0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храм Живоначальной Троицы в Москве, Останкино (Патриаршее подворье)

Деревянный храм Живоначальной Троицы в селе Останкино была возведена еще в 1617 году, а к концу XVII века ее сменила каменная. Эта церковь была домовой для владельцев села Останкино князей Черкасских. Тогда же был возведен девятиярусный иконостас с золочеными резными рамками.

В новой каменной церкви было три придела:

  • главный во имя Живоначальной Троицы;
  • северный в честь Тихвинской иконы Божией Матери;
  • южный — в память святого Александра Свирского.

На заметку! Накануне своего венчания на царство здесь молился император Александр Второй.

В XX веке, как и все остальные церкви в России, храм Живоначальной Троицы, постепенно приходил в упадок. Из верхней части верующие сначала переместились в подклет, ставший четвертым приделом — в честь святителя Николая. Это произошло в 1919 году. А в 1922 году из Троицкой церкви вывезли оклады со всех икон и иконостаса — всего свыше 60 кг серебра.

Другие православные храмы в Москве:

В 1930 году здание передали Антирелигиозному музею искусств совместно с финотделом Дзержинского района столицы. В нижнем приделе хранили картофель. С началом Великой Отечественной войны храм окончательно превратился в склад.

Медленно, но верно возрождение началось в 1970-е годы. Сначала отреставрировали иконостас, отремонтировали фасад и кровлю. В 80-е здесь еще проходили концерты: играли музыку XVII века.

Весной 1991 года главный престол храма Святой Живоначальной Троицы был освящен вновь. В течение пяти лет после этого восстановлены и освящены были уже все три верхних придела.

Внимание! В настоящее время церковь стала снова четырехпрестольной: нижний придел во имя Николая Чудотворца также освящен и используется в основном как крестильный.

Архитектура

План останкинского храма довольно сложен: крытая галерея окружает с трех сторон основной объем, с юга и севера к нему примыкают приделы, а три входа оформлены в виде нарядных крылец. Колокольня с западной стороны существенно ниже самой церкви.

Существенное особенность Троицкого храма в Останкино – расположение колокольни над западным крыльцом. Такое решение было известно в московском зодчестве. Оформление колокольни соединило в себе черты московской и ярославской архитектуры. Особую легкость и четкость ее облику придают ряды нишек-ширинок сложного профиля. Нишки большего размера, расположенные в два ряда, украшают столбики крыльца. Маленькие ширинки поясом в четыре ряда покрывают поверхность четверика и переходят на галерею храма. Тот же пояс, но в два ряда украшает восьмерик. Избежать сухости и графичности ему помогают цветные изразцы.

Декоративное убранство храма отличается изысканной, даже утонченной пышностью. Можно сказать, что на нем нет ни одного участка поверхности, не украшенного сложным декором. Одна из его составляющих – это широкие нарядные карнизы. Они подчеркивают переход от куба основного объема к сводам, а в архитектуре колокольни отделяют нижний ярус – крыльцо – от верхних ярусов и продолжаются на галерее паперти, объединяя колокольню и храм в единое композиционное целое. Вертикальное движение массы храма подчеркивают декоративные «пучки» колонок на углах четверика.

Значительную роль в декоративном убранстве останкинского храма играет очень сложное оформление наличников на окнах. Все он имеют многопрофильный, почти «лепной» рисунок, а некоторые и необычную форму звезды или короны.

Центральный престол — Живоначальной Троицы (День Святой Троицы, Пятидесятница — переходящая дата);

  • храмовая икона Ветхозаветной Троицы (1654 г.) — в местном ряду иконостаса (празднование — в День Святой Троицы, переходящая дата),
  • Черниговская икона Божией Матери — в местном ряду иконостаса (празднование — 14 сентября);
  • Грузинская икона Божией Матери — в Свирском Приделе (4 сентября);
  • Феодоровская икона Божией Матери — в центральной части храма (29 августа, 27 марта);
  • Собрание частиц мощей святых угодников Божиих — в центральной части храма.

Фото храма Живоначальной Троицы в Останкино

Храм Живоначальной Троицы в Останкино. Кажется, будто попал в сказку.

Храм во всей его красе.

И еще немного сказки…

Новейшее время

Храм оставался действующим до 1933 года и в 1934 году стал частью музея-усадьбы «Останкино», который был создан ещё в 1918 году. Храм отреставрировали и в нём разместили служебные помещения музея. В 1970-х годах провели реставрацию иконостасов и стенописи, ремонт кровли и фасадов. С 1980 года в храме проводились концерты духовной музыки. От первоначального резного иконостаса в стилистике нарышкинского барокко сохранилась только нижняя часть с царскими вратами.

Читать еще:  Ирина Денисова: биография монахини, хор и песни, личная жизнь

Вопрос о возобновлении служения в храме был поднят в 1990 году, который был решен положительно. Перед передачей храма РПЦ его отреставрировали по проекту архитектора Е. А. Черникова.

Главный придел храма освятил года Патриарх Алексий II, южный придел освятил года архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов), а северный года архиепископ Истринский Арсений (Епифанов).

С марта 1991 по декабрь 1999 года в храме находилось подворье Оптиной пустыни, службы в нём проводились по монастырскому чину.

На Оптинское подворье приезжали люди со всех концов Москвы и Московской области. Иногда исповедь в выходные заканчивалась за полночь — настолько много было прихожан, желавших исповедоваться. Оптинские монахи не допускали формального или поверхностного отношения к Таинству. Необходимо отметить, что речь не идет о пресловутом «откровении помыслов» — практике, которой злоупотребляют некоторые священнослужители, — а о возогревании в человеке духа покаяния и об осознании им бесконечного милосердия Божия.

Настоятелем храма был Феофилакт (Безукладников). Несколько лет решался вопрос получения участка земли рядом с храмом.

В 2009 году настоятелем храма назначен епископ Сергий Солнечногорский. В 2011—2013 годах в храме осуществлена реставрация иконостасов. Тем не менее в 2019 году отмечалась заметная деградация состояния старинных икон (вероятно, из-за использования в храме стеариновых свечей).

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, с 5 по года для поклонения из Симферополя в храм была доставлена частица мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского.

Храм Живоначальной Троицы в Останкине

Если Останкинскую телебашню в Останкино считают символом района, то храм Живоначальной Троицы смело можно назвать его душой. Трудно остаться равнодушным, глядя на это чудо. И еще более трудно представить, что этой красоты в районе могло бы просто не сохраниться. Но видно и впрямь Господь сберег. Уцелела церковь и беды ее, можно сказать, миновали.

Более четырехсот лет прошло с того момента, когда патриарх Московский и всея России Иоаким благословил князя Михаила Черкасского на строительство новой каменной церкви, взамен старой деревянной, стоявшей в его селе и освященной в честь Троицы Живоначальной.

Просил князь о возведении не случайно. Михаил Яковлевич только что женился на дочери богатого боярина, владельца усадьбы Останкино Якова Николаевича Одоевского. Именно в честь этого события и было решено выстроить в усадьбе большой каменный храм вместо деревянного, возведенного в середине XVI века.

В новом храме князь собирался добавить два придела во имя Пресвятой Богородицы иконы Тихвинской и Св. Прп. Александра Свирского. Церковь князь Черкасский просил разрешить строить на новом месте, потому как на старом месте в прошлых годах прошло моровое поветрие, и было множество захоронений. Челобитная о строительстве каменного храма была подана князем 15 сентября 1677 года.

Храм строили с 1677 по 1692 годы. Искусствоведы считают её автором крепостного зодчего князей Одоевских Павла Потехина. Хотя есть предположения, что в работах участвовали ярославские мастера, которые в совершенстве владели секретами изготовления каменных узоров. Новая церковь получилась необыкновенно нарядной и живописной. Все стены украшены замысловатым орнаментом из тёсанного камня и фигурного кирпича.

Крепостной зодчий

Несколько слов об архитекторе — крепостном Павле Сидорове сыне Потехина. Она родился в семье кузнеца Сидора Кобякова в селе Кадницы на Волне. Прозвище Потешка, которое он получил за постоянное участие в сельских скоморошьих играх — потехах, потом стало фамилией. У Сидора было четверо сыновей. Младшие Павел и Андрей после смерти отца попали в строительную артель, которой покровительствовал князь Дмитрий Пожарский.

После его смерти, которая случилась в 1644 году, князь Михаил Черкасский пригласил работников артели для возведения нового собора Спаса Преображения в селе Павловское-на-Оке.

Поначалу Павла Потехина поставили на самую простую работу. Он подносил кирпич, готовил известь. Молодой каменщик показал себя с наилучшей стороны. Он внимательно присматривался к строительству, давал такие ценные совета, что даже опытные мастера удивлялись его смекалке. В результате после смерти возглавлявшего строительство собора Кирилки Иванова ему передали вести надзор над окончанием строительства.

По разным источникам, Павел Потехин был крепостным сначала Шереметевых, потом – Одоевских, а позднее – Черкасских. Его родное село постоянно переходило из рук в руки, к тому же три знатные семьи примерно в середине XVII века породнились.

Читать еще:  Савва-Сторожевский монастырь: адрес и история, как доехать, святыни и купель

К 1670 году в артели насчитывалось уже 93 мастера. Среди них были каменщики, резчики по камню и дереву, плотники, кузнецы, иконописцы и золотильщики. Все мастера были очень высокого класса, и при этом каждый мог при необходимости подменить другого.

В списке сооружений, возведенных артелью, под руководством Потехина, значится Никольская церковь в селе Никольско-Урюпино, Казанская церковь в селе Марково, церковь Михаила Архангела в усадьбе Архангельское, Святые врата и надвратная церковь Михаила Архангела в Макарьево-Жедтоводском монастыре, подворье князя Черкасскго в Московском Кремле, и, конечно, Троицкий храм в Останкине. Для строительства последней Потехин выбрал себе помощников — Федора Перфильева, Семена Ускова, Якова Мутовина, Кузьму Взварыкина.

В 1688 году Михаил Яковлевич Черкасский начал строительство монастырского ансамбля в своей нижегородской вотчине. Место было выбрано очень живописное – на острове близ Ворсмы, на Ворсменском острове. Образцом декора главного храма монастыря был московский храм Воскресения Христова в Кадашах. Потехин осмотрел Воскресенский храм и указал в подряде, что «образец смотрел».

Во время строительства монастыря Павел Потехин начал жаловаться на здоровье. Стало сдавать зрение. К тому де, из-за болезни ног мастер уже не мог подниматься на леса и лично наблюдать за качеством работ. 16 ноября 1691 г. Черкасский отстранил зодчего от работ и назначил вместо него учеников – Федора Перфильева и Кузьму Игнатьева. Сам же Потехин отправился в родные Кадницы, к сыновьям. Сыновей у него, как и у его отца, было четверо: Сергей, Давыдка, Степан и Иван. Когда он умер, сведений не сохранилось. Зато сохранились его великолепные творения, которыми восхищаются по сей день. А искусствоведы не перестают задаваться вопросом — как простой крепостной, не имея никакого образования, мог создавать такую красоту?

Некоторые особенности строительства

Существенной особенностью Троицкого храма в Останкине считается расположение колокольни над западным крыльцом. Такое решение было известно в московском зодчестве. Ее можно сравнить с колокольнями храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Пояркове, возведенной в 1670-е годы и Воскресения в Кадашах, построенной в 1690-е годы. Как и у колокольни в Пояркове, нижний ярус – открытое аркадами с трех сторон крыльцо – представляет собой западный вход в храм. Над его перекрытием возведен небольшой четверик, где сделан восьмерик (тоже небольшой высоты) и проемы звона.

Декоративное убранство храма Живоначальной Троицы в Останкине отличается изысканной и утонченной пышностью. На нем нет ни одного участка поверхности, не украшенного сложным декором.

Одной из его составляющих стали широкие нарядные карнизы. Они подчеркивают переход от куба основного объема к сводам, а в архитектуре колокольни отделяют нижний ярус – крыльцо – от верхних ярусов и продолжаются на галерее паперти, объединяя колокольню и храм в единое композиционное целое. Похожий прием использован в декоре храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, где декоративный «пояс» отделяет основной объем придела во имя иконы Божией Матери «Неопалимая купина» от сводов.

Вертикальное движение массы храма подчеркивают декоративные «пучки» колонок на углах четверика. Подобный элемент известен и в московской, и в ярославской архитектуре второй половины XVII века.

Значительную роль в декоративном убранстве останкинского храма играет очень сложное оформление наличников на окнах. Все он имеют многопрофильный, почти «лепной» рисунок, а некоторые и необычную форму звезды или короны.

Особую легкость и четкость облику церкви придают ряды нишек-ширинок сложного профиля. Нишки большего размера, расположенные в два ряда, украшают столбики крыльца. Маленькие ширинки поясом в четыре ряда покрывают поверхность четверика и переходят на галерею храма. Тот же пояс, только в два ряда, украшает восьмерик. Очень радуют взор у помогают цветные изразцы.

На ярусе звона особенно богато рельефными кирпичными деталями украшены арки-проемы для колоколов. Практически идентичное решение имеют «кокошники» сложного профиля над арками у колоколен останкинского храма и ярославской церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. А вот уже сами арки в виде раковин имеют аналоги только в московской архитектуре. В качестве примеров можно привести колокольни Покровского собора на Красной площади (1670-1690-е годы), Новодевичьего монастыря (1690 год), храма Св. Николая в Хамовниках (1694 год).

Можно смело сказать — в облике храма гармонично соединились черты нескольких архитектурных школ. Есть достоверные сведения, что 1640-е – 1660-е годы мастера Ярославля, Костромы, Новгорода и других русских земель работали в Московском Кремле над росписями кремлевских соборов. Именно этой совместной работой объясняется взаимное влияние иконописи и архитектуры Ярославля, Мурома, Костромы, Каргополя с одной стороны и Москвы с другой стороны во второй половине XVII века. Останкинский храм Живоначальной Троицы является одним из примеров этого взаимного влияния.

Читать еще:  Храм Михаила на Девичьем поле: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

Царские особы любили посещать Останкино

8 февраля 1683 года произошло освящение северного Тихвинского придела, 1 августа 1691 года – южного придела во имя св. Александра Свирского. Главный престол во имя Живоначальной Троицы освятили 3 июня 1692 года, а немного позже, на втором этапе, завершилось строительство галереи и крылец. Третий этап – возведение над западным крыльцом нарядной колокольни.

Останкино становится главной подмосковной резиденцией князей Черкасских. Всего в версте от него находилась Троицкая дорога, ведшая в Лавру преподобного Сергия, и царское село Алексеево. А возведенный гениальным зодчим храм их домовой церковью. Не раз знатные особы, в том числе и члены царской семьи останавливались по пути в Троице-Сергиеву Лавру в усадьбе Черкасских, молились в их домашней церкви.

В июле 1730 проездом в Троицкий монастырь, посещает усадьбу Черкасских императрица Анна Иоановна, а в 1742 году целых четыре раза князь Алексей Михайлович Черкасский принимал в Останкине Елизавету Петровну. Его дочь Варвара выходит замуж за графа Петра Борисовича Шереметева.

Молодые переселяются в усадьбу Кусково и об Останкине на время забывают. До самой кончины графини храм остается в неприкосновенности. После ее смерти Петр Борисович изменяет внешний облик храма, появляются новые иконы, новые святыни. В 1788 году умирает граф, оставив Останкино сыну Николаю. С этого времени начинается новая жизнь усадьбы. Молодой наследник задумал построить там театр для своей возлюбленной — крепостной певицы Параши Жемчуговой. Затем имение переходит к малолетнему сыну князя Дмитрию Николаевичу.

Невиданный иконостас появился в храме

Граф Димитрий Николаевич часто навещает усадьбу. В одно из посещений Останкина императором Николаем Первым он, находясь вместе с графом на балконе усадьбы, посетовал, что роща, растущая за прудом, мешает любоваться видом на Москву. В следующий свой приезд императору с балкона открылась просека с видом на колокольню Ивана Великого в Кремле.

Известно, что в 1856 году перед прибытием императора Александра Второго «для жительства в доме местного владельца и говения в храме села Останкина» иконостас вновь обновили, в 1878-1880 годы была проведена полная реставрация храма.

Работами руководил известный архитектор и реставратор, знаток русского искусства и архитектуры – Николай Васильевич Султанов. Он констатировал плачевное состояние церкви и многочисленные поздние переделки в ее архитектуре и интерьере, поэтому предложил вернуть колокольне шатровое завершение, восстановить южное крыльцо, паперть и некоторые обветшалые наличники и фрагменты изразцового убранства. К 1880 году работы по ремонту храма были завершены.

В 1875 году новым владельцем имения графом Александром Дмитриевичем Шереметевым ассигнуются работы по ремонту и наружной реставрации храма. Заново открытые формы архитектуры и убранства церкви так понравились, что было решено выполнить ее подробные чертежи и планы, как памятника архитектуры и зодчества.

Тяжелые времена

В 1919 году приход по бедности и малолюдству вынужден был спуститься из верхних храмов в подклет, где был освящен престол во имя св. Николая. 23 апреля 1922 года из храма изъяли ценности, при этом вес окладов с икон и Евангелий составил 4 пуда 1 фунт 12 золотников серебра. В 20-е годы храм претерпевает крайнюю нужду и бедность.

Предположительно в 1930 году приход был упразднен, а храм перешел во владение Антирелигиозного музея искусств совместно с финансовым отделом Дзержинского района Москвы. Наркомпит складировал в подклет храма картофель. С января 1935 года музей получает храм в свое ведение, однако его лучшие памятники были расхищены. С начала Великой Отечественной войны музей был закрыт, в храм перенесли все наиболее ценное имущество из дворца.

С тех пор помещение храма служило хранилищем. В 70-е годы началась реставрация иконостасов, стенописи, ремонт кровли, фасадов. В 80-е годы в церкви устраивали концерты духовной и светской музыки XVIII века в исполнении камерного ансамбля.

Богослужения в храме возобновились только в 1991 году. Торжественный чин великого освящения 23 марта 1991 года совершил Святейший Патриарх Алексий II. Перед торжественным Патриаршим освящением церковь вновь отреставрировали по инициативе ее настоятеля — игумена Феофилакта (ныне наместник Ново-Иерусалимского монастыря). Реставрация проводилась под руководством архитектора Евгения Черникова. В настоящее время Троицкий храм является подворьем Введенской Оптиной пустыни.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector