0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мученик Авра́мий (Авраа́мий) Болгарский, Владимирский

Краткое житие мученика Аврамия (Авраамия) Болгарского, Владимирского чудотворца

Му­че­ник Ав­раа­мий ро­дил­ся в Кам­ской Бол­га­рии (бол­га­ры жи­ли меж­ду ре­ка­ми Вол­гою и Ка­мою, впо­след­ствии по­сте­пен­но утра­ти­ли свою на­род­ность и сме­ша­лись с по­бе­див­ши­ми их та­та­ра­ми) и вос­пи­тан был в ма­го­ме­тан­ской ве­ре, ко­то­рую ис­по­ве­до­ва­ли его со­оте­че­ствен­ни­ки. Он был че­ло­век с боль­ши­ми сред­ства­ми и за­ни­мал­ся тор­гов­лею, был при­стра­стен к су­ет­ным бла­гам ми­ра се­го и чув­ствен­ным удо­воль­стви­ям, ока­зы­вал го­сте­при­им­ство стран­ни­кам и ни­щим. По бла­го­да­ти Бо­жи­ей Ав­ра­амий убе­дил­ся в лжи­во­сти ма­го­ме­тан­ской и в ис­тин­но­сти хри­сти­ан­ской ве­ры и сде­лал­ся ис­тин­ным хри­сти­а­ни­ном. Ис­по­ве­дуя ве­ру Хри­сто­ву, он пре­был непо­ко­ле­бим в пра­ви­лах уче­ния Спа­си­те­ля и за то по­стра­дал от сво­их еди­но­зем­цев. Ко­гда он при­е­хал для тор­гов­ли в их так на­зы­ва­е­мый ве­ли­кий град Бол­га­ры, его скло­ня­ли и по­том при­нуж­да­ли от­речь­ся от Хри­ста. На эти угро­зы бла­жен­ный Ав­раа­мий от­ве­чал от­ка­зом. То­гда бол­га­ры, рас­сви­ре­пев, за­то­чи­ли его в тем­ни­цу на мно­го дней, а за­тем, ви­дя непре­клон­ность его в ве­ре, от­сек­ли ему спер­ва ру­ки, по­том но­ги и го­ло­ву. Му­че­ни­че­ски скон­чал­ся свя­той Ав­раа­мий 1 ап­ре­ля 1229 го­да. Быв­шие на яр­мар­ке хри­сти­ане, ве­ро­ят­но, му­ром­ские куп­цы, бла­го­го­вей­но по­греб­ли те­ло стра­сто­терп­ца на хри­сти­ан­ском клад­би­ще в Бол­га­рах. За­ме­тив со­вер­шав­ши­е­ся над гро­бом его чу­дес­ные ис­це­ле­ния боль­ных хри­сти­ан, они до­нес­ли обо всем бла­го­вер­но­му ве­ли­ко­му кня­зю Ге­ор­гию Все­во­ло­до­ви­чу и через год от­вез­ли те­ло му­че­ни­ка во Вла­ди­мир, где ве­ли­кий князь Ге­ор­гий Все­во­ло­до­вич, су­пру­га его, де­ти, Вла­ди­мир­ский епи­скоп Мит­ро­фан, ду­хо­вен­ство, на­род встре­ти­ли мо­щи Ав­раамия и пе­ре­нес­ли их в оби­тель, на­зы­вав­шу­ю­ся Кня­ги­нин мо­на­стырь, и там по­ло­жи­ли 6 мар­та 1230 г. в церк­ви Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

По­сле кон­чи­ны Ав­раа­мия го­род Бол­га­ры по­чти весь вы­го­рел. Рус­ские ле­то­пис­цы го­во­рят, что эти по­жа­ры Гос­подь по­сы­лал в на­ка­за­ние за непо­вин­ную кровь Ав­раа­мия.

Полное житие мученика Аврамия (Авраамия) Болгарского, Владимирского чудотворца

Этот бо­га­тый и знат­ный ку­пец жил в Волж­ской Бул­га­рии в кон­це XII – на­ча­ле XIII вв. Жизнь это­го че­ло­ве­ка силь­но от­ли­ча­лась от жиз­ни мно­гих его зем­ля­ков и со­пле­мен­ни­ков. Был он че­ло­ве­ком необык­но­вен­но со­стра­да­тель­ным, ми­ло­сти­вым к бед­ству­ю­щим, тра­тил свои бо­гат­ства на нуж­ды страж­ду­щих. По­се­щая рус­ские го­ро­да, об­ща­ясь с рус­ски­ми куп­ца­ми, он глу­бо­ко за­ин­те­ре­со­вал­ся хри­сти­ан­ской ве­рой. По Бо­жию смот­ре­нию бла­го­дать кос­ну­лась его серд­ца и, по­знав ис­ти­ну свя­той ве­ры Хри­сто­вой, он при­нял Свя­тое Кре­ще­ние. Так сей ку­пец ста­но­вит­ся хри­сти­а­ни­ном и по­лу­ча­ет но­вое имя, с ко­то­рым и за­пи­сан на стра­ни­цах Кни­ги жиз­ни, – Ав­ра­амий (ни­где в ле­то­пи­сях не упо­ми­на­ет­ся об име­ни свя­то­го до Кре­ще­ния). По Кре­ще­нии свя­той еван­гель­ским сло­вом, а глав­ное – хри­сти­ан­ским об­ра­зом жиз­ни несет апо­столь­скую про­по­ведь сре­ди сво­е­го на­ро­да. И как до при­ня­тия хри­сти­ан­ства со­стра­дал Ав­ра­амий бед­стви­ям и ли­ше­ни­ям ближ­них, так по при­ня­тии спа­си­тель­ной ве­ры Хри­сто­вой стал бо­лез­но­вать ду­хом и скор­беть о ду­хов­ных бед­стви­ях сво­их еди­но­зем­цев, о незна­нии ими ис­тин­но­го Бо­га неба и зем­ли, от­крыв­ше­го­ся нам через Еди­но­род­но­го Сы­на Сво­е­го во Свя­том Ду­хе, и о про­ис­хо­дя­щем от се­го незна­ния неустрой­стве и бес­по­ря­доч­но­сти нра­вов (Ин.17:3; Рим.25:31). Оду­шев­лен­ный свя­тою рев­но­стью по свя­той ве­ре и брат­скою лю­бо­вью к нече­сти­вым со­пле­мен­ни­кам сво­им, Ав­ра­амий, бу­дучи по тор­го­вым де­лам в сто­ли­це Волж­ской Бул­га­рии – Ве­ли­ких Бул­га­рах, во вре­мя яр­мар­ки (ага-ба­за­ра) вме­сто то­го, чтобы за­ни­мать­ся тор­гов­лею и при­об­ре­тать бла­га вре­мен­ные, зем­ные, на­чи­на­ет бла­го­вест­во­вать сво­им еди­но­пле­мен­ни­кам о бла­гах веч­ных, нетлен­ных, и пред­ла­га­ет им про­по­ведь о Хри­сте бо­го­че­ло­ве­ке, «рас­пен­шем­ся за ны во­лею, вос­крес­ше­му из мерт­вых и со сла­вою во­с­нес­шем­ся с пло­тию на небо», о без­на­чаль­ном Его От­це и о со­веч­ном От­цу и Сы­ну Все­свя­том Ду­хе.

В изум­ле­ние при­шли бол­га­ры, услы­шав про­по­ведь хри­сти­ан­скую от сво­е­го еди­но­пле­мен­ни­ка и быв­ше­го еди­но­вер­ца. Его со­оте­че­ствен­ни­ки не толь­ко не изъ­яви­ли со­чув­ствия к про­по­ве­ди свя­то­го му­жа, но да­же раз­дра­жи­лись на про­по­вед­ни­ка, осо­бен­но ко­гда уви­да­ли его непре­клон­ность по­сле мно­го­крат­ных уве­ща­ний и со­ве­тов оста­вить хри­сти­ан­скую ве­ру. Они ста­ли Ав­ра­амия пер­во­на­чаль­но, как лю­би­мо­го все­ми, уго­ва­ри­вать, чтоб оста­вил Хри­сто­ву ве­ру. Ко­гда лас­ко­вые убеж­де­ния не по­дей­ство­ва­ли на ис­по­вед­ни­ка Хри­сто­ва име­ни, ему ста­ли угро­жать от­ня­ти­ем име­ния. На эти угро­зы бла­жен­ный от­ве­чал, что за Хри­ста Спа­си­те­ля он го­тов ли­шить­ся не толь­ко име­ния, но не по­жа­ле­ет и са­мой сво­ей жиз­ни. По­сле это­го по­шли по­бои. Би­ли Ав­ра­амия «всем ми­ром», би­ли так же­сто­ко, что на те­ле му­че­ни­ка не оста­лось ни од­но­го непо­вре­жден­но­го ме­ста: «яко не бы­тии на нем ме­ста це­ла и неуязв­лен­на» (из ака­фи­ста му­че­ни­ку). Пы­та­лись за­ста­вить его за­мол­чать, от­речь­ся от Хри­ста, но бы­ло тщет­но. То­гда бол­га­ры, рас­сви­ре­пев, как зве­ри, на ис­по­вед­ни­ка, мно­го дней то­ми­ли его в за­клю­че­нии, мно­ги­ми му­че­ни­я­ми при­нуж­дая от­верг­нуть­ся ве­ры хри­сти­ан­ской. Не из­не­мог в му­ках доб­лест­ный стра­да­лец за ис­тин­ную ве­ру, но, укреп­ля­е­мый бла­го­да­тию Бо­жи­ею, еще боль­ше утвер­дил­ся в свя­той люб­ви к Ис­ку­пи­те­лю ми­ра. То­гда, ви­дя его непре­клон­ность в ве­ре, злоб­ные изу­ве­ры от­ве­ли за го­род и у ко­лод­ца неда­ле­ко от бе­ре­га Вол­ги от­сек­ли ему спер­ва ру­ки, по­том но­ги и гла­ву. Так 1 ап­ре­ля 1229 го­да с ис­по­ве­да­ни­ем ис­тин­ной ве­ры на устах ото­шел к сво­е­му Небес­но­му От­цу этот ми­ло­серд­ный и ис­крен­ний че­ло­век Бо­жий. Му­ром­ские куп­цы, быв­шие то­му сви­де­те­ля­ми, по­греб­ли му­че­ни­ка на осо­бом клад­би­ще, «где по­гре­ба­лись все хри­сти­ане». Гос­подь вско­ре на­ка­зал жи­те­лей Ве­ли­ких Бул­гар за кровь Сво­е­го угод­ни­ка страш­ным по­жа­ром: «. вско­ре вы­го­рел оный град ве­ли­кий со мно­гим и неис­чис­лен­ным бо­гат­ством!»

Читать еще:  Житие святых девяти мучеников Кизических – история и чудеса святых

При гро­бе очень ско­ро на­ча­лись зна­ме­ния, по­слу­жив­шие по­во­дом к по­чи­та­нию свя­то­го, слух о ко­то­рых рас­про­стра­нил­ся по всей Пра­во­слав­ной Ру­си. В 1230 го­ду к бла­го­вер­но­му вла­ди­мир­ско­му кня­зю Ге­ор­гию Все­во­ло­до­ви­чу яви­лись по­слы от волж­ских бул­гар про­сить ми­ра (по­сле ше­сти­лет­ней вой­ны с Русью).

Князь Ге­ор­гий со­гла­сил­ся на их же­ла­ние и, ед­ва за­клю­чен был мир, по­слал в Бул­га­ры по­соль­ство для пе­ре­не­се­ния мо­щей му­че­ни­ка Хри­сто­ва. 9 мар­та 1230 го­да его мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны во Вла­ди­мир, в Кня­ги­нин мо­на­стырь (где и по­ныне хра­нит­ся уцелев­шая ча­сти­ца).

Неза­дол­го до ре­во­лю­ции в с. Бол­га­ры бы­ли пе­ре­да­ны древ­ний об­раз свя­то­го с ча­сти­цей его мо­щей и ста­рая де­ре­вян­ная ра­ка. Эти свя­ты­ни бы­ли уте­ря­ны в пе­ри­од без­бож­но­го ли­хо­ле­тья. Со­хра­ни­лась лишь фа­лан­га пер­ста пра­вой ру­ки, в без­бож­ное вре­мя сбе­ре­гав­ша­я­ся с бла­го­го­ве­ни­ем жи­те­ля­ми го­ро­да по до­мам, ныне же на­хо­дя­ща­я­ся в Свя­то-Ав­ра­ами­ев­ском хра­ме г. Бол­га­ра. Гос­подь про­сла­вил Сво­е­го угод­ни­ка мно­ги­ми чу­де­са­ми, про­ис­хо­див­ши­ми по его мо­лит­вам у свя­тых мо­щей. Бы­ло за­ме­че­но, что му­че­ник об­ла­да­ет осо­бой бла­го­дат­ной си­лой пред­ста­тель­ство­вать пе­ред Бо­гом о боль­ных де­тях, со­хра­ни­лись за­пи­си об ис­це­ле­нии боль­ных. Ав­ра­амию Бол­гар­ско­му мо­лят­ся о по­кро­ви­тель­стве и успе­хе в тор­гов­ле, лич­ном пред­при­ни­ма­тель­стве.

Дни памяти и почитание

О том, когда святой Авраамий был канонизирован в местном масштабе — не известно доподлинно. Однако есть предположения, что это произошло в эпоху до монгольских завоеваний. Вероятно, что его почитание началось сразу же после перенесения мощей во Владимир. В летописных материалах сохранилось множество свидетельств об исцелениях, происходивших у его гроба. Основная часть записей о мученике относится к XVII столетию. К этому же времени относится и самое первое изображение святого.

Второе перенесение мощей состоялось уже в 1711 году. Раку перенесли из Благовещенского придела Успенского храма в его главный, Успенский придел. По этому случаю была изготовлена новая деревянная рака, а старая уничтожена.

Сегодня святой Авраамий почитается с особым благоговением в городе Болгар, который находится на месте древнего Булгара. Здесь отреставрировали, разрушенные в советское время, часовню и колодец с целебной водой. Построили Свято-Авраамиевский храм, в который стекаются толпы паломников.

Важно! Считается, что угодник Божий наделен особой благодатью предстательствовать перед Господом за больных детей. К святому также обращаются с молитвами о помощи в предпринимательстве, в сложных жизненных ситуациях.

  • в день мученической смерти святого — 1 апреля;
  • в день перенесения мощей — 9 марта;
  • на четвертой неделе после Пасхи, так называемой «Неделе о расслабленном» — в день второго перенесения мощей.
Читать еще:  Святые Кирилл и Мефодий – житие и биография братьев, деятельность и учения, дни памяти

Чтят священномученика и в Соборе Владимирских и Казанских святых.

Внимание! Уцелевшие частицы праведных мощей святого Авраамия ныне пребывают в Успенском соборе Княгининого монастыря и в Свято-Авраамиевском храме города Болгар.

АВРААМИЙ [АВРАМИЙ] БОЛГАРСКИЙ

(† 1.04.1229), мч. (пам. 1 апр., 9 марта — 1-го перенесения мощей, в 4-ю неделю по Пасхе (о расслабленном) — 2-го перенесения мощей и в Соборе Владимирских святых), «иного языка, не русского», как подчеркивает летописец. Основные сведения о святом содержатся в летописях и в лит. памятниках XVII в. Древнейший источник, сообщающий об А. Б.,- Лаврентьевская летопись (XIV в.; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 452-453). Будучи богатым купцом, А. Б. прибыл по торговым делам в г. Булгар (Болгар), столицу Волжской Булгарии, где мусульмане настойчиво уговаривали его отречься от Христа; А. Б. был непоколебим в своей вере и за это усечен мечом. Мощи святого были погребены рус. купцами на христ. кладбище в Булгаре, вскоре в наказание «за кровь мученика Христова» город сгорел. Вел. кн. владимирский Георгий Всеволодович повелел перенести тело А. Б. во Владимир. Как сообщает летопись, благочестивый кн. Георгий, еп. Владимирский Митрофан с игуменами, княгинями и всеми людьми далеко за городом с великой честью встречали св. мощи, принесенные во владимирский Успенский Княгинин мон-рь и положенные в приделе Благовещения Пресв. Богородицы (Кавелин. С. 104), где от них начали совершаться многочисленные чудотворения. Лаврентьевская летопись сообщает, что перенесение мощей произошло 9 марта 1230 г. (Этот же день указан в святцах Симона (Азарьина) 50-х гг. XVII в.- РГБ. МДА. № 201. Л. 312об.- 313; в более поздних источниках фигурируют 9 марта 1231 г.- житие А. Б. 1798 г., опубл. Л. Кавелиным; 1229 г.- святцы из РНБ. Погод. № 637. Л. 326об., 3-я четв. XVII в.).

Время местной канонизации А. Б. неизвестно. По мнению Е. Е. Голубинского, местное празднование памяти мученика во Владимире или же только в Успенском мон-ре началось сразу после принесения его мощей во Владимир (С. 62). Однако сведения о почитании А. Б. в рукописных святцах встречаются не ранее XVII в. А. Б. особо чтился во Владимире, с XVII в. даже именовался великомучеником, его вериги возлагали на душевнобольных, и многие исцелялись, считался покровителем немощных младенцев. В сер. XVII в. во Владимире был создан ряд агиографических памятников, посвященных местно почитаемым святым, среди них «Мучение и похвала мученику Авраамию, Болгарскому и Владимирскому чудотворцу» (ГИМ. Вахр. № 450, XVII в.; ГИМ. Щук. № 116, 1762 г.), кроме того, стали записываться чудеса, происходившие от мощей святого. В рукописи XVII-XVIII вв. («Потом еще о чюдесех страстотерпца Аврамия слово предлежит к нам в духовное напоение, любезне празднующих его страстотерпческую память» — РНБ. СПбДА. № 424. 1. Л. 41-45) имеется краткое указание на 6 недатированных чудес, преимущественно связанных с исцелением глазных болезней. В 1798 г. в Княгинином мон-ре было написано или переписано с более древней рукописи житие А. Б. (к нач. XX в. список был утрачен). Самое раннее из известных изображений А. Б. датируется сер. XVII в., в описи Княгинина мон-ря 1665 г. говорится: «Да на гробнице мученика Авраамия вновь образ круглый мученика Христова Авраамия на правой стороне у царских дверей Благовещенского придела» ( Малов . С. 4). Сводный иконописный подлинник XVIII в. описывает иконографию А. Б. так: «Подобием надсед, брада аки Никона чудотворца, риза княжеская, в правой руке крест. Нецые пишут рус, аки Козма; верхняя риза киноварная, средняя голубая, испод вохра» (Филимонов. С. 50).

Читать еще:  Владимир Богоявленский: биография священника, труды, мощи и почитание

11 мая 1711 г. мощи А. Б. были перенесены из Благовещенского придела Успенского храма в главный, Успенский, придел и переложены в новую деревянную раку. Обветшавшая старая рака была уничтожена, а верхнюю доску с изображением А. Б. поместили в особом киоте у левого столба Успенского храма с сев. стороны, где она находилась до нач. XX в. Перенесение мощей А. Б. в 1711 г. совершилось в 4-ю неделю по Пасхе (о расслабленном). С тех пор это воскресенье жители Владимира стали звать Авраамиевым, в этот день в Княгинин мон-рь на поклонение св. мученику стекалось огромное число людей, в 1785 г. в память 2-го перенесения мощей был установлен крестный ход из городского кафедрального Успенского собора в Княгинин мон-рь. В 1806 г. для мощей А. Б. была изготовлена новая серебряная рака, в особом шкафу хранились железные вериги, по преданию принадлежавшие святому.

С сер. XIX в. память А. Б. стала особо почитаться в Казани. В 1873 г. по просьбе архиеп. Казанского и Свияжского Антония (Амфитеатрова), известного своей миссионерской деятельностью, из Владимира в Казань была прислана икона А. Б. с частицей его святых мощей, помещенная в правом приделе кафедрального Благовещенского собора. В Казани, так же как и во Владимире, торжественно праздновалась Авраамиева неделя. В этот день совершалась литургия архиерейским служением, после литургии служился молебен А. Б. с акафистом, икону святого вынимали из киота и поставляли на аналое. По благословению архиеп. Антония было составлено и издано краткое житие А. Б. на чуваш. и татар. языках (Добролюбов А.И. Ознакомление с фонетикой и формами чувашского языка / Под ред. Н. И. Золотницкого. Каз., 1879. С. 5-7, 28-32). В 1899 г. было опубликовано следующее распоряжение по епархии: «Имена святых мучеников Авраамия Болгарского, Иоанна, Петра и Стефана, пострадавших в пределах казанской паствы, как покровителей и заступников ее, должны быть поминаемы во всех храмах Казанской епархии всегда на отпусках церковных служб и при других случаях после имен святителей Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских чудотворцев» (Изв. по Казанской епархии. 1899. № 9. С. 383-387).

А. Б. особо почитался также в с. Болгары, расположенном на месте древнего г. Булгар. В 1878 г. еп. Владимирский Феогност (Лебедев) прислал туда икону А. Б. с частицей его мощей. В 1892 г. Святейший Синод разрешил по желанию жителей села перенести из Владимира деревянную раку, в к-рой мощи святого почивали до 1806 г., и поставить ее в Успенской ц. Болгар в приделе во имя А. Б.; торжественное, с крестным ходом, перенесение состоялось 30 мая 1892 г., на раку положили присланную из Владимира икону мученика.

В 1919 г. мощи А. Б. подверглись освидетельствованию. В 1923 г. Успенский мон-рь был закрыт, мощи передали в музей, в 50-х гг. XX в. они были списаны из музейного хранения, их настоящее местонахождение неизвестно. Настоятельница мон-ря Олимпиада (Медведева; 1917-1923) отдала частицу мощей на хранение жительнице Владимира, в 1992 г. эта уцелевшая частица была передана еп. Владимирскому и Суздальскому Евлогию (Смирнову). В 1993 г. Княгинин мон-рь был возобновлен. 10 апр. 1993 г. состоялся крестный ход из кафедрального Успенского собора в Княгинин мон-рь; крестный ход возглавил еп. Евлогий, к-рый перенес ковчежец с частицей мощей А. Б. в мон-рь. Ковчежец был установлен в Успенском храме Княгинина мон-ря, на солее, напротив сев.-зап. столба храма. Над ним находится вышитая золотом икона мученика кон. XIX в. работы монастырских мастериц, по преданию принадлежавшая игум. Олимпиаде и до открытия мон-ря находившаяся в Успенском кафедральном соборе. Авраамиеву неделю продолжают праздновать во Владимире особо торжественно, после литургии совершается крестный ход вокруг мон-ря с частицей мощей святого.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector