0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ГЛАГОЛЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

ГЛАГОЛЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Сщмч. Александр Глаголев

Александр Александрович Глаголев (1872 — 1937), протоиерей, священномученик

Родился 14 февраля 1872 года в Тульской губернии в семье священника из рода потомственных дворян.

Образование получил в Тульской духовной семинарии, которую окончил в 1894 году, и Киевской духовной академии, где учился за казенный счет.

В 1898 году получил степень кандидата богословия и право на соискание степени магистра богословия без новых устных испытаний. После окончания курса был оставлен профессорским стипендиатом при академии для научных работ, а в следующем году начал чтение лекций в академии в звании исполняющего должность доцента.

В 1900 году после защиты диссертации «Ветхозаветное Библейское учение об Ангелах» был удостоен степени магистра богословия и утвержден Святейшим Синодом в звании доцента. В отзыве профессора А. А. Олесницкого говорилось, что магистерская диссертация Глаголева:

Женился на Зинаиде Петровне (урождённой Слесаревской, + 09.12.1936). У них с матушкой Зинаидой родилось трое детей — Алексей (впоследствии священник), Сергей и Варвара.

Был глубоким и талантливым учёным богословом. Владея почти двадцатью языками, был членом Комиссии по научному изданию славянской Библии, принимал участие в издании Православной богословской энциклопедии, а также сотрудничал в различных церковных журналах. Ему также принадлежат комментарии на Третью и Четвёртую книги Царств, книги Товита, Притчей, Песни Песней, пророков Наума, Аввакума, Софонии, Аггея и на Соборные Послания, написанные для «Толковой Библии», выходившей под редакцией А. П. Лопухина и его преемников.

Приняв священство, в течение долгих лет был настоятелем церкви Николая Доброго на Андреевском спуске в Киеве. В 1905 году усиленно противодействовал еврейским погромам в Киеве. Современники об этом вспоминали так:

В 1911 году выступал свидетелем защиты в деле Бейлиса.

Отца Александра отличала живая вера. Священник Сергий Сидоров вспоминал о том, как встретился с отцом Александром во время Гражданской войны в Киевском храме Николы Доброго:

Вокруг отца Александра собиралось множество самых разнообразных людей. С его именем связана деятельность «Киевской богословской школы», Религиозно-просветительского общества и разнообразных общин, которые объединяли таких видных деятелей Церкви, как профессора Киевской духовной академии В. И. Экземплярский и П. П. Кудрявцев, профессор университета В. В. Зеньковский, священномученик протоиерей Михаил Едлинский, архимандрит Спиридон (Кисляков), молодой горячий проповедник Анатолий Жураковский, и духовный глава церковного подполья преподобный схиархиепископ Антоний (Абашидзе).

Cлева направо: о. Александр Глаголев, Коля, Магдалина, Алексей Александрович и Татьяна Павловна Глаголевы. Фото 1930 г.

Внучка отца Александра, Магдалина Глаголева-Пальян вспоминала, что:

В широком круге близких людей отца Александра была и семья Булгаковых. Отец писателя Михаила Булгакова Афанасий Иванович являлся преподавателем Киевской духовной академии в одно время с отцом Александром. В 1913 году именно о. Александр Глаголев венчал Михаила Булгакова и Татиану Лаппа. Впоследствии Михаил Афанасьевич сохранял любовь к отцу Александру и списал с него своего литературного героя в романе «Белая гвардия», оставив ему даже имя — отец Александр.

В советский период не раз подвергался арестам. В очередной раз был арестован 20 октября 1937 года. Был обвинён в членстве в «фашистской организации церковников». Был вновь заключён в Лукьяновскую тюрьму. По свидетельству другого заключенного, священника Кондрата Кравченко, о. Александр Глаголев допрашивался 18 раз, причём во время ночных допросов его заставляли часами стоять с запрокинутой головой.

Скончался 25 ноября 1937 года в тюрьме, по официальной версии — «от уремии и сердечной недостаточности». По другой версии, был расстрелян.

Своим мучителям он отвечал лишь «Господи помилуй»

Лукьяновское кладбище – святое место для православных киевлян. Здесь в братской могиле захоронены мощи сотен новомучеников, погибших за веру в начале XX века. Один из них – протоиерей Александр Глаголев, скончавшийся 25 ноября 1937 года от пыток следователей НКВД. Этого батюшку в Киеве знали все. Он венчал будущего писателя Михаила Булгакова, который запечатлел образ отца Александра в своем романе «Белая гвардия», был выдающимся богословом и внимательным духовником. Мы вспомнили жизненный путь священномученика Александра Глаголева и пообщались с его правнуком Артемом Оганесовичем Пальяном.

– Мне было тогда лет пять. Мое детство прошло в хрущевское время, поэтому о прадедушке старались помалкивать, так как это было небезопасно. Никита Сергеевич обещал ведь показать народу последнего попа, а моя бабушка говорила, что он сажает не только кукурузу, но и людей тоже. В школе нам рассказывали про бессмертного дедушку Ленина, а родители заставляли слушаться учителей во всем. Но когда бабушка и дедушка (отец Алексий Глаголев – Авт.) приходили к нам в гости, а это бывало довольно часто, то много говорили о тех временах, о страданиях за веру. И мама мне рассказывала, что мой прадедушка – святой. Вспоминали 1930-е годы, когда тюрьмы были переполнены настолько, что люди стояли впритык друг к другу, заключенным не давали спать. В отхожее место никого не выводили, и для того, чтобы сесть, все остальные вокруг должны были стоять на одной ноге. Когда человека допрашивали, вокруг него ходил следователь и задавал вопросы. И чтобы не дать какого-то компрометирующего показания, нужно было обладать колоссальной волей. Человека в полном изнеможении и почти в бессознательном состоянии спрашивали: да или нет?! А он ничего не понимал, до него эта информация доходила извне отрывками, и не дать какого-нибудь ложного показания было практически невозможно. Но эти люди смогли. Как, я не представляю.

Отец Александр умер через короткое время после ареста, хотя до того был здоров

Прадедушка Александр был в тюрьме дважды, первый раз в 1931-м году, а второй – в 1937-м. Если в 1931-м году следователь говорил, что с ним трудно, потому что он задает вопросов – «Как ваша жена, как ваши дети?» – больше, чем дает ответов, то в 1937-м году на все вопросы отец Александр отвечал: «Господи, помилуй». Другой информации у него не было. И так – на все 18 вопросов.

Один священник, который прошел ГУЛАГ, был всего лишь на двух допросах в Лукьяновской тюрьме. Он вспоминал, что из всех мытарств, которые ему довелось претерпеть, эти два допроса были самые страшные.

Отец Александр умер через очень короткое время после своего ареста, хотя до того был абсолютно здоров. Это было зверское время.

Протоиерей Александр Глаголев родился 14 февраля 1872 в селе Покровском Тульской губернии, в семье священника. Окончил Киевскую духовную академию и остался здесь преподавать. В 1900-м году защитил магистерскую диссертацию на тему «Ветхозаветное Библейское учение об Ангелах».

– Ваш прадедушка был святым человек для Церкви, но для советской власти он был врагом. Вас не преследовали за это?

– Нет. Никто меня не притеснял, но я это и не афишировал. Другое дело, что я, будучи пионером, стеснялся ходить вместе с дедушкой по улице. Я его неимоверно любил, и мы с ним часто проводили время вместе. Он постоянно ходил в рясе, прическа у него была церковная, и то, что он священник, можно было определить невооруженным глазом. И когда я шел с дедушкой по улице и подходили мои школьные друзья, я от него отстранялся.

Профессор Киевской духовной академии протоиерей Александр Глаголев знал 18 древних и новых языков, был членом Комиссии по научному изданию славянской Библии, писал статьи в Православную Богословскую энциклопедию и церковные журналы. Его перу принадлежат комментарии к «Толковой Библии» Лопухина на 3-ю и 4-ю книги Царств, книги Товита, Притчей, Песни Песней, пророков Наума, Аввакума, Софонии, Аггея и на Соборные Послания.

– Не было в этом какого-то конфликта, что учителя вас учат атеизму, а верующие родители заставляют слушаться учителей? Как это можно объяснить?

– Дело в том, что ребенок не ставит перед собой взрослые проблемы во всей полноте. Он ведь относится к этому проще. Вот у меня любимый герой в детстве был Геракл, и я относился к Священной истории, как к подвигам Геракла. Здесь, мне кажется, больше действует не ум, а сердце. Ведь и святых, наверное, нужно не столько почитать, сколько любить.

В 1903-м году Александр Глаголев стал священником и служил в киевском храме Николы Доброго на Подоле. Его община стала настоящим домом и для духовенства, и для прихожан. Протоиерей Александр дружил с профессором Киевской духовной академии Афанасием Ивановичем Булгаковым, который был прихожанином храма Николы Доброго, и в 1913-м году венчал его сына, Михаила Булгакова. В романе «Белая гвардия» прототипом о. Александра послужил хорошо знакомый писателю киевский священник.

– Помогал ли вам святой прадедушка? Чувствовали вы его поддержку в жизни?

Я лег на спину, лежу и думаю – страшно тонуть, глубоко

– Не то слово. Однажды я был в киноэкспедиции на Дальнем Востоке, на Сахалине. И уже в конце путешествия я пошел за сердоликом. Мои друзья ловили рыбу, а я пошел за лодкой. Вышел на берег и увидел, что оператор затащил ее на берег, а когда ушел, она уплыла в море. Когда я за ней поплыл, меня подхватило течением и понесло. Лодку в одну сторону, меня – в другую. Я понимал, что бороться с таким сильным течением не смогу. Я начал кричать, но потом перестал – кому я кричу? Никого рядом нет. Я лег на спину, лежу и думаю – страшно тонуть, глубоко. А там океанские глубины, Охотское море Тихого океана, глубоко нужно будет опускаться. Лежу и гребу, поворачиваюсь и вижу – я возле берега нахожусь. Это было чудо.

Второй раз я тоже был на грани смерти. Я ехал верхом. И вдруг жеребец становится на задние ноги. Это называется свечка. И я чувствую, что сейчас он опрокинется, упадет на спину. В этом случае нужно обхватывать коня за шею и прижиматься к нему. Иначе, если его завалить, эти 500 кг упадут на вас с высоты почти двух метров. Жеребец опустился на передние ноги, потом опять в свечку. Я бросаю поводья и стремена, падаю, пролетаю мимо хвоста, хватаюсь за него, и конь задними ногами дважды бьет в мою сторону, так что копыта пролетают возле моей головы. А удар лошади копытом на скаку – это 8 тонн. И вот то, что я, несмотря на все, остался невредим, считаю тоже чудом.

Советская власть закрыла Киевскую духовную академию в 1919-м году, но профессор-протоиерей Глаголев продолжал неофициально читать лекции студентам. В 1923-м году был арестован ректор академии епископ Василий (Богдашевский), и отец Александр стал фактически исполнять его обязанности. Когда занятия прекратились окончательно, он начал преподавать на богословско-пастырских курсах.

– А специально в молитвах к своему прадедушке отцу Александру вы обращаетесь?

– Наверное, не очень хорошо об этом рассказывать, но обращаемся мы к нему постоянно. Может быть, это выглядит так, что я хочу какой-то кредит получить у Бога? Но самое главное, что я его-то и получил. Но мы же не только об этом «кредите» просим. А обращаемся каждый день. С Богом общаемся каждый день и с прадедушкой Александром.

– Как почитали в вашей семье его память? 25 ноября был особенным днем?

– Понимаете, все остальные родственники с маминой стороны тоже были очень непростыми людьми. Они проявили свой героизм во время войны с фашизмом, спасали евреев, постоянно рисковали своей жизнью.

Никто не делал акцент на какой-то героизм, а лишь на удивительную любовь

Я вспоминаю своего дедушку отца Алексия – маленький, веселый, худенький такой, улыбчивый. В его общении с нами никогда не было никаких нравоучений. Когда я выучил наизусть молитву «Отче наш» дедушка вручил мне в награду царскую ленту. А за «Богородице Дево» – еще одну. И когда он читал Священную историю, и когда говорил с нами, все это было сопряжено с удивительной добротой. Никто не делал акцент на какой-то героизм, а лишь на удивительную любовь. Вот любовь – это то, что в религии в первую очередь и привлекает, должно привлекать, во всяком случае.

Мои дедушки никогда к героизму не стремились, хотя мучения терпели. Когда дедушка Алексий служил где-то под Киевом, там фашисты сожгли людей в сельсовете. Он отслужил панихиду над их останками, и немцы за это его сильно избили. Кроме того, они несколько раз пытались увезти его в Германию, но он выпрыгивал с поезда. Если судить по поступкам, то он тоже был героической личностью. Отец Алексий Глаголев – единственный из киевских священников, кто не служил молебен о здравии Гитлера в день его рождения.

Храм Николы Доброго большевики закрыли в 1934-м году. После этого протоиерей Александр служил в храме Николая Набережного. Из священнического дома его выселили в 1930-х годах, и его семья ютилась в маленькой комнатке на площадке деревянной лестницы, которая вела на церковную колокольню.

– Почему такие люди как отец Александр, появляются на нашей земле, как такими подвижниками становятся?

– Отца Александра я не видел никогда, но могу рассказать, что руководило моим дедушкой Алексием. Думаю, что отцом Александром руководило то же самое. И это была доброта. Но не просто доброта. Ведь мы тоже бываем добрыми, кого-то жалеем, гладим по головке и т.п. Не в этом дело. Их доброта выражалась в том, что для них сделать зло, как деяние, являлось недопустимым на генетическом уровне. Вот, например, вы видите утопающего человека, но отвернулись и ушли. Вы фактически его утопили. Точно так же во время войны мои родственники могли не думать о других, а значит, убить их бездействием. Но поступали по совести.

Все то, что мне удалось сделать, было дано мне свыше

Я много чем занимался в жизни – живописью, бизнесом, изобретательством, писал романы, снимал кино. И я понимаю, что моими силами ничего из этого я бы не осилил. Все то, что мне удалось сделать, было дано мне свыше. Уверен, что и любой человек все получает от Бога. И каждый раз я благодарю Бога за то, что Он мне помогает.

В 1931-м отца Александра арестовали по обвинению в принадлежности к «Истинно-православной церкви». Он полгода просидел в Лукьяновской тюрьме. К любимому духовнику приходило множество киевлян и приезжих. Отец Александр всех утешал, молился за больных и поддерживал павших духом.

20 октября 1937 отца Александра опять арестовали по подозрению в контрреволюционной деятельности. 25 ноября 1937 он скончался в Лукьяновской тюрьме и был похоронен в общей могиле на Лукьяновском кладбище.

ЖИЗНЬ СВЯЩЕННИКА АЛЕКСАНДРА ГЛАГОЛЕВА

Т ридцатого октября в России отмечают День памяти жертв политических репрессий. В этот день принято вспоминать людей, погибших в годы коммунистического террора.

Я-Тора решила поддержать этот почин, и вспомнить сегодня Александра Александровича Глаголева (1872-1937) – священника, талантливого библеиста и гебраиста, эксперта на процессе Бейлиса и отца праведника народов мира.

14 февраля 1872 года, в день памяти св. равноапостольного Константина – Философа, просветителя славян и 12-ти преподобных Печерских – строителей Великой Церкви Успения Пресвятыя Богородицы, в семье священника села Покровское-на-Железнице о.Александра Глаголева большая радость – родился сын. Мальчика крестили на 9-й день и нарекли его Александром.

С детских лет родителей и всех, кому приходилось общаться с Александром, поражало постоянное тяготение к церковному богослужению и неуемная любовь к постижению знаний. Он рано научился читать и с большим удовольствием помогал отцу, исполняя клиросное послушание, очень увлекался чтением жития святых.

В 1900 году Александр защищает обширную (205 стр.) диссертацию на степень магистра богословия и назначается доцентом кафедры. Сочинение «Ветхозаветное библейское учение об ангелах», по отзывам специалистов-рецензентов, отличается богатством содержания, тщательностью и глубиной исследования всех пунктов ветхозаветной ангелологии, основательным знакомством с библейской и отеческой литературой и экзегетическими методами, и по своим качествам может считаться действительным вкладом в нашу богословскую литературу . В этом же году известный профессор Петроградской Духовной Академии А.Н.Лопухин приглашает А.А.Глаголева принять участие, совместно с другими известными учеными, в издании «Богословской энциклопедии». В этой энциклопедии А.Глаголев напечатал статьи по библейской археологии. Через четыре года Александр Александрович участвует в издании того же профессора А.Н.Лопухина «Толковой библии» в четырех томах. В этой «Толковой библии» перу А.А.Глаголева принадлежат комментарии на книги: Иова, Левит, Царств, Исход, две книги Паралипоменон, Товит, Притчи Соломона, Песнь Песней, пророков – Аввакума, Софонии, Агея (Ветхий Завет) и из книг Нового Завета на все Соборные послания. Все эти комментарии отличаются всесторонней обстоятельностью и аргументацией в соответствии с новейшими исследованиями современных экзегетов и святоотеческими толкованиями.

4 мая 1903 года А.А.Глаголев был рукоположен в иерея церкви Всех Святых, которая находилась на Щекавице.

О. Александр, очень мягкой души человек, всем своим естеством откликающийся на радость или боль любого человека, мог быть весьма твердым и решительным, когда кто-то или что-то нарушало мир и согласие Божиих творений.

Так случилось в Киеве в 1905 году. Буйствующая толпа, разъяренная деструктивными группировками (элементами) ринулась с Европейской площади, где проходили митинги бунтовщиков, на Подол, громить еврейские и другие лавки. Как только слухи о погромах дошли до о. Александра, он, как был — в полном облачении, во главе своих прихожан, с хоругвями и крестом впереди, с пением «Святый Боже…» вышли навстречу погромщикам. Этот крестный ход на пересечении Братской улицы с Александровской, встретился с таким же крестным ходом, возглавляемым настоятелем Борисо-Глебской церкви о. Михаилом Едлинским. Объединившийся крестный ход встретился с толпой погромщиков за церковью Рождества Христова. Оба шествия остановились, и тогда к бунтовщикам обратились батюшки со словами увещания. Слова священников возымели благое действие, и толпа с пением «Спаси Господи люди Твоя…» стала расходиться. Погром был предотвращен.

Для о. Александра все человечество страждущее, независимо от национального или социального состояния: всем нужны сострадание и Божественная любовь. И батюшка спешит помочь страждущему от гнойного сапа татарину, от которого из-за страха заразиться отвернулись все его соплеменники. Священник же храма Николы Доброго находит время посещать страждущего, кормить его, в беседах утешать его, ведь и этот — брат ему во Христе. Перед смертью этот татарин написал: «Христос из всех пророков самый добрый, потому что у него есть такой слуга, как о. Александр».

Один еврей-лавочник свидетельствует: «О. Александр три месяца для моих больных детей молоко покупал, когда я был в беде. И он мне помогал, когда свои не помогали. Он мне помог выйти из беды, как же мне его не чтить?»

В Киевской духовной академии о. Александр возглавлял кафедру библейской археологии и еврейского языка , где вел обширную исследовательскую работу. В результате этих исследований выходят: «Иерусалим библейский и современный», «Купина неопалимая», «Древнееврейская благотворительность», «Ветхий Завет и его непреходящее значение в Христианской Церкви», «Сионистское движение в современном еврействе». Весьма примечательные две последние названные работы.

Вопреки некоторым марксистам, которые категорически утверждали, что никакого сионизма не существует, что это выдумка мировой буржуазии, стремящейся разрушить мировое пролетарское движение: о. Александр в своих работах рассматривает сионистское движение как факт и аналитически сопоставляет это движение с историей библейского Израиля.

В 1902-1905 годах была опубликована работа о. Александра «Сионистское движение в современном еврействе и отношение этого движения ко всемирно-исторической задаче библейского Израиля».

В 1905 году о. Александр в собрании церковно-исторического и археологического общества читает реферат на тему: «Седьмой всемирный сионистский конгресс в еврействе».

В этих работах рассматривается сионизм как националистическое движение, направленное к объединению всех евреев на территории Палестины в единое мировое царство. В 1897 году в Базеле (Швейцария) была создана Всемирная сионистская организация, утвердившая программу на создание еврейского царства Израиль. В отличие от этого движения библейский Израиль – промыслительное сохранение Богом народа с целью сохранения истинного Богопочитания и приуготовления людей к приятию Мессии – Воплотившегося Сына Божия.

События 1905 г. возбудили в определенной части населения России стремления оградить русский народ от еврейских идеологий (Марксизм, Иеговизм) в том числе и от Торы – Библейских книг Ветхого завета. В частности, в Киеве 23 и 30 января 1909 года на Собрании членов клуба русских националистов известный искусствовед и археолог А.Д.Эртель выступил с докладом «Еврейство и Тора». Докладчик основу зла еврейства видит в Торе – Пятокнижии, зловредность которой, он считает, в ее безнравственном человеконенавистническом учении. Докладчик считает, что по учению Торы союз Иеговы с евреями состоит в том, что евреи обязались исполнять данные им через Моисея законы, а Иегова за это обязался евреям истреблять или покорить им все другие народы. Потрясенный таким извращенным пониманием Святого Писания, о.Александр счел необходимым произвести тщательное и всестороннее исследование данного вопроса. В результате он публикует фундаментальный труд: «Ветхий Завет и его непреходящее значение в Христианской Церкви». (По поводу древних и современных литературных и общественных течений против общепринятого значения и употребления христианами ветхозаветных Священных Писаний).

В этом произведении о. Александр Глаголев после основательной критики исказителей основ Ветхозаветного Священного Писания от Василида и Маркиона до Канта и Геккеля обращает внимание на современных отечественных критиков Священного Писания Ветхого завета. Он пишет: «Особенно прискорбно то, что подобный отзыв о священных для всей Христианской Церкви, для всего христианского мира книгах, отзыв, своим радикализмом оставляющий далеко позади себя самые ультра-радикальные течения в области западноевропейской библейской критики, вышел не из социал-демократических сфер, не из марксистских кругов и не из масонских лож, а от чисто русских людей, поставивших задачей своей святую цель охраны народных русских святынь, из которых, бесспорно, первое место занимает вера христианская, содержимая святой Церковью, в том числе и вера в богодухновенность Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Подлинно только глубокое неведение этих людей в Писание, то неведение, каким мы, русские, грешим очень давно и, которое, по св. Иоанну Златоусту, есть источником всякого зла, могло привести ревнителей веры и святыни к столь неприкрытому поруганию той и другой» (9), к сему прилагает обращение архиепископа Антония (Храповицкого) к русским патриотам: «Считайте современных евреев вредными людьми, боритесь с ними всеми законными средствами, если это согласно с вашими мыслями о нуждах родины, но «не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не мыслите зла». (Пс.104:15). Тем более, что интеллигентные евреи в большинстве славят Маркса и Бабеля далеко выше Моисея» .

Далее профессор-священник убедительно утверждает, что Библия — не человеческого ума измышления, а соизволение Бога, «хотящего всем человекам спастись и в познание истины придти» (1 Тмф. 2:3-4). Он дает изумительно исчерпывающий анализ неразрывности Священного Писания Ветхого и Нового Завета, Пятикнижия (Торы) и Евангелия, обильно иллюстрируя этот факт текстами священного писания и Святоотеческих творений. В заключение он утверждает: «Как в Ветхом, так и в Новом Завете в основании благодатного общения людей с Богом лежит акт избавления, дарованный свободной милостью Иеговы, в одном случае – избавление народа от внешнего плотского рабства, в другом – каждого отдельного человека от рабства духовного. Там и здесь из этого избавления вытекает у людей чувство Богопринадлежности, сыновства Богу, а также сознание долга подчиняться и служить воле Божией и цель – уподобляться Богу… В Ветхом и Новом Завете Бог благодатно обитает в Своей Церкви: в Ветхом Завете – в национальном святилище библейского Израиля, в Новом Завете – в бесчисленных христианских храмах и в сердцах всех верующих в Бога».

В сентябре 1913 года о. Александра пригласили в суд быть экспертом по делу Бейлиса. Суть этого дела заключалась в том, что на Татарке в Киеве в глиняных карьерах 20.03.1911 г. было обнаружено тело мальчика Андрея Ющинского. В это время по карьерам ходил бригадир кирпичного завода Бейлис. Его-то и заподозрили в убийстве мальчика в ритуальных целях. Дело длилось более двух лет и получило большую огласку. На суде выдающийся психолог И.А.Сикорский доказывал, что по характеру ран на теле мальчика убийство совершено опытными в этом деле адептами с целью извлечения крови. В свою очередь о. Александр Глаголев, основываясь на данных Священного писания – Торы — и текстах Талмуда, авторитетно доказал, что евреям категорически запрещено употреблять любую кровь и, тем более, кровь человека. Бейлису был вынесен оправдательный вердикт. В этом деле о. Александр проявил не только свою безупречную эрудицию, но и большое мужество, поскольку ему пришлось претерпеть большое давление и в какой-то мере травлю со стороны определенных кругов.

Протоиерей Александр Глаголев был арестован 20 октября 1937 г. по обвинению в членстве в «фашистской организации церковников». Допрашивался 18 раз, его пытали. Он умер в тюрьме 25 ноября 1937 года.

Сын протоиерея Александра Глаголева, протоиерей Алексей Глаголев, и его близкие спасали евреев во время войны. Он остался на Подоле вместе с укрываемыми им людьми, несмотря на требование немецких властей ко всем жителям покинуть эту часть Киева. Осенью 1943 был задержан немецкими властями, дважды избит и вместе с сыном отправлен в Германию, но сумел бежать. Последствия избиений привели к его преждевременной смерти.

Мемориальная доска

30 января 2002 года к столетию протоиерея Алексея Глаголева на стене Киево-Могилянской академии (ул. Волошская, д. 8/5, корп. 5) установлена мемориальная доска, посвящённая священникам Александру и Алексею Глаголевым.

Прославление в лике святых

3 апреля 2019 года Священным Синодом Украинской Православной Церкви был прославлен в лике местночтимых святых Киевской епархии как священномученик. Также решением Синода был внесен в список Собора святых Киевской духовной академии.

Читать еще:  Житие Антония Сурожского - полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector