0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

НИЖЕГОРОДСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Нижегородский Вознесенский Печерский мужской монастырь

Нижегородский Вознесенский Печерский мужской монастырь Нижегородской епархии

Расположен на берегу Волги, основан в начале XIV века монахом Киево-Печерского монастыря св. Дионисием Суздальским, будущим митр. Киевским.

Древнейший период истории монастыря освещен крайне скупо. Общепринятыми датами основания Печерской обители считаются 1328 или 1330 год. Инок Дионисий отправился из Киево-Печерской лавры в путь, взяв с собой святой образ — список с Печерской Нерукотворной иконы Божией Матери, явившейся на стене Великой Успенской церкви в Киево-Печерском монастыре в 1085 году (по другим сведениям – в 1105 году). Чудотворный образ Пресвятой Богородицы с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием стал главной святыней не только нового Нижегородского Печерского монастыря, но и на сотни лет Нижнего Новгорода. На крутом берегу Волги инок Дионисий ископал себе пещеру, где проводил время в молитве и посте. Молва о подвижнике быстро распространилась по окрестностям, и вскоре к нему стала стекаться братия. Началось строительство деревянного монастыря, в основание которого была поставлена церковь в честь Вознесения Господня. Этот первый возведенный храм и дал имя обители; название же Печерский монастырь получил в память о первых пещерах, ископанных здесь. Рядом с новым храмом выросли кельи, хозяйственные постройки, звонницы. Дионисий стал первым настоятелем монастыря, сначала в сане игумена, затем – архимандрита. Из стен Печерской обители вышли такие великие русские святые, как преподобный Евфимий Суздальский и преподобный Макарий Желтоводский.

Вознесенский Печерский монастырь все более укреплялся как духовный и культурный центр земли Низовской. Предположительно именно здесь монахом Лаврентием был создан древнейший летописный свод — Лаврентьевская летопись.

В последующие столетия обитель продолжала расти и укрепляться, переживая различные времена – и запустения, и возрождения. Князья и знатные люди вносили значительные вклады на помин души в монастырскую казну: жертвовали денежные средства, земли, охотничьи, бортные, рыбные и иные угодья, села. К середине XVI века монастырь владел весьма обширными земельными вотчинами, в самой обители были воздвигнуты шесть каменных храмов (тогда как в городе их было только три).

18 июня 1597 года гигантский оползень с горы полностью уничтожил монастырь. Признаки надвигающейся катастрофы обнаружились за неделю до происшествия, и все монахи заблаговременно были выведены в безопасное место, унеся с собой иконы, ризы, утварь. В результате оползня были разрушены все храмы обители, но никто из людей не пострадал. После оползня в развале горы были обретены нетленные мощи схимонаха Иоасафа, подвизавшегося в обители и почившего за 30 лет до обрушения горы. Гроб со святыми мощами поставили на месте старого монастыря, возвели над ним гробницу, а через год – деревянную церковь. Позднее она была перестроена в камне и освящена в честь Преображения Господня.

На новом месте, выше по течению и ближе к городу, монастырь возводили «царский подмастерье каменных дел» Антип Возоулин, Федор Опарин, старец Изосима, костромские и балахнинские каменщики. Монастырский ансамбль с главным пятиглавым Вознесенским собором был отстроен к середине XVII столетия.

К началу реформ императрицы Екатерины II в 1764 году за обителью числилось до 6000 десятин пахотной земли и 8236 крестьянских душ, три подворья в Нижнем Новгороде и одно в Москве. После секуляризации монастырских земель Екатериной II для монастыря наступили времена бедности и запустения. Вместо вотчин и земель было определено жалование, которого не хватало для содержания монастырских строений в должном состоянии. Храмы монастыря ветшали и от полного разрушения сохранялись лишь стараниями братии и пожертвованиями прихожан.

С середины XIX века настоятелями монастыря стали назначаться правящие архиереи, а с 1866 года монастырь был местопребыванием Балахнинских викариев Нижегородской кафедры.

Стараниями епископа Балахнинского Агафодора (Преображенского) в 1888 году было открыто Свято-Владимирское духовное училище для мальчиков из бедных семей священнослужителей.

Решением НКВД по Нижегородской губернии монастырь был закрыт в 1924 году. В 1925 году монастырь был передан в ведение Губмузея. Богатейшая ризница разграблена, здания стали использоваться под жилье и хозяйственные нужды, колокола и ограда переплавлены.

В 1960 году ансамблю Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения. В 1971 году трудами коллектива Горьковской специальной научно-реставрационной мастерской были частично восстановлены Вознесенский собор, Успенская церковь, архиерейский корпус, стены и башни.

В 1994 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, и первым вновь освященным храмом стала надвратная церковь во имя преподобного Евфимия Суздальского. В 1999 году был освящен храм в честь святых апостолов Петра и Павла, в 2000 году в престольный праздник Вознесения Господня состоялось освящение главного Вознесенского собора.

С 2003 года на территории монастыря работает музей истории Нижегородской епархии. Монастырем ведется издательская деятельность, выпускается журнал «Нижегородская старина».

Статистика

  • ок. 2009 — 22 насельника [1]

Информация для паломников

Действующий Вознесенский монастырь принимает паломников и проводит богослужение, врата открыты с 7:30 до 18:00.

В соборах пустыни православные верующие имеют возможность воздать молитву перед иконами Пречистой Богородицы «Оранта», «Федоровской» и «Печерской». Здесь также хранятся образы святого великомученика Пантелеймона и преподобного Дионисия Суздальского. Большое значение имеют находящиеся в стенах монастыря мощи Матроны Московской и Симеона Вертохурского.

Обитель располагается в Нижнем Новгороде на ул. «Приволжская слобода», строение № 108. Ближайшая остановка транспорта — «Донецкая улица».

Вознесенский собор, прославившийся своей историей, богатствами и авторитетом, сегодня широко раскрывает врата для православных верующих. Обитель, видевшая многие ужасы бытия, помогает прихожанам обрести умиротворение, возникающее здесь естественным путем.

Святыни и памятники

В обители можно поклониться уникальным святыням. Здесь хранятся:

  • частицы мощей Киево-Печерских чудотворцев, блаженной Матроны Московской, св. прав. Симеона Верхотурского;
  • иконы Пресвятой Богродицы «Феодоровская», «Владимирская-Оранская», «Киево-Печерская» с предстоящими Антонием и Феодосием;
  • икона вмч. целителя Пантелеимона с частицей мощей;
  • икона свт. Дионисия Суздальского.

На территории монастыря в рамках проекта «Аллея Российской Славы» установлены памятники Царям Александру III и Александру II.

Архитектурный ансамбль

Огороженная каменным забором площадь включает 10 основных построек и сады с небольшим лесом. Тут постоянно проживают и ведут хозяйство монахи. Для этих нужд задействованы Архиерейские палаты 1632 года, Игуменский корпус 1765 года и Братский корпус XVIII века. Между ними стоит домовой храм во имя Сергия Радонежского. Входная группа открывается Святыми вратами с иконой и куполами. По периметру стоят округлые башни. Чтобы отдохнуть и перекусить после прогулки открыта чайная.

Вознесенский собор и колокольня

Собор — центр архитектурной композиции, напоминающий Успенский в Московском кремле. Сам он выполнен из известняка, а колокольня, трапезная и галерея из крупных кусков камня. Имеет четыре купола на каждой стороне с большим центральным. Внутри спроектирован трехапсидный алтарь, около которого сохранились фрески XVII века. Колокольня больше похожа на башню итальянского города с наклоном к земле, как в Пизе. На ней висят механические часы с мелодическим боем.

Церковь Успения Божией Матери

Строительство здания проходило с 1647 по 1649 года. Представляет собой переходный тип архитектуры от шатровой к купольной: сомкнутый свод с шатром, выполняющим декоративную роль. Внутри находится трапезная и основной зал.

Музей истории Нижегородской епархии

Учреждение расположилось в монашеской обители рядом с центром. На нижнем этаже в двух залах демонстрируются вещи с археологических раскопок первого объекта, который стоял дальше от города: богослужебные сосуды, утварь, остатки нарядов, награды и архивы XVI–XIX веков. В ещё одной комнате устроено фотоателье, где фотографируются в старинном интерьере. На втором этаже экспонаты посвящены началу XX века и современной истории: фотографии, документы и личные вещи служителей.

Некрополь

Кладбище у стен организовали в 1623 году. Первым захоронен митрополит Солунский Паисий. В XVII–XVIII веках здесь нашли покой многие местные бояре и купцы: Трубецкой, Черкасский и другие. В советские времена всё разгромили, но в 2000 году смогли собрать останки всех памятников, установив их рядом.

Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла

Религиозные объект возведён в северной части в 1738 году. До этого был деревянным и назывался Макарьевским. В 1858 году получил современный вид и название. Сооружался из белого известняка.

Евфимиевская церковь

Посвящена прп. Евфимию Суздальскому, создана в 1645 году. Считается единственной в России сохранившейся шатрового вида в основании с восьмериком. К основному зданию примыкает корпус, а с другой каменная ограда.

Вознесенский Печерский мужской монастырь

Храмы монастыря

Храм в честь Вознесения Господня.
Храм преподобного Евфимия Суздальского.
Успенский храм при трапезной палате.
Храм в честь святых апостолов Петра и Павла.
Храм во имя преподобного Сергия Радонежского.
Домовая церковь в архиерейском корпусе.

Святыни монастыря

Рака с частицами мощей Киево-Печерских чудотворцев (свыше ста частиц мощей святых угодников).
Рака с частицами мощей Божиих угодников.
Ковчег с частицей мощей блаженной Матроны Московской.
Ковчег с частицей мощей святого праведного Симеона Верхотурского.
Икона целителя Пантелеимона с частицей мощей.
Икона святителя Дионисия Суздальского.
Феодоровская икона Пресвятой Богородицы.
Владимирская-Оранская икона Божией Матери.
Киево-Печерская икона Пресвятой Богородицы с предстоящими Антонием и Феодосием (была подарена обители приснопамятным митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем (Кутеповым)).

История монастыря

Вознесенский Печерский мужской монастырь основан в начале XIV столетия монахом Киево-Печерского монастыря Дионисием, ставшим впоследствии Суздальско-Нижегородским архипастырем, крупнейшим историческим деятелем своего времени.

Древнейший период истории монастыря освещен крайне скупо. Общепринятыми датами основания Печерской обители считаются 1328 или 1330 год. Инок Дионисий отправился из Киево-Печерской Лавры в путь, взяв с собой святой образ – список с Печерской Нерукотворной иконы Божией Матери, явившейся на стене Великой Успенской церкви в Киево-Печерском монастыре в 1085 году (по другим сведениям – в 1105 году). Чудотворный образ Пресвятой Богородицы с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием стал главной святыней не только нового Нижегородского Печерского монастыря, но и на сотни лет Нижнего Новгорода. На крутом берегу Волги инок Дионисий ископал себе пещеру, где проводил время в молитве и посте. Молва о подвижнике быстро распространилась по окрестностям, и вскоре к нему стала стекаться братия. Началось строительство деревянного монастыря, в основание которого была поставлена церковь во имя Вознесения Господня. Этот первый возведенный храм и дал имя обители; название же Печерский монастырь получил в память о первых пещерах, ископанных здесь. Рядом с новым храмом выросли кельи, хозяйственные постройки, звонницы. Дионисий стал первым настоятелем монастыря, сначала в сане игумена, затем – архимандрита. Из стен Печерской обители вышли такие великие русские святые, как преподобный Евфимий Суздальский и преподобный Макарий Желтоводский.

Вознесенский Печерский монастырь все более укреплялся как духовный и культурный центр земли Низовской. Предположительно именно здесь монахом Лаврентием был создан древнейший летописный свод – Лаврентьевская летопись.

Печерская обитель в последующие столетия продолжала расти и укрепляться, переживая различные времена – и запустения, и возрождения. Князья и знатные люди вносили значительные вклады на помин души в монастырскую казну: жертвовали денежные средства, земли, охотничьи, бортные, рыбные и иные угодья, села. К середине XVI века монастырь владел весьма обширными земельными вотчинами, в самой обители были воздвигнуты шесть каменных храмов (тогда как в городе их было только три).

18 июня 1597 года случилось несчастье: гигантский оползень с горы полностью уничтожил монастырь. Признаки надвигающейся катастрофы обнаружились за неделю до происшествия, и все монахи заблаговременно были выведены в безопасное место, унеся с собой иконы, ризы, утварь. В результате оползня были разрушены все храмы обители, но никто из людей не пострадал. После оползня в развале горы были обретены нетленные мощи схимонаха Иоасафа, подвизавшегося в обители и почившего за 30 лет до обрушения горы.

Гроб со святыми мощами поставили на месте старого монастыря, возвели над ним гробницу, а через год – деревянную церковь. Позднее она была перестроена в камне и освящена в честь Преображения Господня. Храм и сейчас является украшением Старо-Печерской слободы Нижнего Новгорода. И по сей день люди приходят к гробнице угодника Божия Иоасафа, прославленного в лике местночтимых святых в 1993 году.

На новом месте, выше по течению и ближе к городу, монастырь возводили «царский подмастерье каменных дел» Антип Возоулин, Федор Опарин, старец Изосима, костромские и балахнинские каменщики. Монастырский ансамбль с главным пятиглавым Вознесенским собором был отстроен к середине XVII столетия. Обитель благоукрашалась и укреплялась, к началу реформ императрицы Екатерины II в 1764 году за обителью числилось до 6000 десятин пахотной земли и 8236 крестьянских душ, три подворья в Нижнем Новгороде и одно в Москве. После секуляризации монастырских земель Екатериной II для монастыря наступили времена бедности и запустения. Обители вместо вотчин и земель было определено жалование, которого не хватало для содержания монастырских строений в должном состоянии. Храмы монастыря ветшали и от полного разрушения сохранялись лишь стараниями братии и пожертвованиями прихожан.

С середины XIX века настоятелями монастыря стали назначаться правящие архиереи, затем викарные епископы с титулом Балахнинские, которые проявляли особую заботу об обновлении монастыря. Так, стараниями епископа Балахнинского Агафодора (Преображенского) в 1888 году было открыто Свято-Владимирское духовное училище для мальчиков из бедных семей священнослужителей.

После 1917 года Вознесенский Печерский монастырь разделил участь большинства православных храмов и обителей – осквернение и запустение. В 1925 году монастырь был передан в ведение Губмузея. Богатейшая ризница разграблена, здания стали использоваться под жилье и хозяйственные нужды, колокола и ограда переплавлены.

В 1960 году ансамблю Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения. В 1971 году трудами коллектива Горьковской специальной научно-реставрационной мастерской были частично восстановлены Вознесенский собор, Успенская церковь, архиерейский корпус, стены и башни.

В 1994 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, и первым вновь освященным храмом стала надвратная церковь во имя преподобного Евфимия Суздальского. В 1999 году был освящен храм в честь святых апостолов Петра и Павла, в 2000 году в престольный праздник Вознесения Господня состоялось освящение главного Вознесенского собора.

Сегодня основные реставрационные и восстановительные работы в монастыре завершены. Милостью Божией не прервались древние традиции Печерской обители, не прекращается ее духовная и молитвенная жизнь.







При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.

Отзыв: Вознесенский Печерский монастырь (Россия, Нижний Новгород) — Древнее святое место благотворно влияющее на посетителей.

Я недавно посетила одно из красивейших мест Нижнего Новгорода — Вознесенский Печерский монастырь.
Изначально монастырь был основан за городом, но сейчас он расположен в непосредственной близости от центральной части города. Прямо от автостанции Сенная пешком по Печерскому сьезду можно дойти за 10 минут. Можно подьехать на машине.

Историческая часть Нижнего Новгорода располагается на высоком правом берегу Волги. Монастырь расположен на середине горы.

Монастырь основан в начале 14 века святым Дионисием Суздальским. С монастырем связаны имена двух учеников Святого Дионисия — Святых Преподобных Макария Унженского и Желтоводского и Евфимия Суздальского. Монастырь быстро стал духовным центром Суздальско-Нижегородского княжества. В нем была создана Лаврентьевская летопись — самая древняя русская летопись, дошедшая до наших дней.

Монастырь процветал, но в конце 16 века все постройки были совершенно уничтожены оползнем. В то время это трагическое событие показалось предвестием больших бед. Вскоре настало Смутное время.

По указу царя Федора Иоанновича монастырь был отстроен на новом месте, на версту ближе к Нижнему Новгороду, на этом месте он и находится сейчас. История монастыря очень богата и интересна.
При Советской власти монастырь был закрыт, в нем располагались различные учреждения. В 1994 году монастырские постройки были возвращены церкви.

Монастырь занимает довольно большую территорию, обнесенную каменной стеной с воротами и башнями.

Башни и стены монастырской ограды.

Проходим на территорию.

Архиерейский корпус и Домовой храм с церковью во имя Святого Преподобного Сергия Радонежского. Сейчас здесь находится резиденция Митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия.

Пятиглавый собор Вознесения Господня, созданный в 1632 году зодчим Антипой
Возоулиным. Я несколько раз бывала в этом соборе, но сейчас он временно закрыт на ремонтные и реставрационные работы.

А вот и падающая колокольня собора. В 17 веке в результате очередного оползня трехъярусная колокольня покосилась, но в 1751 году нижегородским каменщиками были проведены укрепительные работы и более двух веков колокольня стоит в таком виде.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1649 году. Сейчас в ней ведутся богослужения.

Внутри церкви очень торжественно и красиво.
В монастыре находится несколько святынь. Это ковчеги с частицами мощей Святой Матроны Московской, Преподобного Симеона Верхотурского, рака с мощами Киево-Печерских Чудотворцев, рака с мощами разных святых.
Особо почитаются иконы Божией Матери — Оранская, Печерская, Феодоровская.

В конце братского корпуса расположена Петро-Павловская церковь, построенная в 1738 году. Сначала она называлась Макарьевской, потом была переосвящена.

В братском корпусе работает церковная лавка. Там можно купить иконы, свечи, церковную литературу, заказать молебны.

Рядом с церковной лавкой в братском корпусе размещается Церковно-археологический музей «Истории Нижегородской епархии».
В музее очень интересные экспозиции. Одна посвящена истории самого монастыря. В ней представлены старинные изразцы, чугунные плиты с надписями, крест, другие подлинные предметы, найденные на территории монастыря. В витринах старинные рукописи, книги, грамоты.

Представлены элементы церковного облачения. Интересно посмотреть старинные фотографии с портретами настоятелей монастыря.
Следующая экспозиция посвящена Нижегородской епархии, в ней множество документов, фотографий, рисунков.
Также в музее проводятся тематические выставки.

На этих витринах документы, рассказывающие о посещении монастыря Александром II.

После посещения музея мы продолжили осмотр территории монастыря.

Надвратная церковь во имя Святого Преподобного Евфимия Суздальского построена в 1645 году по образу Собора Михаила Архангела в Нижегородском Кремле.

На территории монастыря создана Аллея Династии Романовых, сейчас установлены ещё не все бюсты царей, летом аллея будет окончательно оформлена.
Монастырь был непосредственно связан с царской династией. Настоятель Печерского монастыря Феодосий поддерживал патриотическое движение Кузьмы Минина и князя Пожарского, он был среди тех, кто подписывал грамоту об избрании на царство Михаила Романова.

На выходе из монастыря можно посетить монастырскую чайную. Там можно выпить чай, купить очень вкусную монастырскую выпечку — пироги, плюшки. В чайной очень уютно, множество цветов, огромный аквариум с рыбами. Мы посидели, попробовали пирогов с капустой.

После монастыря отправляемся на Святой источник, расположенный примерно в километре. Территория обустроена, здесь часовня, купальни, сам источник.

Отдельные купальни сестринская и братская.

Посещение монастыря никого не может оставить равнодушным. Там красиво в любое время и зимой, и весной, и летом, и осенью. Необыкновенно красиво смотрится монастырь с проплывающих теплоходов. Также интересно посмотреть на него с расположенной поблизости канатной дороги.
Если будете у нас в Нижнем Новгороде постарайтесь посетить Вознесенский Печерский монастырь.

Читать еще:  Храм Иоанна Предтечи в Калуге: описание и адрес церкви, история, расписание богослужений, святыни
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector