0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

АННА НОВГОРОДСКАЯ

АННА НОВГОРОДСКАЯ

Блгв. княгиня Анна Новгородская. Икона 1970-х гг., монахиня Иулиания (Соколова), Сергиев Посад.

Анна Новгородская, в крещении Ирина, в миру Ингигерда (+ 1056), благоверная княгиня, преподобная, супруга благоверного великого князя Ярослава Мудрого и мать благоверного князя Новгородского Владимира Ярославича

Память 10 февраля в день кончины, 4 октября вместе с памятью блгв. Владимира Ярославича [1], в Соборе Новгородских святых

Старшая дочь шведского короля святого Олафа Шетконунга (994-1022 г.), прозванного «всехристианнейшим королем». В 1008 году король, его семья и дружина приняли святое крещение. Получила исключительное для женщины того времени образование: изучила Священное Писание, литературу, историю. Она была истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов и потому с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, хорошо владела оружием. Исторические источники особо отмечают ее ум, смелость, большое влияние на окружающих.

В 1018 году по воле отца вышла замуж за того, «кто был достоин его дружбы» — князя Новгородского благоверного Ярослава Мудрого. В качество приданого она принесла Русской земле город Альдейгаборг (ныне село Старая Ладога).

Став с 1019 года великой княгиней Киевской, она все силы души и сердца, все благодатные дары свои отдала новой родине, будучи верной помощницей и советчицей мужа в его делах. Однажды, когда возмутилась наемная норвежская стража и просила великую княгиню быть посредницей между ними и Ярославом, она согласилась, но предупредила, что будет защищать интересы мужа. Когда против великого князя выступил с ратью его брат Мстислав Тмутараканский, Ирина предложила решить спор военным поединком с ней, но Мстислав ответил, что с женщинами он бороться не привык — и уступил брату.

Великому князю часто приходилось бывать в далеких походах и поездках, во время которых Ирина оставалась в Киеве, управляя делами.

Ирина оказала большое влияние на добрые отношения с северными странами Европы. Она приютила в Киеве изгнанных сыновей английского короля Эдмунда Железнобокого, Эдмунда и Эдуарда, а также норвежского принца Магнуса. Он не вернулся на родину до тех пор, пока великая княгиня не убедилась, что норвежцы отдадут ему отчий престол и его права будут уважать. Русское государство в то время играло значительную роль в жизни Европы, его авторитет и влияние были как никогда высоки — и в этом была немалая заслуга великой княгини.

Уже при жизни прославилась своей добродетелью и благочестием. Святитель Иларион Киевский в своем знаменитом «Слове о законе и благодати» пишет, обращаясь к уже покойному святому Владимиру — крестителю Руси: «Взгляни на сноху твою Ирину, взгляни на внуков и правнуков твоих, как они живут, как Бог их хранит, как они соблюдают веру, которую ты им завещал, как они восхваляют Имя Христово!»

Стала матерью семерых сыновей и трех дочерей. Особенно известны ее сыновья: святой благоверный князь Владимир Новгородский, великий князь Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский.

Дочери Ирины, как и их отец, мать и братья воспитывались в атмосфере «книжности». Летописец сообщает, что Ярослав «насеях книжными словесы» сердца близких ему людей. Великая княгиня научила детей родному языку, и они прекрасно понимали скандинавские саги, которые распевали при дворе князя варяжские воины. Дочери Ирины и Ярослава стали королевами: Анна — французской, Мария — венгерской, Елизавета — норвежской. Известно, что великая княгиня основала в Киеве монастырь во имя своей покровительницы — великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им.

В 1045 году она направилась в Новгород к сыну Владимиру на закладку собора во имя Святой Софии Премудрости Божией. В Новгороде великая княгиня Ирина приняла монашеский постриг с именем Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме; с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа. Здесь же, в Новгороде, святая княгиня Анна скончалась 10 февраля 1056 [2] года.

Житие преподобной княгини Анны Новгородской

Девушка получила традиционное образование для тех времен: знание святого писания, литературы и истории. Ее предки были викинги, поэтому с детства по характеру она была свободолюбивой, умной и смелой, отлично владела оружием.

Ингигерда, став женой Ярослава Мудрого, приняла православное имя Ирина. Шведский король отдал часть Старой Ладоги как приданное. Княжна стала опорой супруга, а когда Ярослав Мудрый отсутствовал, управляла государственными делами.

Однажды норвежские стражники взбунтовались и просили княжну быть посредницей, но она ответила, что будет, прежде всего, заботиться об интересах супруга. При восстании брата Мстислава Тмутораканского против мужа, Ирина хотела с оружием в руках сразиться в поединке, но он оказался, сказал, что бороться с женщиной не будет.

Период правления Ярослава Мудрого – время наивысшего процветания Киевской Руси. В это время составлен первый сборник законодательных положений. Для обучения грамоте князь велел духовным лицам учить детей, а в Новгороде Великом организовал училище.

Ирина наладила связи с европейскими странами. Дала убежище сыновьям короля Англии, изгнанным из страны, а также принцу Норвегии Магнусу. Киевская Русь благодаря ее стараниям заняла одно из ведущих мест в политической обстановке Европы:

  • основала в Киеве обитель святой великой мученицы Ирины;
  • вела дела и руководила ею.

Ирина родила князю десять детей, которых учила как русскому, так и шведскому языку. Из них самые известные:

  • князь Владимир Новгородский;
  • Изяслав Киевский;
  • Святослав Черниговский;
  • Всеволод Переяславский.

Дочь Анна стала женой короля Франции, Мария — Венгрии, Елизавета — Норвегии.

После смерти супруга Ирина в преклонных годах отправилась к сыну Владимиру на строительство церкви Святой Софии города Новгорода, где она приняла монашество. С этого времени началась великая традиция после княжества совершать женщинам иноческий подвиг.

Княжна Анна Новгородская соединила две духовности — служения стране и иноческое подвижничество. Монашество — эта идеальная жизнь вдовы, которая стала правилом в будущем для всех, показателем достойного уважения единобрачия. Православная церковь не запрещала второй брак, но супруги оставались верными первому мужу до смерти. Образ св. Анны Новгородской породил новое направление в жизни женщин – это духовные труды в монашеском подвижничестве.

Святая княгиня умерла в Великом Новгороде, похоронена в Софийском соборе. День памяти Анны Новгородской 10 февраля, а второй день памяти вместе с сыном Владимиром 4 октября. Она покровительница женщин, которые носят имя Анна.

Расцвет православия в Руси

В период правления Ярослава Мудрого и его жены Ирины Киевская Русь находилась в стадии высшего расцвета. По замыслу супругов было решено преобразовать Киев в подобие Небесного Иерусалима, центром которого стал Софийский храм, с золотыми воротами и Благовещенской церковью.

Еще недавно киевляне поклонялись языческим богам, а при княжении Ярослава Мудрого стали почитать Софию — Премудрость Божью. Рождество пресвятой Богородицы и поныне является престольным праздником Софийского собора в Киеве.

В 1046 году княжий сын Всеволод Ярославич женился на греческой царевне Анне, в приданое которой была дана икона Богородицы «Смоленская».

После основания Антонием Печерским в 1051 году Киевский Пещер Киев был благословлен Богородицей Своим Третьим Вселенским Жребием.

Под опекой княжьей пары:

  • русская земля укрывалась храмами, монастырями и церквями;
  • появилось православное церковное пение;
  • духовенство обучало взрослых и детей грамотности;
  • книги переводились на славянский язык;
  • стремительно осваивалась византийская живопись и архитектура.

Княгиня Ирина стала основательницей и управительницей первого монастыря св. Ирины.

В 1045 году при посещении Новгорода по поводу закладки Софийского собора Ирина принимает монашеский постриг, первый в семье князя, с этого времени она становится известной, как благоверная княгиня Анна Новгородская.

Почитание преподобной княгини в православии

Значение великой княгини, канонизированной Русской Православной церковью, состоит в том, что она первой соединила две духовности — служение государству и иноческий подвиг. Церковь не запрещала после смерти одного из супругов повторно вступать в брак либо вести обычную светскую жизнь, однако жена Ярослава Мудрого предпочла посвятить оставшиеся дни жизни Господу и его учению. Последовав ее примеру, многие княгини после смерти своих мужей стали принимать монашеский постриг, таким образом, достойно завершая супружеское служение.

Русской Православной церковью установлен день памяти благоверной княгини Анны Новгородской, он отмечается 23 февраля.

Местоположение мощей

Мощи Анны Новгородской хранились в Софийском соборе, где и была погребена великая княгиня. С приходом советской власти все ценности из собора, в том числе и мощи благоверной Анны, были переданы на хранение в городской музей. В 1991 году Центральный Новгородский музей возвратил реликвии церкви, а также чудотворную икону Божией Матери «Знамение». Сегодня они хранятся в Храме святого апостола Филиппа, что в Великом Новгороде.

23 февраля-память блгв. княгини Анны Новгородской

ДНИ ПАМЯТИ:
23 февраля,
7 июля (переходящая) – Собор Новгородских святых,
17 октября

Святая Анна Новгородская (до крещения Ингегерд) была старшей дочерью шведского короля святого Олофа Шетконунга (994-1022 г.), прозванного «всехристианнейшим королем». В 1008 г. король, его семья и дружина приняли Святое Крещение. Ингегерд получила исключительное для женщины того времени образование: изучила Священное Писание, литературу, историю. Она была истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов и с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, хорошо владела оружием. Исторические источники особо отмечают ее ум, смелость, большое влияние на окружающих.
В 1017 г. Ингегерд по воле отца вышла замуж за того, «кто был достоин его дружбы» — великого князя Киевского Ярослава Мудрого (1019-1054). В качестве приданого она принесла Русской земле город Альдейгаборг (Старая Ладога). Православие Ингегерд приняла с именем Ирина. Став великой княгиней, она все силы души и сердца, все благодатные дары свои отдала новой родине, будучи верной помощницей и советчицей мужа в его делах.

Великому князю часто приходилось бывать в далеких походах и поездках, во время которых Ирина оставалась в Киеве, управляя делами. А однажды ей даже пришлось возглавить дружину киевлян в битве с полоцким князем Брячиславом. Позже она же выступила миротворцем в споре между двумя русскими князьями.
Когда против Ярослава выступил с ратью его брат Мстислав Тмутараканский, Ирина предложила решить спор братьев в поединке с нею. Мстислав ответил, что он не привык биться с женщинами, и отступил, уступив в споре брату.
Большое влияние оказала Ирина на отношения Руси с северными и западными соседями. Она приютила в Киеве изгнанных английских принцев Эдвина и Эдуарда, а также норвежского принца Магнуса и не отпускала его до тех пор, пока норвежцы не признали за ним право на престол его отца.

Русское государство в то время играло значительную роль в жизни Европы, его авторитет и влияние были как никогда высоки — и в этом немалая заслуга великой княгини. Время княжения Ярослава Мудрого и Ирины — период высшего подъема Киевской Руси. В стольном граде Киеве и по всей Руси строились храмы.
В 1051 г. пришел в Киев с Афона преподобный Антоний Печерский — основатель Киево-Печерского монастыря. Через него Божия Матерь благословила Киев как Свой Третий Вселенский Жребий.
При Ярославе был составлен первый на Руси свод законов «Русская Правда», появилась «Кормчая» — перевод византийского Номоканона. Ярослав собрал книги и рукописи, которые переводились с греческого на славянский. Для распространения грамотности он повелел духовенству обучать детей, а в Новгороде устроил училище. Из Болгарии, имевшей богатейшую христианскую литературу, Русь получила огромное количество книг, а главное — богослужебные книги на близком и понятном языке.

Уже при жизни Ирина прославилась своей добродетелью и благочестием.
Святитель Илларион, митрополит Киевский (+1053 г., память 3 ноября) в своем знаменитом «Слове о законе и благодати» пишет, обращаясь к уже покойному святому Владимиру (+1015 г., память 28 июля) — крестителю Руси: «Взгляни на сноху твою Ирину, взгляни на внуков и правнуков твоих, как они живут, как Бог их хранит, как они соблюдают веру, которую ты им завещал, как они восхваляют Имя Христово!»
Ирина стала матерью семерых сыновей и трех дочерей. Особенно известны ее сыновья: святой благоверный князь Владимир Новгородский (+1042 г., память 17 октября), великий князь Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский (отец Владимира Мономаха).
Дочери Ирины, как и их отец, мать и братья воспитывались в атмосфере «книжности». Летописец сообщает, что Ярослав «насеях книжными словесы» сердца близких ему людей. Великая княгиня научила детей родному языку, и они прекрасно понимали скандинавские саги, которые распевали при дворе князя варяжские воины. Дочери Ирины и Ярослава стали королевами: Анна — французской, Мария — венгерской, Елизавета — норвежской.

Известно, что великая княгиня основала в Киеве монастырь во имя своей покровительницы — святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им. Сохранилась часть стены одного из строений этого монастыря. Двор вел. князя Ярослава жил то в Киеве, то в Новгороде.
В 1045 году она направилась в Новгород к сыну Владимиру на закладку собора во имя Святой Софии Премудрости Божией.
В Новгороде великая княгиня Ирина приняла монашеский постриг с именем Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме; с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа. Сей обычай, заимствованный от греческих государей, начался в России с XI-го, и продолжался постоянно почти до XVII-го века.
Здесь же, в Новгороде, святая княгиня Анна скончалась 10 (23) февраля 1056 года и была погребена в Софийском соборе. Вскоре рядом с ней упокоилось и тело ее сына — Новгородского князя Владимира.
Почитание святой Анны и сына ее святого Владимира было установлено после знамения, бывшего Новгородскому архиепископу святителю Евфимию в 1439 году.
Письменный памятник XVII в. свидетельствует об обильных чудесах, истекавших от их святых мощей.

Христианство высоко ценит женщину как мать. Материнство преображает человеческую любовь, приобщает человека к тайне рождения жизни. Женщина-мать является хранительницей семьи и семейного очага. От ее мягкости, заботливости, терпения, способности жертвенно служить зависит внутренний мир и устойчивость семьи.
На женщине лежит высочайшая задача — воспитание новых граждан Царства Небесного. Такой матерью была великая княгиня Ирина.
Преподобная Анна Новгородская положила начало соединению двух путей святости — святых благоверных княгинь (цариц) и преподобных, то есть деятельного служения миру и молитвенного созерцания, монашеского подвига.
Древнерусский семейный быт был основан на строгом благочестии, исполнении ежедневного молитвенного правила, чтении Священного Писания, Псалтири, житий святых, хождении в храм. Семья — это прежде всего домашняя церковь.
Духовным идеалом верующих русских людей был образ монаха-подвижника. И многие русские люди желали монашества, как увенчания жизненного пути. Благоверные княгини Руси, овдовев, не выходили замуж во второй раз, хотя Церковь не запрещала второй брак. Монашеский постриг — обручение Небесному Жениху — стал путем, который наиболее соответствовал идеалу жизни вдовы. Поэтому постриг вдов в княжеской и боярской среде стал почти правилом. Церковь украшала монашеским чином завершенный подвиг супружеской жизни. Русскому народу княгини-инокини являли пример достойного завершения единобрачия.

Особенность пути преподобной Анны раскрывается в ее происхождении. Дочь иного народа трудится над созиданием Святой Руси, встает вместе со Святой Ольгой в основании лествицы русской женской святости. Преподобная Анна усвояет чужих как своих, не делая различия, созидая единство рода человеческого. «Святой царицей Ириной» называли ее в Северных странах — среди святых жен этих народов она воссияла первой и стала небесной покровительницей и молитвенницей за них. Так имя Ирина (мир), полученное Ингегердой в Православии, оказывается глубоким выражением ее духовного делания.
В образе преподобной Анны Новгородской мы видим истоки многих основных направлений духовного труждения русских женщин. Подаваемая ею благодатная помощь особенно действенна сейчас. В преподобной ярко проявилось творческое начало человеческой личности, и потому она имеет возможность помочь в выборе пути. Вся ее жизнь была служением Божией Матери, одарившей святую благодатными дарами и счастливым материнством. Поэтому так много значит предстательство преподобной Анны перед Пречистой.
Другое имя, данное ей при постриге — Анна (благодать) — указывает на единственную силу, которая помогает человеку достичь святости, — благодать Божию.

На начало XX века мощи благоверной княгини открыто почивали в Новгородском Софийском соборе. После революции мощи святой были отняты у верующих.
В 1991 г. городской музей возвратил Церкви мощи преподобной Анны Новгородской вместе с другой величайшей святыней Православия — чудотворной иконой Божией Матери «Знамение». Теперь они открыто пребывают в Софийском Новгородском соборе, даруя благодатную помощь и радость духовную в наши смутные времена.
Во времена грозных опасностей для своего града новгородцы обращались к Божией Матери, взывая о Помощи, защите, прекращении междоусобий – и после общих молитв Матерь Господа ограждала свой возлюбленный град от беды. После долгих десятилетий мы имеем возможность молиться пред Пречистым образом «Необоримой Стены», «сопротивных ополчения низлагающей».

«Радуйся, святая благоверная княгине, преподобная мати Анно».

Тропарь, глас 1
От запада возсиявши, яко звезда небосветлая, прияти Православную веру сподобилася еси, в ней же плод благославный Русской земле принесши, святая благоверная княгине Анно, Христа всем сердцем возлюбила еси, Того оправдания и законы хранящи; тем же днесь всесвятую твою память празднующе, грехов оставление молитвами твоими приемлем.

Кондак, глас 4
Днесь в светлой памяти твоей Великий Новград веселится, созывая всех верных светло праздновати память твою, и мы ныне, духовно ликовствующе, радостно славим тя и молим: святая благоверная княгине Анно, предстоя Святей Троице, моли избавити Великий Новград и всю землю Русскую от всяких бед и обстояний и всем нам спастися.

Величание
Величаем тя, святая благоверная преподобная княгине Анно, и чтим святую память твою, ты бо молиши за ны Христа Бога нашего.

О преславная, преподобная великая княгине Анно, ты оставила еси отечество свое и вселилася в землю Русскую, и великие труды подъяла еси во утверждение державы.
О преподобная мати богомудрая Анно, благодати тезоименитая, ты сияеши в земле нашей чудес благодатию, ты еси молитвенница о всех людех российских.
Услыши нас, молящихся тебе, аще бо и грешнии есмы, но с верою притекаем к честным твоим мощем — сокровищу Великаго Новграда — и погибающия наши души оживи, просвети наша очи сердечныя, исторгни из глубины греховной и на путь покаяния настави.
Вложи огнь любве Божественный в сердца наши, разум умудри, чувства просвети.
Принеси молитвы ко Господу Иисусу Христу и Пречистей Его Матери, да твоим предстательством сохранят невредимым град твой, его же возлюбила еси, и вся грады страны нашей, да воцарятся в них мир и правда, изобилие и благоденствие, и да избавимся от всяких бед, находящих на землю Русскую.
Разсеянных чад Русской Православной Церкви собери любовию и молитвою твоею, и да упразднятся в ней вся ереси и расколы. Сохрани любовь между людьми, принеси мир благодатный и радость в домы, испроси земле нашей благорастворение воздухов и изобилие плодов.
Не посрами упования нашего, еже по Бозе и Пресвятей Богородице на тя крепко возлагаемаго, но яви нам заступление твое, да хвалим, славим и величаем Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

СВЯТАЯ БЛАГОВЕРНАЯ ПРЕПОДОБНАЯ КНЯГИНЕ АННО, МОЛИ БОГА О НАС.

Ссылки

  • И.Самсонов.Супруга Ярослава Мудрого — благоверная княгиня Ирина и ее роль в отношениях Руси со Скандинавией\ «Образование и Православие»

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Святая Алессия
  • Святая Барбара

Полезное

Смотреть что такое «Святая Анна Новгородская» в других словарях:

Анна (имя) — У этого термина существуют и другие значения, см. Анна. Анна шумерское Другие формы: Энн, Ханна, Анни, Энни, Ания, Нана Производ. формы: Анночка (Аннечка), Аннушка, Аннуша, Аннуся (Аннюся), Аннюня, Нюня, Аня (Ана), Анюра, Нюра, Нюрася, Нюраха,… … Википедия

ИОАКИМ И АННА — [греч. ᾿Ιωακεμ κα ῎Αννα], святые, праведные (пам. 9 сент.), родители Пресв. Богородицы. И. и А., как и др. библейские праведники родственники Иисуса Христа по плоти, именуются в правосл. литургическом предании богоотцами. Термин θεοπάτωρ… … Православная энциклопедия

Ингигерда — (швед. Ingegerd, 1001 10 февраля 1050) княгиня, дочь короля Швеции Олафа Шётконунга и Эстрид (Астрид, швед. Estrid, по происхождению из ободритов) … Википедия

Ирина (значения) — Ирина женское имя. Носительницы, известные по имени Святые с именем Ирина; Ирина Македонская Ирина (византийская императрица); Ирина (супруга Иоанна II Комнина), до крещения Пирошка, в монашестве Ксения; Ирина дочь Исаака II Ангела; Ирина княгиня … Википедия

Ингегерда — (швед. Ingegerd, 1001 10 февраля 1050) княгиня, дочь короля Швеции Олафа Шётконунга и Естрид (Астрид, швед. Estrid, по происхождению из ободритов). Содержание 1 Биография … Википедия

Ингегерд — Ингегерда (швед. Ingegerd, 1001 10 февраля 1050) княгиня, дочь короля Швеции Олафа Шётконунга и Естрид (Астрид, швед. Estrid, по происхождению из ободритов). Родилась в Сигтуне в Швеции и должна была выйти замуж за короля Норвегии Олафа II, в… … Википедия

Ирина (жена Ярослава Мудрого) — Ингегерда (швед. Ingegerd, 1001 10 февраля 1050) княгиня, дочь короля Швеции Олафа Шётконунга и Естрид (Астрид, швед. Estrid, по происхождению из ободритов). Родилась в Сигтуне в Швеции и должна была выйти замуж за короля Норвегии Олафа II, в… … Википедия

Княгиня Ирина — Ингегерда (швед. Ingegerd, 1001 10 февраля 1050) княгиня, дочь короля Швеции Олафа Шётконунга и Естрид (Астрид, швед. Estrid, по происхождению из ободритов). Родилась в Сигтуне в Швеции и должна была выйти замуж за короля Норвегии Олафа II, в… … Википедия

Акафистная Суббота — «Похвала Пресвятой Богородицы» (новгородская икона, XV век) Суббота акафиста; также Похвала Пресвятой Богородицы&#1 … Википедия

БОГОРОДИЦА — [Греч. Θεοτόκος], Дева Мария, родившая Иисуса Христа. Житие Сведения о житии Богородицы, содержащиеся в Свящ. Писании Нового Завета, не являются достаточно подробными. Здесь присутствуют лишь несколько эпизодов, связанных с именем и личностью… … Православная энциклопедия

Читать еще:  Иоанн Рыльский: житие святого, в чем помогает, мощи и день памят
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector