0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Per aspera ad astra

Per aspera ad astra

  • Жития святых
    • Имена мужские
    • Имена женские
    • Месяцеслов
      • Январь
      • Февраль
      • Март
      • Апрель
      • Май
      • Июнь
      • Июль
      • Август
      • Сентябрь
      • Октябрь
      • Ноябрь
      • Декабрь
  • Синаксарь
  • Библия
  • Богослужения
  • Молитвослов
  • Псалтирь
  • Иконы Пресвятой Богородицы
  • Молитвы Пресвятой Богородицы
  • Православные праздники

Непереходящие праздники

Переходящие праздники

Вознесение Господне — на 40-й день после Пасхи

День Святой Троицы . Пятидесятница — на 50-й день после Пасхи

Великие праздники

Посты

Дни поминовения усопших

  • Вселенская родительская суббота (суббота перед неделей о Страшном Суде)
  • Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста
  • Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста
  • Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста
  • Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе)
  • Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей)
  • 09.05 — Поминовение усопших воинов
  • Дмитриевская родительская суббота (суббота перед 8 ноября)

Сплошные седмицы

  • Святки — с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения
  • Мытаря и фарисея — за две недели до Великого Поста
  • Сырная (масленица) — неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса)
  • Пасхальная (Светлая) — неделя после Пасхи
  • Троицкая — неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом)

Церковный праздник сегодня

Жития Святых. Месяцеслов. Иконы Божией Матери

Имена мужские

Имена женские

Месяцеслов

Жития святых – жизнеописания духовных и светских лиц, канонизированных Русской Православной Церковью. Первые Жития святых – назидательные сказания о христианских мучениках (в Киевской Руси были известны в переводах).
Первые оригинальные русские жития святых возникли в конце XI в. ( жития княгини Ольги, князей Бориса и Глеба, Владимира I Святославича, “Житие Феодосия Печерского” ).

В дальнейшем Жития святых объединялись в специальные сборники:

  • Минеи-Четьи (Жития святых, изложенные в календарном порядке празднования их памяти);
  • Синаксарии (краткие Жития святых);
  • Патерики (сборники повествований о подвижниках какой-либо обители).

Хотя многие из Житий святых безусловно являются подлинными свидетельствами современников, всегда следует помнить, что они представляют собой особый литературный жанр, имеющий свои строгие каноны и правила. Поэтому, никак не ставя под сомнения душеполезность избранных Церковью «житий» для благочестивого чтения, следует помнить, что как к историческим источникам к ним следует относиться с определенной осторожностью.

13 самых почитаемых православных святых

Иван Охлобыстин выбрал тринадцать самых, на его взгляд, почитаемых православных святых и объяснил, за что их чтут

Поделиться:

Кто: Николай Угодник.

За что почитают: Он побил Ария за ереси, это произошло во время Вселенского cобора, и по правилам его тут же низложили за драку. Однако в эту же ночь Пресвятая Богородица явилась всем участникам Вселенского собора во сне и в категоричной форме распорядилась, чтобы его вернули. Николай Угодник был пламенный, неистово верующий человек, был добр, спас очень многих людей от несправедливых судебных тяжб. Больше всего он известен тем, что раздаривает на Рождество подарки. А дело было так: его сосед разорился и собрался выдать своих дочерей замуж за нелюбимых, старых, но богатых. Когда Николай Угодник узнал об этой несправедливости, то решил отдать соседу все золото церкви, в которой был епископом. Узнал он об этом как раз под Рождество. Николай Угодник пошел в храм, собрал золото, но его было много, в руках не унести, и тогда он решил насыпать все в носок, а носок перекинул соседу. Сосед смог расплатиться с кредиторами, и девчата его не пострадали, а традиция дарить рождественские подарки в носках сохранилась до сих пор.

Стоит отметить, что Николай Угодник — бесконечно почитаемый русским народом святой. В петровские времена основным аргументом в нежелании обрезать бороды был следующий: «Как же я без бороды предстану перед Николаем Угодником!» Он был очень понятен русскому человеку. Для меня это очень теплый святой, объяснить и мотивировать я это не могу, но сердцем очень сильно ощущаю.

Кто: Спиридон Тримифунтский.

За что почитают: Он отличился на том же Вселенском соборе, что и Николай Угодник, доказывая двоичную природу Христа. Он сжал кирпич в руке и получил песок и воду, доказав таким образом, что может быть два естества в одном. Но гораздо интереснее другой случай, связанный с этим святым. Известно, что Гоголь окончательно укрепился в православной вере после своего посещения Корфу. Гоголь и его друг-англичанин попали на вынесение нетленных мощей Спиридона Тримифунтского. Во время этого хода мощи святого несут на специальных носилках, в хрустальной раке. Наблюдая за шествием, англичанин сказал Гоголю, что это мумификация, а швов не видно, потому что они на спине и прикрыты одеянием. И в этот момент мощи Спиридона Тримифунтского шевельнулись, он повернулся к ним спиной и сбросил накинутые на плечи одеяния, демонстрируя совершенно чистую спину. После этого события Гоголь окончательно ударился в религию, а англичанин принял православие и, по неподтвержденным данным, стал со временем епископом.

Читать еще:  Чулпан Хаматова о том, как не бояться смерти

Кто: Ксения Петербуржская.

За что почитают: История ее всем известна. Она была супругой регента царского хора. Горячо любила своего мужа, и когда он умер, то выходила в его одеждах на улицу и говорила, что это Ксения умерла, а не Иван Федорович. Многие принимали ее за сумасшедшую. Позже все изменилось, чудотворения она совершала еще при жизни. Купцы считали за большую честь, если она заходила к ним в лавку — потому что тогда торговля шла значительно лучше.

Неоднократно ощущал в своей жизни ее помощь. Всякий раз, когда я приезжаю в Санкт-Петербург, основной целью моей поездки становится не посещение Эрмитажа или других музеев и храмов, а посещение именно часовни Ксении Петербуржской и храма, где она молилась.

Кто: Василий Блаженный.

За что почитают: В свое время Василий Блаженный был единственным человеком, кроме митрополита Филиппа, который решался говорить Ивану Грозному правду, не думая о том, как может в дальнейшем сложиться его судьба. Обладал даром чудотворения.

Правда, лично меня с ним ничего не соприкоснуло, кроме видов собора Василия Блаженного, но я сердцем чувствую, что это великий святой, близок он мне очень.

Кто: Прасковья Пятница.

За что почитают: Ей молятся о детях. Как-то я был в Югославии, ездил туда на Пасху, как раз американцы тогда только начинали бомбить эти территории. Я посетил монастырь Прасковьи Пятницы и помолился о детях, коих у меня множество. Там мне дали самую простую ее иконку, такую обычную, картонную. Я привез ее в Москву. Решил принести в храм показать, ее нес мой друг в своей сумке, так как мне ее положить было некуда. А вход в храм был через ворота с надвратной колокольней. Я решил подняться на колокольню, а друг пошел дальше. Тут я вспомнил, что забыл у него забрать икону Прасковьи Пятницы, и окликнул его. Друг сделал шаг навстречу ко мне, а в это же мгновение с колокольни на место, где только что стоял мой друг, упал молоток. Упал с такой силой, что пробил асфальт и вошел в него по самую ручку. Вот так Прасковья Пятница уберегла моего друга.

Кто: Иоанн Воин.

За что почитают: Ему молятся, чтобы он защитил от воровства. Сам я насчет защиты от воровства ему не молился, но это просто мой святой. Это военный. Был в свое время крупным римским военачальником. Принял христианство, переоформил все имущество на зарождающуюся церковь, тем самым дал сильный импульс становлению христианства. Его не решились казнить, потому что он был героем, а просто сослали его в ссылку.

Кто: Преподобный Кукша Одесский.

За что почитают: Любимый святой одесситов. Практически наш современник, умер в декабре 1964 года. Его настолько почитали, что в день его смерти властями был дан запрет принимать сообщения об этом на телеграфах, дабы не спровоцировать поток верующих в Одессу. Преподобный Кукша был бесконечно добр, светел и весел. Он не был мучеником, но мог своими словами успокоить и унять любую душевную травму. Исцелял людей и до своей смерти, и после. Преподобный Кукша Одесский очень близок моему сердцу.

Кто: Александр Свирский.

За что почитают: Известен тем, что, когда Пресвятая Богородица явилась ему и распорядилась, чтобы он отправился через озеро строить Свирский монастырь, он встал на камень и на камне переплыл озеро. Мне этот поэтический образ очень симпатичен. И вот сердцем я чувствую, что он может мне помочь и не оставит меня в молитве.

Кто: Серафим Саровский.

За что почитают: История его известна всем. Он наряду с Николаем Угодником очень близкий и понятный сердцу русского человека святой.

Кто: 40 Севастийских мучеников.

За что почитают: Расскажу их историю современным языком. Это были 40 контрактников, непобедимая когорта, воины-ветераны, много лет верно служившие императору, но принявшие христианство. В те времена отношение к христианам было крайне противоречивое. И местным чиновникам сей факт показался крайне подозрительным. Они зимой загнали их в озеро, чтобы воины охладили свои горячие умы, одумались и отказались от христианства. Военные от своих убеждений отказываться не пожелали, остались стоять в озере, пока все не погибли. Один из них смалодушничал, вышел из воды и пошел греться в баню, которая топилась на берегу, и там умер из-за резкого температурного перепада и отсутствия Божьей протекции. А банщик, увидев мужество солдат, почел за честь разделить их убеждения и смерть. Мне в этой истории очень нравится сам дух коллективного чувства.

Читать еще:  Александр Архангельский: «Советская система была системой катакомб»

Кто: Феодор Ушаков.

За что почитают: Это всем известный адмирал Ушаков. Ушаков был православным человеком и идеальным военным, который разделял со своими солдатами все невзгоды. Благодаря его мужеству, его вере в силу Христову он одержал множество побед. Святым он признан в том числе и в Греции.

Кто: Даниил Московский.

За что почитают: Даниил Московский из тех людей, кто в кровавые для Руси времена все решал миром. Не участвовал в междоусобицах. При дележе отцовского наследства ему досталась довольно-таки никчемная территория Московского княжества. Он умудрился за годы своего правления не вступать в интриги, не посягать на чужие территории, а когда его собственный брат пошел на него с войной, он малым войском его разбил, а потом впустил к себе. И этот старший брат, усмиренный благородством и миролюбием Даниила Московского, когда умирал, завещал ему свое княжество, и в итоге Даниил Московский стал самым мощным князем. При всем своем смирении.

Кто: Святой Вонифатий.

За что почитают: Он был рабом при дворе одной богатой христианки. Жил со своей хозяйкой в гражданском браке и вел крайне разгульный образ жизни. Тогда считалось очень почетным иметь у себя в домашней церкви мощевик. В то время, а это был уже закат Римской империи, еще казнили довольно много христиан. Вот он и отправился по приказу своей хозяйки искать мощи мучеников. Он долго ходил, ничего не нашел, но попал на казнь христиан и во время этой казни принял решение объявить себя христианином и пожертвовать собой для своей хозяйки. Потом его мощи передали этой женщине. А она через какое-то время покинула мирскую жизнь и посвятила себя Богу. Такая вот история.

Византийские правила канонизации

В 17 веке русская православная церковь поддалась влиянию древнейших византийских правил причисления к лику святых. В этот период канонизировались, в основном, священнослужители за то, что они имели церковный сан. Также причисления заслуживали миссионеры, несущие веру, и сподвижники возведения новых храмов и монастырей. А необходимость сотворения чудес потеряла свою актуальность. Так были канонизированы 150 праведников, в основном, из числа монахов и высшего духовенства, а Святцы пополнили новые имена русских православных святых.

Жития святых какие есть. Имена русских святых жития русских святых

Жития святых в земле российской просиявших. Русские святые X–XVI веков. Жития, чудеса, поучения. Том 1

Составитель архимандрит Игнатий Малышев

По благословению

Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II

Представляемая читателям книга – это зеркало, отражающее историю России в жизнеописаниях тех реально существовавших, истинных героев, которых породила наша земля, которые по благодати Божией прославили Отечество и позволили именовать его Святой Русью.

Основу настоящего издания составляет труд приснопамятного архимандрита Игнатия (Малышева), настоятеля Свято-Троицкой Сергиевой пустыни близ Санкт-Петербурга, ближайшего ученика и келейника святителя Игнатия (Брянчанинова).

Архимандрит Игнатий тщательно собирал жизнеописания русских святых, изучал различные исторические документы, извлекая из них самое интересное и назидательное. Но главный его замысел – это расположение житий святых земли Российской не по месяцам, в порядке церковного года, как это традиционно делалось ранее, а в хронологическом порядке, начиная с X века и заканчивая XVIII веком.

В 1875 году этот труд был окончен и издан в двух томах, они и являются основной частью нашей книги. Мы позволили себе почти полностью сохранить орфографию и пунктуацию автора, дабы не изменять общей тональности изложения, которую без преувеличения можно назвать летописной. Все даты в книге указаны по старому стилю.

Более 100 лет, прошедших после первого издания этой книги, во многом изменили географию православной России. Да не смутит читателя то обстоятельство, что некоторых упоминаемых автором храмов, монастырей, святынь уже не найти. Они уничтожены временем безверия и смуты. Но это же время явило миру новых отечественных подвижников благочестия, просиявших в веке XIX и, наконец, в XX веке. Многие из них особо почитаемы и любимы россиянами, а страдания и прославление новейших мучеников и исповедников российских есть красноречивое свидетельство тому, что страна наша еще в силе породить плоды добрые веры истинной. Так была составлена дополнительная часть книги, основанная на документальных материалах архиерейских соборов Русской Православной Церкви, касающихся канонизации святых.

Издательская группа Свято-Троицкой Сергиевой пустыни

Жития всех святых всегда изображались под числами месяца, какого бы ни было года и века. Мы же вознамерились изобразить одних русских святых по новому, хронологическому, порядку – по векам, так что Церковная История Святых и история Государства и народа русского пойдут рука об руку, тем более что обе они тесными узами связаны между собой…

Начиная с первых дней христианства в России Церковь и ее служители – просветители русского народа – были первые и лучшие советники в делах государственных, примирители князей и народа, и руководители к благочестию, которое было насажено так крепко, что и до сих пор еще Православие держится на Руси. Но, к сожалению, от знакомства с Западом во многих уже поколебалась вера, и нет уже должного послушания Церкви Православной. Христос сказал Своим ученикам: Слушаяй вас, Мене слушает и отметаяйся вас Мене отметается (Лк. 10, 16).

Читать еще:  Сражался за людей всерьез. Памяти протоиерея Всеволода Чаплина

Нам скажут: кого слушать? Того, отвечаем, кто от Бога, не противится учению Его и о ком Бог свидетельствует различными духовными дарованиями; сказано: Знамение веровавшим сия последуют: Именем Моим бесы изженут, языки возглаголют новы, змия возмут, аще и что смертно испиют не вредит им, на недужныя руки возложат и здрави будут (Мк. 16, 17–18).

Мы видим исполнение сих слов в сонме чудотворцев Церкви Православной. Все, что они делали, делали Именем Христовым, и никто не вправе отделять их от Христа, как делают реформаторы. Сам Он сказал: Аз есмь лоза, вы же рождие, и иже будет во Мне и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5).

Церкви инославные, отвергая благодать, действующую во святых, отвергают Самого Христа, почему и не приносят плодов благодати, и не свидетельствуются их убеждения духовными дарованиями: нет у них чудотворцев, нет знаменосных мужей, а Церковь без святых не будет признана истинной Церковью Христовой.

Не следует быть невнимательными к Церкви Православной, не следует увлекаться всяким ветром учения. Ныне у нас только заслышат о каком заезжем проповеднике, безразлично, кто бы он ни был, протестант, лютеранин, жид по-немецки крещенный, а может быть и некрещеный, всем равно открыта дверь, и мнимо-православные настраивают уши, как овцы; но с той разницей, что овцы, заслыша волка, стараются спастись от погибели, а эти люди устремляют слух, чтобы сделаться жертвами волка. Когда же им говорят о правилах своей Православной Церкви, о истинном Христианском учении, они бывают невнимательны и отвращают слух свой. Вот характер православных XIX века. Как будто недостаточно для нас неизреченной милости Божией, обогатившей и увенчавшей нашу отечественную Церковь ликом святых чудотворцев – молитвенников наших. Их же помощью и я, недостойный, призван предложить православному миру изображения святых соотечественников наших и краткие их жизнеописания: и малым сосудом почерпнутая вода из большой реки или озера узнается какого она качества…

Не неуместным будет здесь передать во всеобщее известие верных сынов Православной Церкви сообщенное мне недавно письмо покойного преосвященного епископа Игнатия братом его, П.Ю. Брянчаниновым, написанное святителем по поводу предложенных ему вопросов из современных понятий о христианстве и о Церкви Христовой.

Архимандрит Игнатий (Малышев) Сергиева Пустынь. 1875 г.

Молитва ко всем святым, в земле Российской просиявшим

О всеблаженнии и богомудрии угодницы Божии, подвиги своими Землю Русскую освятивший и телеса своя, яко семя веры, в ней оставльшии, душами же своими Престолу Божию предстоящий и непрестанно о ней молящийся! Се ныне, в день общего вашего торжества, мы, грешнии, меньшии братия ваши, дерзаем приносити вам сие хвалебное пение. Величаем ваша великия подвиги, духовнии воини Христови, терпением и мужеством до конца врага низложившии и нас от прелести и козней его избавляющий. Ублажаем ваше святое житие, светильницы божественнии, светом веры и добродетелей светящийся и наша умы и сердца богомудренно озаряющий. Прославляем ваша великая чудеса, цвети райстии, в стране нашей северней прекрасне процветший и ароматы дарований и чудес повсюду благоухающий. Восхваляем вашу богоподражательную любовь, предстателие наши и покровителие, и, уповающе на помощь вашу, припадаем к вам и вопием: равноапостольнии просветителие наши! Споспешествуйте людем Русския Земли преданную вами веру Православную твердо содержати, да спасительное семя, вами всеянное, не изсушено будет зноем неверия, но дождем Божия поспешения напоенное, плод изобильный да принесет.

Святителие Христови! Молитвами вашими утвердите Церковь Русскую, ереси, расколы и нестроения в ней потребите, расточенный овцы воедино соберите и от всяких волков, во одежде овчей в стадо Христово входящих, оградите.

Преподобнии отцы! Сохраните нас от прелестей мира сего лукаваго, да отвергшеся себе и вземше крест свой, последуем Христу, распинающе плоть свою со страстьми и похотьми, носяще тяготы друг друга.

Благовернии князие! Воззрите милостивно на земное отечество ваше и вся нечестия и соблазны, в нем ныне сущия, оружием молитв ваших потребите, да, якоже древле, тако и ныне, и в грядущее время, прославляется на Святей Руси имя Господне.

Страстотерпцы Российстии преславнии! Укрепите нас в мужественнем стоянии даже до крове за веру Православную и обычаи отеческия, да ни скорбь, ни теснота, ни гонения, ни глад, ни нагота, ни беда, ни меч не возмогут нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе.

Жития святых

19 декабря/1 января

19 декабря/1 января

20 декабря/2 января

22 декабря/4 января

27 декабря/9 января

28 декабря/10 января

29 декабря/11 января

Первое воскресенье после Р.Х.

1/14 января

2/15 января

4/17 января

7/20 января

9/22 января

10/23 января

11/24 января

12/25 января

14/27 января

17/30 января

18/31 января

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector