0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль

Строительство церкви Иоанна Предтечи проходило в конце XVII столетия, и сегодня здание считается памятником истории и культуры.

Сегодня собор считается частью музея-заповедника. Стены строения расписывались в 1694 г., резной иконостас из золота создан в 1701 г. Уникальные декорации и части здания находятся в плохом состоянии: изразцы выбиты, на колокольне разрастается дерево, на чугунной ограде, некогда удивляющей красотой, разбросаны мусорные отходы.

Реставрация галереи проводится за счет энтузиазма городских мастеров-художников. Однако для работы требуется как финансовая, так и моральная помощь со стороны властей или обеспеченных людей.

Другие православные храмы Ярославля:

Ярославский пожар 1648 г. уничтожил множество городских построек. После стихийного бедствия произошло стремительное восстановление домов и храмов. Идея создания Толчковской церкви возникла у жителей пригорода именно в этот период, так как район остался вообще без храма после разорений и пожаров.

Народ начал собирать средства: некоторые люди жертвовали деньги, другие — серебро, кто-то — торговые лавки или огороды. Царские врата и красивейшие иконы были подарены собору казанскими верующими. Любой вклад радостно принимался и служил благой цели, поэтому новая церковь воздвигалась «целым миром». Идея строительства возникла на почве соперничества между богатыми слободами, находящимися рядом с Ярославлем.

На заметку! В 1888 г. известный художник В. Верещагин перенес внешний облик великолепного храма на полотно. Изображение собора находится на обратной стороне российской купюры в 1000 рублей, созданной и выпущенной в 1997 г.

Церковь Иоанна Предтечи

Храм Иоанна Предтечи (1671-1687 гг.) — задумывался и строился как нечто особенное, «чего прежде никогда не было», поэтому с момента закладки сопровождался большим количеством вкладов и пожертвований, поражая богатством внутреннего убранства и количеством драгоценной утвари. Его грандиозные размеры позволяют ему до сих пор оставаться одной из самых заметных построек в городе.

Читать еще:  Рождественский монастырь в Москве: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни и праздники

Внешний вид храма поражает разнообразием декоративных форм. Здесь применены все основные приемы декора русской архитектуры XVII века, среди которых главное место занимает фигурный кирпич.

Разнообразие его форм огромно — от скромных профилей до целых фигурных плит: это разнообразные бусины, розетки, валики, косички, колонки разных размеров и форм, дыньки, кокошники и т. д. Эта изощренная каменная краснокирпичная «резьба» прекрасно сочетается с цветными изразцами.

Монументальная живопись этого памятника относится к лучшим образцам русского искусства XVII века. Храм расписывала ярославская артель из 16 художников с 5 июня 1694 г. по 6 июля 1695 г. Руководили артелью известные ярославские знаменщики Дмитрий Григорьев Плеханов и Федор Игнатьев. В 1700 г. они продолжили роспись северного придела и паперти.

Росписи храма не имеют себе равных в мировом искусстве по количеству изображаемых сюжетов (более полутора тысяч).

Стены центрального храма разбиты на 8 ярусов (западная стена — на 9), при этом совершенно уникален по содержанию нижний ярус северной и южной стен, где изображены Минеи — все святые православной церкви. Росписи центрального храма посвящены евангельским событиям, а также иллюстрируют житие Иоанна Предтечи, «Песню Песней», на столпах размещаются Деяния Апостолов. Росписи галереи — это бесконечные сцены из Ветхого Завета от сотворения мира до падения Иерихона, на западном крыльце (это главный вход и выход) размещаются подробные иллюстрации Апокалипсиса. Вдоль стен галерей расположены фигурные расписные каменные скамьи, западный, северный и южный входы в центральный храм оформлены удивительной красоты порталами с богатым декором из расписного лекального кирпича.

Изображение церкви помещено на оборотной стороне 1000-рублевой купюры, выпущенной в обращение в 2001 году.

В настоящее время храм находится в составе Ярославского музея-заповедника и используется как объект музейного показа.

Читать еще:  Вознесенский собор в Новосибирске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Архитектура и интерьер

К сожалению, доподлинно не известно, кто был автором проекта, но есть мнение, что к нему имел отношение митрополит Иона (Сысоевич), имевший архитектурный талант. В то время он был главой Ростовской и Ярославской кафедры. Существовала также версия о том, что его строили иностранные специалисты. Однако если приглядеться к деталям, можно отмести эту версию, ведь храм — яркий образец именно русского зодчества.

Высота постройки достигает 44 метров, венчают церковь 15 глав — по 5 на основном храме и каждом из приделов. Интересная деталь — приделы располагаются на одной высоте с основным зданием, в большинстве других подобных построек они ниже. Фасад здания изобилует декоративными элементами, один из основных — фигурный кирпич. Его отличает разнообразие форм, на постройке можно увидеть валики, розетки, бусины, кокошники и другие вариации. Это создает своеобразный эффект резьбы, которая гармонирует с изразцами, имеющими различные сюжеты и орнаменты.

Великолепен не только внешний облик храма, но и его интерьер. Над его росписью трудились лучшие художники ярославской артели. Это поистине историческое наследие, ведь ни в одном другом храме в мире нет такого количества и разнообразия сюжетов. Здесь можно увидеть сцены из Ветхого Завета, Евангельские сюжеты, жития святых и другие росписи.

Расписание богослужений в Церкви Иоанна Предтечи в Толчкове


Один из ракурсов на Церковь Иоанна Предтечи позволяет оценить ее красоту, и понять несоответствие окружающего фона.

Церковь интересна не только своей архитектурой, но и тщательным исполнением всех оформительских элементов.

Внутренний интерьер храма отличается красотой и богатством росписи.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector