1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Иерей Валерий Духанин

Валерий Духанин родом из города Оренбурга, где он появился на свет 28-го мая 1976 г. Родился будущий иерей в обычной семье с атеистическим взглядом на мир и пребывание в нем.

О других известных священнослужителях:

Ничто не предвещало появления в мальчике интереса к Богу, религии. Родители, сам Валерий и его сестра были неверующими людьми, и таковыми остались, если бы не случились некоторые обстоятельства в их жизни.

  • Каждый год Валерий с семьей проводил лето в деревне. В доме, где жила бабушка, висело много икон. Приветливо горела лампадка, побуждая мальчика пристально вглядываться в мерцающие лики Спасителя, Богородицы, святых. Выходя на улицу и прогуливаясь вечером по деревне, Валерий часто останавливался перед заброшенным храмом.
  • Его необъяснимо влекло войти внутрь. И однажды решившись, он потянул на себя старую, перекосившуюся дверь. Она со скрипом открылась, и мальчик очутился внутри разоренной, разрушенной святыни. Его чистое, детское сердце безошибочно угадало присутствие тайны. Там за порогом храма все было тускло, обыденно, здесь же — безмолвно и таинственно.
  • Иногда дети видели, как их бабушка становилась на колени и молилась перед иконами. Время от времени в деревне появлялся священник, совершал требы для нуждающихся в этом. Однажды бабушка предложила внукам покреститься. Хотя в глубине мальчишеской души навсегда затаилась радость, полученная от встречи с Неведомым в разрушенном сельском храме, но была она еще до конца не осознанной.
    Валерий отказался креститься под влиянием навеянного тем временем атеизма, а также из-за присущего его возрасту подросткового самоутверждения, когда отрицается все и вся.
  • Как оказалось впоследствии, должно было пройти какое-то время, чтобы душа могла созреть для столь важного шага, освободиться от гнета довлеющих над ней условностей, предрассудков. И вот однажды это произошло. Праздновалось тысячелетие Крещения Руси. Валерий и его сестры, родная и двоюродная с мужем, сами пошли в храм с намерением принять спасительное таинство и соединиться со святой церковью, с Богом.
    Вела их туда потребность приобщиться тысячелетней истории христианства на Руси, сродниться со своими предками, обрести исторические корни.

Интересно! Во время крещения на душе у Валерия стало необычайно легко, радостно. Он опять почувствовал присутствие той необъяснимой таинственной силы, с которой он уже встречался там, в старом, заброшенном храме у бабушки в деревне. Изнутри как будто кто-то вытряхнул из их душ все грязное, наносное, и туда вселился небесный свет, — благодать Духа Святого.

Иерей Валерий Николаевич Духанин

Священник Валерий Духанин родился в российском городе Оренбурге. Здесь он вырос и окончил среднюю школу. Крестился в 13-летнем возрасте. В 1992 принят на послушание в Покровскую церковь Оренбурга, где был чтецом и пономарем.

Духовное образование получил в Московских духовных школах – в 1996 окончил семинарию, а в 2000 – академию. Имеет научную степень кандидат богословия. Во время обучения в семинарии нес послушание в семинарском храме. Во время учебы в академии занимался миссионерством: проводил встречи и беседы с заключенными в СИЗО, организовывал гумпомощь заключенным.

Последний период обучения также был помощником проректора по воспитательной работе. На этой должности продолжал трудиться и после окончания образования до 2002. Также был сотрудником Академического Миссионерского отдела и преподавателем богословских курсов.

С 2003 работает в Николо-Угрешской семинарии – занимает должность проректора по учебной работе, а также преподает патрологию, апологетику и византологию.

Сан диакона и священника принял в 2014. В Троице-Сергиевой Лавре хиротонию возглавил Святейший Патриарх Кирилл.

Отец Валерий — автор многих книг, публикаций и докладов о смысле и значении православной веры. Известные книги: «Таинство Покаяния: путь исцеления души», «Новые чудеса преподобного Сергия», «Во что мы веруем? 100 ответов современнику».

В 2011-2012 – ведущий авторских телепередач на ТК «Радость моя». В 2012-2013 на том же телеканале как эксперт участвовал в молодежном дискуссионном клубе «СО-ВЫ». Редактор программ на радио «Радонеж».

Женат, отец троих детей.

Книги Статьи Выступления

Святоотеческая традиция умного делания в духовном опыте Святителя Игнатия, епископа Кавказского (диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия). – Сергиев Посад, 2000. С. 170.

Христос или кинозвезда? Что скрывается за фильмом Мела Гибсона «Страсти Христовы». М.: Русский Хронограф, 2004. С. 16.

Сокровенный дар. Восхождение к Богу по учению святителя Игнатия (Брянчанинова). М.: Русский Хронограф, 2004. С. 400.

Православие и мир кино. М.: «Драккар», 2005. С. 190.

Сокровенный мир Православия: современный человек на пути к Богу. М.: Издат. Совет РПЦ, 2006. С. 536.

Путь исцеления души: Таинство покаяния. М.: Издат. Совет РПЦ, 2006. С. 96.

Чудо Венчания, или Таинство Божественной Любви. М.: Издат. Совет РПЦ, 2006. С. 128.

Дар исцеления: Таинство Соборования. М.: Издат. Совет РПЦ, 2007. С. 96.

Во что мы веруем? 100 ответов современнику. М.: Издат. Совет РПЦ, 2008. С. 256.

Дары Святого Причащения: что нужно знать о таинстве Евхаристии. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2010. С. 144.

Что такое порча и может ли она приставать к христианину. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2011. С. 96.

Огради нас, Господи, от суеверий, оккультизма, порчи. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2011. С. 350.

Сокровенный дар. По духовному наследию святителя Игнатия (Брянчанинова). М.: Сибирская благозвонница, 2013. С. 410..

Возлюби ближнего твоего: Тайны общения. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2014. С. 240.

Жизнь святителя Игнатия (Брянчанинова). М.: Сибирская благозвонница, 2014. С. 78.

Новые чудеса преподобного Сергия. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2014. С. 112.

Во что мы веруем? Вопросы и ответы. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. С. 320.

Таинство Брака. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. С. 208.

Таинство Елеосвящения. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. С. 144.

Таинство Крещения. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. С. 128.

Бояться ли порчи и сглаза / Серия «Азбука богословия», Выпуск 1. М.: Русский печатный дом, 2016. С. 16.

Вера и суеверие / Серия «Азбука богословия», Выпуск 2. М.: Русский печатный дом, 2016. С. 16.

Зачем исповедоваться и причащаться / Серия «Азбука богословия», Выпуск 3. М.: Русский печатный дом, 2016. С. 16.

Чудо от Бога. Что такое чудо и бывают ли чудеса в наши дни / Серия «Азбука богословия», Выпуск 5. М.: Русский печатный дом, 2016. С. 16.

Таинство Причащения. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. С. 176.

Как научиться правильной молитве. По творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). М.: Ника, 2016. С. 44.

Оккультизм, суеверия, порча: искушение и преодоление. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2017. С. 352.

Новые чудеса преподобного Сергия. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2017. С. 128.

Сокровенный мир Православия: современный человек на пути к Богу. Изд-е 7-е, испр. и доп. М.: «Воскресение», 2018. С. 560.

Покаяние как исцеление: о таинстве Исповеди. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2018. С. 160.

Покаяние и плач о грехах. М.: Изд-во Ника, 2017. С. 48.

Кто мы? Кто наш ближний? М.: Фонд социокультурных проектов «Традиция», 2019. С. 384.

Вера и магия. М.: Фонд социокультурных проектов «Традиция», 2020. С. 460.

Довериться Богу. М.:Воскресение, 2020. С. 256.

В соавторстве:

Что важно знать о Таинстве Исповеди. – Саввино-Сторожевский м-рь, 2007. С. 96.

Читать еще:  Мирожский монастырь: история и адрес, фрески, описание, настоятели и святыни

Хотьков монастырь. М., 2008.

Жизнеописание настоятеля Николо-Угрешского монастыря архимандрита Макария (Ятрова). – Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь, 2009. С. 24.

Редакционная деятельность:

Закон Божий для семьи и школы / Сост. прот. Серафим Слободской. М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. С. 672.

Избранные письма святителя Игнатия. М.: Сибирская благозвонница, 2016. С. 730.

Святое Евангелие в подарочной упаковке с приложением. М.: Именинник, 2016. С. 656.

Телепередачи

Тридцать авторских выпусков телепрограммы «Феномен веры» (телевизионные лекции) на телеканале «Радость моя» (2011-2012 гг.).

Регулярное участие в качестве эксперта в молодежном дискуссионном клубе «СО-ВЫ» на телеканале «Радость моя» (2012 – 2013 гг.).

Статьи Интервью Выступления:

Сам себе бог (Порфирий Иванов и его учение) // Вечерний Оренбург № 34 1997. С. 18.

Помоги ближнему и Бог поможет тебе (о благотворительной деятельности Московской Духовной Академии) // На перепутье (приложение к студенческому православному журналу «Встреча») № 1 (4) 2000. – Сс. 41–44.

2004 год

«Не играйте вашим спасением…». О том, как западную игру в страсти Христа многие приняли за «святое кино» // Православная беседа № 3 2004. Сс. 47–51.

Умное делание в понимании святителя Игнатия (Брянчанинова) // Вестник Николо-Угрешской Духовной Семинарии № 1 2004. Сс. 58–68.

Духовное и вещественное // Вестник Николо-Угрешской Духовной Семинарии № 1 2004. Сс. 75–78.

2005 год

В поисках утерянного счастья // Православная беседа № 1 2005. Сс. 6–9.

Любовь истинная и ложная // Православная беседа № 5 2005. Сс. 18–21.

Беседа на радио «Радонеж» об актерской имитации Христа в фильме Мела Гибсона «Страсти Христовы» / Духанин В. Н. Православие и мир кино. – М.: «Драккар», 2005. Сс. 139 – 157.

Комментарий к обсуждению природы искусства актера // Третий Международный театральный форум «Золотой Витязь». – Минск, 2005. С. 25 – 27.

2006 год

Вступительное слово // Камо грядеши. Миссионерский сборник МДА № 8 2006. Сс. 3–8.

Что такое красота? (начало) // Православная беседа № 6 2006. Сс. 18–23.

2007 год

Что такое красота? (окончание) // Православная беседа № 1 2007. Сс. 32–39.

Великий святитель Русской Церкви (Игнатий Брянчанинов) // Москва № 5 2007. – Сс. 224–240.

Природа есть… Евангелие // Пастырь. Ноябрь 2007. – Сс. 15–18.

2008 год

Размышления об основах православной культуры // Москва № 2 2008. – Сс. 237–240.

Что такое пост? / Пост, угодный Богу: покаяние и молитва, быт и питание во время постов. М.: Издат. Совет РПЦ, 2008. Сс. 5–11.

2009 год

«Постимся постом приятным», или Пост приятный во всех отношениях.

Нужно ли современному человеку умное делание? Святитель Игнатий Брянчанинов об умном делании. 26.10.2009.

Может ли священник быть актером: размышления по поводу актерской игры иерея Иоанна Охлобыстина.15.12.2009

2010 год

Семья как преддверие Рая // Православная беседа № 1 2010. Сс. 70–75.

Пятнадцать лет после штурма Грозного. О причинах, смысле и особенностях первой чеченской войны. 25. 01. 2010.

Из обезьяны ли Бог сотворил человека? Размышления о статье А.В. Гоманькова «Как описать историю мира? Теория эволюции, креационизм и христианское вероучение». 24.11.2010.

2011 год

Благодать или подзарядка? Приобщиться благодати Божией или подзарядиться астральной энергией?31.03.2011.

Радость единения с Господом. Что нужно знать о таинстве святого Причастия // Москва.- 2011.- №5.- С.224-238.

Святыня или талисман? Обратиться к святыне или защитить себя талисманом? 08.06.2011.

Молитва или заклинание? Чем христианская молитва отличается от магического заклинания. 22.07.2011.

Народные целители и их «молитвы». Как относиться к народным целителям, использующим в своей практике молитву, крест и Евангелие. 08.08.2011.

Новый год: история праздника и календарный вопрос (выступление в лектории Духовно-просветительского центра Свято-Троицкой Сергиевой Лавры). 28.12.2011.

2012 год

Катехизический курс «Сокровенный мир Православия» (доклад на Рождественских чтениях, секция «Практические вопросы катехизации»). 24.01.2012.

Апостол Японии и его миссия (Основные идеи и принципы миссионерской деятельности святителя Николая Японского). 05.03.2012.

Этика или политика? (интервью по поводу акции группы «Pussy Riot» в храме Христа Спасителя). 15.03.2012.

Наука и религия: что свидетельствует о Боге? (выступление в лектории Духовно-просветительского центра Свято-Троицкой Сергиевой Лавры). 25.03.2012.

Великий Неизвестный (сто лет со дня кончины святителя Николая Японского) (фрагменты выступления на конференции «Духовное наследие равноапостольного Николая Японского. К столетию со дня преставления»)// Журнал Московской Патриархии. Апрель, № 4, 2012. С. 68 – 73.

Душа требует простора и бесконечности (о духовно-просветительских курсах при НУПДС) // Угрешские вести (еженедельная городская газета). № 19 (1021) 17 мая 2012. С. 13.

2013 год

Чего боятся колдуны // Православный женский журнал «Славянка», №2(44), март-апрель 2013 г. С. 30 – 31.

Особенности мариологии святителя Игнатия (Брянчанинова) в контексте восточного святоотеческого богословия / Угрешский сборник: Труды преподавателей Николо-Угрешской православной духовной семинарии. – М.: НУПДС, 2013. Сс. 57 – 81. cкачать.

2014 год

Описание катехизического курса «Сокровенный мир Православия» / Практическое руководство катехизатора. Выпуск 1. М.: «Покров», 2014. Сс. 76 – 81.

Святые Таины – Тело и Кровь Христовы – есть самая драгоценная Святыня на земле. Уже здесь, в реалиях мира земного, Евхаристия приобщает нас благам Небесного Царства. Поэтому христианин должен стараться быть особенно бдительным в отношении этого Таинства. Есть искушения, которые поджидают желающего причаститься христианина. Их необходимо знать, и от них необходимо ограждаться. Одни искушения предшествуют принятию нами Святых Таин, другие же следуют за Причащением.

Например, одно из главных искушений, очень распространенных в наши дни, связано с оценкой личных качеств священника, совершающего Литургию. Так, невидимый враг пытается посеять в среде верующих людей слухи о грехах священнослужителей и о том, что не у всякого священника можно причащаться. Если за батюшкой замечают недостатки, то почему-то думают, что у такого причащаться не нужно и будто бы благодать Причастия от этого умалится.

В «Отечнике» приводится история, как к некоторому отшельнику приходил пресвитер из ближайшей церкви и преподавал ему Святые Таины. Кто-то, навестив пустынника, поведал ему о грехах пресвитера, и, когда пресвитер пришел в очередной раз, отшельник даже не отворил ему дверь. Пресвитер ушел, а старец услышал голос от Бога: «Восхитили себе люди суд Мой». После этого отшельнику было дано видение. Он увидел золотой колодец с необыкновенно хорошей водой. Этим колодцем владел какой-то прокаженный, который черпал воду и наливал ее в золотой сосуд. Отшельник вдруг почувствовал нестерпимую жажду, но, гнушаясь прокаженным, не хотел брать у него воду. И опять был ему голос: «Почему ты не пьешь этой воды? Что за дело до того, кто черпает ее? Он только черпает и наливает в сосуд». Отшельник, придя в себя, понял смысл видения и раскаялся в своем поступке. Затем он призвал пресвитера и просил его преподавать Святое Причащение по-прежнему. Так и нам перед Причащением должно думать не о том, насколько благочестив совершающий Таинство священник, а о том, достойны ли мы сами быть причастниками Святых Даров.

Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь

Напомним, что Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь. Посредством священнослужителей в Церкви действует Бог. Поэтому святитель Иоанн Златоуст говорил: «Когда видишь, что священник преподает тебе Дары, знай, что… это Христос простирает к тебе руку». Неужели мы отвергнем эту руку?

Читать еще:  Савва-Сторожевский монастырь: адрес и история, как доехать, святыни и купель

Бывает, что христиане, регулярно причащающиеся Святых Таин, стараясь вести внимательную духовную жизнь, неожиданно испытывают искушение нечистыми и хульными помыслами. Невидимый враг пытается осквернить своими наваждениями ум христианина, а через это расстроить его приготовление ко Причащению. Но помыслы подобны ветру, который веет независимо от нашего желания. Святые отцы заповедуют не сосредотачивать внимания на приходящих помыслах, чтобы не увязнуть в постоянном внутреннем противоборстве. Чем больше мы пережевываем помысел, тем он реальней становится в нашей душе и противостоять ему всё труднее. Лучше игнорировать все мысленные прилоги, а ум заключать в слова молитвы, ведая, что подступающие помыслы не наши, а вражьи. Внимательная, теплая молитва рассеивает сумерки лукавых приражений, душа освобождается от мысленного угнетения и обретает благодатный мир.

В нашей духовной жизни возможно и такое искушение. Христианин усердно готовится к принятию Святых Таин, постится, воздерживается от мирских увеселений и дел, тщательно подготавливается к Исповеди. Но едва он причастился, как с радостью сбрасывает с себя всякий духовный труд, словно лишнее, ненужное бремя. Он наивно надеется, что принятая благодать теперь сама защитит и покроет его без какого-либо усилия с его стороны. В итоге наступает расслабление, человек легко оступается и вновь погружается в круговорот мирской суеты. Беспечно полагаясь на помощь Божию, такой человек скоро утрачивает дары Святого Причащения. Важно помнить, что благодать Божия не спасает нас без нас. А в аскетическом учении Церкви есть понятие «синергии», то есть «соработничества». Господь созидает и преображает душу при постоянном нашем личном усилии, участии, содействии.

Есть искушение противоположного характера. Видя, что через некоторое время после Таинства на нашу душу вновь оседает греховная пыль, малодушный человек отчаивается и решает, что в Таинствах Исповеди и Причащения не было большого смысла. Какой смысл идти к Таинствам, когда в нас всё равно проявляется грех? Однако если бы мы не исповедовались и не причащались, то мы бы и не замечали в себе ничего греховного, потеряли бы чуткость ко греху и стали бы относиться к себе и к своему спасению совсем безразлично. Луч солнца, проникая в комнату, показывает, сколько пыли находится в воздухе, так в свете благодати Таинств становятся видны наши недостатки и немощи.

Духовная жизнь есть непрерывная борьба со злом, непрестанное решение задач, которые ставит перед нами жизнь, осуществление воли Божией при любых условиях. И нужно радоваться, что при постоянных наших преткновениях Господь дает возможность очищаться от грехов и восходить к благам вечной жизни в Таинстве Причащения.

Это искушение – ждать, что благодать Таинства непременно произведет в душе неотмирное чувство

Часто можно встретить и такое искушение. Причащающийся специально ждет, что благодать Таинства непременно произведет в нем какое-то особое, неотмирное чувство, начинает прислушиваться к себе в поисках возвышенных ощущений. Подобное отношение к Таинству скрывает за собой едва распознаваемый эгоизм, поскольку человек измеряет действенность Таинства личным внутренним ощущением, удовлетворением или неудовлетворением. А это, в свою очередь, таит в себе две угрозы. Во-первых, причастившийся может сам внушить себе, что в нем действительно возникли какие-то особые чувства как знак Божественного посещения. Во-вторых, если он ничего неотмирного не почувствовал, то огорчается и начинает искать, по какой причине это произошло, впадает в мнительность. Опасно это, подчеркнем еще раз, тем, что человек сам создает в себе особые «благодатные» ощущения, внутренне наслаждаясь произведением собственного же воображения, либо по мнительности изъедает себя.

В подобных ситуациях важно помнить, что духовная жизнь основывается не на чувствах и ощущениях, которые могут быть и обманчивы, а на смирении, кротости и простоте. Святитель Феофан Затворник в этом отношении говорил: «Многие наперед вожделевают получить от святого Причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу Таинства колеблются. А вина не в Таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а всё предоставьте Господу, прося у Него одной милости – укрепить вас на всякое добро в угодность Ему». Не озарения и наслаждения, пусть даже Божественной благодатью, должны быть первостепенными для нас, но предание себя в руки Божии, смирение своей воли перед волей Божией. Если Богу угодно, то Он, конечно, подаст нам ощущение Своей благодати. Но, как правило, для всех остаются действенными слова Евангелия: «Не придет Царствие Божие приметным образом» (Лк. 17: 20). Благодать таинственно и постепенно совершает преображение человеческой души, так что мы сами не можем и не должны оценивать и взвешивать, насколько мы уже стали близки к Богу. Зато жизнь такого человека преображается, и он в своих поступках всё больше и больше становится подлинным служителем добра.

В духовной жизни христианина всё должно строиться на искренности, простоте и естественности. Здесь не должно быть ничего сложного, искусственно созданного. Поэтому недопустимо создавать в своей душе особые «благодатные» состояния, самим придумывать какие-то невероятные чувства после причащения Святых Христовых Таин. Пожалуй, единственное из чувств, на значимость которого стоит обратить внимание после Причащения, это чувство душевного мира, смирения, при котором нам легко молиться Богу и при котором мы примиряемся с ближними.

Так что, когда мы приходим в храм, постараемся избегать сосредоточения на собственных, субъективных переживаниях, фантазий по поводу того, что мы видим и слышим. Попытаемся всецело сосредоточиться на самой Литургии, в простоте и естественности предстоять перед Богом.

Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент

В отношении искушений можно услышать и такой вопрос: почему после Причащения далеко не всегда наступает облегчение жизненных трудностей? То есть иногда мы непременно ждем, что по Причащении всё в нашей личной судьбе должно стать ровным и гладким. Чтобы понять ответ на этот вопрос, надо вспомнить, что в Таинстве Евхаристии мы приобщаемся Телу распятого Господа и Крови, излиянной за наши грехи. Мы приобщаемся Тому, Кто Сам пострадал, и если Ему угодно, Он оставляет на нас наши тяготы, чтобы и мы претерпели свой крест. Впрочем, после достойного Причащения Святых Таин душа становится крепче, и зачастую то, что казалось неразрешимой проблемой, предстает как дело вполне решаемое, не составляющее собой тех затруднений, которые представали ранее. Люди, обращающиеся к Богу, находятся под Его особым Божественным Промыслом. Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент: кому-то радость, чтобы вдохновленный Святым Причащением человек шел дальше с большей уверенностью, а кому-то испытания и трудности, ведь не для временного благополучия мы приобщаемся, а для вечного, чего не достичь без терпеливого несения собственного креста.

В завершение хочется сказать о действии Святых Таин, опираясь на один пример из жизни. Когда я учился в Московской духовной семинарии, то часто навещал одну старицу, монахиню Нину, проживавшую в Сергиевом Посаде рядом со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой. Ей было уже за 80, она страдала многими болезнями, ноги были покрыты язвами, так что матушка Нина почти не могла ходить. От боли и одинокой жизни ее иногда одолевали ропот, сомнения, тревоги. Но когда она исповедовалась и причащалась Святых Таин – а причащалась она на дому, – в этот момент с ней всегда происходила удивительная перемена. Я приводил к ней батюшку со Святыми Дарами и хорошо помню это регулярно повторявшееся чудо. Только что перед тобой был старый, утомленный человек, а после того, как она, исповедавшись, принимала Святые Таины, из ее глаз исходил удивительный свет, это было уже совершенно новое, обновленное, светло преобразившееся лицо, и в этих умиротворенных и просветленных глазах не было ни тени смущения, ропота, тревоги. Этот свет теперь согревал других, и ее слово после Причащения становилось совершенно особенным, а в душе рассеивались все недоумения, так что она теперь сама укрепляла ближних.

Читать еще:  Десятинный монастырь в Киеве: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Так Святой Дух в Таинствах Церкви дарует человеку чистоту, а чистота – это незамутненное, ясное видение всего и всех, чистое восприятие жизни. Даже обладая всеми сокровищами мира, человек не может стать счастливым – и не станет им, если не обретет сокровища внутреннего, не проникнется благодатью Святого Духа. Этот неизреченный дар святая Церковь предлагает человеку в Таинстве Святого Причащения.

РЕАНИМАЦИЯ И АНГЕЛЫ, ИЛИ ПРОГУЛКА ПО КРАЮ БЕЗДНЫ. Священник Валерий Духанин.

Мне наглядно открылось, что бывает, когда молитвы близких восполняют твою беспомощность

Тогда жена поставила на молитву перепугавшихся детей. Опустившись на колени перед иконами, они со слезами, в простых детских словах изливали свою сердечную просьбу. В этот момент мне наглядно открылось, что в жизни бывает, когда ты живешь вовсе не своими молитвами. Когда молитвы тех, кто любит тебя, для кого ты еще имеешь значение, восполняют всю твою беспомощность и немощь. По молитвам ближних мы избавляемся от бед, обретаем от Бога спасение, исцеляемся и воскресаем. Эти молитвы становятся крыльями, которые подымают твою израненную душу и не дают ей пасть вниз.

Еще скажу, что на грани перехода ты чувствуешь, как многое, что казалось тебе важным, вдруг обнажает свою пустоту. Самым сердцем прозреваешь, как напрасно ты всё время куда-то гнал и спешил, пытался что-то заработать, вроде бы чтобы содержать семью, но мимо тебя в этой гонке и проходила жизнь твоей семьи, твоих детей, исчезала радость общения с самыми близкими. Счастье – оно всегда рядом с нами, но мы сами пробегаем мимо него. Чтобы остановиться и вырваться из замкнутого круга, нам от Бога и подаются суровые жизненные уроки.

Но вот наконец и «скорая». Вижу растерянное лицо врача, замешательство в его действиях. Замеряет мне давление, пульс, а затем каким-то прибором еще что-то меряет и с удивлением говорит: «Странно… Что же в крови кислорода-то меньше нормы?» Зачем-то ставит мне катетер в руку… и только перед самым нашим выходом к машине делает укол, после которого судорога в теле исчезает.

В больнице мне поставили капельницу. Но на следующий вечер приступ повторился. Меня отправили в реанимацию. Поскольку и в этот вечер я потерял дар речи, то не мог произносить ни единого слова. Оставался лишь безмолвным созерцателем происходящего и наблюдал, как Бог посредством людей спасает таким же людям жизнь и восстанавливает здоровье.

Никогда с этим раньше не сталкиваясь, я был поражен своим восприятием. Ранее я думал, что это место какой-то безутешной скорби, отчаянной борьбы за жизнь, последних проводов. Оказалось, что проведенный в реанимации день стал одним из самых счастливых дней в моей жизни. Это как рождение на свет, воскрешение, после чего радость дня и свет солнца, счастье общения с близкими и драгоценная возможность служить Богу переживаются наиболее ярко.

Здесь не царили ни ропот, ни ругань, ни жалобы или угрозы. Каков бы ни был больной, врачи и медсестры представляли собой пример исключительной жертвенности. Каждый заботливо, мирно, спокойно вершил свое дело, словно это были не люди, а ангелы, поставленные Богом на то, чтобы заниматься одним единственным делом – спасать людей. Наблюдая происходящее, я так и пришел к этому удивительному выводу: вся реанимация наполнена ангелами.

Смысл духовных прозрений не обязательно в том, чтобы ты непременно увидел ангелов, но в том, чтобы нечто ангельское ты увидел в людях, в тех, кто окружает тебя. Если кругом ты недовольно видишь одни грехи, недостатки, пороки, то кто же ты сам по своей внутренней сути? Каждый замечает то, что для него самого естественно. Если же в окружающих тебя людях ты прозреваешь доброе, чистое, ангельское, то, значит, Господь посетил тебя и не лишил Своей благодати. Впрочем, сам я на тот момент прозревал лишь собственную немощь и удивительную доброту, заботливость, сердечность сотрудников реанимации.

Одна пожилая врач, подойдя ко мне, с соучастием и состраданием произнесла: «Ты молись про себя. А когда сможешь, так и вслух молись. Молитв, слава Богу, много у нас. Молитва часто лучше всего помогает». И я молился. На сердце стало настолько мирно, спокойно, что я сравнил эти ощущения лишь с пребыванием в алтаре на богослужении. Ангелы наполняют алтарь храма, ангел-хранитель рядом с каждым из нас. Но Божии ангелы присутствуют еще и там, где спасается жизнь, где люди, забыв о себе, заботятся только о том, как помочь таким вот, как я, беспомощным. Почему же мы не замечаем этого в своей обыденной жизни?

Они имеют от Бога дар возвращать людей к жизни – и тем самым причастны таинству спасения

Пусть никто не осудит меня, но в тот момент реанимация мне представилась подобной священному алтарю, а действия персонала реанимации – священнодействиям служителей храма. Они воссозидают в человеке жизнь, делают по земным меркам невозможное, имеют от Бога особый дар воскрешать и возвращать людей к жизни, тем самым причастны таинству спасения сотворенных Богом людей. Конечно, всё это относится не к вечному спасению души, обретаемому только в храме, а к временному спасению тела. Но ведь свои души мы спасаем, покуда не расстались с телом, значит, и это временное спасение, восстановление здравия тела тоже важно для нас.

А потом всё завершилось очень просто. Меня откачали, вернули к жизни и спокойно отпустили домой. Они не ждали ни благодарности, ни признательности, ни денег, хотя трудно поверить, что зарплаты простых городских врачей высоки. По-доброму и с улыбкой напутствовали советом, чтобы больше к ним не попадал. Они сами остались там, как врачи на передовой, бескорыстно спасая жизнь всякого смертельно раненного.

Жаль, что часто мы не замечаем, как рядом с нами бескорыстно трудятся, вершат святое служение люди, спасая жизнь таким же, как мы. Как и молящиеся за тебя дети, так и врачи реанимации подобны ангелам, небесным хранителям, которые защищают и сохраняют нам жизнь.

Вспоминается еще только одно прошение ектении, которое после реанимации стало для меня самым важным, выше всех земных достижений, свершений: «Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим». Если умирать, то лучше мирно, а если жить, то только в покаянии. И вверить себя в руки Божии. Это и есть самое главное. Храни всех Господь!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector