1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Житие Артемия Антиохийского

Артемий был сподвижником императора Константина Великого, а потом и его сына Констанция. Он происходил из знатной семьи и был известным военачальником. Потомственный патриций, относящийся к элите римского общества, святой Артемий Антиохийский являлся лучшим его представителем и в битве императора с Мавксентием видел в небе знамение Креста Господня.

Это настолько большое произвело на святого впечатление, что он стал самым искренним верующим христианином. В дальнейшем его судьба при Константине Великом и его сыне Констанции развивалась, т. е. до 361 года, следующим образом:

  • прославился великомученик Артемий Антиохийский как военачальник во многих последующих битвах, заслужил репутацию верного слуги императора и способного полководца;
  • именно он перевез в Константинополь мощи апостолов Андрея и Луки;
  • за свои труды он удостоен многих наград от императора и назначен наместником одной из главнейших провинций империи Египта.

Здесь он правил по справедливости, искоренял язычество и проповедовал Христа. Каждый знал, что правитель Артемий справедлив и нелицеприятен, поэтому его авторитет среди местного населения был безукоризнен.

Важный факт! После смерти Констанция в 361 году к власти приходит император Юлиан, получивший в истории прозвище Отступник, и это не случайно, потому что именно он стал единственным царем в истории Римской (Византийской) империи, который попытался вернуть мир к язычеству.

Конечно Юлиан Отступник был неординарной личностью, но шел против Того, Кто являлся истинным Богом. Его недолгое правление (361 — 363 гг.) состояло из следующих событий:

  • попытался реанимировать язычество под личиной неоплатонизма, придав внешней организации язычества черты христианской церкви;
  • издал «Эдикт о веротерпимости», который признавал равное существование в империи, как язычества, так и христианства, одновременно и всех ересей тогда существовавших (начиная с ариан);
  • провел школьную реформу, которая вытеснила их всех школ христианских учителей и на их место поставила почитателей неоплатонизма.

Поездка Юлиана в Антиохию, показала ему, что христианство уже слишком сильно укоренилось в сознании людей, чтобы его так легко было победить, поэтому он ожесточился и начал открытые гонения на наиболее значительных представителей христианства, среди которых оказался и св. Артемий Антиохийский.

Несомненно, что Юлиан видел в Артемии не только христианина, но и соперника, так как языческие реформы царя вызвали неоднозначную реакцию в обществе и в прославленном военачальнике императора Константина Великого видели некоторое противопоставление фигуре Отступника, кроме того Артемия действительно в Египте очень уважали и любили.

Хозяин волчьего корня

Почему же день памяти святого Артемия называют ещё и «волчьим»? Оказывается, 2 ноября во времена славянского язычества отмечался праздник этого серого хищника. Трудно поверить, но волк был «на хорошем счету» сразу у нескольких богов наших предков. Так, на протяжении столетий этот лесной разбойник являлся священным животным Велеса, в него превращался Перун во время «земных прогулок», и даже нежная красавица Лада оказывала хищнику покровительство. Однако же главным «патроном» серых бродяг считался леший, который строго следил за ними — не позволял излишне разбойничать, хотя иногда и насылал своих подопечных на скот человека, оскорбившего лесного владыку или же не проявившего к нему должного уважения.
Когда же в конце осени леший погружался в зимнюю спячку, волки оставались без пригляда и в холодные, голодные месяцы могли натворить немало бед. Вот потому-то 2 ноября жители сел и деревень, чтобы избежать нападения хищников, выходили в лес, приносили там искупительную жертву, а затем дома проводили защитные магические обряды.
Считалось, что младенец, родившийся в этот день, будет находиться под особым покровительством волка. Люди верили, что, подрастая, ребёнок научится понимать язык птиц и зверей, а также получит власть над заветным растением — волчьим корнем (так раньше на Руси называли аконит). Следует отметить, что этот заповедный цветок, который можно встретить во многих уголках нашей страны, — очень ядовитый и опасный. Согласно преданиям, вырос он из слюны адского пса Цербера и вместе со смертельной отравой получил от него великую силу. Считалось, что «волчий корень» способен победить любую болезнь, а также стать вечным оберегом от происков колдунов и ведьм. Некоторых из них (кто послабее) этот цветок даде может подчинить своей власти. Вот только сорвать аконит и воспользоваться его силой может далеко не каждый. Такая удача выпадала на долю могущественного мага — или счастливчика, родившегося 2 ноября.
Удивительно, но с приходом христианства «волчий» праздник не был забыт. Однако теперь серые хищники больше ассоциировались с нечистой силой, а потому люди верили, что защитить их от лесных разбойников сможет… колокольный звон. Поэтому 2 ноября было принято обходить крестьянские дворы с маленьким колокольчиком. Его мелодичный звук давал гарантию, что в зимние месяцы ни одна животина в данном селении не погибнет от волчьих зубов.
Но если в праздничный день серые хищники всё же подходили близко к деревне и их вой был слышен на улицах, это предвещало скудный урожай и голод в будущем году.

Читать еще:  Антонин Капустин - биография и история жизни, пророчества и дневники, письма

АРТЕМИЙ

[греч. ̓Αρτέμιος] († 362), вмч. Антиохийский (пам. 20 окт.). Происходил из знатного рим. рода и принадлежал к сенаторскому сословию. Участвовал в сражении имп. Константина I Великого с имп. Максенцием у Мульвиева моста в 312 г., во время к-рого в небе появился Крест с надписью: «Сим побеждай». Это знамение обратило А. в христианство. Он много лет был приближенным Константина Великого и затем советником его сына, имп. Констанция II. По поручению Констанция перенес с великими почестями мощи апостолов Андрея Первозванного и Луки из г. Патры в К-поль. После этого А. получил должность военачальника — дукса и августалия Александрии. В Египте А. утверждал христ. веру и сокрушил множество идолов. Когда воцарившийся после смерти Констанция имп. Юлиан Отступник прибыл в Антиохию и стал готовиться к походу против персов, А., как и др. военачальники, был вызван в Антиохию. Там, присутствуя при мучениях христиан, А. обличил жестокость и языческие заблуждения Юлиана и предсказал ему скорую гибель. Император обвинил А. в соучастии в убийстве своего старшего брата цезаря Галла. После истязаний А. был чудесно исцелен в темнице от ран явившимся ему Христом. Долгое время святой провел в заключении без пищи, питаемый благодатью Св. Духа. После того как главный языческий храм Антиохии — святилище Аполлона в Дафни — был сожжен ниспавшим с неба огнем, Юлиан обвинил в поджоге христиан и подверг А. новым мучениям: святого придавили огромным камнем, затем отсекли голову мечом. Вскоре после этого сбылось предсказание А.: во время битвы с персами Юлиан был поражен невидимым оружием.

Тело мученика забрала антиохийская диакониса Ариста и послала в К-поль. Мощи положили в к-польском храме Иоанна Предтечи в Оксии, построенном имп. Анастасием I, позже этот храм иногда называли церковью А. От его мощей совершались многочисленные чудеса, они были собраны и изложены анонимным писателем 3-й четв. VII в. (BHG, N 173-174). В наст. время А. особо почитается в г. Патры, он считается одним из покровителей этого города и основателем мон-ря Богородицы Гирокомиу, в к-ром 20 окт. совершается торжественное празднование этого святого (Δίπτυχα. 1999. Σ. 710).

О мучении А. свидетельствуют историки Аммиан Марцеллин (История. XXII 11. 2-8) и Филосторгий ( Philostorgius . Hist. eccl. III 2a, 2). Пространное житие А. написано мон. Иоанном Родосским (сохранилось в неск. редакциях) и в кон. Х в. переработано Симеоном Метафрастом. Краткие жития входят в состав Минология Василия II (PG. 117. Col. 117-118) и Синаксаря К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 151-153). Память А. содержится во всех греч. и рус. календарях.

Наиболее ранним свидетельством почитания А. на Руси является его упоминание в месяцеслове Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. (Л. 232об.). Служба А. с каноном Иосифа Песнописца содержится в Минее РГАДА. Син. тип. 89, 1096 г. ( Ягич . Служебные Минеи. С. 140-147). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А. из Минология Василия II, включенный в нестишной Пролог (древнейший список — РНБ. Соф. 1324, кон. XII — нач. XIII в. ( Абрамович . Софийская б-ка. Вып. 2. С. 162)). В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены пространное житие, написанное Иоанном Родосским, и чудеса А. ( Иосиф, архим . Оглавление ВМЧ. Стб. 103-106 (1-я паг.)).

В 1073 г. часть мощей А. была перевезена из К-поля в Киево-Печерский мон-рь (Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 6). В кресте-мощевике царя Михаила Федоровича, к-рый являлся отцовским благословением Патриарха Филарета, содержались частицы мощей А. (Христианские реликвии. С. 66-67).

Читать еще:  Житие великомученицы Варвары – полное жизнеописание, чудеса, мощи святой

Гимнография. По Типикону Великой ц. IX-X вв. ( Mateos . Typicon. Т. 1. P. 72) служба А. совершалась в храме Иоанна Предтечи в Оксии. Редакции Студийского устава имеют различные указания о совершении службы А.: Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в. ( Дмитриевский . Описание. Т. 1. С. 297) предписывает совершение службы, аналогичной шестеричной (см. Знаки праздников месяцеслова), Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. ( Пентковский . Типикон. С. 290) и Мессинский Типикон 1131 г. ( Arranz . Typicon. P. 41) — службы без знака. Память А. содержится уже в ранних редакциях Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский . Описание. Т. 3. С. 31). Типикон, используемый ныне в РПЦ (Т. 1. С. 218), предписывает совершение в день памяти А. шестеричной службы.

Последование А., помещенное в печатных греч. Минеях, отличается от последования слав. Миней. Все гимнографические тексты обоих последований известны уже по рукописным Минеям как студийской (напр., ГИМ. Син. № 160. Л. 151-157об., XII в.), так и иерусалимской традиций (РНБ. Греч. 523, XIV в.). Общий для обоих последований канон 2-го гласа с акростихом «Τὴν σὴν νέμοις μοι πλουσίαν χάριν μάκαρ» (Богатую твою благодать подай мне, блаженне) атрибутируется песнописцу Иосифу, имя к-рого вписано в тропари 9-й песни. Известны 3 корпуса стихир на Господи воззвах 4-го гласа. Самый распространенный, вписанный в большинство рукописей (напр., РГБ. Сев. греч. 480. Л. 83об.- 85об., XII в.), вошел в рус. печатные Минеи, 2-й зафиксирован в греч. печатных Минеях (Μηναῖον. ̓Οκτώβριος. Σ. 197), 3-й встречается лишь в нек-рых студийских рукописных кодексах (напр., РНБ. Греч. 227-1. Л. 89об.- 91, XII в.). Кондак с икосом 2-го гласа А. совр. Миней появляется в книгах, расположенных по Студийскому уставу (напр., РНБ. Греч. 551. Л. 96, XII в.).

По греч. рукописям визант. периода известны еще 3 канона А., не вошедшие в печатные богослужебные книги,- 2 анонимных 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, а также канон Иосифа 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа; имя гимнографа вписано в тропари 9-й песни (Ταμεῖον. Ν 115-117. Σ. 61). Нек-рые тропари последнего канона совпадают с тропарями канона вмч. Георгия Победоносца (AHG. T. 8. P. 430).

Казнь

После этого обрадованный таким известием Великомученик Артемий стал горячо славить и благодарить Господа. На другой день его опять привели к Юлиану, чтобы заставить крепкого и славного воина поклониться и принести жертву языческим богам. Но, ничего не добившись, он опять подверг его страшным и мучительным пыткам. Но великий подвижник все страдания переносил без единого крика и стона.

Великомученик Артемий Антиохийский предсказал Юлиану, что того скоро настигнет справедливая кара Божия за то многочисленное зло, которое он причинил христианам. От этих слов император стал еще более лютым и опять приказал пытать верного христианина, но так и не смог сломить его волю.

В это время в Антиохии от ниспавшего с неба огня сгорел языческий храм – святилище Аполлона в Дафни. Юлиан, воспользовавшись случаем, тут же обвинил в этом христиан. А святому Артемию назначил казнь (362 г.). Сначала его придавили камнем, а затем отрубили мечом голову.

Молитвы

Тропарь великомученику Артемию Антиохийскому, глас 4

И́стинною бо Христо́вою ве́рою/ утве́рждься, страстоте́рпче,/ мучи́теля злочести́ва царя́/ победи́л еси́ со и́дольским того́ возноше́нием./ Тем от Царя́ Вели́каго, ве́чно ца́рствующаго,/ пресве́тлым венце́м побе́дным одаре́н бысть,/ вся исцеля́яй боля́щия и призыва́ющия тя, Арте́мие вели́кий,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак великомученику Артемию Антиохийскому, глас 2

Благочести́ваго и венцено́снаго му́ченика,/ на враги́ побе́ды взе́мшаго одоле́ние,/ соше́дшеся, досто́йно пе́сньми восхва́лим Арте́мия,/ превели́каго в му́ченицех,/ чуде́с же да́теля пребога́таго,// мо́лится бо Го́споду о всех нас.

Молитва великомученику Артемию Антиохийскому

О, всехвальный великомучениче Артемие, Господень воинственниче и всем нам крепкий поборниче! Скор буди предстательством твоим у Человеколюбца Христа, да даст правоверным людем, почитающим тя и на поклонение мощем твоим приходящим, милость и благих прошений скорое исполнение. Предстояй Престолу Божию в лице мученик, поминай всех нас, бедами, напастьми и скорбьми обстоимых, и в житии сем много страждущих: да твоею помощию и крепким поборством престанут приходящая на нас злая. Мы же, твоими злостраданиями назидаеми, силою благодати Христовы чрез тебе исполняеми, в терпении крестоношения жити начнем, во еже Господу покаянием благоугодити и неизреченная благая наследовати, яже уготована любящим Бога и прославляющим святое имя Его, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Читать еще:  Максим Грек - житие и биография преподобного, деятельность и сочинения, послания, мощи и почитание, дни памяти

Великомученик Артемий Антиохийский. Православный календарь на 2 ноября

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

2 ноября (20 октября по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Димитриевская родительская суббота. 20-я седмица по Пятидесятнице (двадцатая неделя после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается поминовение убиенных на брани воинов и всех усопших православных христиан, а также память 15 известных поимённо угодников Божиих. Далее коротко расскажем о них.

Димитриевская родительская суббота. Димитриевская родительская суббота была установлена после битвы на Куликовом поле великим князем Дмитрием Донским. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

В этот день христиане традиционно посещают могилы почивших родных и устраивают поминальные трапезы. Во всех церквях в канун Димитриевской субботы служат заупокойные Всенощные – парастасы, а в сам этот день – панихиды и литии. Подробнее об этом дне – в нашем материале «Смерти нет», опубликованном на страницах Царьграда.

Великомученик Артемий Антиохийский. Святой, казнённый в период правления императора-язычника Юлиана Отступника, царствовавшего в Римской империи в 361-363 годах от Рождества Христова. Один из военачальников равноапостольного императора Константина Великого, святой Артемий отказался отречься от Истины в годы, когда Христианскую Империю пытались вновь сделать языческой.

Великомученик Артемий всенародно обличил императора-отступника Юлиана в нечестии, за что разгневанный отступник подверг святого жестоким пыткам. Сам Христос в окружении Ангелов явился страдальцу в темнице, сказав:

Мужайся, Артемий! Я с тобой и избавлю тебя от всякой боли, какую причинили тебе мучители, и уже готовлю тебе венец славы. Ибо как ты исповедал Меня пред людьми, на земле, так и Я исповедую тебя пред Отцем Моим Небесным.

После страшных, нечеловеческих пыток святой Артемий был обезглавлен в 362 году от Рождества Христова. Подробнее об этом великом святом, его подвиге, а также об одном из подмосковных храмов, посвящённых великомученику Артемию Антиохийскому, вы можете узнать из нашего материала «Воин царя Константина», опубликованного на страницах «Царьграда».

Святой праведный Артемий Веркольский. Русский святой XVI века, набожный и благочестивый отрок, погибший в 13-летнем возрасте от удара молнией в 1545 году. Сначала суеверные люди думали, что это знак проклятья, а потому не погребли по-христиански юного Артемия. Только 28 лет спустя местный священник увидел благодатный свет над местом гибели отрока. Его святые мощи перенесли в храм, после чего от них стали совершаться чудеса и исцеления.

Святой праведный Артемий Веркольский. Фото: www.pravoslavie.ru

Преподобный Гавриил Самтаврийский. Один из самых почитаемых святых Грузинской Православной Церкви, архимандрит Гавриил (Ургебадзе) отошёл ко Господу совсем недавно — в 1995 году от Рождества Христова. Блаженный старец, в годы богоборческих гонений принявший на себя образ мнимого безумия — юродства Христа ради. В последние годы о старце Гаврииле вышло несколько книг, включающих уникальные воспоминания об этом прозорливом чудотворце.

Священномученики Николай Любомудров, пресвитер (1918), Зосима Пепенин, Иоанн Родионов, Иоанн Ганчев, Иоанн Речкин, Николай Фигуров, Леонид Никольский, Иоанн Талызин и Александр Орлов, пресвитеры, Михаил Исаев и Петр Кравец, диаконы, и мученик Павел Бочаров (1937). Православные священнослужители в священническом и диаконском санах, а также мирянин, принявшие мученические венцы в этот день в разные годы эпохи советских богоборческих гонений. Впоследствии все эти страдальцы были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем всех православных христиан с днём всех сегодняшних святынь и угодников Божиих! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector