0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Митрополит Михаил Киевский

Церковное предание называет первым митрополитом Киевской Руси святого Михаила. Он руководил Церковью при князе Владимире, который и крестил Русь. Однако древние русские летописи называют первым главой в Киеве греческого христианина Леона (Новгородский летописец и вовсе начинается с митрополита Феопемпта). Поэтому мнения богословов и историков расходятся, одни почитают Михаила, другие Леона, поскольку единой подтвержденной исторической гипотезы не существует.

Святитель впервые встречается в летописи Никона и «Степенной книге». Впервые подтвердил этот факт в 1839 году студент духовной академии иеромонах Евсевий (Ильинский) в своей научной работе. Эта работа была принята и стала главным основанием для почитания святого как главы Киевской Церкви. Другая гипотеза говорит о святителе Михаиле как о присланном апостоле, работа которого заключалась в насаждении православной веры на территории Руси.

Митрополит Платон (Левшин) утверждал, что первым апостолом в Киеве был Михаил, а после его труда и обращения многих в православие, прибыл в столицу и почтенный Леонтий, ставший духовным наставником для всех обращенных. Последний взял на себя и административное управление новообразованной церковью. Это мнение разделяет и историк Евгений Голубинский.

На заметку! Полностью отрицают Михаила как Киевского митрополита все русские ученые временен митрополита Евгения (Зернова), включая историографов и светских публицистов.

Польский историк А. Поппэ считает, что первой главой Киевской церкви стал Леонтий, а имя возникло в результате ошибочного трактования Повести временных лет. Дело в том, что там написано наставление о вере, которое получил князь Владимир. Оно является сокращенным переводом символа веры, которое было написано Михаилом Синкеллом. Историки посчитали это личным наставлением и возвели его в сан главы Киевской церкви.

Несмотря на многочисленность исторических гипотез, сегодня РПЦ считает святителя Михаила первым митрополитом Киева, после крещения Руси и почитает его соответственно.

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ ОТ РАЗНЫХ АВТОРОВ

В разделе предлагается подборка самых известных жизнеописаний и житий святителя Димитрия Ростовского, написанных в разное время и разными авторами.

При этом необходимо иметь в виду, что жизнеописание — это развернутое повествование о жизни святого, написанное с привлечением исторических и бытовых подробностей, а житие — это текст, написанный в соответствии в каноном этого жанра и описывающий жизнь святого в его идеальных устремлениях.

Открывают раздел жизнеописания святителя, написанные во второй половине XX — начале XXI века и более всего адаптированные для современного восприятия. Далее идут жития, долгое время бывшие популярными текстами, из которых можно было в доступной форме узнать о св. Димитрии. Написанные в середине XIX столетия, эти они до сих пор издаются и активно читаются, будучи источником достаточно подробных сведений о жизни Ростовского святителя.

Читать еще:  Павел Таганрогский - житие и биография святого, мощи и могила, чудеса и почитание, дни памяти, труды

Эксклюзивом раздела является рукописное житие св. Димитрия, написанное искренним его почитателем Дмитрием Приклонским, названным в честь святого. Житие ранее никогда не датировалось и не издавалось, оно до сих пор отстается в рукописи. Выявлено, что оно написано в середине XIX века и содержит подробности, которые отсутствуют у авторов печатных житий св. Димитрия. Без сомнения, его будет интересно прочитать всем тем, кто также является почитателем святителя Димитрия Ростовского.

Далее идут тексты, написанные в начале XX столетия. Они достаточно похожи друг на друга, но все же и в них можно найти интересные подробности, отсутствующие в предыдущих изданиях.

Последним мы поместили синодальное житие святителя Димитрия. Это самое первое житие, которое было издано в его первом полном собрании творений в конце XVIII века. С тех пор этот текст неизменно открывал все подобные издания. Поскольку полное собрание сочинений св. Димитрия не издавалось уже более 100 лет, то и житие, традиционно издававшееся вместе с ним, мало известно современным читателям. На нашем сайте можно его прочитать.

Завершают раздел статьи известной исследовательницы жизни и творчества св. Димитрия Марины Анатольевны Федотовой, из которых можно узнать, как развивалась история создания текста жития Ростовского святителя и кто был тот первый человек, кто его написал. Также большой интерес представляют приводимые ею прижизненные чудеса ростовского митрополита, сведения о которых не попали в печатные издания, но остались только в рукописной традиции.

Выражаем признательность директору издательства «Аксион эстин» иерею Алексею Егорову за предоставленную возможность размещения оцифрованных изданий житий св. Димитрия Ростовского, выпущенных данным издательством на электронном носителе «Святитель Димитрий Ростовский (1651 — 1709). Серия «Святоотеческое наследие. Вып. 2» (Санкт-Петербург, 2009).

У вас мало времени, но вам бы хотелось узнать, кто такой св. Димитрий Ростовский, тогда вам нужно выбрать из этих текстов:

Тем, у кого достаточно времени, предлагаем прочитать житие св. Димитрия, никогда не издававшееся и сохранившееся только в рукописи середины XIX века :

В это же время были написаны и изданы жития св. Димитрия, написанные популярными духовными писателями :

В начале XX века было издано особенно много жизнеописаний св. Димитрия, что было связано с юбилеями 200-летия пришествия его в Ростов (1902 г.), а затем и кончины (1909 г.) :

Для тех, кто не осилил дореволюционную орфографию:

С чего все начиналось

Самое первое изданное житие св. Димитрия Ростовского, так называемое синодальное. Впервые было напечатано в 1786 году при пятитомном собрании его сочинений. С тех пор весь синодальный период так и издавалось – в 1-ом томе собрания творений св. Димитрия. В наше время не переиздано.

Читать еще:  Житие преподобной Елены Дивеевской - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святой

История вопроса

О том, как создавался текст жития св. Димитрия, на чем он был основан, можно прочитать здесь:

Эта же статья, но дополненная сведениями о почитании и прижизненных чудесах св. Димитрия (с иллюстрациями) :

Труды святого подвижника и его духовные дарования

Святитель строго постился и непрестанно молился. На Страстной седмице он лишь однажды вкушал пищу в Великий четверг.

Святитель обладал даром слова. Он составлял наставления и читал проповеди так, как разговаривает любящий отец со своим ребенком. Длинный перечень трудов святого насчитывает массу поучений, рассуждений и наставлений, трактатов, назидательных сочинений. Он составил великий труд Житие святых в 12 книгах по месяцам года («Четьи-Минеи»), Псалтирь Божией Матери.

Святитель составил Пяточисленные молитвы, которые получил по милости Божией, когда стал свидетелем беседы самого Господа Иисуса Христа со своей Пречистой Матерью.

Три вселенских святителя

Великими просветителями и «учителями вселенной» считаются святители Василий, Григорий, Иоанн. Первого зовут Великим, второго Богословом, а третьего Златоустом, за его «златые уста». Они жили в 4-ом и 5-ом веках. После их смерти среди почитателей возникли споры о том, кто из них имеет большее достоинство.

Народ долгое время не мог определиться, кому воздать первенство. Возникли три группы почитателей, каждая из которых превозносила своего святого. Конец вражде был положен после того, как. Святители сами явились во сне одному благочестивому старцу и объяснили, что нет среди них ни первого, ни последнего. С тех пор в православной церкви стали отмечать их совместное празднование 12 февраля.

Василий Великий (330-379)

Был родом из Каппадокии. Его родители Василий и Эмилия, были знатными и образованными. Они дали сыну самое лучшее образование. Доброе христианское влияние на него оказала его бабка Макрина.

Святой известен всему миру своими книгами. Самая популярная из них «Беседы на Шестоднев» рассказывает о творении всего мироздания. Все его труды отличаются глубиной мысли, а так же высотой духа. Василий был архиепископом города Кесарии Каппадокийской.

Григорий Богослов так отзывается о творениях Василия Великого:

Память его чтится в церкви 14 января.

Григорий Богослов (329-389)

Его родители Григорий и Нонна были почтенными людьми. Отец был из неверующей семьи, а мать – благочестивая христианка. Она выпросила у Бога сына, дав обещание посвятить его на служение церкви. Она же привела к Христу и своего мужа, который стал впоследствии епископом Назианзским и заставил сына принять священство.

Читать еще:  Житие великомученика Трифона – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Дарованный Богом мальчик отличался от сверстников целомудрием, стремлением к иночеству. Во время учебы в Афинском университете Григорий сблизился с Василием Великим, после они жили долгое время в одном монастыре. Всю жизнь Григорий отдал на борьбу за чистоту христианской веры. Написал множество сочинений, дожил до преклонных лет и, оставив по болезни святительскую кафедру, куда он был назначен вопреки своей воле, вскоре предал душу Богу.

Иоанн Златоуст (349-407)

Известен составлением чина литургии, названного его именем. Его родителей звали Секунд и Анфуса. Они были благочестивыми и благородными. Отец, служивший на почетной воинской должности, умер рано. Воспитанием будущего святителя занималась мать, которая, оставшись вдовой в молодом возрасте, не стала выходить замуж повторно, а полностью отдала себя воспитанию сына. Она утвердила его в христианской вере, отдала на обучение философии и другим наукам. Иоанн учился в Афинах, где превзошел всех студентов, а так же многих известных философов своим умом и красноречием.

Завершив учебу, Иоанн хотел сразу уйти от мира, но послушал мать и прослужил церковным чтецом три года, пока она не умерла. После похорон, раздав все имущество, Иоанн ушел в монастырь, где написал первые сочинения. Там же он совершал многочисленные чудеса исцелений, и даже спас окрестные селения от свирепого льва.

Позже св. Иоанн был поставлен в священники. Он начал проповедовать так, что все жители Антиохии бросали свои дела и с радостью шли, чтобы слушать его. Одна женщина назвала его Златоустым, это меткое прозвище осталось с ним навсегда. В тоже время Иоанн продолжал исцелять больных, приводить к истинной вере множество еретиков и язычников.

Когда умер Константинопольский патриарх Григорий, Иоанна избрали на его место. Здесь святой Иоанн много потрудился для церкви, в частности очистил город от еретиков, впервые установив Крестные ходы. Им было написано множество сочинений, составлен чин Божественной Литургии, по которому служат в церкви по сей день.

Своим обличительным словом Иоанн Златоуст нажил множество врагов. После долгих интриг и ложных обвинений им удалось изгнать святого. В бесчестии и тяжких страданиях он достиг места своей ссылки в Малой Армении, но и там его слово произвело благотворное действие на местное население. Тогда смиренного страдальца с издевательствами и мучениями повезли в более удаленное и пустынное место. По пути туда святитель скончался. Память его 26 (13) ноября.

Святительское звание, как видим, заслуживается самоотверженным несением тяжелого Креста. Всецелая преданность Богу, острый ум, забота о простых людях — вот основные условия для достойного прохождения этого призвания.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector