3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храм Григория Неокесарийского (Москва)

Храм Григория Неокесарийского (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм Григория Неокесарийского (Москва)

Храм святи́теля Григо́рия Неокесари́йского в Де́рбицах — православный храм Москворецкого благочиния Московской городской епархии Русской Православной Церкви. Храм является памятником архитектуры XVII века, расположен в районе Якиманка города Москвы. Главная святыня — мощи cвятителя Григория Неокесарийского.

Время разорения и восстановления

То, что не совершили пожары и время, удалось большевикам, в 1922 году разграбившими все храмовые ценности, а в 1930 году только силами историков удалось оставить снос шатровой колокольни, через которую прорубили проход.

В результате репрессий весь клир придворного храма был мученически уничтожен. В 1938 году церковь Григория Чудотворца на Поляне была окончательно закрыта, все святыни передали в хранилища музеев. Третьяковская галерея обогатилась иконой Божьей Матери «Умиление» или Елеуса-Киккская.

Время восстановления уникальной московской святыни началось в 1965 году, когда храм передали в качестве памятника архитектуры Всесоюзному производственно — художественному комбинату.

В 1990 году Патриарх Алексий Второй лично ходатайствует о возвращении святыни Православной Церкви.

В 1994 году храмовое здание, находящееся в ужасном состоянии без электропроводки, отопления, пола, окон было возвращено верующим. Соблюдая точные древние традиции, используя сурик, бирюзу, белила, позолоту, в 1996 году храм был восстановлен, ему было возвращено местное название Красный.

29 ноября 1999 года при присутствии патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго состоялось возвращение святых мощей святителя Неокесарийского, хранившихся в Лондоне.

В 2003 году на месте первой деревянной церкви построили часовню в Имя Всемилостивого Спаса. В связи с тем, что история не сохранила картин с изображением первой церковной постройки, часовня возведена по примеру северорусских древних церквей.

На заметку! Уникальностью современной московской жемчужины является колокольня с часами-курантами, каждый час отбивающие «Спаси, Господи, люди Твоя» и каждые 15 минут звучит «Царице моя Преблагая».

Жемчужина Православия на Большой Полянке.

Храм Святителя Григория Неокесарийского в Дербицах своё историческое бытие начинает в глубокой древности. Первоначально он был деревянным. Его построил великий князь Василий II (Тёмный) в благодарность за чудесное избавление из татарского плена. Находясь в Орде, князь дал обет Богу: построить церковь на том месте, с которого увидит стены Кремля, в честь святого, память которого в тот день будет праздноваться, что и произошло 30 ноября 1445 г., в день памяти Святителя Григория Чудотворца. Просуществовал деревянный храм до конца XVII столетия. Сегодня на его месте по благословению Святейшего Патриарха Алексия II построена деревянная часовня-памятник в честь Всемилостивого Спаса. Часовня и историческое словосочетание «в Дербицах», т.е. в лесном, болотистом месте, напоминают нам о тех далёких временах.

Документально же церковь известна с 1632 года. Первоначально она была деревянной. С середины XVII века настоятель храма Андрей Савинов — духовник государя Алексея Михайловича, на деньги из государственной казны отстраивает церковь в камне. Известно, что не без его влияния вдовый Алексей Михайлович выбрал в невесты 20-ти летнюю Наталию Нарышкину. До сих пор в литературе можно прочесть, будто венчание, а затем и крещение их первенца, Петра I, состоялись в церкви Григория Неокесарийского, хотя историки утверждают, что все это происходило в Кремлевском Соборе.

Алексей Михайлович отпускал на строительство и благоукрашение церкви немалые средства и лично контролировал ход работ. На строительстве работали «каменных дел подмастерья» Иван Кузнечик и Карп Губа, а материал доставляли из знаменитых подмосковных каменоломен в селе Мячкове — тех самых, откуда при Дмитрии Донском брали камень для стен Московского Кремля.

Почти девять тысяч изразцов с растительным орнаментом — так называемым «павлиньим оком» — поручили изготовить известному мастеру изразцов Степану Полубесу, а образа для иконостаса выполнял знаменитый царский изограф Симон Ушаков.

Над росписью храма Григория Неокесарийского трудились не менее известные костромские мастера — Гурий Никитин и Сила Савин, а также их коллеги из Переславля-Залесского — Семен Дмитриев и Дмитрий Плеханов. Учитывая все это, не приходится удивляться, что церковь получилась невероятно красивой — «красной», как ее сразу стали называть, причем не только в народе, но и в официальных документах. У тех, кто входил в нее, буквально захватывало дух.

Строительство храма еще не было завершено после смерти царя, настоятель же ее, Андрей Савинов, был сослан в монастырь. В числе прегрешений ему вменялось и строительство храма без патриаршего благословения. Однако сам патриарх впоследствии благословляет достроить храм и освящает его.

Закончили строительство через 12 лет после закладки первого камня — 1 марта 1679 года состоялось освящение храма Григория Неокесарийского. Обряд освящения совершил Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, в присутствии уже нового государя Федора Алексеевича. С тех пор храм как бы получил статус придворного. И по сей день, между прочим, кресты всех глав церкви венчают царские короны. Храм за его необычайную красоту часто называют Красной церковью или храмом на Большой Полянке.

Архитектура храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке — традиционные для России формы храма-«корабля» с шатровой колокольней на западе, под ней — вход в церковь, приземистая трапезная, которая примыкает к небольшому четверику, зрительно как бы приподнятому вверх «костром» из трех ярусов килевидных кокошников, так называемых «огненных языков». Выше — традиционное же пятиглавие (главы — чисто декоративные, их барабаны — глухие, они не имеют окон и не открываются своим внутренним пространством в интерьер храма).

Читать еще:  Харьковский Благовещенский собор: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Красно-зелено-белый колер, наличники, карнизы, затейливые колонки и полуколонки, украшающие как тело церкви, так и барабаны ее глав — все это тоже непременная атрибутика московского узорочья. Законченный в 1679 году, храм Григория Неокесарийского, наверное, был в числе последних значимых узорочных памятников. Пройдут буквально считанные годы — и архитекторы начнут «пробовать на вкус» московское барокко в его нарышкинском изводе. А оно, хоть и считается прямым наследником узорочья, все же — совсем иной стиль

Храм на Большой Полянке поражал красотой каждого, кто его видел.

Тяготы 1812 года церковь Григория Неокесарийского перенесла без потерь. Известно, что, когда Москва была охвачена пожаром, Наполеон лично распорядился, чтобы с храмом на Полянке ничего не случилось. Красота церкви произвела на французского императора неизгладимое впечатление, и он долго сокрушался, что не может поставить храм на ладонь и забрать с собой в Париж. Наполеоновским солдатам, получившим от своего вождя соответствующее «вразумление», приходилось ведрами таскать воду и поливать церковь, дабы защитить ее от огня. Ни ее убранство, ни утварь, ни церковные книги тогда не пострадали.

В 1830 году в церкви Григория собирались москвичи на молебны о спасении от холеры.1834 год ознаменовался освящением еще одного придела святого образа Богородицы «Боголюбская», в основу архитектуры которого легла ампирная псевдоготика. До 1859 года, когда было решено храм реставрировать, он оставался придворной церковью, перед иконами которой часто молилась Елизавета Федоровна.

То, что не совершили пожары и время, удалось большевикам, в 1922 году разграбившими все храмовые ценности, а в 1930 году только силами историков удалось оставить снос шатровой колокольни, через которую прорубили проход. В результате репрессий весь клир придворного храма был мученически уничтожен. В 1938 году церковь Григория Чудотворца на Поляне была окончательно закрыта, все святыни передали в хранилища музеев. Третьяковская галерея обогатилась иконой Божьей Матери «Умиление» или Елеуса-Киккская. Время восстановления уникальной московской святыни началось в 1965 году, когда храм передали в качестве памятника архитектуры Всесоюзному производственно — художественному комбинату.

Связана с храмом и одно из неприглядных событий нашей истории: «Внутри здания под вывеской «Всесоюз­ный производственно-художественный комбинат им. Вучетича. Отдел экспорта» скрывалась контора по закупке у населе­ния старинных икон и других предметов культа для последующей перепродажи их заграницей через фирму «Новоэкспорт». О деятельности этой фирмы в 1979 г. радио ВВС на русском языке яз­вительно замечало, что благодаря ее раз­маху скоро древнюю русскую икону можно будет запросто купить в любом западном универмаге наравне с зубною пастой и жвачкой. В 1980 г. во время Олимпиады в здании Государственной картинной галереи на Крымской набе­режной работал нарочный магазин для иностранцев, продававший исключитель­но закупленные на Б. Полянке иконы XVIII — XIX вв., на которых тотчас после продажи ставили штамп «К вывозу раз­решено. Министерство культуры СССР». С 1989 г. вывоз церковной старины за­прещен.»

В 1990 году Патриарх Алексий Второй лично ходатайствует о возвращении святыни Православной Церкви. В 1994 году храмовое здание, находящееся в ужасном состоянии без электропроводки, отопления, пола, окон было возвращено верующим. Соблюдая точные древние традиции, используя сурик, бирюзу, белила, позолоту, в 1996 году храм был восстановлен, ему было возвращено местное название Красный.

Главной святыней храма являются мощи Святителя Григория Неокесарийского, которые передал митрополит Сурожский Антоний (Блум) и которые были торжественно перенесены в 1998 г. и положены в раке, подаренной храму «Альфа-Банком». В церкви также имеются мощи: Святителей Григория Богослова, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, Филарета и Иннокентия Московских; великомученика Димитрия Солунского, великомученика и целителя Пантелеимона; преподобных Сергия Радонежского, Иеронима Стридонского, Пимена Великого, Нила Столбенского, Давида и Афанасия Серпуховских, святых отцов Киево-Печерских; святого благоверного князя Александра Невского; блаженной Матроны Московской; святого праведного Симеона Верхотурского. Чтимой святыней храма является Боголюбская икона Божией Матери.

Северный придел храма — в честь Боголюбской иконы Божией Матери (1 июля).

Южный придел — в честь Святителя Григория Богослова (7 февраля).

Уникальностью современной московской жемчужины является колокольня с часами-курантами, каждый час отбивающие «Спаси, Господи, люди Твоя» и каждые 15 минут звучит «Царице моя Преблагая».

В 2003 году на месте первой деревянной церкви построили часовню в Имя Всемилостивого Спаса. В связи с тем, что история не сохранила картин с изображением первой церковной постройки, часовня возведена по примеру северорусских древних церквей.

Вся информация получена из открытых источников.

С удовольствием готов обсудить с Вами содержание статьи, если у Вас будет такое желание.

Поставленные Вами лайки подскажут мне — что я не зря взялся за это дело!

Ваши лайки и комментарии способствуют развитию канала.

Приглашаю Вас присоединиться к моим экскурсиям по сайту:

Дежурный-гид.рф

Или через инстаграм dezhurnii_gid

Скидка на экскурсии всем моим подписчикам в дзен канале и инстаграм.

Чтобы получить скидку, Вам необходимо написать мне в личку.

Главные новости

Храм Святителя Григория Неокесарийского в Дербицах своё историческое бытие начинает в глубокой древности. Первоначально он был деревянным. Его построил великий князь Василий II (Тёмный) в благодарность за чудесное избавление из татарского плена. Находясь в Орде, князь дал обет Богу: построить церковь на том месте, с которого увидит стены Кремля, в честь святого, память которого в тот день будет праздноваться, что и произошло 30 ноября 1445 г., в день памяти Святителя Григория Чудотворца. Просуществовал деревянный храм до конца XVII столетия. Сегодня на его месте по благословению Святейшего Патриарха Алексия II построена деревянная часовня-памятник в честь Всемилостивого Спаса. Часовня и историческое словосочетание «в Дербицах», т.е. в лесном, болотистом месте, напоминают нам о тех далёких временах.

Читать еще:  Вадим Леонов: биография и жизнь протоиерея, лекции и труды

В 1668-79 годах рядом с деревянным воздвигается величественный каменный храм тщанием царского духовника протопопа Андрея Савинова на средства царя Алексея Михайловича. Начало строительства благословил Святейший Патриарх Никон, а освятил построенную церковь Святейший Патриарх Иоаким в присутствии царя Феодора Алексеевича. Строили храм лучшие зодчие того времени Карп Губа и Иван Кузнечик. По своей архитектуре церковь относится к московскому типу пятикупольных храмов с шатровой колокольней. Фасады украшают изразцы с затейливым растительным орнаментом «павлинье око», изготовленные известным гончаром Степаном Полубесом. Современного человека несколько удивляют яркие цвета внешнего убранства храма. Но именно царь Алексей Михайлович, как сообщают нам исторические источники, приказал стены храма «прописать суриком в кирпич», «стрелки у шатра перевить», «и расписать бирюзой и белилами». Церковь была настолько благолепна по своему виду, так полно соответствовала представлениям людей о красоте, что получила в народе название «Красной», то есть красивой. Иконы для иконостаса писали царские изографы во главе с прославленным Симоном Ушаковым. Его Богоматерь Елеуса-Киккская из местного ряда иконостаса постоянно экспонируется в Третьяковской галерее.

В 1671 г. в храме венчался царь Алексей Михайлович с Натальей Кирилловной Нарышкиной, а в 1672 г. здесь крестили младенца Петра I, будущего императора России. Сегодня в храме бережно сохраняется купель, в которой, по преданию, был крещён царевич. Тем фактом, что настоятелем храма был царский духовник, и объясняется то, что именно здесь происходили эти важные исторические события. Надолго храму был присвоен статус придворного. И сегодня кресты пяти глав церкви, увенчанные царскими коронами, напоминают нам о том, что храм постоянно посещали государи. Службы в храме совершали Святейшие Патриархи, митрополиты Московские.

В 1812 г. Наполеон, зачарованный красотой церкви, сожалел, что не может поставить её на ладонь и перенести в Париж, а во время бушевавшего пожара французские солдаты вёдрами носили воду и поливали храм, чтобы сохранить его от огня.

В начале ХХ в. в храме любила молиться великая княгиня Елизавета Феодоровна.

В 1939 г. храм был закрыт, полуразрушен, осквернен. Все его святыни и имущество разграблены. Последний настоятель протоиерей Борис Ивановский был расстрелян на Бутовском полигоне. Сегодня он причислен Церковью к лику святых в чине священномучеников (память 10 декабря). В храме как реликвия сохраняется его наперсный крест.

С 1994 г. в храме возобновлены богослужения.

В 1996 г. храм освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Главной святыней храма являются мощи Святителя Григория Неокесарийского, которые передал митрополит Сурожский Антоний (Блум) и которые были торжественно перенесены в 1998 г. и положены в раке, подаренной храму «Альфа-Банком». В церкви также имеются мощи: Святителей Григория Богослова, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, Филарета и Иннокентия Московских; великомученика Димитрия Солунского, великомученика и целителя Пантелеимона; преподобных Сергия Радонежского, Иеронима Стридонского, Пимена Великого, Нила Столбенского, Давида и Афанасия Серпуховских, святых отцов Киево-Печерских; святого благоверного князя Александра Невского; блаженной Матроны Московской; святого праведного Симеона Верхотурского. Чтимой святыней храма является Боголюбская икона Божией Матери.

Северный придел храма — в честь Боголюбской иконы Божией Матери (1 июля).

Южный придел — в честь Святителя Григория Богослова (7 февраля).

Сегодня храм трудами приходской общины и настоятеля Епископа Иеронима (Чернышова) приобрёл прежнее великолепие. За живописную красоту люди вновь называют церковь «Красной».

filaretuos

Друзья и враги

Храм святителя Григория Неокесорийского в Москве

Адрес храма:

Улица: Большая Полянка, 29-А
Ст. метро: «Полянка»

Предание гласит, что, находясь в татарском плену, князь дал обет: если вернется домой, построит в том месте, откуда увидит Москву, храм во имя святого, память которого совершается в этот день. Освобождение из неволи произошло 17 (30) ноября 1445 года — день празднования памяти святителя Григория, епископа и чудотворца Неокесарийского. Тогда измученный пленом и долгой дорогой домой князь увидел белокаменный Кремль. Место, откуда открывался этот вид, находилось немного юго-восточней нынешнего расположения храма.

Первоначальный храм во время пожара сгорел .

Новый деревянный храм был выстроен не позднее 1632 года на том же самом месте. Каменный храм заложили в 1667 году по соседству с деревянным, чтобы во время строительства можно было служить в старой церкви.

Возведение каменного храма было начато по благословению Патриарха Никона священником Андреем Савиновым (Постниковым) , который был назначен в 1660 году настоятелем старой деревянной церкви. В 1665 г. он стал царским духовником и протопопом Благовещенского собора Московского Кремля.

С Царём Алексеем Михайловичем его связывала тесная дружба, в какой-то степени он заменил царю Патриарха Никона, впавшего к тому времени в немилость. Именно поэтому царь стал храмоздателем новой каменной церкви во имя святителя Григория Неокесарийского . Государь не только выделил огромные средства для сооружения церкви, но и сам лично интересовался ходом работ.

В 1671 году царь Алексей Михайлович венчался здесь с Натальей Кирилловной Нарышкиной .

В некоторых источниках можно встретить упоминание о крещении в этой церкви в 1672 год будущего императора Петра Первого .

Великое освящение храма произошло 1 марта 1679 года.

В этот день Патриарх Московский Иоаким освятил в ней главный престол во имя святителя Григория Неокесарийского . На освящении храма присутствовал царь Феодор Алексеевич.

Со временем к храму достроили два предела, Св.Григория Богослова и Боголюбской иконы Богородицы.

Во время войны с Наполеоном 1812 года, храм не пострадал, но в 1859 году был реконструирован и заново освещён митрополитом Филаретом (Дроздовым), а в 1896 году митрополитом Сергием.

Церковь имела статус придворной и регулярно посещалась членами царствующей фамилии. Здесь любила молиться великая княгиня Елизавета Феодоровна . В церкви неоднократно служили видные церковные иерархи.

Читать еще:  Собор Богоявления Господня в Иркутске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В храме совершали богослужения Патриархи Московские и Всея Руси : • Иоасаф II — в 1670 году; • Иоаким — в 1672 году служил, а в 1679 г. совершил великое освящение храма; • Адриан — в 1696 году; • Тихон — в начале XX века .

В 1922 г. ценности храма были изъяты.

В 1930 г. Моссовет постановил сломать шатровую колокольнню для расширения тротуара. Историкам удалось предотвратить снос. В колокольне был прорублен сквозной проход.

10 декабря 1937 года на Бутовском полигоне был расстрелян клирик храма, протоиерей Борис Ивановский

В 1938 г. Моссовет вынес решение: «Церковь закрыть, а здание использовать под культурные нужды». В акте обследования 1939 г. отмечено: «Сломан ценнейший иконостас XVII в. и нет паникадила XVIII в.».

Иконы из храма были переданы в музеи. Ценнейшая Богоматерь Елеуса-Киккская Симона Ушакова, цикл Страстей Христовых Георгия Зиновьева и ещё множество икон получила Третьяковская галерея . Из всех этих икон место в экспозиции нашлось только для образа Богородицы, остальные, никогда не выставляясь, хранятся в запасниках. Часть икон была передана в Исторический музей , где они так же находятся в запасниках. Резные царские врата главного иконостаса передали в Музей архитектуры им. Щусева .

В 1990 году по письму Патриарха Алексия II Моссовет вернул храм верующим. С 1994 года в храме святителя Григория Неокесарийского возобновлены богослужения .

В храме имеется два чудотворных списка икон, Киккская и Боголюбская .

Орегинал иконы Киккская находится на Кипре, но там он уже века закрыт от людских глаз материей ибо по преданию, кто откроет икону и видит её лик , тот ослепнет и такие случаи уже действительно случались. В Московском храме эта икона открыта.

Так же в храме множество частиц мощей святых в мощевиках, в том числе и частица мощей в честь которого построен сей храм, Святителя и Чудотворца Григория Неокесорийского .

Епископ Каппадокийского города Амасии, Цедим, узнав о подвижнической жизни святого Григория, решил поставить его епископом Неокесарийским.

Провидя духом желание владыки Федима, святой стал скрываться от посланцев епископа, которым было поручено разыскать его. Тогда епископ Федим рукоположил святого во епископа Неокесарийского заочно, прося Господа, чтобы Он Сам осветил необычную хиротонию. Святой Григорий воспринял такое чрезвычайное событие как проявление воли Божией и не посмел противиться.

Святитель Григорий подобно Святителю Николаю Чудотвору Мир-Ликийскому прославлен многими чудесами, а потому и пишут его часто как Григория Чудотворец.

На первом Антиохийском Соборе, состоявшемся в 264 году святитель Григорий занимал первенствующее место.

В Константинополе, в церковь Св. Софии , свт. Григорий Чудотворец почитался примерно с IX в. Антоний , архиеп. Новгородский, описывает виденный им во время паломничества (1200) колонну свт. Григория Чудотворца в Св. Софии, а также его икону. По сообщению архиеп. Антония, колонна, обитаяй медью, была поставлена на месте явления Григория Чудотворца. Верующие прикладывались к ней грудью, плечами и получали исцеление. На этом месте в день памяти свт. Григория Чудотворца служил патриарх Константинопольский, и выносились мощи святого, очевидно хранившиеся в храме Св. Софии. Колонна сохранилась, но в наст. время она не связывается с именем свт. Григория; её называют «плачущей колонной», поскольку, согласно преданию, на ней выступает влага, обладающая целительной силой.

На Западе почитание свт. Григория Чудотворца возникло ещё раньше, в IV в . Особенно широко почитался святой в Южной Италии.

Первоначально мощи святого Григория находились в построенном им храме в Неокесарии . Позже появляются сведения о пребывании их в разных частях христианского мира.

Правая рука и другие частицы мощей свт. Григория Чудотворца находятся в храме Гроба Господня в Иерусалиме ,
левая рука — в Большом Метеорском монастыре .
В Греции частицы мощей Григория Чудотворца хранятся в монастыре вмч. Пантелеимона (Афон ),
в монастыре первомч. Стефана (Метеоры),
в церкви св. Анастасии
и в церкви вмч. Георгия (афинский район Неа-Иония),
в монастыре Агиа-Лавра близ Калавриты,
в монастыре равноапостольных Константина и Елены в Каламате,
в монастыре Успения Пресв. Богородицы в Кинурии (Пелопоннес),
в монастыре Кехровунион (о-в Тинос),
в монастыре ап. Иоанна Богослова (о-в Патмос).

Главная часть мощей святого Григория, его глава, находится в столице Португалии в католическом соборе святого Роха.

Ещё в 1587 году сообщалось о перенесении главы в Лиссабон (Португалия) , где она и хранится в настоящее время в церкви Сан-Роке.

Частицы мощей свт. Григория Чудотворца есть также в лиссабонском храме св. Игнатия и в соборе Святого Петра в Ватикане.

В москве частица мощей святителя и чудотворца Григория была домашней святыней Князя Григория Семёновича Волконского. Который для своей частной домашней церкви эту святыню получил из рук царицы Параскевы Фёдоровыны (ураждённой Солтыковой) , которая приходилась супругой царя Иоанна Алексеевича (брата Петра Первого) и матерью царицы Анны Иоанновны.

В 1811 году, князь Волконский передал частицу мощей Святителя Григория в храм Святителя Григория, для всеобщего постоянного поклонения. Нет точных данных где находилась частица мощей в Советское время, но в храм она вернулась в 1998 год.

Вернул её в храм Патриарший Экзарх Западной Европы, Митрополит Сурожский, Антоний (Блум) .

Святыни храма

В прошлом

• Протопоп Андрей Саввич Постников, (1660)
• Протоиерей Пётр Лагов, (1914 — до ареста в 1930-х)
• Диакон Николай Иванович Тихомиров, (1914)
• Иерей Иоанн Освецимский
• Диакон Серафим Недосекин
• Священномученик Андрей (Воскресенский)
• Преподобномученик Иларион (Громов), (1922—1930)
• Священномученик Борис (Ивановский), (1931—1937)

В настоящее время

• Епископ Иероним (Чернышов) — настоятель
• Протоиерей Феодор Малахов
• Диакон Владислав Астафьев

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector