0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Троицкая епархия

Самостоятельная история Троицкой епархии началась 26 июля 2012 года, в этот день Священным Синодом было принято решение разделить Челябинскую и Златоустовскую епархию на четыре отдельных кафедры, центрами которых стали следующие городские поселения:

  • Челябинск;
  • Златоуст;
  • Магнитогорск;
  • Троицк.

Новообразованная церковная административная единица получила название Троицкой и Южноуральской епархии Челябинской митрополии. В начале XX века на землях восточных районов Челябинского региона существовало Троицкое викариатство. Как и по всей стране в это время существовали две одноименных кафедры.

Большая часть Троицких приходов принадлежала к канонической православной церкви, а треть храмов находилась под контролем обновленцев. Наместническое управление в Троицке было упразднено в апреле 1928 г. Это было сделано с целью сосредоточения церковной власти в руках единого епископа.

Челябинскому архиерею разрешалось выбрать в качестве постоянного места проживания Троицк, но с условием обязательного ежемесячного посещения главного кафедрального города. Церковные гонения, проводимые советской властью, не обошли и южноуральские земли.

В 1928 году по обвинению в контрреволюционной деятельности был арестован епископ Назарий. Через пять лет та же участь постигла его преемника епископа Мелхиседека. Советские власти утверждали, что архиерей, священники храма во имя Александра Невского города Троицка и члены его общины создали антисоветскую организацию.

Челябинская епархия с этого момента потеряла самостоятельность и до конца 80-х годов последовательно входила в состав Омской и Свердловской церковной администрации. Вновь самостоятельность челябинские приходы обрели в 1989 году после учреждения Челябинской и Златоустовской епархии. Одновременно с этим в её восточной части было учреждено Троицкое викариатство.

Троицкие церкви старой Москвы

В старой Москве стояло множество Троицких церквей, связанных с выдающимися делами и именами русской истории. Троицкими были домовая церковь в Странноприимном доме Шереметева, (ныне НИИ Скорой помощи им. Склифосовского) и храм в его усадьбе Останкино, сохранившийся до наших дней. Во имя Живоначальной Троицы освящен один из придельных храмов в соборе Василия Блаженного на Красной площади. Святой Троице посвящены главные престолы многих московских храмов, известных по приделам, например, в Сергиевской церкви Рогожской слободы или в Никольской церкви на Берсеневке.

Праздник Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Воскресения Христова, отсюда другое название праздника этого великого церковного торжества – Пятидесятница. В этот день состоялось Сошествие Святого Духа на Апостолов, и было положено начало основанию Церкви Христовой.

Праздник посвящен Святой Троице, поскольку Сошествие Святого Духа на Апостолов явило образ Триипостасного Бога и Божественное спасение мира: Бог-Отец сотворил мир, Бог-Сын спас род человеческий Искуплением, а Бог Святой Дух, исходящий от Отца, освящает мир, осеняет Церковь и дарует разумение и силу христианской проповеди по всему свету.

В этот день впервые после Пасхи молящиеся в храме вновь становятся на колени.

Троицкая церковь всю свою жизнь была связана с историей древнего дворцового села Воробьево. Ее ныне существующее здание выстроено в начале XIX века, но основание этой церкви относится к очень ранним временам московской истории. Достоверно село Воробьево известно с 1451 или 1453 года, когда княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия I, купила его у «попа Воробья» – считается, что от имени священника и произошло название села, а потом и всей местности «Воробьевы горы». Московские легенды толкуют это название иначе: будто бы росли здесь густые вишневые сады и поэтому развелось множество воробьев, клевавших ягоды. Или же просто окраинные горы Москвы – вовсе и не горы, а просто холмы, такие маленькие, что «горы» они не для людей, а для воробьев.

Поскольку Воробьево с самого начала своего появления в истории Москвы называлось «сельцом», это означает, что в те времена здесь уже был православный храм. Возможно, что именно Троицкая церковь и стояла тогда в селе Воробьеве, которое стало летней дворцовой резиденцией московского государя. Отец Ивана Грозного, великий князь Василий III, полюбил это красивейшее место. Еще в 1521 году при нашествии Менгли-Гирея он спрятался здесь, близ выстроенного им деревянного дворца, в стоге сена, и остался невредимым. Из Воробьева великий князь часто отправлялся охотиться под Волоколамск и на охоте поздней осенью 1533 года опасно заболел. Жестоко страдающего князя привезли в Воробьевский дворец, где он пролежал два дня, ожидая, пока построят мост для его переправы – лед еще не крепко сковал реку. Но когда лошади, впряженные в возок государя, вступили на возведенный мост, он обрушился, и ездок чудом не пострадал. Жить ему оставалось недолго – больного князя переправили на пароме у Дорогомилова и отвезли в Кремль, где он и скончался на следующий день, 3 декабря 1533 года. Его сыну, наследнику Иоанну не было тогда и 4-х лет.

А когда Иоанну Васильевичу исполнилось 17 лет, он удалился в отцовский приют во время страшного летнего пожара в Москве в 1547 году. Так, в Воробьевском дворце Иван Грозный переживал первые страшные дни своего царствования – прошло всего полгода после его венчания на русский престол. Горящий город опустел, и сюда, к царскому дворцу кинулся восставший народ, но был встречен пушками. Этим событием и ознаменовалось начало правления первого русского царя.

Читать еще:  Храм Николая в Толмачах: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

Воробьевский царский дворец прожил долгую жизнь. Любили его и Борис Годунов, и Петр I, повелевший насадить в его саду березовую рощу, и Екатерина Великая, но к концу ее правления в 1790-х годах дворец был разобран за ветхостью. И через двадцать лет на Воробьевых горах, «короне Москвы», по образному выражению императора Александра I, началось строительство храма Христа Спасителя по проекту А. Витберга – их первая «великая стройка».

Троицкая церковь, ставшая одной из местных дворцовых церквей, оказалась свидетельницей всех этих событий. Она упоминается в 1644 году как очень древняя церковь, давно стоявшая в Воробьеве. Дело в том, что наряду с ней там существовали еще 2–3 дворцовые церкви. Однажды они все были разобраны и взамен их выстроили один Троицкий храм с придельными престолами. Но и нынешнее здание церкви, построенное всего лишь в 1811 году, немало повидало на своем веку. Уже в 1812 году в ней молился сам М.И. Кутузов перед тем, как отправиться на военный совет в Филях. По преданию, эта местность издревле была связана с родом Кутузовых. Соседнее с Воробьевым село Голенищево, с другой, тоже Троицкой церковью в районе современной Мосфильмовской улицы, и вошло с XV века в их старинную боярскую фамилию – будто бы святитель Московский митрополит Иона исцелил там боярина Василия Кутузова, и это чудо было изображено в одном из клейм местной иконы святителя в Троице-Голенищевском храме. Оттого и стали потомки исцеленного боярина именоваться Кутузовыми-Голенищевыми.

А Троицкая церковь в Воробьеве уцелела и после того, как сам Наполеон приехал сюда смотреть на панораму Москвы, лежавшей у подножия Воробьевых гор. Завершение строительства Троицкой церкви иногда приписывают знаменитому «святому доктору» Ф.Гаазу, который так заботился о заключенных местной пересыльной тюрьмы, устроенной из бывших бараков для рабочих-строителей витберговского храма Христа Спасителя. Он хотел, чтобы арестанты были как-то приписаны к этой церкви, имели возможность посещать богослужения и окормляться у ее священников.

Отдаленная от центра Троицкая церковь чудом уцелела и в советское время – хотя Воробьевым горам большевики уделяли внимание (где-то здесь была дача самого Луначарского, а потом и Хрущева) и придавали огромное значение в градостроительных планах новой, социалистической Москвы. Переименовать Воробьевы горы в Ленинские предложил ни кто иной, как Л.Б. Красин в феврале 1924 года, после смерти Ленина. Он же подал идею поставить вождю гигантский памятник и соорудить дворец его имени. Эти замыслы Красина позднее легли в основу идеи Дворца Советов, для которого, кстати, одно время предлагали и Воробьевы горы.

А по печально знаменитому Генеральному Плану социалистической реконструкции Москвы 1935 года Ленинские горы были конечной, завершающей частью предполагаемой главной парадной магистрали нового города – проспекта Ильича, проходившего через центр Москвы и Дворец Советов. По замыслу авторов проекта, Ленинские горы становились основным местом отдыха москвичей. «Представьте себе массовый праздник в социалистической Москве, когда десятки тысяч отдыхающих пролетариев будут проходить по аллее Ильича, ликовать на полях массовых действ, отдыхать на воде. Воздушная подвесная дорога несет все новые и новые партии москвичей над Москва-рекой на зеленые Ленинские горы, откуда открывается волшебная панорама новой Москвы, уже без блестящего медного купола б. храма Спасителя, но с возвышающимся силуэтом из металла, бетона и стекла – величественного здания Дворца Советов», – писал один восторженный апологет Генерального плана 1935 года.

Однако Троицкая церковь не только сохранилась от социалистических разрушений, но даже не закрывалась в советское время, поэтому сохранился ее старинный интерьер. Более того, после известного большевистского запрещения колокольного звона во всей Москве именно в воробьевской Троицкой церкви продолжали звонить колокола – так как она находилась тогда за административной городской чертой. И православные москвичи тайком ездили «на Ленинские горы» послушать благостный звон на этом чудом оставшемся заповедном островке старой Москвы. В очередной раз Троицкая церковь уцелела при строительстве высотного здания МГУ в конце 1940-х – начале 1950-х годов – а такое строительство обычно никого и ничего не щадило.

В конце XVII века стрелецкий полк возглавлял Л. Сухарев, в честь которого при Петре I рядом была возведена знаменитая Сухарева башня, – за то, что Сухаревский полк остался верным молодому царю во время бунта. В 1689 году Петр жаловал стрельцам 700 рублей и на ремонт Троицкой церкви за поимку бунтовщика Федора Шакловитого.

В Москве этот храм славился еще и тем, что около него продавали лучший в городе бергамотный табак, который по особому, никому не известному рецепту изготовлял церковный пономарь. Однажды за таким изысканным табаком на Трубную площадь пришел француз Оливье и познакомился там с одним из братьев Пеговых, тоже страстным любителем бергамотного табака. Знакомство состоялось с успехом, и вскоре на Трубной Пегов приобрел участок земли и открыл ресторан «Эрмитаж», которым стал заведовать кулинар Оливье, автор знаменитого салата. В этом любимом ресторане московские студенты ежегодно отмечали свой Татьянин день.

И еще одна бело-голубая Троицкая церковь в Серебряниках находится на маленькой Яузской улице между Солянкой и Котельниками – прямо напротив местной «высотки». В XVII веке здесь находился Денежный двор, где чеканили серебряную царскую монету и жили мастера – серебряники. Отсюда и происходит название местности. Церковь появилась здесь еще до Романовых, а в 1781 году была перестроена известным московским архитектором К.И.Бланком. Она интересна тем, что в 1768 году ее колокольню построил на свои средства прапрадед жены Пушкина, Афанасий Гончаров, имевший рядом собственную усадьбу и полотняную фабрику. В этой колокольне Гончаров устроил маленькую придельную церковь в имя св. Иоанна Предтечи на поминовение родителей. Существует версия, что гончаровская колокольня сохранилась до наших дней с некоторыми изменениями, а другая полагает, что Бланк разобрал старую колокольню и выстроил новую, современную. Раньше на ней находились еще башенные часы с курантами, – то есть с боем. Примечательно и то, что именно в этом котельническом Троицком храме на рубеже XIX – XX столетий впервые применили электричество для освещения богослужения: в церковных паникадилах были устроены маленькие электрические лампочки.

Читать еще:  Юрьев монастырь в Великом Новгороде: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и мощи

Из разрушенных Троицких церквей помянем храм, имевший старомосковское название на Капельках, стоявший на 1- Мещанской улице (в советское время – Проспект Мира). Легенда гласит, что будто бы в старину здесь был обыкновенный московский кабак – кружечный двор или, как говорили в Москве, кружало. Целовальник же, его хозяин, был очень набожным человеком и задумал обновить старую местную церковь – он стал просить каждого гостя своего слить капельку из своей рюмки на храм. Прослышал о том Петр и сам пожаловал к целовальнику. Тот не узнал царя и тоже попросил его слить капельку. Царь спросил его, зачем он это просит, и старик целовальник ответил ему, что собирает на церковь по капле. Петр пожертвовал ему денег, и так появилась новая Троицкая церковь на Капельках.

Историки объясняют этот старомосковский топоним по-другому, так как церковь называлась «что на Капле» еще в 1625 году – задолго до рождения царя Петра I. Согласно научным выводам, название произошло от имени местного ручья Коптелка, или же от маленькой речки Капли, притока реки Напрудной, которая поставляла воду в знаменитые местные пруды дворцовой Напрудной слободы, где была в глубокой древности выстроена уцелевшая Трифоновская церковь (см. 14 февраля).

Интересно то, что в судьбе Троицкой церкви на Мещанской действительно принимал участие Петр I. В 1708 году старый деревянный храм сгорел, и повелением царя возвели новый всего за 4 года, – сама императрица Екатерина, супруга Петра, пожертвовала на него средства.

В 1931–1933 году церковь Троицы на Капельках снесли, и выстроили на ее месте обыкновенный жилой дом.

Троицкая епархия

Троицкая епархия запись закреплена
Отдел Благотворительности и Социального служения

6 октября 2021 года руководитель отдела по социальному служению Троицкой Епархии Котова Татьяна и помощник настоятеля Свято-Введенского храма г. Еманжелинска по социальной работе, сестра милосердия Шепелева Елена, приняли участие в качестве слушателей в международной онлайн-конференции на тему «Психологическая и духовная помощь пациентам в медицинских организациях» которую организовали Русская Православная Церковь совместно с министерством здравоохранения РФ.

Участники конференции, представители здравоохранения России и США, Великобритании, ВОЗ, руководители сообществ больничных капелланов ряда европейских стран (Ватикана, Италии, Германии, Франции, Польши) несмотря на разницу во времени и огромное расстояние между странами собрались, чтобы поделиться опытом больничного служения в период пандемии Covid-19, обсудили как важна духовная и психологическая поддержка больных людей.

Троицкая епархия запись закреплена
Челябинская митрополия

Владыка Алексий совершил Литургию в праздник Крестителя Господня Иоанна

6 октября 2021 года митрополит Челябинский и Миасский Алексий совершил Божественную литургию в челябинском храме в честь великомученика и целителя Пантелеимона. Правящему архиерею сослужил настоятель храма иерей Владимир Панарин.
Показать полностью.

Приход великомученика и целителя Пантелеимона ведёт строительство нового храмового комплекса на берегу реки Миасс. Он посвящен Рождеству Иоанна Предтечи. Так что сегодняшний день в православном календаре – Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – праздник небесного покровителя прихожан.

В проповеди митрополит Алексий подчеркнул величие праведника. Иоанн Предтеча был первым мучеником за Христа, первым, кто свидетельствовал о Спасителе на реке Иордан, первым, кто увидел явление Святой Троицы во время Крещения Господня.

«Мы с вами должны обращаться с молитвой к святому Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну как к предстателю за нас перед Богом в Царствии Небесном. Просить, чтобы он дал нам силы и время для покаяния, показал пути для исправления нашей жизни. Это значит, накормить голодных, утешить плачущих, поддержать больных и немощных», – отметил владыка Алексий.

Архипастырь поблагодарил иерея Владимира Панарина за его просветительскую деятельность в интернете. Блог священнослужителя, его беседы с подписчиками – это по сути проповедь Евангелия современными средствами. Слово Божие слышат люди, которые, возможно, и в церковь никогда не заходили.

Иерей Владимир Панарин рассказал, что именно сегодня, в день памяти Крестителя Иоанна, на строительной площадке храма, названного его именем, привезли забор, стройматериалы и шпаклёвку. На территории установлен Поклонный крест и вагончик, где в ближайшее время подключат электричество и начнут молиться.

В планах прихода разместить две церкви. Сначала возведут небольшую, в честь святителя Спиридона Тримифунтского, а затем возьмутся за храм Рождества Иоанна Предтечи.

«Храм будет на берегу водоёма, мы планируем, как когда-то Пророк Иоанн в Иордане, крестить горожан в реке Миасс. Также мы знаем, что здесь люди нуждаются в трезвенном окормлении, – отметил отец Владимир. – Рождество Иоанна Предтечи говорит о радости рождения, а мы 9 лет занимаемся помощью женщинам с детьми, попавшим в беду, и у нас там будет организована социальная помощь, приют для матерей».

Читать еще:  Храм Серафима Саровского в Кунцеве: описание и адрес храма, праздники, как добраться

В завершение богослужения митрополит Алексий наградил благодетеля храма святого Пантелеимона. Благодаря его стараниям на улице Российской в Челябинске появился храм – красивый, светлый и уютный. Владыка вручил епархиальную медаль Александру Виленовичу Купербергу, пожелал ему помощи Божией и благословения во всех трудах.

ИСТОРИЯ ЕПАРХИИ

Троицкая епархия образована решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 июля 2012 года (журнал № 63) путем выделения из состава Челябинской епархии. Включена в состав Челябинской митрополии.

Троицкая епархия включает в себя территорию Варненского, Еманжелинского, Еткульского, Октябрьского, Пластовского, Троицкого, Увельского, Уйского и Чесменского районов, а также Троицкого и Южноуральского городских округов.

Троицкая епархия является исторической преемницей Троицкого викариатства Челябинской епархии. В период раскола в РПЦ на территории современной Челябинской области существовали две епархии: православная (староцерковническая или «сергиевская») и обновленческая. Обе они, как и до революции, имели по два викариатства – Троицкое и Кустанайское. Троицкое староцерковническое викариатство (1924–1928 г.), как и учрежденная в августе 1925 года Троицкая епархия обновленческой ориентации, объединяли церковные приходы Троицкого округа Уральской обл. В состав Троицкого округа входили следующие районы: Брединский, Варнинский, Верхнеуральский, Каракульский, Кизильский, Кочкарский, Магнитный, Нагайбакский, Полтавский, Троицкий, Увельский, Уйский.

Троицким викариатством управляли епископы Николай (Амасийский) (1925–1926 г.), Дионисий (Прозоровский) (1925 г .), Антоний (Миловидов) (1927–1928 г.). В период отсутствия викарных епископов Троицкое викариатство управлялось Челябинскими епископами.

Троицкое викариатство было закрыто 27апреля 1928 года определением Святейшего Патриаршего Синода с целью «лучшей постановки дел в епархии и для объединения ее», предполагалось «сосредоточить управление в руках одного епископа». Челябинскому архиерею присваивался титул «Челябинского и Троицкого» с правом, «по усмотрению местной пользы, проживать в Троицке, но с обязательством посещать Челябинск для служения, по крайней мере, один раз в месяц».

В феврале 1928 года правящим архиереем был назначен епископ Назарий (Андреев). Арестованного в сентябре 1928 года епископа Назария, обвиненного в контрреволюционной деятельности, сменил епископ Мелхиседек (Аверченко). В 1933 году епископ Мелхиседек, вместе со священниками и членами церковной общины Александро-Невской церкви г. Троицка, был арестован по обвинению в создании антисоветской

организации. Это событие знаменовало ликвидацию организационной структуры православных общин Челябинской обл.

С 1935 по 1988 годы приходы Челябинской области входили в состав Омской (1935–1936 гг.), затем Свердловской епархии (1936–1947, 1960–1988 гг.). С 1947 по 1959 год было разрешено существование Челябинской епархии.

В 1989 году в Челябинской области вновь была учреждена самостоятельная епархия – Челябинская и Златоустовская.

Русские храмы и монастыри, посвященные Троице

Через пятьдесят дней после Пасхи Церковь отмечает день Святой Троицы. В этом году он выпадает на 7 июня. В честь этого великого православного праздника я захотел поделиться с вами, уважаемые читатели, подборкой самых известных храмов и монастырей России, посвященных этому празднику.

1. Троице-Сергиева лавра

Этот самый знаменитый русский монастырь, основанный в XIV веке преподобным Сергием Радонежским, находится в подмосковном Сергиевом Посаде. Лавра является одной из главных святынь русского православия, а также уникальным памятником архитектуры, внесенным в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Помимо всех религиозных, культурных и исторических достоинств Троице-Сергиева лавра — это просто одно из красивейших мест в России, которое я мечтаю когда-нибудь обязательно посетить.

2. Храм Троицы в Хохлах

Один из известных московских храмов, построенный еще в начале XVII века в стиле «нарышкинское барокко», не знаменит особыми историческими событиями, с ним связанными, не является объектом изображения на московских открытках, но считается одним из любимейших у москвичей храмов. Кстати, в нем служит один из известных российских священников нашего времени — протоиерей Алексий Уминский — батюшка, которого я всегда слушаю и читаю с большим удовольствием.

3. Троице-Измайловский собор

А этот питерский собор, посвященный Троице, тесно связан с историей. Построенный для гвардейского Измайловского полка, внутри он, помимо икон и хоругвей, украшен боевыми знаменами, изображениями орденов и мемориальными досками, что, кстати, никак не мешает молиться и гармонично встроено в убранство собора. В отличие от двух предыдущих, в этом храме мне побывать посчастливилось. Несмотря на помпезность и величественность снаружи, внутри царит возвышенная атмосфера и какое-то умиротворение, что бывает далеко не во всех больших и мощных храмах.

4. Троицкий Селенгинский монастырь

Расположенный в Бурятии, недалеко от моей малой Родины, этот монастырь основан в XVII веке по указу царя Алексея Михайловича. Он был одним из первых в Забайкалье и тесно связан с освоением этих мест русскими казаками. В советские годы, конечно же, был серьезно порушен, и сейчас ведется его медленное, но верное восстановление. Очень надеюсь, что вскоре он будет полностью воссоздан, и станет еще одной жемчужиной Забайкалья, расположенной среди сопок и степей.

5. Троицкий Дивеевский монастырь

Еще одно очень популярное место у наших паломников — Дивеевский монастырь в Нижегородской области. Эта обитель, основанная по благословению Серафима Саровского, считается одной из русских святынь, но мало кто знает что этот монастырь тоже посвящен Троице.

Краткая информация

Организация РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ТРОИЦКАЯ ЕПАРХИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)» зарегистрирована 17.04.2014 г. регистратором: Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве

. После регистрации, компании присвоены: ОГРН: 1147499000010, ИНН: 7424032062 и КПП: 742401001. Основной вид деятельности — «
Деятельность религиозных организаций
». Юридический адрес РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ТРОИЦКАЯ ЕПАРХИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)» — 457100, Челябинская область, г. Троицк, ул. Красногвардейская, д. 81.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector