1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Николо-Шартомский монастырь в Ивановской области

Николо-Шартомский монастырь в Ивановской области

Укрепление духовности человечества является фундаментом, дарующим энергию и Божий свет, повышающий моральные и нравственные ценности общества. Николо-Шартомский монастырь — древнейшая российская мужская обитель, раскинувшая свои храмовые постройки на востоке, недалеко от города Иваново.

Отправляясь на экскурсию по Золотому кольцу, многие туристы и паломники посещают монастырскую территорию с красивыми храмами ХVІІ-XІХ столетия. Во время экскурсии по святым местам посетители стараются больше узнать о православном подвижнике, монахе — изографе Иоакиме Шартомском.

Николо-Шартомский монастырь — один из древнейших в России, некоторые источники относят его возникновение к XIII веку. По сохранившемуся преданию, у реки Шартомы, впадающей в Молохту, одной благочестивой крестьянкой была обретена небольшая икона святителя Николая Чудотворца. Недалеко от этого места и была заложена обитель святителя Николая. Первое документальное упоминание о ней находится в духовной грамоте 1425 года, данной нижегородской удельной княгиней Марией (в монашестве Мариной) суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю на владение некоторыми ее землями. На грамоте стоит подпись архимандрита Шартомского монастыря Конона, что свидетельствует о тогдашнем значении обители, поскольку сан архимандрита имели только настоятели крупнейших монастырей. Монастырь пользовался расположением великого князя Василия III, царей Иоанна IV, Феодора Иоанновича, которые пожаловали Шартомскому монастырю ряд привилегий. Древний Синодик сохранил имена вкладчиков обители, среди которых целые династии князей Пожарских, Хованских, Горбатовых-Шуйских.

В 1619 году обитель сильно пострадала от набега польско-литовского иноземного войска. После Смутного времени в обители подвизался преподобный Иоаким Шартомский, затворник, ныне чтимый как небесный покровитель монастыря. Кроме строгой подвижнической жизни он занимался иконописанием. Писанные им образы он даровал бедным церквам; многие из его икон впоследствии были прославлены обильными чудотворениями.

Ныне сохранилось два чудотворных образа, принадлежащих его кисти, — в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и в Вязниках. Известно, что к XVI в. под началом Шартомского монастыря находилось 9 небольших обителей Владимирской епархии. Его процветанию способствовала ежегодная ярмарка, проходившая у монастырских стен.

В 1649 году, при архимандрите Иоасафе весь монастырь, как повествует летопись, — «изволением Божиим от молнии до основания выгорел». После этого пожара прежде деревянная обитель возводится в камне и на новом месте, ближе к устью Молохты.

В 1651 году был воздвигнут величественный пятиглавый Никольский собор, построенный в лучших традициях византийско-русской архитектуры. Чуть позднее по благословению Патриарха Иоакима был освящен теплый храм Казанской Божией Матери. Преображенская церковь над Святыми воротами возводилась длительное время и окончательный облик приняла после перестройки в 1813 году. Строгий архитектурный силуэт монастыря завершила пятиярусная колокольня в форме свечи, создавая вместе с тремя храмами образ креста. Церковная реформа 1764 г., проведенная Екатериной II, нанесла сильный удар по благосостоянию многих российских монастырей. У Николо-Шартомского монастыря были отобраны значительные владения, а небольшие, подчиненные монастырю обители были обращены в приходские храмы. Сама обитель превращается в третьеклассный монастырь со штатом в 12 монахов, управляемый уже игуменами.

В XIX в. в связи с проведением железной дороги утратили свое значение Никольские ярмарки, что также ослабило материальное положение обители. В XIX в. на частные пожертвования возобновлялось строительство, известен, в частности, личный вклад императрицы Марии Александровны.

Братию монастыря в большинстве своем составляли бывшие крестьяне из окрестных селений, которые занимались хлебопашеством и разведением крупного рогатого скота. Монашескую жизнь Шартомской обители прервала революция.

Читать еще:  Воскресенский собор в Арзамасе: история и адрес, описание, святыни

В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, ценная церковная утварь реквизирована, библиотека и часть оставшихся икон сожжены. В последующие годы монастырские здания использовались под зернохранилища, склады, частично под жилье, со временем все строения обветшали и начали разрушаться.

Что посмотреть

Паломников встречает Преображенская надвратная церковь, увенчанная 8-гранным одноглавым барабаном. Фасад украшают колонны дорического ордера. Стоящий напротив нее Никольский собор построен в 1650 г. — это 5-главый двухстолпный храм с крестовыми перекрытиями. Стены украшены достаточно скромно. Снаружи собор побелен по кирпичу, внутри оштукатурен. Здесь еще продолжаются реставрационные работы.

Казанская церковь справа от входа возведена в 1678 г. Сбоку пристроен еще один храм — Григория Акрагантийского с отдельной главкой. Слева высится колокольня Никольской церкви. В восстановленных приделах идут службы, на звонницу вернули колокола.

Главные святыни Николо-Шартомского монастыря — явленный образ святителя Николая Мир Ликийского и икона Казанской Божией Матери, написанная в 17 веке затворником Иоакимом, похороненным под фундаментом Казанской церкви.

Восстановление обители осуществляется, в основном, на добровольные пожертвования усилиями самих монахов. Их около сотни, главное занятие — строительные и сельскохозяйственные работы. На попечении монастыря — приют для мальчиков в Иванове. В 2012 г. в обители находится управление Шуйской епархии.

Николо-Шартомский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

История

Монастырь пользовался расположением великого князя Василия III, царей Иоанна IV, Феодора Иоанновича, которые пожаловали Шартомскому монастырю ряд привилегий. Древний Синодик сохранил имена вкладчиков обители, среди которых целые династии князей Пожарских, Хованских, Горбатовых-Шуйских. В 1619 году обитель сильно пострадала от набега польско-литовского иноземного войска. После Смутного времени в обители подвизался преподобный Иоаким Шартомский, затворник, ныне чтимый как небесный покровитель монастыря. Кроме строгой подвижнической жизни он занимался иконописанием. Писанные им образы он даровал бедным церквам; многие из его икон впоследствии были прославлены обильными чудотворениями. Ныне сохранилось два чудотворных образа, принадлежащих его кисти, — в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и в Вязниках. Известно, что к XVI в. под началом Шартомского монастыря находилось 9 небольших обителей Владимирской епархии. Его процветанию способствовала ежегодная ярмарка, проходившая у монастырских стен. В 1649 году, при архимандрите Иоасафе весь монастырь, как повествует летопись, — «изволением Божиим от молнии до основания выгорел». После этого пожара прежде деревянная обитель возводится в камне и на новом месте, ближе к устью Молохты. В 1651 году был воздвигнут величественный пятиглавый Никольский собор, построенный в лучших традициях византийско-русской архитектуры. Чуть позднее по благословению Патриарха Иоакима был освящен теплый храм Казанской Божией Матери. Преображенская церковь над Святыми воротами возводилась длительное время и окончательный облик приняла после перестройки в 1813 году. Строгий архитектурный силуэт монастыря завершила пятиярусная колокольня в форме свечи, создавая вместе с тремя храмами образ креста. Церковная реформа 1764 г., проведенная Екатериной II, нанесла сильный удар по благосостоянию многих российских монастырей. У Николо-Шартомского монастыря были отобраны значительные владения, а небольшие, подчиненные монастырю обители были обращены в приходские храмы. Сама обитель превращается в третьеклассный монастырь со штатом в 12 монахов, управляемый уже игуменами. В XIX в. в связи с проведением железной дороги утратили свое значение Никольские ярмарки, что также ослабило материальное положение обители. В XIX в. на частные пожертвования возобновлялось строительство, известен, в частности, личный вклад императрицы Марии Александровны. Братию монастыря в большинстве своем составляли бывшие крестьяне из окрестных селений, которые занимались хлебопашеством и разведением крупного рогатого скота. Монашескую жизнь Шартомской обители прервала революция. В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, ценная церковная утварь реквизирована, библиотека и часть оставшихся икон сожжены. В последующие годы монастырские здания использовались под зернохранилища, склады, частично под жилье, со временем все строения обветшали и начали разрушаться.

Читать еще:  Покровский мужской монастырь в Харькове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, современное положение, настоятели и святыни, расписание служб

С восстановлением и благоустроением монастыря устанавливалось размеренное течение иноческой жизни. Главные ее черты — стяжание молитвы и послушание.

Принцип братского общежития рождает особенную организацию всего хозяйства, когда в основу отношений закладывается терпение и взаимопомощь. Большая часть нужд обители удовлетворяется собственным трудом насельников. Смотря по способностям, братия проходят различные послушания: клиросное, пономарское, трапезное, в просфорне, в пекарне, в столярном цехе, в кузнице. Монастырь содержит свой коровник, птичник, разводит лошадей. Ведется и традиционно монастырское хозяйство — пасека.

Особое внимание — земледелию. Огород, тепличное хозяйство дают пропитание братии на весь год.

Просветительская деятельность и христианское благовестие были издревле призванием русского монашества. Иноки, отрекаясь от мира для созидания души, в трудные времена могли послужить миру, о чем в нашей истории немало свидетельств.

Возобновление этой традиции просветительского служения и воцерковления потерявших духовную опору людей стало одним из главных направлений деятельности Николо-Шартомского монастыря. С середины 90-х годов в разных районах Ивановской области при восстанавливающихся храмах начали основываться монастырские подворья; число насельников монастыря постепенно увеличивалось. Почти все восстанавливаемые храмы находились в полуразрушенном состоянии — шуйские храмы св. Алексия — человека Божия, Покровский, св. Александра Невского, храм Святой Троицы в селе Чернцы. Возводились и новые церкви — Успенская в Шуе, храм Всех Святых в Иванове. Помощь в строительстве оказывают местная администрация и жертвователи. Всего по области действует около 10 подворий с числом братии около 100 человек.

Развивающееся монастырское хозяйство стало включать и другие, специализированные виды деятельности. Так, братия некоторых подворий несут особенные послушания: рыболовство, резьба по дереву, реставрационные работы. Была открыта мастерская по литью колоколов. Особая забота уделяется созданному в д. Клещевка детскому приюту для мальчиков, живущему одной православной семьей. Общеобразовательная программа обучения дополняется христианским воспитанием, вся жизнь детского коллектива во многом связывается с жизнью монастыря. Увеличение числа подворий позволило заметно расширить духовно-просветительную деятельность монастыря. Стало возможным открытие воскресных школ, православных гимназий, библиотек. Тесное сотрудничество сложилось с самыми разными людьми ивановской земли, главным образом, в сфере образования.

Архитектурные памятники на монастырской территории

Территория монастыря окружена каменным забором с тремя башенками. Главный храм расположен в 30 м от Святых ворот. Это пятиглавый двустолпный Никольский собор, который был выстроен в традициях русско-византийского зодчества в 1651 году. Величественный храм отличается простотой форм, изяществом линий и скромным декором фасадов. Трехабсидный алтарь вдвое занижен по сравнению в основным объемом. Внутри храма сохранились остатки росписей начала XIX века.

Собор Николая Чудотворца с колокольней

Рядом с собором стоит четырехярусная колокольня, возведенная в XVIII веке. Из камня сделан только самый нижний ярус здания, а остальные ярусы — деревянные. Вверху высокое строение украшено пилястрами дорического ордена и колонами. А венчает колокольню барабан с луковичной главкой.

Зимний храм Казанской Божией Матери появился здесь в 1678 году. К нему примыкает трапезная и церковь, освященная в честь Григория Акрагантийского. Как и у главного собора, трехабсидный алтарь и трапезная в два раза ниже четверика храма. В 2007-2009 годах мастера из Палеха выполнили здесь внутренние росписи.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Святые ворота завершены живописной Преображенской церковью. Ее завершают восьмигранный барабан и одна главка. Фундаменты всех монастырских храмов выложены валунами, гранитом и белым камнем.

Николо-Шартомский монастырь

Ивановская область, Шуйский район, с. Введеньё

Храмы монастыря:
1. Собор Св. Николая Чудотворца
2. Церковь Спаса Преображения
3. Церковь Казанской иконы Божией Матери
4. Колокольня (XVII в., перестроена в XIX в.)
5. Часовня
Часовня св. Александра Невского на братском кладбище

Читать еще:  Вознесенская Давидова пустынь в Чеховском районе: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, святыни и настоятели, расписание богослужений

Другие постройки и сооружения:
6. Братский корпус (XIX в.)
7. Настоятельский корпус (XIX в.)
8. Монастырская постройка
9. Монастырский корпус
10. Монастырская постройка
11. Ограда (XIX в.)
12. Башни ограды (XIX в.)
13. Хозяйственные постройки
14. Пруд
15. Ворота ограды

Эта старая обитель расположилась в 16 километрах от г. Шуи, при впадении реки Молохты в реку Тезу. Местность здесь очень живописная. Вдоль дороги стояли два торговых села — Введенское и Пупки.

Местная легенда говорит, что Шартомский монастырь возник здесь, как и во многих таких же случаях, при явлении в данной местности иконы Николая Чудотворца. И на месте явления иконы основан был этот монастырь. Уже в 14 веке Николо-Шартомская обитель становится известной не только у себя, в Шуйском уезде, но и в Москве.

У названия монастыря есть несколько легенд. По одной из них, название своё обитель получила от речки, называвшейся прежде Шархтома, впадающей недалеко от монастыря в реку Тезу. Она с этим названием есть на карте Шуйской округи 1815 года. При слиянии этих рек, как бы в «рогатке», и расположен монастырь. Здесь жил один из самых чтимых в шуйской земле святых — преподобный Иоаким Шартомский.

Монастырь был весь деревянный, большой. Только церквей было четыре. В начале 17 века до монастыря дошли поляки и, как водится, спалили его. Сразу после изгнания их с Шуйской земли начинается возрождение монастыря. И опять безжалостный огонь в 1649 году его уничтожает. Позже принимается решение строить монастырь в камне.

Самую старую монастырскую каменную постройку — надвратную Преображенскую церковь — начали строить в 1626 году. Правда, достроена до нынешнего состояния и освящена только в 1813-м.

Никольский собор — основное сооружение монастыря, закончили строить и освятили в 1651 году. Как утверждают специалисты — великолепный образец культового зодчества середины 17 в., созданный под влиянием ярославской школы зодчества.

Казанская трапезная церковь была построена в 1678 году. В дальнейшем трапезная расширена и в южной её части была устроена ещё церковь — Григория Акрагантийского (жившего в 6-ом веке от Р.Х.).

Колокольня четырёхъярусная. Строительство начато предположительно в 17 веке, закончено в 18 веке. Угловые башни и ограда из кирпича построены в конце 18 — начале 19 века.

В 1764 году Екатерина II провела церковную реформу. Монастырь перешёл в разряд третьеклассных, то есть получал содержание от казны по своему разряду. И всё бы ничего, даже то, что у монастыря отобрали обширные земельные владения. А монастырь процветал, потому что у его стен проходила Никольская ярмарка. Она привлекала массу разного народа. Но вот напасть случилась — провели железную дорогу в 19 веке. И не стало ни ярмарки, ни прошлого благосостояния. Обитель постепенно беднела.

После известного 1917 года монастырь ещё действовал. Но в 1920 году его закрывают и изымают все ценности, коих было немало. С икон оклады содрали, а сами старинные иконы сожгли.

Лучшее применение для церквей — это зернохранилища и склады. Здания после такого использования быстро стали ветшать. Правда, в некоторых зданиях всё-таки поселялись и люди.

В 1990 году Церкви передали то, что осталось от монастырских зданий. Сейчас монастырь возобновился, в нём живут около 100 монахов.

*Л.И. Денисов «Православные монастыри Российской империи». — М., изд. А.Д. Ступина, 1908 г., стр.103-104.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector