0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Москва утраченная

Москва утраченная. История церкви Дмитрия Солунского у Тверских ворот.

Мало кто не знает знаменитейший ресторан–магазин «Армения» на Тверской улице с его этническим продуктовым ассортиментом. Его, казалось бы, вечное место здесь, на углу Тверской улицы и Тверского бульвара, в «доме под юбкой». Здесь же в угловой части этого дома расположился выход из подземного перехода. Каждый день десятки тысяч людей выходят из московского метрополитена на улицу именно через этот подземный переход. Но так было не всегда, до 30-х годов XX века москвичи проходя мимо этого место, останавливались, чтобы перекреститься на золотой купол храма св. великомученика Дмитрия Солунского, особо почитаемого в народе. Впервые храм здесь появился в начале XVII века. Это был типичный для того времени шатровый храм. А вот колокольня храма была уникальна.

Шатровый стиль

Шатровые колокольни на Руси имели вид восьмерик на четверике, украшенный восьмискатным шатром. Колокольня церкви Дмитрия Солунского представляла собой четверик на четверике, увенчанный четырехскатным шатром. Это большая редкость для русской архитектуры.
Колокольня храма Димитрия Солунского была поистине уникальной, потому что представляла собою единственный образец переходного типа от древнерусских продолговатых звонниц к хрестоматийным шатровым колокольням XVII века. Строго говоря, это была еще не шатровая колокольня, а звонница, перекрытая шатром.

Александровский ампир

К началу XIX века стало ясно, что храм слишком мал для разросшегося прихода. Храм был перестроен в стиле александровского ампира. Но колокольню, украшение Тверского бульвара, никто не посмел тронуть. Церковь Дмитрия Солунского сыграла свою роль и в жизни знаменитого Елисеевского гастронома. Ее влияние каждый из нас ощущает на себе и до сих пор, хотя храма уже шестьдесят лет нет на Тверской улице. В один прекрасный день в кабинет Г.Г. Елисеева вошел молодой человек.

Он представился акцизным чиновником участка и сообщил, что намерен закрыть магазин. По закону вход в заведение, торгующее вином, должен находиться не ближе 42 сажен (чуть меньше 90 метров) от входа в ближайший храм. Вход в храм Димитрия Солунского был гораздо ближе… Елисеев попросил день отсрочки. Всю ночь в магазине кипела работа, а наутро винный отдел с собственным входом уже располагался в части дома, выходящей в Козицкий переулок. Этот вход знаком каждому современному москвичу.

Революция

И вот, время шло, надвигался 1917 год. Все изменилось, должна была измениться и Тверская улица. В 1929 году храм заносится в список градостроительных объектов, подлежащих скорейшему сносу. Реставраторы протестовали против сноса храма, заявляя, что «настоящий памятник является ценнейшим звеном в истории развития архитектуры г. Москвы». Протесты позволили отсрочить его гибель. Но в феврале 1933 года церковь снова попала в список на снос. В отчаянии реставраторы не возражали уже против сноса самой церкви, сосредоточив все усилия на спасении ценнейшей древней колокольни. Центральные реставрационные мастерские в 1933 году согласовали снос храма, поставив обязательным условием сохранение колокольни. Но это условие никто и не думал выполнять. Храм Дмитрия Солунского был обречен. Осенью 1934 г. церковь и колокольню снесли.

«Дом под юбкой»

Теперь на месте церкви выстроен огромный серый дом с башенкой, на которой некогда стояла статуя балерины, от того здание и прозвали «дом под юбкой». Но сегодня нет уже на башенке и этой девушки, «раскинувшей руки навстречу восходящему солнцу».

Пискунова Анастасия Валерьевна (историк, аспирантка ИФ МГУ)

Современное состояние

Полностью разоренное, лишенное всех городских коммуникаций, здание храма в начале 90-х годов прошлого века вернулось во владение православной церкви. Кислотный и плавильный цеха основательно разрушили стены здания.

Участок был заражен и семиметровый слой земли пришлось снять и заменить другим, здоровым грунтом. Если раньше здание церкви было выложено из красного кирпича, то теперь его оштукатурили и покрасили.

Образовался приход при церкви под руководством и духовным окормлением протоиерея Сергея Косова. Впоследствии его сменил священник Петр Липатов. Они возглавили работы по восстановлению попранной большевиками святыни. 17 ноября того же знаменательного года прошло освящение и установка крестов.

Все дальнейшие реставрационные работы осуществились очень быстро. Уже в 2001 году храм стал действующим и престольный праздник совершался на основном его приделе.

26 февраля 2012 года, в Прощеное воскресенье, возрожденный храм был освящен Патриархом Кириллом. Святейший подарил храму древний Феодоровский образ Богородицы, почитаемый православными верующими как помощницу в родах. Возродилась в храме и воскресная школа, образовался Православный клуб исторической реконструкции, где стали проводиться занятия по фехтованию.

История прихода с XVII века по настоящее время

Главный алтарь каменной Дмитровской церкви освятили в честь почитаемого образа Богоматери Смоленской и Шуйской. Выбор этот не был случайным. Этот вариант иконы был написал шуйскими мастерами в честь окончания эпидемии чумы и напоминал ярославцам о родственниках, умерших от страшной болезни в середине XVII века.

Вскоре, в 1677 году, с разрешения митрополита Ионы Сысоевича, Похвальскую церковь также отстроили в камне. В отличие от холодного Дмитровского храма, богослужения в котором проводились только в теплое время года, небольшая Похвальская церковь стала зимним, теплым храмом прихода.

В 1686 году Дмитровский храм украсили внутри настенной живописью. А в начале XVIII века к нему с двух сторон пристроили крытые галереи. В 1748 году и Похвальскую церковь перестроили практически заново, применив в новом здание новые архитектурные и художественные приемы.

На протяжении всей истории приходскую жизнь поддерживали благотворители. На их деньги проходили необходимые перестройки и ремонты. По документам конца XIX – начала XX века известно, что Дмитровский приход получал значительные финансовые вклады от ярославских купцов Спиридона Анисимовича Полетаева и Николая Максимовича Кузнецова. На их средства построили новую строжку, заказали новый иконостас, украсили церковные стены новой живописью, а также закупили серебряную утварь для богослужений и венцы для храмовых икон.

Во время левоэссеровского восстания против советской власти в 1918 году, оба храма сильно пострадали от осколков и снарядов. В Дмитровской церкви была разбита глава, уничтожен шатер колокольни, а также в некоторых местах насквозь пробиты стены. Спустя 6 лет прихожане провели в церкви реставрационные работы, руководили которыми специалисты из ярославских реставрационных мастерских.

Потом согласно новой политике государства из обоих храмов конфисковали все ценное имущество. Дмитровский храм был закрыт для верующих с 1929 года, а Похвальский – с 1935 года. В Дмитровской церкви поначалу разместили склад, которым владела местная кондитерская фабрика, а также жилые квартиры горожан. Чуть позже здание сильно обезобразили, разобрав оставшуюся главу. С начала 1970-х по начало 1980-х годов в Дмитровском храме проходила полномасштабная реставрация.

Вид на церковь Шуйской Смоленской иконы Божией Матери с ул. Собинова

Возвращение церквей прихожанам произошло в 1991 году. Службы в Похвальской церкви начали проводить через год, а в Дмитровской — только с 2003 года, поскольку здание требовало большого ремонта и восстановительных работ.

Храм Дмитрия Солунского: адрес, описание и история, святыни и праздники

Церковь святого великомученика Димитрия возведена в 1906году. Архитектором ее является А.А. Всеславин, создатель часовни св. Ксении блаженной на Смоленском кладбище.

История строительства храма началась задолго до 1906 года.

На рубеже 19-20 вв. в деревне Коломяги постоянно проживало около тысячи человек, а летом население возрастало впятеро. Ближайшая Благовещенская церковь находилась в Старой Деревне. Ее возвел в 1765году для своих крестьян, переселенных из глубины России, канцлер А.П. Бестужев-Рюмин, видный государственный деятель елизаветинской эпохи.

В праздник Преображения Господня из Благовещенской церкви шел крестный ход в деревню Коломяги. Эта традиция существовала примерно со средины 19 века.

На сходе в 1883 году коломяжские крестьяне постановили выстроить на горе при въезде в деревню каменную часовню в память Императора-Освободителя. Она возводилась на средства извозопромышленника Шумарина по проекту Ф.К.Пирвица и была освящена 30 августа 1885 года во имя св. благоверного князя Александра Невского.

В 1896 году к часовне добавили небольшую стеклянную пристройку, после чего в ней было дозволено служить литургии. Места прихожанам все равно не хватало, к тому же в часовне осенью и зимой становилось так холодно, что богослужения проходили только в воскресные и праздничные дни. Спустя три года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского крестьяне начали собирать деньги, чтобы из часовни сделать теплую церковь. Когда в 1906 году средства были собраны, местный помещик граф А. Орлов-Денисов-Никитин выделил, кроме 5 тыс. рублей, землю для нового деревянного храма, проект которого и разработал А.А. Всеславин. Однопрестольный храм с приземистым куполом, посвященный освобождению крестьян и открытию Государственной Думы строился быстро: заложен в июле 1906 года, пятого декабря освящен в честь почитаемого святого Димитрия Солунского, память которого на Руси издавна связывается с воинским подвигом, защитой Отечества.

Восьмерик главного объема здания увенчан кокошником с маленькими главками. Над входом возвышается одноярусная колокольня со шпилем.

На освящение храма, которое состоялось 9-го июня (праздник Тихвинской иконы Божией Матери) 1906 года, много икон пожертвовали купцы-огородники, снабжавшие город овощами. Несколько образов было преподнесено от лица пожарной команды. Имелись частные пожертвования, поэтому возникла традиция прикреплять к иконам таблички с именами дарителей. Эта традиция возобновляется.

В настоящее время в церкви святого великомученика Димитрия хранятся частицы мощей преп. Серафима Саровского, святого великомученика и целителя Пантелеимона, патриарха Тихона, святителя Питирима Тамбовского и покровителя Коломяг Димитрия Солунского. Почитается прихожанами и привлекает внимание паломников икона Матери Божией Холмская – в районе Удельной до 1917 года существовала женская община, которая готовилась стать монастырем. Сестры имели этот образ, который считали своим покровителем. Нынче Холмская икона находится в храме.

Перед революцией в пределах Коломяг действовало несколько церквей: храм во имя целителя Пантелеимона, домовая церковь Земледельческого училища на ул. Аккуратова (Мариинской), церковь во имя иконы Матери Божией «Утоли моя печали» при приюте для умственно отсталых детей (в советское время детдом №55). В начале 20-го века здесь работала Екатерина Грачева, руководительница приюта для калек и идиотов, основанного по благословению архимандрита Игнатия (Малышева).

С момента постройки храм святого великомученика. Димитрия Солунского не закрывался ни разу, кроме нескольких месяцев, когда здесь устроили клуб. Но в такое «место увеселения» не пришел ни один человек.

Церковь была одной из нескольких, которые оставались действующими во время блокады Ленинграда. У северной стены храма находится могила протоиерея Иоанна Горемыкина. Он служил здесь в тяжелое военное время. Когда отец Иоанн совсем ослаб от голода, прихожане привозили его на санках на службу с Петроградской стороны. Имеются точные данные, что генерал Говоров приезжал благодарить о. Иоанна за сына, который, имея «бронь» как инженер оборонного завода по благословению отца священника ушёл добровольцем на фронт. С другой стороны от церкви погребен герой-летчик Фёдор Беляков он, умирая от ран в госпитале, завещал похоронить его внутри церковной ограды.

Сегодня церковь продолжает действовать. В настоящее время это редчайший в пределах города деревянный храм дореволюционной постройки. C приходом сюда в 1990 году нынешнего настоятеля протоиерея Ипполита Ковальского многое изменилось к лучшему. Храм полностью отреставрирован внутри и снаружи, церковная территория приведена в полный порядок и удивляет своим благолепием. Она стала излюбленным местом прогулок молодых мам с маленькими детьми. Самый наглядный пример — выросло число прихожан. Раньше бывало лишь два-три причастника, сейчас даже по будням причащаются до 30 человек, а в воскресные и праздничные дни бывает в среднем от 50 до 200 причастников. Каждый день бывает 3-5 крестин, а в субботу и воскресный день крестим по 20-30 человек, поэтому рядом был построен еще один храм — крестильня в честь преподобномученицы Евгении. Святая преподобномученица Евгения – покровительница медицинских работников. Это единственная церковь в Петербурге, которая носит ее имя. В ней также хранятся частица мощей святой мученицы Евгении.

Близ храма располагается часовня святого благоверного князя Александра Невского, которая попечением протоиерея Ипполита Ковальского осенью 1990 года после реставрации снова освящена святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II .

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Храм Димитрия Солунского в Хорошеве запись закреплена
Православная школа вмч. Димитрия Солунского

Окружающий мир

Осень! Дует легкий ветерок, изредка падают листья. Природа создает особую атмосферу, которая благоприятно влияет на самочувствие детей.
Наталья Игоревна — классный руководитель четвертого класса — решила воспользоваться хорошей осенней погодой и порадовать своих учеников самым настоящим уроком «Окружающего мира» и провела занятие на свежем воздухе. В лесу.
Показать полностью.

Серебряный бор встретил наших юных натуралистов осенней свежестью и ярким солнышком.

Какую пользу ребята вынесли из проведённого урока? Помимо овладения новыми знаниями, ученики долгое время провели на свежем воздухе и зарядились энергией для продуктивной деятельности.

Предлагаем Вам взглянуть на то, как прошел урок. Листайте карусель.

Храм Димитрия Солунского в Хорошеве запись закреплена
Православная школа вмч. Димитрия Солунского

Совсем скоро в нашей школе состоится праздник — Посвящение в первоклассники

Помогите нам в его организации! Вместе мы сделаем этот день для ребят незабываемым, он останется в их памяти ярким, весёлым и полным положительных эмоций.
Показать полностью.

Помочь в организации Посвящения в первоклассники можно:

Совершив посильное пожертвование на организацию праздника на нашем сайте в разделе «Помочь школе» по ссылке https://mitrasholia.ru/obustroi;

Приняв непосредственное участие в организации праздника (для этого напишите нам на почту mitrasholia@gmail.com).

Храм Димитрия Солунского в Хорошеве запись закреплена
Православная школа вмч. Димитрия Солунского

День Учителя 2021

С самого утра в Православной школе Димитрия Солунского царило праздничное настроение. В фойе включили специально подготовленное к этому дню видео с поздравлением и памятными фотографиями, а при входе повесили газету – настоящий квест, по которому можно пройти от 1 до 11 класса. Старшеклассники вручали приходящим в школу педагогам памятные значки, сделанные учениками средней школы, а ребята помладше разошлись с цветами по кабинетам, чтобы поздравить с праздником своих учителей.

За завтраком ребята и учителя посмотрели подготовленное учениками средней и старшей школы видеопоздравление. А затем педагогов поздравили родители наших школьников – порадовали их вкусными и красивыми капкейками.

Храм Димитрия Солунского в Хорошеве запись закреплена
Православная школа вмч. Димитрия Солунского

Храм Димитрия Солунского в Хорошеве запись закреплена

Спасительные плоды искупительного подвига Иисуса Христа
Говорить о плодах искупительного подвига во множественном числе можно лишь с достаточной степенью условности, поскольку искупительный подвиг в конечном счете имеет один плод – спасение, обожение человеческой природы. Однако методологически целесообразно представить это единое целое как совокупность нескольких составляющих.
Показать полностью.

Освобождение от наказания
Свободно претерпев наказание смертью, которое мы должны были нести за грех, Господь освободил от наказания всех нас. Вследствие искупительного подвига Христа изменяются отношения между Богом и человеком: Бог прощает человека, люди перестают быть по природе чадами гнева Божия (Еф.2:3).

Очищение от грехов
Каким образом Бог может простить человека? Ведь для человека существенно не только избежать наказания за грех, необходимо перестать быть грешным. Другого пути нет: если мы останемся грешниками, Бог не сможет освободить нас от наказания, потому что Бог не может назвать грешника праведником, а зло объявить добром. Прощение со стороны Бога предполагает изменение самого человека. Поэтому второе следствие искупительного подвига – это очищение от грехов. Ап. Павел говорит: . Кровь Христа. очистит совесть нашу от мертвых дел (Евр.9:14). Ап. Иоанн Богослов учит, что Господь очищает нас от всякого греха (1Ин.1:7); Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1Ин.1:9). Таким образом, на основании свидетельства апостолов можно утверждать, что жертва Христова имеет всеобъемлющее очистительное значение: нет такого греха, который не мог бы быть очищен силой жертвы Христовой. Во Христе человек получает возможность освободиться от греха, но это освобождение совершается не автоматически, а при свободном участии человека через покаяние и личный подвиг. Сила искупительного подвига Христа Спасителя такова, что если человек направит свою свободную волю в направлении искупления, то сможет воспринять плоды искупительной жертвы, в частности освободиться от своих грехов. В силу этого жертва Спасителя называется также и очистительной жертвой.
________________________________________
#ХрамвеликомученикаДмитрияСолунского #богословие #догмат #церковь #Вознесение #человек #грех #Иисус #Христос #освобождение #искупление #Спаситель #жертва

В 90-х годах XX века церковь имела вид весьма запущенный и неухоженный, но постепенно велись восстановительные работы. К празднованию 100-летия со дня ее основания компания «Лапин-Энтерпрайз» произвела комплекс реставрационно-восстановительных работ: были заменены стропила и обшивка стен, шпиль и купол покрыли медью, изготовили и установили новые отливы и водостоки.

В наши дни церковь великомученика Дмитрия Солунского открыта для прихожан. В ней находятся частицы мощей целителя Пантелеймона, св. Серафима Саровского, патриарха Тихона, св. Дмитрия Солунского. На территории храма расположены часовня св. Александра Невского и церковь преподобной мученицы Евгении.

При церкви действует воскресная школа, священники – частые гости в детских домах и больницах Приморского района.

Читать еще:  Петропавловский собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector