0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Собор Воздвижения Креста Господня на Лиговском проспекте в Санкт-Петербурге

История строительства величественного храма восходит к годам становления самой северной столицы. В XVIII столетии вместо сегодняшнего Лиговского проспекта существовала Новгородская дорога, древний и единственный тракт, по которому можно было добраться в строящегося Петербурга. Вдоль этой магистрали селились ямщики со своими семьями, — так появилась Ямская слобода.

  • Вскоре люди начали испытывать нужду в религиозной постройке, они просили благословения у архимандрита Феодосия. Церковь воздвигли общими усилиями в 1718 г., а через год её торжественно освятил иеромонах Варлаам, наместник Александро-Невской лавры. Новоявленный собор назвали в честь Рождества Иоанна Крестителя.
  • Храм создавался в стиле петровского зодчества, он представлял собой продолговатое здание с высокой крышей, которую венчал шпиль. Однако начальное строение не имело рядом колокольни, её построили только 1723 г. и использовали древесину в качестве основного материала. Четыре 300 килограммовых колокола заимствовали с пушечного городского двора.

В 1730 г. собор Иоанна Предтечи сгорел полностью, через год на месте пепелища поставили небольшую часовню, которую купили и привезли из петербуржского завода.

Другие храмы Санкт-Петербурга:

Освящение здания произошло в конце февраля 1731 г., торжественным процессом руководил протопоп П. Григорьев. Вследствие этого часовня стала называться православной церковью. В 1734 г. воздвигли Никольский придел, которым через десятилетие стал пользоваться Кирасирский военный полк.

Преображение старого здания

Так как храм создавался из деревянных брусьев, вскоре строение пришло в негодность: протекала кровля, стены обветшали. В 1740 г. прихожане церкви обратились за помощью к Священному синоду, прося благословение на возведение рядом нового собора. Миряне просили взять за основу камень и назвать новоявленную постройку во имя Животворящего Креста, так как храма с подобным наименование в Петербурге еще не существовало.

  • Главным архитектором назначили зодчего И. Шумахера, по его плану церковь состояла из трёх приделов. Основную пристройку в честь Воздвижения Креста освятил преподобный Феодосий в начале лета 1748 г. Северный придел получил наименование во славу святого Николая Чудотворца, а западный — во имя пророка Иоанна Крестителя.
  • Одноэтажный храм, построенный из камня, своей формой представлял католический крест. В восточной части строения отчетливо выделялся прямоугольный выступ, с противоположной стороны располагался симметричный притвор. Колокольня находилась как раз в западной части здания.
  • Священнослужители и миряне обратились к Священному синоду с еще одной просьбой. Люди хотели, чтобы на месте старой деревянной церкви, стоявшей без применения, построили отапливаемый храм. Это благородное прошение вскоре удовлетворили, финансовые средства предоставил городской купец И. Ильин. Новая церковь, располагавшаяся за алтарем храма, получила название Тихвинской.
  • Возведенная церковь напоминала по своей форме самое первое деревянное здание 1748 г. Она представляла собой прямоугольное строение, с восточной стороны которого виднелось чуть заметное расширение. Внутреннее помещение слагалось при помощи трёх нефов, перегородки которых завершались крестообразными сводами. Церковь имела одну главу, поставленную на восьмерике, декорированном пилястрами (выступами).

В середине декабря 1768 г. Тихвинский собор торжественно освятили. Петербургский купец по имени И. Меньшой возжелал построить на свои деньги здесь дополнительный придел. Пристройку освятили в 1800 г. в честь преподобного И. Златоуста.

История храма с XIX столетия

В 1804 г. зодчий А. Постников представил чертежи надвратной колокольни, которую воздвигли в 1812 г. Постройку при помощи крытых галерей гармонично соединили с двумя небольшими часовнями. В нишах самой колокольни расположили скульптуры великих христианских апостолов. Высота сооружения составляла 60 метров, верхнюю часть декорировали восемью апостольскими изображениями, нижнюю — четырьмя. Сегодня Крестовоздвиженская колокольня ярко выделяется на Лиговском проспекте и считается важнейшей достопримечательностью Северной столицы.

  • В середине XIX столетия в ограду, протяженность которой составила 610 метров, вставили железные решетки, выкованные мастером Ф. Мартьяновым. На третьем ярусе этой колокольни располагалось 20 колоколов.
  • В 1872 г. под её сводами устроили приход во имя Кирилла и Мефодия. Работу над этим проектом возглавлял архитектор Л. Бульери. Новоявленную церковь освятил митрополит Исидор в 1878 г. Чтобы войти в храм, нужно было подняться по каменной лестнице.

Тихвинская церковь и находящийся рядом собор Воздвижения Креста простояли без ремонтных работ целое столетие. Священство предприняло попытку полной перестройки этих храмов. Проект архитектора В. Моргана был выполнен в лучших традициях греческого зодчества. Монументальное здание рассчитывалось на 2500 прихожан, а по своей форме напоминало Исаакиевский собор. Однако неправильно было оставлять многолюдный район города без собора на время перестройки.

  • Управители решили сперва расширить маленький Тихвинский собор, а уже после переходить к полноценной модернизации церковных зданий. В начале лета 1844 г. приделы Иоанна Крестителя и Николая Угодника переместили из собора Воздвижения в соседний храм, а вскоре торжественно освятили. С этого момента Тихвинская церковь окружалась каменным прямоугольником, она увеличилась в размерах за счет ризницы и небольшой сторожки.
  • Вскоре обнаружилось, что финансирования на проект не хватает, поэтому комиссия получила официальное разрешение на возведение нового Крестовоздвиженского собора. Архитектором назначили Е. Диммерта, строить начали в середине весны 1848 г. Работы проходили в быстром темпе, однако собор доделали уже после смерти главного зодчего. Отделка внутренних помещений завершилась в конце 1851 г., освящение прошло под руководством преподобного Никанора.
  • Город становился больше, в церквях молились жители Лиговского проспекта, военные атаманских полков. По возвращении отечественных воинов из похода в храме всегда проходили торжественные богослужения. В середине XIX настоятелем собора являлся протоиерей И. Яхонтов, знаковый проповедник и богослов, в 1883 г. его сменил В. Гуляев, знаменитый законоучитель. В 1875 г. здесь организовали общество помощи беднякам, которое создало три богадельни. Активисты предоставляли приют для пожилых и сирот, давали им пищу и обучение.

На заметку! В середине XIX столетия Крестовоздвиженский собор представлял собой здание, напоминающее формой латинский крест. Длина собора — 53 м, ширина — 35 м, а высота — 41 м. Одноэтажный храм знаменовался пятью главами, в которых виднелись световые барабаны. В трех нефах стояли алтари, внутри имелось пять престолов. На большом куполе изображались семь ангелов, херувимы и преподобный И. Предтеча. Фасад Крестовоздвиженского собора создавался в манере зодчества периода Анны Иоанновны.

Советский этап и современность

В 1932 г. собор был закрыт властями и использовался как школа, в начале 40-х здесь находилась мастерская радиотехникума. В 1938 г. большевики рождали идею, согласно которой церковь закрывалась и сносилась, но этот порыв не воплотился в жизнь. Через некоторое время право на владение зданием хотело приобрести объединение «Союзкинопрокат». Ходатайство удовлетворили, и собор использовался в качестве хранилища для кинопленки.

  • Интерьер Крестовоздвиженской церкви исказили, используя вольную перепланировку и возводя перекрытия и стены. Некоторые данные утверждают, что в период с 1937 по 1938 г. большевики расстреляли пятерых священников собора.
  • Во время бомбардировок Ленинграда церковь пострадала от снарядов. В зимний период ужасающей блокады сюда свозили трупы умерших, которых хоронили только весной.
  • Возрождение обоих храмов началось в 1991 г., митрополит Иоанн благословил передачу церкви Воздвижения Креста в управление российского казачества. Первым настоятелем нового периода стал священнослужитель В. Сергиенко. Через месяц на колокольне Крестовоздвиженского храма установили титановый крест высотой 4 метра. Первый молебен прошел в конце мая 1991 г.
Читать еще:  Церковь Непорочного Зачатия в Смоленске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Состояние церкви оценивалось как катастрофическое, она была изуродована перекрытиями и отсутствием креста и купола. Внутри располагались токарные и деревообрабатывающие станки, а вместо пола находился асфальт. Внешний облик также печалил взгляды казаков и обычных мирян.

Восстановление началось при финансовой поддержке городского благотворителя Ю. Петрова. Рабочие убрали перегородки, отремонтировали внутреннее и внешнее убранство, установили купол. Пришлось долго трудиться, чтобы очистить собор от мусора. Первое богослужение здесь прошло в 1993 г., на праздник Пасхи.

На заметку! У алтарной стены храма в конце весны 2002 г. установили бюст последнего царя Российской империи Николая II. У подножия памятника расставили уникальные капсулы с землей со всех территорий отечественного казачества. В конце мая 2013 г. рядом с бюстом Николая II торжественно установили памятную скульптуру Цесаревичу Алексию, которого считают главным Атаманом России. Третьим величественным экспонатом в этой композиции стал памятник в честь святой мученицы Александры Федоровны. Все три бюста выполнил петербуржский скульптор С. Алипов.

Как и у каждого человека, у всякого исторического здания есть своя уникальная история. Но если верить источникам, то ни один питерский собор не имеет такой богатой летописи, как Крестовоздвиженский. Строительство храма, его перестройки и реконструкции длились около 135 лет, повидав на своем веку мастерство и рвение строителей как XVIII , так и XIX столетия.

Петр І , позаботившийся о заселении Северной столицы, заполнил берега реки Лиговой неугомонным, лихим народом – ямщиками. Находясь на государевой службе, они селились отдельными общинами, со своими традициями и моралью. Живя, как правило, зажиточнее, нежели другие, пожелали однажды ямщики иметь в слободе свою церковь. Задумано – сделано: обратились к власти и по их прошению благословил архимандрит возведение небольшого храма. Просуществовал тот недолго, сгорев однажды дотла. Тогда на этом же месте построили еще одну церквушку – из старых материалов. Совсем ветхая она прослужила прихожанам с десяток лет. Церковь стали посещать не только ямщики с семьями, но и новые поселенцы: к тому времени многочисленными жителями района стали казаки и в старой деревянной церкви прихожане помещались уже с трудом.

В 1740 году опять же по просьбе верующих начал строиться уже каменный храм во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а приделы в нем возвели во имя Рождества Иоанна Предтечи и Святого Николая Чудотворца. Так церковь стала трехпридельной, а над западным ее притвором соорудили колокольню. За алтарем же храма заложили Тихвинскую церковь.

Проект колокольни Крестовоздвиженки был разработан архитектором Постниковым в 1804 году и осуществлялся на протяжении 8 лет. Знаковым для храма является число 12: 12 Апостолов, 12 колоколов установлено на колокольне. Так в глубоких нишах шестидесятиметровой колокольни расположились фигуры Апостолов Петра и Павла, а верхняя часть украшена 12 гипсовыми скульптурами Апостолов. Многим позднее в пролеты были вставлены кованые решетки кузнечного мастера Мартьянова. Второй этаж колокольни отвели под небольшой храм во имя просветителей Кирилла и Мефодия.

Завершение строительства колокольни принесло новые проблемы: обе церкви – Крестовоздвиженская и Тихвинская – нуждались в капитальном ремонте. Подсчитав расходы, пришли к выводу: вместо двух обветшавших церквей целесообразней будет возвести один новый храм. Разработку проекта поручили архитектору Моргану, и тот задумывает все с большим размахом: мало того, что храм должен вмещать до 2500 верующих, величия ему должно придавать внешнее сходство с Исаакиевским собором. Но для подобного масштаба необходимы и немалые средства, коих на реализацию проекта Моргана не хватало. В итоге строительство откладывалось, а прихожане осмелились на новое ходатайство о перестройке церкви по новому проекту Егора ДИммерта.

Последний, призвав к себе в помощники Константина Лазарева, в 1848 году чрезвычайно быстрыми темпами начинает строительство. Примечательно, что новая постройка основывалась на части стен и столбов столетней церкви.

Три года – и вот уже подходят к концу отделочные работы. Летом 1852 года произошло освящение придела Рождества св. Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Так начатое в 1853 году святое дело по строительству нового храма удачно завершилось – украсив собою Ямскую слободу, перетерпев исторические передряги и сохранившись до наших дней.

Каменное здание Крестовоздвиженской церкви имело прочную основу – каменный фундамент и немаленькие параметры: длину около 53-х метров и ширину до 35-ти метров. Возвели ее в виде латинского креста, взлетавшего ввысь на 41 метр. В рукавах креста располагались алтари, сам храм имел пять престолов. Естественно, главный алтарь посвящался Воздвижению Креста, а четыре придела нарекли во имя Рождества Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, во имя преподобного Сергия Радонежского.

Страшный 37-й год принес Крестовоздвиженской церкви печальную участь: священнослужители храма были расстреляны, а вскоре закрыли и саму церковь. В 40-е гг. ее неоднократно перепланировывали, перекрывали и возводили новые стены. Немалые разрушения принесли артиллерийские снаряды времен Великой Отечественной. В 1947 году церковь передали для нужд реставрационных мастерских. Позднее здесь обустроили котельную…

Храмовый комплекс за всю свою историю пережил множество трудностей, и наконец-то 90-е гг. возвратили церковь приходу. Крестовоздвиженская церковь получила статус собора, и стала приходским Казачьим храмом.

Строительство храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери

Причт обратился с новой просьбой к Св. Синоду: вместо старой деревянной церкви, которая теперь стояла без употребления, построить тёплую зимнюю церковь. Прошение было удовлетворено. Постройка производилась на средства петербургского купца И. Ильина Тихвинскую церковь заложили 20 июня 1764 года за алтарем Крестовоздвиженского храма. В плане Тихвинская церковь напоминала Крестовоздвиженскую 1748 года: вытянутый прямоугольник, едва намеченное расширение в восточной части, 3 нефа, компартименты которых перекрыты крестовыми сводами, одна глава на восьмерике, обработанном пилястрами. 14 декабря 1768 года новая церковь, украшенная небольшим куполом, была освящена. На свои средства купец Иван Ильич Меньшой позже устроил в ней дополнительный придел — во имя свт. Иоанна Златоуста (освящен 18 февраля 1800 г.). В 1861 году в ней был освящен придел святого блгв. вел. кн. Александра Невского, небесного покровителя Царя Александра II, Освободителя.

Читать еще:  Переславский Феодоровский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки,современное положение

Крестовоздвиженский казачий собор на Лиговском пр.

Контакты

Расписание богослужений

Архитектурный стиль: необарокко

Автор проекта: по проекту Егора Ивановича Диммерта, ученика Стасова.

Годы постройки: 1848 — 1851

Служения при храме

воскресная школа

социальная помощь

любительский хор

оглашение

Ближайшие места

О храме

П ервоначально построен в 1747–1751, освящен архиепископом Феодосием в 1749 (главный алтарь, в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня) и в 1751 (три боковых придела).

В 1848–1851 храм перестроен и расширен (арх. Е. И. Диммерт); вновь освящен митрополитом Никанором 15 декабря 1851 (главный алтарь; престольный праздник 27 сентября) и в июне 1852 (боковые приделы: Свт. Николая Чудотворца, престольные праздники 22 мая, 19 декабря; и Рождества Иоанна Предтечи, престольный праздник 7 июля).

Летом 1938 храм закрыт. В 1991 году казачьей общине передан храм свв. Кирилла и Мефодия в колокольне (восстановлен), в 1993 году — храм Тихвинской иконы Б.М. (восстановлен, совершаются регулярные богослужения), в 1996 году — Крестовоздвиженский собор (идут реставрационные работы).

Центральный район. Собор Воздвижения Креста Господня.

Карта и ближайшие объекты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

Церковь расположена на Лиговском проспекте недалеко от Обводного канала в бывшей Московской Ямской слободе, отчего часто называлась Ямской Крестовоздвиженской. Бытовало и название Иоанно-Предтеченская церковь — по названию одного из приделов храма. В 1719 году на этом месте была построена деревянная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, которая сгорела в 1730 году, и в 1749 году была выстроена новая, Крестовоздвиженская церковь из камня с приделами Рождества Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Через 100 лет она была разобрана и на ее месте в 1848-1851 годах был возведен новый храм архитектором Егором Диммертом, учеником Стасова. Увенчанное пятью многогранными куполами, украшенное пилястрами здание построено в стиле барокко середины XVIII века.

Церковь располагается в глубине обширного участка, прилегающего к Лиговскому проспекту, часть которого занимало кладбище, впоследствии ликвидированное. Кроме главного престола, освященного 2 декабря 1851 года, в ней имелись приделы: северный — во имя Святителя Николая Чудотворца и южный — во имя Рождества Иоанна Предтечи, освященные соответственно 8 и 1 июня 1852 года. Позднее в церкви были устроены еще два придела: у южной стены церкви — во имя Святых Равноапостольных Константина и Елены, у северной стены — во имя Святого Сергия Радонежского. Четырехъярусная шестидесятиметровая надвратная колокольня церкви построена в 1810-1812 годах по проекту архитектора А. И. Постникова (1766-1830). Здание колокольни увенчано шпилем и декорировано колоннами и статуями. Поражает воздушность контура колокольни, пропорциональность всех ярусов, завершаемых узким шпилем. Эта одна из красивейших колоколен Петербурга — важнейшая градостроительная доминанта района. Под сводами колокольни находилась церковь Святых Кирилла и Мефодия, устроенная в 1872 году иждивением купца Шигалева. В композицию органично входят две невысокие часовни,соединенные с колокольней дугообразными крытыми галереями из спаренных колонн.

Церковь была закрыта в июле 1932 года, а в 1939-1941 годах вся внутренность церкви, лишившейся своего убранства, подверглась основательной переделке. Интерьер исказили и обезобразили межэтажные перекрытия и капитальные поперечные стены. Здесь разместились реставрационные мастерские. Ныне церковь возвращена верующим и действует в статусе собора. Храм был передан православному приходу, объединившему петербургское казачество, в Никольском приделе храма с 1991 года совершаются богослужения и одновременно проводится реконструкция интерьеров и фасадов здания. У алтарной стены Крестовоздвиженского собора в 2002 г. установлен бюст Николая II.

В Ямской слободе на Лиговом канале» находилась Крестовоздвиженская слободская церковь, освященная в 1749 году. Обветшавшая за сто лет церковь была предназначена к слому, но община и причт захотели сохранить церковь «бывшую в продолжение ста лет местом их молитвы». Решено было перестроить ее на «доброхотные даяния» прихожан, что было поручено архитектору Е.И. Диммерту. По мнению Диммерта церковь была «и прочною и построенною из отличных материалов и с довольно толстыми стенами». Это подтвердила и комиссия, назначенная по распоряжению П.А. Клейнмихеля. Было решено не разбирать постройку, а расширить ее, укрепить конструкции «бутовыми стенками и сделать в этих стенках оборотные арки», «возвысить наружные стены», соорудить пять куполов, а также «улучшить» внутреннее и наружное оформление храма. План церкви по проекту Диммерта изменялся «из продолговатого в крестообразный». В 1847-1852 г.г. церковь была перестроена. Архитектор руководствовался опытом «возобновления» старинных зданий. Он должен был существенно изменить объем и силуэт церкви и создать ее новое убранство в духе времени основания храма. Слободские церкви елизаветинского времени не блистали дворцовой роскошью, поэтому Диммерт выбрал скромный характер отделки. В описании храма, составленном в начале ХХ века, отмечалось «нынешний фасад церкви не напоминает прежнего», хотя и выдержан в характере «незатейливой архитектуры времен Анны Иоанновны».

По книге: Бурдяло А.В. Необарокко в архитектуре Петербурга (Эклектика. Модерн. Неоклассика.) – СПб: «Искусство – СПб», 2002г.

Воспринимать Крестовоздвиженский собор вне его окружения, как минимум — без великолепной колокольни с её изысканной ордерностью, выверенными пропорциями, типично «питерским» шпилем и запоминающейся колоннадой, не то чтобы не имеет смысла, но весьма непросто. Архитектору Диммерту удалось очень органично вписать позднейшую постройку в уже существующую среду, создать по-настоящему целостный ансамбль, выстроить единый образ, сыграв на контрастах. Зодчий блестяще решил головоломку. Подумать только: собор середины ХIХ века должен имитировать постройку середины ХVIII века и при этом сочетаться с колокольней конца ХVIII — начала ХIХ века. Прошла ведь целая архитектурная эпоха! Одно неверное движение — и на ансамбле неизбежно легла бы печать дурновкусия. Но Диммерт, проанализировав архитекурные приёмы середины предшествующего столетия, остановил свой выбор на элементах даже не елизаветинского, а «аннинского» барокко. Стилизация архитектору вполне удалась.

Крестообразный план церкви, в отличие от плана храма-«корабля», более соответствовал эстетике как барокко, так и вошедшего в моду в то время русско-византийского стиля; украшение стен пилястрами с замысловатыми капителями подчеркнуло стилевую преемственность по отношению ко второй четверти ХVIII века, и этот эффект был усилен выразительным пятиглавием с намёком на криволинейность куполов. На самом деле купола — простые восьмигранные, чуть вытянутые в вертикальной проекции: Диммерт визуально усложнил их силуэт при помощи фигурных люкарн (у центрального купола — четыре по сторонам света, у боковых — целых восемь, на каждую грань!) и барочных «ярусных» главок сложного профиля. Характерное для Петербурга, стилистически близкое местной архитектурной среде сомкнутое барочное пятиглавие выразительно контрастирует с 60-метровой колокольней, своим шпилем напоминающей о других петербургских градостроительных ориентирах — Петропавловском соборе и Адмиралтействе. Указанный контраст не вызывает отторжения: храм и колокольня — это, если можно так выразиться, архитектурная диалектика, единство и борьба противоположностей, объёдинённых единым эстетическим началом. И шпиль колокольни, и её скульптурное убранство — дань петербургским традициям. Наверное, благодаря этой зримой преемственности форм колокольня, выстроенная в эпоху почти тотального господства зрелого «имперского» классицизма, не вступает в противоречие с храмом. Стройная колоннада, полукружьем связывающая колокольню с двумя соборными часовнями, прекрасно вписывается в храмовый ансамбль. Если колокольня — его организущая вертикаль, то колоннада — своего рода организующая горизонталь. Восприятие собора неотделимо от восприятия всего комплекса. Его объём раскрывается от входа на территорию ансамбля — из арки в нижнем ярусе колокольни. Узость проёма заставляет храм «вступать в игру» как бы по частям. Тон задаёт изысканное оформление дверей, затем в дело вступают купола с криволинейными люкарнами, а последним аккордом звучат сложные главки, исполненные в необарочном стиле.

Читать еще:  Церковь Всех Крымских святых и Феодора Стратилата в Алуште: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Завершение Крестовоздвиженского храма — это отдельное произведение искусства, удачная стилизация под петербургское барокко ХVIII века. Неизбежные стилистические упрощения если и заметны, то далеко не сразу. Благодаря удачно подобранным пропорциям, изысканной игре прямых и извилистых линий завершение храма воспринимается прекрасно организованной архитектурной феерией; пирамидально восходя к небу, ажурные купола и главы перекликаются с облаками. К сожалению, варварская перепланировка середины ХХ века полностью лишила Крестовоздвиженский храм внутреннего убранства. За красотой фасадов, величественностью внешних форм — печальная пустота. Долгая, кропотливая и дорогостоящая реставрация, надо думать, вернёт церкви былое великолепие.

Интересны были и детали интерьера церкви, на которые обращали внимание старинные источники: среди них — «Цицарские» (австрийские) стёкла в окнах куполов, дубовый паркет в алтарях и каменный «из серой плиты» в самом храме, ограждающая солею железная решётка с бронзовыми и медными деталями. Отмечалось и об организации отопления храма: семь (на середину ХIХ века, а в начале ХХ века — уже пять) «аммосовских» (пневматических) печей на собственно храм, шесть изразцовых кафельных печей — на алтари и сторожку, две (позже четыре) железные печи — на хорах; ещё одна «ребровая» — в притворе.

Церковь расписывали как минимум дважды — вскоре после постройки и в 1877-1878 годах. Известны авторы росписей — мастера Я. Казаков и Е. Бушков. Эти росписи были забелены при перестройке храма в советские годы. Крестовоздвиженский храм в плане имеет вид латинского креста: его длина — 53 метра, ширина — 35 метров. Высота храма с крестом — 41 метр, колокольни — около 60 метров. Храм, помимо главного Крестовоздвиженского, имеет четыре придела — Рождества Иоанна Предтечи; святителя Николая Чудотворца; святых равноапостольных Константина и Елены; преподобного Сергия Радонежского, а также шестого в колокольне — в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №117, 2014 г.

Казачий Крестовоздвиженский собор

Ансамбль зданий Крестовоздвиженского собора расположен у пересечения Лиговского проспекта и Обводного канала. В начале XVIII века здесь, когда Лиговский проспект был каналом, а Обводного ещё вообще не существовало, здесь начали селиться ямщики.

В 1719 году здесь была построена деревянная церковь, которую освятили во имя Рождества Иоанна Предтечи. Церковь имела типичный облик для времени правления Петра I — прямоугольное в плане здание с высокий шпицем. К 1723 году рядом была построена колокольня. На неё установили четыре колокола, привезённые с литейного двора. Колокола эти были из тех, что при Петре были привезены из монастырей для литья из них пушек.

В 1730 году церковь сгорела. Вместе с тем, вокруг неё уже успело сформироваться кладбище, которое не могло оставаться без храма. На место сгоревшего здания перенесли деревянный храм, купленный у охтинских заводов. Он был освящён 25 февраля 1731 года. В ноябре 1733 года в церкви освятили придел святого Николая Чудотворца. Это здание находилось ближе к Лиговскому каналу, нежели чем существующие сейчас храмы. Так как оно было построено в спешке, то быстро пришло в ветхость.

Постепенно в храм стали приходить не только ямщики, но и новые жители района. Самыми многочисленными жителями окрестностей Лиговского канала к середине XVIII века стали казаки. Постепенно старая деревянная церковь перестала вмещать всех прихожан. Вследствие ветхости и малой вместимости церкви прихожане обратились к Синоду с просьбой о постройке нового храма и освятить его во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Просьба Синодом была удовлетворена. В 1749 году здесь был освящён новый каменный храм. Автор проекта этого здания не известен. За строительными работами наблюдал архитектор И. Шумахер. Позже в церкви освятили ещё два придела: у южной стены церкви — во имя Святых Равноапостольных Константина и Елены, у северной стены — во имя Святого Сергия Радонежского. Таким образом, здесь сформировалось пять приделов, церковь по сути стала существовать как собор. Старая деревянная постройка была разобрана в 1756 году.

С постройкой нового церковного здания кладбище упразднили. На его месте возник Предтеченский сад, который берёт своё название от когда то находящейся здесь первой деревянной Предтеченской церкви.

Крестовоздвиженский собор не отапливался. В зимнее время службы проводили в построенной в 1764 году на деньги купца Ивана Ильина церкви Тихвинской иконы Божией Матери. Эта церковь была построена на месте старой деревянной и своим обликом во многом её повторила.

В 1810-1812 годах по проекту архитектора А. И. Постникова около храма была построена 60-метровая надвратная колокольня. Она стала архитектурной доминантой всего окружающего района. Колокольня расположена в центре дугообразной колоннады, соединившей две часовни. В нишах колоннады установлены статуи апостолов Петра и Павла. Кованые железные решетки работы кузнечного мастера Федора Мартьянова были вставлены в пролеты в 1853 году.

В середине XIX века здание Крестовоздвиженского собора обветшало. В 1848 году оно было разобрано, на его месте построили новый пятиглавый храм в стиле барокко. Автором проекта стал архитектор Егор Иванович Диммерт, ученик В. П. Стасова. Зодчий не дожил до окончания строительства храма. Крестовоздвиженский собор был достроен уже после его смерти, к 1851 году. Позднее здесь были освящены придел во имя Святых Равноапостольных Елены и Константина и придел во имя Святого Сергия Радонежского. Строительство собора историк Александр Томилин описывает так:

Старостой Крестовоздвиженского собора купцом Иваном Ильичом Шигалёвым в память о скончавшейся супруге под сводами колокольни в 1872 году была устроена церковь святых Кирилла и Мефодия. Проект этой церкви создал архитектор Л. Бульери.

В июле 1932 года все церкви ансамбля Крестовоздвиженского собора были закрыты. В 1939-1941 годах в Тихвинской церкви была открыта школа, а впоследствии в ней, как и в соборе, разместились реставрационные мастерские.

Храмы были возвращены церкви в 1991 году. Крестовоздвиженский собор вновь стал приходским Казачьим храмом. У алтарной стены собора в день рождения императора Николая II 19 мая 2002 года был установлен его бронзовый бюст. У подножия памятника — капсулы с землёй тех регионов России, где живут казаки. Автором проекта памятника стал скульптор Сергей Алипов.

В настоящее время восстановлена Тихвинская церковь, ведутся реставрационные работы в Крестовоздвиженском соборе и колокольне.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector