1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Феофилакт Болгарский

Феофилакт Болгарский

Феофилакт Болгарский, Архиепископ Болгарский

ФЕОФИЛАКТ БОЛГАРСКИЙ, архиеп., блж. (ум. ок. 1107), византийский экзегет. Род. на о. Эвбее. Приняв сан диакона, служил в Константинополе в соборе св. Софии. По некоторым данным, был учеником.

Феофилакт, архиепископ Охриды в византийской провинции Болгарии (вторая пол. XI-нач. XII в.) – крупный византийский богослов. Родом с о. Эвбеи, он долгое время служил диаконом при храме Святой Софии.

Феофилакт, архиепископ Охриды в византийской провинции Болгарии (вторая пол. XI – нач. XII в.) – крупный византийский богослов. Родом с о. Эвбеи, он долгое время служил диаконом при храме Святой.

Святой блаженный Феофилакт Болгарский составил толкование Нового Завета, а также подробное истолкование Деяний Апостолов, Соборных посланий Апостолов и Посланий Апостола Павла. В них он предлагает в.

Святой блаженный Феофилакт Болгарский составил толкование Нового Завета, а также подробное истолкование Деяний Апостолов, Соборных посланий Апостолов и Посланий Апостола Павла. В них он предлагает в.

Святой блаженный Феофилакт Болгарский составил толкование Нового Завета, а также подробное истолкование Деяний Апостолов, Соборных посланий Апостолов и Посланий Апостола Павла. В них он предлагает в.

Классический труд святоотеческой экзегезы – Толкование Евангелия Блаженного Феофилакта Болгарского было составлено архиепископом орхидским Феофилактом в конце одиннадцатого – начале двенадцатого века.

Классический труд святоотеческой экзегезы – Толкование Евангелия Блаженного Феофилакта Болгарского было составлено архиепископом орхидским Феофилактом в конце одиннадцатого – начале двенадцатого века.

Классический труд святоотеческой экзегезы – Толкование Евангелия Блаженного Феофилакта Болгарского было составлено архиепископом орхидским Феофилактом в конце одиннадцатого – начале двенадцатого века.

Классика православной духовной литературы – «Толкование на Святое Евангелие» Феофилакта Болгарского – основа основ в понимании того, во Что и в Кого верует православная церковь. Каждое предложение.

Биография и житие

К сожалению, мало что известно о жизни Феофилакта Болгарского, ведь он не пользовался огромной популярностью и не принадлежал к влиятельной семье правителей и наместников. Его заслугой стало только верное служение Богу и бесконечная вера в него. Феофилакт Болгарский появился на свет в период с 1050 по 1060 год. Предположительным местом рождения считается город Халкисе, что стоит на острове Эвбея. О детстве Феофилакта и его семье ничего не известно.

Начало служения

Невозможно даже дать точных данных об образовании Феофилакта. Известно лишь, что получил он его в Константинополе в духовной семинарии. Своеобразным учителем для Феофилакта стал выдающийся и знаменитый мыслитель Михаил Пселл. Именно он повлиял на мировоззрение будущего святого.

В самом начале своего служения Феофилакт принял титул диакона. Главной его обязанностью стало преподавание в местной школе науки риторики. Он же учил и толкованию святых текстов.

Это интересно! Диакон — человек, имеющий низший титул в иерархии священников. Он участвовал в богослужениях в качестве помощника. Диакон не может самостоятельно вести и совершать таинства, не имеет права и на проведение христианских собраний. Его роль скорее эстетическая, нужная лишь для придания церковным обрядам своеобразной красоты и мистичности.

Феофилакт Болгарский получил этот титул в соборе святой Софии, что построен в Константинополе. Так диакон приблизился ко двору византийского императора Михаила. Феофилакт Болгарский так же имел связи с патриархом и часто прислуживал ему при богослужениях.

После смерти византийского императора Феофилакт становится учителем и наставником малолетнего царевича Константина. Именно по побуждениям его матери императрицы Марии, диакон начинает заниматься литературной деятельностью. Вот тогда и был создан главный из его трудов.

Архиепископ и отец Церкви

Чуть позже блаженный Феофилакт отправляется в Болгарию. Там его назначили архиепископом Охрида. Это можно было считать ссылкой. Есть версии, что это произошло из-за связи с малолетним Константином, семья которого терпела опалу. В это время в Византии произошел переворот, сменилась правящая династия.

В Болгарии будущего святого Феофилакта встречают новые трудности. В городе местные жители были крайне неприветливы. Вид чужака вызывал в них только яростные крики. Все дело было не столько в архиепископе, сколько в его предназначении. Тогда болгарская православная церковь потеряла независимость. Любой, кто приезжал из Константинополя и являлся наместником византийской власти, считался врагом.

Долгие годы Феофилакт Болгарский занимался организацией нового места своего служения. Светские власти также были крайне недоброжелательны и поддержки Феофилакту не оказывали. Процветали местные ереси. Близость к границам также несла свои опасности. Нередки были случаи набегов и расхищения церковного имущества.

Ценой больших усилий Феофилакт Болгарский все же смог преодолеть кризис. Отношения с паствой были налажены, ересь искоренена.

Особенно ревностно Феофилакт относился к выбору служителей. Каждого из них, архиепископ отбирал лично. Известна история о том, как однажды местный правитель попросил архиепископа взять к себе на службу своего фаворита. На такую просьбу Феофилакт Болгарский ответил отказом, сказав, что если бы этот человек был достоин духовного сана, то предложение правителя стало бы благословением и радостью. Фаворит был не благочестив, и, несмотря на связи с болгарским правителем, не смог получить желаемого.

Также остро стоял и вопрос с расхищением имущества церкви. Город, в котором служил Феофилакт, располагался очень далеко от столицы. Именно поэтому местные сборщики налогов, прикрываясь ложью, собирали в два раза большие суммы. Архиепископ получал письма от подчиненных ему епископов, в которых они рассказывали о своих бедах и горестях. Никакие меры не помогали. Враги Феофилакта стали распускать о нем позорные слухи по всей империи, которые доходили до самого императора. Якобы именно архиепископ наживается на церкви.

В Болгарии появился человек по имени Лазарь, который стал собирать всех тех, кто ненавидел Феофилакта. Сам архиепископ верил, что с Божией помощью он сможет перенести все невзгоды. Так и случилось. Феофилакт Болгарский часто ездил в Константинополь. Благо, там у него было много влиятельных друзей. Они и поддержали архиепископа в трудную минуту. Вскоре восторжествовал закон и справедливость, Лазарь был казнен.

Именно в Болгарии расцветает литературный талант блаженного Феофилакта. Здесь он пишет произведения, которые и помогли ему сохраниться в истории. Уже при жизни его стали называть «блаженным» и «благовестником» за свои свершения. Хоть Феофилакт и не входил в число православных святых, многие славянские и греческие авторы называют его святителем. Сколько времени прожил архиепископ на чужбине, не известно. Также нет данных и о его возможных разъездах по стране.

Официальной датой смерти считается 1107 год.

Творения

Центром плодовитой литературной деятельности блаж. Феофилакта является толкование на книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Лучший оригинальный труд его в этой области — комментарий на Евангелие, особенно на св. Матфея. Им часто допускается аллегорическое истолкование текста, местами — умеренная полемика с ересями. Толкования на Деяния Апостолов и на послания большей частью почти буквально списаны с малоизвестных IX и Х в., без указания источника. Важны полемическое сочинение его против латинян, написанное в примирительному духе, и слово о 15 мучениках, в Тивериуполе (Струмице) при Юлиане пострадавших.

Истолковательные

  • Толкование на пять малых пророков: Осию, Авввакума, Иону, Наума и Михея.
  • Толкование на Четвероевангелие — «Благовестник».
  • Толкование на Деяния святых апостолов.
  • Толкование на соборные послания.
  • Толкование на послание святого апостола Павла.

Обличительные

  • Рассуждение о том, в чем обвиняются латиняне.

Поучительные

  • Слово в неделю Крестопоклонную.
  • Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы.
  • Похвальное слово императору Алексию Комнину.
  • О царском воспитании.
Читать еще:  Феодор Студит - житие и биография преподобного, труды и правила, творения, дни памяти

Исторические

  • Слова о мученичестве Тивериупольских мучеников.
  • Известно более ста тридцати писем. Все они написаны во время его архиепископства, и некоторые касаются современных ему событий, неизвестных ни из каких других источников.

Почитание

Блаженный Феофилакт пользовался с древних времен славой святого отца и учителя Церкви. Так надписаны некоторые древние списки его творений и старопечатные славянские издания его Благовестника. И греческие писатели иногда называют его святым и ссылаются на его творения как на произведения святителя, мысли которого должны быть уважаемы как мысли отца и учителя Церкви. Не позднее начала XX века память его стала помещаться в сербских синаксарях под 31 декабря — так в «Охридском прологе» святителя Николая (Велимировича); в сербских житиях святых, составленных преподобным Иустином (Поповичем). Впоследствии её стали отмечать и в греческой среде [8], и в Православной Церкви в Америке [9], и в Русской Православной Церкви Заграницей [10].

Толкование на Святое Евангелие

Блаженный Феофилакт Болгарский является одним из самых уважаемых учителей Церкви. Творения его всегда почитались церковными писателями наравне с творениями прочих святых отцов и учителей Церкви. Толкование на Святое Евангелие блаженного Феофилакта является самым обширным и ценным его трудом. Будучи прекрасно знаком со святоотеческими творениями, он умело собрал из них и объединил все то, что было наилучшим и наиболее существенным для понимания и истолкования Священного Писания. Это качество составляет главное достоинство его толкований, и потому они значительно облегчают труд для всякого, кто хотел бы изучать новозаветные Писания по творениям святых отцов, кто хотел бы проникнуться истинно-святоотеческим духом понимания Нового Завета или познакомиться со святоотеческим отношением к нему.

Оглавление

  • Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский и его творения
  • Предисловие автора
  • Толкование на Евангелие от Матфея

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Толкование на Святое Евангелие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС Р18-826-3515)

Текст печатается по изданию:

Благовестник. Толкования на Святые Евангелия блаж. Феофилакта, архиеп. Болгарского. СПб.: Тип. П. Сойкина, 1910

© Издательство «Благовест» — текст, оформление, оригинал-макет, 2018

Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский и его творения

Блаженный Феофилакт был родом из города Халкиса в Греции. Год его рождения с точностью не известен; можно только сказать, что родился он приблизительно в первой половине одиннадцатого столетия.

Первую половину своей жизни, и притом большую ее, он провел в Константинополе. Здесь он получил прекрасное образование и здесь же начал свое служение на пользу Церкви в звании диакона Великой церкви. Несмотря на небольшой сан, звание это было очень важным в то время, так как эти диаконы были ближними помощниками патриарха почти во всех делах его служения.

На обязанности Феофилакта лежало объяснение Священного Писания и произнесение поучений. В этом деле он проявил замечательный ораторский талант и большие знания не только в литературе святоотеческой, но и в светской, так что его современники считали его образцовым проповедником и в этом смысле называли его «учителем риторов».

В звании диакона Великой церкви он пробыл довольно продолжительное время, так как патриарх Константинопольский долго не хотел отпускать его от себя, как выдающегося, даровитого сотрудника, и только в довольно преклонном возрасте, приблизительно в 1081 году, он был назначен в Болгарию, в церковном отношении зависевшую от Константинополя, — первоиерархом этой страны, архиепископом Охридским.

Деятельность его в сане архиепископа протекала в очень тяжелых условиях, так как паства была темна и груба и, кроме того, в Болгарии было очень много еретиков. Павликиане, богомилы и другие еретики, благодаря своей многочисленности, сильно рассеивали в народе свои заблуждения и вооружали народ против Православия и архиепископа. Сознавая, что бороться с таким злом можно только просвещением и назначением достойных пастырей, блаженный Феофилакт, с одной стороны, ревностно поучал народ, устно и письменно излагая на основании святоотеческих творений истинный смысл новозаветных Писаний и рассылая многочисленные послания, — в результате после него осталось много посланий к разным лицам, кратких рассуждений о еретиках и разных истолковательных трудов, — с другой же стороны, при выборе пастырей он руководился или благочестием кандидатов, строгостью их жизни, или же их ученостью и красноречием. В этом случае никакие сторонние побуждения, ни родство, ни дружба, ни просьбы, ни давления светской власти не могли его заставить избрать недостойного или неизвестного. Так, однажды дук (князь) Скопийский просил его произвести в епископы одного неизвестного человека, и блаженный Феофилакт с достоинством и силой отвечал ему:

— Ни тебе, государь мой, не следует вмешиваться в это великое дело, которое должно совершать со страхом, ни мне легкомысленно решаться сообщать Божественную благодать.

Правитель обещался благодарить святителя за исполнение его просьбы, но блаженный Феофилакт и на это отвечал:

— Государь мой! Если тот, о котором ходатайствуешь, таков же (т. е. как и другие избранные), то не ты должен благодарить меня, а я тебя. Если же он ни в нашей Церкви неизвестен, ни в Константинополе не заслужил особенного одобрения за благочестие и просвещение, то не оскорбляй Бога и не приказывай нам; ибо нам заповедано «повиноваться Богови паче, нежели человеком» (Деян. 5, 29).

Осуществляя строгий и внимательный надзор за всеми пастырями, блаженный Феофилакт избегал резких мер, но всегда старался повлиять кротким внушением и убеждением. Примером этого может служить его поведение во время столкновений с триадицким епископом, который несправедливо преследовал одного престарелого монаха. Блаженный Феофилакт все время старался увещаниями и посланиями повлиять на епископа, но тот не только не слушался его, но даже, став врагом, ездил в Константинополь и старался оклеветать там своего архиепископа. И вот, несмотря на все эти поступки непокорного епископа, блаженный Феофилакт впоследствии с любовью и всепрощением отнесся к нему, когда тот обратился к нему с просьбой простить его. «Только молись за меня, — писал блаженный Феофилакт епископу, — и благословляй, а не кляни того, ко тебя любит».

Наконец, ему приходилось бороться и против пропаганды. Памятником этой борьбы осталось его «Рассуждение о том, в чем обвиняются латиняне». В нем блаженный Феофилакт избегает препирательств о второстепенных разногласиях и обычаях, ибо, как он говорит, не всякое различие в обычаях должно вести к разделению, но только то, которое касается догматов.

Все латинские разногласия, помимо догматов, он хотя и называет несправедливыми, но считает возможным покрыть их христианской любовью.

Вооружается же он главным образом против прибавления к Символу веры «и от Сына».

«Здесь, — пишет блаженный Феофилакт, — самое опасное зло, и если не позволяют сделать исправлений, то уступать не надо, хотя бы говорили они от престола, которым так хвалятся возносящиеся, хотя бы выставляли исповедание Петрово, хотя бы обещали блаженство, хотя бы показывали нам ключи Царствия Небесного… Впрочем, и в этом отношении не надо спорить о словах, а смотреть на дело; надо обращать внимание на то, не зависит ли здесь что-нибудь от бедности языка; притом в беседах могут встречаться выражения не точные; только от исповедания веры надо требовать полной определенности. Не будем слишком спорить с непокорным умом этих людей ни об опресноках, ни о постах, ни о прочем. Надо терпеть зло, чтобы предотвратить большее, надо попускать то, что переменить нельзя, дабы не разрушить общения любви. По примеру апостолов надо являться слабым для слабых и следовать примеру Спасителя, положившего душу Свою для того, чтобы собрать рассеянных чад в единое стадо».

Читать еще:  Житие Пантелеймона целителя - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

Блаженный Феофилакт хотя и был греком по рождению и воспитанию, но для Болгарской Церкви он был истинным отцом. Несмотря на огорчения, которые ему приходилось испытывать во время своего архиепископства, он с неослабевающей ревностью стоял за ее независимость, за ее имущество и все ее интересы, если им с какой-либо стороны грозил ущерб. А это приходилось встречать со всех сторон. Во-первых, при внутреннем и внешнем упадке Византийской империи, которой было подвластно Болгарское царство, Болгарской Церкви приходилось нести бремя двойных налогов — в пользу государства и для удовлетворения корыстолюбия самих сборщиков. Находясь вдали от столицы, эти чиновники без всякого опасения расхищали церковное имущество под предлогом законного сбора. Во-вторых, Болгарская Церковь в его время много страдала от враждебных нападений соседних народов. Варвары, опустошая страну, грабили и жгли храмы, расхищали церковное имущество и вынуждали духовенство скрываться в лесах и пустынях.

Во время нападения на Болгарское царство аллурийцев блаженный Феофилакт и сам должен был спасаться бегством из Охриды в Солунь. Ревностный архипастырь, отечески сочувствуя скорбям Болгарской Церкви, употреблял все бывшие в его руках средства к облегчению ее бедствий, а когда не находил их у себя, тогда обращался с просьбой о помощи к другим. Очень часто эти заботы побуждали его ездить даже в Константинополь, чтобы там лично ходатайствовать по делам ее, и эти поездки всегда приносили хорошие результаты. Его константинопольские друзья то ходатайствовали по его делам перед императором, то помогали бедным Болгарским церквям своим имуществом.

При всех бедствиях, какие приходилось испытывать Болгарской Церкви, блаженный Феофилакт ни за что не соглашался пожертвовать ее самостоятельностью и отдать ее под покровительство Константинопольского патриарха, подобно тому как это делали даже и некоторые патриархи. Хотя это гарантировало бы и ему самому, и Болгарской Церкви большое спокойствие, но все-же он не хотел поступиться ее всегдашними правами ради временных выгод.

Чтобы лучше видеть нужды Болгарской Церкви, блаженный Феофилакт собирал епископов на соборы и здесь рассматривал все, что требовало исправления и улучшения. Здесь же подвергал общему обсуждению и то, для чего нужно было взаимное совещание.

Созывайте этих соборов он считал настолько важной своей обязанностью, что даже болезни не могли удержать его от ее исполнения. «Я еще не освободился от тяжкой болезни, — писал он однажды, собираясь на собор, — как священный глас церковных правил побудил меня к созванию священного собора. Глас поистине Христов возбуждает от одра, дает силы к свободному движению и путешествию и повелевает нести сам одр».

Несмотря на то, что блаженный Феофилакт был достойнейшим пастырем, у него все же было много и личных врагов. Беззаконные сборщики, еретики, опальные пастыри — все они старались оклеветать его не только в Болгарии среди народа, но и в Константинополе перед императором и патриархом.

Впрочем, как и следовало ожидать, эти клеветники нигде не имели большого успеха. В Болгарии народ, хотя и темный, но простосердечный и искренне религиозный, вскоре высоко оценил своего достойного архипастыря и потому не легко поддавался клеветническим внушениям его врагов, а в Константинополе жило много его друзей, среди которых была сама благочестивая императрица Мария, и которые хорошо его знали по прежней его деятельности в Константинополе, знали его истинно христианские достоинства и потому всегда оказывали ему поддержку в трудных обстоятельствах его жизни.

Вообще нужно сказать, что много труда и энергии потратил блаженный Феофилакт при управлении Болгарской Церковью, много скорбей и неприятностей пришлось испытать ему, но ничто не победило его апостольской ревности, которую он сохранял до конца своей многотрудной жизни. Умер он приблизительно в 1107 году, пробыв Болгарским епископом около тридцати лет. В своих письмах, относящихся к этому году, блаженный Феофилакт часто говорил о своих недугах и болезнях, которые препятствуют его архипастырской деятельности и приковывают к одру. Так как в числе известных писем, принадлежащих этому святителю, до нас не дошло ни одного, которое с полной уверенностью можно было бы отнести к более позднему времени, чем 1107 год, то есть основание полагать, что в это именно время он и скончался.

Блаженный Феофилакт является одним из самых уважаемых учителей Церкви. Творения его всегда почитались церковными писателями наравне с творениями прочих святых отцов и учителей Церкви, а некоторые называли его даже святым. Это название встречается в некоторых древних списках его творений, а также в старопечатных изданиях «Благовестника» на славянском языке. Святым блаженным Феофилакт назван и в «Церковной истории» известного греческого писателя Мелетия Афинского, а наш святитель Димитрий Ростовский говорит о нем в своей проповеди «Драгоценнейшая Жемчужина», как о «святом Феофилакте, архиепископе Болгарском», и в другом месте называет его «толковником Евангельским, Феофилактом святым». Вообще, блаженный Феофилакт пользовался всегда великим уважением, как отец и учитель Церкви. Такое отношение к себе он заслужил вполне, так как вся его жизнь и деятельность на пользу Церкви, как мы видели, отличалась истинно-апостольской ревностью, а творения его, написанные под большим влиянием святоотеческой литературы, вполне отражают в себе ее святой и глубокий характер.

Из творений блаженного Феофилакта, кроме упомянутого «Рассуждения» против латинян и нескольких кратких рассуждений против еретиков, известно более ста тридцати писем, несколько слов (на неделю крестопоклонную, на день Введения во храм Пресвятой Богородицы, похвальное слово императору Алексею Комнину, слово о мученичестве тивериупольских мучеников), сочинение о царском воспитании и, наконец, его толкования:

1) на пять малых пророков — Осию, Аввакума, Иону, Наума и Михея,

2) на четырех евангелистов («Благовестник»),

3) на Деяния Апостольские,

4) на Соборные послания,

5) на послания апостола Павла.

«Толкования» являются самым обширным и ценным трудом блаженного Феофилакта. Приобрести навык к объяснению Священного Писания он мог еще в то время, когда поселился в Константинополе и в звании ритора Великой церкви, или Священной Софии, стал перед народом истолковывать Библию с назидательными целями.

Хотя в своих толкованиях блаженный Феофилакт не является вполне самостоятельным, но зато, будучи прекрасно знаком со святоотеческими творениями и любя их, он в высшей степени умело собрал из них и объединил все то, что было наилучшим и наиболее существенным для понимания и истолкования Священного Писания.

Это качество составляет главное достоинство его толкований, и потому они значительно облегчают труд для всякого, кто хотел бы изучать новозаветные Писания по творениям святых отцов, кто хотел бы проникнуться истинно-святоотеческим духом понимания Нового Завета или познакомиться со святоотеческим отношением к нему.

Из всех отцов Церкви самое большое влияние на него оказал св. Иоанн Златоуст. Это был его любимейший истолкователь Священного Писания. Его толкования он приводит в своих трудах или буквально, или немного сокращая их и вставляя только отчасти свои выражения и некоторые мысли.

Из цельных истолковательных трудов блаженного Феофилакта самым большим является его «Благовестник», или толкование на четыре Евангелия. И все, что мы сказали о характере его трудов, нужно в особенности сказать о «Благовестнике». Поэтому и труд этот можно особенно рекомендовать всякому, кому дорого и интересно познакомиться с истинно-святоотеческим толкованием Священного Писания.

Книги Блаженного Феофилакта Болгарского

Блаженный Феофилакт Болгарский — автор 33 книг. Из известных произведений можно выделить: Толкование на Святое Евангелие, Толкование на Евангелие, Благовестник II. Толкование на Апостол. Все книги можно читать онлайн и бесплатно скачивать на нашем портале.

Феофилакт, архиепископ Охриды в византийской провинции Болгарии — крупный византийский богослов. Родом с о. Эвбеи, он долгое время служил диаконом при храме Святой Софии в Константинополе и ритором. Его обязанностью было объяснять Священное Писание и составлять поучительные слова от имени патриарха. Став архиепископом Болгарской Церкви, блаженный Феофилакт показал себя мудрым и твердым пастырем. .

  • Толкования Священного Писания
  • Православие
Читать еще:  Авва Дорофей: душеполезные поучения, книги и послания святого, житие

Едва ли можно постигнуть безмерную глубину Священного Писания без опытного наставника. Никогда не оскудевала Церковь Христова такими учителями, один из которых — блаженный Феофилакт Болгарский. Его «Благовестник» — толковое Четвероевангелие, написанное на греческом языке и переведенное в Болгарии на славянский, стало широко известно в России и до сих пор пользуется непререкаемым авторитетом. Толко.

  • Толкования Священного Писания

Бла­жен­ный Фео­фи­лакт, грек ро­дом, за­ни­мал ар­хи­епи­скоп­ский пре­стол Бол­га­рии на ру­бе­же XI–XII ве­ков. Мно­ги­ми пи­са­те­ля­ми ему ус­воя­ет­ся на­име­но­ва­ние свя­то­го от­ца и учи­те­ля Церк­ви за его мно­го­труд­ную и свя­тую жизнь и бо­го­дух­но­вен­ные пи­са­ния. Его тол­ко­ва­ние на Чет­ве­ро­еван­ге­лие есть свод со­кра­щен­ных изъ­яс­не­ний свя­тых от­цов, осо­бен­но Ио­ан­на.

  • Толкования Священного Писания

Блаженный Феофилакт составил на греческом языке комментарий ко всему Новому Завету, кроме Откровения. В своих толкованиях он следует традиции отцов антиохийской школы, особенно святителя Иоанна Златоуста. В этой книге представлено толкование на Деяния святых апостолов, Соборные послания апостолов, Послания апостола Павла.

  • Религии
  • Христианство
  • Толкования Священного Писания

О пользе чтения книг Нового Завета знает каждый, кто считает себя христианином. Однако велика опасность самовольного толкования Священных Книг. Недаром святитель Ириней Лионский убеждал христиан изучать Слово Божие не иначе как с «пресвитерами Церкви, у которых есть апостольское учение». Вниманию читателя предлагаются труды блаженного Феофилакта Болгарского, известного византийского богослова и.

  • Толкования Священного Писания

Феофилакт, архиепископ Охриды в византийской провинции Болгарии (ныне в Македонии), называемый Болгарским, крупный византийский богослов. Родом с острова Эвбеи, он получил звание диакона при храме святой Софии в Константинополе. Был воспитателем сына императора Михаила VII, будущего императора Константина Порфирородного; ему покровительствовала его мать императрица Мария, по желанию которой Феофил.

  • Религии
  • Христианство
  • Богослужебная литература, молитвы, акафисты

Святой блаженный Феофилакт Болгарский составил толкование Нового Завета, а также подробное истолкование Деяний Апостолов, Соборных посланий Апостолов и Посланий Апостола Павла. В них он предлагает в основном сокращение обширных толкований древних отцов Церкви, из которых берет только то, что нужно для точного уразумения объясняемого места.

  • Священные тексты

Феофилакт, архиепископ Охриды в византийской провинции Болгарии (вторая пол. XI – нач. XII в.) – крупный византийский богослов. Родом с о. Эвбеи, он долгое время служил диаконом при храме Святой Софии в Константинополе и ритором. Его обязанностью было объяснять Священное Писание и составлять поучительные слова от имени патриарха. Став архиепископом Болгарской Церкви, блаженный Феофилакт показал се.

  • Священные тексты

Классический труд святоотеческой экзегезы — Толкование Евангелия Блаженного Феофилакта Болгарского было составлено архиепископом орхидским Феофилактом в конце одиннадцатого — начале двенадцатого века нашей эры. В книгу вошли толкования всех четырех Евангелий: толкование Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна. Вскоре после создания Толкование Евангелия было переведено на русский язык. На.

  • Религии
  • Священные тексты

Феофилакт, архиепископ Охриды в византийской провинции Болгарии (ныне в Македонии), называемый Болгарским, крупный византийский богослов. Родом с острова Эвбеи, он получил звание диакона при храме святой Софии в Константинополе. Был воспитателем сына императора Михаила VII, будущего императора Константина Порфирородного; ему покровительствовала его мать императрица Мария, по желанию которой Феофил.

  • Религии
  • Христианство
  • Богослужебная литература, молитвы, акафисты

Феофилакт Болгарский, архиепископ Охриды в византийской провинции Болгарии (вторая пол. XI — нач. XII в.), крупный византийский богослов. Родом с о. Эвбеи, он долгое время служил диаконом при храме Святой Софии в Константинополе и ритором. Там он преуспел в объяснении Священного Писания и составлении поучительных слов от имени патриарха. Став архиепископом Болгарской Церкви, блаженный Феофилакт по.

  • Религиоведение

Феофилакт, архиепископ Охриды в византийской провинции Болгарии (вторая пол. XI-нач. XII в.) – крупный византийский богослов. Родом с о. Эвбеи, он долгое время служил диаконом при храме Святой Софии в Константинополе и ритором. Его обязанностью было объяснять Священное Писание и составлять поучительные слова от имени патриарха. Став архиепископом Болгарской Церкви, блаженный Феофилакт показал себя.

  • Священные тексты

Феофилакт Болгарский, архиепископ Охриды в византийской провинции Болгарии (вторая пол. XI — нач. XII в.), крупный византийский богослов. Родом с о. Эвбеи, он долгое время служил диаконом при храме Святой Софии в Константинополе и ритором. Там он преуспел в объяснении Священного Писания и составлении поучительных слов от имени патриарха. Став архиепископом Болгарской Церкви, блаженный Феофилакт по.

  • Духовная проза

Блаженный Феофилакт составил на греческом языке комментарий ко всему Новому Завету, кроме Откровения. В своих толкованиях он следует традиции отцов антиохийской школы, особенно святителя Иоанна Златоуста. В этой книге представлено толкование на святые благовествования от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна

  • Религии
  • Христианство
  • Толкования Священного Писания

Феофилакт Болгарский, архиепископ Охриды в византийской провинции Болгарии (вторая пол. XI — нач. XII в.), крупный византийский богослов. Родом с о. Эвбеи, он долгое время служил диаконом при храме Святой Софии в Константинополе и ритором. Там он преуспел в объяснении Священного Писания и составлении поучительных слов от имени патриарха. Став архиепископом Болгарской Церкви, блаженный Феофилакт по.

  • Религии
  • Христианство
  • Толкования Священного Писания

Русская религиозная мысль всегда была одним из наиболее значимых направлений развития как общемировой религиозной философии и теологии, так и в целом российского государства на разных этапах его становления. Именно в России религиозное мышление достигало как своих наиболее значимых вершин, так и своих наиболее необычных форм. От ранних форм религиозного сознания до полного запрета на религиозную ф.

  • Христианство

Классика православной духовной литературы — «Толкование на Святое Евангелие» Феофилакта Болгарского — основа основ в понимании того, во Что и в Кого верует православная церковь. Каждое предложение, буквально каждая буква Нового Завета внимательно истолковываются Феофилактом Болгарским, раскрывая смысл изречений, скрытых от глаза современного человека. Священные книги раскрываются во всей полноте, .

  • Православие

Блаженный Феофилакт Болгарский уже с древних времен пользовался славой святого отца и учителя Церкви. Многие духовные писатели древности называют его святым и ссылаются на его творения как на произведения святителя. Блаженный Феофилакт составил на греческом языке комментарий ко всему Новому Завету, кроме Откровения. В своих толкованиях он следует традиции отцов антиохийской школы, особенно святите.

  • Православие

Выходные данные отсутствуют.Благовестник или толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского, на Святое Евангелие в четырех книгах. Блаженный Феофилакт пользовался с древних времен славой святого отца и учителя Церкви. Так надписаны некоторые древние списки его творений и старопечатные славянские издания его «Благовестника». И греческие писатели иногда называют его святым и ссылаются на.

  • Религии

Русская религиозная мысль всегда была одним из наиболее значимых направлений развития как общемировой религиозной философии и теологии, так и в целом российского государства на разных этапах его становления. Именно в России религиозное мышление достигало как своих наиболее значимых вершин, так и своих наиболее необычных форм. От ранних форм религиозного сознания до полного запрета на религиозную ф.

  • Религиоведение

Русская религиозная мысль всегда была одним из наиболее значимых направлений развития как общемировой религиозной философии и теологии, так и в целом российского государства на разных этапах его становления. Именно в России религиозное мышление достигало как своих наиболее значимых вершин, так и своих наиболее необычных форм. От ранних форм религиозного сознания до полного запрета на религиозную ф.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector