0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Житие Порфирия Кавсокаливита

Весь жизненный путь старца был наполнен служением и любовью к Богу, людям. С самого раннего детства встал на стезю монашеского подвига и не сходил с нее до самой смерти.

Детство

Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис) родился 7 февраля 1906 года. Сам родом из небольшой деревни Айос-Иоаннис в Греции, в провинции Эвиа. Родители были бедняками, поэтому отцу мальчика пришлось уехать на заработки в Америку в качестве простого рабочего на строительство Панамского канала. Евангелос, так назвали при рождении, вместе с другими крестьянскими детьми трудился в поте лица с малых лет. Присматривал за скотиной, ухаживал за садом, огородом, выполнял поручения взрослых.

Мальчик с самого раннего возраста пас овец в горах. Был застенчивым и наивным ребенком. В школу ходил очень мало, всего лишь один класс. Почти ничему там не научился, так как учитель часто болел и пропускал занятия. Там, высоко в горах, Евангелос по слогам прочитал житие св. Иоанна Каливита, и у него впервые появилось сильное желание покинуть мир и стать монахом.

Когда мальчику исполнилось 7 лет, его отправили в другой город на работу в магазин. Там всегда толпилось много народу, и однажды зашли два старичка. Они разговорились о Святой горе Афон, и один из них предался воспоминаниям о том, как хорошо там было служить монахом. Старик сокрушался, что когда-то сделал большую ошибку и ушел из монастыря обратно в мир.

Интересно! Желание посвятить себя монашеской жизни с новой силой вспыхнуло в сердце мальчика. Он очень хотел подражать св. Иоанну Каливиту, житие которого перечитывал время от времени, мечтал стать пустынником.

Евангелос сделался грустным и задумчивым. Хозяин подумал, что мальчик скучает за своей матерью и отправил его на несколько дней домой, проведать семью.

Мальчика посадили на корабль, который шел через его родные места до самой Святой Горы. Его мечта начинала сбываться. В дороге Евангелоса охватил страх и беспокойство, сомнения терзали душу. Мальчик не знал, правильно ли он делает, бросая свою семью. В результате Евангелос пересел на другой корабль и вернулся к своим хозяевам в магазин.

О других старцах:

Но мысль о монашеской жизни не оставляла мальчика, и вскоре он предпринял новую попытку добраться до Святой Горы. Также, как и в первый раз, отпросившись проведать свою мать, Евангелос сел на корабль и вновь, испугавшись, вернулся. Лишь на третий раз цель была достигнута. Мальчик вместе со своим дядей, который стал и одновременно и его духовником, попал на Афон. Несмотря на то что запрещалось детям приезжать сюда, Евангелос, благодаря заступничеству своего старца чудом оказался на Святой Горе и остался подвизаться в свято-Георгиевской келии на Кавсокаливии.

Пребывание на Афоне (1818-1925 гг.)

С тех пор у мальчика началась совершенно иная, благодатная жизнь во Христе, — ежедневные посещения храма, послушания. Благодаря частому чтению псалтыри, молитв Евангелос хорошо стал читать, многое выучил наизусть. Первое время молодого подвижника искушали мысли о родителях, брате, которого он хотел привезти на святую гору, чтобы тот также приобщился этой счастливой равно ангельской жизни.

От мучивших его мыслей мальчик весь, побледнел, осунулся. Но исповедуя их своему духовнику, получил освобождение, радость и мир в душе. Он продолжал лишь молиться о спасении своих родных, не предаваясь мучительным переживаниям, как раньше. Если до этого Евангелос скучал за ними, то теперь он испытывал те же чувства по отношению к своему старцу. Так было пройдено первое искушение.

Молодой послушник весь горел духовной ревностью. Он стал больше поститься, подвизаться. Теперь одним его желанием было неотлучно находиться в церкви и исполнять все послушания, данные старцами, чтобы доставить им радость. Евангелос ходил в сад, полол, поливал, обучался рукоделию (резьбе по дереву), читал псалтырь, учился, как смиряться, как укрепляться в любви к Богу. Жизнь его была молитвой, радостью, послушанием старцам. Вскоре принял монашество с именем Никита. Никогда не хотел юноша уехать со Святой горы, но Божья Воля была иной.

Читать еще:  Иоанн Рыльский: житие святого, в чем помогает, мощи и день памят

Как-то раз после дождя молодой монах, как и другие святые отцы, пошел собирать улитки. Набрал полный мешок и уже двинулся в сторону келии, как тут незаметно для себя попал в осыпь. В борьбе со смертельной опасностью юноша очень вспотел, а так как был уже вечер, холодный ветер продувал насквозь его тело. После этого случая он заболел гнойным плевритом и ему становилось все хуже. Старцы приняли решение отправить юношу в мир, чтобы тот мог избежать смерти и поправить свое здоровье.

Возвращение в мир

Так, в 19 лет молодой монах покинул Афонскую гору и вернулся в свою деревню. Одним из первых кого он увидел, был его отец. Встреча была радостной и очень умилительной. К сожалению, мать так и не простила сына за то, что тот стал монахом, и юноша поселился в монастыре святого Харлампия. Когда почувствовал себя лучше, вновь поспешил на Афон. Но через две недели юноше стало хуже и его благословили снова вернуться в монастырь св. Харлампия. Итак повторялось три раза.

С тех пор молодой монах окончательно поселился в монастыре св. Харлампия. Ходил на послушания, молился. Его мать изменила к нему отношение и теперь гордилась своим сыном. В 21 год юноша по благословению Владыки Синайского Порфирия III был рукоположен во иерея, хотя и не стремился к этому. Ему больше нравилась уединенная монашеская жизнь, наполненная тишиной и молитвой.

О молитве в православии:

Теперь же он исповедовал людей, приходящих в монастырь, и порой исповедь длилась по двое суток без перерыва. Людям нравился молодой батюшка и они вновь и вновь возвращались, ища исцеления от грехов и душевных ран. Вскоре был назначен, несмотря на юный возраст, монастырским духовником.

Вереницей потянулись люди, и священник без устали принимал их, утешая, врачуя, наставляя на пути к Богу. Это послушание он выполнял до 1940 года, а в 1938 году за неустанный и тяжелый труд духовником был присвоен сан архимандрита. Затем старец был переведен в Афины, где прослужил приходским священником при больнице, в церкви св. Герасима, целых тридцать три года.

Интересно! За это время исцелил от различных болезней, наставил на путь спасения множество людей. Уйдя на пенсию, старец Кавсокаливит не перестал служить Богу и людям.

До 1978 года, пока не случился инфаркт, выполнял обязанности священника в заброшенном храме св. Николая (район Пендели). Отлежавшись несколько месяцев после болезни у своих друзей, переехал жить в район Милеси. Там он вновь занялся активной деятельностью и выстроил большой храм с подворьем в честь Преображения Господня.

Последние годы жизни

Все это долгое время старец не оставлял надежды вернуться обратно на Святую гору. В 1984 году его мечта осуществилась и последние два года своей земной жизни он провел на Афоне. Узнав, что последний обитатель свято-Георгиевской келии ушел жить в монастырь, старец поспешил отправиться в родные ему места.

Недалеко от келии, по его просьбе, была выкопана могила. Старец чувствовал приближение своей смерти. В последнюю ночь он исповедовался, а собравшиеся ученики стали читать канон на исход души, затем по четкам схимническое правило. Светлая душа старца покинула этот мир 2 декабря 1991 года. А в 2013 году, 1-го декабря, о. Порфирий Кавсокаливит был прославлен в лике святых Синодом Константинопольского Патриархата.

Ссылки

1 . Иоанн Златоуст, О пользе смутного пророчества 2,5 , PG56 , 182

2. Григорий Палама, За святых Исихастов 1,3,43 , в Писаниях, изд П. Христу, том 1-ый, Салоники 1962, стр. 454 .

3. Книга была впервые опубликована в марте 2003 монастырём Хрисопиги (Золотой источник) в городе Ханья на Крите. Сегодня вышло её 7-е издание, в то время как книга переведена и распространяется на английском, арабском, румынском, русском, немецком, болгарском, итальянском и других языках. Сноски в статье относятся к этой книге.

Читать еще:  Владимир Богоявленский: биография священника, труды, мощи и почитание

4. Старец Порфирий, Житие и Слова, стр. 379 .

5. Там же, стр. 462 .

6. Там же, стр. 219 .

8 . Житие и Слова, стр. 238 .

9. Там же, стр. 260 .

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Святой Порфирий Кавсокаливит о смысле духовной жизни

Старец Порфирий Кавсокаливит не был образованным человеком, ни ученым, ни богословом.

Но в нем было другое, очень важное в современном сложном мире: он был чистым и цельным человеком, и такими хотел видеть и других людей.

Духовную жизнь старец Порфирий не отделял от обычной, считая жизнь единой.

Все предметы и весь мир старец видел как “путеводители” к великой любви Христа.

Повторял подвижник Божий:

“Все свято: и море, и купание, и еда. Радуйтесь всему. Всё нас обогащает, всё приводит нас к великой любви, всё ведёт нас ко Христу”(Старец Порфирий. «Житие и слова»).

Он любил и молитву, и песнопения, и чтения Библии, но также мог очаровываться самыми простыми вещами: природой, музыкой, самыми простыми незатейливыми пейзажами.

Старец был прост в общении, говорил своими словами, никогда не ссылался, не цитировал святых отцов, не пестрил умными цитатами. Он рассказывал истории, давал напутствия из своего богатого опыта общения с людьми, духовных наблюдений. И люди доверяли его простым, искренним словам больше «умных книг».

Он был чист, целен, неподделен в этом.

Как-то старца Порфирия спросили:

«Что есть смысл духовной жизни?»

«Смысл духовный жизни не принудительный молитвенный труд, а любовь к Богу».

«Наблюдая красоту жизни, общаясь и помогая людям, надо во всем этом найти и увидеть Христа. И когда, через это обретется любовь ко Христу, то вся жизнь человека изменится».

Тогда задали старцу вопрос:

«А что есть такая любовь к Богу, ко Христу? Какова она?».

Ожидая, вероятно, что старец расскажет о какой-то особой, необычной, мистической любви.

Но старец ответил иначе:

«Это чистая любовь. Такая, которую по настоящему влюбленный парень испытывает к своей возлюбленной. Его сердце трепещет. Думает ли он о ней, или бывает с ней, но его сердце испытывает неподдельный трепет. Это живое чувство. Это безмятежное чувство, но пронзительное и глубокое, непроизвольное. И такой любовью невозможно насытится».

Старец не считал, что религиозная или духовная жизнь есть муки, борьба и страдания. Он считал, что такое понимание духовной жизни только отторгает от нее людей. Возникает у обычных людей ощущение, мол все «религиозные» люди понуры и несчастливы.

Старец работал немало с нервно больными людьми, исцелял их и знал, что существуют душевные патологии, и иногда весьма глубокие. Но таким людям, видел он, больше и выше всего нужна святая спасительная Божья любовь.

Проявлением правильной духовной жизни, говорил старец Порфирий, является в первую очередь обретение Христа, Его любви. Тогда человек счастлив. Тогда он льет слезы, много слез. Но это слезы не горя, а радости и умиления души. И он встречал в жизни много людей, который обретали Христа реально, и плакали так.

Старец Порфирий советовал:

«Постоянно смотрите вверх, ко Христу, чтобы приблизиться к Нему . Вы можете работать со Христом, жить с Христом, дышать со Христом, болеть со Христом, радоваться со Христом. Пусть будет для вас Христос всем. Всё великое у нас есть, когда внутри нас Христос. Душа, которая влюблена в Христа, всегда весела и счастлива».

И сам старец Порфирий поступал так в своей духовной жизни.

С двадцати с небольшим лет он был поставлен исповедником. Духовно опытные наставники увидели в юном Порфирии дар Христовой любви. И не ошиблись. К нему, юноше, стали приходить на исповедь множество людей, гораздо старше его. Потому что им нужно было соприкоснуться с этой чистой неподражаемой любовью Божьей. Не на земной возраст смотрели, а чистотой Небесной любви приобщались.

Читать еще:  Паисий Величковский - житие и биография старца, труды, письма и послания, почитание и дни памяти

И вот, что еще важное в духовной жизни подчеркивал старец Порфирий Кавсокаливит.

«Любовь к человеку воспитывает любовь к Богу. Мы будем счастливы, когда полюбим втайне всех людей. Мы почувствуем тогда, что всё и вся вокруг нас любят. Никто не может прийти к Богу, если проходит мимо людей».

И это была правда его жизни. Он мог часами принимать исповедь, если человеку нужно было сказать все, что на душе, и очистить душу, чтобы наполнить ее Богом. Не сможет так поступать подвижник, если сердце его не полно любви Божественной к людям.

Вот еще, что подмечал святой старец Порфирий:

«Эта любовь распространяется и на тех, о которых мы думаем, что они идут не по правильному пути. Потому что не от нравственности зависит любовь к нашим ближним (мы любим людей не за то, что они хорошие и правильные, или потому что мы сами такие, а потому что любовь Божья есть в нас и изливается на них). Кроме того, наши попытки исправить кого-то являются своего рода проекцией себя. На самом деле, мы хотим, чтобы мы стали хорошими, и из-за того, что мы не можем стать такими, мы требуем этого от других. И злимся, что мир несовершенен. Не мир, мы не совершенны.

“Моралист”, который засел в нас, когда видит кого-то «неправильного», начинает протестовать, в то время как в большинстве случаев он поступает так же (а то и хуже). Но он обижается не на себя, а на другого. А этого Бог не хочет.”

Любовь к людям, повторял старец Порфирий, должна быть простой, без задних мыслей. Это не какое-то качество, которое человек обретает на жизненном пути. Любовь к Богу и людям уже есть в сердце. Его надо раскрывать. И надо любить и страдать, любить и творить во имя любви и любимых, забывая себя, не думая о трудностях.

Это и есть настоящая духовная жизнь и ее смысл.

Почитание старца Порфирия Кавсокаливита

Святой прославлен Константинопольской Церковью Вселенского Патриархата, а значит, ему можно молиться верующим любой Православной Церкви. Старцу Порфирию молятся во многих нуждах, особенно же

В житейских скорбях,

При беременности и грядущих трудных родах.

2 декабря – день памяти святого, празднуемый в дату его блаженной кончины. В день святого Порфирия за Божественной литургией в храмах, где он особо почитается, поются особые краткие молитвы святому: тропари и кондаки. Молитвы можно читать онлайн на русском языке в любой трудный жизненный момент:

Апоcтольским старанием живя и Имя Христа постоянно призывая в молитвах, всем любовь Божию проповедовал, и сам в ней всегда находился, многие дyши исцелил и к Господу Иисусу Христу, Спасителю, Воскресшему из мертвых, привел ты, святой Порфирий. Теперь же ты наследовал Царство Небесное и со всеми святыми старайся настaвлять и нaс, чтобы и мы пришли в объятия Божии и радостно пели тебе на земле и по смерти: радуйся, преподобный отец наш Порфирий!
Радуйся, Афона смиренная овца, Порфирий, проповедник Любви, слава монашествующих, увеличивший число святых. Кому-то Духом Святым дано было слово премудрости, кому-то умение разума и действие сил Божиих, а тебе все вместе открыто было как знающему Тайны Божией благодати – молись ко Господу всегда обо всех нас.

Это единственные молитвы святому Порфирию на русском языке, других пока не составлено. Можно молится святому и своими словами. Найти его икону в храмах и церковных лавках трудно, но можно вырезать портрет или икону из газеты, книги наставлений старца, поставить ее в красный угол, где находятся ваши иконы. Молитесь святому, возжигая перед иконой тонкую свечу, приобретенную в храме.

Молитвами старца Порфирия Кавсокаливита да хранит и просвещает вас Господь!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector