0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Спасо-Вифанский монастырь

Спасо-Вифанский монастырь

Сергиев посад — небольшой подмосковный город, хорошо известный своими святыми православными монастырями, храмами и скитами. Конечно, центром всех этих религиозных мест является Троице-Сергиев монастырь. Но не менее интересны и другие монастырские комплексы, существующие на этих землях. Множество верующих и туристов посещают Гефсиманско-Черниговскую и Спасо-Вифанскую обители. Эти подворья Троицкой Лавры сегодня являются мужскими действующими монастырями.

Спасо-Вифанский монастырь

Спасо-Вифанская обитель у своих истоков также существовала в качестве скита, основанного одним из ярчайших православных деятелей конца 18 – начала 19 столетий Митрополитом Платоном (в миру — П.Г.Левшин).

История Спасо-Вифанского монастыря

Спасо-Вифанский православный мужской монастырь был основан в 1783 году под эгидой архиепископа Московского Платона Левшина в качестве кладбища для упокоения братии Троице-Сергиевой Лавры.

Сначала в 1785 году был построен двухэтажный Спасо-Преображенский собор. Полностью строительство Вифанской пустыни было закончено в 1787 году. В 1796 году император Павел I посетил Вифанию и очень ею впечатлился. После этого визита в 1797 году был издан приказ о повышении статуса Вифанской пустыни до второклассного монастыря. Тогда же при монастыре была открыта духовная семинария. Во время жизни архиепископа Платона Спасо-Вифанский монастырь был одним из центральных училищ региона. В свое время семинария считалась одним из лучших духовных учебных заведений в стране.

В начале XX века территория Спасо-Вифанского монастыря настолько разрослась, что стала занимать уже площадь маленького поселения на берегу Вифанского пруда. В 1860-х годах здесь была возведена церковь Сошествия Святого Духа, а в 1870-х — колокольня. В 1912 году в Спасо-Вифанском монастыре были проведены торжества по случаю дня смерти основателя обители — святителя Платона.

Но в последующие годы спокойная жизнь обители была прервана революцией. В 1918 году духовная семинария обители была закрыта, в том же году весь Спасо-Вифанский монастырь стал сельскохозяйственной артелью. В 1919 году на территорию монастыря из города была перевезена школа-колония, которая впоследствии также стала и Детским домом. Воспитанники колонии разрушили множество монастырских строений — разбили окна, испортили стены. В 1925 году все имущество Вифанского монастыря было ликвидировано, а сама обитель прекратила свое существование. В 1929 году все храмы монастыря были закрыты, а братия изгнана.

В 1932 году строения монастыря были заняты НИИ птицеводства, а территория, где расположен монастырь стала называться «Птицеградом». В зданиях обители были размещены административные и хозяйственные корпуса научного учреждения, сельхозтехникум и кожно-венерологический диспансер. Часть зданий была полностью разрушена, а останки святителя Платона перезахоронены.

После возвращения обители в руки духовенства было восстановлено несколько монастырских храмов. В 1993 году здесь произошел пожар, во время которого сгорели некоторые восстановленные корпуса, а остальное имущество было разграблено.

В 1997 году началось полное восстановление обители, были проведены археологические работы, во время которых найден склеп с гробом святителя Платона. В том же году прах митрополита была вновь захоронен в новом склепе. В 1998 году Вифании начали постепенно возвращать здания. В 2002 году здесь открылось новое Спасо-Вифанское подворье, главой которого стал игумен Даниил. В 2007 году был заложен первый камень в основание разрушенного Преображенского собора. В 2009 году патриархом Кириллом был издан приказ о присвоении Вифании статуса мужского монастыря.

Интерьер Спасо-Вифанского монастыря на google-панорамах

Строительство

Считается, что именно тогдашний настоятель Лавры архиепископ Платон (мирское имя Петр Левшин) основал Спасо-Вифанский монастырь (Сергиев Посад). Фото, которые хранятся в городском музее, свидетельствуют о том, что на этом месте раньше был водораздел. Это был большой участок земли между речкой Торгашей и достаточно большим прудом, в котором разводили рыбу, используемую для нужд Лавры.

Место, выбранное для обители, называлось Корбуха. До того как здесь была построена железнодорожная насыпь, с территории, на которой был построен Спасо-Вифанский монастырь, просматривались купола Троицко-Сергиевской Лавры. Новую пустынь строили четыре года: с 1783-го по 1787-й. Она представляла собой вытянутый с востока на запад длинный прямоугольник. Обитель была так названа в честь Палестинской Вифании – места, в котором произошло чудесное воскрешение праведного Лазаря. Проектом застройки руководили именитые архитекторы В. Яковлев и Н. Одоевцев. Их пригласили из Москвы специально для строительства новой обители.

Читать еще:  Московский Донской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, святыни и настоятели, расписание богослужений

Храмы и постройки Спасо-Вифанского монастыря

Сегодня обитель окружает вновь отстроенная ограда со Святыми воротами, над которыми возведена каменная колокольня. Это яркое здание, выполненное в псевдорусском стиле, стало настоящим украшением возрождаемого монастырского ансамбля.

Центральное место на монастырской территории занимает заново возведенный Спасо-Преображенский собор. Новодельный храм имеет овальную форму и отстроен по подобию собора, существовавшего ранее. В нем обустроены два престола, верхний из которых освящен в честь Преображения Господня, а нижний – во славу чуда воскрешения Христом Лазаря. В храме восстановлено необычное внутренне убранство, задуманное Платоном. Престол, расположенный ниже, сделан в алтаре. И его собравшиеся в храме для молитвы верующие видят как небольшую пещеру. По преданию, над такой пещерой, где погребли Лазаря, возвышалась громада горы Фавор.

В Спасо-Преображенском храме облицованная мрамором стена по подобию горы поднимается к полукруглому верхнему престолу. Эта стена декорирована цветами, зелеными растениями и фигурками животных. Однако, сегодня еще многое из задуманного остается только в планах, поскольку пока нет средств на устройство в соборе иконостасов и покупку богослужебной утвари.

Интерьер Спасо-Преображенского собора

К настоящему времени сделан также частичный ремонт, и ведутся богослужения в Духовской церкви, и продолжаются работы по восстановлению мемориального здания, принадлежавшего митрополиту Платону. Памятник основателю монастыря установили в 2012 году близ монастырской ограды, неподалеку от вновь построенных Святых ворот.

СПАСО-ВИФАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Спасо-Вифанский монастырь. Фото 2010-х

Мужской Спасо-Вифанский монастырь, приписной к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, ставропигии Русской Православной Церкви, в черте Сергиево-Посадской епархии

Проезд к монастырю от от железнодорожной станции «Сергиев Посад» маршрутным такси № 74 до остановки «Птицеград» (в сторону поселения Лоза).

Спасо­-Вифанский монастырь. Рис. из альбома 1745 г.

Основание и устройство

Спасо-Вифанская обитель была основана архиепископом Московским Планотом (Левшиным) в 1783 году. Новая пустынь устраивалась как кладбищенское отделение Троице-Сергиевой Лавры для погребения братии, ввиду того что, в силу особой знаменитости Лавры и частых посещений её особами царской фамилии, хоронить на ее территории людей всякого чина и состояния признавалось «не пристойно». Тихой обители было также предопределено стать тихим прибежищем для самого владыки Платона, который намеревался уединиться там и «окончить свои последние годы в тишине». Избранное владыкой место, «яко на красивом положении и при изобилии вод, но впусте оставленное» находилось недалеко от Ершовского или Вяльковского пруда и было названо им Вифанией, в память о Палестинском селении, с которым связано евангельское повествование о воскресении Лазаря. Соответственно, и пустынь стала называться Вифанией «по причине погребаемой братии в надежде воскресения по примеру Лазаря воскресшего».

Средоточием Спасо-Вифанского монастыря стал небольшой по размерам двухъярусный собор с престолами в честь Преображения Господня в верхнем, и воскрешения праведного Лазаря в нижнем ярусах. Сам владыка Платон объяснял идею собора так:

«Союз таинственный» воскресения и преображения нашел зримое воплощение и в архитектурных формах, а особенно — в необычном внутреннем убранстве Преображенского собора, созданного по замыслу владыки Платона. Небольшой по размерам собор был построен «овальной фигурой», которая усиливала цельность его облика. Престол нижнего храма в честь воскрешения Лазаря был устроен в алтаре, обращенная к молящимся стена которого представляла вид искусственной пещеры, так-как именно в пещере по иудейскому обычаю и был погребен праведный Лазарь. Над искусственной пещерой возвышался алтарь верхнего храма в честь Преображения Господня, имевший вид евангельской горы Фавор. Для бо́льшего правдоподобия храм был устлан мхом, украшен цветами и кустарниками.

В 1786 году в Вифанскую обитель из Лавры был торжественно перенесен гроб преподобного Сергия Радонежского — главная святыня новой обители. В том гробу мощи святого находились до переложения их в устроенную благоверным царём Феодором Иоанновичем раку. Для гроба устроили медный футляр с посеребрённой передней стенкой, на которой размещались чеканные изображения: явления Божией Матери преподобному Сергию, Распятие Господне с двумя предстоящими ангелами, и моление преподобного Сергия с учениками. В футляре была устроена дверца, которая позволяла прикладываться непосредственно к святыне. Гроб поместили в нижнем Лазаревском храме, для чего возле алтаря устроили как бы небольшую пещеру.

В целом пустынь имела план прямоугольника в центре которого расположился Спасо-Преображенский собор. Окружала пустынь невысокая кирпичная стена с башнями по углам. К святым вратам примыкали два небольших братских корпуса; два других стояли по сторонам собора: с юга покои владыки Платона с домовой церковью, с севера — гостиные кельи. Были также устроены братское кладбище и конный двор.

Строительство Вифанской пустыни завершилось в 1787 году. Пять лет спустя, ссылаясь на слабость здоровья, владыка Платон добился освобождения от управления Московской епархией и получил, наконец, возможность поселиться в любимой Вифании.

В 1796 году на императорский престол вступил Павел I, у которого митрополит Платон был некогда законоучителем. 23 апреля 1797 года император, вскоре по венчании на царство, прибыл в Троице­-Сергиеву Лавру и неожиданно заявил о своем намерении посетить Вифанию. На следующий день государь приехал в пустынь и отобедал в ней; он был весел, и всё виденное хвалил. Приезд государя имел большое значение: уже 1 мая того же года был обнародован императорский указ об обители. «Быв самовидцем благолепия и устройства, какое введено преосвященным митрополитом Московским Платоном в обитаемой им Вифании,» — говорилось в указе, — «и, отдавая справедливость трудам его во славу Богу и на пользу Церкви подъемлемым», самодержец повелевал возвести Вифанскую пустынь в степень второклассного монастыря и учредить при ней семинарию. Также в указе говорилось об утверждении наместников Троице-Сергиевой Лавры настоятелями Вифанской обители. Митрополит Платон увековечил события 1797 года возведением обелиска под окном кабинета митрополичьих покоев.

Необычное устройство Спасо-Преображенского собора и его святыни быстро превратили уединенную Вифанскую обитель в место паломничества: после Лавры многие богомольцы считали своим долгом побывать в ней. Также, Вифания вскоре стала играть роль важного «училищного» монастыря благодаря высокому уровню открывшейся в 1800 году близ обители духовной семинарии.

Спасо-Вифанский монастырь. Открытка кон. XIX в.

Развитие

В 1812 году, когда основатель обители и семинарии митрополит Платон (Левшин) скончался, согласно своему желанию он был погребён рядом с гробом преподобного Сергия, в нижнем Лазаревском храме Преображенского собора. С того времени Спасо-Вифанский монастырь стал местом особого почитания приснопамятного митрополита.

На протяжении последующей вековой истории монастыря его здания и постройки многократно перестраивались. Появлялись и новые строения. Так, в 1860-х годах был возведён храм в честь Сошествия Святого Духа, а в 1893 году рядом с семинарией была выстроена монастырская гостиница.

К концу XIX века монастырь и семинария расширились и приняли вид небольшого городка, раскинувшегося на высоком берегу обширного богатого рыбой пруда. С севера перед монастырём стояли большие красивые учебные и жилые корпуса духовной семинарии. Монастырь окружала кирпичная стена с башнями, частично перестроенная по образцу ограды Гефсиманского скита. Над зданиями «городка» возвышалась колокольня со святыми вратами. За колокольней, в глубине монастыря, виднелись шпиль Спасо-Преображенского собора и пять глав Духосошественской церкви. Постепенно разрослось и кладбище обители: в течении всего синодального периода в монастыре продолжали хоронить лаврскую братию.

Закрытие

В 1918 году была закрыта Вифанская духовная семинария, а монастырь был преобразован в сельхозартель и просуществовал так до 1925 года. В 1925 году имущество и здания бывшей обители были переданы детскому дому. В ведении братии Вифанской сельхозартели остались лишь два храма, которые действовали до 1928-1929 годов, но вскоре также перешли к детскому дому. После передачи церковь Сошествия Святого Духа была обращена в мастерскую.

Детский дом просуществовал на территории упразднённой обители до 1932 года, после чего монастырские здания перешли в ведение нового учреждения — Всесоюзного НИИ птицеводства. В этой связи бывшая Вифания стала именоваться Птицеградом. Находясь в ведении НИИ птицеводства, здания монастыря и семинарии приспосабливались под хозяйственные, административные и иные нужды НИИ. Со временем большинство построек монастыря были утрачены, главный Преображенский собор был разрушен в 1950-е годы, когда возобновились гонения на Церковь. Надгробия с могил монахов были использованы в качестве фундамента для птичников на окраине города, а также в постройке моста через пруд. На месте самого кладбища была устроена детская площадка и футбольное поле.

Вплоть до 1990-х годов в частично сохранившемся здании храма Сошествия Святого Духа действовали инкубатор, кинозал и танцплощадка, а в семинарском корпусе — кожвендиспансер. Сохранилось также здание бывшей монастырской гостиницы — трёхэтажная постройка из красного кирпича с торжественным крыльцом.

Восстановление

Возрождение обители началось в 1991 году, когда в «Новом» семинарском корпусе был восстановлен храм во имя апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Но в 1993 году, во время пожара, случившегося во вторник Светлой седмицы, корпус сгорел, после чего остались только стены.

С 1998 года здания Вифанской обители стали постепенно возвращать Троице-Сергиевой Лавре. В 2002 году в ведении Лавры открылось Спасо-Вифанское подворье. В первое время немногочисленная братия обители совершала богослужения в Никольском приделе (на верхнем ярусе) частично сохранившегося Духосошественского храма. В октябре 2007 году была совершена торжественная закладка Преображенского собора на историческом месте. Чин освящения закладки совершил лаврский наместник епископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков).

6 октября 2008 года синодальным решением Спасо-Вифанское подворье было преобразовано в Спасо-Вифанский мужской монастырь, приписной к Троице-Сергиевой Лавре [1]. К 2012 году была завершена постройка нового Преображенского собора, колокольни и келейных корпусов восстанавливаемой обители.

Место, названное позже Вифанией, а прежде носившее имя Корбуха, стал обустраивать ректор Троице-Сергиевой семинарии архиепископ Московский Платон (Левшин). Строительство велось в 1783—1788 годах. Название «Вифания» новый скит получил по приделу соборной Преображенской церкви во имя Лазаря, воскрешенного в Вифании Палестинской.

В 1797 году Павел I (спустя несколько дней после коронации) отправился на поклонение мощам преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву лавру, заодно посетил и Вифанию. Вскоре после посещения скита был подписан указ об учреждении в Вифании второклассного монастыря.

Император пожаловал монастырю 533 десятин и 236 кв. сажень близлежащих земель, а также часть земли, принадлежавшей Махрищскому монастырю, с 1801 г. Вифанский монастырь получал также доходы с 3 мельниц, которые обитель сдавала в аренду. В память о посещении Вифании императором митрополит Платон устроил у входа в свои покои обелиск.

Первоначальный облик Преображенского собора изменили пристройки XIX века; переделки коснулись и интерьера. В XIX веке появились новые колокольня, стены и башни. В 1860 году началось возведение пятиглавого собора с двумя храмами: Тихвинской иконы Божией Матери на первом этаже (по нему собор назывался Тихвинским) и во имя Сошествия Святого Духа — на втором.

После кончины основателя стал небольшой обителью, существование которой в 1-й пол. XIX в. было связано прежде всего с Вифанской семинарией; в документах монастырь именовался «училищным». В монастыре в 1824 году жили 8 иноков, в 1828 году — 11, в 1839 — 14, в 1860 — 37 насельников. В 30-х гг. XIX в. была перестроена Лазаревская ц., в результате сильно изменился облик Преображенского собора («Не могу я забыть, как жестоко испортили вифанскую церковь», — писал свт. Филарет (Дроздов) наместнику лавры архим. Афанасию (Фёдорову)); в 1832 г. завершилось строительство неудачного в архитектурном отношении казначейского корпуса. В 1860—1863 гг. на средства свт. Филарета, купца Г. А. Красногорова и др. жертвователей шло сооружение нового 2-этажного собора. В нижнем храме в 1863 г. были освящены 3 престола: в честь Тихвинской иконы Божией Матери, во имя арх. Михаила и во имя мучеников Платона и Романа. 28 июля 1866 г. свт. Филарет освятил в верхнем храме главный престол в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (домовая Свято-Духовская ц. митрополита Платона к середине XIX века была упразднена), в верхнем храме находился также придел во имя свт. Николая. Одновременно шла перестройка покоев митрополита Платона, в 1867 году была восстановлена домовая церковь, освящённая в честь Нерукотворного образа Спасителя. В 1893 году близ монастыря по проекту архитектора А. А. Латкова построили трёхэтажную гостиницу, в 1903—1905 гг.- новую каменную ограду. Обитель владела 37 десятинами земли, кирпичным заводом, занималась строительством домов, которые продавала или сдавала в аренду. В нач. XX в. в В. м. жили 23 насельника.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 1892 году сообщал:

Церковь монастыря представляет внутри вид горы, на которой находится престол во имя Преображения Господня, а внизу, как бы в пещере, церковь воскресшего праведного Лазаря. Здесь сохраняется деревянный гроб, в коем был первоначально похоронен преп. Сергий. Богомольцы грызут гроб, так как по поверью это исцеляет зубную боль.

При монастыре была открыта Вифанская духовная семинария.

В советское время монастырь был закрыт, многие сооружения снесены и перестроены (в перестроенном Тихвинском соборе располагался Дом культуры). Ныне восстановлен как действующий мужской монастырь. Сохранившиеся строения восстанавливаются. Часть помещений открыта для посещения.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector