0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Свято-Иверский монастырь в Ростове-на-Дону

Свято-Иверский монастырь в Ростове-на-Дону

Свято-Иверский монастырь в Ростове-на-Дону Dmitry89

Словно яркая жемчужина в невыразительной раковине, спрятался Свято-Иверский монастырский комплекс среди серых высоток Октябрьского района. Монастырь построен тут относительно недавно — в 1903 г. Святейший Синод выделил для церковных нужд землю в 12 верстах от тогдашнего Ростова. Долгое время новосозданная обитель пустовала — лишь деревянная часовенка и домик игуменьи говорили о том, что здесь живут монахини.

Через 3 года возвели каменный ансамбль — хозяйственные здания, сестринский корпус и церковь Иверской иконы Божией матери. Десятилетиями храм стоял нетронутым несмотря на то, что после Октябрьской революции его закрыли, а монахинь сослали в Сибирь. В разные годы здесь располагались склады, мастерские или клубы совхоза — однако состояние святыни осталось неизменным до нашего времени.

В 2004 г. стали сооружать новые корпуса для послушниц — для них попросту не хватало места и принять удавалось едва половину желающих. А к лету 2016 г. на территории монастыря выстроили Свято-Троицкий собор, возведение которого планировалось еще в 1929 г., но было прервано февральскими восстаниями и последующей гражданской войной. На данный момент комплекс состоит из двух религиозных сооружений и нескольких зданий для нужд сестер.

История

История монастыря началась в 1903 году, когда Ростовская управа выполнила прошение монахинь Черноморского монастыря Екатерины и Александры, выделив под строительство женской обители участок земли недалеко от города Ростова-на-Дону. Купец С. И. Фёдоров стал попечителем, и в 1905 году он заказал у архитектора Н. М. Соколова проект небольшого каменного монастырского храма. В 1908 году строительство храма было завершено и его освятили в честь Иверской иконы Божией Матери.

В период Первой мировой войны помещения монастыря использовали как приют для девочек-сирот из оккупированной Польши. А после октябрьской революции в 1917 году игуменья Анастасия из-за угрозы закрытия храма, перерегистрировала его как сельхозартель. Тем не менее, в 1929 году храм закрыли, а игуменью и нескольких сестёр выслали в Сибирь, передав имущество храма государству. После закрытия храма, в корпусах храма в разное время располагали клуб совхоза, детский дом, мастерские и склады.

Возрождение храма случилось только после распада СССР — Иверский женский монастырь был восстановлен постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 августа 1991 года.

Время разрушений и испытаний

До 1919 года после революции над монастырем постоянно нависала угроза закрытия, но сестры сохраняли свое единение, не меняя уклад церковной жизни.

В 1919 году игуменье Анастасии пришлось пойти на компромисс, зарегистрировав обитель под сельскохозяйственную артель, что на 10 лет удалось отодвинуть ее закрытие, монахини занимались как духовными службами, так и мирскими работами:

  • подвизались на птичьем и скотном дворе;
  • пекли хлеб;
  • собирали мед на собственной пасеке;
  • разводили рыбу в пруде;
  • обслуживали большой сад с плодово-ягодными растениями;
  • выращивали и продавали прекрасные розы.

1929 год резко оборвал деятельность монастыря, его закрыли, монахинь разогнали, а игуменью Анастасию в возрасте 70 лет отправили в сибирскую ссылку, после которой в 1937 году она вернулась к пленнице и через год умерла на руках духовных дочерей.

Сняв колокола и главки, большевики разобрали колокольню, устроили в храме клуб, а в кельях поселился детский дом с сиротами, там же было обустроено склады и мастерские.

Временные хозяева ничего не ценили, прекрасный фруктовый сад был вырублен на дрова, пчелы без присмотра погибли, даже источник начал иссякать, а пруды превратились в болото. Верные христиане приходили к источнику, который назвали «Слезами Богородицы», своими силами расчищали его, молились, прося Бога о помощи в восстановлении обезглавленного и поруганного монастырского храма.

Каждый присутствовавший на этом месте чувствовал, что Небесная Покровительница не покинула святое место.

Восстановительный период

Православные христиане не смирились с полуразрушенным состоянием древней святыни и образовали инициативную группу, которую возглавил правящий архиерей Владимир (Сабодан).

При поддержке владыки Владимира монастырь иконы Божьей Матери Иверской был возвращен Церкви.

Первые богослужения начали проводить в храме Димитрия Ростовского, в 1991 году Священный Синод официально объявил об открытии женской обители в Ростове-на-Дону.В 1992 году митрополит Владимир (Сабодан) подарил монастырю святой образ Божьей Матери «Иверская», который был написан на святой Афонской горе.На средства благодетелей и администрации Ростова началось возрождение поруганной святыни, которую с 1993 года возглавила игумения Неонилла.

Монахини, насельницы с матушкой Неониллой взялись за строение келий, благоустройство источника и палисадника с розами, они засадили огороды, посадили новые деревья в саду, возобновили разведение скота и птицы.

Параллельно шло восстановление храма, колокольни, звон колоколов которой ростовчане услышали в 1995 году.

В 1996 году пятиглавый монастырский комплекс снаружи был восстановлен, начались внутренние работы.

В это время заболела матушка Неонилла, через 3 года она почила с Богом.

В 1996 году руководство монастыря в Ростове-на-Дону возложено на инокиню Рахиль, через год она возводится в сан игуменьи и становится настоятельницей обители.

3 ноября 1996 года стал знаменательным днем в жизни женского монастыря. Архиепископ Пантелеимон (Долганов) освятил верхнюю церковь в честь святого лика Богородицы «Иверская», после чего прихожане могли присутствовать на богослужениях ежедневно.

К концу 2002 года полностью закончена роспись стен и обновление иконостаса в нижнем приделе.

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Свято-Иверский епархиальный женский монастырь запись закреплена

В зимнюю вьюгу был обычай звонить в колокола для того, чтобы сбившиеся с дороги слышали благовест, знали, в каком направлении им надо идти. Для человечества такой благовест в снежную метель – всё то, чему учит Святая Церковь. Как бы ни сбилась с дороги, куда бы ни уклонилась общечеловеческая жизнь, этот благовест всегда будет указывать, куда надо идти. Когда будут учить мирские мудрецы о том, как жить, и собьют с дороги, благовест Церкви укажет, куда нужно идти.
Показать полностью.
Когда мирская бесовская мудрость будет толкать в пропасть безбожия, мы знаем, что это метель. Когда мирская жизнь сбивает человека с верного пути спасения и он начинает всё дальше и дальше отходить от этого верного пути, мы знаем, что это – метель. И когда человечество начинает отдаваться своим страстям и похотям и, вместо того чтобы жить для устроения своей души, дабы было с чем идти в жизнь вечную, начинает жить во имя смерти, мы знаем, что это – метель. Внешнее могущество человеческой культуры, нисколько не приближающее человеческую душу ко спасению, сбивающее многих своим мишурным величием, – всё это метель, и благовест Церкви указывает истинный путь, куда надлежит идти человеку.

Протоиерей Валентин Свенцицкий 5 марта 1927 г.

Свято-Иверский епархиальный женский монастырь запись закреплена

О великодушии самая пронзительная история вот какая. Когда прошло «смертное время», первая блокадная зима, голод остался. И блокада осталась. И бомбежки. Но весной истощенные люди под бомбами стали копать огородики и сажать семена. Даже в центре Ленинграда были грядки. А один заводчанин получил крошечный участок земли на окраине. И посадил капусту.
Показать полностью. Все лето он после работы ходил на свой огородик и капусту поливал. Каких трудов это стоило изможденному голодному человеку – Бог знает. Трудно представить.

Он считал свои кочаны и представлял, как заквасит капусту и будет зимой есть. Это спасет от голода и от цинги.

Он пришел осенью – а капусту всю украли. Всю. До последнего кочана.

И человек был потрясен и расстроен; нет слов, чтобы описать его состояние. А потом он добрался домой на слабых ногах и записал в дневнике: мол, капусту украли у меня. Но я уже не печалюсь. Свой же украл, ленинградец. Значит, он будет сыт и переживет зиму. Не фашист украл, а свой. Ну, пусть поест и выживет.

Много великого и ужасного в блокадных дневниках. Но эта история про капусту – она все объясняет. Всю душу человека показывает.

Автор дневника выжил. Может, поэтому и выжил – за великодушие ему награда досталась. Жизнь. Это много – жизнь. И капуста – это много. Это тоже была почти жизнь…

Анна Валентиновна Кирьянова

Свято-Иверский епархиальный женский монастырь запись закреплена

Моя Родина ― русский язык
И церковно-славянское пенье,
А расплата за то, что привык
Ими жить, ― клевета и хуленье.
Но Россию и Церковь люблю,
Показать полностью.
Постигая терпенья искусство,
И награда за всё, что терплю, ―
Русских инокинь чистое чувство.

Схиархимандрит Авраам (Рейдман)

Свято-Иверский епархиальный женский монастырь запись закреплена

Мы знаем, конечно, какое значение для нашей жизни имеет пища, и постоянно говорим: «Это полезно, а это вредно, тяжело, опасно». И прилагаем усилия, чтобы применить такое знание на практике, сделав пищу полезной. Но утверждение, что пища нужна и душе, что «не хлебом единым жив человек», – это не «поповская» риторика, а нечто общеизвестное. Каждый из нас знает, что нужно не только поесть, но и почитать, и подумать, и побеседовать, и сходить в театр. Но как же мало здесь с нашей стороны заботы и внимания, как мало элементарнейшей, так сказать, «гигиены»! Мы ищем чтения полегче, болтовни, а не беседы, развлечения, а не питания души. Мы не знаем, что душу засорить гораздо легче, чем желудок, и что последствия такого засорения гораздо опаснее. Много времени уходит на внешнее и мало на внутреннее.

Отец Александр Шмеман.

Свято-Иверский епархиальный женский монастырь запись закреплена

Как можно любить и принимать других людей, не принимая того, во что они верят? Где золотая середина? Как можно не отречься от веры Церкви Христовой и от традиций своего отечества и при этом не уничижить другого человека? Мы должны быть людьми, очень хорошо понявшими Христа.
Показать полностью. Человек, понявший Христа, проникшийся Христом и духом Евангелия, помогает другим людям, успокаивает, утешает и созидает их, несмотря на то что иногда может выразить несогласие с ними. Он может спокойно сказать: «Я не согласен с тем, что ты говоришь, но это не значит, что мы враги». Можно любить другого человека, быть готовым за него умереть, но быть совершенно несогласным с ним.

Человек, имеющий в себе дух Христов, бесстрастен, у него нет ни тени зла, ни страстности по отношению к другому человеку, и о себе он ничего не мнит, но, действуя человеколюбиво, становится непоколебимым в своих убеждениях. Например, кто-нибудь тебе скажет: «Что это такое? Какая разница, мусульманин, христианин, мы все верим в одного Бога, а все остальное – мелочи». Если ты согласишься, то это будет неправильно. Однако также нельзя ответить: «Нет, это не так, разница в том, что ты попадешь в ад, а я – в рай». Человек, имеющий в себе дух Христов, не может никого послать в ад, потому что считает: в ад попадет он сам. Преподобный Силуан говорил: «Все спасутся, один я погибну».

Митрополит Афанасий (Николау)

Свято-Иверский епархиальный женский монастырь запись закреплена

Греки нагромоздили на богослужение дидактические задачи догматического богословия, риторическую красоту словесных гирлянд и даже отсылки к византийскому дворцовому укладу. Либералы хотят перевести это на русский – но оно не по-русски создано и практикам духовности попросту не нужно. Вот почему наше благочестивое большинство не желает никаких литургических реформ.
Показать полностью. Все реформаторы хотят снова нагрузить богослужебные тексты частоколом смыслов, вонзить в них идеи для пересказа, назидания и т. п. Ортодоксальные же христиане давно перевели для себя весь этот массив октоихов, миней и триодей в одно протяжное «Господи, помилуй» по слову святых отцов: все, что мы можем делать, – непрестанно взывать ко Господу о помиловании.
Как видим, многообразие оказалось камнем преткновения для православных. Но без него нам невозможно полюбить никого, кроме своего отражения. Пусть часть христиан считает, что современное декоративное благочестие не питает христианскую душу. Но мы можем найти миллионы душ, которые питаются именно этим. Некогда В. В. Розанов подчеркивал, что простой акафист объединяет больше людей, чем Евхаристия, что народ любит именно лубочность, уют православного уклада. Большинству святых душ нет дела до теологических штудий всяких умников, пусть и православных. В то же время за исправленную ектению они с легкостью отлучат от Церкви.

Протоиерей Вячеслав Рубский

Свято-Иверский епархиальный женский монастырь запись закреплена

Когда я была маленькой девочкой, я налила лимонад в кружечку. Очень вкусный лимонад «Буратино». Это для папы. Мы были на даче; папа трудолюбиво копал грядки в конце огорода. И я к нему с кружечкой, полной лимонада, побежала. Чтобы пузырьки не исчезли; что за лимонадик без пузырьков?
Показать полностью.

Маленькому человечку трудно бежать по бороздам, обходить комья земли, переступать через досочки и кучки сорняков; да еще на вытянутой руке нести кружку с лимонадом. Когда я добралась до папы, лимонада осталось на донышке – все расплескалось… Только один глоточек остался. Папа взял кружку, выпил глоточек и сказал: «Замечательно! Я отлично утолил жажду и восполнил дефицит глюкозы! Очень сладко и полезно!», – он же доктор был.

Глоточек всего-то остался на донышке, пока я бежала и пробиралась через препятствия. Но остался! Это самое главное.

Это про любовь. Мы бежим через жизнь, огибая препятствия и перепрыгивая через ямки. Запинаемся, спотыкаемся, иногда падаем и снова встаем. Этот бег с препятствиями занимает все наше внимание, все наше время, он требует усилий. И надо постоянно бежать, так жизнь устроена. Только мы иногда забываем про кружечку, наполненную любовью. Главное, ее донести, вот в чем смысл, понимаете?

Но бывает, добежишь до близкого человека или он до тебя, а в кружке-то давно пусто. Или она потеряна и забыта где-то. И зачем было бежать? Сердце высохло и окаменело. Нет ни любви, ни дружбы. И уже надо что-то копать. Отнюдь не грядку. Ямку…

Осторожнее надо с любовью. Это самое главное и есть. Этот глоток, капля в кружке, которую надо донести до конца. Донести и отдать тому, кого любишь и ради кого бежал…

Отзыв: Свято-Иверский женский монастырь (Россия, Ростов-на-Дону) — Место, где душа отдыхает.

Я сейчас хочу рассказать вам, дорогие читатели, об одном чудесном месте города Ростова-на-Дону, а именно о Свято-Иверском женском монастыре. Уверена, что далеко не все ростовчане знают о нём. А мало того, что это святое и важное место для православных, так это ещё и очень красивая территория. Я была там последний раз 16 ноября 2016 года, казалось бы, конец осени, все природные красоты позади, но посмотрите на фотографии, мною сделанные, и вы убедитесь, что там даже сейчас есть чем полюбоваться. Ну а летом — так там всё в цветах.

Впрочем, я туда отправилась не только любоваться рукотворной природой, главная моя цель — посещение храма при монастыре. К сожалению, я не воцерковленный человек, т. е. я не являюсь прихожанкой какого-либо храма и бываю в церкви не так уж часто. Но я верующая, стремящаяся жить по законам божьим. И когда у меня появляется потребность побывать в святом месте, то, если есть такая возможность, я отправляюсь именно в Свято-Иверский женский монастырь. Чаще всего я ставлю свечки за упокой моих дорогих и близких, покинувших меня, и за здравие ныне живущих. А также иногда заказываю сорокоуст (ежедневное молитвенное поминовение в течение сорока дней в Русской Православной Церкви).

Я не буду ничего рассказывать про историю возникновения монастыря, про его прошлое и настоящее, всё это вы, дорогие читатели, найдёте на сайте Свято-Иверского женского монастыря, а он есть, причём хорошо сделан. Я лишь предлагаю вам пройтись вместе со мной по его территории. Кстати, находится он в микрорайоне Северный, а как добраться туда, можно прочитать на сайте монастыря. Там же есть расписание основного храма — Свято-Троицкого собора.

Итак, вот ворота, ведущие в монастырь:

Но в день моего посещения они были закрыты, изнутри шёл ремонт, да и в целом на монастырском дворе во многих местах что-то делали. Войти всё-таки можно было через ворота, ведущие к Свято-Троицкому собору (они метрах в десяти от главного входа):

А следующую фотографию я сделала, стоя на ступеньках, ведущих в собор:

Здесь хорошо видно оба входа.

Ну и фотография на центральные ворота, сделанная с территории монастыря:

Обратите внимание, что ещё цветут розы.

К сожалению, попасть внутрь собора мне не удалось, сглупила, не посмотрела расписание на сайте и приехала в неудачное время. А очень хотелось, потому что Свято-Троицкий собор построен и открыт не так уж давно, и так получилось, что я в нём ещё ни разу не была. Это здание стоит на самом высоком месте и весь монастырь расположен ниже его. Ниже я выкладываю несколько фото собора с разных сторон.

Вид сбоку и сзади:

Это фото сделано уже издали, можно сказать, с центра территории монастыря:

А это самое большое и предполагаю, основное здание самого монастыря, снимок сделала, спускаясь от собора по огибающей его дорожке:

Увы, город вплотную приблизился к монастырю. А когда я впервые (лет 11 тому назад) здесь была, вместо этих строящихся зданий открывался отличный вид на Ростов.

Следующую фотографию я сделала, практически стоя на месте, лишь слегка повернувшись налево. Здесь немного видно купола храма Иверской иконы Божией Матери, а прямо впереди здание поменьше (и намного старше) чем основное:

Вид на главное здание монастыря с крыльца храма:

С левого торца здания монастыря есть церковная лавка, на которую есть указатель:

Перед лавкой желающие могут набрать освящённой воды из ведра,

а при желании спуститься вниз по лестнице к самому святому источнику, следуя указателю:

Добавлю, что монастырь располагается на довольно высоком берегу одного из рукавов реки Темерник.

Я, конечно, побывала в церковной лавке, купила свечи и ещё кое-что (календари, именные иконки). Ниже следуют фотографии, которые я сделала, с согласия монахини, внутри лавки:

Можно купить рубашки для крещения,

лампады и прочую утварь,

кое-что не совсем церковное,

библии и прочие книги,

а здесь мне очень понравилась угловая подставка под иконы:

А это фото здания, часть которого уже была на одной из фотографий выше. Тут точно есть трапезная. Даже если не знаешь об этом, легко догадаться по вкусному запаху:

Тут же рядом, практически над речкой, находится летняя трапезная:

Перед зданием находится роскошный цветник:

Пройдя вдоль здания, выходишь к храму Иверской иконы Божией Матери:

Не могла не сфотографировать один из четырёх вазонов, что расположены возле ступеней, ведущих в храм:

Напомню, фото сделано 16 ноября 2016 года.

А вот сам вход в храм:

Посмотрите, как красиво оформлен навес над входом:

Со ступеней можно увидеть и собор. Кстати, в этом маленьком здании на переднем плане можно, при необходимости, найти дежурного священника:

Чуть повела фотоаппаратом вправо для того, чтобы показать, как здесь каждый уголок ухожен. А ещё на краю фотографии справа виднеется часть туалета. Это к сведению тех, кто захочет здесь побывать, чтобы знали, где искать:

Это фото сделано с того же места, но я повернулась налево:

Храм, в отличие от собора, открыт постоянно, даже если там нет служб. Но фотографировать мне пожилая монахиня не разрешила, так что я помолилась, поставила свечки и отправилась дальше.

Как я уже написала, территория довольно ухоженная, лишь местами идут строительные работы. Повсюду насажены кусты роз, туи и другие вечнозелёные растения:

А за этим красивым забором монастырский огород и виноградник:

Клумба вдоль главного здания монастыря:

Ещё пара фотографий на цветы и куст облепихи:

С правого торца главного здания есть ещё виноградник:

Это я уже поднимаюсь к выходу с территории Свято-Иверского женского монастыря, ощущая на душе лёгкость и спокойствие. Нигде я так хорошо себя не чувствую, как здесь. Приглашаю и вас, дорогие читатели, посетить эту обитель.

Читать еще:  Николаевский собор в Евпатории: история и адрес храма, расписание богослужений, настоятели и просветительский центр
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector