1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Свято-Никольский храм в Воронеже

Более 300 лет тому назад Напрасную слободу, расположенную около Речки Воронец, украсила деревянная церковь Димитрия Угличского. Появление самозванцев после смерти царевича, претендовавших на престол под именем Дмитрия, вызвало волнения и смуты среди населения, требовало вмешательства высших сил.

Другие храмы Воронежа:

Священники в храмах молились за упокой души царевича и сообщали, что его святые мощи хранятся в московском храме. В честь царевича Димитрия стали писать иконы и возводиться храмы, так появилась и воронежская церковь.

Интересно! Святой образ Николая Чудотворца был главной святыней Димитровской святыни, до начала 20 столетия прихожане поклонялись и второй святыне — иконе Димитрия Угличского, пока обе святыни не были утеряны.

Пожар 1703 года уничтожил воронежскую Димитровскую церковь, и до 18 столетия святое место пустовало.

Храм Николая Чудотворца был построен в период между 1712 и 1720 годами, и, в отличие от множества других храмов Воронежа, практически всё время использовался по своему прямому назначению. История Никольского храма восходит к началу XVII века, когда здесь, в Напрасной слободе, был поставлен деревянный храм в честь св. Димитрия Углицкого.

В Димитриевской церкви находился почитаемый чудотворный образ Николая Чудотворца. Написан он был не позднее середины XVII века; о нём сообщалось в надписи на древнем напрестольном кресте.

Эти реликвии стали единственными из сохранившихся после пожара в 1703 году, были перенесены в современную Никольскую церковь и сохранялись там ещё в начале XX века. В 1712 году на пожертвования горожан церковь была отстроена в камне и в 1720 году освящена в честь Святителя Николая. По своей композиции она чрезвычайно близка к построенной в те же годы церкви Иоанна Воина в Москве.

Пожар 1748 года вновь повредил Никольский храм: сгорела кровля купола и трапезной, в интерьере огонь истребил иконы, ризницу и святые престолы. Прихожане сразу же взялись за восстановление храма, и уже в сентябре 1749 года епископ Феофилакт (Губанов) освятил придельный алтарь во имя великомученика Димитрия Солунского в трапезной. В 1768 году вокруг храма была устроена каменная ограда. В 1788 году в главном храме был обновлён иконостас и расписаны стены, в 1816-1819 годах подобные работы были проведены в Димитриевском приделе. В XVII и XVIII веках храм был одним из самых богатых в городе. В 1830 году купец Алексей Самуилович Мещеряков устроил в храме придел в честь своего митрополита Алексия, освящённый 27 сентября 1831 года. В 1831 году, во время эпидемии холеры, прославилась особо чтимая Толгской иконы Божией Матери, икону носили по улицам и домам горожан. В 1836 году на деньги купцов Лялиных в храме в честь этой иконы был сооружён правый придел. Придел разместили на месте Димитриевского, который был отнесен влево, для чего пробили капитальную стену. В 1839 году те же купцы Ляпины пожертвовали средства на очередное обновление главного иконостаса; в 1864 году была переписана настенная живопись. Последний перед революцией ремонт был проведён в 1900 году: обрели новый вид иконостасы и фрески, во всём храме появилось водяное отопление.

В 1920-х годах Никольский храм становится оплотом обновленцев. В 1930-х годах ряд священников храма был репрессирован. В 1940 году храм был закрыт. Во время Великой Отечественной войны были разрушены два яруса колокольни, сгорела кровля трапезной и покрытие купола. Война заставила власти пересмотреть своё отношение к Русской православной церкви. 5 февраля 1942 года храм вернули церкви. В 1943-1949 годах Свято-Никольский храм — единственный действующий в городе, становится кафедральным собором. В период оккупации правого берега Воронежа, с июля 1942 по январь 1943 года, храм не действовал. Первый послевоенный архиепископ Воронежский и Острогожский Иона (1866-1945) покоится сейчас за алтарём храма. К концу 1940-х годов в Воронеже открылись Казанский и Покровский собор, к последнему перешёл статус собора.

В 1988 году, в год тысячелетия Крещения Руси, храм был заново расписан внутри, но сохранились и иконы XIX века. В 1996 году художником К.Д. Ясиновским была исполнена мозаичная надвратная икона, а в 2005 году на колокольне появилась мозаичная икона св. Николая Воронежского художника Чурюмова. В июне 2001 года, по благословению Мефодия, митрополита Воронежского и Липецкого, храм был освящен в честь Толгской иконы Божией Матери и состоялось первое богослужение.

  • Записи сообщества
  • Поиск

Свято-Никольский храм города Воронежа запись закреплена

Свято-Никольский храм города Воронежа запись закреплена

Зачатие святого пророка Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, празднует Православная Церковь 6 октября .

Еще ветхозаветный пророк Малахия предсказал, что раньше прихода Спасителя явится Его Предтеча, поэтому иудеи, ждавшие Мессию, ждали явления и Его Предтечи.

Святой Иоанн Креститель родился в семье иудейского священника Захарии и его жены Елисаветы, и рождение его связано с чудом Божиим.
Показать полностью.

Праведные Захария и Елисавета долго не имели детей и, казалось, что у них уже никогда их и не будет, ведь в бесчадии они достигли преклонных лет. Однако, как повествует святой евангелист Лука (Лк. 1), однажды, когда Захария совершал в свой черед служение в храме, ему явился архангел Гавриил и возвестил о скором рождении сына.

Захария смутился от такого видения и обетования архангела, отчего на него снизошла немота, и он не мог говорить до самого рождения ребенка. В своем обетовании архангел Гавриил также сообщил, что младенца необходимо назвать Иоанн.

Спустя положенное время Елисавета родила младенца, которому и нарекли имя Иоанн. Будущий пророк родился на шесть месяцев раньше Господа Иисуса Христа. По материнской линии (Елисавета – Мария) Иоанн Предтеча был родственником Господа.

Во время наречения имени, народ удивился тому, что именно так родители хотят назвать своего сына, ведь в то время имена давали по родовому признаку. В тот момент, когда народ дивился этому, Захария снова заговорил, он произнес пророчество о будущем служении своего сына, а также о приходе в мир Спасителя.

По своему значению Иоанн Предтеча явился самым значимым праведником после Божией Матери. Он крестил в Иордане Господа Иисуса Христа, призывал народ Израиля к жизни по заповедям Божиим, обличал пороки. Свою жизнь он окончил мученически: по повелению царя Ирода святому отсекли голову.

Свято-Никольский храм города Воронежа запись закреплена

Свято-Никольский храм города Воронежа запись закреплена

30 сентября Православная церковь вспоминает Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию, пострадавших за веру Христову во II веке.

София дала своим дочерям имена по трем христианским добродетелям, упомянутым в Первом послании к Коринфянам апостола Павла. В церкви в этот день проходит молебен в честь святых мучениц, а у их иконы верующие люди просят помощи и заступничества.
Показать полностью.

Во времена правления императора Адриана (117-138) в Рим прибыла из Милана вдова София с тремя дочерями. И хотя в те годы жестоко преследовали верующих во Христа, мать воспитала своих детей в христианском благочестии.

Девочки подрастали, возрастали в них и добродетели. Постепенно по всему Риму распространился слух об их красоте и премудрости. Дошел слух и до императора, приказавшего привести мать с дочерьми к нему.

Побеседовав с девочками, Адриан был поражен твердостью веры юных дев (на тот момент Вере исполнилось 12, Надежде – 10, а Любови – 9 лет). Он приказал приводить их по-отдельности, надеясь, что сможет убедить отречься от Христа.

Первой перед тираном предстала Вера. Она уверено ответила на льстивые речи императора, осудила его злые и нечестивые замыслы против христиан. В гневе Адриан приказал раздеть девочку и бичевать её нещадно. Потом ей отрезали сосцы, но из ран вместо крови потекло молоко. Веру не смогли сломить и другие мучения, выпавшие на её долю, ведь она была ограждена силой Божией. Тогда правитель приказал обезглавить мученицу.

Потом император приказал привести Надежду. Она тоже была тверда в вероисповедании, как и её сестра. Её бичевали, а затем отправили в горящую печь, но огонь погас. После долгих мучений она тоже приняла смерть от меча.

Затем разгневанный Адриан призвал к себе девятилетнюю Любовь, которая проявила такую же стойкость, как и её старшие сестры. Её подвесили на дыбы и так сильно растянули, что начали ломаться суставы на руках и ногах. Девочку тоже бросили в пылающую печь, но её спас ангел. Тогда мученицу усекли мечом.

Император не стал пытать Софию, понимая, что никакие мучения не поколеблют веру женщины, которая так стойко наблюдала за страданиями и смертью своих детей. Он разрешил ей забрать тела дочек. София положила их останки в ковчег и на колеснице отвезла за город, где похоронила на высоком месте. Три дня мать сидела у их могилы, а потом мирно предала свою душу Господу.

Тело Софии верующие погребли на том же месте, где она похоронила своих детей. Её, как и дочерей, причислили к лику святых мучеников, хотя страдания за Христа она приняла не телом, а сердцем.

Мощи мучениц в VIII веке из крипты кладбища святого Панкратия в Риме были перенесены в построенную церковь святого Сильвестра на Марсовом поле. Часть мощей мучениц преподнесли в дар монастырю святой Иулии (Италия). В мае 777 года по просьбе епископа Ремигия мощи мучениц перенесли в женский монастырь святого Трофима в Эшо под Страсбургом.

Легенды Воронежа. «Намоленная» Никольская церковь

Легенды Воронежа. «Намоленная» Никольская церковь

Очередной объект спецпроекта «Легенды Воронежа» – Свято-Никольский храм на улице Таранченко. Самый древний приходской храм Воронежа считается и самым «намоленным». Среди воронежцев ходят легенды, что во время эпидемии ХIХ века он защитил жителей от холеры, а в годы Великой Отечественной войны – от снарядов.

Место, где сейчас стоит Никольский храм, – одно из первых заселенных и застроенных в Воронеже. Оно было известно как Напрасная слобода и возникло почти одновременно с крепостью Воронеж. Происхождение названия историки не могут объяснить до сих пор. По основной версии, в слободе хоронили погибших «напрасной» смертью людей – казненных или тяжелобольных. Напрасная слобода и храм, возведенный на ее территории в 1614-1615 годах, упоминаются в первом из сохранившихся описаний Воронежа.

«Да за острогом же в Напрасной слободе церковь поставлена нова во имя царевича Дмитрия Углетцкого, другой престол преподобного отца Михаила Малеина, древяна клецки, а строенье та церковь попа Матвея Афанасьева, а строил государевым деньгам, под ту церковь по государеве грамоте церковные земли во все стороны по 50 сажень».

Григорий Кириевский «Дозорная книга», 1615 год

Никольский храм – единственный за всю историю Воронежа, который построен за государственный счет. Для недавно воцарившихся Романовых это был вопрос политический. В Смутное время воронежцы, как и жители других пограничных земель, приняли сторону Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. Новая власть причислила царевича Дмитрия к лику святых и в приграничной крепости Воронеж построила церковь в его честь, чтобы дать понять: царевич мертв, и вопрос закрыт.

Владимир Размустов

Деревянный храм Дмитрия Углицкого сгорел при большом пожаре 1703 года. Вскоре на месте сгоревшего прихожане начали возводить каменный храм, который назвали в честь Николая Чудотворца. Верующие помнили, что у Димитровского храма главной почитаемой иконой был образ Чудотворца Николы. К тому же пожар уничтожил в воронежской крепости церковь в честь этого святого. Два утерянных храма решили объединить под общим названием.

Мастера из Ярославской губернии строили новое каменное здание с 1712 по 1720 годы. Начали одни, закончили другие: в 1718 году договор заключили с мастером Кириллом Астафьевым и его сыном. Для Воронежа это уникальный случай – имена большинства строителей церквей неизвестны.

По мнению краеведов, Никольскую церковь вполне мог видеть Петр I. Строительство храма закончилось в 1720 году, а император последний раз был в Воронеже в 1724 году.

Храм – третье по возрасту среди сохранившихся каменных зданий Воронежа – после колокольни Акатова монастыря (1647) и Успенского храма (1702-1703). Среди приходских, не относящихся к монастырям храмов Никольский – самый старый.

Уникальна архитектура здания. Особенность в том, что колокольня стоит отдельно от церкви.

Территория Никольского храма обнесена каменным забором – это тоже редкость. Ограду возвели в 1768 году, чтобы защитить территорию от местных жителей, которые добывали тут песок и иногда раскапывали старые могилы на бывшем церковном кладбище. Высокая ограда защищала покой усопших от вандалов.

Никольская церковь прославилась чудесами. Самая известная история связана с купчихой Дьяковой. В 1831 году в Воронеже свирепствовала холера, и Дьякова получила «знак», как спасти людей. По просьбе женщины в храме отслужили молебен перед Толгской иконой Божьей Матери и иконой преподобного Кассиана. Затем Толгский образ пронесли по улице. По легенде, в домах, вокруг которых прошли с иконой, никто не заразился холерой и не умер.

В предвоенные годы Никольский храм был последней работающей церковью города. Власти закрыли его в 1940 году, но уже в феврале 1942 года, понимая важность религии в такие трудные времена, разрешили проводить в храме службы. Возобновили работу церкви и фашистские захватчики. Под предлогом борьбы с коммунизмом они разрешали открывать храмы и молиться. В оккупированном Воронеже Никольская церковь начала работу в июле 1942 года, а уже в августе всем жителям приказали покинуть город.

Советская власть вернула храм верующим в 1943 году. В январе 1944 года именно его настоятелю протоиерею Алексею Образцову разрешили провести крестный ход в честь Крещения.

Разрушительные для Воронежа годы войны Никольская церковь пережила с минимальными потерями. Старожилы утверждают, что даже в дни страшных бомбежек в нее не попал ни один снаряд. На территории храма и в его подвалах пряталось множество людей.

На первых послевоенных фотографиях видно, что здание почти полностью сохранилось. И это несмотря на то, что по высоким колокольням храмов прицельный огонь велся в первую очередь. Многие церкви были разрушены именно в 1942 году. В Никольском храме пострадали лишь два верхних яруса колокольни, которые впоследствии восстановили в прежнем виде под руководством архитектора Бориса Зотова.

В послевоенные годы Никольская церковь была одним из двух храмов правобережья, наряду с Покровским, в которых разрешалось вести службы. Поэтому сюда приходили верующие почти со всего Воронежа.

– Получается, что почти за 296 лет своего существования Никольский храм не работал лишь около трех лет. Это рекорд для Воронежа, ведь остальные церкви были закрыты в советские годы. Неудивительно, что среди верующих воронежцев он считается самым «намоленным», – рассказал Владимир Размустов.

Сегодня в Свято-Никольской церкви работают одна из самых крупных в Воронеже воскресных школ, благотворительный склад вещей, столовая для бесплатных завтраков. Рядом с храмом в 2014 году открыли новый корпус духовной семинарии. На богослужения сюда приходит много людей. Воронежцы по-прежнему любят свою «намоленную» церковь.

Церковь Николая Чудотворца в Воронеже

АвтобусОст. «Воронежский Государственный Университет», №№ 27, 5а, 27а, 64, 69т, 80
ТроллейбусОст. «Воронежский Государственный Университет», №№ 7, 8

Церковь Николая Чудотворца в Воронеже отличается от других храмов России тем, что была и построена за относительно короткий период времени (каменный вариант — с 1712 по 1720 год), и ее не коснулись перипетии XX века. В ней не было клубов, производственных цехов и прочих объектов, не имеющих отношения к религии. В церкви за исключение коротких перерывов, все время шли службы.

Начало храму было положено в начале XVII века возведением деревянной церкви. Святым нового храма стал Димитрий Углицкий. Главной святыней стал чудотворная икона Николая Чудотворца, особо почитаемая прихожанами. Как показывают эксперты, написание образа относится к середине XVII века.

В 1703 году вспыхнувшее пламя поглотило все здание со всем убранством. Чудом уцелел только образ Чудотворца. Икону пришлось перенести в Никольскую церковь, отстроенную уже в камне. Там образ и находился вплоть до начала XX века. Горожанами и прихожанами был начат сбор средств на новую, теперь уже из камня, церковь, закладка которой состоялась, как уже было сказано, в 1712 году. Окончено возведение было в 1720 году. Тогда же состоялось освящение. Святым церкви стал Святитель Николай. Как рассказывают знатоки и эксперты, по внешнему виду новая церковь стала схожа с церковью Иоанна Воина, освященной в Москве в тот же период времени.

Образ Николая Чудотворца пережил и еще один пожар, теперь уже 1748 года. Здание сильно пострадало, обгорели в частности покрытие купола и крыша трапезной. Повредил огонь и внутреннее убранство, в том числе иконостас. Восстановление храма велось на пожертвования верующих и достаточно быстро. Сентябрь 1749 года был ознаменован тем, что состоялось освящение придельного алтаря. Его святым стал великомученик Димитрий Солунский. Проводил освящение епископ Феофилакт (в миру Губанов).

Строительные и ремонтные работы продолжались. В конце 1760-х годов появилась ограда из камня вокруг всего здания. 1788 год принес обновление иконостаса. Тогда же стены были покрыты росписью. В 1816–1819 годах изменения коснулись и придела Дмитрия Солунского. Его стены были покрыты красивейшей росписью.

Усилия и пожертвования верующих привели к тому, что храм стал богатейшим в Воронеже и епархии. На пожертвования купца Алексея Самуиловича Мещерякова в церкви был открыт еще один придел. Его освящение состоялось в честь митрополита Алексия и проводилось 27 сентября 1831 года.

Среди святынь церкви стоит отдельно упомянуть Толгскую икону Божией Матери. Ей приписывают избавление города от холерной эпидемии в 1831 году. Икону по особому распоряжению вынесли из церкви, богослужения совершались прямо на улицах города и в домах прихожан. Сила веры в икону была столь сильна, что купцы Лялины на свои деньги в 1836 году построили специально для нее новый придел в церкви. Для этого пришлось перенести Димитриевский придел влево. Сооружение нового придела потребовало значительной перестройки здания, в частности, пришлось пробивать наружные стены из камня. На этом пожертвования купцов Лялиных не закончились. На их деньги в 1839 году было произведено полное обновление главного иконостаса, в 1864 году были выделены деньги на переписывание настенной живописи.

На этом обновления не закончились. 1900 год стал последним, когда были заменены и обновлены иконы на главном иконостасе и настенная роспись. Помимо этого, храм стал отапливаемым.

Перипетии XX века стали губительны для церкви. Сначала в ней в 1920-х годах обосновались обновленцы или «живоцерковники». Идеологией «хозяев» было сотрудничество с новой властью и отказ от всех догм и правил Православной Церкви. Не обошла храм и волна репрессий, охвативших страну в 1930-х годах. Службы в церкви прекратились в 1940 году. Великая Отечественная война нанесла сильный урон зданию. Сильно пострадала колокольня, потерявшая несколько ярусов под бомбежками. Также сгорели кровля купола и трапезной. Но, как ни странно, военные действия пошли церкви на пользу — ее вернули прихожанам. Состоялось это событие 5 февраля 1942 года. Церковь оставалась единственной действующей в Воронеже в период с 1943 по 1949 годы. К ней же перешли функции кафедрального собора. Службы не проводились только в небольшой период с июля 1942 по январь 1943 года, когда правый берег города находился под оккупацией. В церкви же, за алтарем был упокоен и Иона, живший с 1866 года по 1945 год и бывший первым послевоенным Воронежским и Острогожским архиепископом. 1949 был годом, когда церковь потеряла статус кафедрального собора. Произошло это после открытия Казанской и Покровской церквей. Покровская церковь и стала кафедральным собором.

СВЯТЫЕ МЕСТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Успенский храм – один из старейших храмов в Воронеже, связанный с именем Петра I. Первое упоминание о церкви, тогда еще деревянной постройки, относится к 1594 году. Около 1600 года вокруг храма возник Успенский мужской монастырь. Через некоторое время мужской монастырь был перенесен с набережной, и здесь осталась только Успенская церковь. В Адмиралтейском храме святитель Митрофаний, первый епископ Воронежский, совершал богослужения и освящал корабли.

В 1941 году храм был закрыт. В 70-е годы были выделены средства на реставрацию храма, 14 сентября 1996 года он был освящен.

Строительство Казанского храма началось в 1903 году на том месте, где некоторым жителям было видение образа Казанской иконы. Освящен храм был в престольный праздник в 1911 году. Во время Великой Отечественной войны храм был полуразрушен. В августе 1943 года верующие обратились к власти с ходатайством вернуть храм Церкви. 5 октября 1946 года в храме было разрешено совершать богослужения.

Казанский храм, построенный в псевдорусском стиле, является памятником архитектуры.

Первое упоминание о деревянной Ильинской церкви относится к 1642 г. В 1767 г. здесь началось строительство каменной церкви, и 20 июля 1770 г. епископ Воронежский Тихон II освятил главный престол. Ильинская церковь построена в стиле барокко, почти полностью свободным от перестроек снаружи.

Ильинский храм тесно связан с фамилией Болховитиновых. Отец известного краеведа, археографа, просветителя и деятеля церкви, Алексей Андреевич был священником этого храма в 60—70-е годы ХVII века. Его сын Евфимий, будущий митрополит Киевский и Галицкий Евгений, был крещен в Ильинской церкви.

Акатов во имя святителя Алексия женский монастырь, один из старейших монастырей Воронежской епархии, был основан в 1620 году.

На протяжении XVII — начала XIX века Алексиево-Акатов монастырь оставался единственной в городе мужской обителью. В 1804-1819 гг. была построена двухэтажная каменная церковь. Летом 1931 года Алексиево-Акатов монастырь был закрыт. Восстановительные работы начались здесь с 1990 года, после передачи монастыря Воронежской епархии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на этом месте была открыта женская обитель. 4 ноября 1990 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, в храме была совершена первая Божественная литургия. В храме монастыря находится много святынь. Одна из них – почитаемый образ Божией матери «Живоносный источник».

Читать еще:  Белгородская епархия: священники, храмы и монастыри, приходы, указы
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector