0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святое место в центре Киева»

«Святое место в центре Киева». Интервью о чудесах. (Републикация)

Большой праздник — Рождество Пресвятой Богородицы для Десятинного мужского монастыря в Киеве является еще и престольным праздником. В народе это место считается очень сильным и чудотворным, подробнее о храме и его Святынях рассказал служитель монастыря – отец Антоний.

Можно ли считать престольный праздник Днем рожденья храма?

Рождество Пресвятой Богородицы особый праздник не только для братии и прихожан Десятинного монастыря Рождества Пресвятой Богородицы, но и для всего православного мира так в этот день мы празднуем День Рождения Пречистой Богоматери. В этот день наш монастырь отмечает престольный день. Исторически Десятинный храм начал отмечать этот день как престольный с 1828 года, когда последовало торжественное заложение Десятинного храма на восточной стороне среднего алтаря, во рву.

Киевский митрополит Евгений Болховитинов с Александром Семёновичём Анненковым положили квадратный гранитный камень, с изображением креста с надписью, свидетельствующую, что эта Церковь на развалинах Древней Десятинной, основана во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Следовательно, престольный праздник является Днем рожденья храма.

Сколько престолов у малого храма Десятинного монастыря?

Хороший вопрос. Десятинный храм имеет несколько престольных праздников. Когда равноапостольный князь Владимир построил Десятинный собор Пресвятой Богородицы, то он имел три престола, в честь Пречистой Богоматери, Святителя и чудотворца Николая и в честь епископа Климента Папы Римского. В 1240 году хан Батый со своим войском разрушили храм он долго находился в запустении до 1636 года. Киевский митрополит Петр Могила «приказал Десятинную церковь Пресвятой Девы выкопать из мрака подземного и открыть к свету дневному».

Его трудами был построен небольшой храм в честь святителя Николая. В 1700 г. восточная часть надстроена деревянным ярусом, в котором устроен придел в честь апостолов Петра и Павла. В 1828 году как уже было сказано, храм освятили в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы Предел с левой стороны: святителю Николаю, а правый — святому равноапостольному князю Владимиру. При выходе из Десятинного собора с севера устроен придел в честь апостолов Петра и Павла, в который перенесён иконостас старой Могилянской церкви. С пришествием безбожной советской власти Десятинный собор был разобран. 26 марта 1936 года на заседании политбюро ЦК КП(б)У, было постановлено разрешить Киевской Городской Администрации разобрать Десятинный собор.

25 мая 2007 года Блаженнейший Митрополит Владимир освятил малый Десятинный храм в честь святых равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира.

9 июля 2009 года на заседании Священного Синода УПЦ было принято решение об открытии в Киеве Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря. Наместником монастыря был утверждён архимандрит Гедеон (Харон). Вот если посчитать все праздники то выходит что, 6 раз в году мы празднуем престольный праздник .

Правда ли, что в вашем храме по молитвам монахов происходят чудеса? Как вы думаете почему (за что) миряне были удостоены чуда, — например исцеления?

Да действительно в нашем храме происходит много чудес. Об этом можно много рассказывать, к примеру совсем недавно произошло исцеление от раковой опухоли. У нас много святынь одной из главных является Десятинная икона Божьей Матери которая имеет особую историю. Икона была написана художником Александром Хароном (брат наместника Десятинного монастыря архимандрита Гедеона (Харон)). Икона написана в Соединённых Штатах Америки в городе Сан-Франциско в 2000 году и перевезена в Украину в Киев.

На протяжении 6 лет находилась в Свято — Ильинской церкви. Когда приняли решение о совершении Пасхального Богослужения на месте Десятинного собора, её принесли в палатку (скинию) и поставили посередине храма. Первое чудо было явленно на праздник Живоностный источник когда перед этой иконой Пресвятой Богородицы с воздетыми руками молилась сама Пречистая. Так же был случай когда к архимандриту Гедеону, наместнику Десятинного монастыря, пришли люди пригласить на отпевание их матери, так как по заключению врачей жить ей осталось не больше суток. Отец Гедеон сказал: «Помолитесь перед иконой Божьей Матери Десятинная». На следующий день люди пришли с множеством цветов, чтобы возблагодарить Пресвятую Богородицу, так как женщина чудом поднялась на ноги и была выписана из больницы.

Существуют свидетельства о случаях чудесной помощи супругам, не имевшим детей, о благополучном разрешении в родах, об успешном исходе сложнейших операций после молитв перед Десятинной иконой Божьей Матери. Чудотворная сила иконы так велика, что множество людей, молясь перед ней, получают исцеление недугов душевных и телесных.

О Десятинном говорят как о духовно сильном месте, правда ли это? Почему здесь очень сильное место?

Мы с Вами действительно находимся на особом месте. Это святое место, с которого началось зарождение Киева — «града велика» могучего Христианского государства Киевская Русь. До принятия Христианства на этом месте находился языческий пантеон. Первые мученики Киевской Руси Феодор Варяг и сын его Иоанн пострадали за Христа от язычников на этом месте. Десятинный собор, нёс в себе так же функцию усыпальницы, в нём были похоронены супруга князя Владимира — византийская царевна Анна и сам Святой Равноапостольный князь Владимир.

В Десятинном соборе находились мощи святых мучеников младенца Иоанна и отца его Феодора, глава мученика Климента Папы Римского (сейчас святыни находятся в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре), чудотворная икона Божией Матери, написанная евангелистом Лукой (находится в Минске, под названием «Минская»), чудотворная икона святителя Николая привезённая князем Владимиром из Корсуня. Так же эта земля полита мученической кровью жителей и защитников города Киева при нашествии монголо-татар. Ну и самое главное это фто, что сама Пресвятая Богородица молилась с воздетыми руками в нашем храме.

Что бы вы хотели пожелать жителям и гостям Киева ко Дню Рождества Пресвятой Богородицы?

Пусть по молитвам Богородицы Господь посылает нам грешным всё потребное для жизни временной и вечной. Будем просить Пречистую и Пренепорочную Деву Марию, что бы она помогала нам побеждать грех и всякую нечистоту, что бы сильным сердцем славить Бога. Пусть владычица неба и земли покрывает всех нас своим омофором. Так же пользуясь, случаем хочу пригласить всех жителей и гостей города Киева в нашу обитель на торжественное Богослужение, которое состоится в 21 сентября в 9:00.

Современный монастырь

В начале 2006 г. Священный синод Украинской Православной Церкви принял решение о возрождении на историческом месте Десятинной церкви в том виде, который она имела в X в. Первое богослужение в этом же году произошло в светлый праздник Христова Воскресения. Службы на святом месте велись на протяжении всей Святой седмицы во временном храме-палатке.

В 2007 г. на небольшом участке земли, расположенном вблизи фундамента первой Десятинной церкви, появился деревянный храм во имя святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги.

Десятинный Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь был основан в 2009 году. Настоятелем обители был назначен архимандрит Гедеон. Постепенно в монастырь приходили новые насельники, и увеличивалась площадь храма. С каждым днём увеличивалось количество прихожан нового храма. Из различных уголков православного мира в монастырь передавались святыни, укрепляющие Веру людей, приходящих в монастырь.

Читать еще:  Свято-Никольский собор в Кисловодске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В декабре 2012 г. злоумышленники выбили окно в основной части храма, облили стены и святые образы бензином и подожгли помещение. В эпицентре пожара оказались главные святыни монастыря — иконы Божией Матери Десятинная-Владимирская и Княжеградская. Но благодаря Небесному заступничеству ни одна святыня не пострадала в бушующем 2,5 часа пожаре.

Через полгода церковь была отстроена в камне и освящена главой Украинской Православной Церкви митрополитом Владимиром. Главными духовными событиями, произошедшими в Десятинной обители в последние годы, являются:

  • канонизация Иоанна Босого, Христа ради юродивого;
  • прославление Владимирской-Десятинной иконы Божией Матери.

Предыстория

■ Под 988 г. древнерусская летописная «Повесть временных лет» сообщает об отказе Киевского князя Владимира от язычества и введении на Руси христианства. По словам ПВЛ, накануне князь взял византийский г. Херсонес (Корсунь). На основе древнерусских и византийских источников выдвинуты 2 версии о причинах взятия города: 1) дорожа политической независимостью, князь решил не просить, а требовать от Византии крещения; 2) Византия откладывала брак князя с царевной Анной, обещанный за военную помощь. ПВЛ гласит, что взять Херсонес помог его житель Анастасий (пустив стрелу с надписью о месте расположения водопровода), и позже, соорудив Десятинную церковь, Владимир «поручил ее Анастасию Корсунянину, и священников корсунских приставил служить в ней, вложив сюда все, что было взято в Корсуне – иконы, и сосуды церковные, и кресты», а близ храма установил привезенные из Херсонеса медные статуи. После венчания с Анной Владимир вернул Херсонес Византии.

■ После крещения киевлян св. равноап. князь Владимир воздвиг в столице первый на Руси каменный христианский храм. Его закладку источники датируют по-разному: 989 , 990, 991, 993 гг. (989 – в Лаврентьевской летописи кон. XIV в.); окончание постройки большинство источников датируют 996 г. (998 – в Никоновской летописи XVI в.). Храм был освящен во имя Пресвятой Богородицы, но в честь какого из Ее праздников – летописи не уточняют; в ряде источников XVI-XVIII вв. и исторических трудов XIX-ХХ вв. храм назван Успенским, но с XVII в. существует также мнение, что он назывался Рождество-Богородичным. Поскольку на содержание храма св. Владимир выделил десятую часть казны, его также прозвали Десятинным. О начальном облике храма нет единой точки зрения – известно лишь, что его строили зодчие из Византии (ПВЛ), которые использовали глину для изготовления плинфы (кирпича), местные породы камня, привозной мрамор; внутри храм украшали мозаики и фрески (данные раскопок).

■ Супрасльский список (первая половина XVI в.) Летописи Авраамки (кон. XV в.) утверждает, что в 996 г. при Десятинном храме был учрежден монастырь: «Свершиша манастырь Святую Богородицу»; поскольку в других списках вместо «манастырь» читается «мастеры», сообщение об основании монастыря в древности признается спорным.

■ «Чтение о свв. Борисе и Глебе» (†1015) прп. Нестора Летописца (рубеж XI-XII вв.) называет храм «кафоликани иклисиа» («кафедральный собор»). Вскоре этот статус перешел к другому храму – в нач. XI в. в Киеве был построен Софийский собор, который летопись называет «митрополичьим». Тем не менее, как мемориал Крещения Руси, Десятинная церковь осталась одним из 2-х главных храмов Киева. Так, летописи упоминают, что в 1150-1151 гг. Софийский собор и Десятинную церковь посещали боровшиеся друг с другом за Киев князья: 28 авг. 1150 г. Галицкий князь Владимир, войдя в город, посетил Софийский собор, а затем Десятинный храм; выгнав Владимира из Киева вместе с Юрием Долгоруким и готовясь к новому бою, их соперники во главе с Изяславом Мстиславичем посетили 1 мая 1151 г. Десятинный храм, а затем Софийский собор; одержав победу, Изяслав и его союзники вновь посетили Софию и Десятинную церковь 6 мая.

■ Со времен св. Владимира Десятинный храм стал княжеской усыпальницей. Двое из погребенных в церкви лиц княжеского рода были причислены к лику святых, а их гробы почитались как раки со святыми мощами. Имеются сведения о перенесении в храм гробов св. равноап. княгини Ольги («Похвала» св. Владимиру Иакова Мниха XI в.; пролог XV в.; «Степенная книга» XVI в.) и полоцких потомков св. Владимира – Изяслава Владимировича (†1001) с сыном Всеславом (†1003) («Помянник» лаврского архимандрита Иосифа Тризны XVII в.), погребении Владимировой супруги Анны (†1011) (дата кончины: ПВЛ; погребение: «Хроника» Титмара Мерзебургского) и самого св. Владимира (†1015, ПВЛ); в 1044 г. князь Ярослав Мудрый перенес сюда кости братьев св. Владимира – Ярополка и Олега (их окропили освященной водой, т.к. оба умерли язычниками), в 1078 г. в церкви был погребен князь Изяслав Ярославич, в 1093 г. – внук Изяслава Ростислав Мстиславич (ПВЛ).

■ В 1039 г. храм был заново освящен, вероятно, вследствие ремонта; в 1169 или 1171 гг. – подвергся разорению при нападении на Киев коалиции князей во главе с сыном Андрея Боголюбского Мстиславом, а в 1203 г. – при нападении Рюрика Ростиславича. В 1240 г. территория храма стала последним рубежом обороны Киева от войск хана Батыя: после многонедельной осады монголы проломили городскую стену, и начались 2-дневные уличные бои, в ночь между которыми киевляне насыпали вал вокруг усадьбы Десятинной церкви; в последний день борьбы в храм сбежалось много людей «с товары своими»: они теснились на полатях и кровле церкви; не выдержав нагрузки, храм обрушился, похоронив под собой многих осажденных: по мнению историков, свою роль сыграла и ветхость церкви, и воздействие на нее землетрясений (1230), и прежние разорения, и возможное применение монголами стенобитных таранов.

■ В «Списке русских городов ближних и дальних» ( кон. XIV в. ) упоминается «Святая Богородица Десятинная, камена, была о полутретьятцати версех». С 1605 г. документально известен униатский Свято-Николо-Десятинный храм на месте разрушенной Батыем древней Десятинной церкви (1240). В 1500 г. отсюда в Минск был перенесен чтимый образ Пресвятой Богородицы. В 1633 г. Киевский митрополит свт. Петр Могила отобрал храм у униатов. Как сообщает вышедшее в 1635 г. печатное издание «Киево-Печерского Патерика» («Патерикон»), от древней церкви «едва кусок стены выглядывающей стоит» (на момент публикации книги); там же сказано, что свт. Петр «ныне из земной тьмы выкопать велел и свету дня раскопанной явить» Десятинный храм. К тому же году личные записи свт. Петра относят начало сбора денег «на реставрование церкви Святой Пречистой Десятинной». Сохранился акт с записью о том, что в 1636 г. свт. Петр «церковь святого Николая, названную Десятинной… разобрать приказал». Начатый свт. Петром новый малый храм (на его окончание митрополит завещал 1000 злотых) был освящен в 1654 г. в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1758 г. церковь обновили на средства известной подвижницы Киево-Флоровского монастыря схимонахини Нектарии (Долгоруковой) .

■ В 1822 г. на Киевскую митрополичью кафедру был назначен выдающийся ученый иерарх – владыка Евгений (Болховитинов) . Работая над «Описанием Киево-Софийского собора и Киевской иерархии» (издание – 1825), он оказался перед необходимостью решения вопроса: каковы были размеры древней Десятинной церкви? Не афишируя свое исследование (при значительной недооценке археологии в то время, выступление епископа инициатором раскопок на погосте церкви могло быть воспринято неоднозначно), архиерей в 1823 г. организовал (и профинансировал) разведочные земляные работы; в результате было установлено, что древнерусский фундамент храма – уцелел. После этого владыка решил раскрыть фундамент по всей площади древней церкви, и в 1824 г. продолжил раскопки официально. Непосредственным исполнителем работ был археолог-любитель Кондратий Лохвицкий . Получив ответ на интересовавший его вопрос, митрополит Евгений справедливо полагал, что дальнейшее изучение фундамента следует поручить профессионалу. Тем временем, к архиерею обратился отставной поручик Александр Аннеков : проживая в Киеве с 1820 г. и скупая земли на территории Детинца, он еще от предшественника митрополита Евгения (владыки Серапиона) получил согласие на «возобновление» древней святыни, а теперь предлагал воздвигнуть новую церковь, проект которой заказал архитектору Андрею Меленскому . Отбывая в 1825 г. в Санкт-Петербург по делам, архипастырь представил данный проект в Академию художеств, но, со своей стороны, заметил, что «фасад» Меленского не соответствует древнему облику храма, тогда как более тщательное изучение фундамента и принятие Софии Киевской за образец позволили бы подготовить более обоснованную документацию. В 1826 г. из Санкт-Петербурга в Киев был командирован архитектор Николай Ефимов : проведя еще один сезон раскопок, он пришел к выводу об ошибочности плана церкви, составленного Лохвицким и опубликованного митрополитом Евгением. Восприняв это с обидой, Лохвицкий написал в Санкт-Петербург негативные письма о Ефимове, из-за чего последний лишился возможности представить императору свой проект нового храма (впрочем, Лохвицкому это не прошло даром: он лишился прежнего доверия митрополита); не видя работы Ефимова, государь утвердил проект архитектора Василия Петровича Стасова , реализованный в 1828-1842 гг. Новый храм Рождества Пресвятой Богородицы занял 2/3 площади древней церкви; при его сооружении храм времен свт. Петра Могилы был разобран.

Читать еще:  Троицкий монастырь в Рязани: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

■ В рамках новых археологических исследований Старокиевской горы, развернутых в 1907 г. по инициативе Викентия Хвойки , в 1908-1914 гг. археологи Дмитрий Милеев и Сергей Вельмин осуществили раскопки фундаментов северной и восточной стен древней Десятинной церкви, которые остались снаружи «Стасовского» храма. Продолжению работ помешали кончина Милеева и начало I-й мировой войны. В сер. 1930-х гг. церковь Рождества Пресвятой Богородицы была закрыта и уничтожена; в 1939 г. всю площадь Десятинного храма Х в. исследовал археолог Михаил Каргер . Впоследствии в науке был разработан целый ряд графических реконструкций древнерусской церкви. В связи с празднованием 1500-летия Киева (1981-1982), засыпанные остатки фундаментов старейшего каменного храма Руси обозначили на поверхности полосами бутовой кладки; в ознаменование юбилея 1000-летия Крещения Руси (1988-1989), на могиле убитых монголами киевлян (1240) за алтарем церкви был установлен каменный крест.

Основание

■ В 2000-2004 гг. Правительством Украины стал рассматриваться вопрос о возрождении святыни. Разработка концепции нового благоустройства территории храма, которая бы предусматривала сохранение остатков древней церкви, потребовала проведения дополнительных археологических исследований; они были осуществлены в 2005-2011 гг. Одновременно на прилегающей с севера территории развернулось церковное строительство: в 2006 г. был установлен храм-палатка, в 2007 г. его сменила деревянная церковь, которая через несколько лет обрела пристройки, была оштукатурена и оформлена в псевдовизантийском стиле. В 2010 г. при храме учрежден монастырь. В дек. 2012 г. интерьер церкви пострадал от поджога злоумышленниками (однако престол, иконостас и святыни остались почти невредимы) и был обновлен до конца весны 2013 г.

Десятинный монастырь в Киеве: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Первый храм (996—1240)
Сооружена между 986г. и 996г. в Киеве в честь пресвятой Богородицы в эпоху княжения Владимира Великого, который выделил на возведение и поддержание церкви десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. В источниках Десятинную церковь, однако, нередко называют церковью Богородицы. Она представляла собой крестово-купольный шестиярусный каменный храм. В начале XI века была повреждена пожаром, но вскоре её восстановили и с трёх сторон добавили галереи. Десятинная церковь была богато украшена мозаиками, фресками, резными мраморными и шиферными плитами. Иконы, кресты и посуда были привезены из Корсуня (Херсонеса Таврического) в 1007г. Кроме главного алтаря у церкви имелись ещё два: св. Владимира и св. Николая. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где была похоронена христианская супруга Владимира — византийская царевна Анна, умершая в 1011 году, а затем и сам Владимир, умерший в 1015 году. Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещённых» братьев Владимира — Ярополка и Олега Древлянского.
В 1169г. церковь разграбили войска Андрея Боголюбского, в 1203г. — войска Рюрика Ростиславича. В конце 1240г. орды хана Батыя, взяв Киев, уничтожили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом набившегося в неё народа, пытавшегося спастись от монголов.
Раскопки руин храма начались в 30-х годах XVII века по инициативе митрополита Петра Могилы, который основал рядом небольшую церковь в память о потерянной святыне и выставил в ней одну из древнейших икон с образом св. Николая, привезённую Владимиром из Корсуня. Позже в руинах был обнаружен саркофаг князя и его супруги Анны. Княжеский череп захоронили в храме Спаса на Берестове, потом перенесли в Успенский собор Киево-Печерской лавры. Другие останки были захоронены в Софийском соборе. В своём завещании Пётр Могила оставил тысячу золотых на восстановление Десятинной церкви.

Второй храм (1842—1928)

Десятинная церковь в XIX векеВ 1824г. митрополит Евгений (Болховитинов) поручил расчистить фундамент Десятинной церкви. Вновь были найдены остатки мрамора и мозаики. 2 августа 1828г. освятили начало строительства новой церкви, которое доверили петербургскому архитектору Василию Стасову. Храм был построен в византийско-московском стиле и не повторял первоначальной архитектуры древней Десятинной церкви. Его строительство обошлось в 100 тысяч золотых рублей. Иконостас составили из копий икон иконостаса Казанского собора в Петербурге, созданных художником Боровиковским. 15 июля 1842г. новую Десятинную церковь успения Богородицы освятили митрополит киевский Филарет, архиепископ житомирский Никанор и епископ Смоленский Иосиф.

В 1928г. вторая Десятинная церковь, как и множество других памятников культуры и искусства, была снесена советской властью.
Третий храм 2005 год.
В 2005 году начали отстраивать храм. Тогда фундамент храма оградили и начали проводить археологические раскопки. Затем около стройплощадки возвели церковь-палатку, а чуть позже построили небольшую деревянную церковь имени святого Владимира и Ольги, которую освятил Блаженнейший митрополит Владимир, как малый храм в честь всех защитников Киева.
В 2006 году община храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы отметила 1010-летие со дня основания.
14 апреля 2009 – перед Святой Пасхой, произошло ещё одно знаменательнейшее событие. Священный Синод УПЦ благословил создание Десятинного Рождества Богородицы мужского монастыря.

Приглашаем всех вас принять участие в богослужениях и приобщиться к духовной жизни нашей обители.
С благословением и молитвенным упованием на милость Божью

Читать еще:  Казанский храм в Ростове-на-Дону: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

настоятель Архимандрит Гедеон (Харон).
Киев. 2009 г.

Реконструкции

Второй храм (1842—1928)

В 1824 году митрополит Евгений (Болховитинов) поручил расчистить фундамент Десятинной церкви. Киевским археологом-любителем К. А. Лохвицким, а затем петербургским архитектором Н. Е. Ефимовым был впервые открыт план фундаментов, найдены остатки мраморов, мозаик, фресок. 2 августа 1828 года освятили начало строительства новой церкви, которое доверили другому петербургскому архитектору Василию Стасову. Храм был построен в византийско-московском стиле и не повторял первоначальной архитектуры древней Десятинной церкви. В ходе строительства была полностью разобрана церковь митрополита Петра Могилы XVII в., а также около половины сохранившихся к тому моменту фундаментов храма X века. Строительство храма обошлось в 100 тысяч золотых рублей. Иконостас составили из копий икон иконостаса Казанского собора в Петербурге, созданных художником Боровиковским. 15 июля 1842 года новую Десятинную церковь Успения Богородицы освятили митрополит Киевский Филарет, архиепископ Житомирский Никанор и епископ Смоленский Иосиф.

В 1908—1911 гг. фундаменты оригинальной Десятинной церкви (там где они не были повреждены стасовским зданием), были раскопаны и исследованы [14] . Остатки фундамента были изучены лишь в 1938—1939 гг. после окончательного сноса новой церкви [14] .

При советской власти, в 1928 году [15] [16] [17] вторая Десятинная церковь, как и множество других памятников культуры и искусства, была снесена. В 1936 году церковь окончательно разобрали на кирпичи [18] [19] .

26 ноября 1996 году Национальний банк Украины ввёл в обиход две юбилейные монеты «Десятинная церковь» из серебра и медно-никелевого сплава, посвящённые тысячелетию возведения Десятинной церкви в Киеве.

Третий храм

В 2006 году на музейной территории около Десятинной церкви был установлен храм-скиния, в законности которого высказывались сомнения. [20] [21] [22] В 2007 году на месте временного храма-скинии был установлен деревянный храм, который 25 июля того же года освятил Предстоятель УПЦ МП Блаженнейший Митрополит Владимир. 9 июля 2009 на заседании Священного Синода УПЦ МП было принято решение об открытии в Киеве Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря и назначении его наместником архимандрита Гедеона (Харона). В январе 2010 года начальник Главного управления градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды Киева Сергей Целовальник сообщил, что на руинах Десятинной церкви построят платформу, на которой будет новая церковь, принадлежащая Украинской православной церкви Московского патриархата [23] . Позже им было заявлено об отказе от строительства новых объектов на фундаментах в связи с подписанными Украиной конвенциями. При этом конкурсная комиссия по определению дальнейшей судьбы остатков фундамента Десятинной церкви огласила победителями конкурса два проекта, один из которых предусматривает восстановление храма, а другой — сохранение фундаментов как археологического памятника с постройкой часовни неподалёку [24] Инициатива УПЦ МП также не находит полной поддержки общества и критикуется учёными в связи с тем, что информации о внешнем виде храма не сохранилось и аутентичная реконструкция невозможна. [25] . Историк и политолог Александр Палий задаётся вопросом:

Пётр Толочко (директор Института археологии НАН Украины, председатель Украинского общества охраны памятников истории и культуры, член Академии Европы и Международного союза славянской археологии, лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники) сказал, что ему не известно кто разрешил поставить вагончики возле останков церкви. По его словам:

По словам председателя постоянной комиссии Киевсовета по вопросам культуры и туризма Александра Бригинеца 26 мая 2011 года монахи незаконно установленного рядом с Десятинной церковью монастыря сделали попытку проникнить на территорию археологических раскопок Десятинной церкви. При вопросе как монахи заполучили ключи от территории те сослались на Святого Петра (у которого ключи не только от рая) [28] .

3 июня 2011 года третий Президент Виктор Ющенко отверг обвинения в том, что он якобы предоставил в 2005 году разрешения на проведение строительных работ на месте Десятинной церкви [29] . Как отметил третий президент Украины В. Ющенко в отношении Десятинной церкви:

24 июня 2011 года Международная комиссия ЮНЕСКО, а также ИКОМОС выступили против планов построить храм на фундаменте Десятинной церкви [30] [31] . Эксперты организаций ЮНЕСКО и ИКОМОС подчеркивают:

Ночью 15 декабря 2012 года в часовне, построенной рядом с фундаментом Десятинной церкви, произошел пожар. Возможной причиной пожара называют поджог [32] .

Первый каменный храм православной Руси: история Десятинной церкви.

В 989 году, началось строительство первого каменного православного храма на Руси. Место его возведения, которым стала Старокиевская гора в Киеве, было выбрано не случайно, во-первых именно в этом месте в 978 году приняли смерть за веру первые мученики Федор Варяг и его сын Иоанн, а во-вторых оно находилось недалеко от княжьего терема.

На торжественной закладке краеугольного камня, правивший в то время князь Владимир Святославич, заявил, что церковь будет построена на десятую часть доходов от всех земель которыми он правит. Именно поэтому она и получила название Десятинной. В общей сложности строительство заняло 6 лет.

Внутреннее убранство храма, украсившего собой главную торговую площадь, составляли иконы, различная церковная утварь и дорогие сосуды из Херсонеса. Снаружи здание было отделано белым мрамором, а его западный вход украшали отлитые из бронзы статуи лошадей. После смерти князя в Десятинной церкви была создана усыпальница, где хранились мощи самого Владимира и его братьев Ярополка и Олега.

Первая Десятинная церковь существовала в почти неизменном виде до XII века, когда сначала была частично разрушена землетрясением, а затем дважды разграблена в ходе междоусобных войн. Позднее, в 1240 году, она и вовсе была полностью разрушена татаро-монголами.

После разрушения руины храма лежали нетронутыми почти 4 столетия и только во времена правления первых Романовых митрополит Петр Могила организовал в этих местах раскопки, в ходе которых в 1635 году были найдены и перезахоронены мощи князя Владимира.

Однако до полного восстановления старого здания в этот раз не дошло. По инициативе митрополита возле юго-западного угла древнего фундамента возвели лишь небольшой храм, который просуществовал до 1828 года.

В начале 20-х годов XIX века про церковь вновь вспомнили и наконец решили восстановить. Восстановлению предшествовали серьезные раскопки растянувшиеся на 4 года. Именно благодаря раскопкам удалось найти остатки уникальных фресок и мозаик созданных еще в X-XI веках, а также полностью открыть план фундаментов старой церкви.

После завершения раскопок новый храм возводили в течении 14 лет. Архитектор решил не воссоздавать стиль древнего здания, придав новой десятинной церкви совершенно другой облик. Когда строительство было завершено, храм возведенный по инициативе Петра Могилы, был полностью разобран за ненадобностью.

После освящения в 1842 году получившая новую жизнь и новый облик Десятинная церковь простояла меньше века и была полностью разрушена при Советской власти. С тех пор и по сей день она так и находится в руинах. Вопрос восстановления храма в очередной раз поднимался еще в начале 2000-х, но в итоге идею отвергли. Во-первых из-за того, что не осталось полных сведений об изначальном облике здания, а во-вторых ЮНЕСКО выступило против возведения современного здания на остатках древнего фундамента представляющего историческую ценность.

Фундамент — единственное, что осталось от первого каменного храма православной Руси.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector