0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ХАРЬКОВСКИЙ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР

ХАРЬКОВСКИЙ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР

Харьковский Благовещенский собор

Харьковский собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, кафедральный собор Харьковской епархии

О времени основания первой деревянной церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы сохранилось мало достоверных сведений, да и сохранившиеся отличаются случайным характером и дают мало исторического материала [1] Возникновение первой Благовещенской церкви относят ко времени основания Харькова. Сложно назвать точную дату основания храма, однако с уверенностью можно сказать, что он построен не позже 1655 г., одновременно с церквями Николаевской, Рождественской, Вознесенской. Эту дату называют большинство историков и исследователей [2]. Церковь эта находилась в поселении, которое впоследствии стало Залопанью или т.н. залопанской частью города. Тогда это было селение в несколько улиц с хатами-мазанками в низкой болотистой местности, окруженное многочисленными левадами (низинными затопляемыми лугами). Люди, составляющие приход Благовещенского храма, были не очень богатыми в материальном отношении, что сказалось и на устроении самой церкви. Она была деревянной, однопрестольной. При храме был один священник во главе небольшого прихода. Но бурно развивавшаяся приходская жизнь дала толчок к возможности расширения прихода. И по «Куряжской записи» от 1720 г., мы видим уже «за рекою Лопанью парафию Благовещенскую», т.е. большой приход и уже с двумя священниками. Архитектура первой Благовещенской церкви была простой, по своему художественному типу сходной с другими церквями Слобожанской Украины. Эта церковь сгорела от крупного пожара в 1738 г.

Вместо нее была сооружена другая, тоже деревянная церковь — копия предыдущей. По «описи» 1775 г. о ней говорится как о деревянном 3-х-главом храме, с рубленной деревянной колокольней. Вместо ограды она была обнесена тыном. Из церковного убранства этого храма можно особо выделить икону Божией Матери «Казанская» в прекрасной серебряной позолоченной ризе, написанную в 1776 г. Достоверно не известно по какой причине (так, по крайней мере, об этом пишут Багалей и Миллер) эта деревянная церковь была заменена на каменную, которая была заложена 10 июля 1789 г., а освящена 8 сентября 1794 г. Она была построена по проекту архитектора П.А. Ярославского — известного харьковского зодчего, ученика В.И. Батепова.

В 1836 г. при святителе Мелетии (Леонтовиче) началась перестройка придельных храмов во имя св. великомученицы Варвары и св. великомученика Иоанна Воина, т.к. храм не мог уже вместить всех прихожан. Постройка их окончательно была завершена в 1839 г. В ведомости по харьковскому градскому благочинию за 1858 г. об этом храме говорится так:

По своему архитектурному решению этот храм представлял собой типичный пример раннего классицизма. Эта каменная Благовещенская церковь по сравнению с другими древними церквами г. Харькова особенно отличалась по своему благоустройству, украшению, богатству, и вместимости и даже с 1846 г. она некоторое время называлась собором». Статус «собора» Благовещенская церковь имела вплоть до 1863 г. В дальнейшем упоминание об этом статусе теряется, и лишь 3 июля 1914 г. уже последняя Благовещенская церковь официально возводится на степень «градскаго собора».

Бурный рост Харькова в конце XIX в. обусловил необходимость построения совершенно нового по своему архитектурному решению храма. Впервые вопрос об этом был поднят в 1858 г., однако он остался открытым, и прежняя церковь была только несколько расширена. По инициативе небольшого кружка именитых и зажиточных прихожан и с разрешения вл. Амвросия (Ключарева) 22 ноября 1887 г. состоялось расширенное собрание прихожан, на котором единодушно решено было соорудить новый храм. Для заведования всеми делами по постройке был организован особый «строительный комитет» и сразу было собрано 34 000 рублей, добровольно пожертвованных. 16 февраля 1888 г. Строительный комитет исходатайствовал у Харьковской городской Думы новый большой участок земли под постройку храма. Зодчим будущего харьковского кафедрального собора Строительный комитет избрал своего прихожанина, опытного строителя, профессора архитектуры Михаила Ивановича Ловцова. 2 октября 1888 г. была совершена торжественная закладка новой церкви архиепископом Харьковским Амвросием. Во все время строительства нового храма богослужение проходило в старой церкви, которая после окончания строительства была снесена.

Окончательно храм был завершен в 1901 г., в этом же году он был торжественно освящен. Все расходы по сооружению церкви и внутреннему убранству обошлись в 400 000 рублей, одного кирпича положено около 7 миллионов. Размеры нововозведенной церкви поражали своим величием: лицевой фасад — 34 м., высота до основания креста главного купола — 59 м., длина церкви 71 м., высота колокольни с крестом — 80 м. Вместимость — около 4000 чел. Иконостас был выполнен из белого нежного наррского мрамора, работы московского мастера Василия Ивановича Орлова. Над живописью храма потрудилась целая группа живописцев. Иконы главного иконостаса выполнены художником С.-Петербургской Императорской Академии художеств Андреем Ивановичем Данилевским, а иконы боковых иконостасов — московским художником Михаилом Дмитриевичем Михайловым. Вся стенная живопись исполнена харьковским художником И.Н. Святенком и отчасти художником Марченко. Основные иконографические мотивы взяты из киевского Владимирского собора и отчасти из храма Христа Спасителя в Москве.

16 ноября 1919 г. с правой стороны собора была освящена церковь во имя преп. Антония Римлянина, а с северной стороны, у колокольни, с выходом на запад, имелась часовня во имя св. Архистратига Михаила и пророка Моисея. В часовне, осенью 1921 г. была устроена церковь во имя преп. Сергия Радонежского, которая перебралась сюда из 2-й мужской гимназии.

С 1922 по 1924 годы за собор шла усиленная борьба разноконфессиональных церковных групп и были даже попытки закрытия храма (например 22 марта 1923 г.). Но к 1925 г. ситуация несколько стабилизировалась и с 1925 по 1926 гг. в здании собора, с разрешения советской власти, проводились даже концерты духовной музыки.

14 февраля 1930 г. постановлением секретариата ВУЦИК Благовещенский собор г. Харькова был закрыт, а его помещение должно было быть использовано для культурных целей. Однако из воспоминаний очевидцев известно, что на территории собора расположилась конюшня, а в подвальных помещениях — склад нефтепродуктов.

Собор был вновь открыт лишь в 1943 г. и уже не закрывался.

В 1948 г. по инициативе архиепископа Стефана (Проценко) в собор из Покровского монастыря были перенесены мощи св. Мелетия и находившиеся в музее мощи свт. Афанасия (Пателлария), патриарха Константинопольского.

С 1946 г. собору присваивается звание «кафедрального».

В ночь на 2 июля 1974 г. сильным ураганным ветром сорвало крест с колокольни.

12 ноября 1995 года в собор перенесены мощи священномученика Александра (Петровского) (+ 1940)

В конце июля 1996 г. снова был сильный ураган и снова пострадал крест — его погнуло.

Вечером 2 июня 1997 г. из-за нарушений правил безопасности загорелась верхняя часть подкупольного помещения колокольни собора. Позднее сгоревший купол колокольни был восстановлен и над собором вновь был воздвигнут православный крест.

Дата возникновения и история

Сегодня Благовещенский собор — это величественное здание в византийском стиле, которое без преувеличения можно назвать настоящим украшением Харькова. Но первая постройка этого храма, мягко говоря, сильно отличалась от современного прекрасного строения. Это была небольшая деревянная церковь, которая находилась в довольно бедном поселении Залопань (впоследствии, залопанская часть города Харькова).

Читайте о других храмах Украины:

  • Кивево-Печерская Лавра
  • Свято-Покровский мужской монастырь Харькова
  • Горловская и Славянская епархия

Интересно! У историков нет единого мнения о дате основания храма. Большинство говорят о том, что появился он в годы основания Харькова, но не позже 1655 года.

Приход тогдашней небольшой деревянной Благовещенской церкви сложился из бедного населения окрестных улиц. Местность, где возник храм, была болотистой, местами с заливными левадами и лугами (впоследствии Левадой был назван соседний район города). Поэтому тут поселилось небогатое сословие, люди строили маленькие домики-мазанки с соломенными крышами. У таких прихожан не было больших денег на содержание церкви, поэтому ее внешний вид и внутреннее убранство были довольно убогими.

Однако постепенно по мере развития инфраструктуры всего города, рос приход и Благовещенской церкви. Не прошло и столетия, и вот уже к 1720 году появилась целая Благовещенская парафия (большой приход), где служили два священника. Однако в 1738 году случился большой пожар, который уничтожил деревянную церковь до основания.

Храм был отстроен на том же месте, постройка была также деревянная, имела три купола. В убранстве стали появляться ценные предметы, особенно выделялась икона Богородицы «Казанская» в красивом серебренном окладе.

В 1789-1794 годах деревянная постройка была заменена на каменную по проекту талантливого харьковского архитектора Ярославского. К середине XIX века небольшое помещение уже не вмещало всех прихожан, поэтому начали обустраивать пристройки. После освящения храм уже имел три престола, а число постоянных прихожан превысило 1000 человек.

Уже с этого времени некогда бедный деревянный храм стал отличаться пышностью убранства и красотой строения. К началу ХХ века церковь имела один из наибольших приходов города, а в 1914 году официально получила статус главного городского собора, которым является и по сей день.

Постройка нового большого храмового здания

К началу ХХ века стало совершенно очевидно, что старая постройка совершенно не соответствует потребностям прихожан. Не помогло даже небольшое расширение и новые пристройки. Город Харьков активно развивался, росло и благосостояние прихожан, которые приняли решение строить новый большой храм.

Для этого с разрешения церковноначалия был создан специальный строительный комитет, в чьи задачи входило вести все дела, связанные с постройкой нового здания. Очень быстро собралась нужная сумма для начала строительства из добровольных пожертвований прихожан и жителей города, и вот незадолго до праздника Покрова Пресвятой Богородицы в 1888 году была торжественно освящена закладка нового фундамента.

Архитектурный проект будущего главного собора города принадлежал опытному зодчему, профессору архитектуры М. И. Ловцову. Все работы были закончены, а храм освящен в 1901 году. Это был довольно короткий период времени для такой постройки, ведь собор просто поражал и своими габаритами, и убранством.

Немного цифр: Потрачено кирпичей — 70 млн. шт., высота основного купола без креста — 59 м, колокольня вместе с крестом — 80 м, длина собора — 71 м, вместимость — 4000 чел.

Помимо размеров, необычайно красивым было и внутреннее убранство собора. Главный иконостас был выполнен из дорогого наррского мрамора, над ним работал известный мастер из Москвы В. И. Орлов. Расписывала храм целая команда художников как из Харькова, так и из Москвы. Идеи для росписи были частично взяты из храма Христа Спасителя (Москва) и Владимирского собора (Киев).

С приходом к власти большевиков, Благовещенский собор много раз пытались закрыть и передать в пользование государству. В 30-е годы на территории храма расположили склад и конюшню, и вплоть до 1943 года богослужений в соборе не проводилось.

Начиная с 1943 года собор открылся и в нем возобновилось служение литургий, а еще через 3 года ему был присвоен статус кафедрального собора города Харькова, который сохранен до сих пор. Кроме того, по сей день Благовещенский собор в Харькове считается самым большим кафедральным собором всей Восточной Европы.

Свято-Благовещенский собор в Харькове — наши дни

В 1946-м году в Свято-Благовещенский собор передаются чудотворные нетленные мощи единственного в мире сидящего на троне святого — Афанасия Цареградского. В 1654-м году во время одного из путешествий он умер прямо на троне и был захоронен в сидячем положении. В 1662-м году Святой Афанасий явился во сне митрополиту. Практически сразу же были извлечены из-под земли его мощи, которые оказались нетленными. Довольно трудно определить дату, в какой период времени Святой Афанасий Цареградский был причислен к святым.

Неоднократно священнослужителями описывались чудеса, которые являли его нетленные мощи. Увы, трон святителя Афанасия в 1922-м году был разграблен. Дело все в том, что трон был выполнен мастерами из чистого серебра и украшен драгоценными камнями. Благодаря стараниям реставраторов, кресло, на котором покоятся мощи Афанасия Цареградского, практически восстановлено.

К слову, чудеса продолжаются и по сей день: одеяние Святого Афанасия и его тапочки в течение двух-трех недель полностью изнашиваются. К его трону ежегодно совершают паломничество тысячи православных христиан и монахов. Не так давно к мощам Святого Афанасия прибыли монахини из Почаевского монастыря, которые выставили на время своего пребывания в Благовещенском соборе чудотворную икону Почаевской Божьей Матери.

Внутреннее убранство Свято-Благовещенского собора в Харькове поражает своим великолепием. После реставрационных работ, во время которых были обновлены росписи, декоративные элементы и алтарь, храм стал настоящим «ограненным бриллиантом» всего православного мира. Кроме нетленных мощей Афанасия Цареградского, сидящего на троне в главном помещении храма, в кафедральном соборе Харькова хранятся мощи Александра Петровского, умершего в 1940-м году, Мелетия Леонтовича, преставившегося в 1840-м году. Кроме этого, совсем недавно в харьковском Благовещенском соборе был захоронен митрополит Харьковский Никодим, который прославился своими добрыми делами не только у себя на родине, но и за ее пределами.


Благовещенский собор Московского Кремля в ясную погоду.

Крупный план позолоченных куполов храма.
Фрагмент декора Благовещенского собора.

В этом видео вы увидите еще больше фото Благовещенского собора, а также его иконы и фрески. Приятного просмотра!

Для получения полной картины об архитектуре и культурном наследии Московского Кремля обязательно стоит посетить Благовещенский собор на Соборной площади. Я для себя выделил его необычную художественную роспись, а также специфическую атмосферу внутри. Из-за особой, приглушенной освещенности внутри царит атмосфера тишины и умиротворения.

Читать еще:  Храм Петра и Павла в Пензе: описание и адрес храма, телефон, расписание богослужений
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector