0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Запихнуть ребенка в элитную школу – будет ли это полезно и безопасно

Содержание

Почему не обязательно и очень вредно отдавать ребёнка в нашу школу

Эта статья Ольги Юрковской была впервые опубликована в журнале «Сноб». Мы, разделяя аргументы автора и имея сложное отношение к качеству учительского материала в стране, публикуем её без изменений.

Почему я не отдаю своих детей в школу?

Странный вопрос… У меня скорее вызывает недоумение, почему умные образованные городские жители, особенно достигшие карьерных высот и материальной обеспеченности, ломают своих детей, безвинно заключая их на одиннадцать лет в эту Систему.

Да, конечно, в прошлые века в деревнях Учитель был намного более развит и материально обеспечен, имел более высокое общественное положение и уровень культуры, чем родители детей. А сейчас?

Дворяне и тогда не отдавали своих детей в школы, организовывали обучение на дому…

Зачем нужна школа ребенку и зачем она родителям?

Работающим родителям очень удобно сдать ребенка в камеру хранения под минимальный присмотр, утешая себя тем, что все так делают. Более странной выглядит позиция неработающих мам с обеспеченным мужем, которых настолько напрягают собственные дети, что они даже в продлёнку отдают их… Такое впечатление, что этих детей рожали только как способ обеспечить себя материально, и если бы была возможность сдать их в интернат, не теряя в деньгах и общественном мнении, то почти все они так бы и сделали.

Ребенку же школа не нужна практически никогда. Я не встречала ещё ни одного ребенка, который захотел бы в конце октября вместо каникул продолжить ходить в школу. Да, конечно, ребенок хочет пообщаться или поиграть с друзьями, но не сидеть на уроках. То есть, если обеспечить ребенку комфортное общение вне школы, посещение школы полностью теряет для ребенка смысл.

Школа детей ничему не учит

Теперь разберем популярные общественные мифы, заставляющие родителей бездумно калечить собственных детей.

Миф первый: ШКОЛА УЧИТ (даёт ребенку знания, образование)

Современные городские дети идут в школу, уже умея читать, писать и считать. Никакие другие знания, приобретенные в школе, во взрослой жизни не используются. Школьная программа состоит из бессистемного набора фактов для заучивания. Зачем их помнить? На любые вопросы намного лучше ответит Яндекс. Те из детей, которые выберут соответствующую специализацию, будут изучать физику или химию заново. Остальные после окончания школы не могут вспомнить, чему же их учили все эти тоскливые годы.

Учитывая то, что школьная программа не менялась много десятилетий, и в ней намного важнее почерк ребенка, чем слепая десятипальцевая печать на клавиатуре компьютера, никаких по-настоящему полезных знаний и навыков для дальнейшего успеха во взрослой жизни школа ребенку не даёт. Даже если предположить, что именно этот набор фактов для заучивания по школьному предмету действительно ребенку так необходим, его можно дать в десять раз быстрее.

Чем с успехом занимаются репетиторы, за сто часов обучая ребенка тому, чему учительница не научила за 10 лет и тысячу часов.

Вообще это очень странная система, когда тысяча часов растягивается на несколько лет. Уже в институте каждый предмет дают более крупными блоками за полгода или год. И очень странный метод обучения, когда дети вынуждены сидеть неподвижно и что-то слушать.

Опыт многочисленных родителей абитуриентов показывает, что несколько лет обучения предмету — свыше тысячи часов в школе плюс домашние задания — не помогают ученику знать предмет в объеме, достаточном для поступления в хороший ВУЗ. В последние два школьных года нанимается репетитор и заново обучает ребенка этому предмету — как правило, ста часов достаточно, чтобы оказаться в числе лучших в классе.

Я считаю, что репетитора (или компьютерные программы, интересные учебники с живым текстом, обучающие фильмы, специализированные кружки и курсы) можно взять с самого начала, в 5-6-7 классе, не мучая ребенка, предварительно этой тысячей часов 🙂 А в освободившееся время ребенок может найти занятие по душе, ВМЕСТО ШКОЛЫ.

Школа мешает социализации детей

Миф второй: ШКОЛА НУЖНА для социализации ребенка

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. (Википедия)

Что можно считать успехом в обществе? Кого мы считаем успешными людьми? Как правило, состоявшихся профессионалов, хорошо зарабатывающих своим ремеслом. Уважаемых людей, делающих свою работу очень качественно и получающих за нее достойные деньги.

В любой сфере. Возможно, предпринимателей — собственников бизнеса.

Топ-менеджеров. Крупных государственных чиновников. Видных общественных деятелей. Популярных спортсменов, артистов, писателей.

Этих людей отличает в первую очередь умение добиваться своих целей. Скорость мышления. Умение действовать. Активность. Сила воли. Упорство. И, как правило, они прилагают много усилий до достижения результата. Умеют не бросать дело на полпути. Отличные коммуникативные навыки — переговоры, продажи, публичные выступления, эффективные социальные связи. Навык мгновенно принимать решения и делать сразу же. Стрессоустойчивость. Быстрая качественная работа с информацией. Умение концентрироваться на одном, отбросив все остальное. Наблюдательность. Интуиция. Чувствительность. Лидерские качества. Способность делать выбор и нести за него ответственность. Искренняя увлеченность своим делом. И не только своим делом — интерес к жизни и познавательная активность у них часто не хуже, чем у дошкольников. Умеют отказаться от ненужного.

Умеют найти хороших учителей (наставников) и быстро обучиться важному для их развития и карьеры.

Мыслят системно и легко занимают метапозицию.

Учит ли этим качествам школа?

Все годы школы, очевидно, что ни о какой искренней увлеченности речь не идет — даже если ученику удаётся увлечься парой предметов, их нельзя выбрать, отказавшись от неинтересного. Их нельзя в рамках школы изучить глубоко. Чаще всего ими увлекаются вне школы.

Достижение результата никого не интересует — прозвенел звонок, и ты обязан бросить то, что не доделал, и идти на следующий урок.

Все 11 лет ребенка учат, что результат не нужен и не важен.

Любое дело должно быть брошено на полпути по звонку.

Скорость мышления? При ориентации на середнячков или слабых учеников? При обучении устаревшими неэффективными методами? При полной интеллектуальной зависимости от учителя, когда разрешается только бездумное повторение ранее озвученных фактов? Ученику с высокой скоростью мышления на уроках просто неинтересно. В лучшем случае учитель просто не мешает ему читать под партой.

Сила воли? Активность? Система приложит все усилия, чтобы сделать ребенка послушным. «Будь как все. Не высовывайся», — это та жизненная мудрость, которая нужна для взрослого успеха в обществе?

Качественной работе с информацией в школе не учат — большинство средних учеников тупо не понимают прочитанный текст, не могут проанализировать и сформулировать основную мысль.

Ответственность за выбор? Так ученикам выбора не дают.

Переговоры и публичные выступления? Развитие интуиции и чувствительности?

Лидерские качества? Умение действовать? Вообще не включены в программу.

Умение отказаться от ненужного требуют заменить на противоположное умение годами терпеть ненужное и бесполезное.

Вместо внутренней референции у детей вырабатывается эмоциональная зависимость от часто предвзятого мнения окружающих в лице учителя. Это происходит на фоне полной подконтрольности ученика. У ребенка нет права безнаказанно выражать собственное мнение.

Про поголовно хороших учителей в школе, увы, приходится только мечтать. Чаще всего мало кто из городских родителей менее образован и успешен в обществе, чем учителя, чтобы предпочесть учительницу, как пример для подражания. С современными учителями происходит так называемый «двойной отрицательный отбор»: сначала в педвузы поступают те, кто не смог набрать баллы в более престижный ВУЗ, а потом только самые малоинициативные из выпускников остаются работать в школе, остальные находят более высокооплачиваемую и престижную работу.

Читать еще:  Итоги года. «Врачи живут в своем мире, а Минздрав в своем»

Вообще единственное общество, которое похоже на школьное во взрослой жизни, это тюрьма. Но там заключенным полегче, чем детям: они разного возраста, с разными интересами, их не заставляют заниматься неинтересным делом. Там они понимают, за что наказаны. Освободятся они раньше, чем через 11 лет, если не получили срок за убийство.

Школьный класс — модель взрослого общества? Это неправда — лично я не живу в мире, где все люди одного возраста… Где у них нет общих интересов. Где я вынуждена подчиняться малооплачиваемой неудачнице. Где как бы я ни увлеклась делом, мне через 45 минут по звонку надо было бы бросить его без достижения результата и бежать в другое помещение.

У взрослых людей есть выбор: чем заниматься (и всегда можно поменять работу и начальника), с кем общаться, что считать результатом, какие иметь интересы.

В современном мире воспитание, обучение и социализация ребенка — это ответственность родителей. Отдавая ребенка в школу, мы просто устраиваемся, чтобы он нам не мешал. Улучшаем свою жизнь сейчас за счёт его будущей карьеры и счастья.

Недостатки обучения в элитных школах

Обучение ребенка в элитной школе — мечта едва ли не каждого родителя. Почему то принято считать, что только в элитной школе можно получить качественное образование, что, в свою очередь, гарантирует поступление в престижный ВУЗ и обеспечение успешного будущего. При этом абсолютно не принимается во внимание тот факт, что обучение в элитной школе, помимо упомянутых преимуществ, имеет огромное количество явных недостатков, о которых мы и поговорим в рамках этой статьи.

Обучение ребенка в элитной школе — мечта едва ли не каждого родителя. Почему то принято считать, что только в элитной школе можно получить качественное образование, что, в свою очередь, гарантирует поступление в престижный ВУЗ и обеспечение успешного будущего. Да и как может быть по другому, если в таких учебных заведениях работают лучшие педагоги, а ребенку уделяют пристальное внимание? При этом абсолютно не принимается во внимание тот факт, что обучение в элитной школе, помимо упомянутых преимуществ, имеет огромное количество явных недостатков, о которых мы и поговорим в рамках этой статьи.

Что такое «элитная школа»

Чтобы иметь четкое представление о том, что такое элитная школа, необходимо для начала разобраться в самом этом понятии. Многие считают элитной ту школу, где хотели бы учиться сами, где профессиональные и доброжелательные учителя, где есть все нужное оборудование для обучения, а кабинеты красиво оформлены и обставлены удобной мебелью. Как правило, классы в таких школах рассчитаны на 5-10 человек, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ученику.

Несомненным преимуществом обучения в элитной школе является получение качественного образования и багажа углубленных знаний и умений. В таких школах приятный и интересный процесс обучения, а также созданы все условия для внеклассной жизни. Это место, где учащиеся чувствуют себя комфортно и развиваются в определенном направлении, что безусловно пригодится им в дальнейшей жизни.

Другими словами, элитные школы это:

  • гибкие программы обучения,
  • повышенный уровень внимания к ученикам (небольшие классы, квалифицированный подбор персонала),
  • высокие ежемесячные взносы (на развитие инфраструктуры, оборудование, оплату работы педагогов),
  • наличие огромного числа кружков и секций.

А теперь вернемся к главной теме нашей статьи — рассмотрим основные недостатки обучения в элитных школах.

Основные негативные стороны посещения элитных школ

Высокая стоимость обучения. Поскольку элитные школы не имеют никаких дотаций и льгот от государства, с родителей взимается полная стоимость за предоставляемые услуги, что напрямую отражается на ежемесячных суммах обучения. Здесь обучаются дети из состоятельных семей. Но это не стоит относить к разряду положительных качеств.

Ограниченный круг общения. В простой школе обучаются дети из различных социальных групп, что дает ребенку возможность получить опыт общения с разными людьми, имеющими разные представления о жизни. В элитных же школах контакты имеют ограничения из-за одинакового социального статуса школьников. Дети не имеют представления о том, что происходит вне школьных стен, поэтому реальное представление о жизни может быть искажено.

Недостоверная информация об успехах ребенка. Это непосредственно связано с тем, что учитель и родитель являются двумя сторонами, заинтересованными в том, чтобы школьник казался умнее, нежели на самом деле. Таким образом руководство школы поднимается престиж учебного заведения. В обычной школе на родительском собрании могут быть представлены реальные факты о положительных и негативных сторонах ребенка, что даст объективную картину относительно его интеллектуальных и других способностей. Однако в элитной школе о таких подробностях могут и умолчать, что в дальнейшем может привести к необратимым последствиям.

Необъективная позиция учителей. В любом обучающем учреждении весь преподавательский состав должен независимо подходить к оценке всех способностей ребенка, даже если тот будет вести себя ненадлежащим образом. Однако этого нельзя сказать про учеников частных школ, где любые их выходки рассматриваются как незначительные шалости, поскольку именно эти дети приносят школе существенную прибыль. Также в таких школах могут ставить завышенные отметки. Поэтому «хорошист» в простой школе становится «отличником» в элитной. Однако существует и обратная сторона медали: «отличник» элитной школы может «завалить» первый же экзамен в ВУЗе.

Маленький мир в виде элитной школы. Это, прежде всего, закрытый тип системы с ограниченным числом людей, где редко происходят кардинальные изменения в численности коллектива. Это приводит к развитию различных интриг, розыгрышей и борьбе за место в коллективе. Соответственно, вероятность того, что ученик найдет себе истинного собеседника среди десяти человек, втрое ниже, нежели среди тридцати. Но если учесть, что школьники состоят в одних и тех же кружках и ходят туда регулярно после занятий, то они целый день находятся в кругу одних и тех же людей, что иногда может вызывать неприязнь. С течением времени это будет отрицательно воздействовать на развитие личности ребенка.

Вывод

Несмотря на множество позитивных сторон процесса обучения в элитной школе, есть и множество подводных камней. Эти отрицательные факторы возникают из-за специфической формы обучения, и их нельзя полностью устранить. Лишь высококвалифицированный директор и замечательный педагогический состав могут снизить негативный процент воздействия данных факторов до допустимой нормы. Поэтому процесс выбора школы для ребенка необходимо осуществлять очень внимательно, учитывая не только качественные характеристики того или иного учебного заведения, но и особенности его педагогического состава.

Мир после пандемии: будут ли школы обеспечивать не учебниками, а компьютерами

Эпидемия агрессивного коронавируса уже принципиально изменила нашу жизнь. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Эпидемия агрессивного коронавируса уже принципиально изменила нашу жизнь. Но самое интересное – как нынешние перемены повлияют на наше будущее уже после того, как пандемия завершится. Потому что часть процессов в обществе, прежде развивавшиеся медленно и осторожно, поневоле получили бурный толчок. А некоторые процессы проявились вообще, на первый взгляд, неожиданно. Но и для них, оказывается были предпосылки.

В общем, мир – и в этом, думаю, нет сомнений, уже не будет прежним. С помощью известных экспертов я подготовил серию публикаций – а каким же будет мир после… Первую публикацию из этой серии – «Мир после пандемии: какие профессии выживут, а что уйдет в небытие» вы уже можете прочесть на сайте kp.ru.

Сегодня вторая серия. О том, как придется (или не придется?) меняться школе, мы беседуем с научным руководителем Института образования НИУ ВШЭ Исаком Фруминым.

Но сначала немного статистики.

СПРАВКА «КП»

По данным исследований компьютерной грамотности учителей, проведенных в 2018-2019 годах, уверенно работали в онлайн среде только 12-14 % педагогов. Лишь половина учителей соглашались с тем, что они обладают хотя бы элементарной компьютерной грамотностью. А остальные… И вот с таким «багажом» школам пришлось переходить на дистанционное обучение.

Опоздали. Наверстываем.

— Итак, школы срочно переводят удаленное обучение. Для них появилось множество форумов, мастер-классов, инструкции рассылают. Понятно, что большинство так или иначе, может быть и поневоле, освоят новые образовательные технологии. А что дальше? Ожидает ли нас новое качество школы после окончания эпидемии?

— О том, что школе нужно осваивать онлайн технологии эксперты говорили еще несколько лет назад. В докладе Центра стратегических разработок «12 решений для нового образования», а это 2018 год, было ясно написано, что альтернативы цифровизации нет. И сейчас мне очень жаль, что мы оказались недостаточно убедительны, возможно, недостаточно настойчивы. Нужно признать, что эти два года были упущены.

Читать еще:  Курение убивает: антитабачная реклама на каждой пачке сигарет

И когда мы смотрим сегодня на ситуацию, с которой столкнулись наши учителя и дети, то мы понимаем, что (пожалуй, кроме Москвы) в последние годы не было ничего сделано всерьез, чтобы помочь школам внедрить смешанное обучение.

— То есть сочетание обучения в классе и в режиме онлайн?

— Да. Мы десятилетие оцифровывали тексты и картинки, которых и без нас было полно в интернете, и не развивали современные цифровые инструменты – с обратной связью, адаптивностью, игровой формой. Но, я надеюсь, что урок будет извлечен, и в системе образования появятся опережающие разработки, экспериментальные площадки. В этом случае в школы придут новые эффективные цифровые инструменты, которые разгрузят учителей и будут интересны ученикам.

Если говорить о новом качестве школы после эпидемии, то, надеюсь, что оно коснется не только технологий, но и содержания образования. Еще в 2017 году было поручение президента России обновлять содержание образования в соответствии с приоритетами научно-технологического прогресса. Мы сейчас провели экспресс-анализ, чтобы выяснить, а какое место занимает информация о вирусах, эпидемии в нашей школьной программе? Очень мало. Ни про модели распространения эпидемий, ни про коллективный иммунитет вы ничего не найдете в наших учебниках.

Школьное образование и технологически, и содержательно должно идти в ногу с самыми передовыми научными проблемами и разработками.

И мне очень хочется надеяться, что после того, как закончится эта история с коронавирусом (надеюсь она будет недолгой), мы не услышим призывы – давайте все будет по-прежнему, давайте вернем учебники Киселева и Перышкина. Я сам лет тридцать назад преподавал по отличному учебнику Киселева, но сегодня в школу стучится другая математика, другое знание.

Пережидают или переучиваются?

— А нет ли такого ощущения, что многие школы просто пережидают нынешнюю ситуацию и с нового учебного года вернутся к привычному ходу учебы?

— Не думаю. Я поражен тому, насколько энергично и заинтересованно школы начинают решать совершенно новые задачи. Да, они много не знают, у них нет достаточных ресурсов – ни финансовых, ни технологических. Но есть главное – заинтересованность. Думаю, что система образования не будет, как ванька-встанька, возвращаться в предыдущее состояние.

— Онлайн не заменит занятия в классах?

— Не думаю, что школы погрузятся только в онлайн. Для обучения важен опыт прямого взаимодействия детей друг с другом, детей и взрослых. Он несравненно богаче, чем взаимодействие в цифровой среде.

Да, цифровая среда может оказаться более эффективной, например, для достижения прямых учебных результатов. Но в ней нет массы очень важных мелких, как бы растворенных среди общения, воспитательных, обучающих взаимодействий. Поэтому, если говорить об образе школы в будущем, то это школа смешанного обучения.

В такой школе у детей возникнут важнейшие навыки самостоятельной учебной деятельности – поиска, обработки и использования знаний.

Мы часто обсуждаем некоторое снижение результатов наших школьников в международном исследовании PISA. Если посмотреть глубоко, то одной из причин является то, что наши дети не справлялись с заданиями по поиску информации в интернете. В школе смешанного обучения этот навык будет активно развиваться.

И еще – в каждой школе появится цифровая среда – зеркало учебного процесса, которое позволит детям не прерывать занятия, когда они заболели. Учителям — осуществлять связь с ребятами. У нас и в обычное время много детей болеют, объявляются локальные карантины. И мы не умели работать с ребятами в таких условиях. В лучшем случае, как и сейчас многие делают, посылали по электронной почте задания или родители приходили за заданием.

По данным исследований компьютерной грамотности учителей, проведенных в 2018-2019 годах, уверенно работали в онлайн среде только 12-14 % педагогов. Фото: Мария ЛЕНЦ

Вместо бумажных учебников?

— Как вы оцениваете готовность нашей школы к переходу на дистанционное обучение?

— Конечно, мы не были готовы. А кто и где был готов? С подобным вызовом система образования никогда не сталкивалась.

В основном, наши школы, педагоги и родители большие молодцы. Да, раньше они не учились этим цифровым технологиям, некоторые просто от них прятались. А зачем им нужно было учиться? Что, от них это кто-то требовал? Они разве понимали, что эти технологии реально улучшают их результат и облегчает работу? Нет, конечно. А сейчас, по нашим оценкам, 50% учителей участвуют во всяких форумах, обмениваются опытом, осваивают новые инструменты. Региональным институтам развития образования нужно подхватить эту волну, заняться модерированием таких форумов, сбором и анализом лучшего опыта. Наш институт планирует создать сеть школ, которая будет заинтересована в таком обмене и в систематическом использовании полного комплекса технологий.

К сожалению, в нашей стране не создана система постоянной поддержки и обновления цифровых инструментов для школы. Видеоуроков недостаточно. Онлайн обучение — это не учебник, который ты купил и используешь пока он не истрепался.

— Значит ли это, что должна изменится сама система развития цифровых ресурсов для школ?

— Хочется верить, что в стране возникнет настоящий рынок, борьба за потребителя, за качество. В некоторых странах, с которыми мы конкурируем, уже несколько лет работает простая схема. В нормативе на одного ученика, которые школа получает из бюджета, есть деньги, которые можно потратить только на цифровые ресурсы. А на какие — решают сами учителя. Поэтому в Великобритании, например, возник рынок цифровых сервисов.

Наши цифровые компании — Яндекс, Фоксфорд, Учи.ру, Мобильная электронная школа сегодня дают скидки или бесплатно предоставляют ресурсы для школьников. Но это коммерческие компании, они должны зарабатывать, чтобы существовать, чтобы развиваться.

— По Конституции у нас школьное обучение – бесплатное. Даже при переводе на дистант школы обязаны обеспечить обучение базовым дисциплинам бесплатно!

— Конечно! Но, видимо, должна измениться система государственного обеспечения учебными материалами. От разовой закупки мы перейдем к подписке на обновляемые образовательные ресурсы. На это школам будут выделяться специальные средства. Компании будут бороться за высокую эффективность образовательного процесса, школы будут выбирать провайдера такой услуги. Если школы не смогут всерьез влиять на качество этих материалов, развития не будет.

Вот пример Российской электронной школы, которая предоставляет сервисы бесплатно. Два года она не развивалась. Это был набор видеоуроков и тестовых заданий. Сейчас РЭШ стали наполнять интерактивными занятиями. Так что и этот ресурс получил в нынешней ситуации толчок для развития.

Кто будет обеспечивать техникой?

— В общем, будущее нашей школы после всех этих дистанционных занятий выглядит довольно оптимистично…

— Возможно, я просто по натуре оптимист. Но, если говорить серьезно, то никакого цифрового будущего нет. Есть человеческая жизнь и общение, в которых мы используем новые инструменты. Ножом ведь тоже можно порезаться…

Я вижу одну серьезную проблему. Речь идет о социальном расслоении в использовании цифровых технологий.

Мы сейчас действуем так, будто у каждого ребенка есть нормальный компьютер с камерой, хороший доступ к интернету. Это совсем не так. Да, смартфоны есть почти у всех, но этого недостаточно. Весь Китай поразила история школьницы, которая пыталась покончить с собой из-за того, что низкая скорость интернета в ее бедном доме не позволила загрузить выполненное экзаменационное задание вовремя.

Нужны срочные меры, чтобы помочь таким детям и семьям. Возможно, наряду с бесплатными учебниками у нас должны появиться бесплатные компьютеры для школьников. Поэтому, если говорить о будущем после эпидемии, думаю эта печальная ситуация должна научить нас не только дальновидности, но и солидарности, взаимопомощи.

ПО ТЕМЕ

Каким будет мир после коронавируса: банкротство целых стран, изменение границ и падение зарплат

Известный писатель-прогностик Сергей Переслегин в интервью «Комсомольской правде» рассказал о последствиях пандемии (подробности)

Еще больше материалов по теме: « Распространение коронавируса в мире »

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы.

Учитель проработала 2 года в частной школе: «Своих детей я туда не отдам»

Для многих частное образование — недостижимая мечта. Анна (имя изменено) посмотрела на работу частной школы изнутри — больше двух лет проработала в ней учителем. И сегодня своих детей Анна предпочла отдать в обычную государственную школу, а об «элитной» и не думать. Говорит, что это не то образование, о котором стоит мечтать. Что не так с частными школами?

Источник фото: todaysparent.com

Читать еще:  Две духовности. Как мы стремимся к идеалу, проскочив общечеловеческое

Анна — педагог, в системе образования 12 лет. Из них 2 года проработала в частной школе, откуда предпочла уйти. Мнение автора может не совпадать со мнением редакции Ребенок.BY.

— Думаю, что у многих словосочетание «частная школа» вызовет приятный отклик: элитарность, традиции, качество, высокий уровень образования, умные дети, престижность. Я тоже так думала, пока не посмотрела на это изнутри.

Внешне вроде все логично и организованно. Есть отдельное здание, обустроенная пришкольная территория, все классы с 1 по 11, в классе максимум 7 человек, но зачастую 4-6, среди педсостава кандидаты наук, доценты, учителя высшей и первой категории, организована кружковая деятельность, школьный автобус отвозил детей по желанию на спортивные секции. Еда в столовой вкусная и качественная, индивидуальный подход к детям-аллергикам.

А дальше включается человеческий фактор.

Педсостав

Учителя – это самый ценный ресурс, которым владеет школа. Безусловно, весомо звучит фраза о том, что литературу или историю вашему ребенку будет преподавать кандидат наук, доцент, преподающий в вузе. Но на месте родителей я бы сразу уточнила, а преподавал ли он хоть когда-нибудь в школе, и если да, то сколько лет назад.

Методики преподавания в школе и вузе разные, и вузовский преподаватель часто имеет расплывчатое преставление о современных детях в возрасте до 17 лет.

В моей школе большинство преподавателей было совместителями. А у совместителей иногда возникают проблемы: то педсовет в своей школе, то конференция, то экзамены с зачетами, и это все влияет на учебный процесс.

И уверения, что ребенок уже со школьной скамьи будет включен в научную работу, я бы тоже пропустила. Будет, но только какой-нибудь один из школы, раз уж этого просит работодатель.

Ученики

Это обычные дети. Самые разные. Иногда дети с проблемами интеллектуального, неврологического, психического характера. Потому что для их родителей это выход: учить ребенка дома, отдавать в специализированную школу или найти деньги и иметь хотя бы такую социализацию.

Родителям новеньких этого не скажут. И поэтому в маленьком классе может оказаться ребенок, читающий по слогам в средней школе, или с особенностями поведения, срывающий уроки. Такие дети приходили в середине года. Нет, учителю, конечно, администрация будет всячески помогать, но учебный процесс страдает. А если еще и родители — спонсоры, то рычагов воздействия нет ни у кого.

Мне показалось, что в такой школе сложно сильным и мотивированным детям, пришедшим из гимназии или обычной школы. Им было не с кем соревноваться, уровень понижался, а на фоне остальных они все-равно были «звезды».

Источник фото: news.vse42.ru

Индивидуальный подход

Родителям обещают индивидуальный подход к ребенку. Но сильному хватит одного раза объяснения темы, а слабый поймет с семнадцатого раза. (да-да, однажды я пробовала, прямо самой интересно стало, случай безнадежный или шансы есть). На такие подвиги я больше не шла, так как индивидуальный подход должен быть к каждому, а другие ученики не должны от этого страдать, особенно если слабый ученик не мотивирован на учебу.

Частная школа — это бизнес-проект учредителей, и не надо ждать от учителей самоотверженного труда сверх оплаченного времени. Некоторые родители это понимают, а некоторые считают , что в сумму квитанции входит все.

Оплата труда учителя практически такая же, как и в государственных школах, все зависит от стажа и квалификации. И при этом много моментов, когда есть возможность почувствовать себя неловко: остро чувствуется социальное расслоение не только на уровне учитель-ученик, но и среди учеников. Многие думают, что в частной школе ребенок сможет завести полезные отношения и связи, которые пригодятся в будущем. Это не совсем так.

Элита держится особняком не только на уровне класса, но и на уровне школы – чужих нам не надо. Иногда учитель мог услышать слова:

Да ладно вам, да не надо мне ваш предмет, я знаю, где буду учиться и работать.

Иногда прослеживается отношение к педагогу как к работнику «сферы обслуживания». Многие учителя приходили, соблазнившись названием «частная школа», работали год-два и уходили.

Мне запомнился класс начальной школы. Там был мальчик, который кусался, а на прогулках залезал повыше, а потом разжимал руки и падал. Учительница вынуждена была ловить. Она же за него отвечает. Ей было сложно это делать, так как за руку она держала девочку, которая всех боялась, боялась играть с детьми, вообще от нее не отходила. Просто девочка выросла, играя только с няней, у нее не было опыта общения с другими детьми.

После этого я решила, что мои классы выглядят неплохо. Ну подумаешь, кто-то по слогам читает; ну подумаешь, кто-то наблюдается в психдиспансере, он же не особо буйный, максимум телефоном в стену запустит; ну не дается ребенку научная терминология, так ему в принципе построить связное предложение сложно.

Источник фото: fafsonline.org

Что я для себя решила:

  • Об элитарности образования в частной школе речи не идет. Она возможна, если есть отбор. Отбора нет, берут всех, кто может платить.
  • Для успешной сдачи ЦТ придется нанимать репетиторов.
  • Преподаватели будут хорошие и опытные, но надо быть готовым, что они будут часто меняться.
  • С точки зрения комфорта как бытового, так и психологического, частная школа – выше всяких похвал. Здесь гарантирован индивидуальный подход, ребенку приготовят то, что он любит, проследят, чтоб не было чипсов и газировки.
  • Иногда класс по уровню учеников будет напоминать интегрированный класс в обычной школе.
  • С проблемным учеником действительно будут заниматься, стараться социализировать, интегрировать и подтянуть. Ну, по крайней мере, пока у учителя не лопнет терпение.
  • Если родители — работающие занятые люди и некому присмотреть за ребенком после школы, накормить, организовать выполнение домашнего задания, свозить в бассейн и на спортивную секцию, это хороший вариант.

Я не увидела принципиальных различий между частной и обычной среднеобразовательной школой, за котoрые бы стоило платить 500 евро в месяц. Подчеркиваю, что я говорю только о той школе, в которой работала.

Родителям, которые сделали выбор в пользу частной школы, я бы рекомендовала задать администрации следующие вопросы:

  • Какая система обучения принята в школе. Если классно-урочная, каким образом реализуется индивидуальный подход.
  • Какие учителя в школе работают на постоянной основе, какие совместители, что они преподают.
  • Каков уровень класса, в который поступает ребенок.
  • На какой результат ориентированы педагоги при работе с данным классом.
  • Каким образом родителей будут оповещать об успеваемости детей.
  • Как строится воспитательная работа.
  • Какие дополнительные занятия, кружки и секции предлагает школа.

То есть отдавая ребенка в частную школу, родители должны четко понимать, что они получат в итоге: не стоит надеяться на глубокие знания и отличную подготовку к ЦТ, но они получат здорового, в меру счастливого, сытого ребенка.

Комментарий частной школы

Как происходит отбор в частную школу учеников и преподавателей, спросили у директора частного детского сада-начальной школы «Давайте расти» Ирины Вдовиной.

Если говорить о нашей школе, то особого отбора детей нет. При приеме ребенка, который не воспитывался у нас, проводится собеседование с психологом и учителем начальных классов. И вопреки мнению о том, что в частную школу берут всех без исключения только по желанию родителей, мы несколько раз отказывали родителям в приеме ребенка в школу и рекомендовали обратиться к специалистам или немного подрасти.

Ребенку, который не готов по возрасту, тяжелее адаптироваться к новым условиям и он может потерять интерес к учебе. Кроме того, в частной школе мы воспитываем дисциплину, ответственность и уважение. Да, на наших уроках можно ходить, двигаться, задавать вопросы, но это не должно мешать другим ученикам и учителю.

У детей может быть разный темперамент, разные семейные устои и традиции. Иногда при социализации и ученикам, и родителям нужна помощь психолога. С детьми, которым это необходимо, психолог работает индивидуально. Есть и групповая работа по снятию напряжения.

Педагогов мы привлекаем гибких, способных постоянно учиться, развиваться, внедрять новые технологии. А также готовых в рамках класса индивидуально работать с каждым ребенком. Обязательное условие при этом высшее профессиональное образование, опыт работы и теплое отношение к детям.

Какие плюсы или минусы частных школ известны вам?

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector