0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Парализованный святой: преподобный Пимен Многоболезненный

Парализованный святой: преподобный Пимен Многоболезненный

На западе от дельты Нила находится Ливийская пустыня. На территории Египта эта местность получила название Скитская пустыня. С распространением христианства египетская пустыня служила прибежищем для монахов-отшельников.

Безжизненные пространства находятся в близком соседстве с оазисом вдоль течения Нила. Пустыня для египтян была областью смерти: безводная территория и пески, местность для могил и грабителей. Феллахи испытывали ужас перед пустыней. Чтобы уйти туда навсегда, нужен был важный стимул и мужество. Христиане, воспринявшие Библию, не столь страшились пустыни. Ревностные верующие, желающие остаться девственниками, стали уходить сначала на границу поселений и пустыни, а затем удаляться все дальше и дальше, чтобы служить Богу и быть наедине с Богом.

Они уходили от людских поселений, чтобы остаться в смиренном одиночестве, вознося молитвы Богу и борясь с искушениями. Суровые климатические условия давали ранним христианам возможность испытать себя в крепости духа при служении Господу. Некоторые из них проявили чудеса святости и стали магнитом, притягивающим в безводный край последователей и подражателей, селившихся поблизости. Для новичков такие монахи стали наставниками, духовными отцами (аввой).

В IV веке в пустынной местности образовалось три общины монахов (отшельников и аскетов): Нитрия, Келлия, Скитис. По наименованию последней произошло название – Скитская пустыня.

Происхождение

Авва Пимен был египтянином. Семья была привержена христианской вере, кроме него у матери было еще 6 сыновей. Старшие братья Пимена ушли из дома в Скитскую пустыню и стали монахами-аскетами. Когда Пимену исполнилось 15 лет, он вслед за ними удалился в монастырь и принял постриг.

Житие

Братья-монахи вели строгий образ жизни. Слух о семерых монахах-подвижниках дошел до их матери, которая решила навестить сыновей. Узнав, что к ним пришла мать, сыновья заперлись в келье и не вышли к ней. Расстроенная женщина стала плакать и упрекать их в неблагодарности: почему они не хотят видеть ее, ведь она имеет на это право, так как вскормила своей грудью.

Ей из-за закрытой двери за всех братьев ответил Пимен, спросив, как она хочет их видеть: сейчас, кратковременно, или в будущей жизни вечно. Тем самым он дал ей понять, что, сегодняшняя встреча может соблазнить их и лишить милости Божьей. Мать поняла, почему сыновья избегают ее, и удалилась, решив не искушать своими слезами и просьбами сыновей.

Причина, по которой Пимен с братьями не захотел увидеться с матерью, кроется в запрете для монахов-пустынников видеть и общаться с женщинами. Женщины воспринимались, как орудие в руках сатаны, или сам сатана, принимающий женский облик. Было запрещено видеть, есть из одной посуды, ложиться на ложе после женщины. Некоторые отшельники, ушедшие вглубь пустыни, не видели женского обличья 20-40 лет.

В 407 году в Скитскую пустыню пришли арабы-кочевники. Язычники стали разрушать монастыри и убивать монахов. Семь братьев спаслись от бедуинов и ушли в Тенеруфе, на берегу Нила. Главой (аввой) семейной общины стал старший брат, Анувий. У Пимена проявились выдающиеся способности духовного наставничества, он тоже стал именоваться аввой (духовным наставником). Авва Анувий стал отправлять посетителей, пришедших за советом, к Пимену. Авва Пимен никогда не вступал в разговор в присутствии Анувия, во всем подчинялся организации жизненного уклада общины.

Отшельники жили по строгому распорядку:

  • с раннего утра до полудня плели веревки, корзины, циновки из тростника;
  • в самые жаркие три часа читали;
  • собирали хворост;
  • вечером 4 часа продолжали работать;
  • 4 часа молились;
  • 4 часа спали.

В пищу отшельники употребляли хлеб, который покупали за деньги, вырученные от продажи своих изделий. Пимен был очень воздержан в еде, употребляя не более 2-х хлебов в день, часто не ел по 2-3 дня. Истязая себя таким образом, авва Пимен приобрел большой опыт в голодании.

Впоследствии к нему обращались другие монахи за советом, как укротить свою плоть и преодолеть чувство голода. Пимен никогда не советовал делать длительные перерывы в приеме пищи. Он рекомендовал отшельникам есть каждый день небольшими порциями. Такой способ питания, по его мнению, был необременителен и не давал впасть в грех гордыни или чревоугодия. Все чрезмерное, как считал авва, – бесовское наущение.

В отношениях с людьми Пимен был очень сдержан. Он считал, что келья – это могила монаха, который, как и покойник, не может иметь земных привязанностей. Однажды был арестован его близкий родственник, за которого авва мог заступиться. Но Пимен отказался, передав, чтобы суд совершился согласно закону.

Слава о его подвижничестве, мудрости стала известна во всем Египте. Увидеть авву хотели правители и простые феллахи. Но Пимен избегал таких контактов. Если при нем начинали разговор на общие темы, то он отмалчивался, не высказывая своего суждения. Его живой интерес и участие вызывали конкретные проблемы.

Глубина мыслей и точность формулировок поражали монахов, обращавшихся к авве Пимену за советом. В сборниках апофтегмат (афоризмов) собраны изречения «Отцов пустыни» касаемо вопросов, которые им задавали ученики и посетители. Из 1000 афоризмов пятая часть принадлежит Пимену.

Примеры ответов преподобного Пимена, записанных иноками для назидания себе и другим:

  1. Не допускать, чтобы страстные помыслы овладевали душой. Человек не в состоянии помешать им появляться, но в его силах им сопротивляться, тогда они исчезнут.
  2. Главное для спасения души – это смирение, добиться которого можно постоянным самоосуждением и принижением перед любым человеком.
  3. Как капли воды, падающие на камень, подтачивают его, так и постоянная молитва смягчает сердце и делает его податливым к восприятию страха перед Господом.
  4. Кто говорит во имя Бога – поступает хорошо, и кто молчит во имя Бога – тоже поступает хорошо.
  5. Длительность покаяния в грехе должна зависеть от глубины и искренности раскаяния.
  6. Главные правила для человека – бояться Бога, часто молиться и совершать добрые поступки.

Сам Пимен был к себе беспощадно строг. Прежде всего, он боролся с рассеянностью. Перед тем, как выйти из кельи, он час проводил в размышлении, анализируя свои помыслы, чтобы отсечь греховные. В самоуничижении авва достиг такого предела, что искренне считал себя достойным наказания наравне с сатаной. Святой считал, что без умерщвления плоти и постоянного состояния скорби о своих грехах перед Господом невозможно стать монахом.

Кончина

Преподобный скончался в возрасте 110 лет в обители, куда он ушел вместе с братьями. После смерти он был причислен к лику святых за смирение, мудрость, подвижнический подвиг, которые стали примером для подражания другим монахам.

ПИМЕН ВЕЛИКИЙ

Преподобный Пимен Великий

Пимен Великий (ок. 340 — ок. 450), преподобный.

Родился около 340 г. в Египте. С двумя своими братьями Анувием и Паисием он ушел в один из египетских монастырей, где все трое приняли иноческий постриг. Братья настолько были строгими подвижниками, что, когда их мать пришла в монастырь, чтобы повидать детей, они не вышли к ней из своих келий. Мать долго стояла и плакала. Тогда преподобный Пимен сказал ей через закрытую дверь келлии: «Если ты перенесешь временную разлуку с нами, то в будущей жизни будешь видеть нас, так мы надеемся на человеколюбие Божие!» Мать смирилась и возвратилась домой.

Слава о подвигах и добродетелях преподобного Пимена распространилась по всей стране. Однажды правитель области пожелал видеть его. Преподобный Пимен, избегая славы, рассудил: «Если вельможи станут приходить ко мне и почитать, тогда и многие люди из народа начнут приходить ко мне и мешать моему безмолвию, и я лишусь благодати смирения, которую приобрел при помощи Божией». И передал он с посланным отказ.

Для многих иноков преподобный Пимен был духовным наставником и руководителем. Они записывали его ответы для назидания себя и других. Один инок спросил: «Следует ли покрыть молчанием грех согрешившего брата, если случится увидеть его?» Старец отвечал: «Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн». Другой инок обратился к преподобному, сказав: «Я тяжко согрешил и хочу провести в покаянии три года. Достаточен ли такой срок?» Старец отвечал: «Этого много». Инок продолжал спрашивать, какой срок покаяния преподобный сочтет для него нужным — год или сорок дней? Старец сказал: «Я думаю, что если человек от всего сердца покается и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и его трехдневное покаяние». На вопрос, как избавиться от навязчивых злых мыслей, старец ответил: «Если человек имеет по одну сторону себя огонь, а по другую сосуд с водой, то, когда загорится от огня, берет из сосуда воду и гасит огонь. Подобно этому злые помыслы, внушаемые врагом нашего спасения, могут, словно искра, разжечь в человеке греховные пожелания. Надо тушить эти искры водой, то есть молитвой и устремлением души к Богу».

Преподобный Пимен был суровым постником и не принимал пищи по неделе и более. Однако другим он советовал есть каждый день, но без пресыщения. Про одного инока, разрешавшего себе принимать пищу только на седьмой день и гневавшегося на брата, преподобный сказал: «Научился поститься по шесть дней, а от гнева не может воздержаться и один день». На вопрос, что лучше — говорить или молчать, старец сказал: «Кто говорит Бога ради — хорошо делает, и кто молчит Бога ради — тоже хорошо поступает». И еще: «Бывает, что человек кажется молчащим, но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда. И есть такие, которые весь день говорят языком, но внутри себя соблюдают молчание, потому что не осуждают никого».

Преподобный Пимен Великий

Преподобный говорил: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям». «Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу». Однажды, когда преподобный с учениками пришел в египетскую пустыню (так как имел обыкновение переходить с места на место, чтобы избежать славы от людей), ему стало известно, что живший там старец недоволен его приходом и завидует ему. Чтобы победить злобу отшельника, преподобный отправился к нему с братьями, захватив с собой пищи для угощения. Старец отказался выйти к ним. Тогда преподобный Пимен сказал: «Мы не уйдем отсюда, пока не сподобимся видеть и поклониться святому старцу», — и остался стоять на солнечном зное у дверей его келлии. Видя такое терпение и незлобие преподобного Пимена, старец принял его с любовью и сказал: «Справедливо, что я слышал о вас, но вижу в вас добрые дела во сто раз большие». Так умел преподобный Пимен угашать злобу и подавал собою пример другим. Он имел такое великое смирение, что часто со вздохом говорил: «Я буду брошен на то место, куда будет брошен сатана!»

Однажды к преподобному пришел инок издалека, чтобы послушать его наставление. Он начал говорить о возвышенном и труднопостигаемом. Преподобный отвернулся от него и молчал. Изумленному иноку объяснили, что преподобный не любит разговоров о возвышенных предметах. Тогда инок стал спрашивать его о борьбе с душевными страстями. Святой обратился к нему с радостным лицом: «Вот теперь ты хорошо сказал, и я стану тебе отвечать», — и долго поучал, как следует бороться со страстями и побеждать их.

Преподобный Пимен скончался в возрасте 110 лет, около 450 года. Вскоре же по кончине он был признан святым угодником Божиим и получил наименование Великий — в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу.

Значение святого в православии

Прп. Пимен считается одним из основателей монашества. Его назидательные высказывания вошли в сборник новелл и изречений раннехристианских подвижников – «Азбучный патерик». В его нравоучениях есть обоснование сущности служения Богу человеком, ушедшего от мирской жизни в монастырь. Важны изречения святого, касающиеся нравственности и духовности христианина. В них емко и доходчиво дано объяснение, что следует делать верующему человеку, чтобы очистить помыслы от греховных побуждений.

Благодаря Пимену Великому были записаны апофтегмы «Отцов монашества», по которым можно судить о жизни первых отшельников, о проблемах, с которыми они столкнулись. Эти изречения были сказаны при определенных обстоятельствах, чтобы передать свой опыт подвижничества молодым монахам.

Поучения

Православная церковь установила день празднования памяти Пимена Великого — 9 сентября. В этот день христиане вспоминают подвиги святого, его поучения, наполненные удивительной кротостью и смирением перед Богом и ближними.

О злословии и осуждении

Святой учил покрывать грехи брата своего любовью и не разглашать их перед всеми. Тогда и Бог закроет глаза на грехи человека, не судящего брата своего. Святой советовал вообще не замечать грехи ближних, так как они не более, чем сучок в глазах их, а вот собственные грехи — это бревно. Прошло много веков, а поучения святого актуальны и поныне.

И правда, люди, живущие в миру, часто собираются группами и злословят, осуждают президентов, депутатов, министров и т. д. Делая это, уверены в своей правоте и справедливости суждений. Смотрят на грехи политиков, общественных деятелей и строго судят их, не зная ничего о них, их жизни, только на основании своей собственной фантазии и домыслов.

Важно! Преподобный Пимен Великий советовал по этому поводу, что, если не будешь смотреть на чужие грехи, то не впадешь в соблазн.

О посте

Святой очень много постился и вообще относился к себе очень строго. Он мог по многу дней совершенно не вкушать пищи. Но ближних, по любви и милосердию, благословлял кушать каждый день, чтобы не было истощения, ропота из-за чрезмерных подвигов.

Про одного брата он говорил, что тот шесть дней научился воздерживаться, не вкушать пищи вообще, но не может одного дня удержаться от гнева. Поэтому упражняясь в подвигах воздержания, подвижники прежде всего должны научиться отказываться от страстей своих, а не только от еды.

О молчании

Преподобный Пимен говорил, что есть один человек, который молчит весь день, но в сердце своем осуждает ближних своих, — на самом деле он непрерывно говорит, хотя не сказал ни слова. Есть и другой человек, который все время говорит, шутит и смеется, но на сердце у него спокойно, смиренно, — со всеми в мире.

Ни на кого нет обиды, вражды или ненависти. Ни к кому нет зависти, ни над кем нет превозношения. И даже если человек языком говорит, то сердце его молчит. Говорил он весь день, но не сказал ни слова, в сердце своем соблюдает тишину. Именно этот человек молчальник, исихаст, угоден Богу.

О праведности

Святой старец учил людей, что значит жить праведной жизнью. Он говорил, что наука эта заключена в трех основных правилах:

  • молиться;
  • иметь страх Божий;
  • делать добро, даже в ответ на зло.

Пимен Великий учил, что зло никогда нельзя победить злом. Сделать это можно только добром. Чтобы остановить шествие зла по земле, нужно не собирать обиды, не мстить за нанесенное оскорбление, а творить милостыню, делать добро всем без исключения.

Преподобный Пимен Великий

Нынче в Египте не много христиан, а в VI‒V веках именно в этой мусульманской стране появлялись величайшие столпы веры и благочестия. Преподобный Пимен Великий стал одним из них.

Он родился около 340 года в благочестивой семье. Судить об этом можно хотя бы потому, что сразу три брата — Пимен, Анувий и Паисий — одновременно ушли в небольшой египетский монастырь, где приняли иноческий подвиг. О жизни последнего ничего не известно, а вот Анувий прославлен в лике святых как преподобный, пустынник Египетский (день памяти 5 июня). Анувий всю жизнь провел в одном скиту, а Пимен часто менял обители, дабы избегать людской славы.

Матери было тяжело лишиться сразу трех любимых сердцу чад, и поэтому она пришла к обители, чтобы повидать их. Однако двери келлий были заперты для нее. Она долго плакала у входа, но преданное Христу сердце не дрогнуло, и Пимен передал матери, что встречи не будет. «Если ты перенесешь временную разлуку с нами, — сказал он через закрытую дверь, — то в будущей жизни будешь видеть нас, так мы надеемся на человеколюбие Божие!» Только после этих ободряющих слов мать со смирением ушла домой.

Преподобный Пимен своей жизнью подтвердил данное ему имя, в переводе с греческого означающее «пастырь, пастух». Он по-отечески наставлял и вразумлял своих учеников. А те, в свою очередь, записывали его подсказки и советы. Послушать благочестивого инока хотел и местный правитель, прослышав о его вере и добродетелях. Но Пимен не желал славы и смело отказал в просьбе.

Авва Пимен был очень простым человеком. Избегая говорить о возвышенном, он делился тем, что составляло основу жизни православного христианина. Он мог не удостоить вниманием разговор о чем-то заумном и сложном, однако если человек от души спрашивал, как бороться с душевными страстями, то радовался, что собеседник ратует о своем спасении, и долго поучал в том, как побеждать закоренелые грехи.

Однажды некий отшельник, прослышав о Пимене, поселившемся неподалеку с учениками, разозлился, ибо позавидовал ему. Однако авва Пимен не захотел оставить во грехе брата во Христе. Он отправился к нему с угощением и долго ждал старца под палящим солнцем египетской пустыни, потому что сердце его жгла скорбь за него. Видя этот подвиг и чувствуя незлобие преподобного Пимена, старец принял его. Он признал справедливым всё услышанное о нем, добавив, что видит «добрые дела во сто раз большие».

Преподобный Пимен сам устанавливал свою меру аскетизма и не требовал таких подвигов поста, какие совершал сам. Известно, что постился он очень строго, порой обходясь без еды больше недели. Но своим ученикам он советовал есть каждый день, не пресыщаясь. Правда, здесь уместно напоминание не только о еде. Прослышав о том, что некий инок ел раз в неделю, но злился на своего брата, святой со скорбью сказал: «Научился поститься по шесть дней, а от гнева не может воздержаться и один день».

110 лет прожил преподобный Пимен на земле, наставляя своих учеников и вдохновляя своим примером. Он отошел ко Господу около 450 года и вскоре после смерти был причислен к лику святых. Великим его стали называть в знак признания больших трудов смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу.

Более двухсот изречений преподобного Пимена Великого было записано его учениками. При этом святой не только передавал изречения старших отцов, но также изрекал мудрые мысли из сердца. Вот некоторые из наиболее знаменитых его апофегм.

«Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям».

«Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу».

«Кто говорит Бога ради — хорошо делает, и кто молчит Бога ради — тоже хорошо поступает».

«Бывает, что человек кажется молчащим, но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда. И есть такие, которые весь день говорят языком, но внутри себя соблюдают молчание, потому что не осуждают никого».

Пимен Великий был очень смиренным. Он часто искренне восклицал: «Я буду брошен на то место, куда будет брошен сатана!»

Один инок спросил: «Следует ли покрыть молчанием грех согрешившего брата, если случится увидеть его?» Старец отвечал: «Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн».

Другой инок обратился к преподобному, сказав: «Я тяжко согрешил и хочу провести в покаянии три года. Достаточен ли такой срок?» Старец отвечал: «Этого много». Инок продолжал спрашивать, какой срок покаяния преподобный сочтет для него нужным — год или сорок дней? Старец сказал: «Я думаю, что если человек от всего сердца покается и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и его трехдневное покаяние».

«Если человек имеет по одну сторону себя огонь, а по другую сосуд с водой, то, когда загорится от огня, берет из сосуда воду и гасит огонь. Подобно этому злые помыслы, внушаемые врагом нашего спасения, могут, словно искра, разжечь в человеке греховные пожелания. Надо тушить эти искры водой, то есть молитвой и устремлением души к Богу».

«Если вельможи станут приходить ко мне и почитать, тогда и многие люди из народа начнут приходить ко мне и мешать моему безмолвию, и я лишусь благодати смирения, которую приобрел при помощи Божией».

9 СЕНТЯБРЯ — ДЕНЬ ПРЕПОДОБНОГО ПИМЕНА ВЕЛИКОГО.

Память 27 августа / 9 сентября.

Верующим православным христианам известно множество прославленных отцов Церкви. Это и Пахомий Великий, и Антоний Великий, и Макарий Великий, и Паисий Великий и т.д. В данный список непременно входит имя и преподобного Пимена Великого. Этот человек, как и перечисленные выше, являлся земным Ангелом, личностью, преисполненной Святого Духа. В житие преподобного Пимена есть такие слова: «Он восшел на вершину бесстрастия и стал славнейшим из всех пустынных отцов, как наиболее совершенный в добродетелях».

Святой Пимен родился около 340 г. в Египте. Его земная жизнь пришлась на рубеж IV – V вв. Когда исполнилось отроку 15 лет, тот дал Богу обет молчания, добровольно отрекся от мира и присоединился к братьям своим — а было их у Пимена всего шесть — которые подвизались в Скитской пустыне близ Диокла на служение Господу. В этой, можно сказать, родовой общине духовного характера Пимен занимал промежуточное положение, поскольку по возрасту младшим являлся Паисий, а старшим Анувий. Юный святой проводил дни свои, как и братья его, в посте и беспрестанной молитве. Таким образом он преуспевал в иноческих добродетелях.

Главной же целью отрока было полное умерщвление плотских желаний и абсолютное служение Господу.

В житие святого упоминается о том, как преподобный узнал о собственном будущем предназначении. Это событие относится по времени к молодости Пимена Великого. Однажды он отправился к мудрому старцу, дабы узнать ответ на вопрос о трех помыслах, сильно беспокоивших его. Однако в беседе преподобный совершенно забыл о них. Вспомнил же Пимен об истинной цели своего прихода к мудрецу лишь, когда вернулся к себе. Тогда, желая исправить положение, подвижник вновь преодолел немалое расстояние, отделявшее его от старца, и задал свой вопрос. Старец, увидев, как ратует преподобный о чистоте собственного сердца, произнес: «Пимен, твое имя будут произносить по всему Египту, и ты действительно станешь пастырем огромного стада». Слова эти, как теперь понятно, оказались истиной, настоящим предсказанием земной миссии святого.

Смена места жительства:

Спустя какое-то время местный правитель узнал о подвижническом подвиге святого Пимена. Он захотел непременно увидеть преданного Богу мужчину. С данной целью правитель послал к святому вестника, с которым и передал свою просьбу посетить подвижника. Пимен ответил отказом, что пришлось не по вкусу венценосного адресата. В отместку последний заключил в темницу племянника преподобного, а матери плененного отрока озвучил условие освобождения ее сына: это случится лишь в случае прихода Пимена к правителю. Если подвижник проигнорирует повеление правителя, то жертва будет предана смерти. Пимен не явился к указанному лицу, но дал достойный ответ, из которого правитель страны понял, что перед ним угодник Божий. В итоге племянник подвижника был отпущен на свободу. Сам же Пимен вынужденно покинул обжитое место в пустыне и долго скитался, избегая суеты земного мира, ровно, как и почестей.

Впрочем, решению святого покинуть ставшие уже родными пенаты способствовали набеги варваров-мазиков. Они разграбили поселения монахов в Скитской пустыне. Семерым братьям просто пришлось уйти в другие места, таким образом они избежали смерти. Новым местом жительства их стал Теренуф, располагавшийся на берегу Нила. Там Пимен прославился своей добродетелью и умением наставлять народ в мудрости, из-за чего люди, посещавшие разных старцев, направили стопы свои к подвижнику. Братья понимали, что их кровный родственник удостоился чести быть более просвещенным Господом, нежели они сами.

Мать семерых монахов узнав о том, где обосновались ее отпрыски, захотела навестить их. Она отправилась в Теренуф, но как только подвижники узнали о намерении родительницы, тотчас же, не раздумывая отказали ей во встрече. Однако мать не отчаялась и не потеряла надежды увидеться с сыновьями. Женщина остановилась у ближайшего храма, ожидая прихода преподобных на богослужение, происходившее в церкви еженедельно. Братья действительно пришли, но, завидев свою мать возле, повернули обратно. Женщина последовала за сыновьями. Когда же прибыла она на место их проживания, то нашла дверь закрытой. Тогда мать в слезах стала жалобно стонать в надежде пробудить в сердцах детей своих сочувствие к материнскому сердцу, истосковавшемуся по отпрыскам. Ответил ей Пимен. Святой спросил, хочет ли мать видеть их, своих сыновей, в этой жизни или в будущем веке, то есть в жизни вечной. Женщина возразила, что она — мать и имеет право увидеть собственных детей прямо сейчас. На это Пимен сказал следующее: «Если ты заставишь себя не видеть нас здесь, ты увидишь нас там, в вечности». Мать, будучи благочестивой христианкой, все поняла и удалилась, полная радости.

Преподобный Пимен Великий был на протяжении всего своего земного существования крайне суров к себе. Он морил себя голодом, проявляя способность обходиться без еды по нескольку дней кряду. Так преподобный учил окружающих соблюдать умеренность в питании, потому что чревоугодие порождает гордыню. Пимен Великий любил повторять фразу: «Все, что превосходит меру, приходит от бесов».

К людям он также проявлял недюжинную строгость. Это мы увидели ранее на примере случая с арестом племянника подвижника из-за неповиновения угодника Божия правителю страны. О возвышенных вещах с посетителями он не беседовал — просто молчал, не отвечал на заданные ему соответствующие вопросы. Излюбленной темой разговоров Пимена с пришедшими являлись страсти и борьба с пороками. Он советовал гнать от себя пагубные помыслы, всячески им сопротивляться. Учил, что самовоздвигнуться можно лишь благодаря самоосуждению, что каждый человек более всего нуждается в смирении и кротости, которое приходит через самоуничижение. Пимен и себя презирал хуже всех людей на свете, считал себя ниже всякой твари, даже убийцы, в чем неоднократно и чистосердечно признавался.

Преподобный отвергал скорбь, потому как это всеобъемлющее чувство, по его мнению, мешает стать человеку истинным монахом.

Интересна проповедь старца, которую он произнес, когда пришли к нему однажды из Сирии знаменитые люди. Те говорили по-гречески, Пимен же не владел этим языком, а переводчика рядом не было. Посетители пришли в смятение: очень уж хотелось им получить наставления мудрого подвижника, расспросить того о чистоте сердца. И тогда, ко всеобщему удивлению, Пимен Великий внезапно заговорил на чистом греческом языке. Слова его были преисполнены мудрости:

«По природе вода – мягкая, а камень – твердый; но бурдюк, подвешенный над камнем, роняя воду каплю за каплей, проделает в камне дырку. Так обстоит дело и со словом Божиим: оно – нежно, а наше сердце – черство, но человек, который часто его слушает, открывает сердце страху Божию».

Преподобный Пимен скончался в возрасте 110 лет, около 450 года. Вскоре же по кончине он был признан святым угодником Божиим и получил наименование Великий — в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу.

1 Пимен (potmen) по-гречески означает «пастырь», «пастух». Более 200 изречений, изумительных по глубине и мудрости, делают Пимена первостепенной фигурой в различных сборниках апофтегм. Поскольку он часто передает изречения предшествующих отцов, то считается, что первые сборники апофтегм были составлены в кругу учеников аввы Пимена.

,,О дивный угодниче, преподобне отче наш Пимене, недоумеем мы, грешнии, по долгу восхвалити тя. Был бо еси монахов образ, исцелений податель, пустыни житель, безмолвия рачитель, страстей искоренитель и всякия добродетели учитель. Сего ради умильно к тебе припадаем и смиренно просим: от сокровищницы твоея подаждь и нашему убожеству. Смирением твоим нашу гордыню низложи; безстрастием наши страсти попали; бодрствованием дух лености от нас отжени; слезными токи наше нечувствие пробуди; бдением от нерадения нас возстави; молитвами в нас пламень молитвы возжги; любовию нас братолюбны сотвори; подаждь же нам дух кротости и смирения, дух чистоты и благочестия; от страстей убо нас свободи и ко истинному покаянию приведи. Ты бо во уме твоем непрестанно имел еси на Кресте распятаго за нас Сына Божия. Того сладчайшее имя во уме и сердце непрестанно имети и нам, окаянным, подаждь, да любовию Тому горяще и грехи наша помышляюще, страшный оный День судный сретити уготовимся и в Царствие Небесное внити с тобою и всеми святыми сподобимся, славяще Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.»

Тропарь преподобному Пимену Великому

,,Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Пимене отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим.»

,,Светлых подвиг твоих, преподобне отче, наста днесь святая память твоя, души благочестивых веселящи, Пимене богомудре, отче наш преподобне.»

,,Ублажаем тя, преподобне отче Пимене, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.»

Традиции и обряды:

Рябина считалась своеобразным «деревом-воином». Говорилось о том, что оно способно самостоятельно давать отпор всему плохому, происходящему вокруг. Согласно легендам, рябина произошла от самого первого священного дерева на всей Земле, которое, к сожалению, засохло с приходом на планету злых сил.

Люди считали, что рябина – необычное дерево, которое может самостоятельно защитить себя в случае нападения. Поэтому, когда им было необходимо отломать несколько веточек рябины или же набрать плодов, обязательным ритуалом было поговорить с деревом, попросив прощения за свои действия и объяснив цели с которыми будут использованы ягоды или ветки. Если рябина считала эти цели праведными, то она прощала людей. А вот если нет – она могла наслать кару различной степени тяжести. Самой «слабой», например, была зубная боль.

Сбор рябины был принято начинать как раз на Пимена. Однако, это делалось только после того, как первыми ягодами полакомятся птицы. Из рябины делали различные напитки и настойки – рябиновый чай, квас и вино. Рябину использовали для начинки пирогов.

На вечерние гулянья девушки обязательно делали себе рябиновые бусы, которые кроме украшения выполняли функции оберега от нечисти, лечили бесплодие и другие женские проблемы со здоровьем.

  • Если к Пимену рябина пожелтела – то стоит ждать раннего прихода зимы.
  • Если урожай рябины слабый – осень будет сухой, а если обильный – стоит ждать дождей.
  • Если рябина начала цвести поздно – ближайшие 3 месяца можно не бояться холодов, погода будет теплой.
  • Люди, родившиеся на Пимена – сильные и добрые одновременно. Жизнь оберегает их от опасностей и неприятностей.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читать еще:  Антоний Смирницкий - житие и творения, дни памяти и почитание, наставления
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector