0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святая мученица Марина Антиохийская

Святая Марина родилась в Писидии, в городе Антиохия предположительно в 292 году. Писидия — область в Малой Азии, которая входила в состав Римской Империи. Это было время правления императора Диоклетиана, когда христиане вынуждены были скрываться от гонений.

Отец Святой Марины Эдессий был языческим жрецом. Мать умерла очень рано, и отец нанял для дочки деревенскую кормилицу. Святая Марина жила вместе с ней в селе недалеко от Антиохии. Кормилица тайно исповедовала христианство. От нее и от других верующих девочка узнала о христианстве и об искупительной жертве Иисуса Христа. Святая Марина решила посвятить свою жизнь Господу и в возрасте двенадцати лет приняла святое Крещение.

Отец, узнав об этом, отрекся от нее и лишил наследства.

Святая Марина росла доброй, умной и красивой. Ей было 15 лет, когда ее заметил епарх (правитель) той области Олибрий. Он проезжал мимо того места, где Марина вместе с другими женщинами деревни пасла овец. Епарх был очарован красотой девушки и предложил ей стать его женой. Марина честно ответила, что исповедует христианство. Ее самым большим желанием было стать мученицей во имя любви ко Христу.

Олибрий приказал схватить Марину и привезти в Антиохию. Там он снова пытался принудить девушку отречься от Христа и хотел склонить ее к браку. Свята Марина оставалась непреклонной.

Тогда епарх подверг ее страшным мучениям. Марину начали избивать железными прутьями. Люди, присутствовавшие при пытке умоляли ее пожалеть и уступить требованиям правителя. Святая Марина в ответ лишь просила не искушать ее.

После жестокой пытки епарх приказал бросить мученицу в темницу, где ей явился сатана в обличии дракона. Он стал пугать Марину, но она сотворила крест, и дракон исчез. Сверху на Святую пролился Божий свет, и она увидела огромный крест, на котором сидела белая голубка. Голубка опустилась рядом с Мариной, пообещав ей спасение и Царство Божие.

На следующий день мучения Марины продолжились. Олибрий приказал раздеть девушку и жечь факелами. Затем ее опустили в чан с водой вниз головой. И вновь над этим чаном поднялся Крест, который видели многие свидетели пыток. Там же пролетала голубка с ветвью в клюве. Многие из присутствовавших приняли христианство. Олибрий пришел в ярость и потребовал казнить их вместе со Святой Мариной.

На месте казни Святая стала молиться за людей, пожелавших обратиться в истинную веру. Они готовились принять мученический конец вместе с ней.

Палач по имени Малх отказался совершать казнь, так как тоже был христианином. Но Святая Марина велела ему исполнить Волю Божью. Казнь свершилась и душа Святой вознеслась в Царствие Небесное. В тот день вместе с ней казнили 15 000 человек. Христианин Феотим тайно похоронил Святую Марину. Он же написал ее житие. Мощи Святой хранились в Константинополе в церкви Христа Всевидящего до взятия города крестоносцами в 1204 году. Западная Церковь чтить Святую под именем Маргарита.

Читать еще:  Павел Флоренский - житие и биография священника, книги и цитаты, труды и письма

Иконы Святой Марины

Существует три варианта православных икон Святой Марины:

  1. Поясные
  2. В полный рост
  3. С демоном

Почитание и мощи святой

Основоположником почитания Марины Антиохийской является Феотим. Он присутствовал при мучениях и казни девушки, после которых забрал её тело и спрятал в доме праведной горожанки — жены местного чиновника.

Затем для мощей построили специальную каменную усыпальницу, где регулярно проходили литургии. По молитве у мощей мученицы происходили многочисленные чудеса, что послужило основанием для её прославления в лике великомученицы.

Восточнохристианская традиция

Почитание святой Марины в восточной христианской традиции установилось с IV в. В VIII в. византийская императрица Мария перенесла святые мощи в Константинополь. Здесь они хранились до разорения города крестоносцами. Дальнейшее развитие почитания Марины в восточном христианстве связано с поместными церквями, территория которых располагается близко к её родине.

Частицы мощей великомученицы располагаются в православных обителях Греции, Болгарии и Египта. Особым почитанием пользуется Марина Антиохийская у афонских монахов. Частицы её мощей находятся в следующих обителях, расположенных на святой горе:

  • Ксенофонт;
  • Хиландар;
  • Эсфигмен;
  • Иверская обитель;
  • Пантелеимонов монастырь.

Русская Православная Церковь также почитает мученицу. Частицы её мощей находятся в Троице-Сергиевой лавре и церкви Воскресения Христова в московском районе Сокольники.

Интересно: до начала XXI в. всех девочек, нареченных при рождении именем Маргарита, в Православной Церкви крестили именем Марина. В 2000 г. к лику святых была причислена инокиня Маргарита Закачурина, память которой празднуется 15 декабря.

Католическая церковь

В католической церкви почитание святой Марины утвердилось в X в. До этого времени её житие считалось апокрифическими сочинениями и не признавалось римским епископом. Это мнение было официально закреплено указом папы Геласия I в конце V в.

Со времени возрождения почитания святая Марина в латинских источниках упоминается под именем Маргарита. Это имя взято из первого жития, составленного Феотимом. Он говорит, что дева была прекрасна подобно жемчужине, что по-гречески произносится как «Маргарита».

В 908 г. часть мощей святой Маргариты, хранящаяся в Антиохия, была перенесена в монастырь Монте-Фиасконе, расположенный в итальянской провинции Тоскана. После падения Константинополя крестоносцы вывезли мощи великомученицы в Европу. В XVII в. эта часть честных останков хранилась в венецианской церкви, посвящённой антиохийской святой.

По католической традиции считается, что святая Маргарита Антиохийская являлась Орлеанской Деве — Жанне Д’Арк, призывая её встать на защиту родины.

В темнице к Марине явился Ангел, который исцелил все ее раны

К ночи Марину бросили в темницу. Там к ней явился Ангел, которые исцелил все ее раны. Следующий же день принес Марине такие же тяжелые и страшные испытания. Ее жгли огнем, но набожная Марина все время молилась Богу, чтобы тот помог ей пройти эти испытания верой.

Также она просила Господа, чтобы Он послал ей принять Крещение через воду. Правитель, узнав об этом, приказал утопить Марину в глубоком чане. Но и этой казне не суждено было сбыться. Когда святую опустили в воду, то с неба появился свет и оттуда появился белоснежный голубь с венцом на клюве. Тут же все пруты отпали с тела святой, и она вышла из воды целой и невредимой.

Правитель приказал утопить Марину в глубоком чане. Когда святую опустили в воду, то с неба появился свет и оттуда появился белоснежный голубь с венцом на клюве. Тут же все пруты отпали с тела святой, и она вышла из воды целой и невредимой

Читать еще:  Житие святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским – жизнеописание, чудеса, мощи святых

Тот, кто присутствовал на этой казне, были поражены. Многие тогда из тех людей стали прославлять Бога. Тогда же Олимврий приказал убивать всех, кто захочет принять веру в Христа. Тогда было уничтожено около 15 тысяч истинных христиан.

В тот день была и обезглавлена Великомученица Марина Антиохийская. На месте казни присутствовал Феотим, он проник тайно к телу святой и захоронил его. Так и закончилась земная жизнь невесты Христовой.

На данной иконе мы видим, как голубь несет в своем клюве венец, а святая Марина протягивает к нему свою руку. В другой руке своей, как и на множестве других икон, она держит крест

Содержание

Согласно «Золотой легенде» и другим текстам, Маргарита (в правосл. традиции Марина) родилась в Антиохии (в Писидии, Малая Азия — не путать с Антиохией на Оронте (Сирия)) и была дочерью языческого жреца Эдессия. Выгнанная отцом из-за принадлежности к христианству, дева поселилась в полях вместе со своей кормилицей и её стадами. Олимврий, римский епарх (префект), увидал Маргариту-пастушку и предложил ей брак, при условии, что она отречётся от Христа. Отказ Маргариты привел к тому, что её жестоко пытали и, после череды чудес, в 304 году она была убита. Одно из этих чудес: Маргариту бросили в пасть сатаны в образе дракона, но так как в руках у неё был крест, в желудке у дракона возникло беспокойство, и он изверг её целой и невредимой.

В православной традиции это чудо изложено чуть по-другому:

Змей ужасно свистел и зияя огромной и жадной пастью, испускал нестерпимый смрад; потом раскрыл свою мерзкую пасть, напал на святую и схватил ее голову, стараясь проглотить. Казалось, мученица проглочена змеем, как некогда пророк Иона китом. Однако, она не отчаялась и не усомнилась, но, вперивши весь свой ум в Бога, осенила себя крестным знамением и тотчас увидела, что утроба змея расселась, а она сама избавилась от него и была цела и невредима; и в то же время погибло всё то бесовское страшное привидение: земля разверзлась, поглотила змея, всех змей с ним и бросила их в ад; святую же мученицу осиял небесный свет. [1]

После этого, согласно житию, записанному, как считается, свидетелем её последних дней Феотимом, укрощённый Вельзевул вступил с ней в беседу и признался в некоторых грехах. [2]

Учеными предпринимались попытки, не очень успешные, доказать, что группа легенд, связанная со святой Маргаритой, является результатом развития сказаний о языческой богине Афродите.

Имя в православии

Восточная церковь знает Маргариту Антиохийскую под именем святой Марины, и отмечает день её памяти 17 июля (по юлианскому календарю). До прославления в 2000 году собором РПЦ двух православных святых Маргарит, всех Маргарит крестили Маринами.

Святая Марина пользуется особой любовью в Греции, где в её честь воздвигнуто большое количество храмов.

Функции

Уже с IV столетия святая Марина почиталась как избавительница от напастей и бед, от неправедного суда и беззаконного приговора. Но особая область, где ее предстательство имеет необычайную силу, — защита от духов злобы, от нападений вражиих, от клеветы и наветов. В Проскинитарии (описание святых мест) 1701 года говорится, что от мощей великомученицы Марины исцеляются бесноватые и душевнобольные. Кроме того, святая Марина подает исцеление больным, утешение скорбящим, исправление и прощение живущим во грехах, спасает от голода, сохраняя посевы от разгула стихий: от града, ураганов, засухи, от нападений саранчи, гусениц и других насекомых, уничтожающих урожай.

В VIII в. императрица Мария перенесла часть мощей святой в Константинополь. Они хранились в монастыре Пантепопта (Всевидца Христа) до взятия города в 1204 году крестоносцами. Другую часть мощей святой перенесли в 908 году из Антиохии в Тоскану и поместили в Монте-Фиасконе.

Читать еще:  Арсений Великий - житие и биография, труды, дни памяти и почитание, мощи

В 1213 году некий Иоанн де Бореа взял в одном из монастырей Константинополя серебряный ларец с кистью руки святой. Эти мощи спасли его от бури по пути в Венецию. Позже их поместили в венецианском храме святого Либерала, после чего саму церковь переименовали в честь святой Марины. До XVII века они оставались там. В XIX веке эту святыню перенесли в храм святого Фомы в том же городе.

Частицы её мощей в большом количестве находятся на Афоне. Часть руки святой находится в Ксенофонте, левая рука с кистью — в Иверском монастыре, в монастыре Филофея — нога, в русском Пантелеимоновом монастыре — одно из ребер; крупные части мощей её есть в Хиландаре и Эсфигмене.

В Зугдиди (Грузия) хранится часть руки. Частицы мощей великомученицы есть и в России: в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в московском храме Воскресения Христова (Сокольники) в ларце, принесённом со Святой Горы в 1863 году старцем иеромонахом Арсением.

Тропарь и кондак великомученице Марине Антиохийской

Тропарь, глас 4

А́гница Твоя́, Иису́се, Мари́на/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́,/ и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую,/ и сраспина́юся, и спогреба́юся креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди,/ я́ко да ца́рствую в Тебе́,/ и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю,/ но я́ко же́ртву непоро́чную приими́ мя, с любо́вию поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами,// я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод:

Агница Твоя, Иисусе, Марина взывает громогласно: «Тебя, Жених мой, люблю, и, Тебя ища, страдаю, и распинаюсь и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении, и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе, и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою; но, прими меня как жертву непорочную, с любовью принесенную Тебе!» По ходатайствам ее, как Милостивый, спаси души наши.

Кондак, глас 3

Де́вства добро́тами преиспещре́нна, де́во,/ нетле́нными венцы́ венча́лася еси́, Мари́но,/ кровьми́ же му́ченичества обагре́на,/ чудесы́ просвети́вшися исцеле́ний,// благоче́стно, му́ченице, прия́ла еси́ по́честь побе́ды твоего́ страда́ния.

Перевод:

Совершенством целомудрия украшена, дева, нетленным венцом ты увенчалась, Марина, мученической кровью же обагрена, просветившись чудесами исцелений, благочестиво, мученица, приняла ты почести победы твоего мученичества.

Ин кондак, глас 3

Мари́на днесь вра́жию главу́ сокруша́ет,/ побе́ды вене́ц с Небесе́ прие́мши./ Его́же бо проро́цы удержа́ти не возмого́ша,/ того́ она́, связа́вши, уязви́.// Сего́ ра́ди показа́ся му́чеником украше́ние, вку́пе же и похвала́.

Перевод:

Марина сегодня главу врага сокрушает (Быт.3:15), получив венец победы с Небес. Того, кого и пророки остановить не могли, она, связав, поразила. Потому стала украшением мучеников, вместе с тем и их славой.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector