой и долго шепчет слова молитвы. Потом разворачивается и. снова прикладывается уже к соседней плите с именами солдат.

– Белый крест – памятный, символический, – рассказала Евгения Викторова, правнучка отца Валентина. Она часто приходит на Ваганьковское, в храме Воскресения Словущего заказывает панихиду и ставит за упокой души прадеда свечи. – В 90-м году мы с сестрой Любовью Николаевной установили его по благословению патриарха Пимена, чтобы было где помолиться о батюшке. Поставили с краю участка, не затрагивая воинский мемориал. Крест деревянный установили почитатели отца Валентина. Они почему-то считают, что его останки находятся там. Скорее всего это не так, но я не против.

Просите, что хотите

Пусть и не в мгновение ока, но чудеса с теми, кто пришел к отцу Валентину, случаются. Татьяна Никифорова, которая ходит сюда регулярно, узнала о батюшке всего три года назад. Однажды они с подругой гуляли по кладбищу, рассматривали памятники знаменитостей. Встретили молодых ребят – те спросили дорогу к Амфитеатрову. «Это, наверное, артист?» – растерялись пенсионерки. В тот же вечер из любопытства они разыскали могилку отца Валентина и с тех пор бывают у нее постоянно. Татьяна Владимировна вдруг стала замечать необычные вещи:

– У меня раньше была близорукость минус три, а теперь хожу без очков – спасибо батюшке. Внучка моя после кесарева сечения родилась, один глаз плохо открывался. Я отца Валентина о ней просила, глаз больше открываться стал. Вот подрастет – приведу ее к батюшке.

Молодая девушка в норковой шубе пришла на Ваганьковское в первый раз.

– Моей подружке он помог найти работу, – рассказывает она. – Сходила к отцу Валентину, помолилась – и сразу звонок из компании. Теперь она там одна из лучших сотрудников. А маме моей он место помог сохранить. Ее начальник выживал, она помолилась отцу Валентину, и этого человека в другой отдел перевели.

Правнучка батюшки Евгения Викторова тоже ощущает его помощь. Она уверена, что это отец Валентин в 70-м году помог ее семье решить жилищный вопрос. Когда двухэтажный дом батюшки в Очаково сгорел, они долго стояли в очереди на жилье – заветный ордер отцу Евгении Николаевны выдали 7 мая, в день ангела батюшки.

– К отцу Валентину с любыми просьбами можно обращаться, – заверила служительница храма Воскресения Словущего. – И под каким крестом он лежит, неважно. Он везде с нами.

Нищим давал деньги, бездомным – ночлег

Валентин Амфитеатров стал легендой еще при жизни. Родился он в семье священника, и звучная фамилия Амфитеатров на самом деле священническая, а не яркий псевдоним, как может показаться. Он окончил духовную семинарию, женился на сестре друга, у супругов родились четверо детей. Первое время Валентин служил в Калужской области, потом в московском храме Святых Константина и Елены, где благодаря ему, говорят, даже в будни было тесно. Он умел слушать и утешать, а отказывать не умел и не хотел.

Безработных устраивал на работу, больных посылал к знакомым врачам, которые принимали бесплатно, бездомных селил на первом этаже своего двухэтажного дома, сиротам подбирал приемные семьи, выдавал замуж вдовиц. Богатые прихожане дарили отцу Валентину деньги – он все раздавал бедным. За 6 лет до смерти батюшка ослеп и проводить службы в храме не мог, принимал верующих дома.

Умер Амфитеатров в 1908 году. Ходить к нему люди не перестали – теперь уже на могилу. Появилась традиция брать с нее песок, который якобы исцелял от болезней. Говорят, такой песочек был у самой Матронушки, она очень чтила Валентина Амфитеатрова.

Одна из прихожанок отца Валентина Анна Зерцалова ввела обычай трижды в год – в день рождения отца Валентина, день его ангела и день смерти – собирать верующих, приглашать священников и проводить торжественную панихиду. Это стоило ей сначала жилья, а потом свободы и жизни – 75 лет назад, 27 ноября 1937 года, Зерцалова была расстреляна на Бутовском полигоне.

В 2000 году Анна Зерцалова была причислена к лику святых. А вот с самим батюшкой этого так и не случилось, хотя решение о его канонизации комиссия приняла еще 14 лет назад. Это не мешает паломникам верить, что Валентин Амфитеатров – святой.

– Ну а кто же еще? – удивляется москвич Владимир Алексеевич, который пришел просить батюшку избавить сына от алкоголизма. – Если бы Валентин не помогал, разве бы народ сюда шел?

Маршрут

Как добраться

От станции метро «Улица 1905 года» пешком по улице Большая Декабрьская до входа на Ваганьковское кладбище. На центральной аллее у памятника Александру Абдулову повернуть налево и следовать по указателям «Могила протоиерея Валентина Амфитеатрова».

Что взять с собой

Цветы, конфеты на помин (их положено оставлять в церкви, а не на могилах), деньги, чтобы заказать в храме Воскресения Словущего панихиду по батюшке.

Последние годы жизни протоиерея Валентина Амфитеатрова и его кончина

К 180-летию со дня его рождения (1/14 сентября 1836 года)

Ангельский свет служения Первопрестольной Москве протоиерея Валентина Амфитеатрова «1836-1908» проникает в Москву современную, потускневшую и замерзшую духовно.

Этот свет и тепло прорываются к нам из Рая молитвами святого, нашего дорогого утешителя и чудотворца.

Он, как и при жизни, зовет нас к спасению.

Вот о чем вспоминал духовный сын батюшки Валентина В.Н. Зверев: «Уже взрослым, бывая в Москве, я часто посещал батюшку, любившего меня порасспросить обо всем понемножку, и видел, что здоровье его стало сдавать. Одолевшие его немощи он переносил стоически и попрежнему отправлял службы. День ото дня это становилось труднее. Оплывшие ноги отказывались. Зрение стало слабнуть. Батюшка справлялся и с этим. Наконец, он ослеп окончательно и должен был уйти на покой. (. ) Он удалился на жительство на Воронухину Гору, поместившись в маленьком (. ) домике, выходившим на набережную Москвы-реки, с видом на Дорогомилово. Оттуда он сохранял связь с оставшимися ему верными до гроба духовными детьми; вел огромную переписку и попрежнему принимал всех притекающих».

Домик протоиерея Валентина, где он проживал последние годы жизни и где скончался (Фото 1884 года).

Протоиерей Валентин отдал пастырскому служению в Москве многие многотрудные годы, буквально не щадя себя. Служил он в самом сердце Первопрестольной — в Кремле. Сначала в церкви святых равноапостольных Царей Константина и Елены (с 1874 г.), в 1892 году отец Валентин был переведен в Архангельский Собор настоятелем.

«Благодаря заботам батюшки было положено начало благосостоянию Константино-Еленинской церкви, которая была великолепно украшена внутри и снаружи. Причт Архангельского Собора так же во время настоятельства о. Валентина получал большие доходы и имел возможность приобрести для жительства большой дом на Остоженке».

Протоиерей Валентин «имел ордена: Св. Анны 2 и 3 степени, Св. Владимира 4 и 3 степени, Крест с драгоценными камнями и другие знаки отличия»

«До конца своих дней он не прекращал оказывать нравственную и моральную помощь нуждающимся и у него всегда бывало много почитателей и лиц, желавших с ним побеседовать о своих нуждах» («Московский листок», 22 июля 1908 г., N 169).

В пятницу, 18 июля (по ст. стилю) отец Валентин принимал народ дома, на Воронухиной Горе последний раз. 19-го, в субботу, он уже окончательно ослаб.

«Ночь под воскресенье была особенно тяжела для батюшки, ночью приезжал доктор, вызванный по телефону, к утру стало как будто получше, а в 11-ом часу опять приехал доктор Корнилов. и вот тут то совершилось то, что считалось всеми нами величайшим несчастием в жизни — батюшка тихо скончался. » — писала Анна Зерцалова, духовная дочь протоиерея Валентина.

Протоиерей Валентин почил в Бозе 20 июля (по ст. стилю) в день, когда церковь празднует память святого пророка Божия Илии.

«В десятых годах текущего столетия о. Валентин скончался. Смерть его воспоследовала летом, помнится, во время жатвы. Большинство его знавших в той же час покинули свои дела и заботы и срочно устремились в Москву, чтобы отдать последний долг любимому пастырю. В поездах, шедших тогда в Москву, со всех сторон России ехало с той же целью многое множество народа. Боголюбивая Москва и провинция достойно проводила прах о. Валентина к месту его последнего упокоения» — писал В.Н. Зверев.

Читать еще:  Житие Афанасия Ковровского - описание и история жизни, биография, чудеса, мощи и дни памяти святого

«Быстро облетела всех страшная весть и подавленные, убитая горем и отчаянием несчастная паства стала собираться на первую панихиду».

Храм свт.Николая на Щепах

«И вот на стол положили облеченного в белую священническую ризу незабвенного пастыря» — вспоминала Анна Зерцалова.

В «Московском листке» за вторник, 22 июля (по ст. стилю) 1908 года сообщалось горожанам о постигшей всех утрате, о том, что «вчера в квартире почившего о. протоиерея на Воронухиной горе в доме Рыбакова, было совершено 12 панихид архимандритом Игнатием с придворным и епархиальным духовенством, при громадном стечении народа.

Вчера же прах усопшего, облеченный в священнические одежды, был положен в дубовый гроб и начато непрерывное чтение Святого Евангелия» («Московский листок», вторник, 22 июля 1908 г. N 169).

Паству пустили в дом для прощания с батюшкой. Вспоминала Анна Зерцалова:

«Я стояла вместе с другими у подъезда; дверь отворили, нас впустили; мы вошли в переднюю. (. ) «Подходите прощаться с батюшкой». Я была как бы совсем без сознания. Как прощаться? С кем прощаться? — промелькнуло у меня в голове.

Люди подходили, я пошла за ними. Подходим и видим своего неоцененного пастыря. Светлый, лучезарный лежит он, точно заснувший. Лицо белое, светлое; губы сейчас пошевелятся; глаза откроются.

Мы приложились к ручке. Рука теплая, живая»

«Воскресенье, понедельник, вторник быстро пролетели при непрерывном молении у тела батюшки. (. ) Во вторник вечером совершился торжественный вынос тела пастыря в приходской храм ко всенощному бдению. Гроб с дорогими останками вынесли из домика и в предшествии святых икон понесли к храму.

Многотысячная толпа высыпала из всех переулков, провожая великого усопшего. Гроб внесли в храм и поставили на приготовленном месте. Началось вечернее заупокойное служение при благоговейном стройном пении хора певчих; по окончании службы шли панихиды, после чего подходили духовные дети прикладываться к руке пастыря. (. )

Добрый пастырь приходского храма несколько раз поднимал воздух* и тем несказанно радовал осиротелых духовных детей. (. )

Лишь около полуночи заперли храм. (. ) Чуть забрезжило утро, потянулись печальные одинокие сиротинки в храм, который был уже отворен. (. )**

Кончилась ранняя обедня, стали подходить прощаться с дорогим пастырем и как горячо любящие дети, пожелали сохранить последний дар от него: прикладывали чистые платки и ватку к дорогой пастырской ручке, как к высоко чтимой ими святыне, и глубоко утешенные таким приобретением, прятали их у себя, как великую драгоценность. (. )

Долго продолжался обряд прощания, пока, наконец, не собралось высшее духовенство. Приехали два преосвященных — владыка Трифон и Анастасий. (. )

Засиял весь храм безчисленным множеством свечей и лампад. Солнечные лучи, отражаясь и дробясь в золоченных ризах Святых Икон, обдавали весь храм каким-то особенным лучезарным сиянием, точно безчисленное ангельское воинство невидимо парило здесь и украсило храм лучами небесного света. (. )

Кончилась поздняя обедня. Началось отпевание тела усопшего. (. )

Владыка Трифон и Преосвященный Анастасий своим глубоким участием в отпевании почившего пастыря еще больше усиливали общее молитвенное благоговение. Кончилось отпевание, допустили еще некоторых проститься с пастырем и закрыли крышку гроба.

«Московские церковные ведомости» (1908 год, N 171 от 24 июля, стр 2-3 ) писали о погребении протоиерея В. Н. Амфитеатрова:

«Тело почившего о. протоиерея 22 июля, в 6 часов вечера, было перенесено из его квартиры в приходской храм во имя св. Николая, что на Щепах, близ Смоленского рынка, в котором затем было совершенно заупокойное всенощное бдение.

Отпевание тела было совершено в том же храме 23 июля после заупокойной литургии, которую совершал Преосвященый Анастасий, епископ Серпуховской, в сослужении придворного и прочего многочисленного духовенства. Самое отпевание совершали Преосвященные епископы Трифон Дмитровский и Анастасий Серпуховской, в сослужении настоятеля Антиохийского патриаршего подворья о. архимандрита Игнатия и прочего духовенства. Стечение молящихся было так велико, что не только храм и обширный церковный двор, но и прилегающие к ним переулки были переполнены почитателями и почитательницами памяти почившего.

По окончании отпевания гроб с телом пастыря в преднесении хоругвей и запрестольных икон, при колокольном звоне, был обнесен вокруг храма, после чего Преосвященный Анастасий совершил у церковных ворот литию и процессия, сопровождаемая о. архимандритом Игнатием и прочим духовенством, направилась к Ваганьковскому кладбищу. При следовании процессии, в попутных храмах производился колокольный звон и выходило духовенство, которое совершало перед гробом литии».

Анна Ивановна вспоминала: «После крестного хода кругом храма, направились к домику пастыря. Пастырь прощался со своим земным жилищем, местом его величайших молитвенных трудов и подвигов.

Отсюда направились к кладбищу. Чинно, благоговейно несли гроб к месту последнего упокоения.

Тело пастыря несли по тем улицам, мимо тех домов, которые он проезжал во время своей труженической жизни. (. )

Часто в окнах радостно светились знакомые лица, которые с любовью и благодарностью приветствовали великого пастыря-молитвенника. (. ) Несметная толпа все увеличивалась и присоединялась к торжественному шествию. Все шли пешком за гробом, не чувствуя никакой усталости, хотя уже был 4 час дня».

В «Московском листке» писали:»Хоронят усопшего на Ваганьковском кладбище, согласно его завещанию».

Протоиерей Валентин овдовел в 1880-м году. Он благословил похоронить себя вместе с супругой Елизаветой. В 1904 г. скончалась сестра супруги Мария Ивановна Чупрова, которая после смерти сестры понесла нелегкий труд по хозяйству и воспитанию детей о. Валентина. По желанию батюшки ее похоронили в одной ограде с супругой о. Валентина.

Обратимся же вновь к воспоминаниям Анны Зерцаловой: «Ясный солнечный день, духовная красота крестного хода — все это вызывало особенное благоговение в окружающих.

Большой дубовый крест несен был впереди, как знамя победы усопшего над грехом и смертью.

Принесли тело батюшки на кладбище — место последнего упокоения.

Могилка батюшки находится в 3-тьем разряде, в конце 3-тьей левой дорожки, ведущей от церкви. Пройдя дорожку, делаешь поворот на право и сейчас же видишь справа 3 больших дубовых креста, которые невольно поражают взоры приходящих и призывают к молитве и умилению.

Средний крест, под которым именно и покоятся дорогие останки пастыря — несколько больше других крестов; справа от него стоит крест над могилкой его супруги, скончавшейся около тридцати лет тому назад; а слева крест, на котором художественно написано Распятие, стоит над могилкой сестры супруги батюшки, которая до самой своей кончины (25 мая 1904 года) жила в семействе батюшки.

На среднем кресте, на медной доске начертана надпись «Под крестом моя могила, на кресте — моя любовь».

Почитание протоиерея Валентина как молитвенника и чудотворца, помощника в скорбях и печалях, не прекращалось и после его блаженной кончины.

Могилка батюшки всегда была посещаема, а в дни памяти пастыря (день кончины, день ангела и день рождения) народ нескончаемым потоком стремился к о. Валентину на Ваганьковское кладбище.

В конце 30-х годов власти разрушили надгробия родового захоронения Амфитеатровых, были также уничтожены могилы, расположенные вблизи. После Великой Отечественной войны на «очищенном» участке возник мемориал погибшим воинам. Одна из плит воинского мемориала (4-ая в центральном ряду захоронений) служила многие десятилетия пристанищем спасения от бед. К ней приходили как к могилке отца Валентина. Люди помнили: крест батюшки стоял здесь, но изменить ситуацию не могли, время было не в пользу верующих. Только в 1997 году Московская Патриархия (Московское подворье Валаамского монастыря), используя научные исследования (благодаря старинной фотографии могилы протоиерея Валентина), смогла получить разрешение на установку креста протоиерею Валентину на участке Братского мемориала, в том месте, где находилась его могила до разрушения.

Позже была установлена оградка. Могилка батюшки буквально усыпана живыми цветами. В любое время, в любую погоду здесь молятся люди, надеясь на помощь благодатного пастыря. А пастырь отвечает взаимностью. И по сей день мы слышим о чудесах, происходящих по молитвам о. Валентина. Его любовь к нам не иссякает.

Дорогие читатели, воспоминания Анны Зерцаловой — духовной дочери протоиерея Валентина создают более полную картину похорон батюшки. Она горячо любила о. Валентина, издала несколько книг о его жизни и в преклонном возрасте сподобилась от Господа мученического венца — в 1937 году она была расстреляна за то, что до конца жизни сохраняла православную веру и прославляла имя протоиерея Валентина как святого. Погребена мученица на полигоне в Бутово. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000-го года Анна Ивановна была прославлена Церковью в лике святых новомучеников Российских.

В статье использованы воспоминания духовных чад отца Валентина:

В. Н. Зверева (опубликовано в ежемесячном приложении «Православная жизнь» к журналу «Православная Русь», Джорданвилль, N 9, 1950, США)

Анны Ивановны Зерцаловой из книг:

«Светильник православия», М., 1912;

«Краткое описание выдающейся пастырской деятельности бывшего настоятеля Московского Придворного Архангельского Собора протоиерея В. Н. Амфитеатрова». М., 1910.

* Воздух — плат, которым покрывают лицо священника при погребении.

** (. ) — «На утро с 4 часов опять пришли ко гробу» — писала Анна Зерцалова.

Елена Валерьевна Бочарова

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector