0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святой Павел Таганрогский

Святой Павел Таганрогский прожил долгую жизнь, оставив яркий след в истории русского православия. Особенно его почитают в южных восточнославянских землях.

Детство и юность

В ноябре 1792 г. в недалеко от города Кролевец Черниговской губернии в семье богатых дворян Стожковых родился мальчик, которого при крещении нарекли Павлом. Родители мечтали о том, что сын получит хорошее светское образование и займёт достойное место в обществе, но стремления мальчика с раннего детства были направлены на служение Господу. Он мечтал о паломничестве по святым местам и тихой простой жизни, наполненной трудом и молитвами.

В 16 лет юноша уходит из дома и в течение нескольких месяцев путешествует по православным святым местам. Вернувшись в дом отца, Павел со смирением принял наказание разгневанного отца, но не изменил своему стремлению.

В 25 лет он получил причитающуюся ему часть наследства. С благословения родителей он освободил крепостных крестьян, распродал земли и имущество. Большую часть дохода от их продажи молодой человек раздал нуждающимся людям, а оставшиеся средства оставил для исполнения своей заветной мечты.

Зрелые годы

Павел Павлович стойко переносил все тяготы паломнической жизни. В течение 10 лет он посетил множество обителей, расположенных на территории Российской империи. Уже во время этих странствий молодой дворянин старался не раскрывать своего происхождения: он вёл себя как простой крестьянин и говорил на малорусском наречии.

Через 10 лет праведник закончил свои странствования в Таганроге — небольшом городке на берегу Азовского моря. Он селился в самых бедных районах города, работал грузчиком, не страшась даже самой тяжёлой работы. При этом праведник не пропускал ни одной церковной службы и жертвовал свой скромный заработок на нужды храмов.

За многие годы, проведённые в тяжёлом труде и молитвах, о праведном муже узнали многие жители прибрежного города и его окрестностей. К нему приходили люди за советом и помощью, так как его слова открывали в душах христиан путь к Господу.

Старчество

Глубоким старцем Павел Павлович поселился в маленьком домике на подворье Ефима Смирнова, расположенного в Депальдовском переулке. В небольшой комнате было собрано множество икон, перед которыми горели лампады и свечи, установленные в горшки с песком.

Праведник спал на простой деревянной скамье, положив под голову что-либо из одежды. Старец запрещал часто убирать в своём жилище, говоря, что душевная чистота важнее внешнего благополучия. Поэтому люди должны ежедневно молиться, а уборку можно делать один раз в неделю.

Читайте о других старцах:

К старцу часто приходили мужчины и женщины с просьбой разрешить им жить рядом, приобщаясь к его мудрости и открывая своё сердце Господу. Они основали общину, которая жила по заветам блаженного Павла. Как и праведник, послушники проводили день в труде и молитве, соблюдая при этом строгий пост.

Блаженный старик заботился о людях, нуждающихся в помощи. Многие горожане жертвовали ему деньги, продукты и одежду, которые он раздавал беднякам. Активную помощь старец оказывал узникам. Он передавал им продукты, наставлял на истинный путь и помогал в организации погребения.

В сопровождении нескольких своих послушниц святой Павел часто совершал паломничества по святым местам, стойко перенося трудности пути даже в преклонные годы.

Земной путь таганрогского старца закончился 10 марта 1879 г. В момент его кончины произошло чудо, засвидетельствованное послушники и уважаемым в городе священнослужителями. По телу праведника прошла желтая тень, а затем кожа его приобрела белоснежный цвет. В этот же момент уважаемый в городе священник увидел в небе Ангелов, понимающих на Небеса душу. Он спросил кого несут в Царство Господне посланники Его и услышал в ответ, что это чистая душа праведника Павла Павловича.

Интересно: незадолго до смерти к таганрогскому праведнику приезжал Иоанн Кронштадтский. Они уважительно приветствовали друг друга, отмечая значимость каждого из них для православия.

Чудеса Святого Павла Таганрогского

С ранних лет полюбив паломничество, Павел Таганрогский и в преклонном возрасте много путешествовал по святым местам. Святой прославился чудесами. Так, например, иеромонаху Дамиану (Касатосу) он предсказал большое будущее. Спустя годы иеромонах стал Иерусалимским Патриархом. Многие больные исцелились после посещения старца. Часто это происходило, когда старец ударял человека палкой по больному месту.

Незадолго до кончины Павла Таганрогского посетил праведный Иоанн Кронштадтский, который приветствовал Святого словами: «Здравствуй столпе от земли до неба». На что тот отвечал: «здравствуй и ты, солнце от запада на восток».

Преставился Святой Павел Таганрогский 10 марта (23 марта) 1879 года. В момент кончины произошло чудо: по телу старца прошла жёлтая тень, а затем его кожа стала белоснежной. На похороны старца пришло огромное количество людей.

Почитание святого

Святой Павел не принял мученическую кончину, не совершал великих подвигов, не жил в пустыне. Но что же заставило людей почитать его, как святого? Ответ простой: безмерная любовь к людям. Конечно, это качество дается как плод Духа, как следствие великой веры в Бога и долгой молитвы.

Сердце святого Павла было похоже на умягченный воск. Он просто светился изнутри и всем дарил свою любовь. В ответ к нему очень быстро потянулись люди. Его убогая хатка вскоре стала местом паломничества верующих. Люди стремятся побывать в этом низком домике, почитать огромную Псалтирь, которую читал старец, полежать на его лавке. Он и сейчас продолжает слушать людей и отвечает на их молитвы, обращенные к нему. В наши дни есть несколько случаев мироточения его икон.

В 1999 году Павел стал местночтимым святым. Мощи Павла Таганрогского крестным ходом были перенесены с кладбища в храм Николая Чудотворца. Сбылось пророчество святого, он часто в шутку напевал, что возьмут Павла с кладбища, а принесут в собор.

В 2016 году Павел был канонизирован Русской православной церковью для общенародного почитания. День памяти его 23 марта. Был составлен акафист, тропарь, кондак. Храм в честь святого построен в поселке Матвеев Курган что в Ростовской области.

День памяти святого Павла Таганрогского

День памяти святого отмечается — 20 июня.

Святой Павел Таганрогский: фильм

Житие святого Блаженного Павла Таганрогского

Блаженный Павел Павлович родился 8 ноября 1792г. в семье благочестивых черниговских дворян. Родители хотели обеспечить своему сыну образование и хорошее общественное положение, юноша же стремился ко спасению души и богоугодной жизни в молитве и странничестве по святым местам. В 25 лет, следуя словам Господа: «. вся, елика имаши, продаждь и раздай нищымъ: и имyти eмаши сокровище на нбси. » (Лк.18:22), блаженный Павел раздал доставшуюся ему часть имения, отпустил на волю крестьян и, взяв благословение отца, отправился в заветное странствование по святым обителям, дабы под их кровом найти упокоение своей душе.
Около десяти лет продлилась его странническая жизнь, а затем он поселился в приморском городе Таганроге, где, забывши свое дворянское происхождение, говорил на простонародном малороссийском наречии, жил в землянке. Тяжелыми работами в порту и неустанной молитвой он очистил душу и тело от всего страстного и греховного, на нем явно почила Благодать Божия. Он многим светил своей праведной жизнью, и невольно люди, под впечатлением его речей и дел, глубже вдумывались в смысл жизни и вспоминали о небесном отечестве. Они стали идти к нему за советами и утешением.
Придя в преклонные лета, старец оставил тяжелые труды в порту и поселился в маленьком доме, молясь непрестанно Богу и служа людям. Каждый день с первым ударом церковного колокола он отправлялся в собор, молился за литургией, поправлял лампады, для чего носил с собою маленькую скамеечку, а на плечах белое полотенце, которым вытирал святые иконы. Из храма блаженный Павел, по обыкновению, шел по базару. Увешанный двумя белыми холщовыми сумками, с палкой в руках, он обходил всех торгующих с обычными своими наставлениями и утешениями. Торговцы подавали ему милостыню, но от некоторых он не принимал никаких подаяний и даже отгонял таких от себя палкою (1, стр.20)..
Ночи же, как и прежде, проводил в усердной коленопреклоненной молитве. Старец сам неустанно творил Иисусову молитву и других учил никогда не забывать про нее. От всех приходящих к нему требовал прежде помолиться и без Исусовой молитвы никогда никого не впускал к себе в келью (1, стр.23).
Павел Павлович любил храмы и часто жертвовал на них иконы, лампады, свечи, елей и прочее. Он учил быть верным в малом, прививал любовь к церковной святыне и переносил это благоговейное отношение на предметы, освящающие жизнь человека в миру: просфоры, ладан, свечи.
Простой народ, всегда отыскивая врача для болезней своего сердца, который бы не лекарствами с мудреными латинскими названиями исцелял недуги и немощи, но от Самого Небесного Врача подавал просимое, нашел в блаженном великого в добродетелях святого старца (5).
Утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, блаженный Павел был как бы светильником на земле, сияющим добрыми делами. Он получил от Господа дар исцелений и прозорливости. И люди шли к нему со своими скорбями, бедами и вопросами.
Однажды к блаженному пришел нечестный торговец и со слезами просил: «Дедушка, скажите, кто у меня украл товар?» Блаженный Павел, утешая его, сказал: «Не плачь, чоловиче добрый, ты же у людей крав?» — «Крал», отвечает тот. -«Вот и у тебя украли. А ты когда-нибудь помынав своих родителев?» — «Нет, никогда не поминал». — «Ну вот добри люде помятуть». И еще много говорил ему блаженный в назидание, и привел его к умилению, так что тот и жалеть о пропавшем перестал и ушел от старца утешенный (1, стр. 101-102).
Многие приходили к блаженному и молили его дозволить остаться у него, дабы исполнились на них слова псалмопевца: «Съ прпбнымъ прпбенъ будеши, и съ мужемъ неповиннымъ неповиненъ будеши: И со избраннымъ избранъ будеши» (Пс.17:26-27). И некоторых он оставлял пожить у себя как бы на послушании.
Принеся в жертву Богу свои имения, блаженный Павел часто жертвовал ради Христа плодами дворянского воспитания и образованности, и под личиной напускной грубости искусно скрывал возвышенную и благородную свою душу. Случится прийти к блаженному Павлу какому-нибудь посетителю, имеющему нераскаянные грехи, — блаженный, не смущая пришедшего грубым откровением его тайн, притворно обрушивается на кого-нибудь из своих послушников: ругает, бранит, грозит палкой, при этом называя грехи посетителя, дабы подвигнуть того к покаянию. Послушник же кротко терпит и только повторяет: «Простите, батюшка, виноват» (1, стр.34).
Пришел к блаженному Павлу мирянин, просивший благословения идти в монастырь. Блаженный ответил ему: «Прежде лизь на мою пичку, та посыдь там, тоди й буде видно», и держал его на своей русской топившейся печке 12 суток и только раз в сутки давал ему есть, и когда он выдержал это испытание, то блаженный сказал ему: «Ну теперь иды в монастырь и будешь там жить до смерти»; слово угодника сбылось: просивший совета пошел на Афонскую гору, поступил в монастырь и жил там до смерти (1, стр. 78-79).
Силою Благодати Божией блаженный ясно видел и душу человека, и его будущее. Своему духовнику, иеромонаху Дамиану, он предсказал:
«Ты будешь велыкый человек, такий, шо больший буть не може», и пророческие слова эти действительно исполнились в жизни отца Дамиана, которого Господь сподобил достигнуть высочайшего сана: он в 1897г. поставлен был патриархом Святого Града Иерусалима (3, статья «Дамиан»).
Однажды пришли к блаженному двое паломников, только что вернувшихся со Святой земли. Блаженный Павел велел впустить их на кухню и послал спросить, «шо воны на Черном мори бачилы, та нехай кажут правду». Посетители содрогнулись и открыли все как было. «Когда мы плыли по Черному морю, была сильная буря, пароход качало из стороны в сторону, так что волны переливались через него, и мы, будучи в большой опасности, приходили в отчаяние. Не надеясь на человеческие усилия, мы обратились к молитве, просили Господа и Божию Матерь о своем спасении, а также призывали имя блаженного Павла. И вдруг, увидели мы его (блаженного) прошедшего по пароходу в белой одежде, подобной снегу, подвязанного поясом, с палкой в руках. После чего он стал невидим, а буря стала стихать. Скоро море успокоилось, мы благополучно доплыли к пристани и теперь заехали поблагодарить его, великого молитвенника за бедствующих людей». Блаженный Павел наказал паломникам и всем слышавшим их никому не говорить об этом, «пока я и помру, а як помру, то хоть и всим рассказувайте» (1, стр. 155-156).
Приближаясь к концу своей земной жизни, блаженный все более ослабевал телесными силами, но святая душа его по-прежнему пламенела любовью к Богу и ближним (1, стр.213). Как и другим великим угодникам Божиим, Господь открыл ему день и час его кончины. Накануне он велел написать письмо своим близким с просьбой быть на его похоронах (1, стр.216).
Преставился блаженный Павел 10 марта 1879г. Вечером он сделался крайне слаб и, приобщившись Святых Христовых Таин от своего духовника отца Дамиана, предал свою праведную душу Богу (1, стр.216).
В момент кончины все предстоящие видели, что лицо угодника Божия просияло великой радостью, с благодатной головы его по всему телу до самых ног прошла как бы желтоватая тень, и после этого тело сделалось белое, подобно снегу. Все, видевшие это знамение благодати Божией над блаженным Павлом, умилились сердцем и прославили Бога за такую Его милость (1, стр.217-218).
В эту ночь почитаемый в Таганроге за свою подвижническую жизнь протоиерей Василий Бандаков имел видение, в котором ангелы несли на небо с радостным пением святую душу. Батюшка спросил их: «Чья это душа, восходящая к Богу с пением ангельским?» И услышал голос с небес: «Эта блаженная душа есть душа Павла Павловича». На утро отец Василий в своей проповеди пред множеством народа засвидетельствовал о виденном.
На подвижнике в полной мере исполнились евангельские слова: «аще зерно пшенично падъ на земли не uмретъ, то едино пребываетъ; аще же uмретъ, многъ плодъ сотворитъ» (Ин.12:24). Приходивших к нему блаженный учил умирать для греха и возрождаться в жизнь вечную. Подвиг его был понятен простым людям, ибо в сердце православного народа всегда была потребность живя в миру благочестиво, спасти душу, — и блаженный учил, как этого достичь.
20 лет была одержима нечистыми духами крестьянка Наталья, так что порой, не отдавая себе в том отчета, она проклинала своих детей-малюток и просила им у Бога смерти, мучимая страшными помыслами — умертвить или искалечить своего ребенка. Доктора, к которым обращалась несчастная, не оказали помощи; однажды она услышала о блаженном Павле, который сказал: хорошо будет человеку тому, кто будет ходить в келию, а после его смерти — на могилу. Наталья пришла на могилу подвижника и со слезами просила его святых молитв. Почувствовав некоторое облегчение в своей скорби, она стала часто посещать его могилу, усердно прося о выздоровлении. В скором времени брань и дурные помыслы исчезли, внутренние боли облегчились, она почувствовала себя здоровой и прославила Бога, приписывая свое исцеление заступничеству блаженного Павла.
Еще при жизни блаженного многим было открыто, какими благодатными дарами Господь отметил Своего угодника. Незадолго до кончины блаженного Павла его посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский; предание сохранило слова приветствия, которыми обменялись подвижники: «Здравствуй, столпе от земли до неба. «, — сказал отец Иоанн, а Павел Павлович отвечал: «Здравствуй и ты, солнце от запада на восток. » (2, стр.6).
От земных скорбей к небесам чистой веры приводит блаженный всех обращающихся к нему.
Рабу Божию Нину на могилу блаженного привела тяжкая болезнь. По совету близких людей она приехала, чтобы попросить выздоровления телу и успокоения душе. Когда она припала к кресту над могилой, в видении представился ей праведник, лежащий во гробе, осеняемый ангелами; она почувствовала телесное расстройство, которое длилось несколько часов. Придя в келию блаженного, Нина увидела изображение Павла Павловича во гробе, в день его погребения, и узнала в этом изображении свое видение. Это видение повторялось каждый раз, когда больная прикасалась к кресту на могиле блаженного, и являло собою знак услышанной мольбы, что не замедлило сказаться в дальнейшем. Очень скоро Нина почувствовала себя совершенно исцеленной, о чем свидетельствовали и врачи. И это утвердило ее веру в Бога и Его святого угодника (2, стр.6).
Блаженный Павел любил говорить: «Хоть я и умру, а мое место не останется пустым». И прибавлял: «Мой куст никогда не будет пуст». Деревенская девушка Мария Величкова пришла к подвижнику с вопросом, идти ли ей замуж или в монастырь — и услышала: «Ой, дивчино, и умрешь у мене. » Мария осталась в его келии на всю долгую жизнь, поминая его, прославляя Господа и подражая подвигам блаженного Павла. Подобно ей, все, кто стремился привить себя к благодатному кусту угодника Божия, ища мира и утешения своим душам, обретали их.
Слова блаженного оказались пророческими. С момента его кончины не прекращается народное почитание угодника Божия, которое за последнее время все более и более возрастает. В день памяти блаженного — 10 (23) марта великое множество верующих людей со всех концов России собирается к раке с его святыми мощами, чтобы молитвенно почтить его; никогда не пустеет часовня на старом кладбище Таганрога, где он был погребен, не гаснут лампады перед святыми иконами в его келии. По молитвам блаженного Павла Павловича верующим подаются от Господа исцеления, утешение и благодатная помощь.
Литература:
1. Жизнь и подвиги в Бозе почившаго прозорливаго старца Павла (Павловича) Таганрогскаго, (записанные после смерти старца живущей в его келии послушницей Марией Цюрютиной, на основании сказаний о нем лиц, живших с ним и знавших его). Собрал и изложил священник Иоанн Алексеев. Москва, 1911.
2. О канонизации блаженного старца Павла Таганрогского. Доклад священника Алексия Демидова на епархиальном собрании 10 марта 1998г. — Церковный вестник Ростовской епархии,.3, 1998г.
3. Православная богословская энциклопедия или богословский энциклопедический словарь. Издание под ред. Проф. А.П.Лопухина. Т.4. Пг,. 1903г.
4. История Христианской Церкви в 19 веке. В 2-х томах. Изд. А.П.Лопухина. Т. 2. Пг., 1901г.
5. Обвинительное заключение. — Таганрогский литературно-историко-архитектурный музей-заповедник. КП-9863/59, ФПИ фонд 8,.59 п. 7, лист 5.

Читать еще:  Игумен Даниил - житие и хождение, история и факты о паломничестве, дни памяти и почитание

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия «Насилию.нет»»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Читать еще:  Святой Шарбель: житие и биография монаха, мощи и дни памяти, феномен, труды и книги

Святые земли донской: «Понесли Павла на могилу, а с могилы да в собор»

О паломничестве к святому Павлу Таганрогскому, истории и православных чудесах

Когда в Ростов привозят православные реликвии и святыни, верующие из окрестных городов и весей выстраиваются в длинные очереди. О чудесах Матроны Московской или Оптинских старцев знают даже дети, а вот о нашем, донском святом, Павле Таганрогском, к сожалению, говорят мало. Мы решили восполнить этот пробел.

Свято-Никольский храм, где находятся мощи святого Павла Таганрогского. Фото Светланы Хлыстун.

Дорога с препятствиями

Готовясь к поездке в Таганрог, я читала сайты, посвященные старцу Павлу. И наткнулась на историю о том, что всем, кто собирается посетить его обитель, мешает невидимая черная сила: то лошади не едут, то дорога уводит в сторону. Прочла и забыла. Однако, как только мы минули границы Ростова, все эти истории всплыли в моей голове. Потому что у нас самих начались необъяснимые происшествия.

Вначале одного из ребят ни с того ни с сего начало тошнить (никаких вредных продуктов он не ел и уж тем более не пил ничего спиртного). По этой причине ехали мы медленно, постоянно останавливались и, конечно, опоздали на церковную службу. Уже в Таганроге навигатор, в который мы ввели три адреса, связанных с именем святого Павла, вдруг отказался работать (раньше с ним такого не случалось). А когда гаджет все-таки включился, то привел нас в совершенно другое место…

Житие Павла

Пока ехали, я читала вслух житие Павла Таганрогского. История его жизни довольно нетривиальная. Родился будущий святой в Черниговской губернии, в состоятельной семье. Родители хотели обеспечить своему сыну образование и хорошее общественное положение, юноша же стремился к богоугодной жизни. По достижении возраста двадцати пяти лет он получил от своего отца полагавшуюся ему часть наследства — земельные угодья и порядка трехсот душ крепостных крестьян. По тем временам это было достаточно завидное состояние, позволявшее проживать в столице России или даже за рубежом, ведя безбедный образ жизни. Однако Павел Павлович отпустил доставшихся ему крепостных крестьян на волю, а сам отправился по святым местам.

Пространствовав около десяти лет, он поселился в Таганроге. Павел забыл свое дворянское происхождение, жил честно и просто. Получив от Господа дар исцеления и прозорливости, направил его на вспоможение людям. Слух о подвижнике пошел далеко за пределы Таганрога, и со всех окрестностей к нему потянулись люди.

Некоторое время обитал будущий святой на Касперовке, потом — в крепости, а затем около 20 лет жил на Банном спуске у вдовы Елены Никитичны Баевой. Последние годы он провел в квартире, которая находилась в Депальдовском переулке — у Ефима Смирнова: там жил до самой старости, там и скончался.

Канонизация и чудеса

Павла не стало 23 марта 1879 года. А спустя 120 лет, 20 июня 1999 года, в Таганроге состоялась канонизация блаженного Павла Таганрогского и перенесение его чудотворных мощей из небольшой часовни в Свято-Никольский храм. Тем жарким июньским днем свершилось предсмертное предсказание старца о перенесении мощей: «Понесли Павла на могилу, а с могилы да в собор». Торжества сопровождались чудесами. Во время чтения жития Павла перед глазами многочисленных паломников предстала необычная картина: вокруг солнца, стоявшего в зените над Свято-Никольским храмом, среди совершенно ясного неба неожиданно появился большой радужный круг. Чудесное явление продолжалось около часа. Позднее в небе над храмом образовался крест из облаков. Обычно жесткая и невкусная таганрогская вода, которую предлагали входящим в храм, сделалась вдруг удивительно сладкой.

Читать еще:  Арсений Каппадокийский - житие и биография, труды, дни памяти и почитание, мощи

Сохранилось много свидетельств о православных чудесах, связанных с именем Павла Таганрогского. Многие из них имеют вековую историю, но есть и вполне свежие. Ими делятся в интернете, записывают в специальные книги, которые хранятся в храмах. Часовня донского святого

Со всеми этими происшествиями приехали в Таганрог мы ближе к обеду. У старого кладбища, где находятся храм Всех Святых и часовня Павла Таганрогского, обычно негде припарковаться — поклониться могиле донского святого едут люди со всей России. Но 13 сентября, в день выборов, у входа было немноголюдно.

Аккуратная дорожка привела нас на подворье храма Всех Святых. У этой церкви тоже особенная слава: здесь часто мироточат иконы, известны и случаи чудесного свечения образов Богородицы и святого мученика Пантелеимона.

Чуть поодаль — часовня Павла Таганрогского. До 1912 года на могиле святого стояла деревянная часовня. В 1914 году была освящена новая, отделанная белым мрамором изнутри, увенчанная пятью куполами, подобно храму Христа Спасителя в Москве, с богатым внутренним убранством и росписью. Но спустя одиннадцать лет часовня на могиле старца Павла «как очаг мракобесия» была разрушена. И заново выстроена только в 1995 году.

У входа в часовню стоял стол, за которым торговала свечами и иконами приятная пожилая женщина. В центре храма — три могилы. В первой размещена чаша со святой землей. Когда-то здесь был похоронен Павел Таганрогский. Рядом покоятся его сподвижники.

Я поздоровалась со служительницей и спросила, как правильно себя вести: что делать с землей, которую набирают паломники, как правильно обратиться с просьбой к святому?

— Та як правильно? Як сердце кажеть. Помолысь, попроси, шо душа требуе, — ответила на суржике она. — Земельки набэри с собою. Вона допоможить.

В зал вошли женщина, мужчина и ребенок. Взрослые встали на колени перед могилой старца. Приникли головами к надгробию, руки опустили в чашу с землей. Замерли. Мальчишка тихо стоял рядом.

— А говорят, у вас еще книга есть, в которую записывают истории чудесного исцеления, — шепотом продолжила я.

— Е. Та цих историй так богато, шо все и не запишешь, — перешла на шепот моя собеседница. — Ось недавно отец девочки прыходив. Она в реанимации лежала, думали — усе. Не жилица. Он молився, плакав, просив за нее у Павла. И шо? На другий день вона сама домой пошла! И у меня був случай такий.

Женщина заговорила так быстро, что я разобрала только суть: речь шла о чудесном выздоровлении, которое удивило даже врачей.

— К нам недавно кандидат приезжала из Америки, человек науки! — продолжила она. И, заметив мои приподнятые брови, опять затараторила. — Да-да! Скики там лечили, скики мучились! А нихто не помиг! А як помолилась Павлу — прийшла подмога!

— А можно тетрадь с исцелениями посмотреть?

— А хиба ж нельзя? Можно, — она выдвинула ящик стола и достала оттуда общую ученическую тетрадь.

Я взяла ее и присела на скамейку. Заполнено было около половины листов. Почерки разные: спешащие и основательные, неряшливые и аккуратные. Но все истории заканчивались благодарностью за свершившееся чудо.

Мальчик восьми лет вдруг перестал разговаривать, что только родители ни делали, куда ни возили. Но помог святой Павел. Девушка перестала есть — не могла проглотить пищу. И опять только старец из Таганрога вернул ее к жизни. Была в этой тетради и история о давнем раздоре между двумя подругами, которых воссоединил наш святой. Одна из последних: исповедь женщины из Донбасса. Много лет она ездит в часовню к Павлу Таганрогскому. В одну из последних поездок попала под обстрел. Машину, в которой находилась паломница, спасло чудо.

О старце Данииле и младенце Борисе

…Я вернула тетрадь и подошла к могиле. Когда готовилась к поездке, думала: о чем буду просить? Перебрала много, но у надгробия святого Павла все подготовленное куда-то испарилось. И в голове моей звучало только одно прошение — о здоровье близких.

Выходила я из часовни с миром в душе. Откуда он пришел, объяснить сложно, но и рабочие неприятности, и семейные сложности будто исчезли из моей жизни. Внутри было тепло и покойно. То же умиротворение читалось и на лицах других паломников.

У развилки двух кладбищенских дорог я вдруг заметила табличку: «Фамильный участок Заков. Зак Вениамин Владимирович (1872—1938) — хирург. Основатель и владелец первой в городе хирургической лечебницы (ныне больница № 3). Герой труда (1934). Член городского Совета, ответственный за строительство 5-й горбольницы. Главный хирург города. Репрессирован в 1938 г. Умер в ростовской тюрьме…»

— Это наш известный врач, — вдруг услышала я. Рядом стояли две женщины. Голос принадлежал той, что постарше. — Он был гениальным хирургом. Но когда видел, что не может помочь пациенту, отправлял его на могилу святого Павла. У нас ведь не один старец был. Чуть дальше, — она указала рукой вглубь кладбища, — стоит белый крест. Там похоронен старец Даниил. О нем мало что известно. Но говорят, он был другом Павла Таганрогского. И до сих пор люди идут к Даниилу молиться о заступничестве.

— Спасибо, что рассказали. Об этом старце я ничего не знаю…

— А чуть ближе — могила младенца Бориса. Она как башенка. Не пропустите. Ему молятся о здоровье детей. Говорят, что он был очень необычным ребенком. В детском теле жила душа взрослого богоугодного человека…

… Мы нашли и белый крест, и могилу младенца. Она была, действительно, непривычной, и, видимо, народная тропа сюда не зарастала: на памятнике лежали конфеты и была видна копоть от лампад и свечей. Уже дома я поискала более подробную информацию о Борисе в интернете. Нашла только это: младенец Борис Парфацкий. Родился в 1800 году, скончался 20 июня 1805 года. По легенде, малыш был крайне набожным и знал наизусть невероятное количество религиозных текстов.

Триста лет тому назад

Келья святого Павла Таганрогского — это маленький домик в переулке Тургеневском, 82. Старец жил здесь долгое время. И все тут осталось так же, как при подвижнике: иконы, лампады, простые предметы мебели. В дальней комнате — лавочка. Здесь молился Павел, и здесь же садятся с самыми сокровенными мыслями паломники. В одной из комнат под иконами стояла длинная деревянная скамья.

— Здесь лежал святой Павел, — подсказала мне шепотом одна из прихожанок. — Вы тоже можете прилечь и помолиться…

К Свято-Никольскому храму, где сегодня находится рака с мощами блаженного Павла Таганрогского, мы добрались уже ближе к вечеру. На стене я заметила табличку: «Церковь построена на месте расположения палатки Петра I (1696 г.) в честь победы российского флота над турецким в войне 1768—1774 гг. Усилиями городских властей, при активной деятельности протоиерея Александра Клюнкова храм восстановлен в январе 1995 года».

Заходили в храм мы уже немного другими. Кто-то подолгу стоял у большой иконы старца, кто-то замер у раки с мощами. За стенами Свято-Никольского храма проезжали машины, стучали каблуками девушки и смеялись дети, но здесь всего этого было не слышно. Из-под купола церкви на прихожан спускалась звенящая тишина. Казалось, выйдешь за порог церкви и увидишь бескрайнюю донскую степь. Ничего лишнего. Ни в душе, ни в природе.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector