0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Жизнеописание и духовное наследие преподобного Исаака Сирина

Жизнеописание и духовное наследие преподобного Исаака Сирина

О святом Исааке Сирине сохранилось очень мало информации, из-за чего его долгое время принимали за Исаака Антиохийского. На самом деле это два разных человека.

Молодой монах

Точные данные о месте и дате рождения великого подвижника отсутствуют. Также неизвестен год его отхода к Господу. Предположительно он жил в VI-VII веках в Сирии и Ассирии.

Он прибыл в монастырь Мар-Матфей из Ниневии или Беф-Катарайи и принял постриг вместе с братом. Оба они выделялись духовными дарованиями среди братии монастыря. Брата преподобного Исаака избрали настоятелем, а сам он выбрал путь отшельничества. Святой отец всячески старался избежать известности и славы человеческой и не покидал пустыню несмотря на просьбы брата о возвращении.

Епископ и его паства

Жители города Ниневии узнали о подвижнике и его великих духовных дарованиях от Господа. Они усердно просили отца быть их архипастырем. Святой Исаак, считая послушание одной из важнейших и главнейших добродетелей, смиренно согласился. Его рукоположение осуществилось патриархом Георгием. Так преподобный стал епископом Ниневийским.

Став на архиерейский престол, подвижник проявлял всяческую заботу о вверенной ему пастве. Святого отца не интересовала слава и почести, ему важно было спасение людей. Но меньше чем за шесть месяцев епископ убедился, что жители Ниневии ведут образ жизни, идущий вразрез со Святым Евангелием, и не хотят менять привычный устой.

Так, один человек был должен крупную сумму, но не имел возможности вернуть долг. Он просил заимодавца об отсрочке и обратился со своей проблемой к епископу Исааку. Преподобный старался вложить в сердце заимодавца зерна Святого Писания, наставлял его в христианском отношении к ближним. Он указывал на слова из Евангелия, говорящие о прощении всего долга тому человеку, который не имеет чем заплатить и находится в трудном положении. Но богатый заимодавец прямо заявил, что жить по Евангелию неудобно и невыгодно, кроме того, есть более важные и интересные вещи.

Ряд подобных ситуаций убедили епископа, что ниневитяне не хотят исправляться и изменить их ему не под силу. По словам историков, к этому добавлялось то, что в городе было много еретиков – монофизитов. Подвижник радел о чистоте Православия, не был приверженцем пустых споров и бессмысленных разговоров о догматике. В итоге он снова вернулся к отшельнической жизни.

Последние годы

Подвиг отшельничества преподобный нес до самой смерти. Подробности о жизни подвижника неизвестны. Сохранились свидетельства его учеников, которые рассказывали, что преподобный любил читать Святое Писание, и от этих его трудов и многого плача отец Исаак лишился зрения. Поэтому послушники даже называли его «второй Дидим», имея в виду Дидима Слепца – великого богослова IV в.

Труды подвижника последних лет его земной жизни были записаны под диктовку его учениками. Предположительно земные труды преподобный завершил в VII в.

Краткая история жития святителя

О подробностях бытия этого святителя известно немного, различные биографические данные о его деятельности расходятся в деталях. До XVIII столетия преподобного Исаака Ниневийского часто отождествляли с другими историческими личностями. Великого христианского богослова путали то с тезкой, занимавшимся полемикой в V в, то с человеком, который спасался от преследования в Италии.

Житейские факты о преподобном аскете Исааке, претендующие на достоверность, стали известны обществу с обнаружением его биографии на арабском языке. Однако автор жизнеописания использовал в своем труде краткую информацию и не давал точных подробностей о рождении и бытии Сирина.

Несмотря на скупость фактов, источник стал для христианского мира тем экземпляром, который позволил более подробно идентифицировать личность преподобного аскета.

  • Исаак родился в VI столетии в прославленном городе Ниневии, столице Ассирийского царства (современный Ирак). Еще в юношеские годы он вместе со своим братом поселился в древнейшей обители Мар-Маттая, расположенной на пике горы Альфаф. Новоприбывшие насельники выделялись способностью к обучению и силою справляться с аскетическими упражнениями для тела и духа. Брата Сирина вскоре удостоили сана настоятеля монастыря, а Исаак решил уединится в отшельническую пещеру, чтобы придаваться молитвенной исповеди и безмолвию.
  • Святитель Сирин не сомневался в истинности своего выбора, несмотря на то, что его родственник присылал к нему письма, где просил того вернутся в обитель. Исаак отвечал: путь аскетизма правилен, так как позволяет без помех сконцентрироваться на мыслях о Боге, а также помогает избавиться от излишнего колебания блуждающего ума.
  • Спустя время о великом отшельническом подвиге узнали даже люди с окраин Ассирийского государства. Уважаемые святители просили Исаака Сирина принять на себя должность епископа Ниневии. Преподобный аскет не стал противиться воле народа и священства, он положился на провидение и принял сан архиерея. Ритуал рукоположения проводил патриарх Георг.

Творческое наследие

Не все тексты Святого Исаака сохранились. Он был очень плодовитым писателем. По утверждению Эбед-Иезу (литератор, XIV век), томов было написано 7, в наше время в научном обороте 3 тома. Писания преподобного Исаака были адресованы простым мирянам, пустынникам, монахам, всем верующим во Христа людям. Все тексты были на сирийском языке. В VIII-IX веках их перевели на греческий монахи Лавры Святого Саввы. Переводы на другие языки были сделаны позднее.

ЯзыкВек
ГрузинскийX
СлавянскийДо XIV
ЛатинскийXV

С латинского языка труды Исаака Сирина в XV-XVI веках были переведены на французский, испанский, португальский, итальянский.

Нравственно-аскетические труды

На творениях преподобного Исаака церковные люди учились и учатся достигать религиозно-нравственного совершенства. Цитаты из его произведений использовали в своих трудах святые отцы.

Воспламенение ума в духовной пустыне

В книгу «Воспламенение ума в духовной пустыне» включили перевод первого Слова из первого тома, всего их 82. Помимо Слова, в книге представлены:

  • сирийский текст;
  • канонический славянский текст 1-го трактата;
  • предисловие;
  • библиография;
  • научный аппарат (словарь терминов, указатели, карты);
  • вспомогательные материалы и комментарии.
Читать еще:  Паисий Величковский - житие и биография старца, труды, письма и послания, почитание и дни памяти

Путь в жизнь вечную

В текстах великий подвижник объясняет тонкости духовной жизни, повествует об опасностях, которые подстерегают христианина на пути к совершенству, учит преодолевать их, описывает радость избавления от страстей. Сочинения святого представлены главами:

  1. О терпении.
  2. О молитве.
  3. О любви.
  4. О вере и надежде.
  5. Заповеди Божии.
  6. Ангелы.
  7. О страстях.
  8. Страх Божий.
  9. О добродетелях.
  10. О посте.
  11. О покаянии.
  12. Геенские мучения.
  13. О смирении.
  14. О скорбях.
  15. Об искушениях.
  16. О Боге и человеке.
  17. О слезах.
  18. О благодарности.
  19. О воскресении.

Земная жизнь, по мнению преподобного отца, период младенчества, духовного взросления. Отношения между Богом и людьми — отношения отца и детей. Весь потенциал личности человека раскрывается в будущей жизни. Смерть находится на границе двух жизней: земной и будущей. Символом смерти у Исаака выступает суббота, он призывает не бояться ее. Она кратковременна по сравнению с вечностью.

Слова подвижнические

Сборник содержит краткие высказывания о подвижнической жизни. В них святой делится с верующими опытом, взятым из своей аскетической жизни. Наставления даны в краткой, емкой форме, они посвящены трем темам:

  • работа над собой с целью духовного роста;
  • удаление от мира, как способ приблизиться к Богу;
  • страх Божий.

Три мистических трактата, не вошедшие в греческий перевод первого собрания

В греческий перевод не вошли Слова 71, 75, 76: «О действиях от благодати», «О сокровенных степенях, и силах и действиях в них», «Краткие главы».

Подвижнические наставления

Это книга поучений. В ней преподобный Исаак ведет беседы о жизни в Боге, отшельничестве. Необычайно живо и понятно святой говорит на насущные для каждого христианина темы:

  • смирение;
  • покаяние;
  • изумление;
  • экстаз;
  • формы молитвы;
  • общежитие и одиночество.

О божественных тайнах и о духовной жизни

Название сборника было заимствовано из каталога восточно-сирийских писателей (XIII в.). Он посвящен тем, кто свою жизнь отдал Богу, «оставил временный мир», ушел в монастырь, обитель, пустыню. Издательство находилось в Зачатьевском монастыре. В книгу «О божественных тайнах и о духовной жизни» включены переводы текстов 2 тома преподобного Исаака Сирина, сделанные игуменом Иларионом. В издании опубликованы тексты о безмолвии, молитве, о почитании Креста, созерцании и мистическом озарении, о Божией любви к человеку.

О знании. Избранные главы

С сирийского языка перевод третьей Беседы (том 2) выполнил игумен Иларион епископ Венский и Австрийский. В полном тексте 400 глав, их именуют «Главами о знании».

Сборники

Подвижнические тексты из первого тома неоднократно переиздавались. Книги пользовались неизменным спросом. Перевод новооткрытых рукописей был издан большим тиражом и успешно разошелся.

Азбука духовная

В книге представлена подборка Слов преподобного Исаака Сирина, сгруппированных по темам: апостолы, гордость, исцеление души. Читая «Азбуку духовную», христианин учится понимать конечную цель аскетических подвигов, постигает смысл молитвенного созерцания Бога.

Преподобный Исаак Сирин (изборник)

Из сборника можно узнать краткое описание жизни преподобного Исаака Сирина. Ознакомиться с текстами поучений святого отца. В них есть глубокие психологические знания, которые святой постиг во время уединенного изучения своей души. Все наставления основаны на практическом опыте отшельника Исаака Сирина.

Призывай непрестанно Бога. По творениям преподобного Исаака Сирина

В сборник вошли изречения великого аскета и отшельника Исаака Сирина о молитве. Тексты подвижнических Слов раскрывают читателям истину, как с помощью молитвы общаться с Богом, зажигать в себе любовь к Господу, находить опору жизни в непрестанном изучении Писания.

Симфония по творениям преп. Исаака Сирина

В книгу вошли выдержки из многочисленных текстов святого Исаака: ангелы (слово 57), беседы (слово 12, слово 89), бесстрастие (слово 48), благодарение (слово 85), благость Божия (слово 90). Слова о степени ведения:

  • плотского;
  • духовного;
  • созерцания.

Сотницы

Избранные творения аввы — Сотница первая, Сотница вторая вошли в сборник «Святоотеческие сотницы».

Краткая история жития святителя

О подробностях бытия этого святителя известно немного, различные биографические данные о его деятельности расходятся в деталях. До XVIII столетия преподобного Исаака Ниневийского часто отождествляли с другими историческими личностями. Великого христианского богослова путали то с тезкой, занимавшимся полемикой в V в, то с человеком, который спасался от преследования в Италии.

Преподобный Исаак Сирин, епископ Ниневийский

Житейские факты о преподобном аскете Исааке, претендующие на достоверность, стали известны обществу с обнаружением его биографии на арабском языке. Однако автор жизнеописания использовал в своем труде краткую информацию и не давал точных подробностей о рождении и бытии Сирина.

Несмотря на скупость фактов, источник стал для христианского мира тем экземпляром, который позволил более подробно идентифицировать личность преподобного аскета.

  • Исаак родился в VI столетии в прославленном городе Ниневии, столице Ассирийского царства (современный Ирак). Еще в юношеские годы он вместе со своим братом поселился в древнейшей обители Мар-Маттая, расположенной на пике горы Альфаф. Новоприбывшие насельники выделялись способностью к обучению и силою справляться с аскетическими упражнениями для тела и духа. Брата Сирина вскоре удостоили сана настоятеля монастыря, а Исаак решил уединится в отшельническую пещеру, чтобы придаваться молитвенной исповеди и безмолвию.
  • Святитель Сирин не сомневался в истинности своего выбора, несмотря на то, что его родственник присылал к нему письма, где просил того вернутся в обитель. Исаак отвечал: путь аскетизма правилен, так как позволяет без помех сконцентрироваться на мыслях о Боге, а также помогает избавиться от излишнего колебания блуждающего ума.
  • Спустя время о великом отшельническом подвиге узнали даже люди с окраин Ассирийского государства. Уважаемые святители просили Исаака Сирина принять на себя должность епископа Ниневии. Преподобный аскет не стал противиться воле народа и священства, он положился на провидение и принял сан архиерея. Ритуал рукоположения проводил патриарх Георг.

Любовь сладостнее жизни, и разумение по Богу… еще сладостнее

Человек, пока в нерадении, боится часа смертного, а когда приблизится к Богу, боится сретения Суда, когда же всецело поступит в предняя, тогда любовию поглощается тот и другой страх. Почему же это? Потому что когда остается кто в ведении и житии телесном, ужасается он смерти, когда же бывает в ведении духовном и в житии добром, тогда ум его всякий час занят памятованием будущего Суда, так как право стоит он по самому естеству, движется в душевном чине, занимается своим ведением и житием и благоустроен для того, чтобы приближаться к Богу. Но когда достигнет оного ведения истины, по возбуждении в нем ощущения таин Божиих и по утверждении надежды будущего, тогда любовию поглощается и оный телесный человек, подобно животному боящийся заклания, и человек разумный, боящийся Суда Божия, соделавшийся же сыном украшается любовию, а не устрашающим вразумляется жезлом. …Аз же и дом отца моего служити будем Господеви (Нав.24:15).

Читать еще:  Житие преподобного Амвросия Оптинского – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Кто достиг в любовь Божию, тот не желает уже снова пребывать здесь, потому что любовь уничтожает страх. И я, возлюбленные, поелику вдался в юродство, то не могу сохранить тайну в молчании, но делаюсь несмысленным для пользы братии, потому что такова истинная любовь: она не может содержать что-либо втайне от возлюбленных своих. Когда писал я это, персты мои неоднократно не успевали следовать по хартии, и не мог я сохранять терпения от удовольствия, вторгавшегося в сердце мое и заставлявшего умолкнуть чувства. Впрочем, блажен, у кого помышление всегда о Боге, кто удержался от всего мирского и с Ним одним пребывал в беседе ведения своего. И если достанет у него терпения, то недолго замедлит увидеть плод.

Радость о Боге крепче здешней жизни, и кто обрел ее, тот не только не посмотрит на страдания, но даже не обратит взора на жизнь свою, и не будет там иного чувства, если действительно была сия радость. Любовь сладостнее жизни, и разумение по Богу, от которого рождается любовь, еще сладостнее, паче меда и сота. Любви не печаль принять тяжкую смерть за любящих. Любовь есть порождение ведения, а ведение есть порождение душевного здравия, здравие же душевное есть сила, происшедшая от продолжительного терпения. Пока внешний человек не умрет для всего мiрского, не только для греха, но и для всякого делания, и также и внутренний человек для лукавых мыслей, и неизнеможет естественное движение тела до того, чтобы не возбуждалась в сердце греховная сладость, дотоле и сладость Духа Божия не возбудится в человеке, члены его не примут чистоты в жизни сей, Божественные мысли не войдут в душу его и пребудут неощутимыми и незримыми. И пока человек в сердце своем не приведет в бездействие попечения о житейском, кроме необходимых потребностей естества, и не предоставит заботиться о сем Богу, дотоле не возбудится в нем духовное упоение.

В разделе сайта АУДИО можно прослушать (или скачать) книги Великого наставника монашекой (христианской) жизни Преподобного Исаака Сирина:

СЛОВА ПОДВИЖНИЧЕСКИЕ

О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ И О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИСААКА СИРИНА

Пре­по­доб­ный Иса­ак Си­рин, епи­скоп Ни­не­вий­ский, жил в VII ве­ке. Вме­сте со сво­им бра­том по­сту­пил в мо­на­стырь Мар Мат­фея. Уче­ность и вы­со­кий по­движ­ни­че­ский об­раз жиз­ни вы­де­ля­ли бра­тьев, и им пред­ла­га­ли на­чаль­ство­ва­ние над мо­на­сты­рем. Пре­по­доб­ный Иса­ак, не же­лая это­го и стре­мясь к без­мол­вию, ушел из мо­на­сты­ря в за­твор. Брат его не раз убеж­дал его вер­нуть­ся в оби­тель, но пре­по­доб­ный не со­гла­шал­ся. Од­на­ко, ко­гда сла­ва о свя­той жиз­ни пре­по­доб­но­го Иса­а­ка рас­про­стра­ни­лась по­всю­ду, он был воз­ве­ден на епи­скоп­скую ка­фед­ру го­ро­да Ни­не­вии. Ви­дя гру­бые нра­вы жи­те­лей это­го го­ро­да, пре­по­доб­ный чув­ство­вал, что не в си­лах ис­пра­вить их, и, кро­ме то­го, тос­ко­вал по ти­шине от­шель­ни­че­ской жиз­ни. Всё это тя­го­ти­ло свя­то­го му­жа, и он, оста­вив епи­скоп­ство, уда­лил­ся в скит­скую пу­сты­ню. Здесь он жил до са­мой смер­ти, до­стиг­нув вы­со­ко­го ду­хов­но­го со­вер­шен­ства.

По­сле смер­ти пре­по­доб­но­го Иса­а­ка Си­ри­на с на­ча­ла VIII до на­ча­ла XVIII ве­ка в Ев­ро­пе ни­че­го не бы­ло из­вест­но о нем, кро­ме его име­ни и со­чи­не­ний. Толь­ко в 1719 го­ду в Ри­ме бы­ло опуб­ли­ко­ва­но жиз­не­опи­са­ние пре­по­доб­но­го, со­став­лен­ное ано­ним­ным ав­то­ром ара­бом. В 1896 го­ду све­де­ния о пре­по­доб­ном Иса­а­ке еще рас­ши­ри­лись. Фран­цуз­ский уче­ный-со­те­рио­лог аб­бат Chabot опуб­ли­ко­вал тво­ре­ние си­рий­ско­го ис­то­ри­ка VIII ве­ка Иез­уде­ны, епи­ско­па Ба­с­ры, где на­хо­дят­ся све­де­ния о пре­по­доб­ном Иса­а­ке Си­рине.

Полное житие преподобного Исаака Сирина

Преподобный Исаак Сирин, епископ Ниневийский, жил в VII веке. Вместе со своим братом поступил в монастырь Мар Матфея. Ученость и высокий подвижнический образ жизни выделяли братьев, и им предлагали начальствование над монастырем. Преподобный Исаак, не желая этого и стремясь к безмолвию, ушел из монастыря в затвор. Брат его не раз убеждал его вернуться в обитель, но преподобный не соглашался. Однако, когда слава о святой жизни преподобного Исаака распространилась повсюду, он был возведен на епископскую кафедру города Ниневии. Видя грубые нравы жителей этого города, преподобный чувствовал, что не в силах исправить их, и, кроме того, тосковал по тишине отшельнической жизни. Всё это тяготило святого мужа, и он, оставив епископство, удалился в скитскую пустыню. Здесь он жил до самой смерти, достигнув высокого духовного совершенства.

После смерти преподобного Исаака Сирина с начала VIII до начала XVIII века в Европе ничего не было известно о нем, кроме его имени и сочинений. Только в 1719 году в Риме было опубликовано жизнеописание преподобного, составленное анонимным автором арабом. В 1896 году сведения о преподобном Исааке еще расширились. Французский ученый-сотериолог аббат Chabot опубликовал творение сирийского историка VIII века Иезудены, епископа Басры, где находятся сведения о преподобном Исааке Сирине.

Наставления, советы и подвижнические слова Преподобного Исаака Сирина

  1. Кто покорит себя Богу, тот близок к тому, чтобы ему покорилось все.
  2. Люби грешников, но ненавидь дела их и не пренебрегай грешными за недостатки их, чтобы самому тебе не впасть в искушение, в котором пребывают они.
  3. Когда хочешь положить начало доброму деланию, приготовься сперва к искушениям, которые тебя постигнут, и не сомневайся в истине.
  4. Не отделяй богатого от бедного, и не старайся распознать достойного от недостойного, пусть все люди будут для тебя равны для доброго дела. Ибо сим способом можешь и недостойных привлечь к добру.
  5. Кто неблагодарен за малое, тот и в большем лжив и несправедлив.
  6. Кто жаждет исполнения воли Божией, тот будет иметь путеводителями небесных ангелов.
  7. Будь невеждою в мудрости твоей, а не кажись мудрецом, будучи невеждою.
  8. Когда всех людей видит кто хорошими, и никто не представляется
  9. ему нечистым и оскверненным, тогда подлинно чист он сердцем.
  10. Добрая мысль западает в сердце только от Божественной благодати; помысл лукавый приближается к человеку только для искушения и испытания.
  11. Если молишься Богу о чем-либо и Он медлит услышать тебя, не скорби об этом. Ты не умнее Бога.
  12. Кто не почитает себя грешником, того молитва не приемлется Богом.
  13. Если видишь твоего брата перед сотворением греха, набрось ему на плечи одежду твоей любви.
  14. Никто не восходил на небо, живя прохладно.
Читать еще:  Савва Сторожевский - житие и биография святого, мощи и источник, почитание, чудо, труды

О Рае и Аде

Его понимание Рая и Ада связано, прежде всего, с внутренним духовным устроением человека, а не с реальностью «выше ума». В «Словах подвижнических» св. Исаак пишет, что Писание не открывает прямо, «что суть вещи будущего века» по трудности уразумения этого людьми, поврежденными грехом. Лишь прикровенно оно сообщает о будущей жизни. Но ощущение наслаждения будущими благами, учит св. Исаак, можно получить уже здесь, на земле.

По выражению преподобного, «Рай есть любовь Божия». Та же любовь имеется ввиду под Древом Жизни: отпав от Бога, Адам лишился и любви, а потому в поте лица стал добывать хлеб свой.

«Кто обрел любовь, тот каждый день и час вкушает Христа и делается от сего бессмертным»

— так пишет о Рае святой Исаак.

Каков же ад? По словам св. отца, геенна огненная тоже начинается на земле – в душе человека, или выбравшего жизнь с Богом, или согрешающего. Например, ощущение ада переживает унывающий:

«Когда угодно Богу подвергнуть человека большим скорбям, попускает впасть ему в руки малодушия. И оно порождает в человеке одолевающую его силу уныния, в котором ощущает он подавление души, и это есть вкушение геенны».

О смирении

Как утверждает подвижник, смирение – основа всех добродетелей, ведь без него Господь не придет в сердце подвизающегося.

Преподобный Исаак пишет:

«В то время как смирение воцаряется в житии твоем, покоряется тебе душа твоя, а с нею покорится тебе все, потому что в сердце твоем рождается мир Божий. Но пока ты вне его, не только страсти, но и обстоятельства будут непрестанно преследовать тебя. Подлинно, Господи, если не смиримся, Ты не престаешь смирять нас. Истинное смирение есть порождение ведения, а истинное ведение есть порождение искушений».

О скорбях

Немногие способны смириться сами, без Божьего вразумления.

«Невозможно приблизиться к Богу без скорби; без нее и праведность человеческая не сохраняется неизменною. И если человек оставляет дела, приумножающие праведность, то оставляет и дела, охраняющие ее. И делается он подобен неохраняемому сокровищу и борцу, с которого совлечены его оружия, когда окружили его полки врагов его, и кораблю, не имеющему снастей своих, и саду, от которого отведен источник воды»

Потому и путь человека в этом мире – путь скорбей. Но это путь спасительный, хотя и тяжелый.

Служба преподобному Исааку Сирину

Служба преподобному и богоносному отцу нашему Исааку Сирскому, епископу Ниневитскому

Стихиры, глас 4

Подобен: Дал еси знамение:

Слава, глас 5

Тропарь, глас 1

Подобен: Камени запечатану:

Канон, глас 8

Песнь 1

Песнь 3

Седален, глас 4

и монашествующих изрядное утешение, Исаака мудраго иерарха в песнех немолчно ублажим, иже в памяти своей точит почитающим неотъемлемую во искушениях помощь

и постническия чины утверждает на избранном пути, и молит Человеколюбца спастися душам нашим.

Слава и ныне: Богородичен Минеи.

Песнь 4

Изъяснив тайны духовныя, во мрак Божественный якоже Моисей вшел еси и естества надмирных чинов проразумел еси, Богоблаженне, херувимским твоим Исааче умом, трепетно вся испытуя.
Богородичен: Елика хощеши Всемогущаго умолити можеши Бога отвратити гнев от нерадивых, но Твоих, Дево, певцов, и щедроты Твоя умножи православным людем, Тя хвалящим, Богоневесто.

Песнь 5

Разумный Церкви светильник, пустынных отцев священная звезда, ныне святый Исаак Боговедения просвещает зарями яже к постническому приступают ристалищу.

Ангелов согражданине Исааче, градский мирский мятеж избегл еси, в пустыню вселивыйся и на высоцей добродетелей горе твое жительство поставив, яко град богомудре Божий.

Рачением распалився Божественным, страстей вся терновная попалил еси и ревности твоея огнесветлой силою, в горняя яко искра востекл еси, истончивши плоть твою богоносе постом.

Богородичен: Ходатайству Твоему Богомати притек, весь приземлен имею ум, и нощь мя снедает отчаяния, но простри светозарный Твой покров, и посрамятся борющии мя беси.

Песнь 6

Кондак, глас 8

Яко иерарха Богоноснаго и преподобнаго,
учредителя пустыни тя восхваляем,
Исааче священноявленне, предстателю наш.
Но яко имеяй дерзновение ко Господу,
о всех моли чтущих тя и взывающих ти:
радуйся, отче богомудре.

Икос:

Архиерейскою одеждею одеявся, постную пучину преплыв воздержания ветром, в тишине водворився безмолвия преподобне отче, и премирныя тайны постигл еси Херувимским твоим умом.

Яко иерарх учредив твою кафедру в горе пустынней и чины иноческия просветив твоим житием, мирския же концы огласив тайноводственными твоими речении

и вышней митрополии сослужитель явился еси, темже почудившися зело твоим исправлениям, благодарно тебе вопием:

Радуйся, пустыню орошающая Божественная манна;

радуйся, постнических чинов вжиляющая сила.

Радуйся, созерцатель Херувимских тайн;

радуйся, постом низложивший бесовскую рать.

Радуйся, Домовладыки Христа преукрашеный доме;

радуйся, Божественнаго страха богатство и честь.

Радуйся, великая смиренномудрия славо;

радуйся, любви излиянное миро.

Радуйся, благовонное молитвы кадило;

радуйся, тайновещатель будущаго века.

Радуйся, Исааче, отче богомудре.

Песнь 7

Песнь 8

Песнь 9

Богородичен: Утроба Твоя Свет неприступный приимши неизреченно Богородице Дево и просветила еси сущия во тьме жития, славити благочестно Христа во дву существу прошедшего из Тебе несказанно, единаго же Ипостасию.

Светилен:

от страстей субботствовав преподобне,

зарею Духа оживил еси ум,

и прежде смерти мысленное воскресение проповедал еси, досточудне Исааче,

темже тя любовию ублажаем.

Стихиры на хвалитех преподобным, глас 2

Подобен: Киими похвальными венцы:

Киими похвальными венцы
увязем Ефрема и Исаака,
единовсельников пустыни сирския,
единомудренных нравом и душею,
Богопроповедников пустыннолюбцев,
оваго убо яко облако благодати слезоросящее,
оваго же яко небесных созерцаний столпа огненнаго,
сих бо ради монашествующие сланое море страстей прешли
и венцы от Христа прияша нетленные,
имеющаго велию милость.
Киими песенными добротами
воспоем Ефрема и Исаака,
Боговедения воды напояющия пустыни концы,
монашествующих сладкопитатели,
реки приснотекущия учений,
сердца умиляющия,
чистых слез великия моря,
в нихже Христос мысленных фараонит полки потопив,
имеяй велию милость.
Киими духовными пеньми
похвалим Ефрема и Исаака,
Богоразумия криле постников окриляющия,
органы духовнаго вдохновения,
славии добропесненнии,
иже прописаша восхождения к Богу в книгах своих,
сирины поистине Божественнии,
имиже сонное сонмище демонов Христос поразив,
имеяй велию милость.
Киими сладкозвучными гусльми
прославим Ефрема и Исаака,
богословия трубы духодвижныя,
громи духовнии нечестивых ужасающия
и вселенную оглашающия,
молнии прогоняющие тьму греха
и благочестием озаряющия,
фиалы исполнь духовнаго утешения,
сладказвучныя кифары молитв,
имиже Христос умолен бывает
и подает велию милость.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector