0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Борисоглебский монастырь в Торжке

Борисоглебский монастырь в Торжке

Борисоглебский монастырь в Торжке — крупная мужская православная обитель в Тверской области, которую считают одной из самых древних в России. Живописный монастырский комплекс возвышается на крутом правобережье реки Тверцы и является настоящим украшением старого города.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Борисоглебский монастырь в Торжке

Основные моменты

Борисоглебский монастырь был основан почти одновременно с Киевско-Печерской лаврой, когда правил князь Ярослав Владимирович Мудрый. Устроителем обители считают преподобного Ефрема Новоторжского. До XVII века храмы и постройки Борисоглебского монастыря в Торжке были деревянными. Архитектурный ансамбль, который сохранился до наших дней, был сформирован в конце XVIII – начале XIX века.

За многовековую историю древняя обитель переживала взлеты и падения, ее разрушали неприятели и время. Борисоглебский монастырь пострадал во времена антирелигиозной компании, которую советская власть проводила в 1930-е годы. На протяжении нескольких десятков лет в бывших храмах работало сельхозучилище и квартировали военные. Здесь держали заключенных и лечили алкоголиков.

В середине 1990-х годов территория монастыря была возвращена церкви. В обители сохранился величественный собор Бориса и Глеба, а также несколько храмов и построек. Самая старая церковь, освященная в честь Введения Богородицы во Храм, стоит здесь с XVII века. В настоящее время Борисоглебский монастырь в Торжке нуждается в ремонте и реставрации.

История Борисоглебского монастыря

Основателем Борисоглебского монастыря считают преподобного Ефрема. В миру он занимал престижную должность конюшего у киевского князя Владимира Святославича. Потом Ефрем постригся в монахи и ушел из Киева в Тверские земли. В 1038 году на Тверце появился первый храм, построенный в память об убитых князьях Борисе и Глебе, вокруг которого позже вырос православный монастырь.

Первые письменные свидетельства о Борисоглебском монастыре в Торжке относятся ко времени правления Ивана IV Грозного. В Смутные времена город захватили поляки, и монастырский собор был сильно разрушен. Большой урон обители нанес страшный пожар, случившийся в городе в 1742 году. Потом монастырь отстроили заново по проектам известных зодчих Николая Александровича Львова и Якова Ананьевича Ананьева.

В XX веке обитель закрыли не сразу. Вначале местные власти отобрали часть монастырских помещений и разместили в них общежитие совхоза, склады и мастерские. В 1931 году многих монахов арестовали, монастырь ликвидировали, а его территорию отдали местному совхозу.

Спустя 5 лет в бывшем монастыре находилась воинская часть, а после нее – авиационные склады и лагерь, где содержали военнопленных. С 1944 года территорию Борисоглебского монастыря превратили в тюрьму, а в конце 1880-х годов – в лечебно-трудовой профилакторий.

Позже старые постройки передали историко-этнографическому музею, и началось возрождение обители. Много усилий было потрачено на то, чтобы восстановить архитектурный ансамбль, покалеченный в годы, пока здесь была тюрьма. Борисоглебский монастырь в Торжке вернули церкви в 1994 году.

Монастырский собор

К середине XVIII века обвешавший соборный храм решено было снести. Остатки здания разобрали, и в 1785 году на деньги, выделенные Екатериной II, приступили к возведению нового собора. Проект для него подготовил архитектор Н. А. Львов, а строительными работами руководил Ф. И. Буци. В 1796 году огромный собор освятили.

Иконы для иконостаса собора написал известный русский портретист Владимир Лукич Боровиковский, но, к сожалению, они не сохранились, за исключением одной работы. Эта икона сегодня экспонируется в картинной галерее Твери.

Великолепный крестово-купольный храм является ярким примером екатерининского классицизма. Внешне он похож на большой куб. Собор увенчан пятью главами и со всех четырех фасадов оформлен колонными портиками.

Храмы и постройки на территории монастыря

Самой старой постройкой Борисоглебского монастыря в Торжке считают Введенскую церковь, возведенную в XVII веке. Здание одноглавого храма сложено из простых объемов и имеет нарядный декор. На сегодняшний день это единственный действующий православный храм на территории обители. Богослужения в нем проходят почти каждый день в 8.00 и 16.00.

В монастыре также можно увидеть домовую церковь настоятеля обители – храм Входа Господня в Иерусалим (XVIII в.), высокую надвратную Спасскую церковь (1804 г.) и часовню Успения Пресвятой Богородицы (начало XIX в.). Очень интересный декор имеет Свечная башня, расположенная в северо-восточном углу обители (1809 г.). Кроме нее, в Борисоглебском монастыре сохранились каменные монашеские кельи, корпус настоятеля, накрытый кровлей погреб-ледник, входные ворота и стены хозяйственных построек.

Как добраться

Борисоглебский монастырь в Торжке стоит в центре города, на правом берегу реки Тверцы, с юга от Новоторжского кремля (ул. Старицкая, 7). Из Москвы до Твери доезжают на автобусе или на электричке. От Твери до Торжка также ходят автобусы и электропоезда.

Храмы монастыря

  • Бориса и Глеба собор, построен в 1796 году
  • Нерукотворного Образа Спасителя над Святыми Вратами, построена в 1811 году, над сей церковью устроена колокольня
  • Введенская церковь, построена в 1833 году, при сей церкви устроен придел в 1879 году Святых Праведных Иоакима и Анны, под церковью находится трапезная, при церкви колокольня старой архитектуры
  • Входоиерусалимская церковь при настоятельских кельях

Подворье

Борисоглебский монастырь

Дата основания: 1038г
Адрес: г. Торжок, ул. Старицкая, д. 7

Новоторжский Борисоглебский монастырь. Одна из главных архитектурных достопримечательностей Торжка. Это не просто архитектурный комплекс, а целая россыпь удивительных архитектурных шедевров, обладающих своей неповторимой историей.

Борис и Глеб одни из первых святых на Руси. А новоторжский монастырь один из первых монастырей во всей России. Свое начало он берет в далеком 1038 году. До сих пор вам может повезти обнаружить на территории фрагменты плинфы (тонкого прямоугольного кирпича) из которого был построен самый первый храм. Вы можете в прямом смысле прикоснуться к истории.

Какие же секреты скрывает за своими стенами данный монастырь?

Начнем с самого храма, главной доминанты этого комплекса. Все мы слышали о Владимире Красное Солнышко, крестителе Руси. Мало кто знает, что у него было 13 сыновей, и каждый хотел занять престол. Однако народ всегда хотел видеть у престола доброго и богочестивого правителя. Поэтому самыми желанными претендентами на престол были Борис и Глеб, которые всю свою жизнь проводили в помощи страждующим и в молитвах. Однако мечтам народа было не суждено сбыться. Брат Бориса и Глеба, Святополк, в дальнейшем прозванный окаянным, подослал к своим братьям убийц. Вместе с несчастными царевичами погиб и один из их слуг Георгий. Его братья Моисей и Ефрем отправились в монашеское странствие. Ефрем остановился недалеко от Торжка, основал странноприимный дом, а затем, вместе с учеником Аркадием на территории современного монастыря заложил первый, еще деревянный храм, в честь святых Бориса и Глеба. Ну а первый каменный храм появился на данной территории уже в 1071 году

БОРИСОГЛЕБСКИЙ СОБОР В КОНЦЕ 16В

Но все же постройки требуют реконструкции. И вот, для перестройки храма, в 1785 году был привлечен известнейший новоторжский архитектор Николай Александрович Львов. Он разработал проект, ориентируясь на своего любимого итальянского архитектора Андрео Палладио. И именно поэтому храм был оборудован огромным количеством световых проемов. Это позволяло падать свету внутри помещения именно на алтарь. А вмонтированные в стену голосники отражали звук и делали атмосферу максимально чудесной. Для закладки собора в Торжок была приглашена Екатерина2. Специально для нее были изготовлены серебряная лопаточка и золотой кирпичик. Хотя, торговый люд нашего города схитрил. Как выяснилось в дальнейшем – лопаточка была лишь медная, ее просто посеребрили.

Также по проекту Львова, но уже после его смерти в 1804 году, архитектором Федором Ананьиным была создана Надвратная церковь-колокольня. Интересно, что раньше люди проходили на территорию храма только через нее. Ну а сейчас мы с вами попадаем на территорию через большие хозяйственные ворота. Надвратная церковь многоярусная. Каждый ярус обладал своими функциями. Первый это святые врата – вход на территорию. Второй – алтарь. Третий – колокольня. Самый тяжелый колокол на ней весил аж 13 тонн. Следующий ярус – это ярус с часами. Они были с часовым и получасовым боем и вплоть до 1913 года новоторы всегда очень точно знали время в Торжке. Ну а сейчас каждый может подняться на смотровую площадку этой самой высокой постройки Торжка и увидеть прекрасную панораму на город. Стоимость подъема 100 рублей. Лестницы удобны – можно подняться даже с маленькими детьми. Практически целый день открыта колокольня для посещения. С 10 утра до 7 вечера

Читать еще:  Ирина Денисова: биография монахини, хор и песни, личная жизнь

Бросается в глаза своей необычностью Свечная башня. Построена она была в 1860 году. Служила для изготовления свеч, но и также выполняла функции местного гидрометцентра. Так как каждый день на смотровую площадку данной башни выходил монах. Если он был в светлых одеждах, значит ожидали день солнечный, если в темных, то пасмурный. Монах практически никогда не ошибался. С наступлением советских времен вера в чудеса ослабла и когда прошли в келью монаха, то обнаружили там барометр.

Самая древняя постройка этой территории — это каменная церковь Введения в храм Богородицы 1620 года. Это теплая зимняя церковь с печным отоплением. Она до сих пор действует.

Чтобы открыть для себя все секреты Борисоглебского монастыря, закажите экскурсию на нашем сайте.

У нас можно заказать экскурсию! В связи с пандемией (COVID-19) музей работает по сокращенному графику.

Архитектурный ансамбль монастыря

Архитектурный комплекс обнесен стенами с вышками, возведенными в 1734 году.

Церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы – самый старый каменный храм в городе, построенная в 1620 году на месте старой деревянной церкви. Церковь венчает восьмигранный шпиль, на котором установлен крест. В 1879 году на левой стороне церкви построили придел во имя святых праведных Иоакима и Анны.

Надвратная церковь Спаса Нерукотворного образа с колокольней – украшение Борисоглебского монастыря, построена в 1804-1811 годах. Большие ворота в виде арочного входа предназначены для торжественных процессий. Слева – малые ворота для прихожан.

Пять куполов церкви устроены в виде фонарей, последний – полусферической формы виден только изнутри.

Трехъярусная колокольня высотой 50 метров – самая высокая постройка в Торжке, на которой устроена смотровая площадка. Здесь были устроены часы, пострадавшие во время пожара.

Свечная башня возведена в русском стиле в 1860 году по проекту местного архитектора Степана Ивановича Гребенщикова. На шпиле нет креста – башню использовали для производства свечей и как библиотеку.

Двухэтажный настоятельский корпус и кельи выстроены из камня.

По Тверской области. Часть 2: Борисоглебский монастырь. Сокровищница русской архитектуры

Поэтому и стал этот древний монастырь главной целью нашей поездки в Торжок, и именно туда наша туристическая группа отправилась первым делом по прибытии в Торжок — в тот день, когда мы выехали из Петербурга, чтоб совершить однодневное путешествие по Тверской области. О монастыре, о его красотах и интересных объектах- дальше мой рассказ!

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. По легенде, монастырь был основан в 1038 году Ефремом, который служил у князей Бориса и Глеба, убитых во время междоусобной войны, которая началась между сыновьями князя Владимира после его смерти. Ужасы кровопролитной схватки между братьями так повлияли на Ефрема, что тот удалился от суеты этого жестокого мира в глухие места, основав там монастырь, в память об убитых молодых князьях.

Правда, в летописях монастырь упоминается лишь во времена Ивана Грозного. Скорее всего, он был основан сильно позже, тем более, что почитаться, как святые, братья стали лишь через век после этих событий, когда ни одного из участников той войны уже не было в живых. Тут надо рассказать подробнее про ту историю.

Согласно канонической версии, у князя Владимира было несколько сыновей, старшим был Святополк, который родился от изнасилованной им Рогнеды, у которой святой князь убил родителей на ее глазах. Надо сказать, что Владимир был персонажем весьма неприятным — братьев своих он тоже убивал, насиловал направо-налево женщин, и поэтому его святость, основанная на крещении Руси, весьма условная. И сыновья его — тому доказательство, никакими христианскими добродетелями они не были наделены, ненавидели как отца, так и друг друга.
Считается, что Святополк был плохой и окаянный, а Ярослав Мудрый был хорошим, и вот негодяй Святополк поднял против отца мятеж, за что был брошен в темницу, а после его смерти был освобожден, стал убивать братьев, но пришел хороший Ярослав, его изгнал, и стал князем, отомстив за гибель Бориса и Глеба. Учебники, правда, умалчивают, что перед смертью Владимира Ярослав тоже поднял против него мятеж, и Владимир собирал войско, чтоб идти войной на сына, но вовремя помер.

Сейчас многие историки в канонической версии сильно сомневаются — дело в том, что убивать братьев, признававших старшинство Святополка, не было никакой причины ему — они были ему лояльны, его поддерживали, в отличие от других братьев — Ярослава и Мстислава. Во-вторых, скандинавские саги, недавно подробно исследованные, рассказывают, как Ярослав нанял варягов, чтоб убить брата Бориса. В-третьих, называть Святополка окаянным стали лишь через сто лет после всех событий, а до того еще долго это имя давали детям, и окаянным он не считался. Наконец, после прихода к власти, Ярослав был в весьма плохих отношениях с другими братьями, что говорит о том, что они-то знали, кто убил Бориса и Глеба на самом деле.

Так или иначе, но Борис и Глеб были убиты в ходе той братоубийственной войны, и монастырь посвящен памяти невинно убиенных.

Заходим в сам монастырь.

Самая древняя постройка в нем — каменная церковь Введения в храм Богородицы 1620 года постройки. Остальные, более древние строения — не сохранились, так как монастырь разорялся в Смутное время. Обратите внимание — сразу же после окончания Смуты монастырь возрождается, строится новый храм. О чем это говорит? О том, что Торжок был очень мощным экономически городом, способным тут же подняться из пепла.

Введенская церковь многократно достраивалась

Можно зайти внутрь, правда там все скромно.

По соседству с церковью — величественный собор Бориса и Глеба, который не действует. Строительные леса создают иллюзию реставрации, которой на самом деле нет.

Смешение стилей, архитектура всех видов — все это делает Борисоглебский монастырь совершенно уникальным местом! Жаль, что все в не очень хорошем состоянии.

Совет министров СССР когда-то взял этот памятник архитектуры под охрану. Видимо, охрана исчезла вместе с Советским Союзом. Сейчас архитектурное наследие как-то позабыто нашей властью

Борисоглебский собор построен в 1785-96 годы, при матушке императрице Екатерине Великой.

Одним из архитекторов был Н.А.Львов, прадед художника Василия Поленова.

Когда-то Торжок был очень богатым и значимым городом, если в нем строились такие великолепные храмы!

Колокольня — просто шедевр архитектуры!

Ради одной только этой колокольни стоило бы заехать в Торжок!

Входим в колокольню и поднимаемся наверх. Билет стоит 100 рублей.

Лестница добротная, идти не страшно. Но ноги нагружаются хорошо, пока дойдешь до верха.

Здесь когда-то висели колокола

Вид с обзорной площадки на территорию монастыря

Наверху было холодно, но уходить не хотелось — так здесь красиво!

Отсюда виден весь город, все церкви. На фото — Благовещенская церковь

Вдали видна заброшенная Георгиевская церковь

Река Тверца. Пешеходный и автомобильный мосты.

Верхушка башни. За ней — историческая малоэтажная часть города. И лишь вдали — бетонные пятиэтажки.

Вид сверху на крепостную стену монастыря

Деревянные домишки Торжка

Украшения обзорной площадки

Наконец вся наша группа долезла до вершины колокольни. Процесс был долгим — подъем на высоту был не для всех легким

Читать еще:  Храм Владимирской Божией Матери: история и описание, адрес, праздники и святыни

Пофотографировали — и идем вниз. Взгляд через окошко промежуточного этажа

А внизу есть роспись на стенах. часть изгажена надписями, но часть — сохранилась идеально!

Наша русская культура — на этих стенах.

Прощальный взгляд на колокольню

Отреставрированная часть крепостной стены. Единственная приличная часть, которая выглядит достойно. Хотя сама башня слегка облезлая. Монастырь главная достопримечательность города, но почему-то денег на восстановление не выделяют

Крепостная стена, дошедшая до нас, была выстроена в конце 18 или начале 19 века, взамен более старых стен, а какими были они, теперь уже не узнаешь. Но любой монастырь был крепостью в те времена, так как монахи обязаны были постоять за себя, за свои святыни и церковные богатства. К тому же, часто монастыри были пограничными укреплениями русских княжеств.

Великолепная, красивая башня крепости! Правда, когда она была построена, в 1860 году, монастырь уже точно не имел военного значения, и ее основной задачей было дарить людям красоту.

Та часть монастыря, что наиболее хорошо восстановлена, для туристов, к сожалению, закрыта. И очень-очень жаль! Так получается, что теперь туда ходить могут лишь монахи, историческое наследие в их собственности. Вдали виден старинный погреб.

Крепостная стена. Вполне годится для отражения атак со стороны отрядов разбойников.

А здесь та часть стены, что не реставрировалась.

Идем изучать ту часть крепостной стены, куда подходить не запрещено

Хочется надеяться на светлое будущее для этого места

Обратите внимание на кладку. Кирпич усилен вставкой из гранитных валунов. Такая стена намного прочнее, чем просто кирпичная.

Идем осматривать крепостную стену снаружи, раз нельзя подойти изнутри

Стена годится для ведения огня по врагу из ружей, а также стрельбы из луков и арбалетов

Построено весьма грамотно и изящно

Православие русского народа не мешало ему время от времени грабить монастыри и храмы. Разбойники нападали на обители довольно часто, забирая оттуда все ценное, нередко при этом убивая монахов. Монастырские стены — были очень полезной вещью в суровые 17-18 века, а уж про более ранние времена, когда здесь ходили туда-сюда войска разных государств, и говорить не приходится.

Красивая часть стены обрывается, далее какое-то кирпичное уродство

Где-то кирпич слез, и видно более древнюю кладку.

Самая мощная часть стены между Свечной башней и Надвратной колокольней

Вход на стену идет через Свечную башню, но она закрыта для посетителей. А жаль.

Эта высокая часть стены обращена в сторону города. Вижу такое не в первый раз. Часто монастырь строил высокую стену напротив городских укреплений по двум причинам. Во-первых, чтоб из города не было видно то, что происходит внутри монастыря. Во-вторых, чтоб показать, что монастырь еще более силен в военном плане, чем город.

Монастырь обязательно надо восстанавливать. Он ничуть не менее красив, чем Валдайский или Тихвинский монастырь, в нем уникальная и очень разнообразная архитектура. Это важный памятник истории и архитектуры России, а также нашей культуры.
Состояние его далеко от хорошего, но я рекомендую всем, кто любит нашу историю — в нем побывать!

Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь

Новоторжский Борисоглебский монастырь – один из древнейших Российских православных монастырей — был основан в 1038 г. преподобным Ефремом Новоторжским, пришедшим в город Новый Торг (ныне Торжок) в 1015 году из Киева. Построенный во времена великого князя Киевского Ярослава I Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой, монастырь считается третьим монастырем со времени их появления в России. Название обители возникло от имен двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.

Устроитель монастыря преподобный Ефрем был родом из Угорской земли (нынешней Венгрии) и имел двух родных братьев – Георгия и Моисея, вместе с которыми он пришел в Киев на службу к князю Борису, у которого служил в звании конюшего. Равноапостольный князь Владимир приказал в 1015 году сыну своему Борису отразить печенегов, которые нападали на юго-восточные пределы России. Молодой князь с радостью отправился в поход на врагов. В числе дружины были Моисей и Георгий; самому же Ефрему по особенному устроению Промысла Божия не случилось быть в этом походе. Неприятели ещё ранее прибытия Бориса бежали, и князь радостно возвращался домой. На дороге застигла их весть, что князь Владимир скончался и Святополк, усыновлённый племянник Владимира, желая один владеть Русской землёй, объявил себя великим князем и послал убийц погубить Бориса и Глеба. Борис не хотел допустить и мысли о злобе и коварстве старшего брата и не принял никаких предосторожностей. Вскоре, в ночь с субботы на воскресенье, убийцы, присланные Святополком, ворвались в княжеский шатёр и бросились на князя с копьями. Брат Ефрема Георгий, пытаясь защитить господина, загородил его своим телом, был пронзён копьями и умер. Убийцы не смогли снять с него золотую гривну, подаренную Борисом, и отрубили ему голову. А благоверного князя, исколотого, но ещё живого, отвезли к Святополку, который повелел довершить злодеяние — вонзить меч в сердце страстотерпца. Это произошло 24 июля 1015 года на берегах реки Альты, в нынешней Полтавской губернии. Преподобный Ефрем, придя на место убийства князя и желая погрести тело и брата своего Георгия, нашел лишь одну отсеченную главу, которую впоследствии по завещанию прп.Ефрема, братия Новоторжской обители положили в его гроб при погребении.

Другой брат Ефрема Моисей спасся от смерти и принял монашество в Киево-Печерском монастыре.

После мученической кончины князей и брата Георгия, прп.Ефрем решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим и нуждающимся. Особое Божие провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место, а именно – иноческие подвиги и устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу реки Тверцы, на горе. В 1038 году им был построен первый каменный собор в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба. 28 (10) февраля 1053 года архимандрит Борисоглебского монастыря преподобный Ефрем предал дух свой Богу, прожив тридцать восемь лет после убиения благоверных князей. До наших дней первый каменный собор Новоторжской обители не сохранился и о его архитектурном облике мы можем сложить представление по иконописным изображениям прп.Ефрема.

Более пятисот лет мощи преподобного Ефрема покоились в земле. В царствование Иоанна Грозного нетленные мощи преподобного были обретены. С тех пор ежегодно 24 июня в Новоторжской Борисоглебской обители празднуется это событие.

Ровно через сто лет после обретения мощей преподобного Ефрема были открыты мощи преподобного Аркадия, находившиеся в земле более шести столетий.

Преподобный Аркадий Новоторжский (Вяземский), ученик преподобного Ефрема, был одним из самых ревностных и усерднейших помощников в устроении Борисоглебской обители. Он родился в начале XI века в городе Вязьме, происходил из рода купцов Сырейщиковых, отличавшихся особой религиозностью. С малых лет возлюбив сердцем и душой Господа, он всю жизнь посвятил служению Ему. Прикрывая свою высокую ангельскую жизнь юродством, он днём веселил и удивлял недальновидных своей детской простотой, незлобием и мнимым неведением всех нужд мирских и потребностей житейских, а ночь проводил в молитвенной беседе с Богом, на камне, близ собора. Когда случалось быть крестному ходу куда-нибудь из собора, Аркадий за два дня брал метлу, шёл и очищал улицы, начиная от собора до той церкви или того места, куда совершался крестный ход. Вскоре люди стали узнавать об ангельской жизни преподобного Аркадия.

В то время преподобный Ефрем из Торжка неоднократно ходил в Киев к более опытным старцам-подвижникам. Однажды на пути из Киева зашел он в Вязьму, узнал юношу-подвижника Аркадия, благословил его на преуспеяние в духовном совершенстве. С тех пор Аркадий стал посещать преподобного Ефрема. А со временем, укрепившись в подвигах духовных, оставив дом свой, он ушел навсегда в Торжок, сподобился там от преподобного Ефрема иноческого образа, был одним ревностным и усерднейшим помощником в построении Борисоглебской обители, и, прожив в ней несколько лет, преставился и мирно отошёл ко Господу. Тело его было погребено рядом с телом учителя и наставника, преподобного Ефрема. Всенародная молва о его святости, высоких духовных подвигах и всеобщее почитание вполне подтвердились нетлением его мощей, обретение и перенесение которых празднуется 27 августа, память же преподобного Аркадия совершается 26 декабря.

Читать еще:  Тольяттинская епархия: адрес, храмы и монастыри, история и описание

За свою многовековую историю обитель первых русских святых переживала периоды разорения и расцвета, становилась местом распространения культуры и письменности по центральной части Руси. Вместе с отечеством своим монастырь претерпел неоднократные опустошения, трижды горел в междоусобных войнах в 1167, 1181, 1372 годах. В 1237 году монастырь подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз – во времена великого князя Александра Невского, в 1258 году литовцы захватили город, разорили монастырь и разогнали братию. Второй раз – в 1609 году, в царствование Василия Шуйского, монастырь с городом были разорены поляками. Деревянная монастырская церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и некоторыми прихожанами. Но при всех гибельных разорениях каменная церковь, построенная преподобным Ефремом, оставалась целой и неповрежденной. После столь многократных разорений и опустошений монастырь был приведен в крайнюю нищету и бедность, достояние монастыря по описям было очень скудным.

Далее начинается новый период в жизни обители. Это период её благоустройства, процветания и возвышения, которых она достигла усердием и ревность своих настоятелей. Одни из них предпринимали много ходатайств перед государями, испрашивая у них различные средства для благоустройства обители, и в этом имели благополучный успех. Другие настоятели своим влиянием располагали к значительным пожертвованиям благотворительных лиц, которые на свои средства сооружали и исправляли многое в монастыре, что служило его украшению.

Архимандрит Новоторжского монастыря Иоасаф II стал впоследствии русским патриархом (время патриаршества 1667-1672), в период правления которого активно издавались миссионерские, катехизические и богослужебные книги.

В 18 веке монастырь становится активным просветительским центром благодаря стараниям митрополита Платона (Левшина), который, возглавляя Тверскую кафедру, в 1772 году учреждает при Борисоглебском монастыре духовное училище.

В 1785 году на средства, выделенные императрицей Екатериной II , в монастыре было начато строительство величественного Борисоглебского собора, при закладке которого она присутствовала лично. Вплоть до революции в построенном соборе находились мощи прп.Ефрема, а также его помощника и ученика прп.Аркадия.

В 1800 году архимандритом Новоторжского мужского монастыря становится архимандрит Никанор, вошедший в историю монастыря как строитель. Он испросил благословение священноначалия на дальнейшую перестройку монастырских зданий, которые после постройки нового Борисоглебского собора, выбивались из нового контекста ветхостью и архитектурным несоответствием. Так, в 1804 г. начато строительство колокольни с церковью Спаса Нерукотворного образа, которая была освящена 27 августа 1811 г.. В 1811 г в ряду монастырской стены, рядом с колокольней выстроен каменный двухэтажный флигель. В нижнем этаже его помещались странники и приходящие богомольцы, а в верхнем впоследствии разместилась церковно-приходская школа, открытая с 1889 года. В 1814 году перестроена из деревянной в каменную Крестовоздвиженская часовня на городской площади. В 1818 и 1819 гг., при архимандрите Никаноре и Сергие II устроен корпус братских келий.

В 1849 году настоятелем Новоторжского Борисоглебского монастыря был определён архимандрит Христофор. 5 марта 1850 года, по докладу св. Синода, состоялось Высочайшее назначение, а 25 марта рукоположение архимандрита Христофора во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской митрополии, причем рукоположение в Александро-Невской лавре совершал соборно с другими иерархами первенствующий член Синода, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Никанор (Клементьевский), давно знавший и высоко ценивший преосвященного Христофора..В 1855 году он рукоположил в священный сан отца Иоанна Кронштадтского.

Ещё одним из деятельных архимандритов монастыря был архимандрит Антоний. В 1874 году в царствование императора Александра Николаевича по благословению архиепископа тверского Филофея при архимандрите Антонии на средства новоторжских купцов Василия, Иоакима и Николая Карповичей Штанковских была устроена новая серебряная рака с сенью для прп.Ефрема Новоторжского. В 1879г. усердием купца И.К. Штанковского на левой стороне входоиерусалимской церкви устроен придел во имя св.прав. Богоотец Иоакима и Анны. При сем же настоятеле в сей церкви устроено новое крыльцо с лестницею из тесанного камня высокого достоинства и в 1887 году вызолочена глава на ней и сделана печь под церковью нового устройства. В 1882 г. написан акафист прп. Ефрему Новоторжскому.

После революции здания монастыря постепенно стали передаваться в ведение местного самоуправления: в 1917 году — здание школы с инвентарем, в 1918 – кельи настоятеля переданы под богадельню…Последним был передан Борисоглебский собор, который действовал как приходской храм до 1931 года, когда святыни собора, в т.ч. мощи преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских были перенесены в Благовещенский храм Торжка. Выставлены на всеобщее обозрение и вскрыты мощи были ещё в 1919 году, о чем был составлен протокол. Вскоре в 1925 году братию распустили, а в монастыре с этого времени до 1944 года размещали различные учреждения: инвалидный дом для мужчин и женщин, валяльную мастерскую со складами, общежитие для трактористов льно-совхоза, совхоз-училище, склады кож-завода и зерно-торга, в предвоенные годы – авиационные военные склады, в период ВОВ – лагерь военнопленных. В августе 1944 года на базе сапоговаляльной фабрики была открыта колония и размещалась она на территории Борисоглебского монастыря. В 1947 году ИТК-4 преобразована отдельный лагерный пункт №101, который выехал из монастыря только в 1982 году в отдельное новое здание на окраине Торжка. Затем в стенах монастыря был лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а после в 1987 г. — Всероссийский историко-этнографический музей, созданный по инициативе Дмитрия Сергеевича Лихачева. В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и православной церковью. Первым после воссоздания настоятелем монастыря по благословению архиепископа Тверского и Кашинского стал игумен Вассиан (Кураев). Первые пять монахов поселились на территории монастыря только в 1995 году, в одноэтажном корпусе, построенном для содержания заключенных. В декабре 1997 года было передано первое здание архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря — Введенский зимний храм, а 24 июня 1998 году в нем была совершена первая Божественная Литургия.

С 2010 года и по настоящее время Новоторжским Борисоглебским монастырем управляет иеромонах Арсений, поставленный игуменом из числа братии Нило-Столобенской пустыни по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора. Количество братии на сегодняшний день – (6) человек, 4 трудника. Силами и трудами братии приводится и благоустраивается территория монастыря, реставрируются здания. При поддержке федеральной программы «Культура России» отреставрирован корпус братских келий, в котором открыта гостиница для паломников и гостей, произведена реставрация и внешняя отделка настоятельского корпуса. Силами монастыря отреставрирована лестница на смотровую площадку и кровля надвратной колокольни, установлен крест, отреставрирована Торговая лавка XIX в., в которой открыта монастырская трапезная. Помимо внешнего восстановления монастыря, идет возрождение и духовной жизни, прежде всего молитвенной. Ежедневно в единственном действующем Введенском храме совершаются богослужения, который открыт для посещения с утра до вечера. Просветительская деятельность также имеет место в жизни монастыря: экскурсии для гостей и паломников, проведение и участие в конференциях, налаживание студенческого и школьного обмена на основе духовно-нравственных, культурологических, познавательных проектов, организация конкурсов детских рисунков, организация пленэров для художественных школ, училищ, Союза художников (проект «Русская Атлантида»), сотрудничество с МАРХИ, организация обмерной практики издательская деятельность, окормление социальных учреждений, сотрудничество с различными СМИ: редакциями газет и журналов, телекомпаниями местного, регионального и общероссийского уровня, создателями народных путеводителей и блогерами – всё это реалии современной жизни монастыря.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector