0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Протоиерей Вадим Леонов

Родился 27 декабря 1966 года в городе Свердловске Ворошиловградской (ныне Луганской) области в православной семье.

В 1984 году поступил в Московский станкоинструментальный институт. После четвёртого курса был направлен на учёбу в Будапештский технический университет. По собственному признанию, «с благодарностью вспоминаю время этой учёбы, прежде всего, потому, что, помимо специальности, которую я осваивал, всегда была возможность рассматривать мир вокруг. За это время я успел отслужить три года на флоте». В 1993 году окончил обучение в Будапештском техническом университете и Московском станкоинструментальном институте, получив дипломы обоих вузов по специальности «робототехнические системы и комплексы».

В 1993 году поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1996 году поступил в Московскую духовную академию (МДА).

29 декабря 1996 года рукоположён в сан диакона, 12 октября 1997 года — в сан священника.

В июне 2000 года окончил МДА, защитив кандидатскую диссертацию «Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа». В протоколе заседаний от 1 июня 2000 года после защиты этой работы было записано: «Постановили: оценить работу как отличную и просить совет академии о присуждении автору учёной степени кандидата богословия. Рекомендовать Редакционно-издательскому совету работу священника Вадима Леонова к изданию».

С августа 2000 по январь 2003 года служил штатным священником храма Бориса и Глеба в Дегунине города Москвы. 20 января 2003 года назначен штатным священником храма Великомученицы Екатерины на Всполье.

С 2000 по 2015 год преподавал христианскую антропологию в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

В 2003 году был приглашён в Сретенскую духовную семинарию на должность преподавателя догматического богословия, где продолжает свою преподавательскую деятельность и в настоящее время. Помимо догматического богословия, ведёт в магистратуре курс «Пастырские аспекты христианской антропологии».

7 декабря 2005 года за богослужением в храме святой Екатерины на Всполье патриархом Алексием II награждён правом ношения наперсного креста.

31 марта 2010 года патриархом Кириллом за литургией преждеосвященных Даров в кафедральном соборном храме Христа Спасителя был возведён в сан протоиерея.

В 2016 году в рамках XI ежегодного конкурса «Просвещение через книгу» его монография «Бог во плоти» стала победителем в номинации «Лучшая учебная книга».

В 2013 году Издательством Московской патриархии был издан его учебник «Основы православной антропологии», который стал основным учебным пособием по данному предмету в богословских школах. Второе издание этой книги произведено в 2016 году вместе с Хрестоматией по православной антропологии.

29 сентября 2020 года по распоряжению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла стал проректором по научно-богословской работе Сретенской духовной семинарии.

Биография

На свет Вадим Леонов появился 27 декабря 1966 года в городе Свердловск в Ворошиловградской области. Отец и мать были глубоко верующими людьми, что отразилось и на их сыне. Уже с детства мальчика научили любви к Богу.


Протоиерей Вадим Леонов

Мало что известно о детских годах Вадима. В 1993 году он закончил свое обучение в Будапештском техническом университете. В том же году молодой человек стал учеником духовной семинарии, которую окончил в 1996 году. Этот же год ознаменовался еще одним счастливым событием. Вадим Леонов был рукоположен в сан диакона, а через год в сан священника.

До конца XX века продолжалось обучение в духовной академии в Москве. С последнего месяца лета 2000 года Вадим стал служить священником в храме благоверных мучеников Бориса и Глеба в столице. В 2003 году указам Патриарха Леонов был переведен в храм великомученицы Екатерины

В 2010 году отцу Вадиму был дарован сан протоиерея. И по сей день священник продолжает нести свою службу перед Господом.

Доцент Сретенской духовной семинарии и ПСТГУ протоиерей Вадим Леонов принял участие в работе семинара «Развитие психологического образования в духовных учебных заведениях Учебного комитета Русской Православной Церкви». По окончании семинара отец Вадим ответил на вопросы корреспондента пресс-службы Московской духовной академии.

– Отец Вадим, какова сфера Ваших научных интересов?

– Меня интересуют Догматическое богословие в целом и православная антропология в частности, но сразу оговорюсь, что я не считаю эти богословские дисциплины науками в традиционном понимании данного слова.

– Приведите примеры применения психологии в Вашей священнической практике?

– Я не применяю психологию в своем священническом служении и считаю, что священник должен быть именно священником и не превращаться в психолога. Дар священства, церковные таинства, полученное духовное образования вполне достаточны для полноценного пастырского служения, нужно уметь этим пользоваться. Если священник не овладел этим богатством, то и дополнительные знания психологии ему пользы не принесут. Каждый должен заниматься своим делом. Конечно, наблюдая со стороны можно интерпретировать те или иные действия священника в психологическом аспекте, но подобные интерпретации остаются лишь предположениями внешнего наблюдателя. Священник во всех жизненных ситуациях должен быть, прежде всего, священником. Не надо пытаться сесть не в свои сани. Бывает так, что в некоторых ситуациях священник не может помочь человеку духовными средствами и тогда скатывается на уровень психотерапии, чтобы хоть как то помочь ближнему. Может быть это и не плохо, и после такой встречи человек бывает утешенным, но если нечто подобное происходило в моей жизни, то я такие случаи всегда считал своим духовным поражением. Священник не должен строить свое служение на душевности. Христос дал своим ученикам дар Духа Святаго: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся», и если священник опускается на уровень душевной психотерапии, то обменивает первородство на чечевичную похлебку (См.: Быт. 25, 30-34).

Читать еще:  Николаевский собор в Евпатории: история и адрес храма, расписание богослужений, настоятели и просветительский центр

Сказанное мною не означает, что я против психологии. Более того, я сторонник изучения психологии в семинариях, чтобы ее преподавали грамотные профессионалы, которые помогли бы семинаристам увидеть подлинное содержание и ценность этой науки без тех иллюзий, которые ее окружают. Изучение психологии необходимо прежде всего потому, что в современном мире – это очень яркое явление, мощно воздействующее на сознание многих людей. С этим нельзя не считаться. Более того в некоторых социальных средах психология занимает ниши, которые раньше принадлежали исключительно религии. Современная культура, искусство, общественная или личная жизнь часто ориентированы в русле определенных психологических идей, поэтому, чтобы понимать смысл и логику человеческих поступков необходимо волей или неволей, но знакомиться, хотя бы в самом общем виде с господствующими психологическими теориями. Исходя из этого, очевидна необходимость изучения психологии для будущих священнослужителей. Тем более, что подобное развитие событий в области духовного образования еще в 19 веке предвидел святитель Феофан Затворник. Использование священником психологических знаний по принципу дополнения вполне возможно, но психология не может быть основой для служения священника.

– Есть ли опасность излишнего увлечения психологией студентами семинарии?

– Это вполне реальная опасность. Один из моих бывших сокурсников по учебе в Московской духовной академии так увлекся психологией, что это вытеснило у него изучение всех богословских предметов. После окончания учебы в академии он поступил в гуманитарный ВУЗ и начал обучаться на психолога. Насколько я знаю, в церковную среду он больше не вернулся.

В обыденной среде в отношении психологии существует много мифов. В одном из них эта наука предстает как сокровищница таинственного знания, способного сделать человека духовно сильным, мудрым и совершенным и, что удивительно, без Бога. Это напоминает искушение наших древних прародителей в раю, когда змий предложил им стать богами без Бога: «в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:5). Если человек с такими иллюзиями увлекается психологией, то он вскоре переживает глубокое разочарование, в чем-то подобное разочарованию наших праотцев. Ибо ему предложат множество концепций, теорий и рассуждений о различных аспектах психики и субъектности человека, предоставят некоторые методики, которые решают локальные задачи межличностных отношений и дадут множество различных описаний психических процессов, но не дадут главного – целостного видения человека и возможностей для его полноценного реального возрастания. Окажется, что это именно наука… не менее и не более. Поэтому курс психологии в семинариях необходим, и должен быть выстроен грамотно, профессионально и объективно. Если после изучения такого курса у семинариста хотя бы появится трезвое видение психологии – это уже достаточный результат, оправдывающий потраченное время и силы.

– В чем пересекаются практики общения духовника с чадом и психолога с клиентом?

– Ни в чем. Это принципиально различные сферы. Конечно и священник, и психолог должны видеть человека целостно, но священник призван пробудить дух человека и помочь ему воссоединиться с Богом, а психолог работает в сфере души. Работа у них идет, если можно так выразиться, на разных этажах. Цель духовника – научить человека общаться с Богом и далее всячески этому содействовать. Если человек живет с Богом, то Бог Сам уврачует, исправит, просветит, сделает все необходимое в человеке Своею благодатью. Главное для священника, как и для врача, – не навредить. Никто из людей сам по себе не способен духовно совершенствоваться, даже при наличии огромных знаний и жизненного опыта. Это совершает только Бог.

Читать еще:  Иоанн Шаховской: житие архиепископа, труды и книги, стихи

Работа психолога обращена к иной сфере. Она ориентирована на нормализацию душевного состояния человека и межличностных отношений. Если психолог видит в пришедшем к нему человеке клиента, то это печально. В этом случае психолог – это ремесленник, а человеку-клиенту можно только посочувствовать. Однако не стоит так воспринимать всех психологов. Среди них очень многие глубоко осознают глубину, величие и достоинства человека и стараются помочь ему, в меру имеющихся возможностей именно как человеку, а не как клиенту. Конечно, психотерапия – это душевная помощь, однако во многих жизненных ситуациях она бывает необходима и грамотный верующий психолог может оказать ее. Поскольку большинство жизненных проблем имеют духовные корни, то полноценного восстановления человека после таких встреч ждать не приходится, поэтому многие православные психологи стремятся не только оказать помощь, но и приблизить человека к Богу, предлагают прийти в храм, покаяться, причаститься, начать добродетельную жизнь. Такие психологи приносят реальную пользу людям не только душевную, но и духовную. Поэтому не надо представлять всех психологов лишь в трех видах: экстрасенс, бизнесмен, ремесленник.

– Ваше отношение к такому феномену, как православная психология?

– Православная психология – это пока еще не реализовавшаяся идея, но я отношу себя к тем оптимистам, которые считают, что рано или поздно она обязательно сформируется как особое научное направление в современной психологии. Иногда говорят, что невозможно существование православной математики, православной физики, значит, невозможна и православная психология. На мой взгляд, это ошибочное утверждение. В отношении математики и физики все верно, но в отношении психологии и педагогики эта логика ошибочна. Поясню почему. В основании любой науки лежит несколько априорных бездоказательных представлений, в соответствии с которым осуществляется научная деятельность, и эти представления во многом эту деятельность определяют. Все мы помним из школьного курса, что изучение геометрии начиналось с принятия ряда аксиом. Для математики и физики исходные основания, принимаемые априорно, лежат вне сферы религиозного откровения, поэтому и говорить об их православности или неправославности абсурдно. Но для педагогики и психологии необходима изначальная антропологическая модель. Такая модель всегда существует и во многом предопределяет направление развития этих наук, и всю возможную палитру научных результатов. Например, если в основе педагогического подхода лежит представление о человеке как о высокоразвитом животном, то и соответствующие педагогические методы будут подобны дрессировке; если изначально человек представляется в виде сложно организованной машины по типу компьютера, то и методы воспитания будут напоминать программирование; если же основываться на том мнении, что человек формируется исключительно под влиянием социума и других внешних условий, то и соответствующая педагогическая методология будет сориентирована на организацию внешней среды человека. Антропологические рамки во многом определяют направление, масштаб, содержание, средства и возможности того или иного педагогического, психологического подхода. В связи с этим, что препятствует ученым в качестве исходной антропологической модели принять православное учение о человеке? Чем антропологическая модель «человек – это образ Божий», обоснованная двухтысячелетним опытом Церкви, уступает гипотезе Дарвина, до сих пор научно не обоснованной, что «человек – это высокоразвитая обезьяна»? Кто лучше всего знает человека, как не Бог-Создатель? Он дал нам необходимые знания о себе, а наука их не использует. Почему? Всего лишь силу их богооткровенного происхождения? Эти антропологические знания подтверждены реальным опытом многих поколений – почему это игнорируется современной академической наукой? Может быть уже пришло время избавиться от этой предвзятости? Уверен, что со временем православная психология станет значимым явлением в научной жизни. Тем более, что православная педагогика этот путь уже частично прошла и стала важным направлением в педагогической науке.

– Каковы точки соприкосновения Христианской антропологии и православной психологии?

– Христианская антропология является содержательной основой для православной психологии. Точнее сказать, православная антропология является новой координатной системой для психологии, в пространстве которой открывается духовное содержание уже установленных научных фактов и теорий, появляется возможность для иных интерпретаций известных явлений с выходом на конкретную реальную помощь человеку. Данный подход позволяет говорить о возможности создания именно православной психологии. Подобные попытки уже предпринимались в педагогике и они оказались весьма успешными. Яркий пример – концепция К.Д. Ушинского, который положил в основание своей педагогической системы православную антропологию. Работа в этом направлении сейчас ведется весьма активно. Конечно, в этом случае православная антропология – это не альтернатива существующим психологическим знаниям но, как мы уже сказали, – это содержательное основание и система координат, в которой можно изучать человека и интерпретировать полученные результаты.

Читать еще:  Харьковский Благовещенский собор: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

– Что Вы ждете от проходящего семинара?

– Надеюсь, что будет достигнута заявленная цель – разработаны содержательные, методологические и методические основы курса психологии для преподавания в духовных школах. А кроме того, я надеюсь, что этот семинар укрепит искренние намерения православных психологов, которые основываясь на своем профессионализме и личном энтузиазме, пытаются открыть для себя и других духовное богатство Церкви и тем самым послужить Богу и людям.

Лекции протоиерея Вадима Леонова — стали довольно популярными

Сейчас очень популярны стали лекции Вадима Леонова. Лекции записаны в видеозаписи. Каждая лекция посвящена очень тяжелым и сложным вопросам. Разберем о чем некоторые из этих лекций.

Например, лекция № 17 называется «Образ Божий в человеке». Данная лекция посвящена православному учению о сути богообразности человека, а также о проявлении образа Божия в человеке.

Рассматриваются такие понятия как личность, свобода. Эту лекцию можно просмотреть в видеозаписи.

На лекции собираются очень много верующих, чтобы послушать слова священника. После лекций отец Вадим отвечает на все вопросы собравшихся.

Лекция №12 называется «Творение мира» и посвящена она православному учению о творении мира, а также нехристианским космогониям.

После обсуждения темы отец Вадим отвечает на вопросы всех собравшихся. Эту лекцию можно посмотреть и прослушать в видеозаписи.

Лекция № 22 «Кто такой Иисус Христос?». Лекция посвящена учению о том, кто такой Иисус Христос и почему именно он совершенный Бог и человек.

Как в Нем соединились Божественная и человеческая природы. Лекцию можно посмотреть в видеозаписи.

Все лекции отца Вадима можно просмотреть на специальном канале в сети YouTube.

Труды

Отец Вадим так же активно занимается написанием собственных книг и их публикацией. Вот самые известные:

  • «Основы православной антропологии»;
  • «Бог во плоти. Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего»;
  • «Брань невидимая. Страсти и добродетели».


Книга В. Леонова «Основы православной антропологии»

Самый первый труд из вышеуказанного списка является наиболее популярным и знаменитым. В этой книге рассказывается об основных канонах и догматах православной церкви. На простом языке людям объясняются идеи этой религии.

Некоторые называют этот труд «Учебником православной антропологии». Эта работа обращена не только к простым людям, но и богословам, педагогам, студентам и другим неравнодушным христианам.

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .

© 1999-2021 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Дорогие друзья

Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.

Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!

Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector