1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Задачник на XXI век для русских православных

Содержание

Вышла в свет книга «Москва православная XXI века»

Москва, 25 мая 2020 г.

Ко Дню славянской письменности и культуры вышла в свет книга «Москва православная XXI века», посвященная десятилетию Программы строительства православных храмов в столице, сообщает Патриархия.ru.

Авторы издания — председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий и советник мэра Москвы, советник Патриарха по вопросам строительства, депутат Государственной Думы ФС РФ, куратор Программы В.И. Ресин.

В книге представлены истории более 70 храмов, построенных в столице в рамках самого масштабного проекта Церкви и государства в новейшей истории России. Альбом богато иллюстрирован фотографиями экстерьеров и интерьеров храмовых комплексов XXI века, а также фотографиями, на которых запечатлена богослужебная жизнь новообразованных приходов. Книга призвана запечатлеть историю Программы с 2010-го по начало 2020 года.

«В этом году исполняется десять лет с момента запуска проекта, и в этом же году мы рассчитываем построить сотый храм Программы», — заявил В.И. Ресин.

Программа была задумана для того, чтобы обеспечить густонаселенные районы столицы храмами шаговой доступности. Еще десять лет назад во многих спальных районах Москвы на 100-200 и даже 300 тысяч жителей не было ни одного православного храма. «Сегодня эта ситуация зримо меняется», — отметил В.И. Ресин.

«По благословению Святейшего Патриарха Кирилла мы строим не просто храмы, но храмовые комплексы, которые позволяют на каждом приходе развивать миссионерское, просветительское, социальное служение, активизировать работу с молодежью. Новые храмы становятся и духовными, и социальными центрами в своих районах. Таким образом, ведется масштабная деятельность по просвещению и объединению наших граждан, по укреплению духовных скреп нашего общества. Будем надеяться, что с Божией помощью зерна, которые мы сегодня сажаем в молодую почву, принесут много плода (Ин. 15:5,8)», — подчеркнул митрополит Игнатий.

Многие храмы Программы возводятся в память утраченных святынь, порой даже на историческом месте. Программа не затрагивает Центральный округ столицы, поскольку здесь сохранилось большое число старинных храмов.

В начале 1990-х годов в столице было 254 храма и часовни. В 2000 году их число достигло 519, но в первое десятилетие после падения советской власти храмы в основном не строились, а восстанавливались. Сегодня общее количество храмов и часовен в Москве — более 1100.

Задачник на XXI век для русских православных

Прося не беспокоиться тех, кто отметился тут словами восторга и полного одобрямса — спрошу всех остальных :

1. Что вы сделаете, если однажды в церкви увидите на праздничном аналое «икону» с изображением митр.Антония Блума, или о.А.Шмемана или о.А.Меня, предлагаемую к целованию ?

2. Что вы сделаете, если филокатолики одержат административную победу в церкви, и займутся её «переустройством» — по перечисленным в статье пунктам ? Т.е. проведут «перестройку-2» уже в рамках Церкви ?

Это важный для меня вопрос.

Этого не будет, так как я верую в скорое упразднение (или унижение) РПЦ МП в нашей стране. Причем, это произойдет со стороны Кесаря (т.е. Государства). После публичных судов над батюшками, выплеска компромата.

И для меня филокатолики, так же как и мировая закулиса, масоны или инопланетяне — не существуют в принципе. Есть просто католики — одна из конфессий.

Опасность для Церкви исходит не извне (католики, масоны, кто-то еще), а изнутри — это ее грехи, грехи иерархии. Как Советский Союз был разрушен изнутри, так может произойти и с Церковью. Потому что в обоих случаях идея-то была хорошей, но люди, в силу собственной греховности, извратили все до неузнаваемости, до полной своей противоположности.

. я верую в скорое упразднение (или унижение) РПЦ МП .

«Мне часто доводилось слышать, что эта проблема возникла в 1927 году, когда митрополит Сергий подписал соответствующую декларацию о сотрудничестве с атеистической властью. Но я не могу не признать очевидного: в этом он продолжал традицию имперской России, где церковь была подчинена императору и даже официально признавала его (а не Христа) своим «крайним судией»».

А разве нет разницы между сотрудничеством и подчинением власти, которая хотя бы формально считает себя христианской(или нейтральной) и подчинением власти, у которой в задачах было: сначала — уничтожение церкви, а потом(по причине невыполнимости первой задачи) ее использование в своих целях?

А почему бы не отнестись более уважительно к позиции редакции портала? Вот же, русским по-белому: «Текст филолога и библеиста Андрея Десницкого — приглашение к дискуссии на страницах «Правмира». Редакция будет рада откликам, обсуждению и полемике»

Для обсуждения собственных вопросов есть же специальные разделы

[QUOTE=pravmir.ru;702737]Какие вопросы стоят перед современной церковью

Автор конечно затронул множество болезненных для современной церкви вопросов. Но мне кажется основной критерий того куда дрейфует церковный корабль — остаются ли в церкви не скажу «святые», скажу «праведники», вот есть они среди нас, мы их видим рядом с собой? те кто живут молитвой, исповедью, евхаристией? не на показ, не по расписанию, а в сердце своем? И если мы таких еще видим — все перекосы выправятся, а если не видим — горе нам всем, не те сокровища собирали мы себе «на земле и собрали довольно много»(цитата автора).

Прося не беспокоиться тех, кто отметился тут словами восторга и полного одобрямса — спрошу всех остальных :

1. Что вы сделаете, если однажды в церкви увидите на праздничном аналое «икону» с изображением митр.Антония Блума, или о.А.Шмемана или о.А.Меня, предлагаемую к целованию ?

Читать еще:  Тайны Страстной седмицы. Явления Воскресшего Христа

2. Что вы сделаете, если филокатолики одержат административную победу в церкви, и займутся её «переустройством» — по перечисленным в статье пунктам ? Т.е. проведут «перестройку-2» уже в рамках Церкви ?

Это важный для меня вопрос.

Александр, я Вас сама уже спрашивала по этому поводу, что нам из церкви тогда уходить? Вы сказали-уходить не будем.
1.Иконы проигнорирую и свечку не поставлю рядом.

2. а).Я думаю здравомыслящих людей еще достаточно, чтобы не допустить этого.
б).Надеюсь я до этого не доживу.
в).Еще надеюсь, что где-нибудь останется традиционная православная церковь, в которой хоть изредка можно будет причаститься.
г).Спрошу у священника, которому доверяю, что делать.
Уже сейчас вынуждена уходить с проповеди, поцеловав свой крестик.

Какие вопросы стоят перед современной церковью

Вот обсуждать статью — увольте.
И так хожу по «лезвию ножа».

Все святые во все времена говорили о болезнях внутри церковной ограды. Наши времена ничем не хуже и не лучше.

А может быть стоит отложить в сторону очередные горделивые попытки что-то реформировать, улучшать, совершенствовать и просто довериться Главе Церкви?

И потом, кто говорит о том, что жизнь в церкви должна совершенствоваться от века к веку? Не имеем ли мы дело в таком случае с одной из форм хилиазма?

Александр, я Вас сама уже спрашивала по этому поводу, что нам из церкви тогда уходить? Вы сказали-уходить не будем.
1.Иконы проигнорирую и свечку не поставлю рядом.

2. а).Я думаю здравомыслящих людей еще достаточно, чтобы не допустить этого.
б).Надеюсь я до этого не доживу.
в).Еще надеюсь, что где-нибудь останется традиционная православная церковь, в которой хоть изредка можно будет причаститься.
г).Спрошу у священника, которому доверяю, что делать.
Уже сейчас вынуждена уходить с проповеди, поцеловав свой крестик.

Но я в Церкви — не распорядитель, не пророк. Я не могу вести других за собой, потому что сам не знаю, как лучше.

Одно наверное пока может помочь : просить Бога убрать из церкви соглядатаев, от внешних не-христианских сил. «Инсайдеров», говоря иностранным языком.

Но ещё наверное — если священник публично сделает замечание или потребует прикладываться к такой «иконе» — ответить ему громко и публично, без всяких эмоций, предварительно продумав формулировку.

Создается впечатление, что для автора статьи главным вопросом является отношение христиан к государству и отношение церкви (как организации) к государству. Все остальное крутится вокруг этого. При этому у автора по этому вопросу свое мнение, связанное с его очевидно отрицательным отношением ко всем видам русского государства в 20 веке. Отсюда и разочарования и вопросы. Здесь же и сидят все ответы на поставленные вопросы.

На мой взгляд то, что перечислено — это не вопросы и не задачи, это просто неизбежные последствия. Если ты спрыгнул с обрыва, то уже поздно высчитывать скорость при ударе об землю.

На мой взгляд проблемы в не осознании того, что главное, а что второстепенное.

Банальный пример. Мы все верим в то, что Бог является Творцом этого мира. При этом многие исповедуют идею отделения Бога от мира, причем в формате якобы непричастности Бога к современному миру. Мол якобы Бог отдельно, а мир отдельною. И в миру якобы Бог только в храмах. Почему так?

По большому счету многие (включая духовенство) забыли, что в церкви (которая с малой буквы) почти все вспомогательное, т.е. все для ПОМОЩИ ко спасению, а не самоценное. Хотя вспомогательный характер предполагает то, что объемы и виды это самой помощи должны актуализироваться под те реальные препятствия, которые мешают реальным людям идти ко Христу.

Например, в Православной Церкви — очень хорошая богослужебная практика. Только почти никто не осознает, что современный человек к ней совсем не готов, об этом в данной статье также сказано. Соответственно не решив задачу подготовки людей к их осознанному участию в богослужении получается, что богослужение происходят исключительно для узкого круга посвященных людей.

В результате этого (фактического нежелания помогать окружающим людям), церковь (с маленькой буквы) часто сводится в кружки по интересам, в т.ч. в кружки по культурным увлечениям, типа любителей определенного вида литературы. Но такие кружки по увлечениям делают еще более неприступной ограду просвещенных от остальных людей.

Русская православная церковь в XXI веке: О делах духовных можно поговорить и в Фейсбуке

Патриарх Кирилл призвал улучшить обслуживание в православных храмах: поставить на входе обученного человека, который с улыбкой встретит, проведет экскурсию и всегда поможет. «Максимально кто работает — это свечной ящик, просто продают и деньги получают, — сетует предстоятель РПЦ . — Но ведь это же люди, которые пришли в храм, им же интересно!» Почему церкви кишат злобными старушками, зачем священнику жалобная книга и Фейсбук — об этом и не только рассуждал в эфире радио « КП » ректор Российского православного университета св. Иоанна Богослова игумен Петр ( Еремеев )

ХРАМ КАК БОЛЬШАЯ ПОЛИКЛИНИКА, А ВРАЧ ОДИН

Игумен Петр: — Если мы приходим к кому-то в гости, то рассчитываем встретить понимание, любовь. Тем более это правило относится к церкви. Издревле в храме всегда были люди, которые встречали приходящих ко Христу людей. Эти служители рассказывали такому человеку о вере, предваряя его встречу со священником. Церковный служитель способствовал воцерковлению человека. Сегодня во многих приходах уже есть штатные сотрудники с такой направленностью — катехизаторы. Тем не менее остро стоит вопрос о том, как сделать так, чтобы приходящие в храм люди встречали радушное отношение, чувствовали себя единым целым с общиной и остались в ней навсегда.

«КП»: — Патриарх признал, что иногда настоятели не знают, чем живет община, кто умирает от бедности, а кто — от одиночества.

Игумен Петр: — Зависит от храма, количества приходящих в храм людей. Если говорим о традиции древней церкви или Русской церкви досоветского периода, то христианские общины устраивались по месту проживания верующих, а значит, здесь же сооружались и храмы. Священник, который крестил, венчал, исповедовал людей, был вхож в каждую семью, его дом был для всех открыт. И его могли поднять с постели, как врача, в любое время суток. Сегодня, из-за того что у нас все еще ничтожно мало храмов и духовенства на количество верующих, мы знаем далеко не всех. Но наш пастырский долг — сделать храм духовным пристанищем для всех желающих. Поэтому к активному церковному служению призываются миряне. Деятельные, интересные, образованные люди. Это помощники настоятеля, катехизаторы, работники с молодежью, дежурные в храме, работники свечной лавки.

«КП»: — Прискорбно, что мы вынуждены говорить о необходимости внедрения специальных должностей, что мы сами друг другу не помогаем.

Игумен Петр: — Большинство общин сегодня очень юные. Редкий храм в Москве , не то что в регионах, имеет не прерывающуюся с дореволюционных времен историю существования. В основном они создаются на наших глазах. Сегодня большинство церквей и общин как поликлиника: все больные, а врач один на всех. И приходящие вначале думают только о себе, но со временем, оглядываясь, начинают видеть в приемном покое и других нуждающихся в помощи. Чем дольше люди ходят в эту лечебницу, тем скорее в их глазах появляется взаимопонимание. Уже сегодня во многих храмах Москвы (а мы, священники, тоже приходим друг к другу в гости) вижу, как меняется атмосфера. Постепенно у нашей возрождающейся церкви появляется правильный духовный опыт.

Читать еще:  Энергетические тела человека. Пробуждение Сил Души Интуитивная энергия

ПИСЬМОМ ПО ХАМСТВУ

Звонок от радиослушательницы Надежды: — Мы с подругой пришли оформлять отпевание мужа. В такой скорбный момент сотрудница стала так орать: почему пришли вдвоем, выйдите вон!

Игумен Петр: — Если вы встречаете такое кощунственное хамство, нужно сделать настоятелю письменное обращение. Мы благодаря вашей помощи сможем реагировать на такие случаи. Ведь часто бывает так: настоятель храма видит церковных сотрудников из алтаря в самом благоприятном свете. При нем все ведут себя прилично. Он выходит из храма — возможно, служители меняются.

«КП»: — Лично вам на кого-нибудь уже жаловались?

Игумен Петр: — У меня есть небольшой опыт настоятельства в Хабаровске и Москве. Были разные случаи, но хамства или грубости со стороны моих помощников встречать не приходилось.

«КП»: — Откуда столько злобы в людях, которые, работая в таком месте, по определению должны быть человечны? В храме в Крылатском только что зажженную тобой свечку прямо при тебе выкидывают в урну.

Игумен Петр: — Нужно понимать, что все мы, приходящие в храм, имеем свои недостатки. И не только приходящие возжечь свечу перед святым образом, но и церковные работники. Посочувствуйте, скажите доброе слово. Другое дело, когда встречаете повседневные грубость и хамство. Тем, кто не вполне справляется со своими эмоциями, не стоит утруждать себя работой в храме.

Звонок от радиослушательницы Ирины: — Первый раз мы с подругой пришли в храм, когда случилось несчастье. Нас стали ругать, что пришли не в тот день, и просто выставили. Больше в храм не пойду!

Игумен Петр: — Не отдаляйте себя от храма из-за нелепых случайностей. Бог вас любит и именно вас ждет и даст вам доброго пастыря. Думайте так, и тогда никакие неурядицы не отлучат вас от храма.

ВМЕСТО ЗЛОБНЫХ СТАРУШЕК — СТУДЕНТЫ

«КП»: — Почему не омолодить церковный персонал? Проблема злобных старушек будет решена.

Игумен Петр: — Поскольку у приходов часто просто нет средств, чтобы содержать специальных дежурных по храму, мы рассчитываем на помощь самовыдвиженцев — пенсионеров. Поэтому порой священник мирится с недостатком в характере той или иной бабушки. Хотя именно бабушки спасали церковь в недавнем прошлом. В 80 — 90-е годы, когда мы приходили в храмы впервые, нас встречали старушки, выстрадавшие свою веру в гонениях. Нам воистину везло на бабушек в те годы. В ответ же на современные вызовы появляются учебные программы по подготовке церковных служителей. В нашем университете по благословению Его Святейшества в этом году был создан целый факультет церковного служения. Ведется подготовка катехизаторов, организаторов работы с молодежью, работников в социальной сфере, в сфере образования. На приходах появляются штатные места для таких специалистов.

«КП»: — У вас уже есть дежурный по храму. И что, народ доволен и валом валит?

Игумен Петр: — Наш храм святого Иоанна Богослова на Новой площади — новая, почти с нуля созидаемая община. Мы строим ее сообща, каждый ощущает себя в храме востребованным и желанным. Второй наш храм — давно уже действующий приход в Покровском- Стрешневе — храм Покрова Пресвятой Богородицы. Но при этом у нас все еще гораздо больше, чем на службы, люди приходят в обеденное время, в «тихий час». А священников всего двое. Это побудило выделить из числа активных студентов нашего вуза дежурных по храму. Мы пригласили ребят алтарничать, петь в хоре и вообще помогать в организации приходской жизни. На любой вопрос люди получают ответ и приветливое отношение. Вопрос не в возрасте, а в отношении. А роль настоятеля — внимательно отбирать персонал для храма. Твой помощник должен уметь разделить не только радость, но и горе приходящих.

НЕ ЗАБЫТЬ ПРО ТЕЛЕФОН И ФЕЙСБУК

«КП»: — Патриарх предлагает такому «церковному менеджеру» обмениваться телефонами с прихожанами и в случае чего звонить с вопросом: «А что это вас так давно у нас не видно?» Напоминает навязчивых консультантов в магазинах, сигналящих об акциях и скидках.

Игумен Петр: — Речь идет о выстраивании в приходе общинных, семейных отношений. Не стоит думать, что «телефонная книга» прихода будет использоваться для звонков с навязчивыми предложениями. Многие приходы используют электронную почту и сайты для донесения информации о богослужениях и мероприятиях, в отдельных случаях обзванивают по домашним телефонам. И делается это по просьбе самих верующих. Мой христианский наставник в юности, сейчас почтенный старец прото­иерей, служащий в Кропоткине , неизменно размещает на вратах храма свой актуальный телефон для связи в любое время суток.

«КП»: — И в соцсетях молодежь «вербуете».

Игумен Петр: — Я открыл страницы в соцсетях в самом начале их развития. Тогда это было удобно для восстановления связей с товарищами по семинарии и академии. Но массово стали добавляться люди незнакомые, которые присылают вопросы о вере и духовной жизни. Как правило, это именно молодежь. Иногда вопросов 15 — 20 в день. Сейчас со временем стало совсем трудно, но ни одного письма без ответа стараюсь не оставлять. В соцсетях много тематических православных групп. Причем администраторами там выступают преимущественно миряне. Это дает возможность активно, но ненавязчиво продвигать христианские ценности в интернет-среду.

Читайте также

В городе Саянске, отказавшемся вводить карантин, коронавирусом не заболел никто! В чем секрет?

Месяц назад мэра, решившего не закрывать парикмахерские и детсады, сочли рисковым «ковидодиссидентом». Обозреватель «КП» Владимир Ворсобин приехал в этот город — посмотреть, не случилась ли тут эпидемия [фото]

«Не плачь, девочка»: сибирячка, которую выбросили младенцем в мусоропровод, сделала тест ДНК

Она была уверена, что наконец-то нашла свою семью. Но правда оказалась неожиданной и породила еще больше загадок в этой истории

«От него разом забеременели две девушки. Одна из них — моя мама»: сибиряк ищет отца, которого видел лишь однажды

Мужчина верит, что папа жив, и хочет сам спросить, почему тот выбрал другую семью

Дети нашли награду в сугробе: Орден Красной Звезды спустя четверть века вернулся к семье героя

Каким образом награда ветерана Великой Отечественной войны оказалась в снегу на другом конце Самары – до сих пор неизвестно

Лучшие каркасные бассейны 2020

Узнали про лучшие каркасные бассейны в 2020 году, с помощью которых можно будет хорошо отдохнуть на даче

Писатель-фантаст Сергей Лукьяненко: Мы уйдем в цифровое Средневековье. На каждого заведут электронную папку с компроматом

Автор «Ночного Дозора» поразмышлял, как изменится мир после пандемии

Не простила отцу, что сдал ее в секту: За что дочь Успенского назвала отца домашним тираном

В открытом письме Татьяна раскрыла нелицеприятные подробности семейных отношений «папы Чебурашки»

Доктор Мясников – Собчак: «За оскорбления можно убить. У меня друг отсидел за двойное убийство»

Известный врач рассказал о дружбе с Соловьевым и скандале с Навальным

Лучшие аэраторы 2020

Выбираем лучшие аэраторы 2020 года: популярные модели и советы от эксперта в материале «Комсомольской правды»

«Затягивать нельзя!» В Совфеде требуют принять закон о такси

По мнению сенатора, это облегчит жизнь извозчиков

В Сочи переименовали реку Хероту

Неблагозвучное название заменили исторически верным

Читать еще:  Иностранный язык в зрелом возрасте – миссия выполнима

Сохранить стратегическую перспективу

Исторически Россия являлась и до сих пор является одним из мировых научно-технологических центров. Образование, фундаментальная наука и промышленная система составляют совокупность производительных сил

Окончен школьный роман: учительница из Астрахани, соблазнившая ученика, потеряла работу и смысл жизни

Учительнице биологии Екатерине Савиновой дали условный срок за роман с 15-летним Самвелом и запретили заниматься любимым делом

Открытие магазинов в Москве после самоизоляции с 1 июня 2020: какие заработают

Мэр города рассказал, какие магазины откроют в столице

В Москве разрешат прогулки: пока по графику

С 1 июня в столице заработают непродовольственные магазины, химчистки, мастерские

Карантин срывает крышу: Пригожин обещает избить Шнура, Михалков разносит Познера, а Уткин зовет Соловьева на баттл

Как развивались главные скандалы последних недель

День мотоциклиста 2020: история и традиции всемирного праздника

Ежегодно он отмечается в июне

Как поссорились Иван Иванович и Иван Никифорович

Наш колумнист — о последних скандалах между звездами

На конкурс Института развития интернета поступило более 400 проектов

Заявки по двум волнам конкурса в 10 раз превышают объем субсидий на 2020 год

В десяти городах Юга России пройдут Парады Победы

В них примут участие свыше 43 тысяч военнослужащих

В Москве с исторической достоверностью воссозданы Холмские ворота Бресткой крепости

Ко Дню пограничника в Музее Победы подготовили уникальную экспозицию, которая рассказывает о первых днях Великой Отечественной войны

“Он устроил советскую секту!»: Скандального «духовника Поклонской» запретили в служении

Схиигумена Сергия отлучили от церкви

Возрастная категория сайта 18+

Сборник задач для школьников 1914 года

Задачи подразделяются на следующие группы: статистические, социальные, трактующие об алкоголе, смешанные. В учебнике рассматриваются и бытовые задачи. Материал рассчитан на учащихся 3-7 классов (числа порядка тысяч и миллионов, проценты, части, дроби обыкновенные и десятичные).

Авторы советуют использовать задачи как дополнительный материал, не более 2 задач в неделю. Учебник интересен не только как задачник для школьников по математике, но и как статистическое пособие для оценки проблемы пьянства в Российской империи, особенно за период с 1910 по 1913 годы.

На сколько я знаю, в России начала ХХ века пили очень мало. А в задачах ну прям откровенная пропаганда алкоголя) Какого-то антиалкогольного зерна я в них не увидел)) Представил себе картину: я школьник 3-го класса и мне задают задачу про водочку, дескать, пора тебе сынок узнать, что это такое))

В 80-х годах XIX века, по оценке современников, десятки тысяч крестьян спивались и разорялись. Для того, чтобы приостановить этот крайне неблагоприятный процесс, правительство в 1885 г. приняло постановление, предоставляющее крестьянским обществам право по решению сельских сходов закрывать в селах винные лавки.

В одной Орловской губернии было составлено 1200 запретительных приговоров, в Саратовской вместо 1651 кабака осталось всего 82, в Курской вместо 2258 — 40. В Симбирской вместо 899 — 18, в Уфимской на 1723 тыс. душ населения осталось 15 кабаков.

Запретительные резолюции сельских сходов свидетельствуют о том, что в те времена большая часть мужского населения еще не была поражена пороком пьянства. Основными факторами, сдерживавшими в то время распространение пьянства, были, с одной стороны, православие (особенно старообрядчество) и ислам, дававшие прочный иммунитет против спаивания. Трезвость у верующих была в чести и борьба с пороком пьянства проводилась постоянно. С другой стороны, алкоголизации населения препятствовала занятость подавляющей его части сельским трудом, где, как известно, «день год кормит». Многодневный запой грозил крестьянину разорением.

Широкое недовольство населения алкоголизацией, олицетворявшейся частными кабаками, послужило одним из серьезных мотивов к восстановлению в 1894 г. правительством Александра III государственной монополии на водку. Место кабака заняла казенная лавка, в которой продавалась водка в закупоренной таре и только на вынос. Эта питейная реформа выявила, что часть населения серьезно поражена пьянством, и, в то же время, стимулировала развитие худших традиций потребления алкоголя.

Спиртные напитки стали потребляться на улице, что нанесло ущерб общественной нравственности. Известный русский юрист А. Ф. Кони писал: «Когда была введена казенная продажа вина, многие радовались, что кабак как средоточие спаивания… отжил свое время и, если можно так выразиться, распылился на спокойное домашнее употребление вина. Но эта иллюзия продолжалась недолго. Кабак не погиб, а прополз в семью и во многих случаях… внес в нее развращение и приучение жен и даже детей пить водку. Кабак… как ядовитый цветок распустился на улице».

Возле казенных лавок появились «стаканщики», которые предлагали свои услуги для откупоривания и стакан для распития водки. Постепенно формировался новый, более грубый вид алкогольного потребления — уличное распитие спиртного. Поражающий любого иностранца небезопасный обычай уличного распития водки гранеными стаканами существует в России, оказывается, вот уже более 100 лет.

К началу XX века в России сформировался опасный стиль потребления алкогольных напитков, когда алкоголь потребляется почти исключительно в виде крепких напитков, единовременными ударными дозами («залпом»). В 1911 г. в структуре винопотребления

водка занимала 89,3%.

Выдающийся русский врач В. М. Бехтерев писал: «Русский народ имел несчастную привилегию потреблять сорокаградусную водку, находиться в гораздо менее благоприятных условиях, чем народы запада, которые главным образом потребляют виноградное вино и пиво. Дело в том, что крепкие растворы алкоголя действуют особенно разрушительно, а при слабых растворах алкоголь не имеет такого вредного действия. …сплошь и рядом у нас практикуется питье водки целым стаканом, часто без закусывания и даже на голодный желудок. А в этом случае алкоголь действует много более вредно, нежели при потреблении такого же количества при других условиях».

Сложившийся стиль потребления водки залпом делал даже и нечастое потребление весьма опасным. Именно поэтому Россия, занимая по количеству потребляемого алкоголя одно из последних мест в мире, имела гораздо менее благополучную картину по многим показателям, характеризующим алкогольную ситуацию.

Так, в 1911 г. в России на 1 млн. населения приходилось свыше 55 смертей от алкогольного опоя, в то время как во Франции, где душевое потребление алкоголя было в 7 раз больше, чем в России, этот показатель составлял 11,5. В Петербурге ежегодно погибали от опоя по 20 человек на 100 000 населения, тогда как в Берлине таких смертей насчитывалось всего 3, а в Париже — 6. В Вене 1 больной алкоголизмом приходился на 1020 жителей, в Берлине на 369, а в Петербурге — на 22.

Несмотря на то, что по уровню потребления алкоголя Россия занимала одно из последних мест в Европе, в августе 1914 г., когда началась Первая Мировая война, император Николай Второй запретил продажу водки и других крепких спиртных напитков. Первоначально запрет был введен в качестве временной меры, однако по завершении мобилизации он остался в силе. Постепенно запрет распространили на вино и пиво. Последний русский царь предрешил навсегда воспретить в России казенную продажу водки. Ни в одной стране мира до 1914 г. подобных радикальных мер по снижению потребления алкоголя не принималось.

За первые годы войны потребление алкоголя в стране сократилось в несколько раз. Сократилось число нарушений общественного порядка, прогулов, повысилась производительность труда на промышленных предприятиях. Однако со второй половины 1915 г. и особенно в 1916 г. стало все более массовым потребление самогона, лаков, политуры и других спиртосодержащих веществ, что привело к многочисленным отравлениям и росту алкогольных заболеваний, распространению скрытых форм злоупотребления алкоголем.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector