0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь в Ростове

Место, где находится в Ростове Спасо-Яковлевская обитель, знает каждый в этом городе — располагается она в одном из живописнейших мест города. Окруженный каменными стенами, монастырь представляет собой богатый архитектурный ансамбль с несколькими церквями, колокольней и святым источником, вода которого, по словам служителей, исцеляет от многих недугов.

Спасо-Яковлевский монастырь — первая обитель, которая после трудного периода, связанного с закрытием церквей и преследованием священников советской властью, была отреставрирована и возвращена Ростовской епархии. Издревле на месте, где вот уже шесть столетий устремляется своими куполами в самое небо Спасо-Яковлевская обитель, располагались несколько храмов, принадлежащих женскому монастырю, относящемуся по времени к XIII веку.

Интересно! Считается, что основала монастырь жена ростовского князя — Василька Константиновича, Мария. Случилось так, что в начале XIII столетия супруг Марии был убит в битве с татарами, происходящей на реке Сить. Мария же, переживая кончину мужа, ушла жить в женскую обитель, которая именовалась Спасо-Песоцкой, где прожила до самой смерти, незадолго за которой приняла постриг и стала монахиней.

Известно, что в качестве посвящения Марии эту женскую обитель, зная историю жизни этой княгини, довольно часто именовали Княгининой. В наше время о тех временах напоминает лишь небольшая, чудом сохранившаяся, церковь Спаса на Песках.

Возведение монастыря

Через 150 лет, в 1389 году, неподалеку от Спасо-Песоцкой обители начали возводить мужской монастырь. Изначально было принято решение именовать мужскую обитель Зачатьевской, но после смерти святителя Иакова, погребенного на территории монастыря, монастырю было присвоено имя Спасо-Яковлевской обители. К началу XVIII века многие храмы мужской обители пришли в негодность, равно как и храмы обители женской. По той причине, что содержать и проводить ремонтные работы сразу в двух монастырях стоило больших финансовых вложений, Екатерина Великая издала указ, в соответствии с которым все строения, а также земли женского монастыря были переданы в собственность обители мужской.

Другие православные храмы в Ростове:

Произведенное объединение двух православных святынь ростовской земли позволило в этот же временной период обновить монастырские постройки, провести ряд реставрационных работ, а также построить небольшую кирпичную церковь в том месте, где был погребен святитель Иаков и некогда был выстроен Зачатьевский храм, не сохранившийся до XVIII века.

Интересен тот факт, что в этот временной период Спасо-Яковлевскую обитель прикрепили к Архиерейскому дому, находящемуся в Ростове, спасая тем самым монастырь от гибели. Говоря в целом о том, насколько важным для истории мужской Спасо-Яковлевской обители стал XVIII век, можно заметить, что уже к 1850-м годам территория монастыря разрослась несколькими постройками из камня, заменившими старые деревянные, также появилась новая ограда, с башнями на углах (одна из которых смотровая), храм и колокольня и множество помещений, предназначенных для хозяйственных нужд. Ближе к концу века на территории мужского монастыря появился большой храм, который был освящен в память о Дмитрии Ростовском.

К середине XIX века монастырь стал таким, каким знают его сегодня многие. Именно в это время был возведен храм Иакова, находящийся и сегодня на территории обители. Все те изменения, которые происходили со Спасо-Яковлевским мужским монастырем на протяжении века, превратили некогда разрушающиеся мужскую и женскую обитель в законченный архитектурный ансамбль, демонстрирующий величие русского православия.

Период разрушений

В годы правления советской власти, Спасо-Яковлевская мужская обитель, как и многие храмы и монастыри России, была закрыта. В некоторых храмах, правда, продолжались еще некоторое время богослужения, однако в 1938 году прозвучал последний для горожан колокольный звон, призывающих к заутрене. Строения, где были размещены кельи монахов, довольно быстро занял детский сад, некоторые из них были отданы под квартиры и даже склады и военную базу. Но самым жутким для наставников теперь уже бывшего монастыря был не этот факт — была разграблена и уничтожена вся церковная утварь.

Лишь к 1991 году Спасо-Яковлевскую Димитриевскую обитель удалось вернуть ростовской епархии. А дальше монастырь ждал длительный период реставрационных и восстановительных работ.

Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь в Ростове Великом Епархиальные монастыри РПЦ

История

Яковлевский монастырь был основан в конце XIV в. епископом Иаковом, который возглавлял Ростовскую епархию с 1386 по 1389 гг. Будучи изгнан с епископской кафедры ростовским князем и жителями города, епископ Иаков покинул паству и избрал местом своего пребывания западную окраину Ростова. По словам Жития, святитель, “исходя из града и пришед на озеро, сняв с себя мантию свою святительскую, положив на воде и знаменовася крестным троеперстным знамением, став на мантии своей и поплове по озеру к месту, иде же ныне во имя его нарицается Яковлевский монастырь; мантия святому Иакову бе ладьей, веслом же — молитвы его святые и незлобие пастырское”.

На протяжении трех первых столетий Яковлевский монастырь не имел каменных сооружений, все его строения были деревянные. В летописях сохранились упоминания о том, что дважды монастырь подвергался разорению. В первый раз – вскоре после своего основания, в 1408 г., при нашествии на Ростов татарского хана Едигея, а вторично – двести лет спустя, в 1608 г., во время польско-литовской интервенции.

В XVII столетии земельная собственность монастыря растет, ростовские писцовые книги фиксируют в составе монастырской вотчины 18 пустошей, в которых насчитывалось 34 дворовых места. На эти владения в 1679 г. монастырю была дана жалованная грамота царя Федора Алексеевича.

В середине 50-х годов XVII столетия последовал именной указ царя Алексея Михайловича о приписке Зачатиевского Яковлевского монастыря к Ростовскому архиерейскому дому, на что была дана благословенная грамота патриарха Никона. В царском указе прямо обозначена причина присоединения − “для того, что Иякова епископа мощи лежат в том монастыре, а в Ростове де в соборной церкви был он Ияков епископ, сопрестольник Ростовским чудотворцам». В кафедральном Успенском соборе при архиерейском доме покоились мощи четырех ростовских святителей: епископов Леонтия, Исайи, Игнатия и архиепископа Феодора. Мощи их сопрестольника, епископа Иакова находились под спудом в соборной церкви Яковлевского монастыря. Именно это обстоятельство и явилось главным обоснованием присоединения этой обители к архиерейскому дому.

К концу XVII столетия Яковлевский монастырь имел следующий облик. Деревянная ограда окружала небольшой по размерам монастырский двор, на котором возвышался каменный пятиглавый Троицкий храм с шатровой колокольней. Около северной стены ограды стояли каменная трапеза и деревянные кельи; за монастырской стеной располагались дворы служителей.

XVIII столетие в истории Зачатиевского Яковлевского монастыря отмечено знаменательными событиями, круто изменившими его последующую судьбу. Они связаны с именем ростовского митрополита Димитрия (1702-1709).

Вопреки церковной традиции, согласно которой местом захоронения епархиального владыки должен служить кафедральный храм, митрополит Димитрий в своем завещании определил местом своего упокоения ударенный от центра города Яковлевский монастырь, назвав храм, в котором покоились мощи святителя Иакова, гонимого при жизни и прославленного после смерти Ростовского чудотворца. В 1709 г., в ночь на 28 октября, спустя день после своего тезоименитства, митрополит Димитрий скончался. 25 ноября тело святителя было перенесено в Яковлевский монастырь и предано земле в соборном храме.

В 1746 г., 6 июня, из Ростовской духовной консистории в Яковлевский монастырь был прислан указ об учреждении в монастыре общей трапезы, из чего следует, что до тех пор в обители действовал необщежительный устав.

В 1752 г. в Яковлевском монастыре были обретены мощи святителя Димитрия Ростовского.

Новый период истории Яковлевского монастыря открывается в начале марта 1765 г., когда именным высочайшим указом императрицы Екатерины II он был удостоен титула ставропигии, благодаря чему вышел из епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода. Следует подчеркнуть, что столь высокого положения достигали лишь избранные русские монастыри. Знаменательно, что ставропигиальным Яковлевский монастырь стал одновременно с прославленной обителью Русского Севера − Соловецким монастырем.

26 марта 1765 г. Яковлевский монастырь был причислен к монастырям второго класса, что гарантировало ему стабильное государственное содержание. Сообразно статусу второклассного монастыря, он ежегодно получал от казны около полутора тысяч рублей.

В тот же день, 26 марта, настоятелем монастыря был утвержден архимандрит Павел, переведенный из Новгородского Духова монастыря. С этого времени все последующие настоятели имели сан не ниже архимандрита.

В последней четверти XIX в. Спасо-Яковлевский монастырь получает новый статус. В 1888 г. он возвращается в епархиальное ведомство и становится резиденцией викарных епископов.

На основании советского декрета “О музейном имуществе” от 10 октября 1918 г. Спасо-Яковлевский монастырь “как первоклассный памятник древнерусского искусства в целом, со всеми находящимися в нем зданиями, представляющими историко-художественное значение, а также и предметами церковной утвари художественно-археологической ценности” поступил в ведение Музейного отдела Наркомпроса. Наблюдение за состоянием памятников Яковлевского монастыря возлагалось на сотрудников Ростовского музея.

Читать еще:  Храм Дмитрия Солунского: адрес, описание и история, святыни и праздники

В апреле 1920 г. по решению X Ростовского уездного съезда советов в городе было произведено вскрытие мощей святых.

В 1920-е годы Спасо-Яковлевский монастырь, фактически, оставался действующим, хотя и существовал в виде церковно-монастырской общины. В двух монастырских храмах – теплом Яковлевском и холодном Димитриевском, богослужение продолжало совершаться до конца двадцатых годов. Закрытие монастырских храмов в 1929 г. означало окончательное упразднение Спасо-Яковлевского монастыря.

В середине 1980-х годов ансамбль Яковлевского монастыря, за исключением жилых сооружений, был передан Ростовскому музею. Бывшая обитель официально открылась для посещения экскурсантов. За это время территория внутри монастырской ограды и помещения храмов по мере возможности, приводились в порядок. Однако, монастырь недолго оставался музейным филиалом. В 1991 г. он был возвращен православной церкви и вновь стал действующим.

Монастырское богослужение было возобновлено на св. Пасху, 7 апреля 1991 г. В храме св. Димитрия Ростовского служил настоятель Ростовского Успенского собора игумен Сильвестр. Первым наместником Спасо-Яковлевского монастыря стал архимандрит Евстафий, управлявший обителью восемь лет и достигший значительных успехов в ее восстановлении. В настоящее время Преосвященнейший епископ Евстафий возглавляет Читинскую и Забайкальскую епархию.

По монастырскому уставу в Спасо-Яковлевском монастыре ежедневно проводятся богослужения. Круглогодично для служб открыта церковь св. Иакова Ростовского, в теплое время года используется храм св. Димитрия Ростовского.

В настоящее время в составе братии – пятнадцать человек: наместник, четыре иеромонаха, четыре иеродиакона, два монаха и четыре послушника. В мае 2003 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, Архиепископа Ярославского и Ростовского решением Священного Синода наместником обители назначен иеромонах Серафим. C октября 2009 наместником назначен игумен Савва. Монастырским духовником является ростовский благочинный архимандрит Сильвестр.

С 2003 г. на территории монастыря по благословению владыки Кирилла размещено Духовное училище, в котором обретают знания и воспитываются будущие пастыри Русской Православной Церкви. Архиепископ Верейский Евгений, ректор Московской духовной академии, при посещении Яковлевского монастыря в октябре 2003 г. и знакомстве с семинарией, оставил в книге посетителей такую запись: «Духовная школа, нашедшая здесь приют, надеемся, будет укрепляться из года в год, а братия будет этому помогать».

Спасо-Яковлевская обитель открыта для паломников, все желающие могут посетить ее, для организованных паломнических групп проводятся экскурсии. Монастырь располагает возможностью для приема тех, кто хотел бы побывать здесь и помочь своими трудами возрождающейся обители.

Содержание монастыря, поддержание его памятников в должном состоянии, развитие монастырского хозяйства требуют немалых усилий и значительных средств. Возрождению монастыря способствуют каждодневный труд и неустанные молитвы братии.

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

Пещерный храм Воскресения Христа был основан епископом Иосифом в подвальном помещении храма св. Иакова. Освящен в 1912 г. на Пасху. В Воскресенском храме было устроено точное по размерам подобие Гроба Господня, придел Ангела, темница Спасителя, а сам храм был расписан на тему Страданий и Воскресения Христа. Также в храме было устроено подобие Вифлеемской пещеры. Все внутреннее убранство храма к настоящему времени утрачено. Но здесь находится погребение основателя монастыря святителя Иакова Ростовского. До закрытия обители в конце 1920-х годов в храме успели послужить некоторое время. Здесь служили в Великую Пятницу чин выноса Плащаницы, а также служили вечером в 1-й день Пасхи.

Построен ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем в лето 1686/87 года на месте, где был построен первый деревянный храм основателем обители свт. Иаковом Ростовским. Тогда же и расписан артелью известных ярославских мастеров. Сейчас храм внутри пребывает на реставрации, стоят леса. В день престольного праздника здесь служат молебен святым праведным Богоотцам Иоакиму и Анне, также им служат здесь молебен каждый четверг. Молебны служатся у почитаемой фрески святых Иоакима и Анны, являющейся храмовой иконой и находящейся в первом ряду каменного иконостаса XVII в.

Построен в период 1795 — 1801 гг. Классицизм. Архитекторы А.Ф. Миронов и Г.Е. Дикушин, крепостные графа Шереметева. Большая часть средств на постройку была пожертвована графом Николаем Петровичем Шереметевым. Шереметевы считали свт. Димитрия Ростовского святым покровителем своего рода. Своего единственного сына граф Николай Петрович назвал Димитрием в честь ростовского святителя. В настоящее время в храме проходят все воскресные и праздничные богослужения, а также по вторникам молебны святителю Димитрию Ростовскому, по средам — у Ватопедской иконы Божией Матери.

Строительство начато в 1824 году и велось в основном на средства графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. Храм освящен в 1836 г. святителем Филаретом, митрополитом Московским. Стиль классицизм. В настоящее время в храме проходят ежедневные будние богослужения, а также каждый понедельник молебен свт. Иакову Ростовскому у его мощей.

Богослужение в монастыре

Служение

Старый, дореволюционный Спасо-Яковлевский монастырь был известен не только своими святынями. Например, здесь был свой музей, хранивший реликвии, связанные со Свт. Димитрием Ростовским и замечательными личностями обители. Посетить музей мог любой паломник и гость монастыря.

В обители была представительная библиотека, начавшая формироваться во второй половине XVIII столетия, в связи с прославлением Свт. Димитрия. Особую ценность ее составляли, конечно, книги из богатого собрания самого Святителя, с его личными пометами и записями. В монастырскую библиотеку их попало немного, так как основная часть книг Свт. Димитрия по его кончине была увезена в Синодальную библиотеку.

Тем более хранимо и опекаемо было в обители то, что осталось здесь, и было связано с личностью про-славленного Ростовского владыки. Ценные вклады в монастырскую библиотеку делали и просвещенные настоятели обители, завещая сюда по кончине свои книжные собрания.

Свыше полутора веков монастырский музей и библиотека располагались в обширном, светлом помещении под куполом Яковлевского храма. Большое полукруглое витражное окно, занимающее всю северную стену этого помещения, высокий сводчатый потолок, покрытый фресками, массивные старинные шкафы создавали здесь свою, особую атмосферу.

К сожалению, нет теперь монастырского музея, нет той богатой библиотеки, славившейся своим собранием, – все это пострадало в годы гонений: что-то попало в музеи, что-то исчезло навсегда. Тем не менее, когда возникла мысль создать в обители библиотеку для общегородского пользования, место ей было определено сразу – помещение старой монастырской библиотеки под куполом храма Святителя Иакова. Так была возрождена одна из традиций обители.

В настоящее время библиотека монастыря насчитывает порядка 6.000 книг, распределенных по 26-ти тематическим разделам, которые охватывают широкий круг тем, связанный с церковной жизнью, историей, искусством, богословием, беллетристикой. Есть также два дополнительных раздела: это книги по сельскому хозяйству и сельскохозяйственной технике. Церковная периодика представлена такими популярными журналами как: «Фома» (для сомневающихся), «Нескучный сад» (о православной жизни и делах милосердия), «Славянка» (для женщин), «Наследник» (для молодежи). Ознакомиться с церковными событиями, происходящими в нашей области, можно в «Ярославских епархиальных ведомостях». К тому же, в этой газете постоянно печатаются содержательные очерки по истории нашего края. Кроме книг в библиотеке имеется несколько сотен наименований видео и аудиодисков. Среди этих последних есть аудиокниги и проповеди известных священников нашего времени, пользующиеся большой популярностью.

Не все книги могут быть выданы на руки. Для этого в помещении библиотеки устроены места для чтения, к которому так располагает тишина монастырских стен. К тому же здесь оборудован видеоцентр, где на большом эк-ране можно просмотреть любой из фильмов, представленных в видеотеке. Организованные просмотры планируется проводить регулярно каждое воскресенье и в большие праздники по окончании литургии. Видеоцентр был оборудован по просьбе пожилых прихожан обители, большая часть из которых не имеет возможности смотреть дома фильмы на современных электронных носителях.

Услугами монастырской библиотеки сейчас пользуются свыше 500 человек, но мы ждем новых читателей, тех, кто хотел бы открыть для себя мир Православия во всем его многообразии

Архитектура монастыря

Интересно, что все монастырские постройки как будто разделены на две половины. С одной стороны весь храмовый комплекс, а с другой кельи и административные постройки, а посредине святой источник.
Наиболее старый — собор Зачатия Святой Анны, туда мы и отправились вместе с гидом.. Построен он здесь еще в 17 веке. Это первая каменная постройка монастыря. Храм пятиглавый: центральный купол золотой, а остальные четыре синие с позолоченными звездами. Синий цвет в христианстве символизирует Богородицу, и поэтому все храмы и монастыри, посвященные ей, имеют синие купола.

Гид специально для нас открыл церковь.. которая находится под землей. Это помещение закрыто для верующих из-за необходимости поддержания нужного уровня влажности.

Внутри стены собора расписаны фресками, которые прекрасно сохранились и до сегодня. Потрясающая атмосфера! Очень необычно оформлена часть под куполом — такие арки можно увидеть только в этом соборе.

Совсем вплотную к Затачьевскому пристроена Яковлевская церковь. Она несколько раз перестраивалась, и то, что мы видим сегодня, это уже результат работы мастеров середины XIX века. Храм построен в стиле классицизма, украшен колоннами с изысканными розетками и ступенчатыми портиками. Отличить где заканчивается Зачатьевский храм и начинается Яковлевский очень просто: сини купола сменяются зелеными.

Читать еще:  Преображенский собор в Хабаровске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В этом храме хранятся главные реликвии монастыря. Это мощи Авраамия — основателя одного из самых старейших монастырей России Авраамиевского, который находится здесь же в Великов Ростове. Также здесь находится гробница преподобного Иакова Ростовского, основателя обители.

Здесь же хранятся и мощи Димитрия Ростовского, которого по завещанию похоронили, а затем канонизировали именно в Яковлевском монастыре. Неподалеку от раки с мощами расположена Чудотворная Икона Божией Матери Ватопедской. Эта икона была келейным образом Димитрия Ростовского, и осталась здесь после его смерти. Меценаты города пожертвовали для образа богатый оклад и даже резной алтарь, где она хранилась.

Второе название этой иконы «Утеха». На ней изображена Богоматерь, с добрым, милостивым взглядом. А у нее на руках, сидит младенец с грозным видом, который пытается закрыть Матери уста. О том, почему образ именно такой существует легенда:
На Ватопедский монастырь неподалеку от Афона, где хранится оригинал иконы, однажды напали разбойники, но Богородица заступилась и не дала произойти бойне. На следующий день Богородица с иконы сказала настоятелю: «Двери не отворяйте, а выйдите на стены и разгоните разбойников». Младенец рассердился и попытался закрыть матери уста рукой, но она ласково отодвинула его руку и повторила эти слова еще два раза. С тех пор Ватопедская Икона именно такая: грозный младенец, который напоминает о Страшном Суде и Богоматерь, которая утешает своим заступничеством.

Кстати, здесь нам повезло — наш гид повел нас по потайной лестнице на самый верх собора!

Но идем дальше. Неподалеку от Яковлевского храма воздвигнут Димитриевский собор. Этот собор привлекает своим вниманием и является доминантой всего архитектурного комплекса. Действительно где бы вы ни находились на подворье, этот великолепный храм притягивает к себе взгляд. Идея постройки этого рама возникла сразу после смерти преподобного Димитрия Ростовского. Деньги пожертвовал граф Шереметьев, он же и прислал зодчих. Храм получился очень светлый и величественный. В стилевом решении он напоминает Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге, хотя был построен на несколько лет раньше.

Стиль храма смешанный: барокко, классицизм и ампир. Сооружение притягивает взгляд роскошным фасадом, крашенным колоннадой, резными портиками в древнегреческом стиле и украшенными балюстрадами. В нишах можно увидеть статуи архангелов и святых, а на стенах барельефы из «Жития Святых» что не свойственно православным храмам, и является изюминкой этого монастыря.

Скульптуры в нишах

Колокольня монастыря встроена в стену и в сравнении с соборами выглядит скромно, да и по высоте она не слишком высокая.

Как я уже говорила, посредине монастыря устроена небольшая часовенка над святым источником, который известен местным издавна.
Со всех сторон монастырь окружен белокаменными стенами с галереями, а по углам невысокие башенки.

На юг западной обустроена смотровая площадка с которой открывается великолепный вид на озеро Неро и, конечно, на монастырь. И, опять же, можно полюбоваться великолепным Димитриевским собором, но уж с другого ракурса.

От смотровой площадке можно пройти небольшой участок стены.

Вся территория обители ухожена. Видно, что ее реставрируют: разбиты клумбы, засеяны газоны, дорожки выложены плиткой, в общем, двор очень красивый, под стать храмам.

Дом настоятеля и монастырские кельи находятся немного в стороне, также побелены и гармонично вписываются в комплекс.
Время летит здесь не заметно, да и что такое время, в сравнении с этими старинными храмами, древними реликвиями и вечными ценностями, которые несет в мир Спасо-Яковлевский монастырь.

Архитектурные памятники на территории Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

Самые первые монастырские строения были деревянными и не сохранились. Собор, освященный в честь Зачатия праведной Анны, возвели за 5 лет с 1685 по 1691 годы. Эта церковь не имеет подклета. В монастырях, в отличие от приходских храмов, нужды в подклете, выполнявшем роль склада, не было. Первоначально собор был перекрыт подзакомарно, но со временем для него сделали более практичную четырехскатную кровлю.

Храм пятикупольный. Его центральная золотая глава установлена на мощный световой барабан, в остальные синие, украшенные золотыми звездами главы покоятся на глухих барабанах меньшего размера. Такое сочетание цветов в христианских традициях связано с именем Божией Матери. Удивительно, но в соборе сохранились старые, выполненные сразу после его возведения, настенные росписи, сделанные знаменитыми ярославскими изографами.

В 60-е годы XVIII века для храма мастерами из Осташкова был вырезан великолепный деревянный позолоченный иконостас. Спустя почти два десятка лет иконы для него написал художник Венедикт Вендерский, работавший при дворе.

Огромный Дмитриевский собор построен в традициях классицизма в конце XVIII – начале XIX века на средства, выделенные графом Николаем Петровичем Шереметьевым. Собор увенчан маленькой главкой на большом куполе. Со всех сторон его украшают большие портики с колонами и барельефами. А роспись стен внутри собора принадлежит кисти известного ярославского изографа Порфирия Рябова. Яковлевская церковь много раз перестраивалась. В последний раз это произошло в XIX веке, когда храм был разобран практически до основания и возведен заново. Архитекторы старались придать ее пропорциям и внешнему декору сходство с более крупным Дмитриевским собором.

С востока от монастырских храмов стоит большая трехярусная колокольня, которая появилась здесь в 70-е годы XVIII века. Это самая высокая постройка обители, декорированная весьма строго и органично вписывающаяся в архитектурный монастырский ансамбль. Кирпичные здания настоятельных и братских корпусов, а также хозяйственных построек возведены в традициях классицизма в последней трети XVIII века.

История

Обитель была основана в 1389 году святителем Иаковом Ростовским, дерзко изгнанным из города князем и ростовцами. Выйдя из города, святитель подошел к озеру Неро, разостлал на воде свою мантию, и, осенив себя крестным знамением, поплыл на ней как в лодке. Божиим Промыслом святитель вышел на берег в том самом месте, где когда-то святитель Леонтий, также изгнанный из Ростова, построил храм в честь Архистратига Михаила. Здесь святитель Иаков поставил себе келлию а рядом с Михайловской церковью – небольшой деревянный храм в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы положив начало монастырю. С тех пор обитель стала именоваться Зачатьевской – по названию храма, и Иаковлевской – по имени почившего здесь основателя.

Монастырь многие десятилетия не отличался величиной или богатством. Все постройки были деревянными – только в 1686 году первый деревянный храм разобрали, а на его месте построили каменный собор, освященный митрополитом Ионой (Сысоевичем) во имя Живоначальной Троицы. Но в середине XVIII века жизнь обители переменилась. 21 сентября 1752 года при починке церковного пола был обнаружен гроб святителя Димитрия Ростовского, погребенного здесь 25 ноября 1709 года соголасно его завещанию. Мощи святителя оказались нетленными, что трижды освидетельствовали церковные иерархи. В то время под влиянием Запада и раскольников в обществе бытовало мнение о невозможности новых явлений святости, и явление мощей первого святого в Синодальный период истории Русской Православной Церкви всколыхнуло все общество. Народ, услышав об обретении святых мощей, во множестве спешил к новоявленному святому, и при гробе его многие получали исцеление, а после прославления в 1757 году слово о новом святом распространилось по всей России, привлекая тысячи паломников в Спасо-Иаковлевский монастырь. Когда-то бедная, обитель святителя Иакова уже в XVIII веке стала одним из богатейших монастырей России.

Следующие полторы сотни лет истории монастыря отмечены высочайшим покровительством и всенародным почитанием, многими новыми стройками, благоукрашением и расширением обители. В 1765 году монастырь сделался ставропигиальным и к нему была приписана стоявшая рядом с ним древняя обитель Спаса на Песках, почему с тех пор его стали называть Спасо-Иаковлевским Зачатьевским. В 1795-1801 годах была построена церковь во имя Ростовского святителя Димитрия чудотворца, почему в 1836 году по прошению настоятеля обители архимандрита Иннокентия Синод благословил монастырю именоваться Спасо-Иаковлевским Димитриевым. В том же году был построен храм святителя Иакова Ростовского, а в начале XX века в ограде монастыря были освящены ещё три новые церкви внутри уже существующих построек: в 1909 году храм в честь Толгской иконы Божией Матери, домовая церковь отца настоятеля, был устроен в юго-западной башне ограды; в 1912 году пещерный храм в честь Воскресения Христова в Иаковлевской церкви; а в 1916 году — придел в честь Ватопедской иконы Божией Матери.

Большевистская власть закрыла монастырь в 1923 году, а через пять лет последовало запрещение богослужений во всех храмах. Иноков изгнали, монастырское имущество частично поступило в музей, но большую часть его разграбили или уничтожили. Все последующие годы обитель пребывала в запустении, строения ее разрушались.

В 1991 году обитель была возвращена Русской Православной Церкви, а 7 апреля того же года в Дмитровском соборе обители состоялась первая служба, возглавляемая игуменом Сильвестром.

МОНАСТЫРЬ СПАСО-ЯКОВЛЕВСКИЙ ДИМИТРИЕВ
в Ростове

На западной окраине Ростова, на выступающем в озеро Неро мысу, стоит Яковлевский монастырь. Он играет особенно важную роль в панораме города, первым встречая подъезжающих от Москвы.

Читать еще:  Часовня Параскевы Пятницы: адрес и история, описание, архитектура

Спасо-Яковлевский Дмитриевский монастырь образовался из двух монастырей: Спасского и Яковлевского.

Спасский или Княгинин монастырь был основан в XIII веке княгиней Марией, вдовой ростовского князя Василька Константиновича, убитого татарами в битве на Сити ( 1238 г.). Княгиня Мария провела последние дни в монастыре и там же похоронена в 1271 году. От древнего монастыря сохранилась лишь церковь Спаса на Песках, построенная в камне в 1603 году, во второй половине XVII века храм был сильно перестроен. По указу Екатерины II в 1764 году Спасский монастырь был упразднен и приписан к Яковлевскому, после чего образовался единый Спасо-Яковлевский монастырь.

Яковлевский монастырь основан в конце XIV века Ростовским епископом Иаковом. В 1686 году по повелению Ионы Сысоевича построили первую каменную Троицкую соборную церковь, в 1754 переименованную во имя Зачатия св. Анны. В ней под спудом находятся мощи основателя монастыря. Пятиглавая, квадратная в плане она не отличается особой изысканностью, однако славится интерьер храма.

Возвышение Яковлевского монастыря связано с захоронением в нем в 1709 году Димитрия Ростовского. После причисления его к лику святых в монастырь стали поступать большие вклады, приезжать именитые паломники. В 1725 году к Зачатьевской церкви вплотную пристроили Яковлевскую церковь, заново перестроенную в 1824. Во второй половине XVIII века вокруг монастыря соорудили каменную ограду с четырьмя башнями, двумя воротами, колокольней и двухэтажными зданиями келий в северо-западном углу территории. В первой половине XIX века ворота и восьмигранные башни ограды были перестроены в формах псевдоготики губернским архитектором П. Я. Паньковым, а в 1836 году Зачатьевская и Яковлевская церкви были объединены широкой трапезной, пристроенной с запада.

В XIX веке Спасо-Яковлевский мужской монастырь относился к числу богатых первоклассных монастырей. Территория монастыря прямоугольной, близкой к квадрату в плане, формы ( площадью 1,7 гектаров) обнесена со всех сторон высокой каменной стеной. К южной стене вплотную подступают воды озера Неро. Планировочная структура ансамбля достаточно проста и строга, хорошо сохранились все архитектурные памятники.

От северных ворот ( главный вход) к южным через всю территорию монастыря проходит прямая дорога, деля территорию на две части: западную ( меньшую) и восточную. Эта главная дорога, являющаяся центральной композиционной осью ансамбля, возможно, была аллеей, о чем свидетельствует сохранившийся фрагмент двухсторонней липовой обсадки. Восточная часть монастыря условно разделена на два симметричных участка: южный с Зачатьевской и Яковлевской церквями и северный с Димитриевской церковью. Западная часть монастыря представляет собой внутренний двор перед кельями, Настоятельским корпусом, церковно-приходской школой и странно-приимным домом. На территории монастыря до начала 90-х годов ХХ века сохранялись столетние липы.

Самой грандиозной постройкой Спасо-Яковлевского монастыря и одним из наиболее значительных памятников Ростова является Дмитриевская церковь, возведенная в стиле классицизма в 1794—1802 гг. на средства графа .

На территории Яковлевского монастыря похоронен известный краевед А. А. Титов.

В 1918 г. монастырская территория потеряла свою неприкосновенность. Жилые и хозяйственные строения монастыря были национализированы и перешли в ведение Ростовского совета депутатов. В 1919 г. часть комнат монастырских келейных корпусов заняли « пролетарские квартиры». В монастырской гостинице разместился « советский лазарет», а в соседнем монастырском флигеле проживали лазаретные служащие и беженцы.

Монастырские помещения были приспособлены и для других « общеполезных учреждений». Сохранились свидетельства, что в начале 1920-х годов на территории Спасо-Яковлевского монастыря тюрьма, концлагерь и колония. Так, в 1920 г. настоятель, епископ Иосиф в одном из своих писем отметил, что в его монастыре размещены дезертиры — «милая компания, водворенная на столь неподобающем месте». По данным местной печати, в 1921 г. в Яковлевском монастыре был устроен « концентрационный лагерь для отбывания наказания преступниками, … буржуями», а в 1923 г. — «колония малолетних преступников».

Монастырь лишился основных источников дохода. Огромный монастырский капитал был национализирован. Пожертвования сократились до размеров подаяния.

На основании советского декрета « О музейном имуществе» от 10 октября 1918 г. Спасо-Яковлевский монастырь « как первоклассный памятник древнерусского искусства в целом, со всеми находящимися в нем зданиями, представляющими историко-художественное значение, а также и предметами церковной утвари художественно-археологической ценности» поступил в ведение Музейного отдела Наркомпроса. Наблюдение за состоянием памятников Яковлевского монастыря возлагалось на сотрудников Ростовского музея.

В апреле 1920 г. по решению X Ростовского уездного съезда советов в городе было произведено вскрытие мощей святых. Акция, приуроченная к пятидесятилетнему юбилею вождя пролетарской революции, проводилась по инициативе местных органов власти, вопреки желания верующих жителей города и уезда. Духовенство Яковлевского монастыря и Успенского собора выразили свой протест, организовав большой крестный ход из собора в монастырь. Однако, несмотря на это 26 апреля 1920 г. в Спасо-Яковлевском монастыре мощи св. Димитрия были вскрыты и освидетельствованы особой комиссией, в присутствии монастырской братии и при большом стечении народа.

26 апреля 1922 г. ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей, согласно которому местным органам власти предписывалось в кратчайший срок изъять из храмов и монастырей предметы, имеющие материальную ценность и сдать их в органы Народного комиссариата финансов. Спасо-Яковлевский монастырь был богатейшим в Ростове, поэтому не удивительно, что в общей массе ценностей, изъятых в Ростове и уезде, на его долю пришлось около 30% серебра, 80% золота и не менее половины драгоценных камней. В целом же, в 1922 г. монастырь потерял 888 кг серебра и 2 кг золота.

В 1920-е годы Спасо-Яковлевский монастырь, фактически, оставался действующим, хотя и существовал в виде церковно-монастырской общины. В двух монастырских храмах — теплом Яковлевском и холодном Димитриевском, богослужение продолжало совершаться до конца двадцатых годов. Закрытие монастырских храмов в 1929 г. означало окончательное упразднение Спасо-Яковлевского монастыря.

Между тем, и здесь Яковлевскому монастырю повезло, поскольку его архитектурный ансамбль практически полностью уцелел. Были сохранены все храмы и жилые постройки, часть хозяйственных сооружений и ограда. По всей видимости, этому отчасти способствовало использование массивных монастырских церквей в качестве военных и торговых складов, и приспособление келейных корпусов — двухэтажных, каменных и удобных — под жилье для горожан.

В середине 1980-х годов ансамбль Яковлевского монастыря, за исключением жилых сооружений, был передан Ростовскому музею. Бывшая обитель официально открылась для посещения экскурсантов. За это время территория внутри монастырской ограды и помещения храмов по мере возможности, приводились в порядок. Однако монастырь недолго оставался музейным филиалом. В 1991 г. он был возвращен православной церкви и стал первой возрожденной обителью Ростова.

Монастырское богослужение было возобновлено на св. Пасху, 7 апреля 1991 г. В соборе Святителя Димитрия Ростовского Пасхальную службу совершил настоятель Ростовского Успенского собора игумен Сильвестр. Символично, что в том году Воскресение Христово совпало с Благовещением, так возрождение обители было ознаменовано слиянием двух великих праздников.

Со времени своего возобновления Спасо-Яковлевская обитель была удостоена особого статуса — ее священноархимандритами являлись ярославские владыки:

Наместники монастыря:
игумен Евстафий ( 1991−2000)
иеромонах Димитрий ( 2000−2003)
игумен Серафим ( 2003−2009)
игумен Савва ( 2009−2011)
С 2011 года наместником монастыря является игумен Августин ( Неводничек)

Первым наместником Спасо-Яковлевского монастыря был архимандрит Евстафий, управлявший обителью восемь лет и достигший значительных успехов в ее восстановлении. В настоящее время Преосвященнейший епископ Евстафий возглавляет Читинскую и Забайкальскую епархию.

С начала 1990-х годов в Спасо-Яковлевском монастыре широко развернулись строительные работы и обустройство монастырского хозяйства: была построена котельная, проложены теплотрасса и водопровод. В течение нескольких лет осуществлялось расселение жителей, занимавших квартиры в келейных корпусах. Со временем монастырь вернул себе все жилые площади, произвел перепланировку и ремонт помещений.

В июне 1991 года Ростовский музей передал Спасо-Яковлевскому монастырю мощи святителя Димитрия. Крестным ходом они были перенесены в монастырь. Мощи прославленного Чудотворца были возвращены на то место, где им было завещано храниться, а Яковлевский монастырь вновь обрел свою величайшую святыню.

13 мая 1993 г. Спасо-Яковлевский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В 2009 году монастырь торжественно отметил 300-летие кончины Святителя Димитрия. 4 октября 2009 года, в день памяти ростовского святителя, обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил праздничную Божественную литургию в Дмитриевском соборе.

По монастырскому уставу в Спасо-Яковлевском монастыре ежедневно проводятся богослужения. Для служб открыты собор Святителя Димитрия Ростовского и храм Святителя Иакова Ростовского.

В последние годы Спасо-Яковлевский монастырь большое внимание уделяет научно-исследовательской и издательской деятельности. Монастырь организовал и успешно провел пять Международных научных конференций, регулярно издает книги — о Ростове, монастыре, святителе Димитрии. Обитель имеет собственную библиотеку, ризничную, иконописную мастерскую. С июля 2010 года, благодаря содействию Московского Благотворительного фонда поддержки одаренных детей и молодежи имени святителя Димитрия Ростовского, при монастыре действует Школа искусств и музыки имени Святителя Димитрия Ростовского.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector