0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Богоявленско-Анастаcиин монастырь

Богоявленско-Анастаcиин монастырь

Большинство гостей Костромы стремится посетить Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, однако обитель отгородилась стеной от мирских дел и, видимо, имеет на то свои причины. Туристам разрешается войти только в Богоявленский кафедральный собор, где можно увидеть почитаемую со времен древней Руси чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери и приложиться к ней, а также в Смоленскую часовню с иконой-фреской Смоленской Богоматери. На остальную территорию обычным гражданам доступ запрещен.

Богоявленский-Анастасиин монастырь в Костроме: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, праздники

Богоявленский мужской (с 1863 года – Богоявленско-Анастасиин женский) монастырь был основан в двадцатых годах XV века на тогдашней окраине Костромы преподобным Никитой Костромским, учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского. Точная дата кончины преподобного Никиты неизвестна (предположительно – середина XV столетия); погребен он был в деревянном Богоявленском храме созданной им обители.

Поначалу все постройки в монастыре делали из дерева, и мощные монастырские стены защищали Кострому от набегов неприятелей. Только в 1559 году братия собрала нужные средства и получила от Московского митрополита Макария разрешение возвести первый каменный храм. Пятиглавый Богоявленский собор строили под руководством игумена Исайи (Шапошникова) шесть лет и освятили в 1565 году. Его главным жертвователем стал двоюродный брат российского царя Иоанна IV, предпоследний удельный русский князь — Владимир Старицкий.

Спустя 4 года Старицкий с войском отправился на защиту Астрахани и по пути заехал в костромскую обитель. Монахи и настоятель оказали родственнику государя теплый прием, который, однако, стал поводом для придворной интриги. Окружение царя оговорило Старицкого, и по приказу Иоанна Грозного его убили в том же году в Александровской слободе. Монастырь тоже оказался в страшной опале. В 1570 году большую часть насельников и игумена Исайю казнили, похоронив последнего в подклете каменного собора на монастырской территории.

Начало XVII века обернулось для Руси очень трудным и разорительным Смутным временем. В последние дни 1608 года войска Лжедмитрия II, руководимые Александром Лисовским, вошли в город, прорвали оборону и заняли монастырь. За то, что монахи и монастырские крестьяне оказались верны присяге, данной русскому царю Василию IV, их убили, а саму обитель разграбили. Одиннадцать иноков приняли мученическую смерть — святые преподобномученики Трифиллий, Макарий, Савватий, Афиноген, Варлаам, Иов, Кирилл, Дионисий, Максим, Иоасаф и Гурий. Имена погибших насельников и костромичей и сегодня почитаются прихожанами Их мощи, как и основателя монастыря прп. Никиты, покоятся в Усыпальнице собора.

Позже, когда беды миновали, по всему городу началось большое строительство. Появился придел к Богоявленскому собору, построили звонницу и каменную ограду с башнями.

В 60-70-е годы XVII века артель изографов, под началом знаменитых иконописцев Силы Савина и Гурия Никитина, украсила Богоявленский собор фресками. Но, к сожалению, эти настенные росписи не сохранились. Тогда же на юго-западной башне каменной монастырской стены была создана знаменитая икона-фреска с ликом Богоматери.

С 1779 года началось всенародное почитание иконы-фрески Богоматери. Причиной этого послужил большой пожар, охвативший весь город и нанесший немалый ущерб обители. Многие постройки тогда сгорели в огне, но Смоленская икона-фреска совершенно не пострадала. С этого времени жители Костромы уверовали в ее чудодейственные свойства.

С 1814 года на протяжении 33 лет в обители жили и получали образование ученики Духовной семинарии, а настоятели монастыря считались ее ректорами. В эти годы стараниями архимандрита Макария (Глухарева) одну из башен монастырской ограды перестроили в красивый одноглавый храм, который посвятили Смоленской иконе Богоматери.

Осенью 1847 года насельников обители ждало непростое испытание – очередной большой пожар, который практически полностью уничтожил все монастырские постройки. Ущерб был огромен, обитель пришлось закрыть, а монахов – перевести в Богородицкий Игрицкий мужской монастырь, расположенный неподалеку от Костромы. Пожар не пощадил и Богоявленский монастырь, превратив его в развалины. Городские власти в течение 16 лет продавали кирпич разбираемых его развалин для строительства частных зданий. Монастырь практически перестал существовать. Богоявленский собор не был разобран, император Николай Павлович повелел сохранить его как памятник древности.

И лишь в 1863 году, спустя 16 лет, монастырь решили восстановить, но уже как женский. Он получил название Богоявленско-Анастасиина, а его первой настоятельницей назначили игуменью Марию (Давыдову), под руководством которой и началось восстановление уничтоженной при пожаре обители. Игумения Мария фактически отстроила монастырь заново. Она позаботилась о расширении Богоявленского собора. Обновлена была усыпальница под алтарем, устроена каменная галерея, соединившая собор со святыми вратами под колокольней. В 1867 году в усыпальнице была устроена небольшая церковь во имя св. великомученика Никиты и Преподобного Сергия Радонежского.

Обитель при управлении игумении Марии прославилась среди местных жителей как центр христианского служения. В начале XX века в ней работали курсы для сестер милосердия и самая первая в России больница, помогающая сельским жителям.

В 1918 году новое советское государство закрыло монастырь, а его главный храм — Богоявленский собор еще шесть лет оставался приходской церковью. В эти непростые годы священником здесь был Василий Разумов. Позже его арестовали, осудили, а в 1937 году – расстреляли.

В 1925 году в бывшем соборе разместили костромские областные архивы. Собор без должного ухода и ремонтных работ ветшал и разрушался. Но самый сильный урон ему был нанесен пожаром, который случился в областном архиве в 1982 году. Тогда огонь уничтожил последние фрески XVII века.

Читать еще:  Ставропигиальный монастырь: определение и история ставропигии, значение и смысл в православии, популярные женские и мужские монастыри России

Решение о возрождении обители было принято в 1990 году, и уже на следующий год сюда приехали первые монахини из Эстонии. Тогда же произошло освящение собора, и ему в епархии был придан статус кафедрального. Чуть позже в этот храм перенесли одну из главных православных святынь – иконописный образ Федоровской Божией Матери, считающийся родовой святыней царской династии Романовых. А в начале 2000-х годов на соборной территории установили памятник покровителю города Кострома – св. вмч. Федору Стратилату. При архиепископе Алексие (Фролове) (управляющий Костромской епархией в 2010-2013 гг.) собор был полностью заново расписан.

Жизнь обители в XIX-XX веках

С 1814 года на протяжении 33 лет в обители жили и получали образование ученики Духовной семинарии, а настоятели монастыря считались ее ректорами. В эти годы стараниями архимандрита Макария (Глухарева) одну из башен монастырской ограды перестроили в красивый одноглавый храм, который посвятили Смоленской иконе Богоматери.

Осенью 1847 года насельников обители ждало непростое испытание – очередной большой пожар, который практически полностью уничтожил все монастырские постройки. Ущерб был огромен, обитель пришлось закрыть, а монахов – перевести в Богородицкий Игрицкий мужской монастырь, расположенный неподалеку от Костромы. И лишь в 1863 году, спустя 16 лет, монастырь решили восстановить, но уже как женский. Он получил название Богоявленско-Анастасиина, а его первой настоятельницей назначили игуменью Марию (Давыдову), под руководством которой и началось восстановление уничтоженной при пожаре обители.

Церковь Смоленской иконы Богоматери. На заднем плане: слева колокольня, справа Богоявленский собор

Это непростая работа заняла около полутора десятков лет, и монастырь отстроился только к 1880-м годам. На его территории были отреставрированы старые здания и возведены новые. А обитель прославилась среди местных жителей как центр христианского служения. В начале XX века в ней работали курсы для сестер милосердия и самая первая в России больница, помогающая сельским жителям.

В 1918 году новое советское государство закрыло монастырь, а его главный храм — Богоявленский собор еще шесть лет оставался приходской церковью. В эти непростые годы священником здесь был Василий Разумов. Позже его арестовали, осудили, а в 1937 году – расстреляли.

В 1925 году в бывшем соборе разместили костромские областные архивы. За последующие несколько десятков лет стены обители были уничтожены, а Никольскую церковь и часовню вообще разобрали. Собор без должного ухода и ремонтных работ ветшал и разрушался. Но самый сильный урон ему был нанесен пожаром, который случился в областном архиве в 1982 году. Тогда огонь уничтожил последние фрески XVII века.

Решение о возрождении обители было принято в 1990 году, и уже на следующий год сюда приехали первые монахини из Эстонии. Тогда же произошло освящение собора, и ему в епархии был придан статус кафедрального. Чуть позже в этот храм перенесли одну из главных православных святынь – иконописный образ Федоровской Божией Матери, считающийся родовой святыней царской династии Романовых. А в начале 2000-х годов на монастырской территории установили памятник покровителю города Кострома – Федору Стратилату.

Богоявленско-Анастаси́ин Монастырь основан в 1426 году по Благословению Преподобного Сергия Радонежского – его родственником и учеником Преподобным Никитой Костромским (1365-1450). Преподобный Никита стал духовным отцом монашества на Костромской земле, он перенес в Богоявленский Монастырь Устав Троицкой Обители Преподобного Сергия. Преподобный Никита обучал монахов труду и молитве, подавал пример служения Богу и ближним, чтил монашеские правила Троицкой Обители и традиции, которые вошли в жизнь насельников Богоявленского Монастыря.

В древней рукописи написано: «В древних синодиках Монастыря именуется строителем места сего Преподобный старец Никита, племянник и ученик Преподобнаго Сергия, живший во время княжения Великаго Князя Василия Васильевича Темнаго и пользовавшийся особенною любовью и уважением его. Долгое время была Обитель чуднаго Богоявления приютом смиренных подвижников веры и иноческаго благочестия, привлекая внутренним богатс-твом добродетелей и внешния вещественныя средства к убранию благолепных Храмов«.
Преподобный Никита родился в 1365 году в Ростове, в семье, которая состояла в родстве с Преподобным Сергием Радонежским. «На родственное отношение старца Никиты к Преподобному Сергию указывает то обстоятельст-во, что в синодике Богоявленской Обители записан для поминовения род Преподобного Сергия Радонежского».2)
Преподобный Никита проходил разные послушания в Троицком Монастыре: вместе с братией пёк просфоры, носил воду, пел и читал на клиросе. В 1382 году Преподобный Никита, по Благословению Преподобного Сергия, перешел в Серпуховский Высоцкий Монастырь, в котором в 1395 году он был избран Игуменом. В 1413 году, в связи с 40-летием основания Серпуховского Высоцкого Монастыря, Преподобный Никита был возведен в сан Архимандрита. В 1414 году, помощью Великих Князей Иоанна и Симеона, сыновей Благоверного Серпуховско-Боровского Князя Владимира Андреевича Донского (Храброго), Преподобный Никита ушел в Боровский Высоцкий Монастырь, где воспитал Преподобного Пафнутия Боровского. В книгах историка Ивана Васильевича Баженова пишется о том, что Преподобный Никита был Настоятелем Бо́ровского Монастыря и то, что он продолжал и в Бо́ровском Монастыре строго хранить святые традиции и Устав Преподобного Сергия.
«По изследованиям П. С. Казанского, профессора Московской Духовной Академии в числе учеников Преподобнаго Сергия упоминается под 1414 годом Никита, Настоятель Боровскаго Монастыря Калужской губернии; в Успенском Соборе Сергиевской Лавры имеется изображение Преподобнаго Никиты, в ряду с учениками
Преподобнаго Сергия. Вероятно этот Никита под старость переселился из Боровска в Кострому и здесь около 1426 года основал Монастырь. Можно предположить, что Преподобный Никита перемещен в Кострому по настоянию Князя Василия Ярославовича Боровскаго, как лично ему известнаго и к нему расположеннаго, так как в ХV веке в Богоявленском Монастыре погребены дети князя: Иван, Андрей и Василий».

Знаменательным источником оказалась еще одна древняя рукопись, в которой Преподобный Иосиф Волоцкий пишет о ученике Преподобного Никиты – Преподобном Пафнутии Боровском, воспитавшего его самого – Преподобного Иосифа Волоцкого: «В одном рукописном сборнике в числе учеников Преподобнаго Сергия упоминается Преподобный Никита Богоявленскаго Монастыря, что на Костроме, сродник Сергия Чудотворца. Из учеников Преподобнаго Сергия известен Никита бывший Настоятелем Высоцкаго Монастыря в Боровске. «Видехом, – пишет Иосиф Волоколамский, в десятой главе духовной грамоты, – и святаго отца нашего Пафнутия, иже быше ученик ученика Сергиева старца Никиты Архимандрита Высоцкаго». В подлинниках иконописных встречается при перечислении учеников Преподобнаго Сергия Никита Игумен Боровский сед, брада аки Власиева покороче, власы с ушей спустились, ризы преподобнические. На древней Иконе в Троицком Лаврском Соборе, и в олтаре Успенс-каго Собора в Сергиевой Лавре встречает изображение Ни-киты в кругу учеников Преподобнаго Сергия».

Читать еще:  Спасо-Преображенский собор в Тольятти: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Другой древнейший источник рукописи летописца Бого-явленского Монастыря гласит:
«Пафнутий поступил учеником к Преподобному Никите в 1414 году и пробыл под его руководством лет семь… Преподобный Никита под конец своей жизни удалился в северные области России, где разделилось так мно-го учеников Преподобнаго Сергия между прочим в пределах Костромской губернии: Авраамий Чухломский и Иаков Железноборовский и что Преподобный Никита Боровский был одно лицо с основателем Костромскаго Богоявленскаго Монастыря».
В конце 1425 года Преподобный Никита пришел в Кострому, чтобы выполнить Благословение своего духовного отца Преподобного Сергия. Преподобный Никита Костромской управлял Богоявленским Монастырем с 1426 по 1450 годы.
С 1426 по 1847 гг. управляли Монастырем 52 Игумена.
Игумены Богоявленского Монастыря:
Преподобный Никита (1426-1450, Архимандрит), Игумены: Иов (1450-1466), Антоний (1466-1514), Иона (1514), Па-хомий, Зосима, Вениамин, Симеон, Нифонт, Геронтий, Паисий, Зиновий, Геннадий (1584), Варлаам (ученик Преп. Генна-дия Любимского), Иоаким, Геронтий, Преподобномученик Исаия (Шапошников, Игумен, 1534-1567 гг., строитель Богоявленского Собора, + 1567 г.), Сильвестр с 1567 г., Мисаил, Вассиан, Дамиан, Василий, Арсений (1603-1618, строитель Иоанно-Богословской (1610 г.) и Трехсвятительской (1618 г.) церквей), Макарий (Кучин, 1618-1624), Тихон (1625-1626), Ферапонт (1633-1637), Корнилий (1641), Гермоген (1641-1643), Тихон (1643-1647), Игумен-строитель Антоний (с Запрудненского Монастыря, записан в Богоявленском Монастыре в синодиках 16-17 вв., поминался в Богоявленском Монастыре после Архимандрита Герасима; духовный отец Архимандрита Герасима), Архимандриты: Герасим (1648-1672, киевлянин, строитель ограды, день Ангела 4/17 марта), Исаакий, Евфимий, Павел (1673-1686), Сергий(1687-1689), Корнилий (1690-1700), Феофилакт (1701-1720), Иов (1722-1739), Никанор (1739-1746), Феодосий (1747-1754), Андроник(1754-1756), Софроний (Тернолетов, 1756-1771, строитель Никольской, Салтыковской церкви), Аггей (Колосовский, 1771-1773), Феодосий (1773-1780), Парфений (1780-1809), Август (1809-1820), Макарий (Глухарев, 1821-1824, строитель Смоленской церкви), Архиепископы: Евгений (Баженов, 1824-1829), Афанасий (Дроздов, 1829-1837), Платон (Городецкий, 1837-1839), Нафанаил (Савченко, 1839-1845), Агафангел (Соловьев, с 1845 до 1847 г.).
С 1847 года, в связи со стихийным бедствием, постиг-шим Кострому, монахи Богоявленского Монастыря были пе-реведены на Игрицкое подворье Богоявленского мужского Монастыря.
ИГУМЕНЫ ИГРИЦКОГО МОНАСТЫРЯ:
Гурий (1624-1645 гг. и 1653 г., строитель), Варлаам (1634), Авраамий (1659, 1665), Варлаам (1670), Патермуфий (1672-1673), Лонгин (1677-1683), Сергий (1683-1686), Иоаким (1687), Афанасий (1690-1701), Сергий (1704-1708), Иосиф (1721), Иоасаф (1724, строитель), Иосиф (до 1738), Варлаам (с 1738), Досифей (1746-1760), Анастасий (1754-1757), Варлаам (1757-1760), Киприан (1760), Иона (1762-1764), Рафаил (1766), Антоний (1781), Парфений (1802, строитель), Евгений (1809, строитель), Порфирий (1838-1850), Агафангел (1850-1851), Порфирий (1855-1858), Порфирий (Соколовский, 1858), Викторин (1859-1861), Вениамин (1862), Вениамин (Благонравов, 1862-1863), Иосиф (Баженов, 1863-1866), впоследствии Епископ. С 1866 года управлял викарий Костромской Епархии.
23 апреля 1559 года, по Благословению Митрополита Московского Макария 9), Игуменом Исаиею (Шапошниковым) началась закладка каменного Богоявленского Собора по образцу Московского Успенского Собора на месте Богоявленского деревянного Храма. Освящал его любимец Ца-ря Иоанна Васильевича Архиепископ Ростовский Никандр. Вскоре после освящения Царь дал вклад и милостыню с царским указом ежегодно 4 января поминать Игумена Исаию, пострадавшего 4 января 1567 года. В синодике Царя были записаны иноки Богоявленского монастыря. Со времени царствования Михаила Романова по просьбе его матери инокини Марфы благодетелями Богоявленского монастыря были из рода в род бояре Салтыковы. Жертвы их безчисленны. Они строили Храмы, целые корпуса для братии, Игуменские покои. Все они похоронены под сводами Богоявленского Собора.
Смутное время также не миновало Обитель. В 1601 году в стране начался голод, который унес жизни многих крестьян и «56 братов» Богоявленского Монастыря. В конце декабря 1609 года отряды Лжедмитрия II захватили Кострому, население которой поддерживало Василия Шуйского. Защищая город Кострому, братия Монастыря вместе с горожанами и монастырскими крестьянами оборонялись, но 30 декабря 1609 года войска ворвались в Обитель. Защищая отечество, монахи по словам летописи, — явили «Достойный памяти потомства пример верности и преданности Престолу и Отечеству. Многие окрестныя селения уступили силе и увлекались обманом, покорились злодею Тушинскому, Богоявленские монахи согласились скорее лишиться своего имущества и пожертвовать самою жизнию, нежели изменить своему долгу и присяге».
Тогда пострадали 13 человек братии, 8 прислужников и 33 прихожанина. Память Святых Преподобномучеников совершается 30 декабря (12 января по нов. ст.).
Преподобномученики Богоявленского Монастыря:
Священноиноки: Трифиллий, Макарий, Савватий. Священно-диакон Афиноген. Иноки: Варлаам, Дионисий, Иона, Иродион, Симеон, Кирилл, Максим, Иоасаф, Гурий. Слуги: Петр, Афанасий,Епифаний. Служебницы: Василий, Иоанн, Стефан, Никита, Диомид. Монастырские христиане: Дорофей, Иуда, Феодор, Иоанн, Василий, Тит, Феодор, Зиновий, Артемий, Севастиан, Симеон, Григорий, Иоанн, Афанасий, Симеон, Илия, Кирилл, Артемий, Стефан, Лукиан, Харалампий, Максим, Иоанн, Иоанн, Кондрат, Сергий, Тимофей, Павел, Василий, Василий, Григорий, Григорий, Симеон.
Насельники Крестовоздвиженского мужского Монастыря, который находился невдалеке от Богоявленского Монастыря, также, защищая Отечество и свою Обитель, мученически отдали свою жизнь 30 декабря 1609 года. В синодике Богоявленского Монастыря с древности были записаны и 11 Преподобномучеников Крестовоздвиженского Монастыря.
Преподобномученики Крестовоздвиженского Монастыря:
Архимандрит Геннадий, Священноинок Антоний. Иноки: Вассиан, Родион, Иеремия, Евфимий, Адриан, Герман, Дометиан, Иоаким, Сисой.
В Богоявленском Монастыре первоначально все здания были деревянными. Первым каменным строением был Богоявленский Собор, выстроенный в 1565 г. В 1603 году, Игуменом Арсением начала строиться церковь Св. Апостола Иоанна Богослова, которая была освящена Священномучеником Патриархом Гермогеном 8 мая 1610 года, а с 1607 по 1618 гг. им была выстроена двухэтажная двуглавая Трехсвятительская церковь во имя Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
В 1613 году Богоявленский Собор трудами Игумена Арсения с трех сторон был обстроен галереями, а с северной стороны – возведен придел во имя Св. Николая. Тогда же были созданы два крытых каменных перехода, соединившие Богоявленский Собор с теплой Трехсвятительской церковью.
21 февраля 1613 года Настоятель Монастыря – строитель Игумен Арсений присутствовал на Земском Соборе в Москве при избрании на царский трон Михаила Романова. В 1619 го-ду Царь Михаил Романов с матерью – инокиней Марфой совершили паломничество в Макариево-Унженский Монастырь, посетив на обратном пути Богоявленский мужской Монастырь, где Игумену Макарию (Кучин, 1618-1624), для Обители были преподнесены в дар царственные вклады. С тех пор инокиня Марфа начала покровительствовать Богоявленскому Монастырю, направив своих родственников – бояр Салтыковых, которые своими средствами стали помогать Обители и позднее создали в Богоявленском Монастыре свой семейный некрополь. Благодаря царственной заботе матери Царя Михаила Романова, Монастырь начал процветать. В 1620-е годы Игуменом Макарием была построена звонница с Храмом во имя Преподобного Сергия Радонежского. В верхнем ярусе звонницы было 13 колоколов, самый большой весил 16 664 кг.
В 1621 году участники народного ополчения во главе с доблестным Князем-патриотом Димитрием Михайловичем Пожарским молились в Богоявленской Обители. Димитрий Михайлович Пожарский много помогал своими вкладами Богоявленскому Монастырю.

Читать еще:  Собор Богоявления Господня в Иркутске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Святыни Богоявленского монастыря:

  • чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы;
  • чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери;
  • святые мощи преподобного Никиты Костромского (почивают под спудом в подклете Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора);
  • святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского;
  • крест-мощевик с частицами мощей 278 святых (из бывшего Богородицкого Игрицкого мужского монастыря);
  • складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы (из Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря).

Месторасположение:

Адрес: г. Кострома, Симановского, 26
Телефон: (4942) 31-83-94

Как добраться:
Проезд (по г. Костроме): троллейбус № 2 и 7, автобус № 1 до остановки «Улица Пятницкая», автобус № 2 до остановки «Фабрика-кухня».

История

История обители очень интересна, а временами и трагична — она связана с тремя древними монастырями.

Согласно преданию, в конце XIV — начале XV века княгиня Анастасия Димитриевна, дочь князя Дмитрия Донского основала женскую обитель, получившую имя Анастасиин монастырь. Обитель находилась недалеко от первого костромского Кремля, на берегу реки Сулы, притока Волги (в настоящее время реку Сулу Вы не увидите: она течет в трубе под Пятницкой улицей).

Первоначально монастырь был особножительным, или идиоритмическим, (по уставу такой обители, каждый монах сам ведет свое хозяйство и сам питается). Число монахинь и послушниц в монастыре было немногочисленным и в 1764 году его упразднили, а монахинь перевели в расположенный в Кремле Крестовоздвиженский монастырь.

Однако, через десять лет Крестовоздвиженская обитель была уничтожена пожаром и Анастасиин монастырь был восстановлен на прежнем своем месте под названием Крестовоздвиженского Анастасиина.

Богоявленский мужской монастырь был основан старцем Никитой, учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского в 1420-х годах. В 1559–1565 годах в обители был возведен Богоявленский собор, ставший кафедральным храмом Костромы. В 1847 году обитель была упразднена.

К тому времени в Ангастасиином монастыре было введено общежитие, и число монахинь значительно возросло. В 1863 году Анастасиин и Богоявленский монастыри объединяются под именем Богоявленско- Анастасииного женского монастыря.

В истории обители много трагических событий — Смутное время и пожар середины XIX века, полная разруха и опустение XX века. Но монастырь вновь отстраивается и возрождается.

В 1991 году впервые после 1925 года в соборе была проведена церковная служба, а через несколько месяцев в храм внесли выдающуюся костромскую святыню — Фёдоровскую икону Божией Матери. Вскоре возобновились службы в Смоленской церкви, а в 2006 году восстановлен храм в подклете собора (освященный во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобного Никиты Костромского).

Летом 2010 года началось восстановление колокольни Кафедрального собора. Интересно, что с началом работ на хмуром небе неожиданно появилась радуга, красовавшаяся в течение 10 минут, что свидетельствовало о том, что в обители начато благое дело.

Многие годы работы проходили на всей территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря. За время забвения монастырские постройки ушли в землю и их стены стали разрушаться. Строители сняли грунт и углубили коммуникации. Заново выполнена планировка территории, устроены дорожки и отмостки, построена пешеходно-транспортная сеть.

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь вновь стал одним из духовных центров не только Костромы, но и всей России! Это самая древняя женская обитель в Костромском крае.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector