2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тобольская епархия

Впервые в истории Тобольская епархия была основана в сентябре 1620 года по совместному решению патриарха Филарета и императора Михаилом Федоровичем. Поскольку Сибирь в то время не была настолько освоена, к новой епархии были присоединены все земли, которые включал в себя север России, вплоть до Курильских островов и Аляски.

В период с 1667 года по 1917 год было выделено более 10 новых епархий из состава Тобольской, таким образом вся территория Восточной Сибири была разделена между архиереями. Однако революция быстро остановила рост православного населения и правительство стало выступать с резкой критикой верующих, пресекая попытки открытия новых храмов или восстановления разрушенных.

С 1937 года в Тобольской епархии началась волна репрессий: священников расстреливали или отправляли в ссылку, храмы грабили, ценности изымались, монахи разгонялись.

В 1942 году в Сибири не осталось ни одного правящего архиерея, а все епархии были упразднены. Возрождение кафедры епископа в Тобольске произошло только в 1990 году, когда РПЦ получила свободу. Священники быстро начали восстанавливать приходы, и церковная жизнь в этих местах возобновилась.

Активный рост православного населения привел к выделению из состава Тобольской епархии новых: Ханты-Мансийской, Салехардской, Ишимской. В 2013 году в Тобольске стала располагаться не только кафедра епископа, но и митрополита.

  • Записи сообщества
  • Поиск

Тобольская Митрополия запись закреплена

Тюменцы приняли участие в X Елизаветинском крестном ходе в Подмосковье

Тюменцы приняли участие в десятом Елисаветинском крестном ходе, который прошел в усадьбе «Ильинское-Усово» в Подмосковье.

Председатель наблюдательного совета Елисаветинско-Сергиевского общества (ЕСПО) Анна Громова пригласила на традиционное мероприятие председателя тюменского регионального отделения Общества «Царьград» Игоря Ракшу и председателя тюменского регионального отделения Союза православных женщин Елену Ракша.
Показать полностью.

В этом году крестный ход приурочили к двум знаменательным датам — 130-летию перехода в православие великой княгини Елизаветы Феодоровны и 130-летию назначения великого князя Сергея Александровича московским генерал-губернатором.

Он прошел уникальным маршрутом, объединив старинные подмосковные села императорского имения Ильинское и Усово с переправой через Москву-реку на плотах. Участники прошли мимо исторических зданий, где в настоящее время ведется реставрация.

Елизаветинский крестный ход с каждым годом привлекает все больше участников. В этом году произошло символичное событие: крестный ход начинался с проливного дождя, но как только паломники выдвинулись из бывшего имения Елизаветы Феодоровны, небо очистилось, тучи ушли и выглянуло солнце. Практически весь путь людей сопровождала хорошая погода.

Еще одна особенность крестного хода в том, что его возглавляют главы местных администраций Одинцовского и Красногорского районов, которые идут вместе со священнослужителями, Анной Громовой и другими паломниками весь долгий путь, произнося молитвы Богу о спасении Руси и прощении нас за грехи убийства Святых Царственных страстотерпцев. После крестного хода состоялось торжественное мероприятие, во время которого Игорь и Елена Ракша вручили Анне Витальевне Громовой памятный знак – литографии с изображением памятника святым Царственным страстотерпцам, последней святой многодетной семье императора Николая II, установленного на территории Богородице-Рождественского Ильинского

женского монастыря в Тюмени в 2020 году при участии обществ «Царьград», «Двуглавый Орел», «ЕСПО» и завода «СИБУР».

В поздравительном слове председатель Тюменского регионального отделения общества «Царьград» Игорь Ракша выразил благодарность Анне Громовой за ее работу по возрождению акции «Белый цветок» как символа возвращения милосердия, сострадания, любви на землю русскую.

Игорь Ракша передал слова благодарности Анне Громовой от митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия и настоятельницы Богородице-Рождественского Ильинского женского монастыря игумении Нины (Схулухия) за участие в возрождении памяти святой царской семьи в Тюменской области. Ведь именно в духовной столице Сибири – Тобольске — последняя семья Императора Николая II провела девять месяцев жизни перед зверским убийством в Екатеринбурге.

Председатель наблюдательного совета Елисаветинско-Сергиевского общества (ЕСПО) Анна Громова, в свою очередь, выразила слова благодарности за то, что Тюменская область не остается в стороне от сохранения и возрождения памяти императорской семьи, и напомнила, что не так давно в Тобольске открыт великолепный музей семьи Николая II. С каждым годом сюда приезжает все больше паломников, чтобы прикоснуться к истории святых царственных страстотерпцев.

Анна Витальевна также акцентировала внимание на том, что в 2022 году будет праздноваться 150-летие Александры Феодоровны, жены Николая II, которая исполнила жертвенный подвиг, поехав вместе с царем в последний путь на «голгофу». И было бы значимо разместить на пути из Тобольска в Екатеринбург памятный знак.

«История циклична, и если народ не знает своего прошлого, то может повторить ошибки давно минувших дней. Яркий тому пример – судьба тех стран, которые переворачивают историю в угоду глобалистов. Поэтому мы должны идти по пути восстановления исторической правды, какой бы она ни была трагичной, — прокомментировал Игорь Ракша.

Тюменское региональное отделение общества «Царьград»

Тобольская епархия

1-е Благочиние Ишимского уезда.

Село Белковское.
расположено между двумя озерами Белым и Беленном, на большом сибирском тракте из Кургана в Петропавловск. Приход открыт в 1850г, а настоящий храм каменный построен в 1865 – 1875г. В церкви один престол в честь Рождества Христова. В приходе особо чтится образ Нерукотворного Спаса Христа, полученный с Афона. В приходе деревни: Чистая (9в), Сливная (15в), Жагрина (8в), Безкозобова (12в), и поселок Покровский (18в). Всего дворов 596, прихожан мужск. Пола 2241, жен.пола 2172. Земли церковной: усадебной 3 дес., пахотной 90 дес., сенокосной 9 дес. Церковный капитал 926 руб 90 коп. Жалованье: священнику 120 руб., псаломщику 40 руб. Кружечных доходов получается причтом до 1200 руб в год. Имеются два притча два деревянных дома, построенные попечительством при пособии прихожан в 1908 году. Штат: священник, диакон и два псаломщика. В приходе имеются школы: Беловская двухклассная, Никольская одноклассная, Калугинская одноклассная Мин. Нар. Просв., Сливинская и Покровская одноклассныя земския, Чистовская церковно-приходская. Ближайшая церковь в поселке Михайловском (10в). Расстояние от Консистории 551 вер., от благочиннаго – 27 вер., от уездного города 150 вер., от станц. сибирской жел. дороги Мамлютка 12 вер.
Адрес: почт.ст. Мамлютка, село Белковское.

Приписанная к сей церкви – церковь в селе Калугинском. Церковь деревянная, построена прихожанами в 1905-1907 годах. Один престол во имя свв. Козьмы и Дамиана. В приходе приписной церкви находятся: деревня Безкамышная (2в), имения Моксеевых (4в), имение бр. А.С.Кондратовых (6в), казенная ферма молочного хозяйства (3в). Всего 198 дворов, прихожан муж пола 694, жен пола 613. Церковной земли усадебной 2 дес. Церковный капитал 252 руб 99 коп. Священнику впредь до назначения казенного жалованья от общества уплачивается в год 100 руб и 30 десятин земли в полное его пользование. Псаломщик пользуется землей при Беловской церкви. Имеются два дома деревянные для притча, построены в 1907 году. Штата особаго нет, а службы отправляет священник, состоящий на диаконской вокансии при Беловской церкви, псаломщик также от Беловской церкви. В деревне Калугиной имеется часовня деревянная во имя Св. Троицы. В селе имеются: школа молочного хозяйства перваго разряда Минист. Земледелия открыта в 1906 году и одноклассная Мин. Нар. Просв., открыта в 1903 г. Ближайшая церковь Беловская (23в). Расстояние от Консистории 500 вер., от благочиннаго 30 вер., уездного города 150 вер., железно-дорожной станции 12 вер.
Адрес: ст. Мамлютка сиб. жел. дороги.

Поселок Никольский. Церковь деревянная, построена в 1910г, в то время поселок входил в состав села Беловского. С 1912г пос.Никольский стал самостоятельным приходом. Церковь в поселке построена во имя образа Нерукотвореннага Спаса. Икона Нерукотвореннага Спаса принесена с Афона и издавна почитается в поселке. Приход состоит из одного поселка, в нем 253 двора, прихожан муж.пола 762, жен.пола 724. Церковной земли имеется 90 десятин. Штат: священник и псаломщик. Казенного жалованья причт пока не получает, а содержится на местные средства. Дома для причта деревянные выстроены. В поселке имеется одноклассная школа Министерства Народного Просвещения. Ближайшая церковь в селе Беловском (1 верста). Расстояние от Консистории 551 вер, от благочинного 27 вер, уездного города Ишима 150 вер.
Адрес: ст.Мамлютка, Сиб.жел.дор.

1-е Благочиние Ишимского уезда.

Пос.Михайловский. Поселок расположен около озера и леса. Церковь деревянная, построена в 1899г на средства фонда Императора Александра III купцом 1-й гильдии Никол.Петров. Череповым. Один престол во имя святителя Николая чудотворца. В приходе находятся: д.Горбунешная (3в), поселок Муром (3в). Всего в приходе дворов 161,прихожан муж пола 644, жен пола 632. Церковной землии меется: усадебной 3 дес, пахотной 15 дес, сенокосной 10 дес., леса 2 дес. Церковный капитал 999 руб. Жалованье: священнику 600 руб, псаломщику 200 руб. Кружечных доходов получается причтом около 50 руб в год. Дома для причта деревянные, на общественной земле, составляютсобственность прихожан и построены ими в 1899г. Штат: священник, псаломщик. В поселке имеется церковно-приходская школа, помещается в собственном здании. Ближайшая церковь в селе Беловском (12в). Расстояние от консистории 540 вер, от благочинного 35 вер, от уездного города 150 вер.
Адрес: ст.Мамлютка Сиб. жел. дор., пос.Михайловский.

Село Налобинское. Церковь деревянная, ветхая, построена на средства прихожан в 1849-1853 годах. Один престол во имя Св.Живоначальные Троицы. В приходе две приписные церкви и одна часовня. Церкви – в селе Глубоковском (15в) и деревне Лебедках (7в) во имя Введения во храм Божией Матери. Часовня в деревне Дубровной, во имя свят.Николая чудотворца, в 7 верстах. В приходе деревни: Дубровная (7вер), Гайдуково (7вер), и поселок Николаевский (4вер). Всего в приходе дворов 541, прихожан муж. Пола 1717, жен.пола 1698. Церковной земли имеется: усадебной 6 дес, пахотной 90 дес, сенокосной 9 дес. Церковный капитал 1538 руб. Штат: два священника, два псаломщика и просфорня. Второй штат живет при приписной Глубоковской церкви. Жалованье: священникам по 300 руб, псаломщикам по 100 руб в год, просфорня получает содержание от прихожан. Кружечных доходов получается до 1000 руб в год на штат. Дома для причта деревянные, построены прихожанами в 1887 году. В приходе имеются 4 школы: в с.Налобинском церковно-приходская с 1883 года, в деревне Дубровной школа грамоты с 1898г, в пос.Николаевском с 1910г и пос.Студеновском с 1907г – министерские школы. Ближайшая церковь в селе Ново-Александровском (12 вер). Расстояние от Консистории 470 вер, от Благочинного 15 вер, уездного города 120 вер.
Адрес: ст.Петухово, Сибир.желез.дороги, Каменское Волостное Правление.

Приписная к церкви Теплодубровской церковь в поселке Михайловском Акмолинской области. Церковь деревянная на каменном фундаменте построена прихожанами в 1906 году. В ней один престол во имя св. Архистратига Михаила. Всего при церкви Михайловской находится дворов 220, прихожан муж.пола 880, жен.пола 828. Церковной земли имеется: усадебной 1 дес, 2400 кв.саж., пахотной 180 дес, сенокосной 20 дес, лесу 10 дес. Причта особого нет, а богослужение и требы совершает священник церкви села Теплодубровского, он получает жалования 294 руб, по штату с.Теплодубровского, обязанность псаломщика исполняет вольнонаемный прихожанин. Кружечного дохода получается в год около 400 руб. Дома для причта есть общественные, построенные в 1906 и 1910г. В селе имеется начальная школа казачьего ведомства. Ближайшая церковь в с.Теплодубровском (10вер). Расстояние от Консистории 520в, местного благочинного 60в, уездного г.Петропавловска 60в.
Адрес: ст.Петухово, Сиб.жел.дор.

Тобольская и Тюменская епархия РПЦ // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Новости ogirk.ru

  • На Лене в Киренском районе воспламенились пары нефтепродуктов на танкере
  • В акции «Мой любимый учитель» уже приняли участие более 500 человек
  • В четвертую волну коронавируса в Иркутске чаще болеть стали дети
  • В Иркутской области готовятся к выплате налогового вычета за занятия спортом
  • В акции «Мой любимый учитель» уже приняли участие более 500 жителей Иркутской области

ТОБОЛЬСКАЯ И ТЮМЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ. Включает Тюменскую область, Ханты-Мансий­ский и Ямало-Ненецкий автономный округ . В ней 5 благочиний (с центрами в Тобольске, Тюмени, Ишиме, Ханты- Мансийске, Салехарде ), 4 действующих монастыря, 194 прихода и 148 священнослужителей. Правящий архиерей — архиепископ Димитрий (Капалин).

Учреждена в 1620: выделена из состава Вологодской с наименованием Сибирская и Тобольская, во главе ее поставлен архиерей в сане архиепископа. Первым эту кафедру занял Киприан (Старорусенков) и пробыл на ней до 1624. Перед ним встали труднейшие задачи ут­верждения и распространения православия на огромной территории, увеличивавшейся с каждым годом по мере присоединения новых «землиц». Для решения этих задач требовалось строить церкви, которые нуждались в иконах, церковной утвари, книгах, духовенстве. Привлечь в Сибирь духовенство было нечем, поэтому его направляли туда в приказном порядке (нередко архиерей сталкивался с попытками бегства духовных лиц, рассматривавших свое назначение в Сибирь как незаслуженную ссылку). Главе епархии приходилось учреждать новые монастыри как оплоты православия в крае (см. Монастыри Русской Православной Церкви в Сибири ) и наводить порядок в старых: подчас иноки и монахини жили в одной обители, что приводило к нарушению благочиния; принявшие монашество свободно проживали вне монастырских стен в мирских поселениях и т. п. Длительное существование русское населения Сибири вдали от центра епархиального управления привело к тому, что решения по многим делам, относящимся к сфере церковного суда, выносили предста­вители светской власти. Архиепископы Сибирские и Тобольские долгое время поневоле вступали в конф­ликты с воеводской администрацией, отстаивая свои права в этой области. Киприан и его преемники — Макарий (Кучин; 1624—35), Нектарий (Теляшин; 1635—40), Герасим (Кремлев; 1640—50), Симеон (1651—64) и другие — успешно добивались земельных пожалований монастырям и архиерейскому дому, приобретали земли иными путями, успешно развивали церковное хозяйство, обеспечивая экономическую независимость: воеводы нередко задерживали положенные церкви государственные выплаты, бывало — и отказывали в них. Конфликты со светской администрацией, а то и с русским населением провоцировались во многом тем, что сибиряки в лице собственной церковной главы получили контрольный орган, который царским наказом наделялся большими полномочи­ями — мог вмешиваться в любое государственное дело на территории Сибири и обличать перед центральной властью любые злоупотребления (см. Русская Православная Церковь ).

В царских наказах и грамотах одной из главных задач сибирских архипастырей провозглашалось миссионерство, распространение православия среди местных народов. Весь XVII в. основными принципами миссии объявлялись отказ от форсирования христианизации аборигенов и защита церковью прав желающих креститься и новокрещеных (от препятствий крещению, насильственные «похолопления», ограбления и эксплуатации служилыми людьми).

В 1668 Тобольская епархия, как одна из крупнейших в России, получила ранг митрополии; первым сибирским митропо­литом стал Корнилий (1664—78). Павел (1678—91), второй митрополит, положил начало каменному строителству в Сибири: из камня возведены кафедральный Софийский собор, Знаменская церковь на Абалаке, Преображенская церковь в Знаменском монастыре, архиерейский дом в Тобольске и другие.

Тобольские митрополиты развернули борьбу со старо­обрядчеством, широко распространявшимся в Сибири. В XVII в. особенную известность на этом поприще приобрел Игнатий (Римский-Корсаков ; 1692—99). Ему пришлось принимать меры в связи с массовыми само­сожжениями староверов, в которых подчас участвовали и прихожане официальной Православной церкви.

Петровские реформы многое изменили в церковной жизни Си­бири, как и России в целом. Большинство сибирских церквей снимается с государственного довольствия; так называемая государева руга отныне выдается только причтам небольшого числа главных городских соборов и тех церквей, которые впервые строятся в селениях новокрещеных (позже, при пере­стройках и возобновлении после пожаров, эти церкви также, как правило, переводились на содержание при­хожан). Резко ограничивается рост монастырей. Царь подыскивает подходящую замену удаленному на покой слишком независимому митрополиту Игнатию, осмелившемуся отлучить от Церкви царских родственников — тобольских воевод Нарышкиных.

Новый глава сибирской епархии должен был решить не­простую задачу: поставить миссионерское дело так, чтобы резко ускорить обращение аборигенов в православие. Предполагалось, что широкую проповедь развернет в Сибири духовенство, надлежащим образом подготов­ленное в школах, которые следовало для этого учредить в епархии. Кандидатов на сибирскую кафедру Петр I стал подыскивать среди известного своей образованностью украинского православного духовенства. Возведенный в сан митрополита Сибирского и Тобольского священник Димитрий (Туптало) , хотя и считался им с марта 1701 по январь 1702, к месту своего назначения не выехал по болезни и занятости составлением нового свода житий святых. Реально выполнение поставленных царем задач легло на митрополита Филофея (Лещинского ; 1702—11, 1715—20). Он лично осуществлял миссионерские поездки к сибирским уграм, по­ложив начало массовой христианизации; учредил церковную школу, где обучались и дети новокрещеных. При нем осуществлялись театральные постановки на библейские темы, строились церкви, в том числе каменные; его ходатайством возвращено государственное содержание некоторым не имевшим ис­точников дохода сибирским церквам и монастырям. Митрополит Филофей попытался получить в свою огромную епархию викарного епископа, должность которого была учреждена в 1706. Викарным епископом Иркутским и Нерчинским назначен Варлаам (Коссовский; 1706—14), в Сибири, однако, почти не живший. Митрополит Филофей в 1709 принял схиму с именем Феодор и просил отпустить его по обету и болезни на покой. Но управлять епархией ему пришлось до приезда в 1711 своего преемника, святителя Иоанна (Максимовича) , митрополита Тобольского и всея Сибири, который продолжил его начинания. Когда святитель Иоанн (Максимович) в 1715 умер, митрополит- схимник Феодор еще на 5 лет вернулся к многочисленным епархиальным заботам. Его преемники, митрополиты Тобольские и Сибирские святители Антоний (Стаховский ; 1721—40), Арсений (Мацеевич ; 1741—42), Антоний (Нарожницкий ; 1742—48), Сильвестр (Гловатский ; 1749—55), свт. Павел (Конюскевич ; 1758—68), как и он, принадлежали к когорте ученого украинского мона­шества и продолжили все направления деятельности своего предшественника.

В 1727 из состава Тобольской и Сибирской епар­хии была выделена самостоятельная Иркутская епископия с территориями Иркутского, Селенгинского, Удинского, Нерчинского уездов. В 1731 к Иркутской епархии отошли Якутский и Илимский уезды, а также Селенгинский монастырь. Эти меры существенно облегчили тобольским архиереям церковное управление. Школа при архиерейском доме в 1740-е гг. преобразована в семинарию, которая с конца 1750-х гг. обрела свои высшие классы до богословия включительно; тогда же учреждена сеть начальных церковных учебных заведений на местах с преподаванием латыни. Ускоренными темпами развивалось церковное строительство, с середины века особенно поощря­лось каменное. Миссионерская работа велась жесткими методами: по всей территории епархии искоренялось старообряд­чество. В 1760-е гг. тобольский митрополит для этих целей даже создал, вопреки закону, собственную военную команду, не без оснований считая, что светское ведомство саботирует его карательные меры, которые не раз провоцировали масштабные акции протеста в виде самосожжений. Массовыми стали жалобы и на насильственное крещение. Конфликты тобольских архиереев с губернатором и другими чиновниками государственного и заводского управления не прекращались до конца 1760-х гг. Два последних митрополита были удалены из епархии в результате недовольства центральной светской и духовной власти их деятельностью. После секуляризации церковных земель Екатерина II прекращает практику массового назначения на архиерейские кафедры украинского монашества, привер­женного идее сильной самостоятельной Церкви. В ходе церковной реформы Тобольская кафедра понижается в ранге с митрополии до епископии.

Долгое управление Тобольской епархией свт. Варлаама (Петрова ; 1768—1802, с 1792 — архиепископа) не отличалось конфликтами с гражданской властью. Его сози­дательная деятельность на ниве церковного управления простиралась на устройство новых приходов в быстро колонизуемом крае, восстановление и поддержание православия у обских угров, участие в организации миссий вне епархии, усовершенствование церковной школьной системы. В 1799 в связи с общеимперским приведением границ епархий в соответствие с границами губерний территории Тобольской епархии 2-й раз за столетие существенно уменьшилась: более 200 ее приходов отошло к вновь учрежденной Екатеринбургской епархии, еще 37 — к новой Орен­бургской и Уфимской. Годом ранее часть приходов Енисейского края отошла к Иркутской епархии, а в 1824 вся территория Енисейской губернии в церковном отношении передана иркутским архиереям. В 1834 еще одна самостоятельная епархия, Томская (в нее вошли и приходы Енисейской губернии), выделена из состава Тобольской, которая окончательно потеряла статус главной епархии Сибири.

В XIX — начало ХХ в. Тобольской епархией управляли архиепископы Антоний (Знаменский; 1803—06), Амвро­сий (Келембет; 1806—22), Амвросий (Рождественский- Вещезеров; 1823—25), Евгений (Казанцев; 1826—31), Павел (Морев-Павлов; 1831), Афанасий (Протопопов; 1832—42), епископ Владимир (Алявдин; 1843—45), архи­епископы Георгий (Ящуржинский; 1845—52), Евлампий (Пятницкий; 1852—56), епископ Феогност (Лебедев; 1856—62, с 8 апреля 1862 — архиепископ), архиепископ Варлаам (Успен­ский; 1862—72), епископы Ефрем (Рязанов; 1872—74 — как епископ Березовский, викарий архиерея Тобольско­го; 1874—80 — как епископ Тобольский и Сибирский), Василий (Левитов; 1880—85), Авраамий (Летницкий;1885-89), Иустин (Полянский; 1889-93), Агафангел (Преображенский; 1893-97), Антоний (Каржавин; 1897-1910), Евсевий (Гроздов; 1910-12), Алексий (Молчанов; 1912-13). К 1912 в епархии насчитывалось 439 церквей и 404 часовни, численность духовенства дости­гала 1 004 человек (из них 574 священнослужителя), при храмах имелось 309 библиотек. В Тобольской епархии дейст­вовало 253 церковно-приходских попечительства, 8 двух- и 368 одноклассных школ, в которых училось 13 528 человек. В епархии было 3 мужских монастыря с 56 насельниками, 4 женских — с 491 насельницей; при монастырях работали 3 больницы и 1 богадельня.

Революционные события в России сыграли роковую роль и в истории старейшей сибирской епархии. Прежде всего они повлияли на перемещения архиереев. После Февральской революции со своих кафедр, как сторонники прежнего режима, были удалены несколько иерархов, в том числе в марте 1917 архиепископ Тобольский Варнава (Накропин; 1913-17). На его место Свят. Синод назначил архиепископа Гермогена (Долганова ; 1917-18), который до этого за резкую оппозицию светской и синодальной власти, анафематствование (церковное проклятие) Г. Распутина и других, отбывал ссылку под жандармским надзором в Грод­ненской епархии. В качестве тобольского архиерея Гермоген сразу вступил в конфликт с новой властью, усилившийся после Октябрьской революции. В апреле 1918 он был обвинен в монархическом заговоре и арестован за установление связей с царской семьей и т. п., а в конце июня зверски убит.

В дальнейшем РПЦ в этом регионе подверглась такому же разгрому, как и в России в целом. В 1919 состоялся последний выпуск старейшей в Сибири То­больской семинарии, после чего она была закрыта. Как и везде, закрывались храмы и монастыри, преследовалось духовенство, смещались архиереи. В 1924 окончательно упразднено Берёзовское викариатство ; в попытках сохранить остатки церковного управления в том же году откры­то Курганское викарианство (упразднено в 1934). До 1937 епархией управляли епископы Тобольские и Сибирские Иринарх (Синеоков-Андреевский; 1918-22, временно упр.), Николай (Покровский; 1922-25), Назарий (Блинов; 1925-28, 1934), Артемий (Ильинский; 1930-37), Алек­сий (Кузнецов; 1934), Борис (Шипулин; 1934-35), после чего епархия переименована в Тобольскую и Тю­менскую. Епархия пострадала и от церковного раскола: на ее территории 10 лет существовала одноименная обновленческая епархия, которой управляли Михаил (Николаев; 1922-23), Александр (Филиппов, 1923-1924, временно упр.), Даниил (Громовенко; 1924-25), Петр (Виноградов; 1926-27), Андрей (Смирнов; 1927-28), Николай (Русанов; 1928), Сергий (Озерецковский; 1928-32). В 1937 епархия была упразднена, ее приходы с 1947 управлялись преосвя­щенным Омско-Тюменской кафедры.

С конца 1980-х гг. в связи с прекращением гонений на РПЦ и ее начавшимся возрождением произошли изменения и на территории бывшей Тобольской и Сибирской епархии. В 1989 началась передача РПЦ Абалакского Знаменского монастыря , осенью того же года воссоздана Тобольская духовная семинария, а 26 января 1990 возрож­дена сама епархия с названием Тобольская и Тюмен­ская (всего с 18 приходами). Ее епископом и одновременно ректором семинарии в 1990 назначен бывший инспектор Московской духовной семинарии Димитрий (Капалин) (с 1999 — архиепископ). В первые же годы удалось добиться возвращения ряда храмов, в том числе при поддержке Патриарха Алексия II — зданий Тобольского кремля. Патриарх во время 3 своих посещений освятил новые храмы в Надыме и Когалыме, благословил проведение в возрож­денной епархии региональной конференции «Сибирь молодая, православная», ставшей затем традиционной. В епархии, кроме семинарии, имеющей 3 отделения (в т. ч. регентское и иконописное) и насчитывающей более 200 учащихся, действуют духовное училище, 12 православных гимназий, несколько десятков воскресных школ.

В епархии восстановлены старые монастыри: Абалакский Знаменский мужской под Тобольском, Тюменский Свято-Троицкий мужской, Иоанно-Предтечев Введенский Междугорный женский (основан в 1653 как мужской, в 1864 обращен в женский), в 2003 учрежден новый Тюменский Свято-Ильинский монастырь женский.

Лит.: Полный православный богословский энциклопедический словарь. Б. м., б. г.; Буцинский П.Н. Открытие Тобольской епар­хии и первый тобольский архиепископ Киприан. Харьков, 1891; Он же. Сибирские архиепископы Макарий, Нектарий, Герасим (1625— 1650 гг.). Харьков, 1991; Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М., 1993. Ч. 2; Акты святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. М., 1994; Цыпин В., протоиерей. История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997. Кн. 9; Сулоцкий А.И. Сочинения: В 3 т. Тюмень, 2000-2001.

Читать еще:  Смольный собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector