1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Жизнь в России

Мирское имя Таушев Александр Павлович, родился в семье государственного служащего, 19 октября 1906 года.

По долгу службы его отец часто перемещался по территории страны. Это позволило Александру лучше познакомиться с бытом, нравами и традициями населения Руси. Кроме того, посещая различные уголки Русской земли, он открывал для себя новые храмы и обители.

Уже в ранних летах Александр тянулся к духовной литературе. Уже с детства его, например, привлекала такая недетская книга как «Невидимая брань». Приблизительно к 7-8 годам он выказывал некоторую увлеченность монашеским образом жизни.

АВЕРКИЙ (ТАУШЕВ)

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Аверкий (Таушев) (1906-1976), архиепископ Сиракузский и Троицкий (Русская Православная Церковь Заграницей)

В миру Таушев Александр Павлович.

Родился 19 октября 1906 года в Казани в благородной семье. Его отец, государственный служащий, по долгу службы часто разъезжал по России, и это позволило юному Александру познакомиться с сердцем Святой Руси – ее монастырями и святынями. И хотя он рано покинул Родину, память об этих святых местах сопутствовала ему всю его последующую жизнь. С раннего детства Александра привлекали книги духовного содержания, такие, как «Невидимая брань», и уже с 7-8 лет он чувствовал отчуждение к обыкновенной мирской жизни и подсознательное тяготение к монашеству.

Во время Гражданской войны, в 1920 году семья Таушевых со скорбью покинула Родину и поселилась в Болгарии, в городе Варне, в котором Александр продолжал свою учебу до 1926 года. В эти годы самое сильное религиозное влияние на него оказывали местный храм и его настоятель, отец Иоанн Слунин.

В 1925 году в Варну приехал архиерей, который определил направление жизни Александра. Это был архиепископ Феофан Полтавский – строгий монах, молитвенник и богослов в истинно святоотеческой традиции. После встречи с владыкой Феофаном у молодого студента появилось непреодолимое стремление к монашеству. С благословения архиепископа Феофана Александр поступил на богословский факультет Софийского университета, который блестяще окончил в 1930 году, а затем, в 1931 году, переехал в Подкарпатскую Русь (в Чехословакии) с намерением принять монашество и служить Русской Церкви. По словам самого владыки Аверкия, в то время там шла увлекавшая многих миссионерская работа по возвращению униатов в Православие.

В 1931 году Александр принял постриг, через год был рукоположен в иеромонаха, начал служить на местных приходах и помогать настоятелю Свято-Николаевского монастыря близ села Изы. Вскоре он получил также должность редактора епархиального издания и преподавателя катехизиса в средних школах.

Когда в 1940 году Прикарпатскую Русь оккупировали венгры, отец Аверкий уехал в Белград, где служил под омофором митрополита Анастасия, первоиерарха Русской Зарубежной Церкви.

В 1945 году отец Аверкий переехал в Мюнхен, где продолжал заниматься законоучительством.

Архимандрит Аверкий (Таушев)

В 1950 году Архиерейский Синод назначил отца Аверкия на должность председателя Миссионерско-просветительного комитета при Архиерейском Синоде. Приехав в 1951 году в Америку, он был приглашён во вновь основанную Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле (штат Нью-Йорк) преподавателем Нового Завета, литургики и гомилетики.

В 1952 году утверждён в должности ректора Свято-Троицкой семинарии.

В 1960 году, после кончины архиепископа Виталия (Максименко), стал настоятелем Свято-Троицкой обители. С 17 августа 1961 года носил титул архиепископа Сиракузского и Троицкого, т.к. Сиракузское викариатство было объединено с Троицким.

Совмещая эти три должности, владыка Аверкий до самой смерти продолжал дело просвещения православных верующих, как будущих пастырей в семинарии (за эти годы из окончивших семинарию около 100 человек приняло священство), так и всех, читающих монастырские издания, содержание которых отличалось благочестием и строгим богословием. Проповеди владыки Аверкия печатались в издаваемом в монастыре журнале «Православная Русь». По свидетельству его духовных чад, ораторский дар владыки в сочетании с пламенной любовью к истине делал его проповеди в храме незабываемыми. Часто покаянное настроение настолько охватывало его, что он начинал плакать посреди проповеди. Лишь самые бесчувственные из слушающих посмеивались над этой «эмоциональностью», но всем было ясно, что эти слезы были совершенно естественными — они исходили от сердца.

В число написанных архиепископом Аверкием книг входят учебники по гомилетике, толкования Священного Писания (в 2-х томах), его «Слова и речи», жизнеописание и письма его возлюбленного аввы — архиепископа Феофана.

Скончался архиепископ Аверкий 13 апреля 1976 года. Погребен в крипте Троицкого собора Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.

Прикарпатская Русь

Нынешнее Закарпатье Украины в 1931 году входило в состав Чехословакии. Александра привлек массовый переход верующих из униатских церквей, куда их насильно загнали власти, в православие. Юноша горел желание возродить православную веру.

В конце весны 1931 года епископ Битольский Иосиф (Цвийович) совершил пострижение в монахи Александра. Село Иза, Свято-Николаевский монастырь стал местом рождения будущего апостола Аверкия, это имя получил Александр при пострижении в монахи.

1 июня 1931 года состоялось рукоположение молодого монаха в иеродиакона, а через год он стал иеромонахом, под его попечительством находились приходы в Нанково и Бороняве.

В начале осени 1932 года, пройдя путь помощника настоятеля монастыря, Аверкий назначается настоятелем Ужгородского храма, а через 3 года становится редактором Православного Карпато-русского вестника. Глубоко исследуя Писания и корни православия, иеромонах Таушев преподает Закон Божий для учеников Ужгородских гимназий и школ, как на русском, так и чешском языке.

Его восхождение по лестнице служения Творцу было стремительным. В возрасте 31 года Аверкий — игумен, через год назначается настоятелем Мукачевского прихода, а в 1939 году он уже служит первым референтом в епархиальном управлении. Через восемь лет жизни в Закарпатье игумен Таушев вынужден снова отправиться в эмиграцию по причине вторжения венгерских войск.

Аверкий (Таушев), архиеп.

Архиепископ Аверкий (в миру — Александр Павлович Таушев; 19 октября (1 ноября) 1906, Казань — 13 апреля 1976, Джорданвилль, США) — епископ Русской православной церкви за границей; с 17 августа 1961 года архиепископ Сиракузский и Троицкий.

Семья и образование

* Отец — Павел Сергеевич Таушев, дворянин Симбирской губернии, чиновник военно-судебного ведомства.
* Мать — Мария Владимировна
С 1920 семья Таушевых находилась в эмиграции, детские годы будущего архиерея прошли в городе Варне в Болгарии. Окончил русскую гимназию (1926; с золотой медалью), богословский факультет Софийского университета (1930). Был учеником архиепископа Серафима (Соболева). Значительное влияние на юного Александра оказал архиепископ Феофан (Быстров), живший в эмиграции в Болгарии. Как вспоминал владыка Аверкий, эта встреча «окончательно решила мою дальнейшую участь: я твёрдо, без малейших сомнений или колебаний решился стать на путь монашеской жизни».

Служение в Прикарпатье

В 1931 переехал в Прикарпатскую Русь. С 1931 был помощником секретаря епархиального управления в городе Хусте. 19 мая 1931 был пострижен в монашество в Свято-Николаевском монастыре в селе Иза. С 20 мая 1931 — иеродиакон, с 1932 — иеромонах. Летом 1932 окормлял приходы Нанкова и Боронявы. С сентября 1932 был помощником настоятеля, затем настоятелем храма в Ужгороде. С 7 августа 1935 — издатель-редактор епархиального журнала «Православный Карпаторусский вестник». С 1936 — преподаватель Закона Божия в державной реальной гимназии, в русских и чешских державных гражданских и народных школах Ужгорода. С 1937 — игумен.
В 1938 — настоятель прихода в Мукачеве, администратор части Мукачевско-Пряшевской епархии в Венгрии и заведующий Архиерейской резиденцией и епархиальным имуществом в Мукачеве. С 1939 — первый референт епархиального Управления.

Жизнь в Югославии и Германии

После того, как Прикарпатскую Русь заняли венгерские войска, переехал в 1940 в Югославию, где преподавал пастырское богословие и гомилетику на миссионерско-пастырских курсах, читал лекции о духовной жизни в Русском Доме, организовывал религиозно-просветительные собрания. Служил священником в Свято-Троицкой церкви. Был духовником главы Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) митрополита Анастасия (Грибановского).
С 1944 — архимандрит. В том же году эвакуировался в Австрию, с 1945 вместе с Архиерейским Синодом РПЦЗ находился в Мюнхене, был законоучителем в старших классах гимназии «Милосердный самарянин» и в «Гимназии бесподданных» в лагере для перемещённых лиц, преподавал на курсах сестёр милосердия. Читал лекции по изучению святоотеческих творений в Синодальном доме. С 1950 — председатель миссионерско-просветительского комитета при Архиерейском Синоде.

Деятельность в США

В 1951 архиепископ Виталий (Максименко) пригласил архимандрита Аверкия переехать в США. В том же году стал преподавателем Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле, читал лекции по Новому Завету, литургике, гомилетике. В 1952—1976 — бессменный ректор семинарии, в период его руководства это учебное заведение получило статус университета штата Нью-Йорк.
С 1952, одновременно, главный редактор журнала «Православная Русь», публиковал в каждом его номере свои статьи и проповеди. С 1953 — епископ Сиракузский. В 1960—1976 также был настоятелем Свято-Троицкого монастыря. С 1961 — архиепископ Сиракузский и Троицкий. С 1964 — постоянный член Архиерейского Синода РПЦЗ. Был председателем благотворительного фонда имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. Духовный руководитель движения «Свято-Владимирской молодёжи», созданного с целью «помочь нашей русской молодёжи выработать себе правильное православное и национально-русское миросозерцание, с тем, чтобы оно стало руководящим началом жизни».

Учёный-богослов, автор получивших значительную известность толкований на книги Нового Завета. Многие труды владыки Аверкия после 1990 были переизданы в России и получили популярность среди консервативной части прихожан Русской православной церкви, которым созвучны его размышления об апостасии и верности своему церковному и национальному самосознанию. Кроме того, некоторые работы архиепископа Аверкия используются в качестве учебной богословской литературы не только в Свято-Троицкой семинарии, но и в постсоветской России.

Погребён в крипте Троицкого собора Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.

В США отец Аверкий стал архиепископом

В 1951 году владыку Аверкия пригласили переехать в США. Там он преподавал в Свято-Троицкой семинарии. Его основные дисциплины:

  • гомилетика;
  • литургика;
  • Новый Завет.

Знания вновь выручали владыку Аверкия. С детства привыкший к переездам, он успешно адаптировался к новым условиям и продолжал доступно преподавать аудиториям христианские знания. Учащие проявляли интерес к его лекциям, администрация отмечала заслуги владыки.

Наконец, управление семинарии назначила его ректором. И здесь владыка Аверкий продолжил с энтузиазмом выполнять возложенные на него обязанности, привлекал в академию других уважаемых специалистов.

Отец Аверкий

В 1953 году владыку Аверкия рукоположили в сан епископа Сиракузского и Троицкого. Через семь лет он стал настоятелем Свято-Троицкой обители, а ещё через год получил сан архиепископа.

В 1964 году его включили в состав Архиерейского Синода русской православной Церкви за границей, где владыка продолжил честный труд во благо православный Церкви.

Архиепископ Аверкий скончался 13 апреля 1976 года. Его похоронили в Троицком храме, в Джорданвилле.

ОТКРЫТЬ ДЛЯ ЧТЕНИЯ НА ВЕСЬ ЭКРАН

Апокалипсис, или в переводе с греческого Откровение Святого Иоанна Богослова, есть единственная пророческая книга Нового Завета. Она является естественным завершением всего круга новозаветных священных книг.

В книгах законоположительных, исторических и учительных христианин почерпает знания об основании и историческом росте жизни Церкви Христовой и руководство для своей личной жизнедеятельности; в Апокалипсисе же верующему уму и сердцу даются таинственные пророческие указания о будущей судьбе Церкви и всего мира.

Читать еще:  Житие Давида Гареджийского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector