0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Паломники к нам приезжают со всей России

Паломники к нам приезжают со всей России

Игумен Иоасаф (Вишняков)

В октябре 2018 года в Вологодской епархии был возрожден Богородице-Рождественский Ферапонтов монастырь. Легендарная обитель в ожерелье Русской Фиваиды, из которой в разные эпохи вышли несколько светильников Церкви Русской, снова стала местом монашеской молитвы. Параллельно на монастырской территории продолжает функционировать музейное учреждение, ежегодно принимающее тысячи туристов со всего света. И это неудивительно, ведь их привлекает единственный дошедший до нас полный комплекс фресок знаменитого мастера средневековой Руси Дионисия. В первый престольный праздник обители корреспондент «Журнала Московской Патриархии» (№ 9, 2019) беседует с ее настоятелем игуменом Иоасафом (Вишняковым).

В тесноте, да не в обиде

— Ваше Преподобие, открытию монастыря предшествовало несколько лет богослужебной жизни в статусе архиерейского подворья. Расскажите в какой мере за это время удалось подготовить обитель к полноценному функционированию. Все ли вопросы удалось решить?

— Главное, чего удалось нам добиться, — совершение регулярных богослужений и фиксация договорных взаимоотношений с музеем-заповедником на уровне двусторонних документов. Хотел бы напомнить, что община верующих в Ферапонтове возникла ровно 30 лет назад. Тогда же, в 1989 году, был зарегистрирован Богоявленский приход, которому для богослужений в 1990 году передали надвратную церковь монастырского ансамбля с двумя приделами (Богоявленским и Ферапонтовским). Архиерейское подворье здесь по указу митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия открылось 8 августа 2014 года. В его штате состояли три человека: кроме меня, еще один иеромонах и иеродиакон. Зимой мы совершали регулярные богослужения (по воскресеньям и праздничным дням Литургии, по субботам панихиды, ежедневно молебны) в надвратной церкви, а на лето музей-заповедник выделял нам Мартиниановскую церковь, примыкающую к соборному храму с юга. Как правило, последнее в годичном кругу богослужение, которое мы там совершаем, выпадает на наш престольный праздник Рождества Богородицы. Впрочем, раз на раз не приходится: это зависит от погоды. Возведенный как холодный, Мартиниановский храм сейчас оборудован отопительной системой (электрической, как и весь монастырский ансамбль). Но на полноценный зимний обогрев она не рассчитана, и с приближением заморозков по технологическим условиям эксплуатации ее отключают. Температурно-влажностный режим комплекса центральных монастырских храмов предусматривает, что в соборе должно быть обязательно теплее, чем в смежных помещениях и примыкающих пристроенных зданиях.

Поэтому фактически свыше полугода — с сентября и, как правило, до Пасхи — мы вынуждены служить в маленькой надвратной церкви. Всех желающих помолиться она не вмещает. Но что делать!

— Село Ферапонтово на первый взгляд не назовешь густонаселенным. Велик ли приход у монастыря? Из кого он в основном состоит?

— В селе постоянно зарегистрировано около трех сотен человек. В основном это пенсионеры. Есть профессиональные гончары, частные предприниматели, музейные сотрудники. Летом население значительно возрастает за счет дачников, причем «на каникулы» приезжают даже мурманчане. Наверное, можно сказать, что два самых теплых месяца — июль и август — по жертвам прихожан в монастырскую кружку позволяют нам прожить до следующего лета: буквально «день год кормит».

Зимой местных жителей преклонного возраста, наоборот, зачастую забирают в свои городские квартиры дети и внуки. В общем, в праздничный день на Литургии в холодное время года бывает до 25 человек, в теплое — до сотни.

— Это с учетом паломников?

— Да. Паломники, наверное, не составляют статистически заметной доли молящихся, во всяком случае в сравнении с общим числом верующих и причастников на Литургиях за год. Но гостей в наших храмах можно увидеть очень часто. Приезжают или на день, или только на Литургию со всей России. Чаще всего, конечно, из обеих столиц, областного центра Вологды и ближайшего промышленного центра — Череповца. Запомнилась семья паломников из подмосковного Домодедова. Как рассказал ее глава, он вдруг во сне увидел преподобного Ферапонта. Собрал домочадцев, приехал сюда. Они исповедались, причастились, с каждым из них я подробно побеседовал. Семья оказалась невоцерковленной, и мне показалось, что эта поездка для них не была напрасной.

Зачем и кому нужен приходской храм

— Каким образом вам видится развитие паломнической службы вашего монастыря с учетом его колоссальной известности и важнейшей роли в истории Церкви?

— Это одно из основных моих попечений. Главная проблема, которая пока сковывает развитие в этом направлении, — отсутствие в Ферапонтове места, где паломники могли бы остановиться на ночлег. Единственная гостиница недавно закрылась и сейчас по решению местных властей переоборудуется под администрацию и сельский клуб. Правда, в этом году обещают достроить и сдать новую гостиницу. Думаю, недостатка в желающих воспользоваться ею не будет, ведь группы ездят уже сейчас. Кстати, музей-заповедник разрешил нам проводить экскурсионное обслуживание организованных коллективов паломников по монастырской территории и по надвратной церкви.

— Подобные прецеденты были?

— Да, несколько раз мы успешно опробовали эту практику.

— Сколько насельников в вашем монастыре?

— Совсем немного. Сюда со мной прибыли всего трое послушников. У нас уже состоялся первый постриг, так что теперь это монахи. Сейчас они дипломники Вологодской духовной семинарии, сдают выпускные экзамены. Скромный размер братии объясняется по сути единственной причиной: нам негде жить. Как видите, мы беседуем с вами в обычном сельском доме. Это что-то вроде скита: тут у нас келья, рядом приходской храм.

— А как появилась эта деревянная церковь? Когда ее сложили, для чего она монастырю?

— Освящена она во имя преподобного Нила Сорского, появилась несколько лет назад в ответ на нужды прихожан. Как игумен монастыря я же выполняю обязанности и ее настоятеля. Службы здесь в основном бывают ежемесячно. Кроме того, мы совершаем тут полный круг богослужений Великого поста. Но в первую очередь этот храм нужен для треб, в основном для отпеваний — ведь музейная администрация не разрешает заносить гроб с телом усопшего в надвратную церковь. В деревянном приходском храме также очень удобно совершать венчания, чем мы и пользуемся!

Первый молебен за век в соборе

— За первый после возрождения монашеской жизни год удалось хоть как-то продвинуться в урегулировании имущественно-земельных вопросов с администрацией музея-заповедника?

— Впервые фактически за столетие состо­ялось официальное богослужение под сводами соборного храма: по согласованию с музейной администрацией мы совершили здесь молебен. Да, пускай без свечей, без каждения, без освящения воды и в присутствии всего 20 человек на весь храм — больше нельзя. И все же это победа! Теперь нам будет проще предъявлять свои аргументы касательно возможности совершения Божественной литургии в этих древних стенах. Ведь параметры воздействия на роспись в убранстве храма — в нашей ситуации на уникальные фрески Дионисия — целиком регулируются режимом эксплуатации, который можно разработать в том числе и на случай совершения Литургии в соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Приведу пример с нашей надвратной церковью. Она стояла закопченная. Поставили увлажнитель воздуха, закупили хороший фильтр для системы кондиционирования и вентиляции. Да, это обошлось нам в колоссальную для нынешнего монастырского бюджета сумму 130 тыс. руб. Но теперь церковь чистая! Разве это не довод?

Читать еще:  Храм Космы и Дамиана в Шубине: история и описание, адрес, праздники и святыни

Что касается помещений для братии, тут тоже есть подвижки. Нам передали трехэтажное здание Казенной палаты возле Святых врат — для технических, как сказано в протоколе, целей. Фактически это означает, что там можно оборудовать, к примеру, канцелярию, но вот братские кельи — нет.

— А на самом деле?

— К сожалению, в нынешнем виде это здание для жилья неприспособлено. Музей держал в нем библиотечные фонды, но ни водопровода, ни канализации там нет. При условии его переоборудования это был бы выход: общие площади позволяют, к примеру, разместить на одном этаже трапезную, на другом кельи. Но пока это, к сожалению, из области фантазий.

— Какие ближайшие цели вы ставите перед собой как игумен монастыря с учетом непростой ситуации, в какой пока находится обитель?

— Во-первых, вся братия должна жить на исторической монастырской территории. Во-вторых, Церковь должна иметь возможность совершать богослужения во всех храмах монастырского ансамбля — разумеется, без ущерба фрескам, возможно, без зажженных свечей. Когда в прошлом году монастырь с первосвятительским визитом посещал Святейший Патриарх Кирилл, благословляя меня, он на прощание сказал: «Ничего не бойся!» Этими словами первосвятительского напутствия я в своей повседневной деятельности и руководствуюсь. Да, сегодня-завтра мы насущные задачи, возможно, не решим. Но это не повод о них забывать!

Игумен Иоасаф (Вишняков)
Беседовал Дмитрий Анохин

22 октября 2019 г.

Игумен Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря Иоасаф (Андрей Павлович Вишняков) родился 12 августа 1979 г. в подмосковном городе Жуковском. По окончании средней общеобразовательной школы поступил в братию Спасо-Прилуцкого монастыря (г. Вологда). После окончания Вологодского духовного училища прошел срочную службу в армии. Принял монашеский постриг 16 апреля 2002 г. Рукоположен во диаконы 14 августа 2002 г., во пресвитеры — 12 июля 2008 г. Свыше 10 лет нес послушание эконома Спасо-Прилуцкого монастыря, затем был насто­ятелем архиерейского подворья «Спасо-Каменный монастырь» (Вологодская епархия). В 2015 г. окончил Костромскую духовную семинарию. 8 июня 2014 г. назначен настоятелем архиерейского подворья «Ферапонтов монастырь», 19 октября 2018 г. возведен в сан игумена Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря. С 20 марта 2018 г. — благочинный монастырей Вологодской епархии.

Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь основан в 1398 г. в 20 км от Кириллова меж двух озер (Бородаевское и Паское) прп. Ферапонтом Белоезерским (†1426). В 1427-1435 гг. обитель возглавлял ученик святого первоначальника прп. Мартиниан (†1483), над ракой которого в XVII в. возведена посвященная ему каменная церковь. Из стен Ферапонтовой обители на рубеже XV-XVI вв. вышли видные иерархи Русской Церкви, активно участвовавшие в важнейших внутриполитических процессах, — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт. В ссылке здесь пребывали Патриарх Никон, митрополит Спиридон-Савва. Пострижеником монастыря был прп. Кассиан Грек.

Формирование архитектурного ансамбля обители началось с постройки в 1490 г. ростовскими мастерами соборного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы — первой каменной церкви Белозерья. В XVI в. здесь возникают монументальные теплая Благовещенская церковь с трапезной, Казенная палата, служебные постройки. После разорения обители в 1614 г. польско-литовскими отрядами начинается новый период стро­ительства: в середине XVII столетия появляются надвратная церковь, Мартиниановский храм и колокольня.

В 1798 г. по указу Синода монастырь упраздняется, церкви становятся приходскими. В 1903 г. возобновлен как женский. В дни «красного террора» на горе Золотухе под Кирилловым казнено семеро связанных с монастырем представителей духовенства и мирян, канонизированных в 2000 г. как новомученики и исповедники, в том числе епископ Варсонофий (Лебедев), игумения Серафима (Сулимова), священник Иоанн Иванов. В 1924 г. советская власть окончательно закрыла монастырь. С 1975 г. на его территории начинается формирование музея (в настоящее время — Музей фресок Дионисия — филиал Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника).

Фрески Дионисия

Знаменитая стенопись появилась здесь в 1502 году. Именно тогда в монастырь был приглашен иконописец Дионисий с двумя своими сыновьями и артелью. Ему было поручено расписать внутренние стены Рождественского собора в монастыре. Мастер был действительно выдающимся иконописцем, одним из самых почитаемых художников эпохи. Он был современником Рафаэля, Леонардо, Боттичелли, Дюрера, продолжателем иконописных традиций Андрея Рублева. Яркими шедеврами его кисти стала роспись Пафнутьево-Боровского монастыря, иконы, сделанные для монастырей Белозерского и Вологодских краев, в том числе для Ферапонтова монастыря.

Специалисты по иконописи Дионисия выделяют особый стиль его работ. Подчиненные интерьеру и поверхности стен пропорции, изящество и легкость рисунка, удлиненные силуэты фигур, подчеркивающие их невесомость. Помимо невероятной мягкости красок, они как будто сами собой излучают свет. Образы Христоса Вседержителя в куполе собора, архангелов, святых, Богоматери с Младенцем, Николая Чудотворца, Рождества Богородицы составляют сюжетную линию стенописи храма.

С 1974 года доступ к фрескам открыт для всех — здесь принимают паломников и туристов. Монастырь давно перестал выполнять свою изначальную функцию. Помимо музея фресок, в надвратных церквях монастыря проходят богослужения местного прихода. Говорят, что и монашеская жизнь здесь в скором времени тоже будет возобновлена. Пока же здесь проходят обучение художники-реставраторы.

С 1981 года здесь очень внимательно следят за температурно-влажностным режимом храма и красочных слоев фресок, чтобы сохранить чудом оставшиеся росписи потомкам. Долгое время любые изменения в погоде могли перекрыть посетителям доступ в храм. Сейчас здесь смонтированы теплые полы и специальные датчики, отслеживающие состояние фресок, поэтому посмотреть фрески стало более реально.

Ферапонтов-Белозерский монастырь был основан преподобным Ферапонтом в 1398 г. Расположен в 18 км от г. Кириллова, между озерами Паским и Бородаевским. Представляет собой уникальный памятник истории, архитектуры и стенописи XIV–XX вв., дошедший до наших дней в архитектурном комплексе XV–XVII вв. В течение 400 лет был мужским монастырем, в 1798 г. его упразднили, после чего в XIX в. он стал приходом Ферапонтовской волости. В 1904 г. монашеская жизнь в стенах обители возобновилась. Женский монастырь просуществовал до 1925 г. После изгнания насельниц богослужения еще совершались до 1935 г., затем монастырь вошел в состав Кирилловского краеведческого музея. В 1974 г. был открыт Музей фресок Дионисия. С 1989 г. возобновились богослужения Ферапонтовского прихода.

Монастырь имел двух основателей и назывался Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь. Основан в вотчине князя Андрея Дмитриевича Можайского. Первоначально был небольшим и малочисленным, удаленным от селений и дорог. Число братии к началу XV в. составляло 10–15 иноков. Позже вдоль его стен пролег большой тракт на Архангельск через Каргополь, по которому проходил торговый путь на Север, а также шли паломники в Соловецкий монастырь.

Читать еще:  Владычный монастырь в Серпухове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение, настоятельницы и святыни, расписание служб

Расцвет духовной культуры начался при игуменах Мартиниане, принесшем сюда “книжное рукоделие”, и его ученике Иоасафе, архиепископе Ростовском. Здесь создавалась житийная и философская литература. В числе духовных писателей были митрополит Спиридон-Савва, прп. Кассиан Грек, иноки Паисий и Матфей. Из насельников обители в лике святых были прославлены: преподобные Ферапонт, Мартиниан, Кассиан Грек (в миру Константин князь Мангупский, основатель Угличской Учемской пустыни), местно чтимый блаженный Галактион – юродивый Христа ради. В монастыре также чтилась память архиепископа Ростовского Иоасафа (Оболенского), строителя собора Рождества Богородицы. Среди известных постриженников монастыря был епископ Пермский и Вологодский Филофей.

Расцвет хозяйственной деятельности монастыря пришелся на время царствования Василия II Темного, Василия III и его сына Иоанна Грозного, которые, побывав в монастыре на богомолье, щедро давали вклады утварью, землями, деньгами, льготами. В XVII и XVIII вв. для монастыря наступила эпоха бедствий: случались пожары и разграбления. Начало этому положили польско-литовские “воровские люди” в 1612–1616 гг. После неудачной осады Кирилло-Белозерского монастыря шайка разбойников занялась грабежом окрестных деревень. В завершение, по указу 1764 г. были отобраны монастырские владения. После этого обитель стала приходить в упадок и в 1798 г. была упразднена.

В XVII в. монастырю суждено было сделаться местом заточения низложенного Патриарха Никона, который отбывал здесь 10-летнюю ссылку, начиная с 1666 г. Суровость заточения то ослабевала, то, по наветам недругов, усиливалась. В 1676 г. после смерти царя Алексея Михайловича врагам Никона удалось настоять на переводе его в Кириллов монастырь, где престарелый и больной Патриарх провел последние 5 лет своей жизни в тяжком заключении. Он был освобожден по настоянию своего крестника – царя Федора Алексеевича, но по дороге в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь скончался под г. Ярославлем. Кроме Патриарха Никона ссыльными монастыря в разные периоды были митрополит Литовский и Киевский Спиридон-Савва, а также святитель Арсений Мацеевич митрополит Ростовский, расправа над которым совершилась по воле Императрицы Екатерины II.

С восстановлением в начале XX в. монашеской жизни к Ферапонтову монастырю было привлечено внимание Императорской Археологической комиссии, после чего начались реставрационные работы под руководством академика архитектуры П.П.Покрышкина. Церковная старина в монастыре была полностью сохранена. Впервые в стране проводились широкомасштабные работы по всему комплексу зданий. Под все церкви и палаты были подведены новые фундаменты, восстановлены своды, позакомарные покрытия собора Рождества Богородицы и церкви Благовещения.

Архитектура монастыря уникальна по своей древности. Пожалуй, это единственный в стране комплекс древних построек дониконовского времени. При этом, среди построек – самый древний каменный храм Русского Севера – собор Рождества Богородицы 1490 г., вся внутренняя поверхность которого имеет столь же древние фрески Дионисия 1502 г. Полная композиционная сохранность росписей составляет непревзойденную ценность этого памятника. Архитектурный ансамбль состоит из 4 церквей (6 престолов), колокольни, Казенной и Трапезной палат. Келейные постройки не сохранились ни от мужской обители, ни от возобновленной женской. Последние были деревянными 2-этажными. Небольшая территория обнесена невысокой оградой с двумя угловыми башенками и тремя воротами.

Собор Рождества Богородицы 1490 г. составляет главную достопримечательность Ферапонтова монастыря, поскольку в нем сохранились уникальные фрески 1502 г., созданные прославленным древнерусским иконописцем Дионисием. Его же кисти принадлежат древние иконы из собора. Однако в 1930-е гг. иконостас был изъят “за низкой художественной ценностью”. Иконы находятся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, в Третьяковской галерее и Русском музее. Кроме главного престола, собор имел южный придел, над которым возвышалась малая главка. Придел был освящен во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского. С северной стороны была пристроена небольшая звонница, остатки которой стали частью паперти. Фрески Дионисия сделали Ферапонтов монастырь в XX в. всемирно известным. В 2000 г. памятник вошел в список особо охраняемых ЮНЕСКО.

Церковь Благовещения с Трапезной палатой 1530–1531 гг. была построена на вклад царя Василия III в связи с рождением наследника Иоанна IV, после царского богомолья в Белозерье. Подклет Трапезной служил поварней и хлебней. Архитектура трапезной церкви необычна. Особый интерес представляет ныне замурованный ярус звонов над церковью, которая строилась “под колоколы”. Ярус имеет сложно расположенные камеры-резонаторы. После возведения колокольни здесь находилось книгохранилище, куда вела скрытая лестница из алтаря. Церковь Благовещения и собор Рождества Богородицы соединены каменными переходами через 2-й ярус колокольни. Казенная палата 1-й трети XVI в. относится к редким постройкам гражданского назначения. Верхний ярус служил книгописной мастерской, хранилищем казны и книг, а нижний назывался сушилом, и это название перешло на все здание.

Церковь прп. Мартиниана 1641 г. является усыпальницей одного из основателей монастыря, где под спудом покоятся его мощи. Место погребения было украшено деревянной резной золоченой рáкой, с текстами, содержащими фрагменты его Жития. У ног святого ближе к алтарю находится погребение его ученика Иоасафа, архиепископа Ростовского. Надвратная церковь Богоявления 1649 г. с приделом во имя прп. Ферапонта на Святых вратах служила домовым храмом опального Патриарха Никона. К храму примыкает каменная келья, в которой, по преданию, жил ссыльный Патриарх, пока строилась его келья в 30 саженях от Святых врат.

Трехъярусная колокольня XVII в. имеет высокий открытый внутри квадратный шатер, вверху которого сохранился древний часовой механизм 1635 г. Он был отреставрирован в 1990 г. мастером-часовщиком Ю.П. Платоновым, им же восстановлены звоны.

Сохранившиеся святыни: 9 древних антиминсов XV–XVII вв. из собора Рождества Богородицы, рака прп. Мартиниана 1646 г., полотняная риза преподобного, игуменское место, житийная икона прпп. Ферапонта и Мартиниана 1732 г., написанная монахом обители Феодосием. От времени пребывания в ссылке Патриарха Никона сохранилось кресло, изготовленное им в 1668 г. в Ферапонтовом монастыре, его стол и кресло из надвратной кельи. Восстановлен на Бородаевском озере рукотворный остров, сложенный из камней Святейшим изгнанником.

В год 600-летия монастыря на острове был установлен Поклонный крест.

ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРЬ В БЕЛОЗЕРЬЕ

Ферапонтов-Белозерский монастырь был основан преподобным Ферапонтом в 1398 г. Расположен в 18 км от г. Кириллова, между озерами Паским и Бородаевским. Представляет собой уникальный памятник истории, архитектуры и стенописи XIV–XX вв., дошедший до наших дней в архитектурном комплексе XV–XVII вв. В течение 400 лет был мужским монастырем, в 1798 г. его упразднили, после чего в XIX в. он стал приходом Ферапонтовской волости. В 1904 г. монашеская жизнь в стенах обители возобновилась. Женский монастырь просуществовал до 1925 г. После изгнания насельниц богослужения еще совершались до 1935 г., затем монастырь вошел в состав Кирилловского краеведческого музея. В 1974 г. был открыт Музей фресок Дионисия. С 1989 г. возобновились богослужения Ферапонтовского прихода.

Монастырь имел двух основателей и назывался Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь. Основан в вотчине князя Андрея Дмитриевича Можайского. Первоначально был небольшим и малочисленным, удаленным от селений и дорог. Число братии к началу XV в. составляло 10–15 иноков. Позже вдоль его стен пролег большой тракт на Архангельск через Каргополь, по которому проходил торговый путь на Север, а также шли паломники в Соловецкий монастырь.

Читать еще:  Серафимо-Дивеевский монастырь: история и адрес монастыря, святыни и настоятельницы, храмы и постройки, современное положение, расписание служб

Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белоезерские

Расцвет духовной культуры начался при игуменах Мартиниане, принесшем сюда “книжное рукоделие”, и его ученике Иоасафе архиепископе Ростовском. Здесь создавалась житийная и философская литература. В числе духовных писателей были митрополит Спиридон-Савва, прп. Кассиан Грек, иноки Паисий и Матфей. Из насельников обители в лике святых были прославлены: преподобные Ферапонт, Мартиниан, Кассиан Грек (в миру Константин князь Мангупский, основатель Угличской Учемской пустыни), местно чтимый блаженный Галактион – юродивый Христа ради. В монастыре также чтилась память архиепископа Ростовского Иоасафа (Оболенского), строителя собора Рождества Богородицы. Среди известных постриженников монастыря был епископ Пермский и Вологодский Филофей.

Расцвет хозяйственной деятельности Ферапонтова монастыря пришелся на время царствования Василия II Темного, Василия III и его сына Иоанна Грозного, которые, побывав в монастыре на богомолье, щедро давали вклады утварью, землями, деньгами, льготами. В XVII и XVIII вв. для монастыря наступила эпоха бедствий: случались пожары и разграбления. Начало этому положили польско-литовские “воровские люди” в 1612–1616 гг. После неудачной осады Кирилло-Белозерского монастыря шайка разбойников занялась грабежом окрестных деревень. В завершение, по указу 1764 г. были отобраны монастырские владения. После этого обитель стала приходить в упадок и в 1798 г. была упразднена.

Вид на Ферапонтов монастырь со стороны Бородаевского озера

В XVII в. Ферапонтову монастырю суждено было сделаться местом заточения низложенного Патриарха Никона, который отбывал здесь 10-летнюю ссылку, начиная с 1666 г. Суровость заточения то ослабевала, то, по наветам недругов, усиливалась. В 1676 г. после смерти царя Алексея Михайловича врагам Никона удалось настоять на переводе его в Кириллов монастырь, где престарелый и больной Патриарх провел последние 5 лет своей жизни в тяжком заключении. Он был освобожден по настоянию своего крестника – царя Федора Алексеевича, но по дороге в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь скончался под г. Ярославлем. Кроме Патриарха Никона ссыльными монастыря в разные периоды были митрополит Литовский и Киевский Спиридон-Савва, а также святитель Арсений Мацеевич митрополит Ростовский, расправа над которым совершилась по воле Императрицы Екатерины II.

С восстановлением в начале XX в. монашеской жизни к Ферапонтову монастырю было привлечено внимание Императорской Археологической комиссии, после чего начались реставрационные работы под руководством академика архитектуры П.П.Покрышкина. Церковная старина в монастыре была полностью сохранена. Впервые в стране проводились широкомасштабные работы по всему комплексу зданий. Под все церкви и палаты были подведены новые фундаменты, восстановлены своды, позакомарные покрытия собора Рождества Богородицы и церкви Благовещения.

Архитектура монастыря уникальна по своей древности. Пожалуй, это единственный в стране комплекс древних построек дониконовского времени. При этом, среди построек – самый древний каменный храм Русского Севера – собор Рождества Богородицы 1490 г., вся внутренняя поверхность которого имеет столь же древние фрески Дионисия 1502 г. Полная композиционная сохранность росписей составляет непревзойденную ценность этого памятника.

Архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря

Архитектурный ансамбль состоит из 4 церквей (6 престолов), колокольни, Казенной и Трапезной палат. Келейные постройки не сохранились ни от мужской обители, ни от возобновленной женской. Последние были деревянными 2-этажными. Небольшая территория обнесена невысокой оградой с двумя угловыми башенками и тремя воротами. Собор Рождества Богородицы 1490 г. составляет главную достопримечательность Ферапонтова монастыря, поскольку в нем сохранились уникальные фрески 1502 г., созданные прославленным древнерусским иконописцем Дионисием. Его же кисти принадлежат древние иконы из собора. Однако в 1930-е гг. иконостас был изъят “за низкой художественной ценностью”. Иконы находятся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, в Третьяковской галерее и Русском музее. Кроме главного престола собор имел южный придел, над которым возвышалась малая главка. Придел был освящен во имя святителя Николая архиепископа Мирликийского. С северной стороны была пристроена небольшая звонница, остатки которой стали частью паперти. Фрески Дионисия сделали Ферапонтов монастырь в XX в. всемирно известным. В 2000 г. памятник вошел в список особо охраняемых ЮНЕСКО.

Храмовый комплекс Ферапонтова монастыря

Церковь Благовещения с Трапезной палатой 1530–1531 гг. была построена на вклад царя Василия III в связи с рождением наследника Иоанна IV, после царского богомолья в Белозерье. Подклет Трапезной служил поварней и хлебней. Архитектура трапезной церкви необычна. Особый интерес представляет ныне замурованный ярус звонов над церковью, которая строилась “под колоколы”. Ярус имеет сложно расположенные камеры-резонаторы. После возведения колокольни здесь находилось книгохранилище, куда вела скрытая лестница из алтаря. Церковь Благовещения и собор Рождества Богородицы соединены каменными переходами через 2-й ярус колокольни. Казенная палата 1-й трети XVI в. относится к редким постройкам гражданского назначения. Верхний ярус служил книгописной мастерской, хранилищем казны и книг, а нижний назывался сушилом, и это название перешло на все здание.

Церковь прп. Мартиниана 1641 г. является усыпальницей одного из основателей монастыря, где под спудом покоятся его мощи. Место погребения было украшено деревянной резной золоченой рáкой, с текстами, содержащими фрагменты его Жития. У ног святого ближе к алтарю находится погребение его ученика Иоасафа архиепископа Ростовского. Надвратная церковь Богоявления 1649 г. с приделом во имя прп. Ферапонта на Святых вратах служила домовым храмом опального Патриарха Никона. К храму примыкает каменная келья, в которой, по преданию, жил ссыльный Патриарх, пока строилась его келья в 30 саженях от Святых врат.

Трехъярусная Колокольня XVII в. имеет высокий открытый внутри квадратный шатер, вверху которого сохранился древний часовой механизм 1635 г. Он был отреставрирован в 1990 г. мастером-часовщиком Ю.П.Платоновым, им же восстановлены звоны.

Сохранившиеся святыни: 9 древних антиминсов XV–XVII вв. из собора Рождества Богородицы, рака прп. Мартиниана 1646 г., полотняная риза преподобного, игуменское место, житийная икона прпп. Ферапонта и Мартиниана 1732 г., написанная монахом обители Феодосием. От времени пребывания в ссылке Патриарха Никона сохранилось кресло, изготовленное им в 1668 г. в Ферапонтовом монастыре, его стол и кресло из надвратной кельи. Восстановлен на Бородаевском озере рукотворный остров, сложенный из камней Святейшим изгнанником. В год 600-летия монастыря на острове был установлен Поклонный крест.

Литература: Бриллиантов И. Ферапонтов-Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона: К 500-летию со времени его основания, 1398–1898. СПб., 1899; Покрышкин П.П., Романов К.К. Древние здания Ферапонтова монастыря Новгородской губернии. СПб., 1908. Муравьев А.Н. Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские чудотворцы и основанный ими Ферапонтов монастырь. Кириллов, 1913.

(с) Е.Стрельникова, Ферапонтов монастырь, село Ферапонтово

Ферапонтов монастырь на фото

  • Уникальная роспись Ферапонтова монастыря достойна того, чтобы любоваться ею часами.
  • Внешне храм Рождества Богородицы выглядит внушительно и даже немного строго.
  • Ансамбль обители привлекает лаконичностью и простыми линиями.
  • Возле усыпальницы преподобного Мартиниана сохранились фрагменты фресок.
  • Обитель расположена на холме между озерами.

Святыни монастыря

В Ферапонтовом монастыре хранится святыни:

  • 9 древнейших антиминсов XV-XVII веков;
  • рака преподобного Мартеминиана;
  • полотняная риза преподобного Мартеминиана;
  • игуменское место;
  • житийная икона преподобного Ферапонта;
  • кресло и стол патриарха Никона, изготовленное лично;
  • рукотворный остров из камней, сложенный Святейшим изгнанником;
  • поклонный крест, установленный в год 600-летия монастыря.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector