0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Свято-Саввинский пещерный мужской монастырь в Крыму (Челтер-Мармара)

К сожалению, достоверных документальных сведений о точной дате и обстоятельствах возникновения монастыря нет. Все события записаны историками на основе гипотез и предположений.

Обитель носит название Челтер-Мармара. Слово «челтер» означает «решетка», а Мармара — это название древнего поселения, которое располагалось на склонах тех же гор, что и монастырь. Наиболее вероятным периодом основания считается VIII — IX век, когда в эти края из Византии бежали монахи. Вероятно, они и основали первые церкви в местах захоронений святых отшельников и молитвенников.

Еще о духовных центрах Крыма:

Наибольшего расцвета обитель достигла к XIV — XV векам. Именно к этому времени поселение монахов существенно расширилось, и до сегодняшнего дня до нас дошло более 50 пещер в монастыре, среди которых есть иноческие кельи, кухня, хозяйственный помещения. Несколько веков существования монастыря привели к тому, что пещеры были вырублены в несколько ярусов, многие из которых сохранились и до наших дней.

Когда в 1475 году весь Крым был захвачен турками, все православные храмы и монастыри были уничтожены, а братию разогнали. Не обошла такая участь и Челтер-Мармара, что привело к полнейшему упадку и разрухе в обители. Возможно, отдельные отшельники и селились в пещерах, но массовая монастырская жизнь застыла на несколько столетий.

Что важно знать любому христианину:

  • О грехе чревоугодия
  • Зачем нам нужен пост
  • О грехе тщеславия

Важно! Только с 2007 года в обители начинает возобновляться монашеская жизнь. Все пещеры и постройки нуждаются в значительном восстановлении, которое не завершено до сих пор.

История исследований

В историографии сведения о Челтер встречаются редко, но, тем не менее, ему были посвящены отдельные, относительно подробные публикации. Первые полные сведения о монастыре были опубликованы лишь А. Бертье-Делагардом (1886), который отметил здесь 50 помещений, из которых 3 были церквями.

Главным храмом исследователь считал большую естественную пещеру длиной более 30 м, в восточной части которой вырублена апсида. Он также подробно изучил церковь в третьем ярусе, аналоги которой Бертье-Делагард видел в малом храме Шулдана и церкви скита на станции Инкерман-1. Опубликовал он и сведения о церкви в четвёртом ярусе, правда, без архитектурных обмеров, а также о культовую пещеру в пятом ярусе, которую определил как маленькую часовню или жилье схимника.

В. Латышев рассмотрел ряд фрагментов надписей Челтера, датируя одну из них, из церкви в 4-м ярусе, 1403 годом.

В 1935 г. на территории монастыря проводил археологические исследования В. Бабенчиков. Им были расчищены главная церковь и несколько помещений второго яруса (1941). Датировал В. Бабенчиков монастырь XI—XV вв. В ходе указанных работ выяснилось, что собственно церковью был не весь грот, а только его восточная часть.

Сведения о трёх церквях в Челтер-Мармара (без часовни в 5-м ярусе) привел Н. Репников в «Археологической карте».

Читать еще:  Храм Покрова на Нерли: где находится, как добраться, история и описание

Подробнейшее описание монастыря с архитектурными обмерами было составлено Е. Веймарном и М. Чорефом (1978). Датировали они монастырь VIII—IX ст., не приведя при этом никаких серьезных аргументов (наличие на стене вырезанного равноконечного креста и гробницы, вырубленной в скале, с точки зрения современных данных, никак не может быть признаком для определения узкой даты).

В 1970-х гг. на Чилтере проводила архитектурные обмеры Херсонесская экспедиция Института археологии АН СССР, результаты работы которой были опубликованы С. Беляевым и В. Бушенковым (1986).

В ходе работ было выявлено 56 сохранившихся помещений и 30 сильно разрушенных. Церкви монастыря — главная и в 3-м ярусе — были охарактеризованы кратко, храм же 4-го яруса интерпретирован авторами как хозяйственное помещение, хотя там присутствуют все элементы культового помещения. Без всяких серьезных аргументов, только на основании иконопоклоннической гипотезы, монастырь был датирован VIII—IX вв.

Архитектурные особенности церквей: № 1, обычная однонефная церковь, с плоским потолком, без каких-либо архитектурных излишеств. Прямых аналогий ему найти не удалось. Надо думать, что по своим параметрам она старшая от ряда инкерманских. Церкви № 2 и 3, как отмечалось, более позднего происхождения и связаны уже с расширением монастыря. Хронологические признаки для датировки церкви № 4 отсутствуют.

Предполагают, что монастырь функционировал с XII—XIII вв. до конца XV века.

Мужской монастырь Саввы Освященного в Крыму: история и адрес монастыря Челтер-Мармара, архитектурные памятники, храмы и постройки, святыни и настоятели, расписание богослужений

В наше непростое время очень трудно созидать или восстанавливать монастырь. Это, как говорят в Православии, тяжелый крест, и, чтобы взяться за это святое дело, нужно иметь твердую веру и целеустремление.

Пример такой незыблемой веры и духовной стойкости можно увидеть в жизнеописании преподобного Саввы Освященного. Он тоже когда-то много веков назад пришёл и поселился на пустынной земле, не имея с собой ничего, кроме скромных пожитков, но с помощью Божией он сумел создать там громадную по тем временам обитель, которая прославилась на века. Так было и с другими монастырями, которые начинались с одного монаха, а спустя века превращались в Лавры. Но за внешними фасадами и куполами обителей порою сокрыта самая главная их духовная ценность и незаменимое предназначение – призывать милосердие Божие на весь человеческий род и на каждого человека в отдельности. Православные христиане знают, что пока стоят монастыри и молятся монахи, держится человечество.

Поэтому люди всегда старались жертвовать на строительство обителей и Господь в свою очередь сохранял таких людей, давал им благоденствие и многие милости. Так, например, один человек перед самой войной просто поправил на часовне наклонившейся крест (сделал такое, казалось бы, маловажное дело) и Господь сохранял его на всех фронтах: пули часто свистели мимо головы, а одна из них ударила прямо в грудь в металлическую пуговицу, отрекошетила, так и не причинив вреда. В минувшие времена каждый человек от князя до простолюдина старался внести свою лепту на благо монастыря.

Очень поучителен пример одного из самых богатых людей IXX века золотопромышленника Иннокентия Сибирякова (будущего афонского монаха). Он всю жизнь раздавал своё богатство, но так до конца и не раздал, потому что чем больше он раздавал, тем больше ему Господь давал. Сейчас времена изменились и людям свойственно всё чаще впадать в суету, больше искать земных выгод и мало заботиться о своём спасении. Человеку кажется, что если он не пожертвует на монастырь, не подаст нищему на улице, не уступит место пожилой женщине в метро или в маршрутке, то всё равно ничего от этого не изменится.

Читать еще:  Московская Сергиевская церковь в Бусинове: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Однако не понимает при этом, что на весах Божьего правосудия важен каждый его поступок, каждая мысль и даже взгляд. Поэтому и малые дела могут совершить решающую роль в спасении человека. «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю», — говорит Господь. «Спешите делать добро, пока ещё не поздно», — такими словами поучал людей известный наш современник старец Зосима (Сокур). Слава Богу, что ещё есть люди, которые стремятся делать добро. Святыни издавна созидались всем народом, поэтому заранее хотим поблагодарить тех людей, которые захотят нам помочь или уже оказывают посильную помощь в деле возрождения этой обители. Мы будем молиться о вас и пусть Господь воздаст вам благим воздаянием.

Священник монастыря о. Антоний, с братьями и единомышленниками.

О том как возрождается монастырь. Видео (2019 год).

Объявления

1) В обители каждое воскресенье и во все праздники в 9-00 совершается Божественная Литургия.

2) Во время посещения группы паломников служится молебен с акафистом и помазанием святым елеем из иерусалимской обители Св. преп. Саввы Освященнонго (группам звонить заранее).

3) Во все двунадесятые и великие праздники служится водосвятный молебен.

4) Монастырю необходимы трудники и послушники, желающие потрудиться во славу Божию и поучавствовать в возрождении нашей святой обители. Условия: воцерковленность, отсутствие вредных превычек, наличие действующего паспорта. Звонить по моб. телефону +79780111538 , отец Антоний.

Посещение обители: крепость в скале

Турецким завоевателям наверняка пришлось немало потрудиться, чтобы захватить добычу в районе Терновки. Пещерный монастырь Челтер-Мармара был велик и хорошо укреплен. До сих пор сохранились остатки каменной оборонительной стены, а сам он занимал 5 уровней естественных и рукотворных пещер. Всего в нем 50 помещений, часть из них сейчас разрушена.

Первый ярус представляет собой череду небольших углублений в скалах. Они использовались для хозяйственных нужд. Тут же иноки устроили и своеобразное кладбище – ряд усыпальниц, которые можно отличить по круглым небольшим входам. Есть и бывшие кельи – небольшие комнатки с низкими входами.

Интереснее всего второй уровень, куда с нижнего ведет каменная лестница. Вдоль устроена галерея с каменными колоннами – она отлично смотрится на фото. С нее можно попасть в 11 разных комнатушек довольно большого размера. Большинство из них – естественного происхождения. Особенно интересен огромный зал площадью 150 м с каменными опорными колоннами. Тут же монахи устроили в камне 5 емкостей для сбора дождевой воды – это было удобно и давало возможность выдержать возможную осаду.

Третий ярус частично разрушен, но изначально в нем было 15 помещений, связанных в единую систему коридорами и лестницами. В одном из них ученые нашли две гробницы с надписями краской на греческом языке. К сожалению, за прошедшие века они стерлись настолько, что прочитать их не удалось. Все здешние помещения имеют окна – отверстия в скале, обращенные на долину.

Читать еще:  Тихоновский Преображенский монастырь в Задонске: история и адрес монастыря, современное положение, настоятельницы и святыни, расписание служб

Верхние уровни разрушены сильнее. На последний можно попасть с вершины горы через имеющийся провал, но делать это следует осторожно – занятие небезопасное. Предполагается, что здесь находилась монастырская церковь, возможно, что и не одна.

Впрочем, приведенная информация может быстро устареть. Ныне монастырь Челтер-Мармара в Крыму снова стал действующим. В нем поселились служители веры, они занялись приспособлением пещер под свои нужды, их утеплением, организацией подсобного хозяйства. Прошло то время, когда посещение пещер было только вопросом личного интереса и осторожности туриста.

Отзывы о происходящем сильно разнятся. Есть люди, что однозначно одобряют создание и восстановление культовых объектов. Но ученые опасаются, что действия монахов приведут к уничтожению уникальной древней пещерной архитектуры: и современные представления об условиях их проживания, и новые православные традиции имеют мало общего со Средневековьем.

Жизнь священнослужителей

Сейчас братия Челтер-Мармара включается несколько монахом. Каждый из них усердно трудится над восстановлением и облагораживанием монастыря. Монахи делают огромный вклад в сохранении исторической ценности Крыма. В настоящее время богослужения в храме ведут каждую неделю, по воскресеньям. Также специальные мероприятия проводят в даты православных праздников.

Жилые и хозяйственные комнаты расположены не только в основной части обители, а также на плато. К нему ведет лестница, которая высочена в горе. Рядом с монастырем, на расстоянии 1 километра находится природный источник, окруженный лесом. Он был освещен в честь преподобного Евфимии. Также обустроили купальню.

Что интересного для туристов в храме

Пещерный монастырь во время своего существования был большой по площади, прекрасно укреплен. Часть оборонительного сооружения сохранилась до наших дней.

Территория храма — это 3 уровня природных и сделанных руками монахов пещер:

  • На первом ярусе туристы могут увидеть последовательную цепочку небольшого размера углублений в скалах, предназначенных для хозяйственных потребностей. Здесь имеется ряд усыпальниц. Их отличительная черта — круглые входы. Можно рассмотреть и несколько комнат с низкими входами, тут располагались монашеские кельи.
  • Второй ярус — понравится больше первого уровня, сюда поднимаешься по каменной лестнице. По ее краям размещена галерея с каменными колоннами. Здесь получаются отличные фотографии. С лестницы можно зайти в 11 больших комнат. Практически все они природного происхождения. Туристов поражает зал площадью в 150 кв. м., его атрибуты — каменные опоры. В этом зале иноки хранили емкости для сбора дождевой воды. Такой своеобразный склад был не только удобным, но и позволял продержаться во время набегов врага.
  • Третий уровень пострадал больше, чем другие ярусы, он частично разрушен. У монахов здесь находилось 15 помещений, соединенных между собой в единое целое коридорами и лестницами. Специалистами в этом месте были обнаружены 2 гробницы, подписанные краской на греческом языке. Надписи изрядно истрепались, прочитать их невозможно. У вех комнат имеются окна, к которым причисляют отверстия в скале.

Внимание! После воссоединения Крыма с Россией, Челтер-Мармара, опять стал функционировать. Это место заняли священнослужители, они оборудовали пещеры под свои потребности, утеплили их, создали подсобное хозяйство.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector