0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Спасо-Евфимиев монастырь

Содержание

Спасо-Евфимиев монастырь

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале — уникальная святыня, известная многовековой историей. На сегодняшний день здесь функционирует музейно-архитектурный комплекс, который радушно ждет посетителей, предлагая их вниманию множество интереснейших экспозиций.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Основные моменты

Спасо-Евфимиев монастырь для мужчин был заложен в 1352 году в городе Суздаль. По одной версии, основателем святого места был Борис Константинович, управитель княжества Суздальско-Нижегородскго, по другой – его отец, Константин Васильевич.

Считается, что на момент основания предназначением комплекса была защита города от вражеских набегов, лишь позже он стал выполнять функции монастыря. В поддержку этой теории выступает тот факт, что Спасо-Евфимиевская крепость раскинулась на крутом берегу реки Каменки, на краю Суздаля – в идеальном месте для организации форпоста.

За долгую историю своего существования Спасо-Евфимиев монастырь многократно перестраивался. На сегодняшний день в комплекс входит ряд зданий сакрального, экспозиционного и бытового назначения.

Изначально все постройки были деревянными, и до наших дней первоначальный облик не сохранился. Причиной тому послужил польско-литовский набег в середине 17 века, во время которого Спасо-Евфимиев монастырь был сожжен почти дотла.

Стены Спасо-Евфимиевского монастыря

Святой Евфимий

Евфимий Суздальский – первый архимандрит Спасо-Евфимиевского монастыря, положивший всю жизнь на заботу о достатке и процветании удела. При нем тут проживало 300 монахов, которые во всем чтили святой уклад. Из рукописных источников известно, что умер Евфимий 1 апреля 1404 года (по юлианскому календарю). Монахи погребли его останки у стен Спасо-Преображенской церкви на территории монастыря.

В 1507 году при обустройстве рва для нового храма останки были изъяты и перезахоронены в Евфимиевском приделе, тогда же весь монастырский комплекс и был переименован из Спасо-Преображенского в Спасо-Евфимиевский.

В 1549 году Евфимий Суздальский был вознесен в лик святых. В мае 1922 года мощи святого Евфимия были извлечены из места погребения и надолго покинули родные стены, переходя из одной антирелигиозной экспозиции в другую. Возвратить святыню удалось лишь 10 октября 2015 года, теперь она находится в Спасо-Преображенском соборе.

Внутри Спасо-Евфимиева монастыря

Спасо-Преображенский собор

Из найденных рукописей известно, что древнейшим строением на территории монастыря была деревянная церковь Спаса Преображения. В 1507-1511 гг. на ее месте был возведен небольшой каменный храм, получивший название Спасского.

Спасо-Преображенский собор и звонница

Начиная с момента основания, Спасо-Евфимиевский монастырь всегда находился под покровительством богатых и знатных людей, которые щедро его одаривали, обеспечивая постоянное развитие и процветание. В разное время это были великий князь Василий ІІІ, царь Иван Грозный, князья Пожарские и другие.

В 1594 году был возведен большой белокаменный собор и поныне именующийся Спасо-Преображенским. Церковь на его фоне выглядела как небольшая сопутствующая пристройка, в связи с чем была переименована в Евфимиевский придел.

Великолепие храма таится не только во внешней отделке, но и в богатом внутреннем убранстве. Первое, что бросается в глаза – изумительные фрески, созданные в 1689 году руками умельцев костромского края Гурия Никитина и Силы Савина и изображающие житие святых, а также евангельское бытие Иисуса Христа. В 1970-е годы во время реставрации в Евфимиевском приделе А.П. Некрасовым были расчищены и частично отреставрированы росписи, изображающие жизнь Святого Евфимия и датирующиеся концом 16 столетия. Считается, что первыми мастерами, украшавшими собор, были иконописцы Якунка Мургеевский, Иван Семенов, Герасим Осипов, Афанасий Васильев и другие.

Успенская трапезная церковь

Около Свято-Преображенского собора расположилась Успенская трапезная церковь (1525 год). Она представляет собой древнейший образец шатровой архитектуры, а два ряда кокошников придают сооружению пышность и торжественность.

К Успенской церкви примыкает двухэтажная трапезная палата. Обеденный зал располагался на втором этаже, первый же был отведен под монастырскую кухню. Сохранились рукописные данные, датированные 1660 годом, описывающие обустройство трапезного корпуса: под ним находились хлебня, приспешня для выпечки пирогов и палата для хранения муки, под крышей существовала комната для сушки рыбы.

Никольская больничная церковь

Никольская больничная церковь, воздвигнутая в 1669 году, состоит из скромной молельни и двухэтажного здания с залом для трапез (первый этаж) и палатами для больных монахов и заключенных (второй этаж). Внешнее убранство больничной церкви строго и непритязательно.

Звонница

Здесь же расположилась звонница Спасо-Евфимиевского монастыря. Основным и древнейшим элементом конструкции является девятигранная постройка, которая некогда именовалась церковью Иоанна Предтечи. Спонсировал ее возведение Василий ІІІ, для семьи которого она долго служила молельней. В 1599 году был пристроен пролет колокольни, а в 1691 – еще 2. Таким образом, архитектурный ансамбль звонницы достаточно разнообразен и сочетает богатую кокошниками шатровую архитектуру и стиль суздальского узорочья. Сегодня тут располагается 17 колоколов, 5 раз в день оглашающих своим мелодичным пением окрестности Суздаля.

Благовещенская надвратная церковь

Благовещенская надвратная церковь (конец 16 – начало 17 века) представляет собой уникальный памятник российского зодчества. Особенной ее архитектуру делают асимметричная конструкция и разнообразное декорирование отдельных фрагментов. До того как в 1664 году вокруг монастыря выросли каменные стены, она исполняла роль парадного входа, о чем свидетельствуют две проездные арки.

Примечательным элементом внешнего оформления Благовещенской церкви является киот с иконой, приветствующей гостей и благословляющей путников.

Жилые корпуса

Дом архимандрита (16-17 века) расположился близ Успенской церкви и представляет собой двухэтажное каменное здание. Отличительная черта жилища настоятеля Спасо-Евфимиевского – просторный деревянный балкон (гульбище), опоясывающий весь второй этаж.

Архимандритский корпус, Спасо-Евфимиев монастырь

Монахи-послушники жили в Братском корпусе. Общая его протяженность на момент возведения (17 век) составляла более 100 метров. В 19 веке братские кельи были перестроены, но, благодаря кропотливой работе И.А. Столетова, здание было тщательно отреставрировано, удалось почти полностью восстановить самобытность корпуса.

Заслуживает внимания секционная структура постройки , нехарактерная для архитектуры келейного назначения – для каждых двух комнат имелся отдельный выход через общие сени. Внешнее убранство Братского корпуса крайне простое и свидетельствует об аскетическом образе жизни монахов.

Тюремный корпус

В 1766 году велением императрицы Екатерины ІІ в Никольской церкви стали размещать неугодных власти заключенных. Предлогом для ареста могло послужить, к примеру, неосторожное высказывание в сторону руководства епархии.

Читать еще:  Храм Александра Невского в Пскове: описание и адрес храма, святые, праздники и святыни, расписание богослужений

В начале 19 века был возведен отдельный тюремный корпус – приземистое здание, обнесенное высокой стеной. Про Суздальскую тюрьму ходили разные толки, но все они утверждали, что это одно из самых суровых мест заключения во всей России. В 1841 году здесь после долгих пыток скончался князь Ф.П. Шаховской – известный активист декабристского движения. В 1842 году в Суздальской темнице смерть настигла монаха-прорицателя Василия Васильева.

В 1905 году Суздальская тюрьма прекратила свое существование, но ненадолго – в 1923 году монастырь покинули последние 15 послушников, он окончательно превратился в место содержания политзаключенных.

Двор тюремного корпуса Спасо-Евфимиева монастыря Мемориальная плита в Тюремном замке

Монастырские башни

Вся территория Спасо-Евфимиева монастыря обнесена добротной каменной стеной с дозорными башнями. Строения оснащены отверстиями для ведения боя, что в очередной раз свидетельствует об оборонительной функции крепости.

На фоне округлых фасадов промежуточных строений разительно выделяется своей прямоугольной монументальностью 22-метровая Проездная или Входная башня. В ее оформлении сочетаются строгость, проявляющаяся в почти полном отсутствии декора нижней части, и нарядность верха строения.

Спасо-Евфимиев монастырь сегодня

На сегодняшний день Спасо-Евфимиевский комплекс не действует как монастырь. Он находится под ведомством Владимиро-Суздальского музея-заповедника и размещает 11 экспозиций:

  • «Дмитрий Пожарский – национальный герой» (Благовещенская надвратная церковь). Жизнь всей этой семьи неразрывно связана с Суздалем, именно в Спасо-Евфимиевском монастыре находится их родовая усыпальница, в том числе могила известного полководца Д.М. Пожарского.
  • «Книга шести столетий» (архимандритский корпус) представляет собой богатейшее собрание литературных памяток 12 – начала 20 веков.
  • «Русская икона 18 – начала 20 веков» (Архимандритский корпус).
  • «Музей наивного искусства России» (Успенская трапезная церковь) – первая в стране выставка работ художников-самоучек, действующая на постоянной основе.
  • «Фрески Гурия Никитина» (Спасо-Преображенский собор).
  • «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории» (Тюремный корпус).
  • «Золотая кладовая» (Никольская больничная церковь) – одно из богатейших собраний памяток русского прикладного искусства.
  • «История Суздальских монастырей» (Братский корпус) – экспозиция, подробно повествующая о становлении православной веры и ее значении для русского народа.
  • «Побеждая время» (второй этаж Братского корпуса) – уникальный «живой» музей, в котором можно ознакомиться с профессией реставратора и своими глазами увидеть, как возрождаются древнейшие памятки истории.
  • «Сплетение судеб (итальянская рапсодия)» (Братский корпус) – экспозиция, посвященная жизни итальянских военнопленных, находившихся здесь во время Второй мировой войны, а также режиссеру Андрею Тарковскому и его соратнику, итальянцу Тонино Гуэрре.
  • «Аптекарский огород» – экспозиция, в точности воссоздающая выращивание лекарственных трав монахами-послушниками.

Планируя путешествие в этот уникальный комплекс, учитывайте его масштабы: целый день – это минимальный срок для ознакомления с экспозициями и местностью.

Бюст Дмитрия Пожарского перед входом в монастырь Памятник-часовня князю Дмитрию Пожарскому

Как добраться

Спасо-Евфимиевский монастырь находится по адресу: г. Суздаль, ул. Ленина, д. 146. До города очень просто добраться из Владимира на автобусе, курсирующем ежедневно с 07:30 (в субботу и воскресенье с 8:30) до 21:40. Используя этот транспорт, на дорогу придется потратить не более часа.

Стоимость единого билета для посещения всего комплекса составляет 400 рублей для взрослых и 200 рублей для детей, студентов и пенсионеров. Цены актуальны с 1 января 2016 года.

Более подробную информацию можно получить по телефону +7(4922) 32- 42-63 (экскурсионный отдел).

История строительства

Спасо-Евфимиевский монастырь в Суздале упоминается в летописях, датируемых XII в., но тогда большинство зданий были из дерева и постройки того времени не сохранились. В 1352 г. суздальско-нижегородский князь Борис Константинович обратился в Нижегородскую епархию с просьбой об основании нового монастыря на своей земле, и получил разрешение.

В город был направлен святой Евфимий, по пути основавший еще один монастырь. Основное строительство производилось на княжеские пожертвования и богатые взносы местной знати. Большие суммы жертвовали князья Пожарские и великий московский князь Василий. Монастырь был не просто духовным центром, еще он выступал в роли крепости на границе княжества, был северным форпостом.

Уже в 1445 г. он оправдал эту роль: рядом с его стенами началась битва, известная как битва под Суздалем между войсками татар и войсками московского княжества. Московское войско потерпело поражение, Суздаль был разграблен и захвачен.

В 1507 г. началось строительство основной монастырской церкви. Она располагалась над могилой первого настоятеля обители, строительство было завершено к 1510 г. В 1511 г. новым наместником монастыря стал Кирилл, позднее занявший Ростовскую архиерейскую кафедру.

Монастырь имел не самую лучшую репутацию и нередко упоминался в негативном ключе – во многом этому посодействовали постоянные щедрые пожертвования, отучавшие монахов от постоянного труда. Через пару веков монастырь считался одной из пяти богатейших обителей государства.

В 1766 г. указом Екатерины II в монастырской крепости была построена специальная тюрьма для политических арестантов и душевнобольных, называемых «безумствующими колодниками». Тюрьма не занимала монастырские здания, для нее был построен отдельный комплекс, огороженный от остальных зданий специальной стеной.

Тюрьма была действующей все время: ее закрыли лишь в 1907 г. царским указом, но открыли сразу же после революции.

Во время советской власти монастырь был закрыт для богослужений, а его здания переоборудованы. В 1923 г. закрытую ранее тюрьму снова открыли, теперь это был один из немногих политизоляторов. В 1935 г. его особым документом переименовали в тюрьму особого назначения.

Тюрьма была местом заключения известных религиозных и политических деятелей своего времени: несколько лет здесь находился митрополит Петр (Крутицкий), коммунистические деятели, экономисты, известные комсомольские лидеры, такие как Иван Смирнов. Для нужд строительства в 1930-х был разобран фамильный склеп Пожарских.

В 1940-х монастырь был местом содержания военнослужащих заключенных после вторжения в Польшу советских войск в рамках военной операции и присоединения восточных областей Польши к Украине Белоруссии. В 1941 г. в монастыре сформировали проверочно-фильтрационный лагерь НКВД, где проводилась проверка лиц, побывавших в плену или на территории, оккупированной немецкими войсками.

Согласно документации, всего проверку в лагере прошли более 8 000 человек. В 1943 г. здание монастыря стало лагерем для военнопленных, где находились высокопоставленные руководители армий. После окончания войны до 1967 г. монастырское здание использовалось как воспитательная колония для несовершеннолетних преступников.

В 1968 г. монастырский комплекс был превращен в музей. Перед войной все колокола монастыря были изъяты на переплавку, и восстановить звонницу удалось только в 1980-х. Колокола собирались по всем музеям. Сейчас на территории монастыря каждый час знаменуется колокольным перезвоном.

В 2017 г. было достигнуто соглашение с Владимиро-Суздальским заповедником о совершении постоянных богослужений в Успенской церкви. Здание трапезного храма теперь принадлежит совместному пользованию: на территории трапезной будут размещаться экспозиции, а храмовая часть подготовлена для богослужений.

Интересные факты

  • Вокруг Спасо-Евфимиева мужского монастыря выстроены стены длиной в 1,2 км разной высоты с 12 башнями. Они свидетельствуют о том, что монахи постоянно жили в состоянии боевой готовности: враг мог нагрянуть в любой момент.
  • При этом Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале за всю свою историю ни разу не подвергался осаде.
  • В 1826 году в тюрьму монастыря был заточен предсказатель Авель, который пророчил трагическую судьбу дома Романовых.
  • На территории обители снимались эпизоды фильма «Андрей Рублев».
Читать еще:  Храм Дмитрия Солунского: адрес, описание и история, святыни и праздники

Архитектурный ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря

Общий вид Спасо-Евфимиева монастыря

1. Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор (XVIв.) выстроен в лучших традициях белокаменного зодчества. В 1507 — 1511 годах на месте сгоревшей деревянной церкви над могилой архимандрита Евфимия был возведен небольшой бесстолпный храм. В 1594 году к нему пристроили огромное четырёхстолпное здание собора, рядом с которым прежняя церковь стала выглядеть незначительно и потому была названа Евфимиевским приделом.

Изначально храм напоминал Рождественский собор Суздальского кремля , но в ходе перестроек его ансамбль приобрёл монументальный, строгий облик. Стены соборного храма разделены пилястрами на три части, завершённые полукруглыми закомарами.

Вид на Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря

По периметру здание декорировано аркатурным поясом с колонками, в который вклиниваются окна, растёсанные в более позднее время. В XVIII веке вдоль стен собора выстроили крытую галерею, а в 1865 году с севера воздвигли придел Сергия Радонежского. Собор перекрыт четырёхскатной кровлей, увенчанной пятью барабанами с луковичными главками.

В барабанах, украшенных каменной резьбой, прорезаны узкие, высокие окна. Два храмовых придела завершены куполами поменьше. В интерьере собора практически полностью сохранилась настенная живопись, выполненная в 1689 году артелью костромских иконописцев, возглавляемых замечательными мастерами Гурием Никитиным и Силой Савиным. Фрески, расположенные на стенах храма в несколько ярусов, посвящены евангельской биографии Христа и деяниям святых апостолов. В верхней части алтарной апсиды живописцы создали композицию «О тебе радуется всякая тварь», прославляющую Богоматерь.

Внутри Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря

Со стороны алтаря в нижней части столбов помещены изображения русских князей и первых царей династии Романовых, самодержавная власть которых, по мнению церкви, была установлена самим Богом. Стены Евфимиевского придела расписаны фресками, изображающими житиё святого Евфимия, основателя монастыря. Близ восточной стены собора похоронен князь Дмитрий Михайлович Пожарский — народный герой, освободивший Москву от польско-литовских захватчиков. В 1930-х годах мраморный мавзолей разобрали и над захоронением водрузили каменный крест. В 2009 году часовня над могилой была восстановлена и 4 ноября освящена в присутствии президента России Дмитрия Медведева.

2. Успенская трапезная церковь

Вид на Успенскую трапезную церковь (по центру) и Архимандритский корпус (слева) Спасо-Евфимиева монастыря

Успенская церковь (XVI в.), сооружённая перед Спасо-Преображенским собором напротив звонницы, являет собой уникальный образец русского шатрового зодчества. Столпообразный храм увенчан стройным шатром, опирающимся на два яруса кокошников. Массивная апсида декорирована лопатками, килевидными арками и керамическими вставками. С востока к храму примыкает придел мученика Диомида, завершённый тремя ярусами кокошников и грациозной главкой. С западной стороны Успенский храм соединён с трапезной палатой, перекрытой выразительной тесовой кровлей — «колпаком».

На нижнем этаже трапезной палаты размещаются хлебодарня, кухня и прочие хозяйственные помещения, а верхний этаж занят просторным трапезным залом. С юга от Успенской церкви выстроен двухэтажный архимандритский корпус, обрамлённый крытой галереей с колоннами.

3. Монастырская звонница

Вид на монастырскую звонницу Спасо-Евфимиева монастыря

Рядом с главным собором монастыря находится звонница, сочетающая в себе несколько сооружений, построенных в период с XVI по XVII века. В XVI веке была возведена девятигранная церковь Иоанна Предтечи «под колокола», пожалованные Василием III и его супругой.

Позднее к церкви пристроили несколько арок звона, и таким образом, образовалась трёхпролётная галерея, декорированная в стиле суздальского узорочья. Храм и аркада соединены башенкой, где размещены часы с боем. Колокола старой отливки не сохранились. В настоящее время в арках звона подвешено 17 колоколов, которые звонят по пять раз в день.

4. Никольская больничная церковь

Вид на Никольскую больничную церковь Спасо-Евфимиева монастыря

Никольская церковь вместе с примыкающим к ней больничным корпусом была возведена в 1669 году к востоку от Спасо-Преображенского собора. Церковь задумывалась как молельня для больных монахов и узников монастырской тюрьмы, поэтому её ансамбль скромно декорирован и увенчан лишь одной небольшой главкой.

С южной стороны здания расположен портал с крупными полуколоннами и «ложчатым» узором. Гладкий белоснежный фасад церкви украшают закомары и наличники с кокошниками. К храму пристроен двухэтажный корпус, на первом этаже которого размещалась трапезная, а на втором — больничные палаты. Сегодня в стенах здания находится экспозиция «Золотая кладовая», состоящая из произведений декоративно-прикладного искусства.

5. Братский корпус

Вид на Братский корпус Спасо-Евфимиева монастыря

Братский корпус был возведен примерно в то же время, что и палаты архимандрита (XVII в.). Он представляет собой двухэтажное каменное здание, протянувшееся на 100 метров в длину вдоль правой стороны монастырского двора.

Фасад братского корпуса аскетически строг, его украшают лишь оконные наличники с кокошниками. В здании располагаются ряды келий с сенями. Современные исследования, проведенные владимирским архитектором И. А. Столетовым, позволили восстановить первоначальный облик братского корпуса и его внутреннюю планировку, датируемую первой половиной XVII века. Сегодня в келейном корпусе разместилась экспозиция, состоящая из 600 экспонатов, рассказывающих об истории суздальских монастырей.

6. Надвратная Благовещенская церковь

Вид на Надвратную Благовещенскую церковь Спасо-Евфимиева монастыря

Благовещенская церковь с проездной аркой была построена в начале XVII столетия в качестве святых парадных ворот. В 1664 году после замены деревянных стен каменными храм оказался внутри каменной ограды.

Благовещенская церковь представляет собой одноглавый храм, увенчанный главкой из «деревянной чешуи» («лемеха»). С востока к ней примыкает массивная алтарная часть, а с запада — паперть. С южной стороны фасад декорирован закомарами, лопатками и килевидными наличниками. Над проездной аркой между окнами установлен киот с иконой.

7. Главная проездная башня

Вид на главную проездную башня с территории Спасо-Евфимиева монастыря

В отличие от прочих башен монастыря (гранёных и круглых) Проездная (Входная) башня имеет массивную прямоугольную форму. Крепостное монументальное сооружение высотой в 22 метра сложено из красного кирпича и увенчано луковичной главкой с флюгером вместо креста.

Башня сочетает в себе практический смысл проездных ворот-арок и декоративные элементы русского узорочья. Её верхний ярус пышно украшен наличниками, карнизами и поясками, а над проездной аркой установлены киоты для икон. Несмотря на свою мощь, стены и башни монастыря никогда не проходили проверку боем.

8. Тюремный корпус

Вид на Тюремный корпус Спасо-Евфимиева монастыря

В 1766 году по указу Екатерины II при монастыре учредили тюрьму. Причиной заключения в арестантское отделение были политические мотивы, такие как критика действий епархиального начальства, участие в сектах и пр.

Суздальская тюрьма сникала славу одного из самых жутких мест заточения: в 1829 году здесь скончался доведенный до сумасшествия декабрист князь Ф. П. Шаховской, а в 1841 году в заключении умер монах-прорицатель Василий Васильев, предсказавший свержение монархии в России и обе мировые войны. В 1923 — 1939 годах в корпусе располагался изолятор для политических заключённых, а позднее — лагерь для немецких военнопленных. Сегодня тюремный корпус занят экспозицией, рассказывающей об истории узников.

Читать еще:  Старцы Псково-Печерского монастыря: современные и великие, в чем помогают и как к ним доехать

Узница во времена советской власти

Тюрьму закрыли лишь в 1905 г., однако спустя 20 лет большевики возобновили ее работу, чтоб ссылать сюда неугодных уже советскому правительству людей, по иронии судьбы, среди них были и священники. В разные годы узниками здесь отбывали срок митрополит Петр и даже ведущие экономисты Н. Кондратьев и Л. Юровский.

Спасо-Евфимиев монастырь был для НКВД чем-то вроде фильтрационного места. Во время репрессий 30-х годов сюда попадали оппозиционеры, судьба многих из них неизвестна до сих пор. А в годы Великой Отечественной войны сюда привозили бывших советских военнопленных, дабы отсеивать возможных врагов народа. А в 1943 г. по указанию Сталина здесь создаётся лагерь для немецких пленных с хорошими условиями, допускаются журналисты и на весь мир печатаются снимки, как хорошо обращаются с врагами в СССР.

После войны крепость перепрофилировали в колонию для мальчиков-подростков, но те не раз устраивали бунты, и позже здесь стали отбывать наказания девочки. Тюрьма перестала существовать только в 1967 году.

Описание Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

План Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

1. Спасский собор
2. Надвратная церковь Благовещения
3. Трапезная Успенская церковь
4. Больничная церковь св.Николая Чудотворца
5. Колокольня Рождества св.Иоанна Предтечи
6. Киворий
7. Часовня-усыпальница Д.М. Пожарского
8. Архимандритский корпус (1628—1660 гг.)
9. Больничные покои при Никольской церкви (1669 г.)
10. Тюремный корпус («Крепость» XIII в.)
11. Братский корпус (1628—1660 гг.)
12. Главная проездная башня (конец XVII в.)
13. Башни и стены ограды
14. Северные ворота

С. Гордеев Спасо-Евфимиев монастырь

«В архитектурной истории Суздаля XIV век выглядит своеобразным «провалом». Недолговечные деревянные постройки до нас не дошли, а на создание каменных зданий у разоренного татаро-монгольским нашествием города не хватило сил. Эти трудные для Руси времена под игом Орды в Суздале усугублялись еще и тем, что здешние князья вели упорную борьбу с Москвой за сохранение своей независимости. В середине XIV века они объединились с нижегородскими князьями, образовав Суздальско-Нижегородское княжество со столицей в Нижнем Новгороде. В качестве одного из его форпостов князем Борисом Константиновичем был задуман и основан в 1352 году в Суздале, на высоком берегу Каменки Спасо-Преображенский монастырь, названный впоследствии Спасо-Евфимиевым в честь
первого настоятеля — игумена Евфимия, которого провозгласили во второй половине XV века местным, а затем и общерусским святым (1549 год).
В 1445 году под стенами монастыря, тогда еще деревянными, произошло жестокое сражение, в котором дружина московского князя Василия Темного мужественно противостояла войску казанского хана Улу-Мухаммеда. Благодаря большому численному превосходству татарам удалось победить, а русский князь был пленен. В начале XVII века за монастырской оградой обосновался захвативший Суздаль отряд польского полковника Александра Лисовского, совершавший оттуда разорительные набеги на другие города и селения.

Начало земельным владениям монастыря было положено его основателем, суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем. Уже в XV столетии монастырь обладал многочисленными угодьями, селами и деревнями. Впоследствии крупные вклады поступали от Василия III, Ивана Грозного, князей Пожарских. По описным книгам 1678 года за Спасо-Евфимиевым монастырем числилось свыше 10 тысяч крепостных крестьян.
В монастыре развернулось крупное строительство, в результате чего все первоначальные деревянные постройки были заменены каменными и во второй половине XVII века обнесены мощной оградой с 12 башнями, построенной по всем правилам военного искусства. Образуя неправильный прямоугольник, крепостная стена простирается на 1160 метров. В зависимости от рельефа местности она имеет разную высоту — от 7,5 до 8,5 метров.
Однако боевые качества укреплений испытать не пришлось, так как после трагических событий начала XVII века, когда Суздаль дважды разорялся захватчиками, враг городу больше не угрожал.
Декоративность, присущая русской архитектуре XVII века, развивавшейся под мощным воздействием народного творчества, сказалась и на облике крепостных сооружений. Башни монастырской ограды различны по форме и высоте, что скрашивает суровый облик всего ансамбля. Особенно нарядна 22-х метровая проездная башня, украшенная килевидными обрамлениями бойниц, рядами ширинок и другими декоративными элементами.

Величественная красота ансамбля над рекой Каменкой вызвала восторженный отзыв суздальского историка XVIII века Анании Федорова: « стоит красуясь своими строениями яко град».
Мрачная страница истории монастыря — тюрьма в его стенах для религиозных и политических вольнодумцев, существовавшая с 1766 года до начала XX века. В 1829 году среди ее узников был декабрист Федор Петрович Шаховской, переведенный сюда из сибирской ссылки и умерший здесь же вследствие объявленной им голодовки. С 1826 года под арестантское отделение был приспособлен келейный корпус XVIII века. Сейчас в нем открыта экспозиция «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории». Благодаря рассекреченным архивным фондам стало возможным осветить страницы истории монастыря после Октябрьской революции. В 1923 году в монастыре помещался один из политизоляторов, преобразованный в Суздальскую тюрьму особого назначения (СТОН). В 1930-х годах ее узниками были ученый-экономист с мировым именем Н.Д. Кондратьев, один из разработчиков денежной реформы 1922—1924 годов Л.H. Юровский, ученый-биолог А.Г. Дояренко, автор трудов по истории революционного движения в России В.И. Невский, государственный и политический деятель М.Н. Рютин, обвинивший И.В. Сталина в извращении ленинизма.

В 1940—1941 годах монастырь стал лагерем для интернированного Чешского легиона, не признавшего оккупацию своей страны войсками Германии и перешедшего в СССР. Среди солдат и офицеров были подполковник Людвиг Свобода — впоследствии президент Чехословакии и Герой Советского Союза (1965 год), а также ставшие в годы Великой Отечественной войны Героями Советского Союза Антонин Сухор и Отакар Ярош — первый из иностранцев, удостоенный этого высшего в СССР почетного звания.
Спасо-Евфимиев монастырь неоднократно упоминается в мемуарной литературе о Второй мировой войне. На его территории был тогда лагерь, в котором находилась большая группа немецких офицеров и генералов, взятых в плен под Сталинградом вместе с фельдмаршалом Ф. Паулюсом. Здесь вступил он на трудный путь пересмотра своих идейных позиций, приведший его в ряды антифашистов. В июне 1943 года на общем собрании военнопленных лагеря выступил с речью председатель Коммунистической партии Германии Вильгельм Пик.
В 1958 году памятники Спасо-Евфимиева монастыря вошли в состав Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Но еще почти десятилетие в обветшавших, полуразрушенных монастырских зданиях продолжали жить девочки из трудовой исправительной колонии. Только в 1967 году после ее выселения в монастыре начались крупномасштабные реставрационные работы. И это был редчайший, а возможно, и первый в истории случай, когда предстояла не только реставрация, но и специальная музеефикация всего монастырского комплекса» — писал С. Гордеев в альманахе «Сокровища России».

Альманах «Сокровища России», в. 44, изд-во «Абрис», Спб., 2001

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector