0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Троица в Никитниках

Троица в Никитниках

Храм Троицы в Никитниках. Вид со стороны Ипатьевского переулка

Судя по документам, строила церковь лучшая московская артель, та, что ставила Теремной дворец в Кремле

Красочные фрески Симона Ушакова покрывают стены и своды храма сплошным ковром

Для Ушакова Троицкая церковь стала любимой, и многие годы потом он своими иконами стремился дополнить ее благолепие

Икона «Насаждение древа государства Российского» С. Ушаков

Чудотворная Грузинская икона Божией Матери

Алтарные росписи придела святого Никиты мученика. Таинство причастия

Групповой портрет семьи Никитниковых

Протоиерей Арсений Тотев, настоятель Троицкого храма

Немного осталось в столице настоящих шедевров дивного русского узорочья. Не случайно при строительстве новых храмов московские зодчие брали за образец именно эту церковь.

Иждивением ярославского купца

До недавнего времени пройти к Троицкой церкви было очень просто – от Васильевского спуска подняться вверх по улице Варварке и, не доходя до площади Варварские ворота (бывшая площадь Ногина), свернуть налево в Ипатьевский переулок. Можно было и от метро «Китай-город» добраться. Ныне, увы, ситуация осложнилась – храм словно «зажат» между огромными чужеродными строениями, да еще попал в режимную зону. Ипатьевский переулок перегородили воротами и шлагбаумами, которые открыты лишь по будням. Со стороны Старой площади возникла ограда. Впрочем, препятствия эти достаточно легко преодолеваются, и усердный паломник будет сторицей вознагражден: храм явит ему свою неповторимую красоту и все свои святыни.

В конце XVI века здесь стояла небольшая деревянная церквушка во имя Никиты Мученика «на Глинищах». Она сгорела во время опустошительного пожара 1626 года, но чтимая икона «Святой Никита с житием» уцелела и попала в руки богатого ярославского купца Григория Леонтьевича Никитникова, владевшего несколькими лавками в торговых рядах на Красной площади. Он и проживал недалеко, хоромы его, говорят, могли посоперничать роскошью с жилищем любого из царских приближенных. В 1631 году Никитников выделил крупную сумму на возведение новой церкви, а так как находилась она фактически на его дворе, вся местность получила название Никитники.

«Государев жалованный изограф руку приложил»

Судя по документам, строила церковь лучшая московская артель, та, что ставила Теремной дворец в Кремле. Если и сейчас храмовое здание производит незабываемое впечатление, то можно представить, насколько необычно выглядело оно для своего времени. Ярко-красные стены с белокаменными наличниками, пирамида кокошников («огненных языков»), зеленые главы…

В XIX веке возникала даже мысль, что проектировал храм отнюдь не архитектор, а иконописец. Возможно, знаменитый изограф Оружейной палаты Симон Федорович Ушаков – любимый мастер царя Алексея Михайловича. Правда, это лишь предположение. Но вот что известно совершенно точно – Ушакову поручили выполнить внутренние росписи. И он со своими помощниками Иосифом Владимировым, Яковом Казанцем да Гаврилой Кондратьевым справился с задачей блестяще.

Для Ушакова Троицкая церковь стала любимой, и многие годы потом он своими иконами стремился дополнить ее благолепие. Кстати, каменные палаты художника с мастерской стояли по соседству – в Ипатьевском переулке, они тоже уцелели.

Царь Небесный венчает царя земного

Ушаковские фрески покрывают храмовый интерьер сплошным ковром и создают неповторимый колорит. В нижнем ряду главного пятиярусного иконостаса находится сразу несколько святынь. Это большие иконы «Сошествие Святого Духа на апостолов» И. Владимирова, «Благовещение с акафистом» (совместная работа Я. Казанца, Г. Кондратьева и С. Ушакова) и «Богоматерь Владимирская», или «Насаждение древа Государства Российского» С. Ушакова. О последней следует рассказать особо.

В средней части помещено в овале изображение Божией Матери, а вокруг, на ветвях древа, символизирующего Российское государство, расположены образы русских святых и портреты князей и царей. Внизу видна Кремлевская стена, а за ней Успенский собор, подле которого великий князь Иван Калита и митрополит Петр поливают растущее древо. На Кремлевской стене возвышаются фигуры государя Алексея Михайловича, государыни Марии Ильиничны и их сыновей, Алексея и Федора. Вверху иконы – Иисус Христос, вручающий Ангелам ризу и венец для Алексея Михайловича. Царь Небесный венчает царя земного.

Глубокий замысел художника очевиден: это и похвала Божией Матери – великой Заступнице и Покровительнице Земли Русской, и прославление истории Москвы, и апофеоз правящей династии, и утверждение единства государства и Церкви. Опираясь на иконографию родословной Иисуса, называемую «Древо Иессеево», Симон Ушаков создал произведение оригинальное и исключительно духовное, перед которым можно стоять часами.

Избавительница от чумы

Еще одной здешней святыней является список с чудотворной Грузинской иконы Божией Матери.

В 1622 году, при завоевании Грузии шахом Аббасом I, икону вывезли в Персию, где ее случайно заметил некто Стефан Лазарев, приказчик ярославского купца Егора Лыткина. Приказчику удалось выкупить образ у персов. В тот же самый день сам Лыткин, находившийся за тысячи верст, увидел чудесную икону во сне и получил повеление отправить ее в Черногорский Богородицкий монастырь под Архангельском. Это и было сделано, как только Лазарев вернулся с иконой из дальнего странствия.

В обители Грузинская икона Божией Матери прославилась многими исцелениями. В 1654 году ее привезли в Москву, чтобы поновить и сделать новый оклад. В городе в это время вспыхнула эпидемия чумы, к иконе потянулись вереницы верующих, и произошло чудо: болезнь отступила.

В благодарность за исцеление своего сына Гавриил Евдокимов, серебряных дел мастер, заказал Симону Ушакову список с Грузинской иконы, а через некоторое время подарил его Троицкой церкви. Православные москвичи, глубоко чтившие эту икону, нередко в обиходе называли храм Живоначальной Троицы церковью Грузинской Богоматери «что на Варварке». Когда же отмечалось 250-летие избавления Москвы от чумы (1904), образу посвятили отдельный придел храма.

Читать еще:  Патриарший мост: где находится и как добраться, история и описание

Под неусыпным попечением

Все работы по благоукрашению Троицкой церкви были завершены к 1653 году. Семейство Никитниковых поколение за поколением тщательно следило за своим родовым храмом, исполняя духовное завещание его строителя: «… и церковь Божию украсить всякими лепотами, и ладан, и свече, и вино церковное и ругу священнику и иным церковникам давать вместе, чтобы церковь Божия без пения не была и ни зачем не стала, как было при мне, Григорие». Любопытно, что правнук Г.Л. Никитникова Иван Григорьевич Булгаков более интересовался искусством и церковью, чем торговыми делами, именно при нем поставлена была финальная точка в пышном храмовом убранстве – денег на это он не жалел.

Южный придел, небольшой, очень уютный, посвященный Никите Мученику, Никитниковым был особенно близок. Прежде всего по созвучию своей фамилии с именем святого. Именно сюда Григорий Никитников перенес ту самую житийную икону Никиты Воина из сгоревшего храма. Среди росписей алтаря можно увидеть портрет семьи Никитниковых (пример исключительный, ибо никогда прежде мирян, пусть даже храмоздателей, среди святых не помещали). Под этим приделом были захоронены рано скончавшиеся внуки основателя храма – Борис и Григорий.

Не обходили церковь своим вниманием и российские правители. Алексей Михайлович преподнес в дар два медных паникадила с двуглавыми орлами. Одно из них висит под главным сводом, другое, поменьше, в Никитском приделе. А в апреле 1900-го храм посетил Николай II с супругой, при этом император лично распорядился, какие обновления в нем надо произвести.

Сталин похвалил

Богослужения в церкви Троицы в Никитниках прекратились в 1920 году (в нижнем приделе – в 1929-м), но здание, по счастью, не разрушили, а сразу же обратили в Музей Симона Ушакова. Так выдающийся художник, можно сказать, уже посмертно внес вклад в сохранение этого островка духовности.

Правда, однажды реальная угроза сноса над церковью все же нависла. Но тут явлена была безусловная милость Пресвятой Богородицы. Иосиф Сталин, говорят, узнав о том, что второе название Троицкого храма – церковь Грузинской Божией Матери, произнес: «Очень правильное название!» И здание оставили в покое.

Позднее тут развернулся Музей древнерусской живописи, филиал ГИМа, причем тогда была проведена капитальная научная реставрация фасадов, расчищены от позднейших наслоений фрески XVII века.

В нижнем храме установлена каменная чаша для освящения воды. Ее крышка весит 80 кг, вся же чаша – 600 кг. Сделана она из цельного камня, который называется «Иерусалимская роза». Его добывают в палестинских каменоломнях на Святой Земле. Из этого же материала сооружена и Кувуклия Гроба Господня. Именно на Гробе Господнем освятили крышку никитниковской водосвятной чаши, изготовленной мастерами в Иерусалиме и преподнесенной в дар приходу.

А в 1990-х годах началось постепенное возвращение молитвенной жизни в эти стены. И шел этот процесс почти два десятка лет, пока окончательно не был отселен музей. Но и после этого службы в главном храме Святой Троицы проходят довольно редко, по большим праздникам. Что касается остальных верхних приделов, то полностью действует только Никольский. В Никитском нужно оборудовать новый иконостас, ибо прежний забрали как художественную ценность выезжавшие музейные работники. Придел же апостола Иоанна Богослова (под колокольней) требует полной реставрации, сейчас там проходят занятия воскресной школы.

Так что пока будничная деятельность прихода сосредотачивается в подклете – в заново обустроенном «зимнем» храме Грузинской иконы Божией Матери, где и пребывает отныне резной киот с копи ей чудотворного образа.

Обязательно обратим внимание и на список с чудотворной Казанской-Тобольской иконы Богородицы, перед которой последний российский император молился во время ссылки в Тобольске.

Приход

В центре столицы, где стоит храм, жилых домов немного, а значит, мало и прихожан. Однако вместе с настоятелем протоиереем Арсением Тотевым из церкви Иоанна Воина на Якиманке, где он прежде служил, перешли сюда и его духовные дети. Они и составили костяк прихода. Многие приглашали своих близких. В основном приезжают из отдаленных айонов города. Так или иначе, приход сложился, и батюшка этому очень рад. «Пока не был передан нам весь храм, нижний придел зачастую не вмещал всех желающих, – рассказывает отец Арсений, – люди стояли на улице и слушали службу через динамики.

Теперь, конечно, стало легче, и, например, на Пасху к нам собирается больше сотни человек. И дай Бог, чтобы так продолжалось и дальше!»

В блокнот паломнику:

Адрес: Москва, Никитников пер., д. 3
Проезд до ст. метро «Лубянка», «Китай-город»
Тел.: 8 (495) 698-34-51, 8 (495) 698-26-43, 8 (495) 628-15-29
Сайт: www.nikitniki.ru

Настоятель: протоиерей Арсений Тотев

Александр Алиев, фото Олега Серебрянского

Святыни Храма

Престолы храма

  • Троицы Живоначальной.
  • Вмч. Никиты (южный).
  • Свт. Николая (северный).
  • Ап. Иоанна Богослова (в колокольне).
  • Грузинской иконы Божией Матери (в подклете).
  • Праздник Пятидесятницы. День Святой Троицы. Глава из Закона Божия Серафима Слободского.

Праздник Св. Троицы называется Пятидесятницею потому, что сошествие Св. Духа на Апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: – и в славу Пресвятой Троицы, и в славу Пресвятого Духа, видимо сошедшего на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеками. Первый день Пятидесятницы, т.е. воскресение, Церковь посвящает преимущественно в славу Пресвятой Троицы; и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, т.е. понедельник – во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем.
Празднование Святому Духу Церковь начинает, по обыкновению, вечерним Богослужением в Троицын день. На сем Богослужении с коленопреклонением читаются три умилительные молитвы Василия Великого, в которых мы исповедуем грехи наши пред Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашиваем помилования; просим также Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа, в просвещение и утверждено душ наших, и, наконец, молимся об усопших отцах и братьях наших, да упокоит их Господь в месте светле, злачне и покойне.
В Праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища древесными ветвями и цветами, и самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами бывает, во-первых, исповеданием зиждительной силы Животворящего Духа; а во-вторых, – должным посвящением Ему начатков весны.

Читать еще:  Брянская епархия: указы, храмы и монастыри, паломнические поездки

Икона Божией Матери Грузинская (1658 г.) в России

В Великой России есть страна Двинская, от реки Двины так нарицаемая, прилежащая краем к великому морю Окиану полунощному по нему же и корабли приходят от западных стран в Россию, а река Двина течет в тот великий Океан: есть же в пределах той Двинския области одна река, нарицаемая Пенега, яже течет в ту великую реку Двину, имеющая в себе многие версты. Прилежит же в реке той гора великая и превысокая очень Черная называемая, продолжающаяся до того же великого моря Океана на северную страну, имеющую долготы величество яко пятьсот поприщ, прежде пустой и ненаселяемая человеками была. В лето же от сотворения мира (1603 г.), по некоему откровению Божию, создан был монастырь в горе той во имя Пресвятой Богородицы, от некоего иерея той же страны, именем Мирона, и стал он игуменом монастыря того.

В царство же благоверного Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России, когда Персидский царь Шах Аббас попленил Иверскую землю (1622 г.), и многоцелебную ризу великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа обрел там и взял ее: тогда и иные многие Святыни, и честные иконы Персяне взяли оттуда, и принесли в Персию, не почитания ради (ибо нечестивы они), но да продадут их Российским купцам, поскольку тогда Российские купцы многие были в Персии, и видели их персяне, как честно держат поклонение Святым иконам. Был среди них от прибывших там купцов из града Ярославля (что в Великой России) именем Стефан, приставник имения гражданина Ярославльского, именем Георгий (Лыткин), к тому Стефану Персянин некий принес икону Пресвятой Богородицы, украшенную серебром и золотом, и купил он ее у него (1625 г.). Благочестивый тот муж с великою радостью купил у него честную оную икону: в то же время, когда купил он Святую икону ту в Персии, было некое явление Божие во сне, во граде Ярославле, прежде помянутому господину его Георгию, и сказано: приставник имения твоего, быв в Персии, купит тебе безценный бисер, и когда принесет тебе, пошли его в пределы Двинской области в Черную гору. Георгий, воспряв от сна, много размышлял о видении. Не ведая, что есть бисер, ни места Черныя горы. И по времени пришел из Персии преждепомянутый приставленик имения его Стефан, и принес ему чудотворную икону Пресвятой Богородицы, которую купил в Персии. Он же с радостью ее приял и вспомнил о видении, глаголя: это есть во истину бесценный бисер, о нем же мне в сонном видении было сказано. И вскоре по повеленному ему пошел в пределы Двинской области (Холмогоры), и до монастыря (Красногорскй) Черной горы достиг (22 августа 1629 г.) с честной иконою той Пресвятой Богородицы, которую от названия страны Грузинской нарек Грузинской. И много от имения своего злата и серебра и иных вещей церковных и книг довольно монастырю тому дал. Во время же перенесения той Святой иконы (еще было там и благочестивому мужу тому Георгию), всенощное бдение игумену и братии, совершающим в церкви, монах обители той, именем Питирим, слеп глазами и глух ушами от многих лет и лежавший в больнице монастырской, во время пения того вышел из сени пред келию своей помолится. И молящемуся ему внезапный свет великий осиял его, он же велико ужаснулся о том: ибо от многих лет не видел света, и приял мечтание бесовское быти, и сотворил на себе знамение честнаго Креста, и возвел очи свои на великую гору ту, и видел на ней светлость подобно лучу солнечному светящуюся, и сотворил молитву, тут же начал очами видеть и ушами слышать. И по утреним славословии придя на собор, поведал игумену и братии совершенное ему исцеление: и вси приключившееся там прославиша Бога. Видев же преславное чудо это, благочестивый оный муж Георгий, храм красивейший в монастыре том во славу Пресвятой Богородицы создал (После праздника 22 августа (3 сентября) каждогодно отправляют Грузинскую икону из монастыря в Архангельск “для освящения города и христолюбивых народов” – прим. А.Р.). От Святой же той иконы многие чудеса были, различными недугами одержимые.
Жену некую Неонилу именем, разслабленную бывшую, благодать Пресвятой Богородицы исцелила, и другую именем Феодосия очами страдавшую уврачевала. И человеку некоему именем Кодрат, беснующегося и гонимого бесами сквозь пустыни десять седмиц и ничего не евшаго и уже от голода погибающего в пустыне, Пресвятая Богородица явивилась, и от глада укрепила и путь к дому родителей его показала, и в свою обитель ему к чудотворной Ея иконе придти повелела, совершенное здравие тому подать обещав, что и дала. И иного человека, именем Иоанн, рыболовца суща и на озере утопающего и уже погружающегося, от утопления избавила. И другого человека от приморской страны бывшаго именем Павел год внутреннюю болезнью много страдавшего, явившемуся тому в недуге этом Божественного писания того изучив, и от болезни освободила. Еще и смертноносные многоразличные болезни исцеляя: чревоболезни и опухоли и различные оные зубные болезни и от нечистых духов страждующих и от чарования одержимых: и до сих пор действует неисчетное множество различных чудес. И не токмо там, но и в Царствующем граде Москве от списанной Святой честной иконы, что стоит в церкви Святой Троицы, близ врат Святой Варвары (так же в Раифской обители, Казанской епархии, в Московском Алексеевском монастыре есть Грузинская икона, принесенная с Грузии – прим. А.Р.), многие совершаются чудеса с верою приходящим, во славу рождагося от Нея Христа Бога, со Отцем и Святым Духом славимого, ныне и присно и во веки веков, Аминь.
На всю Москву сохранилось лишь три образа Грузинской иконы Божией Матери.

Читать еще:  Храм Смоленской Божией Матери в Санкт-Петербург: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Первый пребывает в храме Живоначальной Троицы в Никитинках, что по Никитинскому переулку, д. 3 (М. “Китай-город”) и теперь, со дня основания храма в 1628-1634 гг. пребывает Грузинская икона Божией Матери (1654 г. образ прославился как чудотворный во время эпидемии моровой язвы). Для чудотворного образа в 1904 году в подклете был освящен храм во имя Грузинской иконы Божией Матери, по которому храм получил второе название. До 1999 г. храм не был возвращен Русской Православной Церкви и не имел настоятеля. (На фото: Грузинская икона Божией Матери. 1654 г. Храм Живоначальной Троицы в Никитниках).

Другой образ Грузинской иконы Божией Матери пребывает в действующем с 1991 года храме Живоначальной Троицы в Хорошеве (Карамышевская набережная, 15, м. “Полежаевская”). Храм построен в 1598 году в вотчине Царя Бориса Годунова. В настоящее время в храме служат клирики Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата.

Третий образ пребывает в храме Святителя Мартина Исповедника, папы Римскаго (Вознесения Господня) что в Алексеевской Новой слободе (ул. Б.Коммунистическая, 15, тел. 911-75-40, м.”Таганская” (кольцевая), м.”Марксистская”). Здесь в приделе Ее имени пребывает чудотворный образ Грузинской иконы Божией Матери, прежде находившийся в ныне разрушенном храме Грузинской иконы на Воронцовском поле. Храм действующий с 1991 года. По пятницам в 17 часов служится вечерня и утреня с Акафистом Грузинской иконе Божией Матери.

В столице Российской Империи г. Санкт-Петербурге был только один храм в честь Грузинской иконы Божией Матери. Он был построен при подворье Красногорского Богородицкого мужского монастыря Архангельской епархии, что расположилось на Охте, рядом с церковью Владимирской иконы Божией Матери по проекту знаменитого епархиального архитектора Николая Никитича Никонова. Трехпрестольных каменный храм на 1500 человек в древнерусском стиле XVII века был заложен 20 июля 1903 года. Храм имел высокую шатровую двухъярусную колокольню над входом и обощолся в 150 тысяч рублей. Внизу находилась часовня, освященная 12 декабря 1914 года, на втором этаже располагались кельи, а на третьем сам храм.

Главный престол освятили 6 февраля 1905 года. Церковь во имя Грузинской иконы Божией Матери просуществовала до 1934 года, еще через год ее снесли и на ее месте построили школу.

Сайт поддерживается приходским советом храма.

В помощь паломникам

Проще всего добраться до Троицкой церкви в Никитниках на метро. На карте следует найти остановку Китай-город, которая находится на Старой площади, а там пройти в Никитников переулок, дом 3. Храм уникальной архитектуры виден сразу.

Храм Святой Троицы открыт ежедневно с 10.30 утра до 15.30.

Накануне христианских праздников в 17.00 начинается Всенощное бдение, по воскресным и праздничным дням в 9.00 звучит литургия.

Все желающие исповедоваться, могут это сделать после всенощного служения или перед литургией.

Каждую среду в 17.00 — молебен с чтением акафиста Богородице и святому лику «Грузинская».

Богослужения в храме по воскресеньям и в праздники начинаются с 9 утра. В 8 часов каждый желающий может исповедаться. По средам в 18.00 служится торжественный молебен с акафистом Грузинской иконе Богородицы, по пятницам в 18.00 – поминание усопших.

Добраться до святыни несложно: на Китайгородском проезде можно сесть на троллейбус номер 2, 12, 23 и автобус под номером 12ц. Проще добраться можно на метро со станции «Китай–город» на улицу Варварку. От метро до церкви буквально несколько минут пешком.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках – уникальная возможность не только посетить место с великолепной архитектурой и убранством, но и окунуться в неповторимую атмосферу русского православия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector