0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вознесенский кафедральный собор (Новосибирск)

Вознесенский кафедральный собор (Новосибирск)

Вознесенский собор — кафедральный собор Новосибирской и Бердской епархии Русской Православной церкви, расположен в Новосибирске. Главный храм города, в нем расположена кафедра Архиерея, управляющего Новосибирской Епархией.

Расписание богослужений в Вознесенском соборе Новосибирска

Сейчас в кафедральном соборе располагается кафедра Архиерея (Управляющего Новосибирской епархией). А настоятелем является Высокопреосвященнейший Тихон.

Известно, что богослужения проводятся в соборе каждый день. Литургия начинается каждое утро в 08.30, а вечернее богослужение — в 17.00.

В дни великих церковных праздников, а также в воскресенье в соборе совершаются две литургии: самая ранняя начинается в 6.30, следующая — в 09.30.

Таинство Покаяния происходит в нижнем храме кафедрального собора каждый день, исключение составляют лишь некоторые дни Великого поста. В будние дни — в 08.40, в воскресенье в 06.40 и в 09.40.

Каждый четверг (за редким исключением дней памяти других святых) во время вечернего богослужения в соборе читается акафист Святителю Николаю и Серафиму Саровскому.

Дежурные священнослужители находятся в храме ежедневно с 12.00 до 17.00.

В обычные дни собор открыт для посещений с 08.30 и до 19.00. В воскресенье и по праздникам с 06.30 и до окончания вечернего богослужения.

Вознесенский кафедральный собор г. Новосибирск

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Новосибирская митрополия
Новосибирская и Бердская епархия
********************************************
Показать полностью.
Вознесенский Кафедральный собор является главным храмом Новосибирской епархии, где располагается кафедра архиерея, управляющего Новосибирской епархией.

Наcтоятелем Вознесенского кафедрального собора является епархиальный архиерей — высокопреосвященнейший Никодим, митрополит Новосибирский и Бердский.
********************************************
Богослужения
в Вознесенском кафедральном соборе совершаются ежедневно.
Утром часы и Божественная литургия с 8:30. Вечером богослужение с 17:00.
В воскресные дни и в дни Великих праздников совершаются две Божественные литургии – ранняя с 6:30, поздняя с 9:30
Ежедневно, за исключением некоторых дней Великого Поста, в нижнем Гедеоновском храме совершается Таинство Покаяния (исповедь). В будние дни исповедь начинается в 8:30; в воскресные и праздничные дни (когда совершаются две Божественные литургии) в 6:30 и 9:30.
По четвергам за вечерним богослужением (за исключением дней памяти других святых) читается акафист Святителю Николаю и преподобному Серафиму Саровскому (попеременно).
********************************************
Таинство Крещения совершается: четверг, пятница, суббота: в 12:00 и 14:00; воскресенье: в 10:00, 12:00 и 14:00.
********************************************
Венчание в храме совершается после Литургии. Православный календарь содержит значительное число дней, во время которых венчание не совершается.
********************************************
Отпевание в храме проводится в любой день.
********************************************
При соборе действуют:
— Детская воскресная школа,
— Воскресная школа для взрослых,
— Молодежный клуб «Вознесенский»,
— Православный центр милосердия (ПЦМ) во имя св. вмч. и целителя Пантелеимона.

Работает библиотека духовной литературы.

Осуществляется сбор денежных средств, одежды и обуви для малоимущих.
********************************************

Вознесенский кафедральный собор г. Новосибирск запись закреплена

21 января – день памяти архиепископа ПАВЛА (ГОЛЫШЕВА) (1914 — 1979)
С 23 июня 1964 года по 2 февраля 1972 — архиепископ Новосибирский и Барнаульский

Воспоминания А.И. Кузнецова об архиепископе Павле (Голышеве)
Показать полностью.

Публикуемые воспоминания посвящены памяти замечательного архиерея, исповедника архиепископа Павла (Голышева), с которым автор — А.И. Кузнецов, юрист и церковный историк, много лет состоял в дружеских отношениях.

В конце июня 1964 года архиепископ Павел получил патриарший указ о переводе его на Новосибирскую кафедру.
4 июля Владыка Павел вылетел в Новосибирск.
В сентябре того же года я получил от него телеграмму, приглашавшую меня в Новосибирск. В аэропорту меня встречал Владыка. Самолет опаздывал, но у владыки хватило терпения ждать. Мы обрадовались друг другу и на автомашине скоро добрались до архиерейской резиденции, находившейся на окраине города (Деповская, 15) и состоявшей из трех небольших домиков. Несмотря на некоторое убожество домов, в одном из них (архиерейских покоях) было просторно, чисто, уютно, в углах икона с лампадами, простая мебель, на полу дорожки. Мне была отведена маленькая комната с кроватью и столиком; в ней я прожил десять дней, а когда собрался уезжать, владыка с грустью сказал: «Вы покидаете меня, без Вас скучно, впрочем, надеюсь видеть Вас у себя в январе». Мой приезд в Новосибирск не был вызван какими-либо деловыми соображениями, а простым желанием дружеской встречи. Мы много и подолгу беседовали, а после ежедневных обедов совершали городские и загородные прогулки на автомашине. Владыка с радостью рассказывал о восторженной встрече его новосибирцами, о множестве богомольцев за его богослужениями. Он уже побывал в нескольких городах своей обширной епархии и всюду он был встречен верующими с любовью и уважением. В общем, церковная жизнь здесь по его словам шла на удовлетворительном уровне. Одно его мучило и приводило в печальное состояние — сильные головные боли, которые выводили его из равновесия. Я был свидетелем этого мучительного состояния Владыки. По ночам к нему дважды-трижды была вызываема «скорая помощь», в доме начинался переполох, никто не спал. Врачи утоляли боль сильно действующими средствами и уезжали, чтобы вскоре опять вернуться. Утром болящий появлялся с бледным, усталым лицом. В этот приезд при мне было 3—4 таких происшествия. Днем Владыка был весел, мило шутил, принимал посетителей, хотя по обычаю за столом совсем мало ел, зато предупредительно угощал сотрапезников. Вечером Владыка заходил ко мне в комнату и иногда с подносом в руках; на подносе лежали апельсины, яблоки, пирожное и бутылка лимонада. «Это Вам приятное», — говорил по-латыни Владыка. Мне было совестно от такого радушия доброго хозяина и, конечно, приятно за его любовь. Затем я был у Владыки в январе следующего года (ко дню его ангела), а вообще за восьмилетнее пребывание его в Новосибирске я приезжал к нему много раз. Я присутствовал на его торжественно умилительных богослужениях, видел, как и в Астрахани, массу богомольцев и их видимую любовь к своему архиерею и его ответную любовь, люди встречали его в церкви, провожали домой, а иные посещали его дома и никогда не испытывали в этом отказа любвеобильного Владыки. Я наблюдал: Владыка был всегда занят. Он управлял самой большой епархией, в которую входят: Новосибирская, Барнаульская, Красноярская, Томская, Кемеровская и Новокузнецкая области. Везде надо побывать, и не только в областных центрах, но и в городах, подчиненных им. Владыка не оставлял попечений о них и часто бывал в разъездах. А дома, в приемной почти ежедневно: протоиереи, священники; одни приезжавшие по вызову, другие без вызова; наконец, верующие со своими нуждами. Корреспонденцию, поступившую за день, владыка откладывал на вечер. Одним словом, заботы, нескончаемые заботы! А тут еще одна забота: уже к 1965 году возникли разногласия с уполномоченным по Новосибирской кафедре.
В 1968 г. возникла новая забота: по решению городских властей подлежали сносу все постройки архиерейского управления. Пришлось искать нового убежища. Но ничего не нашлось, и в этих условиях владыка решил купить собственный дом. Он был куплен на улице Жуковского, 51. Дом не совсем был удобен для расположения в нем всех частей епархиального управления и требовал капитальной перестройки. И вот началась перестройка дома и застройка земельного участка. Я несколько раз ездил с Владыкой на место работ. Владыка обходил объект, давал рабочим указания: «Эту дверь надо перенести сюда, коридор нужно расширить; вот эта большая комната будет церковью, вот здесь будет иконостас», — пояснял он. Потом спускались в нижний этаж, и здесь такие же указания Владыка [давал] строителям. Во всем виден вкус и организаторский талант Владыки. Через полгода я был на новоселье. Дом выглядел как бы заново построенным. Внутренняя отделка, особенно верхнего этажа, приводит в восхищение, кругом все блестит, все удобно, красиво. Умилительный вид крестовой церкви, сооруженной в доме, при особом руководстве Владыки. Резной иконостас с царскими вратами, сделанными жителем Новосибирска, православным китайцем, выглядит необычайно красиво, с большим художественным вкусом. Все удобно и восхитительно. Даже уголок природы, страстный любитель и ценитель которой, Владыка, разместил в свободном помещении (особом): в нем десяток клеток с канарейками и другими разноцветными птицами, красивые белые голуби, белки в колесе и даже говорящий красно-синий попугай «Ара», который отвечает на приветствие словами: «Здравствуй, Ара». Кругом цветы: на окнах, под окнами, у стен, в подвешенных к потолку горшках. В общем, здесь в полном смысле комната природы: Владыка сам ухаживает за всем, что находится в этой комнате и очень разбирается в ботанических свойствах цветов. В одноэтажном перестроенном флигеле во дворе разместились: приемный кабинет Владыки, комнаты: секретаря, бухгалтера, машинистки, за стеною маленькая гостиница для приезжающих, а рядом — жилье для находящихся в доме старушек — монахинь, во дворе отопительная котельная и гаражи. Одним словом, это своего рода небольшой административно-жилой комплекс. Почти одновременно по инициативе Владыки и трудом о. Николая Чугайнова происходили другие большие сооружения — построены: каменная ограда вокруг кафедрального собора, в ограде — двухэтажная каменная крестильня, красивая и вместительная, обновлен иконостас собора, владыка украсил престолы собора металлической одеждой. Приделы собора украшены большими священными полотнами с изображениями: Николая Чудотворца и Серафима Саровского (приделы их имени). Кстати, эти картины Владыка купил в Москве в моем присутствии. Все эти работы, предпринятые по воле Владыки Павла, потребовали много усилий, труда и хлопот в преодолении различных препятствий, трудностью приобретения строительных материалов. Только настойчивость и желание благоустроить храм помогли успешно завершить дело и придать храму приличный внешний вид и внутренний.
Приятно вспомнить о молодежи, которая постоянно окружала архиепископа. Их влекли к нему его добродетели, доброта и простота обращения с ними. Это добрый пример прошлого, какой сохранил в своей душе Владыка от общения с митрополитом Евлогием. Владыка Павел отвечал молодежи любовью и заботой о них. Только личной заботой и ходатайством перед учебными заведениями некоторые юноши поступили и окончили духовные семинарии, а двое из них духовную академию. Сейчас все они трудятся на ниве Божией, сохраняя благоговейную память о владыке Павле.
По своей доброте Владыка Павел помогал неимущим, постоянным обитателям церковной ограды. Одни приходили действительно неимущие, а другие ради обмана. Я помню одного такого субъекта, который в моем присутствии остановил Владыку, он не просил милостыню, а как бы требовал ее с какой-то удивительной настойчивостью, даже выражением некоторой гордости, будто это была не милостыня, а требование долга или казенная пошлина. Владыка не разбирался в качестве просьбы: «Раз просят, значит надо давать».
К концу службы владыки в Новосибирске подземные мутные источники выбросили на поверхность грязные инсинуации против него. Кто знает, откуда они и кто их сочинитель, но факт тот, что они были сродни астраханской клевете о присвоении Владыкой 10 000 руб. Впрочем, мошенники и пасквилянты вскоре дали о себе знать. О двух таких лицах Владыка сообщил мне в одном из писем: «Вы упомянули о двух „типах”, которые якобы были моими иподиаконами. в действительности они не занимали никаких должностей, к тому же, один проживал в Томске, а другой в Кемерово. Тот, который проживал в Томске, однажды явился к игумену Роману (настоятелю 2-й церкви Томска) и показал ему кипу грязных бумаг-пасквилей против меня, сделанных по заказу. (тут упоминается лицо, сделавшее заказ — один из священнослужителей. — А.К.) и предложил ему купить эти бумажки. Игумен Роман выгнал этого продавца. Кстати, он вскоре был осужден к 7-ми годам за какие-то проделки. Другой «тип» показывал священнику из Кемерово, талоны денежных переводов от того же лица (т.е. сочинителей пасквилей — А.К.).
В конце октября 1971 г. владыка Павел получил патриарший указ о переводе его на Вологодскую кафедру. По словам владыки, этот беспричинный перевод вызвал у него чувство глубокого огорчения и настороженности.
Проводы Владыки из Новосибирска были трогательными. Верующие поднесли Владыке адрес, в котором, между прочим, говорилось: «В час разлуки мы, как любящие и преданные тебе, дорогой владыка, сердцем сливаемся с тобою и вместе со скорбью переживаем твое и наше церковное горе. Но вместе с тобою преклоняем благоговейно головы перед промыслом Божиим,… вместе с тем мы благодарим Бога, что Он послал тебя править нами и мы все увидели в тебе поистине пастыря доброго. Ты приобрел за свои душевные качества всеобщую любовь и искреннее уважение. Нас влекли к тебе твой кроткий нрав, простота и доступность и непостижимое умение сочетать величие архипастыря с любовью отца. Полный пламенной веры в Бога, щедро наделенный духовными дарами, ты был руководитель нашей духовной жизни».
Владыка Павел пользовался большим авторитетом у верующих. Они ценили его святительские качества и монашеские добродетели: мистический склад его души, аскетизм, незлобие; они любили его торжественные богослужения в переполненных храмах, его проповеди, в которых он неизменно призывал к миру между людьми и любви к ближним. На любовь к нему верующих владыка и сам отвечал любовью и единением с народом, разумеется, что, по учению нашей веры, между архипастырем и пасомыми должен быть тесный союз, т.е. такое единение, чтобы явно ощущалось биение одной духовной жизни.
Архиепископ Павел принадлежал к сонму тех иерархов, жизнь и деятельность которых заключалась в проповеди христианских идей, беззаветной преданности Христовой Церкви, глубокой веры. Это был один из тех, кто принимал избранную идею так, что она заслоняет все другие. Владыка строго оберегал церковную дисциплину, [был] непримирим ко всякого рода вторжениям в жизнь церкви антицерковных сил и настроений. В общем-то, Владыка житейски не очень был практичен, но тут проявлял чудеса настойчивости, упорства и находчивости. В этом, пожалуй, одна из черт, ярких черт архипастырской деятельности Владыки Павла: мужество и стойкость в исполнении святительского долга.

Читать еще:  Владикавказская епархия: храмы и монастыри, священники, святыни

История

Строилась церковь в честь Вознесения Господня в Новониколаевске (ныне Новосибирск) с разрешения Томского епархиального начальства тщанием строительного комитета. 6 апреля 1913 года Новониколаевский благочинный протоиерей Николай Завадовский освятил новосооружённый храм, в народе поименованный Туруханским. Первоначально он был однопрестольным, деревянным, с колокольней в одной связке, крытым железом. Расположенный на северной окраине города, храм являлся одним из самых бедных в городе, со штатом из одного священника и одного псаломщика. Приход состоял из бедствующих чернорабочих и ремесленников, среди которых было немало инородцев, иноверцев и широко пропагандировалось сектантство. При приходе Вознесенской церкви числилось три начальных приходских училища Министерства народного просвещения.

В 1925 году был сооружён придел во имя святителя Николая Чудотворца. В 1938-1939 году последовало закрытие храма. Городские власти использовали церковь как склад для хранения зерна.

В апреле 1944 года в Вознесенской церкви возобновилось богослужение. Храм не требовал настоятельного ремонта — иконостас, престолы и подсвечники были сбережены — и в Великую Среду того года было совершено его малое освящение. На Пасху был переполнен не только храм, но и вся его обширная ограда. С того времени в храме служит Новосибирский архиерей. На нужды армии и фронта в период с 1944 по 1945 год от Вознесенского храма поступило 1686 тысяч рублей. Много сил и средств употребил архипастырь для реставрации и благоустройства храма. В конце марта 1946 года были подняты колокола. В том же году его заботами началось строительство нового придела, а 28 декабря 1947 года архиепископ Варфоломей торжественно совершил освящение нового придела в честь преподобного Серафима Саровского. В чин собора Вознесенская церковь произведена в 1947 году.

По благословению митрополита Нестора над могилой владыки Варфоломея в соборе было устроено надгробие, а трудами архиепископа Павла сооружается каменный крестильный храм взамен обветшавшего деревянного.

Читать еще:  Храм Похвалы Пресвятой Богородицы в Зябликово: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

К 1970-м годам деревянный собор пришел в ветхость. 12 февраля 1971 года рядом с собором был открыт цирк, в результате чего соборная территория утратила один из двух входов, а сам храм оказался в низине. Прибывший на Новосибирскую кафедру в 1971 году епископ Гедеон сразу же озаботился состоянием здания. В 1974 году была реконструирована западная часть здания, увеличен притвор, заменены колонны внутри собора. Новые кирпичные стены после возведения были скрыты под деревянной обшивкой, чтобы сохранить общий вид деревянного храма. В 1976 году стены всех трех алтарей были поочередно разобраны и заменены кирпичными, а к 1979 году был устроен нижний храм в честь святого благоверного князя Александра Невского и Гедеона Праотца. Далее по благословению митрополита Гедеона была проведена полная реконструкция Вознесенского кафедрального собора под руководством настоятеля храма протоиерея Димитрия Будько. Реконструкцию приурочили к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Проект реконструкции храма выполнил новосибирский архитектор В. П. Авксентюк. К августу 1988 года строительные работы были полностью завершены. И хотя при реконструкции собора органы государственной власти не дали разрешения сделать его выше и просторнее, как хотелось церковному руководству и строителям, однако он стал украшением Новосибирска. Около 1986 года при храме открылась воскресная школа.

Часовня Сибирских святых при Новосибирском Вознесенском соборе. Фото Олега Нестерова

По проекту архитектора Б. А. Захарова при соборе были выстроены в 1996 году часовня в честь Всех святых в земле Сибирской просиявших и, в 1998 году, административный корпус. В 1999 году, к празднованию 75-летия Новосибирской епархии, был отреставрирован и заново вызолочен главный иконостас храма.

В Вознесенском кафедральном соборе есть архиерейский хор, детский (младшая группа и старшая) и Свято-Макарьевский молодёжный хор. В 1995 году при соборе образован Центр милосердия во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Организована православная видеостудия. На третьем этаже нового административного корпуса расположилась приходская библиотека духовной литературы для всех жителей города, а также библиотека Новосибирского православного богословского института.

23 мая 2002 года патриарх Алексий II отслужил в соборе всенощное бдение, на котором состоялось прославление новых сибирских священномучеников Николая (Ермолова) и Иннокентия (Кикина).

Статистика

  • 1 апреля — 1 июля 1946 — в обычные воскресные дни посещает до 900 человек, в будние дни 250-300, в Пасху до 5000, в Троицу до 4000, в престольные праздники ок. 3000 [1]
Новосибирский Вознесенский собор

Архитектор и внешняя отделка собора

Реконструкция храма, великолепно выполненная по проекту архитектора В.П. Авксентюка, отмеченному как лучшее произведение новосибирских зодчих и удостоенному высокой наградой — диплома I степени, а также медалью российского Союза архитекторов.

Стиль собора можно определить как классический, с характерными элементами народного зодчества:

  • двускатные крыши;
  • чешуйчатая облицовка;
  • орнаментальное оформление дверей;
  • замысловатые водостоки;
  • круглые слуховые окна;
  • оформление оконных проемов в виде кокошников.

Перестроенный храм сегодня увенчан 7 золочеными главами, над западным входом также возвышается крест. Собор имеет небольшую высоту, но смотрится величественно и пропорционально, а в связке с шатровой одноярусной колокольней производит очень гармоничное впечатление.

Все стены после реставрации тщательно отштукатурены и окрашены, на входом установлено мозаичное панно с изображением Богородицы. Мозаиками украшены и стены фасадов храма.

Вознесенский собор – главный храм нашего города Новосибирска. В нем расположена кафедра Архиерея, управляющего Новосибирской Епархией.

Первоначально Вознесенская церковь была однопрестольная, деревянная, с колокольней в одной связке, крытая железом. Строилась церковь с разрешения епархиального начальства тщанием строительного комитета. 6 апреля 1913 года , благочинный новониколаевских церквей протоиерей Николай Завадовский освятил новосооруженный храм.

Расположенный на северной окраине города, храм являлся тогда одним из самых бедных в Новониколаевске. Согласно указу Святейшего Синода, штат Вознесенской церкви состоял из одного священника и одного псаломщика.

Первым настоятелем храма был священник Гавриил Лебедев.

Лебедев Гавриил Никанорович родился в 1886 году. В 1909 году окончил Томскую духовную семинарию по второму разряду и был рукоположен во иерея. 30 апреля 1910 года по его прошению перемещен к церкви св. мчч. Флора и Лавра ст. Зеледцевской II благочиния. Три года спустя, 1 апреля 1913 года, переведен к Вознесенской церкви г. Новониколаевска, а в 1915 году последовал новый указ — о назначении его к церкви села Нижне-Чемского.

Преемником отца Гавриила по настоятельству стал священник Василий Курков.

Курков Василий Андреевич родился в 1882 году; окончил Бийское миссионерское катехизаторское училище и регентские классы Санкт-Петербургской придворной капеллы. В течение четырех лет, с 1902 по 1906 год Василий Курков преподает в церковных школах. 27 июля 1906 года его рукополагают во диакона к Богородице-Казанской церкви села Деминского, а через три года, в 1909 году — во священника. В 1910 году он по собственному прошению переведен на второе священническое место к Свято-Троицкому собору города Колывани, а в 1912 году назначен уездным противосектантским миссионером Томской епархии. В 1915 году указом Преосвященнейшего Анатолия, епископа Томского, отец Василий Курков переводится к Вознесенской церкви г. Новониколаевска.

В докладе второго настоятеля храма священника Василия Куркова от 16 марта 1915 года указывается на отдаленное местоположение храма («на окраине города») и на крайне бедственное положение прихожан. По словам отца Василия, дома прихожан в большей своей части состояли из «наскоро сколоченных маленьких лачужек, довольно ярко говорящих о материальном положении их обитателей». (ГАНО. Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 89. Л. 4,4 об.) Население прихода было самое разнообразное, что называется, «с Камы, с Волги»: здесь и татары, зыряне, плохо говорящие по-русски, «много иноверцев и инославных, а главное, что печальнее всего, широко развито сектантство. Прихожане по своим занятиям в большинстве чернорабочие, мелкие ремесленники, перебивающиеся кое-как, живущие исключительно своим дневным заработком. Люди материально совершенно не обеспеченные. Ежедневная погоня за куском насущного хлеба, низкий уровень умственного развтия, отсутствие необходимой сплоченности и солидарности в общеприходской жизни и духовных запросах высшего порядка, а также религиозное шатание вследствие пропаганды сектантства — все это, вместе взятое, направляет религиозную жизнь прихода на ложный путь, делая весьма затруднительной всеобщую попытку причта что-либо создать в этом новом и совершенно неустроенном приходе», — писал священник Василий.

При приходе Вознесенской церкви числилось три начальных приходских училища Министерства народного просвещения.

С 1924 года, когда указом Святейшего Синода была образована Новониколаевская (а позднее Новосибирская) епархия, в истории Вознесенской церкви начинается новый период. Трудами первого архиерея – митрополита Никифора (Асташевского; †1937) в 1925 году к Вознесенской церкви был сооружен придел во имя Святителя Николая и Чудотворца.

Преемник митрополита Никифора, архиепископ Сергий (Васильков) прослужил недолго. В 1937 году он вместе с группой мирян и священников, среди которых был протоиерей Василий Курков, был арестован и расстрелян.

В годы гонений на Церковь Вознесенский храм был закрыт (1938 – 1939 гг.). Городские власти использовали церковь как склад для хранения зерна.

В Новосибирске, имевшего почти миллион жителей, осталась только одна действующая маленькая Успенская церковь.

С августа 1943 года Новосибирской епархией управляет архиепископ (впоследствии митрополит) Варфоломей (Городцев; †1956).

В апреле 1944 года в Вознесенской церкви возобновилось богослужение. Вот что пишет по этому поводу Владыка Варфоломей в своем дневнике: «В марте месяце Господь помог нам получить для Новосибирска вторую церковь: Вознесенскую (Туруханскую); о ней хлопоты верующие давно начали, уже более двух лет; но в этом году мой секретарь отец Никандр съездил в Москву, где нужно изложил нужды Новосибирска, имеющего при почти миллионном населении одну только маленькую Успенскую церковь. В конце шестой недели Великого Поста получено было решение Совета по делам Русской Православной Церкви об отдаче верующим этого храма. Храм этот сравнительно большой, ремонта настоятельного не требовавший, — иконостас, престолы, подсвечники и пр. — все оказалось в порядке; поэтому я, после того, как церковь вымыли, вычистили, в Великую Среду вечером совершил малое освящение храма; и с Великого Четверга началась в нем служба — к великой радости всего народа; церковь за всеми службами была переполнена народом, а в Пасхальную ночь стоял в церкви такой гул от множества народа, что и служить было трудно; а когда мы вышли с крестным ходом из церкви, то увидели, что и вся обширная ограда была переполнена народом, ночь была теплая, тихая, свечи у всех горели, — картина умилительная. Все радовались и Светлому Христову Воскресению, и новооткрытому храму».

Уполномоченный по делам Русской Православной Церкви при Новосибирском облисполкоме П.П. Созоненок в своих информационных докладах о состоянии и деятельности православной церкви по Новосибирской области на 15 декабря 1946 года и за время с 1 апреля по 1 июля 1946 года отмечает: «В обычные воскресные дни Вознесенскую церковь, где служит архиепископ, посещает до 900 человек, Успенскую церковь — 250-300 человек, в будние дни в Вознесенской бывает 250-300 человек, в Успенской — 60-80 человек». «В Пасху при освящении куличей Вознесенскую церковь посещают до 5000 чел, Успенскую — до 2500 чел., в Троицу Вознесенскую церковь посещают до 4000 человек, Успенскую до 1500 чел, в престольные праздники Вознесенскую около 3000 чел., Успенскую — до 1000 чел.»

В конце марта 1946 года на Вознесенскую церковь были подняты колокола. Вот что пишет тов. П.П. Созоненок об этом событии: «В марте с.г. церковным советом Вознесенской церкви на одном из заводов 179 комбината куплен находящийся на складе завода церковный колокол весом 21 пуд. Этот колокол и 6 колоколов малого размера в 8 килограмм и меньше в конце марта подняты на церковь и производится колокольный звон».

Много сил и средств употребил архипастырь для реставрации и благоустройства Вознесенской церкви. В 1946 году его заботами началось строительство нового придела. А 28 декабря 1947 года архиепископ Варфоломей торжественно совершил освящение нового придела во имя преподобного Серафима Саровского.

Владыка Варфоломей очень любил Вознесенский храм и по блаженной кончине своей в 1956 году нашел здесь место своего упокоения. Гробница почившего в Бозе старца находится в Серафимовском приделе.

В чин собора Вознесенская церковь произведена в 1947 году, когда уже была организована кафедра митрополита и построены два новых придела.

В годы Великой Отечественной войны духовенство Новосибирской епархии и, в частности, Вознесенского собора не осталось равнодушным к горю, постигшему все Отечество. По инициативе и с благословения архиепископа Варфоломея среди клириков и мирян был организован сбор пожертвований. На нужды армии и фронта в период с 1944 по 1945 год от Вознесенского кафедрального собора поступило 1686 тысяч рублей. В 1947 году медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» были награждены Управляющий Новосибирской епархией архиепископ Варфоломей и благочинный церквей города Новосибирска и секретарь Новосибирской епархии архимандрит Никандр (Вольяников). В числе священнослужителей епархии было много фронтовиков.

С 1956 года отношения между Церковью и государством стали весьма сложными. Усилившаяся атеистическая пропаганда, закрытие многих храмов, регламентация всех действий священнослужителей и подавление всякой инициативы характеризуют это многотрудное время. Но жизнь собора продолжалась. По благословению митрополита Нестора (Анисимова; †1962) над могилой владыки Варфоломея устраивается надгробие, а трудами архиепископа Павла (Голышева; †1979) сооружается каменный крестильный храм взамен обветшавшего деревянного. К семидесятым годам деревянный Вознесенский собор пришел в ветхость. 12 февраля 1971 года рядом с собором был открыт цирк, в результате чего соборная территория утратила один из двух входов, а сам храм оказался в низине.

Прибывший на Новосибирскую кафедру в 1971 году преосвященнейший епископ Гедеон (Докукин; †2003) сразу же озаботился состоянием здания храма. В 1974 году была реконструирована западная часть здания, увеличен притвор, заменены колонны внутри собора. Новые кирпичные стены после возведения были скрыты под деревянной обшивкой, чтобы сохранить общий вид деревянного храма. В 1976 году стены всех трех алтарей были поочередно разобраны и заменены кирпичными, а к 1979 году был устроен нижний храм в честь святого благоверного князя Александра Невского и Гедеона Праотца. Далее по благословению митрополита Гедеона была проведена полная реконструкция Вознесенского кафедрального собора. Руководил работами тогдашний настоятель храма протоиерей Димитрий Будько (архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний). Реконструкцию приурочили к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Проект реконструкции храма выполнил новосибирский архитектор В.П. Авксенткж. К августу 1988 года строительные работы были полностью завершены. И хотя при реконструкции собора органы государственной власти не дали разрешения сделать его выше и просторнее, как хотелось церковному руководству и строителям, однако он стал подлинным украшением Новосибирска. В несколько этапов скромное деревянное здание было преобразовано в просторное каменное, расписанное внутри и прекрасно украшенное снаружи.

В 1989 году на VII Всероссийском смотре лучших архитектурных произведений работа Новосибирских зодчих, создавших новый облик Вознесенского собора, была удостоена высшей награды – диплома 1-й степени и медали Союза архитекторов России.

Архитектура храма стройна, без излишеств. Теперь у собора не пять как раньше, а семь золоченых глав. Над входом с западной стороны вознесен крест. Просторная шатровая колокольня одноярусная, в плане квадратная с широкими проемами, в которых висят малые и средние колокола.

Большой колокол — благовестный — определен в центре звонничной площадки. Он украшен изображениями Богоматери, святителя Николая Чудотворца, рядом шестикрылых Серафимов, трафаретным растительным орнаментом, рельефными поясками. По нижней окружности его опоясывает текст: «Благовествуй, земли, радость велию» и «Хвалите, небеса, Божию славу». Колокол был изготовлен на заводе Оловяшниковых в Ярославле.

Три козырька, один над другим возносящиеся к колокольне, создают впечатление выступающего входа.

В соборной ограде расположено крестильное помещение с храмом в честь Богоявления (Крещения) Господня, где ежедневно совершается Таинство Крещения. По проекту архитектора Б.А. Захарова выстроены часовня в честь Всех святых в земле Сибирской просиявших в 1996 году и административный корпус в 1998 году.

В 1999 году, к празднованию 75-летия Новосибирской епархии, был отреставрирован и заново вызолочен главный иконостас храма.

В мае 1991 года Новосибирскую епархию впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время своего пребывания в Сибири Святейший Патриарх совершил богослужение в Вознесенском кафедральном соборе.

В мае 2002 года Святейший Патриарх Алексий II приезжал в Новосибирск во второй раз, чтобы принять участие в торжествах по случаю Дней славянской письменности и культуры. Впервые наш город стал всероссийским центром проведения этого праздника.

23 мая 2002 года Святейший Патриарх отслужил всенощное бдение в Вознесенском кафедральном соборе, на котором состоялась канонизация священномучеников Николая (Ермолова) и Иннокентия (Кикина), сибирских священников, пострадавших от безбожных властей в годину гонений. Иконы этих священномучеников находятся в алтаре собора.

24 мая 2002 года Святейший Патриарх Алексий II совершил в соборе праздничную Божественную литургию в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности.

Состоялась передача Его Святейшеством напрестольного креста Вознесенскому кафедральному собору. Правящий архиерей Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон выразил слова благодарности и вручил Святейшему Патриарху дар сибиряков — икону Божией Матери «Знамение». После Божественной литургии прошел Крестный ход, который возглавил Его Святейшество, от Вознесенского собора по Красному проспекту к Свято-Никольской часовне и к собору святого благоверного князя Александра Невского. В крестном ходе участвовало около 12 тысяч человек.

21 мая 2003 года наместник Свято-Данилова монастыря в Москве архимандрит Алексий (Поликарпов) доставил в Новосибирск частицу святых мощей небесного покровителя нашего города Святителя Николая, Чудотворца. На следующий день в Вознесенском кафедральном соборе была совершена Божественная литургия архимандритом Алексием и архиепископом Новосибирским и Бердским Тихоном. 25 мая 2003 года икона Святителя Николая с частицей мощей была торжественно перенесена крестным ходом из Вознесенского кафедрального собора в часовню Святителя Николая на Красном проспекте.

При подготовке материала использованы данные из книги Е. Шабунина «Храмы Новосибирска. Исторический путеводитель» и статьи «Из деревянного в каменный»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector