0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отзыв: Храм-музей святителя Николая при Третьяковской галерее (Россия, Москва) — Удивительный храм-музей

Отзыв: Храм-музей святителя Николая при Третьяковской галерее (Россия, Москва) — Удивительный храм-музей.

Уникальный храм-музей святителя Николая в Толмачах находится недалеко от м. Третьяковская.
Самый короткий путь: перейти Б. Ордынку и через Ордынский тупик выйти на угол Лаврушинского переулка на Инженерный корпус Третьяковки, минуть немного Лаврушинский пер. по Б. Толмачёвскому пер. и за этим корпусом уже и видны купола и кресты храма:

Вход в храм находится в здании одного из корпусов Третьяковской галереи, ансамбль которой и замыкает сам храм на углу Б. Толмачёвского и М. Толмачёвского переулков.
В данном случае, нарочно не придумаешь, на вход падает тень и туда заходят люди:

Можно нырнуть в ворота Инженерного корпуса Третьяковки, они слева сбоку:

и между самим храмом и корпусом Третьяковки

выйти в ворота, направо сразу вход. Так угол скосишь, но ворота Инженерного корпуса открыты только днём, да и чтобы полюбоваться храмом во всей красе, надо всё-таки выйти на угол переулков.

Храму около 4-х столетий. Первые упоминания о нём находят в 1625 году.

А на входе вас встретит строгая охрана и покажет, что надо спуститься вниз, пройти гардероб и под землёй вернутся в храм:

Заходим в дверь, покупаем свечи и поднимаемся в сам храм, нас встречает Николай Чудотворец, о котором у меня есть целых 2 отзыва :

На последнем пролёте лестницы перед нами открывается картина Рождества Богородицы:

и правее — Введение в Храм Богородицы:

Напротив этой красоты — Благовещение и Успение Богородицы, окно рядом с которыми:

разделяет картины Благовещение и Успение с пристенным иконостасом Иоанна Предтечи, около которого висит лампада:

Прямо перед нами Покровский придел. Отзыв об этом храме завертелся в голове, начиная с этой, такой удачной, первой, сделанной чисто машинально, дома дочечке показать, фотографии: перед нами во всей красе Дмитровский Крест, чуть ниже будет о нём сногсшибающий рассказ, за ним редкая икона Богородицы Благодатное Небо, а ещё правее даже просматривается скульптура равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.
Вверху слева угол фрески, тоже необыкновенной:

Теперь по порядку: потолок над Покровским приделом:

Фреска: 12-летнему Иисусу Христу внимают мужи израильские и поражаются знаниям и мудрости отрока. От этой фрески на момент реставрации храма была только фигура мужа израильского слева в красной одежде.

И, когда смотришь на эту великолепную восстановленную фреску, а также на вот такие иконы, которые попадают в талантливые руки реставраторов, :

проникаешься глубоким уважением к этим необыкновенным людям, которые ещё и воевали:

Дмитровский Крест.
Недалеко от г. Дмитрова в 13 веке этот Крест приплыл по реке к слепой девушке, которая его и увидела, прозрев. Крест находился в Успенском Соборе г. Дмитрова.
После революции Крест поместили в . тир. И наши драгоценные бабушки и дедушки вот таким образом развлекались, на Кресте видны следы от пуль.
Потом Крест просто выбросили. Но понимающие люди доставили его в этот храм, в котором он находится и доселе:

Ну вот такая тема — такой необыкновенный храм музей, — что сильно не пофилософствуешь. а хочется. не правительство же России это делало, да? И многое другое. А мы же.
Очень хорошо получился низ Креста со следами от пуль и отбитые, отстрелянные ноги Спасителя:

Богородица Благодатное Небо:

И вот они наши учителя Словенские:

Остальной храм во всей своей красе. Вдали Никольский придел, а налево, украшенный колоннами вход в центральный придел:

Потолок над люстрой:

Центральный 5-ти ярусный иконостас:

Потолок над центральным иконостасом:

Владимирская Божья Мать. Это как раз ТА икона, которую встречали москвичи во время нашествия Тамерлана, на месте нынешнего Сретенского монастыря в Москве. Именно ТА, которая попала в Киев из Царьграда и которую благоверный князь Андрей Боголюбский из Киева понёс в свой любимый г. Владимир и чудеса сопровождали этот путь на каждом шагу:

Вообще — это икона Божья Мать УМИЛЕНИЕ, как она называлась по приезду из Константинополя в 12 веке, когда в г. Киев стали поступать первые святыни из Византии.
Для неё сделан специальный киот, имеющий независимое от храма автономное энергоснабжение и климат — контроль:

На противоположной стене от центрального иконостаса находится необыкновенное по производимому впечатлению пано Иисус Христос изгоняет менял из Храма, в которое плавно переходит потолок

Читать еще:  Собор Рождества Богородицы в Батуми: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

За центральным приделом Никольский придел. Это его начало: виден киот Владимирской Божьей Матери перед Центральным Иконостасом, за колонной икона Николая Чудотворца, правее — Божья Мать Троеручица, которая меня сюда и привела, а под колонной видно тёмно-коричневое пятно и оно непростое.

Теперь подробнее: икона святителя Николая, :

под которой всегда на службе стоял Павел Михайлович Третьяков, гению, таланту, энтузиазму и вере которого мы обязаны собранием таких шедевров искусства в Третьяковской галерее.

Божья Мать Троеручица из Троянского монастыря страны Болгария, которая и заставила меня открыть для себя этот дивный храм, в котором она выставлена на время выставки христианских святынь из Болгарии.
Троеручица есть в Москве, правда, несколько другое изображение, в Свято-Даниловом монастыре .

Сама выставка в Инженерном корпусе Третьяковки, а икона Троеручица находится здесь до 02 сентября 2018 года.

Очень помогает в проблемах с нашей костной системой, которую мы умудряемся довести за свою безграмотную в отношении этой системы жизнь, до упадочного состояния, в буквальном и переносном смысле этого слова — дистрофичного.
По вторникам и четвергам служится молебен перед этой иконой, если в эти дни нет богослужения. Расписание у входа и на сайте.

На этом месте вне выставки находится икона Иверской Божьей Матери, которая считалась потерянной из часовни Иверской Божьей Матери перед Красной площадью, но она оказалась по исследованиям реставраторов, с большой долей вероятности, в этом храме-музее.
На праздник Троицы на это место устанавливается на 3 дня знаменитая Рублёвская Троица, которую приносят из Третьяковской галереи.

Потолок над Никольским приделом:

Этот иконостас посвящён современным святым, которые прославились в 20-м веке, будучи служителями этого храма:

Например, старец Алексий Зосимовский, который 28 лет служил дьяконом в этом храме, вдохновенно молился перед иконой Владимирской Божьей Матери, которую он очень почитал и именно перед ней вынул жребий на служение патриарху великой России Тихону. Старец слева вверху.
Может, благодаря этим молитвам и оказалась великая российская святыня — икона Владимирской Божьей Матери — перенесена из Третьяковской галереи в этот действующий храм:

Над этим иконостасом фреска Тайная Вечеря:

Далее пристенный иконостас Богородицы:

напротив — иконостас Николая Чудотворца:

Храм во все времена оставался невредимым, в 1812 году не сгорел. Но служил приютом для погоревших москвичей. И после этого требовал восстановления. Причём вся Толмачёвская слобода выгорела дотла. Толмачи — это переводчики.
Продвинутые частные инвесторы того времени восстановили и расписали храм.

Храм был закрыт в 1929 году. Снесены кресты и купола. Но тело церкви осталось. Это было хранилище икон и святынь с разрушенных храмов.
Восстановлен в 90-е годы том виде, в котором он был при Третьякове П. М.

На противоположной стене от Никольского придела фреска Воскрешение Лазаря.
И на этой жизнеутверждающей ноте нашей с вами вечной жизни, к которой надо готовиться всю свою жизнь!!)) и помнить что СМЕРТЬ — ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ В ЖИЗНИ, разрешите закончить свой рассказ.

1625: Первое упоминание о деревянной «Церкви Великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтечь, что за Москвою-рекою в Толмачах» обнаружено в Приходской книге Патриаршего приказа.

1697: возведен каменный храм, его автор — «гость» Лонгин Добрынин, прихожанин церкви Воскресения в Кадашах. Главный престол храма был освящен в честь Сошествия Святаго Духа, а Никольский перенесен в трапезную.

С 1697 по 1770 гг. церковь в деловых бумагах и книгах именовалась «Сошественскою», а затем стала опять прописываться «Николаевской».

1770: в трапезной сооружен Покровский придел на средства вдовы купца 1-й гильдии И. М. Демидова

1834: перестроена трапезная по проекту архитектора Ф. М. Шестакова по прошению прихожан и «согласно с мыслию Митрополита Филарета», и возведена новая колокольня.

1856: обновлен четверик и перестроен главный алтарь. Средства на обновление храма были пожертвованы в том числе Александрой Даниловной Третьяковой с сыновьями.

1929: храм закрыт

1993: богослужения возобновлены

8 сентября 1996 года главный престол храма освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

1997: завершена реконструкция (заново возведена стройная колокольня и восстановлено пятиглавие четверика. Воссозданы три иконостаса, пристенные киоты, полностью восстановлена настенная живопись).

1993 г.

Февраль. Е.М. Махалов выполнил проект мраморной купели в подклеть храма. В качестве основной идеи был заимствован образ херсонесской купели, с места крещения святого равноапостольного князя Владимира.

Апрель. Для восстановления центрального иконостаса подобраны и отданы на реставрацию иконы из запасников Третьяковской галереи. Реставрацию проводили сотрудники галереи.

Июль. Сергеем Ильичем Четверухиным, сыном отца Илии, издана книга «Толмачи».

Октябрь. Отдано на реставрацию сохранившееся паникадило трапезной храма.

Читать еще:  Белогорский Николаевский Пермский монастырь: история и адрес монастыря, современное положение, настоятели и святыни, расписание служб

Закончен третий ярус колокольни.

Колокольня в октябре 1993г.

22 ноября. По предложению Московской Патриархии и правительства Москвы вышло распоряжение Президента России «Об использовании в богослужебных целях Владимирской иконы Богоматери». В соответствии с распоряжением икона оставалась в коллекции Государственной Третьяковской галереи, но было сформулировано требование для обеспечения сохранности иконы при ее перемещениях на богослужения о создании специального переносного киота с соответствующими климатическими условиями.

Ноябрь. Закончен проект центрального иконостаса. Несмотря на то, что сохранился первоначальный проект иконостаса, выполненный Ф.Шестаковым, его необходимо было переделать под новый формат икон. От первоначального иконостаса сохранилось лишь несколько икон местного яруса, поэтому необходимо было подобрать иконы, которые по стилю письма подошли к сохранившимся иконам. Эта задача была решена научным сотрудником ГТГ Г. В. Сидоренко. В собрании галереи находился иконостас, принятый из разрушенного Космодемьянского храма на Большой Полянке, выполненный той же артелью мастеров, что центральный иконостас Никольского храма. Отличие было лишь в том, что в историческом иконостасе помещалось на четыре иконы больше в каждом ярусе. Для этих целей и пришлось создавать новый проект иконостаса.

Калька с рисунком иконостаса из фототеки музея архитектуры

Старый иконостас

Современный иконостас

Декабрь. Из состава приходской общины создан приходской совет: настоятель храма, староста и казначей. Члены общины и первые прихожане, подготовили часть храма для совершения первых богослужений: установлен престол и деревянная солея. На месте, где впоследствии должен быть возведен иконостас, повесили фотокопии икон, а перед ними лампады.

18 декабря. С утра отец Николай малым чином освятил престол центрального алтаря (сошествия Святого Духа на апостолов), четверик и колокола. Были установлены аналой и подсвечники. Привели в порядок вход через южные двери четверика. Снаружи, на временный дощатый забор наклеили указатели входа в храм и расписание богослужений. В 13 часов 45 минут колокольным звоном после 64-летнего перерыва началось первое всенощное бдение в честь престольного праздника Святителя Николая Чудотворца.

Отзыв: Храм-музей святителя Николая при Третьяковской галерее (Россия, Москва) — Удивительный храм-музей.

Уникальный храм-музей святителя Николая в Толмачах находится недалеко от м. Третьяковская.
Самый короткий путь: перейти Б. Ордынку и через Ордынский тупик выйти на угол Лаврушинского переулка на Инженерный корпус Третьяковки, минуть немного Лаврушинский пер. по Б. Толмачёвскому пер. и за этим корпусом уже и видны купола и кресты храма:

Вход в храм находится в здании одного из корпусов Третьяковской галереи, ансамбль которой и замыкает сам храм на углу Б. Толмачёвского и М. Толмачёвского переулков.
В данном случае, нарочно не придумаешь, на вход падает тень и туда заходят люди:

Можно нырнуть в ворота Инженерного корпуса Третьяковки, они слева сбоку:

и между самим храмом и корпусом Третьяковки

выйти в ворота, направо сразу вход. Так угол скосишь, но ворота Инженерного корпуса открыты только днём, да и чтобы полюбоваться храмом во всей красе, надо всё-таки выйти на угол переулков.

Храму около 4-х столетий. Первые упоминания о нём находят в 1625 году.

А на входе вас встретит строгая охрана и покажет, что надо спуститься вниз, пройти гардероб и под землёй вернутся в храм:

Заходим в дверь, покупаем свечи и поднимаемся в сам храм, нас встречает Николай Чудотворец, о котором у меня есть целых 2 отзыва :

На последнем пролёте лестницы перед нами открывается картина Рождества Богородицы:

и правее — Введение в Храм Богородицы:

Напротив этой красоты — Благовещение и Успение Богородицы, окно рядом с которыми:

разделяет картины Благовещение и Успение с пристенным иконостасом Иоанна Предтечи, около которого висит лампада:

Прямо перед нами Покровский придел. Отзыв об этом храме завертелся в голове, начиная с этой, такой удачной, первой, сделанной чисто машинально, дома дочечке показать, фотографии: перед нами во всей красе Дмитровский Крест, чуть ниже будет о нём сногсшибающий рассказ, за ним редкая икона Богородицы Благодатное Небо, а ещё правее даже просматривается скульптура равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.
Вверху слева угол фрески, тоже необыкновенной:

Теперь по порядку: потолок над Покровским приделом:

Фреска: 12-летнему Иисусу Христу внимают мужи израильские и поражаются знаниям и мудрости отрока. От этой фрески на момент реставрации храма была только фигура мужа израильского слева в красной одежде.

И, когда смотришь на эту великолепную восстановленную фреску, а также на вот такие иконы, которые попадают в талантливые руки реставраторов, :

проникаешься глубоким уважением к этим необыкновенным людям, которые ещё и воевали:

Дмитровский Крест.
Недалеко от г. Дмитрова в 13 веке этот Крест приплыл по реке к слепой девушке, которая его и увидела, прозрев. Крест находился в Успенском Соборе г. Дмитрова.
После революции Крест поместили в . тир. И наши драгоценные бабушки и дедушки вот таким образом развлекались, на Кресте видны следы от пуль.
Потом Крест просто выбросили. Но понимающие люди доставили его в этот храм, в котором он находится и доселе:

Читать еще:  Храм Рождества Богородицы в Уфе: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

Ну вот такая тема — такой необыкновенный храм музей, — что сильно не пофилософствуешь. а хочется. не правительство же России это делало, да? И многое другое. А мы же.
Очень хорошо получился низ Креста со следами от пуль и отбитые, отстрелянные ноги Спасителя:

Богородица Благодатное Небо:

И вот они наши учителя Словенские:

Остальной храм во всей своей красе. Вдали Никольский придел, а налево, украшенный колоннами вход в центральный придел:

Потолок над люстрой:

Центральный 5-ти ярусный иконостас:

Потолок над центральным иконостасом:

Владимирская Божья Мать. Это как раз ТА икона, которую встречали москвичи во время нашествия Тамерлана, на месте нынешнего Сретенского монастыря в Москве. Именно ТА, которая попала в Киев из Царьграда и которую благоверный князь Андрей Боголюбский из Киева понёс в свой любимый г. Владимир и чудеса сопровождали этот путь на каждом шагу:

Вообще — это икона Божья Мать УМИЛЕНИЕ, как она называлась по приезду из Константинополя в 12 веке, когда в г. Киев стали поступать первые святыни из Византии.
Для неё сделан специальный киот, имеющий независимое от храма автономное энергоснабжение и климат — контроль:

На противоположной стене от центрального иконостаса находится необыкновенное по производимому впечатлению пано Иисус Христос изгоняет менял из Храма, в которое плавно переходит потолок

За центральным приделом Никольский придел. Это его начало: виден киот Владимирской Божьей Матери перед Центральным Иконостасом, за колонной икона Николая Чудотворца, правее — Божья Мать Троеручица, которая меня сюда и привела, а под колонной видно тёмно-коричневое пятно и оно непростое.

Теперь подробнее: икона святителя Николая, :

под которой всегда на службе стоял Павел Михайлович Третьяков, гению, таланту, энтузиазму и вере которого мы обязаны собранием таких шедевров искусства в Третьяковской галерее.

Божья Мать Троеручица из Троянского монастыря страны Болгария, которая и заставила меня открыть для себя этот дивный храм, в котором она выставлена на время выставки христианских святынь из Болгарии.
Троеручица есть в Москве, правда, несколько другое изображение, в Свято-Даниловом монастыре .

Сама выставка в Инженерном корпусе Третьяковки, а икона Троеручица находится здесь до 02 сентября 2018 года.

Очень помогает в проблемах с нашей костной системой, которую мы умудряемся довести за свою безграмотную в отношении этой системы жизнь, до упадочного состояния, в буквальном и переносном смысле этого слова — дистрофичного.
По вторникам и четвергам служится молебен перед этой иконой, если в эти дни нет богослужения. Расписание у входа и на сайте.

На этом месте вне выставки находится икона Иверской Божьей Матери, которая считалась потерянной из часовни Иверской Божьей Матери перед Красной площадью, но она оказалась по исследованиям реставраторов, с большой долей вероятности, в этом храме-музее.
На праздник Троицы на это место устанавливается на 3 дня знаменитая Рублёвская Троица, которую приносят из Третьяковской галереи.

Потолок над Никольским приделом:

Этот иконостас посвящён современным святым, которые прославились в 20-м веке, будучи служителями этого храма:

Например, старец Алексий Зосимовский, который 28 лет служил дьяконом в этом храме, вдохновенно молился перед иконой Владимирской Божьей Матери, которую он очень почитал и именно перед ней вынул жребий на служение патриарху великой России Тихону. Старец слева вверху.
Может, благодаря этим молитвам и оказалась великая российская святыня — икона Владимирской Божьей Матери — перенесена из Третьяковской галереи в этот действующий храм:

Над этим иконостасом фреска Тайная Вечеря:

Далее пристенный иконостас Богородицы:

напротив — иконостас Николая Чудотворца:

Храм во все времена оставался невредимым, в 1812 году не сгорел. Но служил приютом для погоревших москвичей. И после этого требовал восстановления. Причём вся Толмачёвская слобода выгорела дотла. Толмачи — это переводчики.
Продвинутые частные инвесторы того времени восстановили и расписали храм.

Храм был закрыт в 1929 году. Снесены кресты и купола. Но тело церкви осталось. Это было хранилище икон и святынь с разрушенных храмов.
Восстановлен в 90-е годы том виде, в котором он был при Третьякове П. М.

На противоположной стене от Никольского придела фреска Воскрешение Лазаря.
И на этой жизнеутверждающей ноте нашей с вами вечной жизни, к которой надо готовиться всю свою жизнь!!)) и помнить что СМЕРТЬ — ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ В ЖИЗНИ, разрешите закончить свой рассказ.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector