0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Богоявленский собор в Иркутске

Иркутский собор Богоявления Господня относится к одной из самых старых религиозных построек восточной Сибири и Дальнего Востока. Храм строился практически вместе с городом, поэтому годом его основания принято считать 1693. Церковь была деревянной и называлась Петропавловской, в честь известных апостолов. Но пожар 1716 года уничтожил строение.

Прошло два года, прежде чем жители города решили построить новый собор, но уже с каменными стенами. Однако, в связи с царским указом, запрещающим строить каменные здания, пришлось отложить мероприятие до лучших времён. На пожертвования прихожан в течение шести лет строился придел во имя апостолов Петра и Павла. Судя по записям из церковной приходно-расходной книги, в 1727 году работы ещё продолжались.

Новый придел в честь мученика Иоанна Воина освятили в 1729 году. Тогда же закончилось возведение колокольни собора.

Землетрясения

Неожиданное стихийное бедствие в виде мощного землетрясения 27 июня 1742 года привело к серьезным разрушениям. С одного из куполов храма упал крест, а на колокольне повредило шатер. Вместо него в дальнейшем построили купол, облицованный деревом, со шпилем наверху.

Читайте также похожие статьи:

Обряд освящения собора Богоявления после указанных событий провели только в 1746 году в сентябре.

В течение XVIII века вокруг церкви сделали каменную ограду, а к зданию храма пристроили ещё три придела — в честь Казанской иконы Богоматери, Иоанна Предтечи и всех святых. Весеннее землетрясение 1804 года вновь привело к падению креста с пятого купола собора. Его в конечном счёте убрали вовсе. Ещё одну колокольню принялись возводить в 1812 году. 12-тонный колокол, который отлили гораздо раньше, в 1797 году, подняли на колокольню через три года, когда работы были завершены.

В 1861 году в ночь с 30 на 31 декабря новые подземные толчки вновь повредили церковное сооружение.

Но, несмотря на это, во второй половине XIX века на территории собора появились новые постройки: архиерейские покои, помещения административного назначения. Позже здесь организовали библиотеку, перенесли Духовную консисторию, а также построили отдельное здание для духовного училища. Для архиереев возвели усыпальницу.

Интересный факт! В 1879 году в результате пожара сильно пострадал Спасский храм. Зато перед воротами Богоявленского собора пламя остановилось, и здание чудом осталось невредимым.

Потеря кафедрального статуса

Богоявленский собор потерял свой статус кафедрального после того, как кафедру Иркутской епархии перевели в новый Казанский собор. Впрочем, с приходом Октябрьской революции это уже не имело бы большого значения.

В стране начались масштабные преобразования. Богоборческие власти закрыли приход. В помещении храма организовали производственный цех хлебозавода. В начале шестидесятых собор по решению властей подлежал сносу. Для подписания соответствующей документации из столицы приехала Г. Оранская, являющаяся архитектором. Но поворот событий всех удивил. Оранской настолько понравилось храмовое здание, что она отдала приказ его отреставрировать. Процесс затянулся на многие годы, работа шла медленно. Реставрация закончилась только в 1986 году.

После капитального ремонта собор передали краеведческому музею. В здании разместилась экспозиция, там часто проводили лекции, посвящённые возрождению отечественной культуры, и различные концертные мероприятия.

В связи с распадом Советского Союза, собор вернули епархии. Его наружную часть и весь интерьер искусно расписали сюжетами из христианской истории. На изображениях можно увидеть много святых, мучеников и подвижников. Конечно, нынешний вид храма разительно отличается от облика прошлых веков, но он стал ещё наряднее и украшает центр города, привлекая туристов.

История собора

Богоявленский собор в Иркутске — второе старейшее каменное сооружение в городе. За более чем 3 века своей истории он прошел путь от деревянного храма до величественного кафедрального собора.

Деревянная церковь

Первоначальную конструкцию возвели полностью из дерева в 1693 году жители расположенного неподалеку острога. Для постройки церкви подобрали живописный уголок на нижней набережной Ангары, с восточной стороны Иркутского кремля. В честь одной из кремлевских башен ее окрестили Петропавловской церковью.

Возведение и основание нового собора

Первоначальное сооружение простояло всего несколько лет. 3 августа 1716 года все постройки полностью уничтожил огонь. Спустя 2 года было принято решение снова возвести храм, но на этот раз уже из кирпича. Сложность состояла в том, что в это время строилась вторая российская столица, и указом Петра I было запрещено возведение любых построек из камня. В конце 1718 года строгость указа ослабили, и благодаря щедрым пожертвованиям горожан начались строительные работы.

В 1724 году, по прошествии шести лет с начала работ, открылось первое сооружение — Петропавловский придел. Звонницу достроили в начале 1729 году. Летом того же года открыли и освятили придел Иоанна Воина. Строительство кирпичной ограды началось в 1755 году.

С 1960 года в течение 10-и лет постепенно открылись еще 3 придела:

  • Казанской Божией Матери (южная сторона);
  • Иоанна Предтечи (северная сторона);
  • всех святых (северная сторона).

Вследствие апрельского землетрясения 1804 года был серьезно поврежден 5-ый купол, упал крест. Купол пришлось убрать.

Читать еще:  Храм Николая Чудотворца в Клённиках: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

В 1797 году, под надзором молодого умельца Алексея Унжакова, отлили первый и самый большой на тот момент в городе колокол весом 12 тонн. До 1815 года он провисел на столбах. Первые рвы для новой колокольни были выкопаны в сентябре 1812 года, а закончили строительство и повесили колокол под купол 30 марта 1915 г.

Первая реставрация проводилась с 1862 года, после серии землетрясений 30 и 31 декабря 1861 года.

Повреждения были серьезными:

  • почти на всех сводах возникли трещины;
  • полопались арки, расположенные над дверями и окнами;
  • из окон фонарика в холодном храме выпало несколько рам;
  • в Петропавловском иконостасе сместились 2 опорные колонны.

Ближе к концу XIX века вблизи храма построили административные помещения, названные Архиерейским подворьем. Они были отданы под покои архиерея и другие нужды административного назначения. Через некоторое время туда была перенесена библиотека и духовная консистория — епархиальное управление Русской Православной церкви. Позже возвели здание духовного училища и склепы некоторых иркутских архиереев.

Историческая судьба

В 20-е годы XVIII века Иркутская епархия стала полностью независимой от Тобольской, Богоявленский собор возвели в положение кафедрального собора Иркутской Епархии. Но по окончании строительства Казанского храма в 1894 году, он был лишен этого статуса. Высшие церковные чины переехали в Казанский собор.

Торжественное освящение собора Богоявления, возведенного заново после пожара, состоялось 25 сентября 1746 года.

В 1771 году скончался епископ Софроний Иркутский. Богоявленский собор стал местом его погребения.

В советское время храм был закрыт, но не был снесен. После революции 1917 года в нем разместили кондитерский цех хлебопекарного завода. В связи с нуждами предприятия, внутренние переделки помещений проводились неоднократно и сильно навредили архитектуре.

В 1960 году было принято решение о сносе храма, но благодаря московскому архитектору Галине Оранской, в 1968 году было получено разрешение на масштабную реставрацию, продлившуюся 18 лет. Храм официально стал памятником архитектуры республиканского значения.

После завершения реставрации в 1985 году собор передали в ведение Иркутскому областному художественному музею. Спустя еще 9 лет, церковь вернули Иркутской епархии. А на Светлую Пасху в 1995 году епископ Вадим освятил церковь, и она снова открыла двери для прихожан.

Капитальная реконструкция

Когда в 1968 году было получено разрешение на реставрацию, за дело взялись всем миром. Работники разных профессий приложили немало усилий для воссоздания первоначальной архитектуры. Реконструкцию проводили лучшие мастера своего дела.

Наиболее значимый вклад внесли:

  1. Галина Григорьевна Оранская — московский архитектор, работник всесоюзного производственного комбината министерства культуры СССР, полностью подготовила проект реконструкции. Все работы проходили под ее руководством.
  2. Штанько А.Н. — в прошлом педагог керамического отделения училища искусств. Смог восстановить уникальную и почти забытую технологию по созданию изразцов, а также полностью занимался их изготовлением.
  3. Кикас О.П. — профессиональный каменщик, сделавший своими руками не одну тысячу специальных кирпичей, из которых были выложены новые стены.

За 18 лет удалось сделать почти невозможное, чтобы облик храма приобрел былой величественный вид и смог радовать прихожан, как и 300 лет назад.

Современное положение

Старые проблемы и недоделки в настоящие время впервые проявились в 2015 году. Во время службы сдвинулась каменная плитка, и священнослужитель провалился одной ногой под пол. К счастью, жертв не было. Подпорки храма не ремонтировались с момента основания. Деревянные перекрытия в подвале пришли в полную негодность. В целях безопасности пришлось закрыть двери для прихожан.

Самые проблемные зоны были наспех отремонтированы, и собор снова возобновил работу, но зданию по-прежнему необходим капитальный ремонт подвальных перекрытий.

История

От деревянного до каменного здания

Собор был основан в 1693. Он расположился за восточной стеной Иркутского кремля. В XVIII веке его собирались расширить, но не успели — во время пожара 3-го августа 1716 он полностью сгорел [1] .

Спустя два года было решено восстановить собор из кирпича, но царский указ 1714 временно запрещал возведение каменных построек: строительство новой столицы на берегу Невы требовало слишком много затрат, материалов и мастеровых. В 1718 указ был частично отменен, и в том же году, расчистив пепелище, в Иркутске заложили Богоявленский собор, которому суждено было стать третьим по счету каменным городским зданием. Его строили пять лет. Пожертвования на его строительство делали горожане и гости Иркутска, принося деньги и драгоценности [2] . Через шесть лет после закладки строительства, было открыто первое сооружение собора — придел святых апостолов Петра и Павла (Петропавловский придел).

В 1727, когда Иркутская епархия полностью отделилась от Тобольской, строительство собора продолжилось, о чём свидетельствует запись из Приходо-расходной книги храма:

В 1727 г. подрядчиками Петром Пахаевым, Насильем да Иваном Кирпишниковыми, посадским человеком Иваном Корюкиным да служилым Иваном Поповым поставлено кирпичей, первым 30 тысяч, вторым 20 тысяч и последними 20 тысяч, по 3 рубля за тысячу. В следующем 1728 г. плачено за возку кирпичей с заводов на место постройки Павлу Кучумову за 50 тысяч и Федору Максимову за 40 тыс. по 24 коп. с тысячи. Декабря 3 числа 1730 г. посадский человек Петр Пахаев взял на себя подряд сделать на своем заводе для церковного строения 55 тыс кирпичу доброго на сроки к 20 числу июля будущего 1731 г. 30 тыс., а остальные 25 тыс. к 15 числу августа. Цены рядили с каждой тысячи по два рубля с полтиною. В случае же непоставки к сроку кирпичей подрядчик обязывался сделать их вдвое. 12 числа же месяца принял на себя подряд поставить такое же количество кирпича и на тех же условиях иркутский служилый Василий Гилишев. 23 декабря на тех же условиях взял подряд на 12 тыс. кирпичей иркутский служилый человек каменщик Афанасий Курносов. 17 числа января 1731 г. посадский человек Семен Ефимов Ракин подрядился сделать к Ильину дню 20 тыс. кирпичу доброго красного по той же цене, по 2 руб. 50 коп, за тысячу. 20 числа января посадские люди Иван Михайлов Мальцев и Леонтий Данилов Ярыгин подрядились на тот же срок и по той же цене доставить 10 тыс. кирпичу. Апреля 7 числа 1731 г. вышеупомянутый Павел Кучумов подрядился возить кирпич из-за полисаду от кирпичных сараев Пахаева уже не по 24 коп., как прежде, а по две гривны с тысячи. Последним сроком было 1-е число октября 1731 года [3] .

В 1729 была завершена колокольня, а 22 июля был освящён придел во имя Иоанна Воина, который существовал до 1818.

Читать еще:  Иверский монастырь в Ростове-на-Дону: история и адрес, описание, святыни

В 1755 было начато строительство каменной ограды вокруг храма, в 1760-е к трёхпристольному собору были пристроены еще три придела: во имя Казанской Божией Матери с южной стороны, и с северной — во имя Иоанна Предтечи и во имя Всех святых.

XIX век

В ночь с 23 на 24 апреля 1804 произошло землетрясение. В результате слетел крест собора и был повреждён пятый купол, который позже был убран.

В сентябре 1812 были выкопаны рвы для второй соборной колокольни. Сам колокол вылили в 1797 году, он весил более 12 тонн. Это был самый большой колокол в городе, поэтому получил соответствующее название — Большой. С 1797 года он висел на столбах. 30 марта 1815 года колокол был поднят на новую колокольню в стиле русского классицизма, которая 10 июня окончательно была покрыта железом и увенчана крестом.

Первая реставрация

Значительно пострадал Богоявленский собор 30-31 декабря 1861. Тогда произошло сильнейшее землетрясение, в результате которого были повреждены практически все своды, на них появились трещины, во многих местах над окнами и дверьми лопнули арки, из окон фонарика холодного храма выпали рамы, сдвинулись с места две колонны в Петропавловском иконостасе. Собор пришлось ремонтировать.

Вскоре рядом с собором первоначально из дерева, а потом из камня был построен Архиерейский дом. В нем располагались жилые покои и административные помещения иркутского архиерея, сюда же была переведена Духовная консистория, ведающая всеми делами Иркутской епархии. Позднее было построено здание для духовного училища, в котором обучали священнослужителей. Здесь появилась богатая библиотека периодической православной литературы. Таким образом, на протяжении XVIII-XIX веков кафедральный собор Богоявления был средоточием духовной жизни Иркутского края. В конце XIX века недалеко от него был построен новый храм во имя Казанской Божией Матери. Освящен он был в 1894 году. Ему были переданы функции кафедрального собора.

30—31 декабря 1861 года в Иркутске случаются сильные землетрясения. Собор вновь получает серьёзные увечья: повреждены своды, некоторые арки лопнули, выпали рамы, а в Петропавловском иконостасе с места сдвинулись две колонны. Во второй половине XIX века рядом с собором было построено Архиерейское подворье, где расположились покои архиерея и административные помещения. Со временем сюда перевели духовную консисторию, появилась библиотека православной периодики, построили здание для духовного училища. Также была усыпальница нескольких иркутских архиереев.

В 1894 завершается строительство Казанского кафедрального собора, в который была перенесена кафедра Иркутской епархии, что означает потерю Богоявленским собором статуса Кафедрального собора [4] .

Вторая реставрация

В советский период Богоявленский собор счастливо избежал судьбы кафедрального Казанского собора, хотя и пережил тяжёлые годы. После Октябрьской революции Собор Богоявления был закрыт для верующих. В его здании разместился кондитерский цех хлебозавода. Храм неоднократно подвергался изменениям под производственные нужды завода. Теперь только глубокий знаток архитектуры смог бы увидеть в нагромождении хозяйственных построек шедевр древнего русского зодчества. Четверик соборного здания был разделён на несколько этажей под общежитие [1] . В 1968 печи хлебозавода были ликвидированы, началась реставрация собора, которая продлилась 18 лет [1] . После чего храм был передан в распоряжение Краеведческому музею. В 1960 Богоявленский Собор и Спасскую церковь хотели снести. Специально для подписания соответствующих бумаг приехала Галина Оранская, архитектор из Москвы. Но вместо того, чтобы дать приказ о сносе, она взялась за реконструкцию культовых сооружений [5] . Тогда же храм получил статус республиканского значения.

Реставрация Богоявленского собора велась с 1967 по 1985, после чего он был передан Иркутскому областному художественному музею. В помещении несколько лет работал лекторий Общества возрождения русской духовности и культуры, постоянно проводились концерты духовной музыки. Передача в 1994 году собора Иркутской епархии стала абсолютно логичным шагом. Собор был освящён епископом Вадимом в 1995 году, на праздник Пасхи. А в 2003 собор получил новый облик — художники иконописной мастерской, работающей при епархиальном управлении, завершили роспись фасада. Расписаны и своды трапезной — без малого 300 квадратных метров, главный придел храма. В основе художественного решения — сцены Богоявления и Рождества Христова, тема тысячелетия Руси: святые, герои, пророки и новомученики.

Читать еще:  Собор Преображения Господня в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Современный период

В 1994 Собор Богоявления был передан Иркутской епархии, которая вскоре начала проводить богослужения в бывшем приделе Петра и Павла.

В 2002 была завершена роспись алтаря [6] .

Нынешний облик Богоявленского собора сильно отличается от его прежнего исторического облика.

Второе рождение здания

В первой половине двадцатого века храм переживал свои тяжёлые времена. Эта церковь в Иркутске была закрыта для богослужений и прихожан, а в её здании разместился хлебобулочный завод. В данный период времени собор не один раз изменялся, чтоб соответствовать производственным помещениям цеха. Вся его архитектура прошлых лет подверглась полному уничтожению. В соборном здании ещё к тому же размещалось общежитие сотрудников цеха, что привело к полному упадку сооружения.

В 1961 году было принято решение о том, что нужно сносить церковь Явления Господня (Иркутск). Собор Богоявления, к большой радости горожан, смог избежать этой трагической участи благодаря столичному архитектору и инженеру Г. Оранской, приехавшей сюда специально, чтобы подписать бумаги о его полной ликвидации. Женщине настолько понравилось сооружение, что она, вместо его сноса, отдала приказ о его реконструкции. Таким образом, хлебозавод был выселен из здания, начался капитальный ремонт всех его помещений.

Он длился целых восемнадцать лет и закончился только лишь в 1986 году. Затем, после завершения реставрационных работ, храм был передан во владение краеведческому музею областного значения, который развернул там свою экспозицию. В его помещениях несколько лет читались публичные лекции, посвященные русской культуре и её возрождению, а также часто проводились разнообразные концертные мероприятия.

  • Проживание
  • Достопримечательности
  • Дешевые авиабилеты

Является архитектурным памятником федерального значения.

Второе по древности сложенное из камня здание Иркутска является православным храмом, возводимым с 1718 по 1746 годы, на рубеже 18-19 столетий выступал в качестве кафедрального собора города.

Основали собор еще в 1693 году, для строительства выбрали место за восточной стеной кремля Иркутска. Априори церковь была выполнена деревом и звалась Петропавловской, это имя носила одна из кремлевских башен. Пожар 1716 года уничтожил деревянную версию храма полностью.

Через два года собор решили поднять из пепла и применить в строительстве кирпич. Средства на возведение собирали с жителей и гостей города, которые жертвовали как деньги, так и драгоценности. Спустя 6 лет после закладки первого камня открыли первое строение собора – придел святых апостолов Павла и Петра или Петропавловский придел.

В 1727 году Тобольская и Иркутская епархии отделились друг от друга, а стройка возобновилась. Через два года была готова колокольня, в июле 1729-ого освятили еще один придел, названный в честь Иоанна Воина, простоявшего 1818 года. В 1755 году храм стали обносить каменной оградой, в 60-х 18-ого столетия к трепристольной церкви присоединили еще 3 придела: Казанской Божией Матери (с южной стороны), Иоанна Предтечи и Всех святых (с северной). В начале 70-х того же века в соборе погребли святителя Софрония Иркутского.

На заре 19-ого столетия случилось землетрясение, повлекшее за собой повреждение пятого купола и обрушение креста. Купол впоследствии убрали насовсем. Осенью 1812 года вырыли рвы для еще одной колокольни, колокол к которой отлили еще в конце 18-ого века, вес его составил более 12 тонн – назвали его Большим, что было заслужено, больше этого колокола в Иркутске не было. Сначала висел он на столбах, а весной 1815-ого его подняли на новую колокольню, являющую собой образец русского классицизма – летом ее покрыли железом и установили на ней крест.

Накануне нового 1862-ого года в Иркутске вновь случились землетрясения – собору опять досталось: своды, арки, рамы, колонны…

Во второй половине 19 века подле собора возвели Архиерейское подворье, в котором базировались покои архиерея и административные комнаты, после сюда перенесли духовную консисторию, организовали библиотеку православной периодики и отстроили здание для училища духовенства.

К 1894 году завершаются работы над Казанским кафедральным собором, куда переносят кафедру Иркутской епархии, что повлекло лишение Богоявленского собора кафедрального статуса.

В постреволюционный период собор для верующих закрыли, внутри разместили кондитерский цех. Собор кроили и переделывали под нужды производства не единожды. Четверик церкви поделили на этажи, переделав в общежитие.

В начале 60-х прошлого века и собор, и Спасскую церковь собирались сносить, для подписание документов явилась московский архитектор Оранская, а вместо «жирной точки» и сноса взяла за реконструкцию обреченных зданий. Храму присвоили республиканское значение, к концу 60-х убрали хлебозаводские печи, принялись за восстановление культового сооружения, длившееся почти 20 лет. После храм отдали в ведомство Краеведческого музея.

В 1994 году храм переходит Иркутской епархии, возобновились богослужения в бывшем Петропавловском приделе. В начале нового тысячелетия расписывают алтарь. В итоге: современное обличье собора весьма и весьма отличается от априорного.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector