3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Орловская митрополия

Датой образования церковной административной единицы на орловской земле можно считать 1788 г., когда императрица Екатерина Великая издала указ о совмещении границ светских и церковных административных единиц.

Храмы Орловской митрополии:

В соответствии с указом в мае этого же года была создана Орловско-Севская епархия. Кафедра епископа находилась в городе Севске. Первым владыкой Орловским и Севским был назначен преосвященный Аполлос, приложивший большие усилия для обновления храмов, расположенных на территории епархии.

В 20-е гг. XIX в. епископ Иона предложил перенести кафедру из Севска в Орёл. Перевод произошёл в 1827 г. после возведения в Орле здания для размещения духовной семинарии. На протяжении всего столетия в епархии велось активное храмовое строительство. Было построено более 150 новых церквей. Во 2-й половине XIX столетия епархию посещали Серафим Саровский, Макарий Оптинский, Иоанн Кронштадтский.

В начале XX в. размер Орловской епархии был сопоставим с территорией Сербской или Болгарской церкви, поэтому было решено утвердить в ней викариатство. Частыми гостями здесь были члены императорской семьи.

С приходом к власти большевиков религиозная жизнь по всей стране практически прекратилась. Во время немецкой оккупации на территории епархии действовали православные священники, принадлежащие юрисдикции Русской православной церкви Зарубежом.

Другие митрополии РПЦ:

В 40-90-е гг. под контролем орловской кафедры находилась территория Орловской и Брянской области. В 1994 г. образовалась самостоятельная Брянская епархия. Через 20 лет по инициативе епископа Антония единую кафедру разделили на две части, центры которых располагаются в Орле и Ливнах. Обе епархии вошли в состав вновь образованной Орловской митрополии. Её главой стал архиепископ Орловский и Болховский Антоний.

Орловская митрополия запись закреплена

В Орле остановку общественного транспорта переименуют в честь Николо-Песковского храма

Такое решение приняли жители города.

В августе мэр Орла Юрий Парахин предложил горожанам поучаствовать в интернет-голосовании по переименованию остановок общественного транспорта, названия которых потеряли актуальность. В том числе было предложено дать новое название остановке «Магазин „Апельсин“». Поскольку такого магазина давно не существует, мэрия предложила назвать ее «Храм Николы на Песках».
Показать полностью.

По итогам голосования большинство орловцев поддержали переименование остановки в честь Николо-Песковского храма. Об этом Юрий Парахин сообщил на странице во «ВКонтакте». Новые названия получили и некоторые другие городские остановочные пункты.

В ближайшее время в реестр муниципальных перевозок будут внесены соответствующие изменения. Новые названия будут использоваться для объявления остановок в общественном транспорте с 1 ноября.

Орловская митрополия запись закреплена

В Спасо-Преображенском соборе Болхова откроется фотовыставка о святынях, церковной жизни и душе

Открытие фотовыставки, организованной Орловским фотографическим обществом, состоится 9 октября в 14:00 в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Болхова.

Фотоработы расскажут о святынях города, церковной жизни и душе человека. В экспозицию вошли произведения 14 авторов. Одним из участников выставки станет иерей Сергий Ноздрунов, настоятель Христорождественского храма Болхова.
Показать полностью.

Часом ранее в местном краеведческом музее начнет работу выставка «Радость материнства». Ее автор — известный белгородский фотограф Игорь Горелик, который был участником православного летнего фотофестиваля в Болхове.

На обеих площадках состоятся встречи с авторами фотографий и мастер-классы, на которые приглашаются все желающие.

В июле этого года в Болхове состоялся фотофестиваль, на который собрались именитые мастера светописи из Белгорода, Брянска, Орла, Королева, Пушкино, а также местные фотографы. Фестиваль проводился по благословению митрополита Орловского и Болховского Тихона в рамках проекта «Экология души» Орловского фотографического общества.

Обширная экспозиция была представлена в краеведческом музее, а в Троицком Рождества Богородицы Оптином женском монастыре состоялась выставка, посвященная 180-летию Спасо-Преображенского собора Болхова.

По итогам фестиваля была собрана новая фотовыставка.

Возрастная категория: 12+.

Орловская митрополия запись закреплена

В сентябре более 10 семей получили помощь от Центра защиты материнства и детства «Семья» при Троицком храме Орла

Центр защиты материнства и детства «Семья» при Свято-Троицком храме города Орла продолжил свою социальную работу в сентябре. В прошедшем месяце благодаря активной поддержке и заботе жертвователей помощь получили более 10 семей.

Волонтеры «Семьи» приобрели лекарства для подопечных детей, заболевших ОРВИ. Нуждающихся также удалось обеспечить продуктами, бытовой химией и одеждой.
Показать полностью.

Помогли и оказавшемуся в тяжелой жизненной ситуации Игорю, который живет в аварийном доме. Волонтеры купили мужчине белье и передали одежду с вещевого склада.

Особую благодарность за помощь руководство Центра защиты материнства и детства «Семья» выражает Татьяне Решетниковой, Андрею Герасименко и семье Пухначёвых.

Читать еще:  Серафим Тяпочкин: житие и биография старца, могила, почитание

Поддержать проекты центра «Семья» материально и физически можно здесь.

Орловская митрополия запись закреплена

В Ахтырском кафедральном соборе Владыка Тихон освятил антиминсы, совершил Литургию и поздравил воспитанников воскресной школы

Митрополит Орловский и Болховский Тихон 3 октября, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, совершил Божественную литургию в Ахтырском кафедральном соборе города Орла.
Показать полностью.

Архипастырю сослужили благочинный храмов Центрального округа протоиерей Василий Иванов, секретарь Орловской епархии и настоятель Ахтырского кафедрального собора иерей Димитрий Никулин, священник гарнизонного храма Казанской иконы Божией Матери города Орла иерей Максим Ерескин и клирики собора.

Перед началом богослужения Владыка Тихон освятил антиминсы для храмов Орловской епархии.

По окончании Литургии Архипастырь поздравил воспитанников воскресной школы при Ахтырском кафедральном соборе с началом нового учебного года, который традиционно здесь начинается в октябре. Все учащиеся получили сладкие подарки.

* * *
Антими́нс (от греч. ἀντί — вместо и лат. mensa — стол — вместопрестолие) — освященный архиереем четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения Иисуса Христа во гроб, с зашитой частицей святых мощей, на котором совершается Литургия.

На антиминсах изображается положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста, орудия Его казни, и четыре евангелиста.

На антиминсе есть подпись епископа, который его освящал, а также указано, где, когда и для какого храма состоялось это освящение.

Антиминс — неотъемлемая часть престола, без которой нельзя совершать Литургию. Антиминс разворачивается в определенный момент богослужения, по окончании которого свертывается особым образом и хранится в специальном плате — илитоне.

Духовное наследие Орловщины.

Содержимое разработки

Духовное наследие Орловщины.

Орловская епархия

Последнее столетие нашей истории привело к забвению религиозной жизни. Однако в конце XX века усилился интерес к духовным истокам России. Обращение к нашему прошлому тем более необходимо, что, по словам иеромонаха Дамаскина (Орловского), «прошлое не должно быть утеряно, на прошлом, как на фундаменте, утверждается новое, поэтому собрать воедино сокровище духовное — наш долг перед будущим поколением».

История Орловской и Ливенской епархий теснейшим образом связана с историей Орловского края; её знание помогает понять многие закономерности и причины тех или иных событий, характерные черты области и населяющих ее людей, ощутить духовный климат региона, предположить, какие тенденции будут определять дальнейшее развитие духовной жизни.

Учрежденная в конце XVIII в. Орловская епархия более чем за двести лет своего существования претерпела немало преобразований, которые коснулись не только церковного управления, но и многих других областей духовной жизни. Была основана Духовная Семинария, учреждено викариатство, строились храмы и монастыри. Большую роль в деле духовно-нравственного просвещения народа сыграли такие выдающиеся епископы, как Аполлос (Байбаков), Иона (Павинский), Смарагд (Крыжановский), Симеон (Линьков), Никанор (Каменский) и др. С 1865 года стали выходить «Орловские епархиальные ведомости». Были организованы религиозно-просветительские общества и братства.

Только за один XIX век Орловский край дал немало замечательных иерархов — подвижников благочестия, которые украсили церковную историю России. Среди них причисленные к лику святых Филарет (Дроздов), Митрополит Московский; Филарет (Амфитеатров), Митрополит Киевский и Галицкий; святитель Феофан, Затворник Вышенский (Говоров); знаменитый миссионер, автор первого полного перевода Библии на русский язык архимандрит Макарий (Глухарев); архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов); протоиерей Иоанн Жданов; иеромонах Мельхиседек (Орнаутов).

Историческая справка подготовлена
священником Михаилом Жарковым

Церковь на Орловщине

В XVIII столетии средоточием духовного управления в городе Орле и его уезде был Орловский духовный приказ, переименованный в середине XVIII века в духовное правление. Здесь работали два сотрудника, именовавшиеся сперва судьями, а затем управителями. Должность главного судьи обычно занимали игумены и архимандриты монастырей — Богоявленского и Успенского. Второй судья, или судящий, избирался из среды белого духовенства. До перенесения Богоявленского монастыря за город Орловский духовный приказ находился в собственном каменном здании в городе; когда он был перенесен в Успенский монастырь, то прежнее его здание пришло в ветхость.

К середине XVIII века наметился кризис церковного управления. Некоторые епархии, в том числе и Коломенская, были разделены на несколько частей, располагавшихся чересполосно с другими. Границы их не соответствовали государственно-административному делению, что мешало согласованию действий государственных и церковных инстанций. Орловщине, как самой удаленной территории Коломенской епархии, уделялось наименьшее внимание.

В 1764 году, наряду с секуляризацией церковных земель, Екатерина II провела унификацию церковного и государственно-административного территориального деления. В 1765 году Ливны были переведены в Воронежскую епархию из Крутицкой. По указу Святейшего Синода возникло Севское викариатство в составе Московской епархии. В него вошли города Севск, Брянск, Трубчевск, Карачев, Мценск, отошедшие от Московской епархии; Орел и Кромы — от Коломенской. Благодаря этому разрешилась проблема удаленности Орловщины от епархиального центра. За период с 1764 по 1788 викариями здесь были пять владык: Тихон (Якубовский) (1764 -1767), Кирилл (Флоринский) (1768 — 1778), Амвросий (Подобедов) (1778 — 1782), Дамаскин (Семенов-Руднев) (1782 — 1783), Феоктист (Мочульский) (1784 — 1787).

Читать еще:  Церковь Иоанна Кронштадтского в Жулебине: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Однако тогда же было временно свернуто монастырское строительство. По штатам 1764 года на территории Орловщины осталось всего два штатных монастыря — Орловские Успенский и Введенский. Мценский Петропавловский, Болховский Христорождественский и Новосильский Троицкий Свято-Духов переводились за штат. Остальные упразднялись.

Но число простых приходских церквей в этот период продолжало расти. Так, в 1755 году в городе Орле насчитывалось 11 церквей, а в уезде (без города) — 86, к 1787 году в городе было уже 22 приходских и монастырских храма, в 1764 году в г. Болхове — 20. В Ливенском уезде в 1749 году было 79 церквей.

Во время церковной зависимости от Севской кафедры, в Орле в первый раз устроены были кладбища и церкви при них; до этого мертвых хоронили возле приходских церквей. Первой кладбищенской церковью в городе Орле по времени заложения была Ахтырская с приделом святого великомученика Никиты.

Тогда же на Орловщине распространяется церковное каменное строительство. На первых порах его инициаторами выступают монастыри — Оптин и Христорождественский в Болхове, Вознесенский и Петропавловский во Мценске, Сергиевский в Ливнах, Богоявленский в Орле.

В годы принадлежности Орловщины к Севской епархии наметился значительный подъем интеллектуального и нравственного уровня духовенства и паствы. Архипастыри вызывали ученых монахов из Киевской епархии, заводили при церквах библиотеки, требовали от духовенства обязательного обучения детей и народа. Второй епископ Севский и Брянский — преосвященный Кирилл — учредил при архиерейском доме Ставленническую контору для обучения кандидатов на священнические и церковные должности. Епископы сами производили испытания духовных лиц с целью добиться правильного и разумного совершения ими служб.

Наиболее же важным событием за это время было появление духовных учебных заведений.

Учреждение Орловской епархии. Её становление в 1788–1820 годы

В 1778 -1779 годах была учреждена Орловская губерния, территория которой значительно превосходила нынешнюю Орловскую область — она включала в себя часть современных Брянской и Липецкой областей.

В это же время встал вопрос и о создании самостоятельной епархии. Однако в первое время Орловская губерния распадалась в церковном отношении между тремя епархиями — Севской, Воронежской и Крутицкой.

6 мая 1788 году последовал именной императорский «Указ о разделении Епархий сообразно с разделением Губерний» II о разделении епархий Российской Церкви в соответствии с новым территориальным делением. На этом основании Святейший Синод, указом от 17 мая того же года, открыл самостоятельную епархию, на базе существовавшего Севско-Брянского викариатства, и передал в ее состав все монастыри и церкви, которые были в пределах Орловского наместничества.

Владыки именовались Орловскими и Севскими: Орловскими — по главному городу губернии, а Севскими — из уважения к бывшей кафедре севских архиереев. Местопребывание архипастырям велено было иметь «впредь до особого распоряжения в Севском Спасском монастыре (Указ Святейшего Синода от 17 мая 1788 года), где находились все необходимые помещения для Архиерейского дома, существовали Семинария и Консистория, которые переносить в Орел по недостатку средств было невозможно». Таким образом, до 1819 года, Орловские архиереи имели постоянное местопребывание в городе Севске.

В состав учрежденной Орловской епархии вошли следующие города с их уездами:

из Севской епархии: Дмитровск, Кромы, Дешкин, Мценск и Орел;

из Воронежской: Ливны и Малоархангельск;

из Крутицкой — Болхов.

Первым Орловско-Севским епископом стал Преосвященный Аполлос, а его преемником — Досифей (сыгравший роль неумолимого гонителя в судьбе нашего земляка — известного потом митрополита Киевского и Галицкого Филарета).

Севская духовная семинария была переименована в Орловскую, но по-прежнему оставалась в городе Севске.

Первоначально в пределах новообразованной Орловской епархии насчитывалось 824 церкви: 560 церквей были отчислены из Севской епархии, 196 — из Воронежской и 68 — из Крутицкой. С учреждением в Орле губернии и епархии почти все древние церкви были перестроены и заменены новыми, более обширными.

Структура митрополии

В Орловскую митрополию входят следующие епархии:

  1. Орловская, состоящая из 7 благочиний и 1 викариатства, которые расположены на западе региона.
  2. Ливенская, состоящая из 8 благочиний, географически находящихся на востоке области.


Храм Ахтырской иконы Божией Матери является кафедральным собором Орла

Читать еще:  Спасский собор в Пензе: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни

Для организации социальной, духовной и хозяйственной епархиальной работы функционируют следующие отделы:

  • просветительский и образовательный;
  • по взаимодействию с государственными и общественными структурами;
  • по организации работы с детьми и семьями;
  • по взаимодействию с силовыми структурами;
  • по борьбе с алкогольной и наркотической зависимостью;
  • благотворительный;
  • миссионерский;
  • комиссия по канонизации;
  • по работе с молодым поколением.

Также при Орловской митрополии действуют церковный хор, археологическая комиссия и отдел, занимающийся постройкой культовых сооружений.

Состав научно-справочного аппарата

ИСТОРИЯ ОРЛОВСКОЙ ЕПАРХИИ

История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей. – Орел, 1899. 1066 с. Книга написана известным орловским краеведом Г.М. Пясецким. Автор дает историческое описание церквей, приходов и монастырей, начиная с языческих времен до конца XIX в., имеются жизнеописания епископов Орловской епархии.

Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Т. I. Болховский – Кромской уезды. – Орел: Издание Орловского церковного историко-археологического общества, 1905. 502 с. Представлены материалы об образовании приходов, строительстве церквей; дается описание современного на тот период времени состояния церквей, приходов и монастырей епархии. В основу описания положены «церковные летописи», составленные приходскими священниками, впоследствии исправленные и дополненные.

Справочник по уездам Орловской епархии на 1903 год. – Б/м., б/г. – 144 с. Пособие, в котором указаны приходы, имевшиеся в благочинных округах Орловской епархии (по уездам Орловской губернии), а также состав причтов (церковных штатов) и сведения о денежных средствах, расходовавшихся на их содержание; представлены статистические сведения о числе прихожан, учащихся церковно-приходских школ.

ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ И УСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ, ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ

1905 год в Орловском крае. – Орел: Издание истпартотдела орловского Губкома ВКП (б), 1926. – 112 с. Сборник является одним из первых изданий о событиях, происходивших в Орловской губернии накануне и в первый год революции. Состоит из следующих разделов: земельные отношения в Орловской губернии перед революцией, крестьянское движение, рабочее движение, из истории орловской организации РСДРП.

Революционное движение в Орловской губернии в период первой русской революции 1905-1907 годов. – Орел: Изд-во «Орловская правда», 1957. – 228 с. Сборник документов о ходе революционных событий 1905–1907 годов в Орловской губернии, состоит из четырех глав: «Революционное движение в феврале–сентябре 1905 года», «Период наивысшего подъема революционного движения (октябрь–декабрь 1905 г.)», «Волнения учащихся средних школ», «Революционное движение в период 1906–1907 гг.)».

Борьба трудящихся Орловской губернии за установление Советской власти в 1917-1918 гг. – Орел: Изд-во «Орловская правда», 1957. – 354 с. Сборник архивных документов о наиболее важных событиях из истории установления Советской власти в Орловской губернии, включает три главы: «Революционное движение трудящихся Орловской губернии в марте–октябре 1917 года»; «Установление Советской власти в Орловской губернии (октябрь 1917 г. – апрель 1918 г.)»; «Первые мероприятия Советской власти».

Орловская губерния в период иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918-1920 гг.) – Орел: Орловское книжное изд-во, 1963. – 294 с. Сборник документов и материалов.

Реквием. Книга Памяти жертв политических репрессий на Орловщине. Т.1. Орел, 1994. 263 с. Книга подготовлена сотрудниками Управления Министерства безопасности России по Орловской области на основе архивных документов. Включены пофамильные списки жителей Орловщины (на буквы «А» – «Д»), ставших жертвами произвола и беззакония в 20–50-е годы ХХ в. Приводятся подлинные документы, фотографии, свидетельства очевидцев, а также сведения о сфальсифицированных органами ОГПУ-НКВД «делах» и «процессах».

Реквием. Книга Памяти жертв политических репрессий на Орловщине. Т.2. Орел, 1995. 327 с. Книга подготовлена сотрудниками Управления Федеральной службы контрразведки России по Орловской области и областной комиссии по реабилитации и восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий на основе архивных документов. Включены пофамильные списки жителей Орловщины («Е» – «О»), ставших жертвами произвола и беззакония в 20–50-е годы ХХ в. Приводятся подлинные документы, фотографии, свидетельства очевидцев, а также сведения о сфальсифицированных органами ОГПУ-НКВД «делах» и «процессах».

Реквием. Книга Памяти жертв политических репрессий на Орловщине. Т. 3. Орел, 1996. 343 с. Книга подготовлена сотрудниками областной комиссии по реабилитации и восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий и Управления Федеральной службы безопасности России по Орловской области на основе архивных документов. Включены пофамильные списки жителей Орловщины («П» – «Я»), ставших жертвами произвола и беззакония в 20–50-е годы ХХ в. Приводятся подлинные документы, фотографии, свидетельства очевидцев, а также сведения о сфальсифицированных органами ОГПУ-НКВД «делах» и «процессах». Представлены репродукции картин на лагерные темы бывшего узника, члена Союза художников России Н.И. Гетмана.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector